Эрнст неизвестный скульптор личная жизнь. Ушел из жизни советский скульптор Эрнст Неизвестный (12 фото)

Эрнст Иосифович Неизвестный - знаменитый на весь мир советский и американский скульптор-монументалист. Работы Неизвестного находятся во многих странах мира. Сам художник является обладателем многих престижных наград и премий, а его имя навсегда останется в списке самых великих скульпторов всех времён.

Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (Екатеринбург). В 1943 году был призван в Красную армию и стал участником Великой отечественной войны. 22 апреля 1945 года был тяжело ранен в Австрии. В результате ошибки, Неизвестного посчитали погибшим и наградили посмертно орденом Красной звезды.

В 1976 году Эрнст Неизвестный эмигрировал в Цюрих, Швейцария, а в 1977 году переехал жить в Нью-Йорк, США. В Америке Неизвестный получил широкое признание и прославился на весь мир. С 1989 года часто приезжал в Россию. Самыми известными работами стали такие скульптуры и скульптурные композиции, как «Прометей» во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», статуэтка «Орфей», которая сегодня больше известна как «ТЭФИ», «Маска скорби» в Магадане, посвящённая жертвам репрессий в СССР, «Золотое дитя» в Одессе, «Древо Жизни» в Москве, «Цветок лотоса» в Египте (самая большая скульптура Неизвестного - 75 метров), «Возрождение» в Москве и многие другие. Последней работой знаменитого скульптора стал памятник Дягилеву, который установлен в Перми.

Эрнст Неизвестный был женат на скульпторе Дине Мухиной. От первого брака у Неизвестного осталась дочь - Ольга, которая также является художницей. Второй брак скульптор заключил с Анной Грехем. В последнее время проживал в Нью-Йорке, где преподавал Колумбийском университете. Скончался на 92-м году жизни, 9 августа 2016 года.

Эрнст Неизвестный скульптуры с названиями

Эрнст Неизвестный фото

Бронзовая статуэтка «Орфей»

Возрождение России

Древо жизни

Золотое дитя

Маска скорби

Мемориал «Память шахтёрам Кузбасса»

Надгробный памятник Н. Хрущёву

Памятник Н.С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище

Памятник Сергею Дягилеву в Перми

Первые крылья

Прометей

Скульптурная композиция в Артеке «Прометей и дети мира»

Покорение гранита. Монолит гранита уникальных размеров, однородного строения, не пораженный трещинами, является национальным достоянием. Но при одном условии: волей, талантом и упорством скульптора этот камень должен быть преобразован в явление культуры, и стать бесценным свидетельствомистории народа.
Гранит от мастера требует мотивации и пророчества. Изделие из гранита - вечно, во всяком случае, оно способно преодолеть и огонь, и ветер, и победы, и поражения. Монументальная скульптура - это послание в будущее, это овеществлённое преодоление времени.


Сибирский гранитный карьер. Добыча моноблоков

Но самый могучий проект, обусловленный особым качеством гранита из Сибирского карьера,остался неосуществлённым.
И этот проект связан с именем скульптора Эрнста Неизвестного.
Читаем Википедию. Родился в 1925 г. в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и Беллы Абрамовны Дижур ( 1903 2006 ), писавшей научно-популярные книги для детей.
С
1939 по 1942 гг. участвовал во Всесоюзных конкурсах и посещал школу для художественно одаренных детей сначала в Ленинграде, а в годы войны — в Самарканде. В 1942 году в возрасте 17 лет Неизвестный был призван в Красную Армию . Служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта . В конце Великой Отечественной войны 22 апреля 1945 г. в Австрии был тяжело ранен, признан погибшим и за проявленный героизм «посмертно» награждён орденом Красной Звезды .
После войны некоторое время преподавал черчение в Суворовском училище в Свердловске, в
1946 1947 гг. обучался в Академии Художеств в Риге , а затем, в 1947 1954 гг. — в и на философском факультете Московского государственного университета .
В
1955 году становится членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР и до 1976 года занимается художественной деятельностью в СССР.
Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его экспрессию и мощную пластику, часто составлялись из частей человеческого тела. Он предпочитал создавать скульптуры в
бронзе , но его монументальные скульптуры создавались из бетона . Наиболее известные монументальные произведения Неизвестного объединены в цикл, над которым Неизвестный работал с 1956 года . Лучшим произведением этого цикла является скульптура «Дерево Жизни». Наиболее значительным произведением Неизвестного в советский период является «Прометей» во Всесоюзном пионерском лагере Артек ( 1966 ).


