Биография чаплиной веры васильевны. "Друг чабана" и "Случайные встречи"


Долгое время я работала в Зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник. Читать...


Попал Фомка в Москву не поездом, не пароходом, а прилетел на самолёте. Маршрут его: остров Котельный - Москва. Читать...


В одной клетке сидела волчица, а в соседней - собака из породы овчарок. Читать...


Ная - это выдрёнок. Туловище у Наи длинное и гибкое, словно без костей; головка приплюснутая, похожа на змеиную, и маленькие, как бусинки, глаза. Читать...


С самого утра не ладилось дело. Скисло молоко, не привезли вовремя мяса. Голодный молодняк пищал на разные голоса, а тут ещё принесли лосёнка. Читать...


Когда я вошла в клетку, волчонок забился в угол и испуганно скосил глаза. С рыжеватой шерстью, круглолобый, он мне понравился сразу. Читать...


Этого медвежонка назвали Копушей, потому что она вечно копалась: последней выходила на прогулку, последней съедала свой обед. Читать...


Это случилось как раз в то время весны, когда у лисицы уже пищали в норе лисята, а по лесу со своими медвежатами бродила медведица и отовсюду слышался многоголосый птичий хор. Читать...


Я не хочу называть издательство, где произошёл этот случай, скажу лишь одно: в нём рождались книжки, которые очень любят ребята. Читать...


Слава с мамой совсем недавно переехали в один из новых районов города. Их квартира была на самом последнем - двенадцатом - этаже. Славе нравилось, что они живут так высоко. Читать...


Его звали Мухтар. Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. Читать...


Вот уже третьи сутки моросил въедливый, холодный дождь. Резкий ветер давно сорвал с деревьев последние листья, и теперь они лежали бурые, поблёкшие, словно приклеенные дождём к земле. Читать...


Марина пришла из школы гордая и счастливая. Ещё бы, у неё в дневнике почти одни пятёрки. Читать...


Скворечник у нас новый и красивый. Со всех сторон мы обили его корой от берёзы, и он стал похож на настоящее дупло. Читать...


Небольшой рыболовецкий колхоз раскинулся у самого берега Белого моря. Так близко, что во время прилива вода подбегала почти к самым домам, а когда уходила, то за нею по камням тянулись тёмно-зелёные скользкие водоросли. Читать...


В то лето я поселилась у одного лесника. Изба у него стояла на полянке, окружённая лесом, и через усадьбу, журча по камешкам, бежал узкий ручеёк. Сам лесник Иван Петрович был ещё и охотник. Читать...


Однажды у нас на даче, под карнизом террасы, поселились два воробья. В большую щель, которая образовалась в доске, они старательно таскали пёрышки, подобранные где-то кусочки ваты, пух, соломинки и вообще всё, что годилось для постройки гнезда. Читать...


О том, что две маленькие серые птахи избрали для своего гнезда самый дальний уголок сада, София Петровна догадалась сразу. Впрочем, догадаться было совсем не трудно, наблюдая, как птицы старательно тащили туда какие-то пушинки, пёрышки, пучки тонких сухих травинок. Читать...

После возвращения в Москву Чаплина с раннего утра до позднего вечера находилась в зоопарке. Молодость стремительно сменилась самостоятельной и взрослой жизнью, и из добровольного помощника Чаплина вскоре превратилась в организатора и смотрителя площадки, на которой содержались животные-одногодки.

Прошли годы, и Вера Чаплина стала описывать свой опыт в книге «Малыши с зелёной площадки». Эта книга имела ошеломительный успех, а через несколько лет свет увидели рассказы Веры Чаплиной о животных, собранные в книге «Мои воспитанники». В этом сборнике писательница впервые с грустью и добротой рассказала читателям о львице по имени Кинули, которую воспитывали в городской квартире.

Рассказы о животных «Пуська», «Испорченный отпуск», «Как хорошо!» наполнены комическими ситуациями, возникающими при более тесном знакомстве с четвероногими друзьями. Порой создаётся впечатление, что Вера Чаплина ставила своей целью не поведать нам о каких-то животных, а помочь заметить их и разглядеть.

В потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте .

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница. - Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев, и мне здорово попадало» . Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

Матери удалось разыскать Веру, и в 1923 году они возвратились в Москву. Вскоре 15-летняя девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель . Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Вера Чаплина принимала участие в первой студийной записи Московского телецентра: «…Первая студийная передача состоялась 4 апреля 1938 года. В программе, продолжавшейся более двух часов, выступили артисты И. Ильинский, А. Редель, М. Хрусталев, шахматисты Н. Рюмин и В. Алаторцев и др. Зрители увидели также звуковой кинофильм „Кинули“ (о воспитании львенка) и питомцев сотрудницы Московского зоопарка В. Чаплиной: сову, белку, собаку динго и волка, которых она привезла в студию…» .

В 1937 году её назначили заведующей секцией хищников . В мае 1941 года Вере Чаплиной объявляют благодарность «как лучшей ударнице Московского зоопарка». В начале войны Чаплину вместе с частью особо ценных животных направляют в эвакуацию на Урал, в Свердловский зоопарк (Уралзоопарк) . «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спустя писательница. - Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и …зверями» . В тяжелейших условиях войны Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года её назначают заместителем директора (зав. зоочастью) Уралзоопарка, а весной 1943 года возвращают в Москву и назначают директором производственных предприятий Московского зоопарка . В марте 1944 Исполнительный Комитет Московского Городского Совета депутатов трудящихся награждает Веру Чаплину нагрудным знаком «Отличник городского хозяйства Москвы» .

Более 20 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы как «Фомка-белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в СП СССР , то рекомендовавшие её Самуил Маршак и Лев Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.

Литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал писатель-натуралист Георгий Скребицкий . В соавторстве они создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники » (1951) и «В лесной чаще » (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949) . И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. В 1955 году она выпускает сборник рассказов «Питомцы зоопарка » (окончательно завершён в 1965 году). Среди героев рассказов Чаплиной такие знаменитые животные Московского зоопарка, как волк Арго , тигры Раджи и Сиротка , медведи Борец и Марьям , кондор Кузя , слон Шанго и другие.

Произведения писательницы иллюстрировали такие мастера книжной графики, как Дмитрий Горлов , Георгий Никольский , Алексей Комаров , Вадим Трофимов , Евгений Чарушин , Вениамин Белышев, Евгений Рачёв , Владимир Конашевич . Кроме того, с Чаплиной работали и многие известные фотографы, среди них - Марк Марков-Гринберг , Эммануил Евзерихин , Самарий Гурарий , Анатолий Анжанов, Виктор Ахломов.

В 1950-1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной, помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, Израиле, Португалии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Это весьма примечательно, ибо как раз советская идеология в них совершенно отсутствовала. Впрочем, данное обстоятельство не мешало «Издательству литературы на иностранных языках» , расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарка» английском, немецком, испанском, арабском, корейском, хинди, бенгали, урду и других языках.

В сборнике «Друг чабана» (1961) и в цикле поздних рассказов «Случайные встречи» (1976) появляются новые черты творчества Веры Чаплиной. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приходят образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. Рассказы «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» - полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, и что люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение.

Не одно поколение читателей выросло на произведениях Веры Чаплиной (общий тираж её книг превышает 20 миллионов экземпляров ). И хотя первые рассказы Чаплиной о питомцах Московского зоопарка появились в уже далеких 1930-х годах, и давно стали дедушками и бабушками их первые юные читатели, её книги переиздаются вновь, и вновь они пользуются успехом.

Память

Основные произведения

  • «Малыши с зеленой площадки» - сборник рассказов (1935)
  • «Кинули» - повесть (1937, окончательная редакция 1955)
  • «Мои воспитанники» - сборник рассказов (1937)
  • «Четвероногие друзья» - сборник рассказов (1947)
  • «В Беловежской пуще» - книга очерков (в соавторстве с Георгием Скребицким (1949)
  • «Орлик» - сборник рассказов (1954)
  • «Питомцы зоопарка» - цикл рассказов (1955, окончательная версия - 1965)
  • «Друг чабана» - сборник рассказов (1961)
  • «Несносный питомец» - сборник рассказов (1963)
  • «Крылатый будильник» - сборник рассказов (1966)
  • «Случайные встречи» - сборник рассказов (1976)