Эрнст Неизвестный.
http:// www. openspace. ru/ media/ air/ details/17931/? print= yes

В 1976 году Неизвестный эмигрирует в Цюрих (Швейцария ), а в 1977 г. переезжает в Нью-Йорк , США .
В 1980-х годах Неизвестный много раз выставлялся в Magna Gallery в Сан-Франциско . Его выставки имели большой успех. По заказу галереи Магна в конце восьмидесятых годов Неизвестный создал цикл «Man through the Wall» (Человек (прорывается) через стену), который был посвящен крушению коммунизма . В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах Орегона в городе Юджин и в университете Беркли в Калифорнии . В 1994 году создал статуэтку ТЭФИ . В 1996 году Неизвестный закончил своё монументальное (высотой в 15 метров) произведение « Маска скорби », посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане .Неизвестный живёт в Нью-Йорке и работает в Колумбийском университете . Он часто посещает Москву , где праздновал свой 80-летний юбилей.
В
Уттерсберге ( Uttersberg , Sweden ) существует музей скульптур Неизвестного. Несколько скульптурных изображений распятия , созданных Неизвестным, приобрёл папа римский Иоанн Павел II для музея Ватикана .
Одна из последних работ Эрнста Неизвестного — памятник Сергею Дягилеву , установленный в Перми .
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, Государственная премия Российской Федерации 1995 года присуждена «Неизвестному Эрнсту Иосифовичу, скульптору, — за серию скульптурных произведений из бронзы. Зарубежный почётный член Российской академии художеств .
Казалось, все необходимые условия осуществления масштабного проекта странным образом сошлись у нас здесь в Екатеринбурге. Судьба скульптора - Эрнста Неизвестного - связана со Свердловском. Во-первых, его родители занимали видное положение в кругу интеллигенции города. Во-вторых, юный Эрнст преподавал черчение в Суворовском училище. Во-вторых он создал свои первые скульптурные опыты в лучших традициях соцреализма (см. экспозицию в Музее истории Екатеринбурга).


И.В. Сталин знакомит В.И. Ленина с Я.М. Свердловым.
Скульптура (гипс). Эрнст Неизвестный.
Музей истории Екатеринбурга

Но самый главный и мучительный для нас проект зрелого мастера остался неосуществлённым на Уральской земле.
Новая Россия, рожденная в муках и крови, прощалась со своим советским прошлым, но не могла его забыть. Знаком и символом такой горькой памяти был проект Эрнста Неизвестного.
И могучее тело гранита, вскрытое Сибирским карьером, обещало будущий подвиг скульптора.
Уже был выбран монолитный блок, необходимый для создания ключевых композиций скульптуры.
Талант мастера был соразмерен граниту.
Гранит былсоразмерен масштабу трагедии народа и власти.
Гранит был соразмерен судьбе мастера.
И всё-таки этот проект не был осуществлён.
Невыносимый проект. «…В 1987 году на волне всеобщего покаяния по поводу сталинского режима в Магадане решили увековечить память жертв сталинских репрессий. Москва проект благословила и обратилась к Эрнсту Неизвестному, уже давно переехавшему в США. Скульптор согласился разработать макет памятника и предложил идею триптиха «Маски скорби». По его задумке монумент должен был расположиться в трех городах, неофициальных столицах ГУЛАГа. Первая часть в Воркуте, вторая в Магадане, а третья в Свердловске (родном городе художника), на стыке Европы и Азии. Идею одобрили.
В 1990 году Свердловский горисполком подписал договор с Эрнстом Неизвестным на подготовку макета. Время было безденежное, и скульптор в процессе работы отказался от гонорара в семьсот тысяч долларов. Эти деньги он предложил направить на изготовление самого пятнадцатиметрового монумента. Трехметровый гипсовый макет был изготовлен и передан в собственность города» Марина ВОРОПАЕВА.
Ещё одна цитата: «МАСКА СКОРБИ» ( Chel . ru ): Как только в СССР началась эпоха перемен, Неизвестный приезжает на родину. Приезжает на время: воочию увидеть перемены, встретиться с друзьями. У Эрнста Иосифовича идея - установить в «Треугольнике скорби» - Екатеринбург - Воркута - Магадан монументы в память жертв сталинских репрессий. Вначале на Урале предложение было принято с пониманием и благодарностью: сын России дарит родному городу свое произведение. «Маска скорби» представляет из себя огромное по высоте (до 17 метров ) лицо-маску… скорбящего человека. А слезы, скатывающиеся вниз, изображены в виде человеческих черепов: каждая слезинка - судьба человеческая. В мастерских Свердловского худфонда начались работы под руководством автора. Но…»


Маска скорби. Европа-Азия
«Масштабная модель монумента «Маски: Европа-Азия» представляет собой двустороннюю композицию, состоящую из двух плачущих масок (европейский и азиатский лики), одна из которых обращена лицом на запад, другая - на восток. Скульптура задумывалась еще в 50-х годах как часть триптиха в память о жертвах политических репрессий». (Наталья Потапова).
В зале музея истории Екатеринбурга на постаменте размещены гипсовые "маски скорби" - проект памятника жертвам тоталитарного насилия. Основная мысль этого творения в том, что если умирает одни человек (а точнее, погибает от рук палачей, как зачастую было в конце 30-х годов прошлого столетия), умирает и вся его цепочка, семья. Сам Эрнст Неизвестный называет скульптуру "Памятником коммунистической утопии". Ожидалось, что композиция станет проектом памятника жертвам политических притеснений». (Музей истории Екатеринбурга)

Маска скорби. Магадан
«


Моноблоки гранита: невоплощённые монументы

« Уже открылись памятники в Воркуте и Магадане (только в Магадане! Э.Н). Кстати, автор отказался от гонорара и за эти работы. А трехметровый макет «Маски: Европа-Азия» так и томился в Художественном фонде Екатеринбурга. Его распилили на части, чтобы было удобнее занести в подвал» (М.В.)
Таким образом, «инициатива на рубеже 90-х годов обществом не была поддержана, существовал миф, что "американский еврей" не имеет права сооружать подобные памятники на советские деньги. В итоге средства Москвой были выделены, но в Екатеринбурге их так и не получили. Вопрос с созданием памятника до сих пор нерешен. Его макет теперь будет храниться в музее истории Екатеринбурга». (Музей истории Екатеринбурга)


Эрнст Неизвестный
http :// www . aidarovart . ru / portrait

Эрнст Неизвестный. Его смерть погибла на войне
Он живёт свои семь жизней:
Первая. Детская жизнь и юность в семье
Вторая. Творческая жизнь соцреалиста
Третья. Обучение в военной школе
Четвёртая. Жизнь и смерть лейтенанта на войне
Пятая. Жизнь советского диссидента
Шестая. Жизнь современного скульптора-модерниста, который не только объясняет современное искусство Н.С. Хрущёву, но и создаёт памятник на его могилу
Седьмая. Наконец, он стал всемирно известным мастером, и будет жить всегда.

9 августа 2016 года ушел из жизни талантливый и Гениальный скульптор – Эрнст Неизвестный , создавший за весь период своего творчества более 850 скульптур, многие из которых стали известными не только на территории бывшего СССР, но и во всем мире.

Краткая биография

Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске в семье врача-оториноларинголога и поэтессы. Также его мама писала научно-популярные книги для детей, был химиком по профессии.

С 14 лет Эрнст принимал участие во Всесоюзных конкурсах детского и юношеского творчества. В 1942 году начал обучение в Ленинградской художественной школе при Всероссийской Академии Художеств .

Период Великой Отечественной войны

В конце лета 1942г. был призван в армию и принимал участие в боевых действиях во время Великой Отечественной Войны вплоть до весны 1945 года.

Имеет награды:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
  • Орден Красной Звезды.
  • Медаль «За взятие Будапешта».
  • Медаль «За отвагу».
  • Орден Почета, врученный ему Владимиром Путиным в октябре 2000 года.

Смерть и воскрешение

После тяжелого ранения в Австрии 22 апреля 1945 года Эрнст Неизвестный попал в госпиталь и через некоторое время был признан мертвым.

Из личных воспоминаний:

«Я был ранен очень тяжело, разрывная пуля пробила грудь, выбила три ребра, три межпозвоночных диска, порвала плевру. Я только много позже узнал, что я почти Рэмбо, потому что убил двенадцать фашистов. И это был рукопашный бой, лицом к лицу в окопах. Ну и, естественно, я начал умирать.