Переводы на иностранные языки

Произведения Веры Чаплиной многократно переводились на языки народов мира. Большой успех имел ее послевоенный сборник «Четвероногие друзья», только в 1949-1950 годах переведенный на немецкий, белорусский, венгерский, польский, болгарский, чешский и словацкий языки. Особенно популярны книги Чаплиной были у немецких читателей: берлинское детское издательство «Der Kinderbuchverlag» свыше десяти раз переиздавало «Четвероногих друзей» (после 1955 г. дополненное рассказами из сборника «Питомцы зоопарка»), а с учетом изданий 1970-х и 1980-х гг. оно выпустило в переводе на немецкий язык практически все основные произведения Чаплиной. В 1956 году по инициативе и в переводе французской писательницы и переводчика Мари Лахи-Холлебек парижское издательство «Les Éditions La Farandole» выпускает сборник рассказов Веры Чаплиной «Mes amis à quatrepattes». В том же году в Токио выходит двухтомное издание «Питомцев зоопарка» с предисловием директора УЭНО–Зоопарка Тадамити Кога (издательство «Hakuyosha»).

В 1965 году повесть «Кинули» публикуется в Нью-Йорке издательством «Henry Z. Walck, Inc» в переводе Айви Литвиновой , которая не стала искать соответствия необычному имени львицы в английском языке, в отличие от Стивена Гэрри, переводчика лондонского издания 1939 г., давшего Кинули не вполне точное имя «Foundling» – «Найденыш». Не нашли английского аналога имени Кинули и переводчики другой американской книги Чаплиной, «True Stories from the Moscow Zoo» («Рассказы из Московского зоопарка»), выпущенной в 1970 г. издательством «Prentice-Hall, Inc», Englewood Cliffs, Нью-Джерси. Одна из переводчиц, профессор-славист Мичиганского университета Лидия Наумовна Паргмент стала инициатором этого издания. В общей же сложности произведения Веры Чаплиной опубликованы в переводах на 40 языков (в более чем 130 изданиях) .

Фильмография

  • Потомок араба - игровой фильм, киностудия Госкино, 1926, режиссёр Яков Морин, оператор Александр Гринберг
  • Господа Скотинины - игровой фильм, киностудия Совкино , 1926, режиссёр Григорий Рошаль , операторы Николай Козловский и Давид Шлюглейт , в эпизоде фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной
  • Такая женщина (другое название: Чужая) - игровой фильм, кинокомпания Межрабпом-Русь , 1927, режиссёр Константин Эггерт , оператор Луи Форестье , в эпизоде фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной, она же снималась дублершей героини в эпизоде нападения волка
  • Кинули - научно-популярный фильм, 1 часть. Мостехфильм , 1935, режиссёр Борис Павлов, сценарист Вера Чаплина , оператор Андрей Глазов, музыкальное оформление Г. Березовский
  • «Кинули дома у Чаплиной» - фрагмент сборника «Совкиножурнал» № 16, 1936 г., режиссёр Л. И. Степанова (съемки начала марта 1936 г. в комнате коммунальной квартиры, где львица Кинули жила в семье Чаплиной)
  • Похождения медвежонка - детский короткометражный игровой фильм, кинофабрика Рот-Фронт, 1936, режиссёр Таиса Арусинская, сценарист Вера Чаплина, оператор Георгий Рейсгоф , композитор Михаил Раухвергер
  • Исследование инстинктов у хищников и млекопитающих - научно-популярный фильм, 1 часть. Мостехфильм , 1939, режиссёр Борис Павлов, оператор Г. Трояновский, научный консультант Вера Чаплина
  • Инстинкт в поведении животных - научно-популярный фильм, 2 части. Мостехфильм , 1940, режиссёр Борис Павлов, сценарист Вера Чаплина , оператор Г. Трояновский
  • Хищники - научно-популярный фильм, Мостехфильм , 1940, режиссёр Борис Светозаров , оператор Борис Фильшин, научный консультант Вера Чаплина
  • Лесные путешественники - мультфильм, Союзмультфильм , 1951, режиссёр Мстислав Пащенко , сценаристы Вера Чаплина и Георгий Скребицкий , оператор Михаил Друян
  • В лесной чаще - мультфильм, Союзмультфильм , 1954, режиссёр Александр Иванов , сценаристы Вера Чаплина и Георгий Скребицкий, оператор Николай Воинов

Диафильмы

См. также

Примечания

  1. В. В. Чаплина. Автобиографические записи. РГАЛИ, фонд № 3460 (Чаплина Вера Васильевна)
  2. Очерки по истории советского радиовещания и телевидения // Телевидение и радиовещание в СССР (под общ. редакцией А. П. Болгарева). М., 1979. С. 31.
  3. Приказ № 141 по Московскому зоопарку от 10 ноября 1937 (Трудовая книжка В. В. Чаплиной // РГАЛИ, фонд № 3460)

Вера Чаплина родилась 24 апреля 1908 г в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре она стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка.Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу о площадке молодняка.

Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а с 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник. В 1950 году Чаплина вступала в Союз Писателей. В 1950-1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной, помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы.

Вера Васильевна Чаплина (1908–1994) – известная детская писательница-анималист, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком.

Вера Чаплина родилась в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница. - Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев, и мне здорово попадало». Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

Матери удалось разыскать Веру, и в 1923 году они возвратились в Москву. Вскоре 15-летняя девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П.А. Мантейфель. Будущая писательница не только выкармливала соской детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу. В 1935 году были опубликованы и имели успех «Малыши с зеленой площадки». Как и для многих авторов, определяющей для Чаплиной стала её вторая книга - «Мои воспитанники» (1937). И действительно, вошедшие в неё рассказы, среди которых «Арго», «Лоська», «Тюлька», стали одними из лучших в её творчестве. А история про львицу Кинули, воспитанную в городской квартире, кроме того получилась настоящим бестселлером, ожидаемым читателями ещё до своей публикации.

События, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в Москве, но и далеко за её пределами благодаря многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. На Чаплину буквально обрушился поток писем от незнакомых детей и взрослых из разных городов страны. Причем большинство из них, не зная её точного адреса, надписывали конверты просто: «Московский зоопарк, Кинули Чаплиной». Вскоре известность становится международной: в декабре американская «The Christian Science Monitor» публикует большую статью о Вере Чаплиной, Кинули и площадке молодняка; затем с ней заключают договор об издании произведений за границей, и в 1939 году в Лондоне выходит книга её рассказов «My Animal Friends», George Routledge & Sons Ltd.

В 1937 году Чаплину назначили заведующей секцией хищников. В начале войны Веру Чаплину вместе с частью особо ценных животных направляют в эвакуацию на Урал, в Свердловский зоопарк. В хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей (сына и дочери), и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под Пермью. Особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спустя писательница. - Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и …зверями». В тяжелейших условиях войны Чаплина проявила себя умелым и решительным организатором. Летом 1942 года её назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка.

Более 20 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку. В 1946 году она перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы, как «Фомка-белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в Союз писателей, то рекомендовавшие её Самуил Маршак и Лев Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.

Литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал писатель-натуралист Георгий Скребицкий. В соавторстве они создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949). И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. В 1955 году она выпускает сборник рассказов «Питомцы зоопарка» (окончательно завершён в 1965 году). Среди героев рассказов Чаплиной такие знаменитые животные Московского зоопарка, как волк Арго, тигры Раджи и Сиротка, медведи Борец и Марьям, кондор Кузя, слон Шанго и другие.

Произведения писательницы иллюстрировали такие мастера книжной графики, как Дмитрий Горлов, Георгий Никольский, Алексей Комаров, Вадим Трофимов, Евгений Чарушин, Вениамин Белышев, Евгений Рачёв, Владимир Конашевич. Кроме того, с Чаплиной работали и многие известные фотографы.

В 1950–1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной знакомятся во Франции, Японии, Израиле, Португалии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Это весьма примечательно, ибо как раз советская идеология в них совершенно отсутствовала. Впрочем, данное обстоятельство не мешало «Издательству литературы на иностранных языках», расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарка» английском, немецком, испанском, арабском, корейском, хинди, бенгали, урду и других языках.