Пока меня везли, немцы вовсю бомбили, мне еще досталось взрывной волной, добавилась контузия. Так что, в конце концов, я весь был закован в гипс, абсолютно невменяем.

И в какой-то момент меня сочли мертвым и отнесли в подвал. Однажды санитары, молодые мальчишки, потащили меня. А тяжело же, они меня неловко сбросили - что с мертвым считаться?! И тут с гипсом что-то произошло, сдвинулось, я заорал. Меня и реанимировали…»

Творчество Эрнста Неизвестного

Работа третьего курса Суриковского училища Эрнста Неизвестного получила международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей. Работа пятого курса - «Строитель Кремля Федор Конь» была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем.

50-е годы

В 1954-1962 годах Неизвестный участвовал в молодежных республиканских и всесоюзных выставках в Москве, в их числе:

  • выставка на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957, где скульптор получил две премии;
  • всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ» в 1958;
  • выставка произведений художников студии Э. Белютина («Таганка») в 1962 с участием Ю. Соостера, В. Янкилевского и Ю. Соболева-Нолева.

В 1955 году Эрнст Неизвестный становится членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР и до 1976 года занимается художественной деятельностью в СССР.

В начале 1950-х гг. Эрнст Неизвестный создал серию скульптур «Война - это…» , «Роботы и полуроботы» , создавал целые альбомы рисунков под общим названием «Гигантомахия, или Битва гигантов» .

В 1956 г. художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни» - гигантской скульптуры, символизирующей творческий союз искусства и науки. Этот проект, по словам скульптора, является основным делом его жизни .

В 1957 году Неизвестный создает статую, ставшую известной - «Мертвый солдат» . Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и все еще судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом еще символизирующего борьбу, движение вперед.

Далее он создает образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).

60-е годы

В 1959 г. Эрнст Неизвестный стал победителем Всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне.

В 1961 году состоялась первая персональная выставка Неизвестного - в московском клубе «Дружба». В 1962 г. он участвовал в знаменитой выставке в Манеже «30 лет МОСХ», разгромленной Никитой Хрущевым, который назвал его скульптуры «дегенеративным искусством»:

- Почему ты так искажаешь лица советских людей?

С 1965 г. он неоднократный участник художественных выставок на Западе.

Наиболее значительным произведением Неизвестного в советский период является декоративный рельеф «Прометей» (длиной 150 м) во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» (1966) и «Цветок лотоса» (высотой 87 м), сооруженный у Асуанской плотины в Египте (1971г).

В 1970 г. выходит роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Эрнста Неизвестного.

Конфликт с главой СССР

За свои работы Неизвестный подвергся критике со стороны тогдашнего главы Советского Союза Н. С. Хрущева, который в 1962 году на выставке назвал его скульптуры «дегенеративным искусством».

Позже по просьбе родственников бывшего главы государства Эрнст Неизвестный создал надгробный памятник Н. С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище. За свою работу скульптор не взял ни копейки. А насильно сунутую ему пачку банкнот от сына бывшего генсека вышвырнул на ходу из окна машины: «Пусть Москва помянет Никиту…»

70-е годы

В 1974 году выполняет огромный рельеф (970 м² ) в здании Московского института электронной техники в Зеленограде.

В 1973-1975 гг. Неизвестный создает восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше.

В 1975 году Эрнст Неизвестный создает барельеф на здании архива ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде. Это было последнее произведение в Советском Союзе перед эмиграцией. Теперь это одно из зданий Госархива .

С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие. На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.

Из его 850 скульптур у него закупили только 4 . Против него возбуждались уголовные дела: его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Его постоянно избивали, в глину подсыпали стекло, после чего он получал множественные порезы и подолгу не мог работать.

После отъезда за рубеж

В 1983 г. Эрнст Неизвестный был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета (США), профессором философии Колумбийского университета. В 1986 г. его избрали в Шведскую Королевскую Академию наук и Нью-Йоркскую Академию Искусств и Наук, а в 1989 г. Неизвестный стал членом Европейской Академии искусств, наук и гуманитарных знаний.

В конце 1980-х по заказу галереи Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско (США) Неизвестный создал цикл «Man through the Wall», который был посвящен крушению коммунизма. В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах Орегона в городе Юджин и в университете Беркли в Калифорнии.