Сама писательница после ухода из зоопарка и тяжелой болезни с начала 1950-х годов жила все более замкнуто. Чаплину не волновала мишура публичных выступлений, она не стремилась пролезть в «литературное начальство», а отношение к ней со стороны начальства зоопарковского было на удивление прохладным. Зато Вера Васильевна сделалась общественным инспектором охраны природы, научилась водить машину (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита). Выросли ее дети, появились внучки, прибавилось семейных забот. Вера Васильевна привыкла быть лидером – основной груз ответственности в семье она всегда несла на своих плечах. Но с детства она имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других. С возрастом этот талант помогал писательнице находить все новые и новые сюжеты для рассказов.

Не одно поколение читателей выросло на произведениях Веры Чаплиной (общий тираж её книг превышает 20 миллионов экземпляров). И хотя первые юные читатели первых рассказов Чаплиной давно стали дедушками и бабушками, её книги переиздаются вновь, и вновь они пользуются успехом.

Вера Чаплина похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Чаплиной Веры Васильевны

Происхождение

Вера Васильевна Чаплина (настоящая фамилия Кутырина-Михайлова), детская писательница-анималист, родилась 24-го числа в апреле месяце 1908 года в Москве. Отец Чаплиной был юристом, его имя – Василий Михайлович Кутырин, мать – Чаплина Лидия Владимировна, по образованию музыкант, окончила Московскую консерваторию. Дед писательницы по матери был дворянином, он был очень знаменит. Его звали Владимир Михайлович Чаплин. Он был профессором-теплотехником, крупным инженером. Дед был известным меценатом и воспитал архитектора Константина Мельникова. В семье Кутыриных было трое детей, у Веры был брат Вася и сестра Валя.

Детский дом

В хаосе гражданской войны Вера Чаплина потерялась и оказалась в детском доме. Это большое горе ей удалось пережить. Она разыскала мать в 1923 году. Затем они приехали в Москву. В детском доме Вера спасалась тем, что ухаживала тайком от воспитателей за домашними животными, которых находила в огромном саду. Она спасала также птенцов.

Зоопарк

Вера в Москве ходила в зоопарк и в кружок юных биологов. Кружком руководил профессор Мантейфель. Вера вела научную работу, выкармливала животных и организовала площадку для молодняка. Это было новаторством, эксперимент воспитания на одной площадке детёнышей разных животных вызывал огромный интерес зрителей. Чаплина отдала работе в зоопарке более 30 лет. В 1937 году она стала заведующей секцией хищников. В 1941 году она получила благодарность как ударница зоопарка. В эвакуации сотрудники зоопарка самоотверженно сражались за жизнь питомцев.

Литературные труды

Чаплина постоянно писала о животных повести и рассказы, начиная с 1935 года. Они стали широко известны, так как печатались в газетах. Постоянные занятия литературным трудом начались в 1946 году. Вера Чаплина выпустила в 1947 году новый сборник повестей и рассказов "Четвероногие друзья". В 1950 году Чаплина стала членом Союза писателей. Её произведения издавались не только в СССР, но и в Праге, Варшаве, Берлине, Софии, Братиславе. Писательница 10 лет трудилась над книгой "Питомцы зоопарка", сборник был издан в 1965 году. С героями её книг познакомились во всём мире: в Японии, Франции, США и других странах. Её издавали на всех языках: испанском, хинди, арабском и многих других. Новые черты творчества появились в циклах позднейших рассказов. Она рассказывала о комических ситуациях, в которые попадали люди при более близком, тесном знакомстве с очаровательными животными. Остроумно и без насмешки над животными она рассказывала о зверятах, способных быстро вывести даже самого спокойного человека из себя. Общий тираж произведений Чаплиной превысил 17 миллионов экземпляров. С конца 1940 годов соавтором Чаплиной был писатель-натуралист Георгий Скребицкий. Они вместе создавали сценарии к мультфильмам, книги очерков. На книгах Чаплиной выросло не одно поколение советских читателей, они оставались любимыми книгами и переиздавались вновь и вновь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Фильмография

По книгам Чаплиной было создано множество научно-популярных фильмов, художественных фильмов, мультфильмов, короткометражных фильмов и диафильмов для маленьких детей.

Награды

Чаплина получила медаль "За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 годов", ещё медаль "За трудовое отличие", а также медаль "Ветеран труда".

Смерть

Писательница умерла в 1994 году в декабре месяце 19-го числа.