В 1987 г. в шведском городе Уттерсберге (швед. Uttersberg) открылся музей «Древо жизни» , посвященный работам Эрнста Неизвестного.

В 1989 г. он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашен оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В этом же году был снят художественно-публицистический фильм об Эрнсте Неизвестном «В ответе ль зрячий за слепца?» .

90-е годы

В 1990 г. он оформил памятник Андрею Сахарову. В октябре 1990 года подписал «Римское обращение». В этом же году в Свердловске (Екатеринбурге) был основан музей Эрнста Неизвестного .

В 1991 г. Эрнст Неизвестный приезжал в Россию для работы над мемориалом жертвам сталинизма в Воркуте и Екатеринбурге.

В 1994 году по его эскизам создан главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ - статуэтка Орфея . А также: приз российской независимой премии «Триумф» - статуэтка «Золотой Эльф», и призовая статуэтка народной премии «Светлое прошлое» в виде символического изображения Кентавра, которая вручается в Челябинске знаменитым южноуральцам.

В 1996 году Неизвестный закончил свое монументальное (высотой в 15 метров) произведение «Маска скорби» , посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане.

В декабре 1997 г. скульптура Эрнста Неизвестного «Великий кентавр» была передана в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, она установлена в парке Ариан, который окружает Дворец Наций.

2000-е годы

В апреле 2000 г. в Москве была открыта первая скульптура художника - «Возрождение» . В 2003 г. в Кемерово на берегу реки Томь был открыт монумент «Память шахтерам Кузбасса» работы Эрнста Неизвестного.

В октябре 2004 г. Эрнст Неизвестный «посадил» в Москве свое «Древо жизни» - в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион». Это семиметровое раскидистое «Древо жизни», в кроне которого можно разглядеть христианское распятие и ленту Мебиуса, портреты Будды и Юрия Гагарина, сюжет изгнания из рая и эзотерические символы.

Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира - скульптура «Исход и возвращение» в Элисте (посвящен депортации калмыков), «Золотой ребенок» в Одессе.

Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его экспрессию и мощную пластику, часто составлялись из частей человеческого тела. Он предпочитал создавать скульптуры в бронзе, но его монументальные скульптуры создавались из бетона.

Премии

Награды и премии за творчество Эрнста Неизвестного:

  • лауреат Государственной премии РФ (1995),
  • лауреат частной Царскосельской премии (1998),
  • лауреат «Премии Кузбасса» за создание памятника погибшим шахтерам в Кемерове (2003).

С 1977 года скульптор проживал в Нью-Йорке и работал в Колумбийском университете. Свой 80-летний юбилей отпраздновал в России.

Эрнста Иосифовича Неизвестного называют величайшим скульптором современности. Сын родителей – "лишенцев", он прошел через ранее признание своей одаренности, Вторую мировую войну, мнимую смерть, гонения и признание. Скульптуры Эрнста Неизвестного установлены в Артеке и Ватикане, на Асуанской плотине, в Магадане, Нью-Йорке и других городах мира. В 90 лет, будучи прикованным к инвалидной коляске, великий скульптор и философ продолжает творить.


Эрнст Неизвестный появился на свет 9 апреля 1925 года в Екатеринбурге. Его родителями были детский врач Иосиф Моисеевич Неизвестный и автор популярных детских книг (а также теософка и поэтесса по призванию) Белла Абрамовна Дижур. У Эрнста очень рано проявились способности к рисованию и лепке. С 1939 года он стал участвовать во Всесоюзных конкурсах детского творчества, и неоднократно становился победителем, что позволило ему поступить в среднюю художественную школу г. Ленинграда (ныне Государственный академический художественный лицей им. Иогансона). В марте 1942 года художественная школа была эвакуирована в Самарканд, а через несколько месяцев, прибавив себе возраст, Эрнст Неизвестный добровольно направился в военкомат. Он окончил военно-воздушное училище, но не доехал до фронта – застрелил офицера, изнасиловавшего девушку. Трибунал отправил Неизвестного в штрафбат, на Второй украинский фронт, где он участвовал во многих сражениях и был награжден медалью "За отвагу". В апреле 1945 года, на территории Австрии, Эрнст был тяжело ранен. Врач в госпитале составил документы о его смерти, родителям была направлена похоронка, а сам Неизвестный был посмертно удостоен ордена "Красная звезда". Однако когда санитары небрежно сгрузили "мертвое тело" в подвал, раздался стон. Врачи выходили Неизвестного, хотя он долгое время не мог обходиться без костылей и морфия (по совету отца Эрнсту удалось замен

ить наркотик водкой), а впоследствии стеснялся шрамов, обезобразивших его тело. После демобилизации Эрнст Неизвестный работал преподавателем черчения, затем был направлен для учебы в Рижскую Академию художеств. Однако воин-орденоносец не мог рассчитывать на дружелюбное отношение латышей. В 1947 году он перебирается в Москву и становится студентом сразу двух престижных ученых заведений - Суриковского института и МГУ (философский факультет). Среди преподавателей Неизвестного были такие известные скульпторы, как Вучетич, Томский, Манизер, а студенческие работы Эрнста приобретались Русским музеем и Третьяковкой. Однако у будущего великого скульптора, как у многих студентов-фронтовиков, было свое видение жизни и творчества, и уже в тот период многие из его работ не согласовывались с господствующей концепцией соцреализма. К тому же он жил впроголодь и не имел жилья. Перебиваясь случайными заработками, Эрнст однажды даже предпринял попытку самоубийства.

В 1955 году Неизвестный становится членом Московского отделения Союза художников (секция скульптуры), участвует в столичных выставках, однако его работы не находят спроса. Сочетание реализма и абстракции, экспрессивная пластика и собственное видение мира привлекают внимание знатоков, но не встречают одобрения у критиков и официальных лиц. В 1956 году Неизвестный начал работу над скульптурной композицией "Древо жизни" - но завершить ее

му удалось лишь спустя два десятилетия. Правда, Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году принес Эрнсту две медали, а в 1959 году скульптору, казалось, наконец-то улыбнулась удача – его проект монумента Победы победил во Всесоюзном конкурсе. Однако обиженные именитые коллеги обвинили Неизвестного в плагиате, и в результате монумент был возведен по проекту Вучетича. В то же время работы молодого талантливого скульптора пользовались огромным успехом на столичных и зарубежных выставках, а его мастерская стала настоящим центром диссидентов–шестидесятником того времени. Среди постоянных посетителей была и школьница Дина Мухина, которая впоследствии стала известной художницей-керамисткой, женой Эрнста и матерью его дочки Ольги, также будущей художницы.

Одним из наиболее громких событий шестидесятых стал скандал с выставкой к 30-летию МОСХ (1962). Все эпитеты, высказанные по этому поводу Хрущевым, достаточно подробно описаны. Формально Неизвестный не пострадал – его приглашали к участию в советских и зарубежных выставках. Однако скульптор не мог приобрести материалы для творчества, его несколько раз жестоко избивали, в том числе и в отделении милиции, неизвестные лица разгромили его мастерскую и находившиеся в ней работы. При этом Эрнст работал, несмотря ни на что. В 1968 году он создал монументальный рельеф в Артеке, в 1968 году выиграл международный конкурс на возведение монумента на Асуа

ской плотине, много работал над книжными иллюстрациями. В 1974 году, после смерти Н.Хрущева, по просьбе его сына Неизвестный создал надгробие на могиле своего бывшего гонителя.

В 1976 году, после нескольких отказов в зарубежных поездках, знаменитый скульптор принял решение об эмиграции. Его поддержали родители, а жена с дочерью выезжать за границу категорически отказались. Сначала Неизвестный поселился в Цюрихе, а через год переехал в Нью-Йорк, где проживает в настоящее время. Он стал читать лекции в университетах, закончил композицию "Древо жизни", создал несколько скульптур для Ватикана, в том числе и "Большое распятие". В 1982 году Неизвестный выпустил книгу "О синтезе в искусстве". Сотрудничество с Россией Неизвестный возобновил, начиная с 90х годов. Он создал памятник жертвам ГУЛАГа "Маска скорби" (Магадан), копию "Древа жизни" для установки в Москве, "Золотого ребенка" (Одесса), монумент шахтерам (Кемерово). В 1995 году Эрнст Неизвестный женился на этнической русской Анне Грэм, специалистке по лингвистике и искусствоведению. Три года назад скульптор перенес очень сложную операцию и теперь видит лишь одним глазом. Он передвигается в коляске и уже не может лепить, однако создает рисунки, которые его помощники переводят в трехмерные модели. В Екатеринбурге открыт музей Эрнста Неизвестного, а в ближайших планах скульптора - создание в окрестностях города мемориала репрессированным.