Абхазский государственный музей. Исторические экспонаты, расположенные в здании музея

Абхазский государственный музей — это исторический и краеведческий музей в городе Сухуме, в Абхазии.

Абхазский государственный музей находится в центре столицы Абхазии в городе Сухум на проспекте Леона. В нынешнем виде он появился в 1960 годах XIX столетия, а официальное открытие музея состоялось в мае 1917 года.

За всю историю существования, музею удалось собрать огромную коллекцию ценных экспонатов. В запасниках музея хранятся более 100 тысяч единиц хранения.

При этом, здесь хранятся экспонаты, не только имеющие отношение к абхазскому народу, но и к другим народам Кавказа, древнего Египта, Греции, Рима, Византии, Сасанидского Ирана и т.д.

У стен Абхазского государственного музея похоронен археолог и кавказовед Юрий Воронов .

Сухумский дольмен

Сухумский дольмен — древнейшее погребальное сооружение, установленное у здания Абхазского государственного музея.

Сюда был привезен из села Верхняя Эшера. Размеры сухумского дольмена весьма значительны, вес каждой плиты — от 8 до 12 тонн. Возраст дольмена — не менее пяти тысяч лет.

Абхазский государственный музей расположен в центре столицы Абхазии в городе Сухум. Создавать его начали в 1960 годах XIX столетия, а его официальное открытие состоялось в мае 1917 года.

Виртуальное пребывание во дворе Абхазского государственного музея — новая часть Sputnik Абхазия,

Подсказки:

  • Вращайте панораму в любом направлении при помощи правой клавиши мыши.
  • Приближайте и удаляйте объекты, используя колесико мыши.
  • Прочитайте об Абхазском государственном музее ниже.

За многолетнюю историю существования музея, ему удалось собрать огромное количество . В его запасниках хранятся более 100 тысяч единиц — это из керамики, металла, ткани, письменные документы.

В фондах музея сосредоточены памятники истории и культуры не только абхазского народа, но других народов Кавказа, древнего Египта, Греции, Рима, Византии, Сасанидского Ирана, документы Великого Октября, материалы, повествующие об участии абхазского народа в Великой Отечественной войне.

Многие выставленные экспонаты в экспозиции имеют не только республиканское, но и мировое значение. К ним относятся: одна из самых древнейших в бывшем Советском Союзе, знаменитая ашельская Яштухская стоянка; мезолитический инвентарь Холодного Грота (коллекция костяных гарпунов), "Жезл начальник" из предплечья пещерного медведя.

Выдающееся значение имеют также материалы металлической культуры дольмена конца III тысячелетия до нашей эры; клады топоров эпохи средней бронзы, а также оригинальные высокохудожественные формы и украшения, вооружения и орудия позднебронзового периода; орнаментированные топоры на бронзовой рукоятке, не встречаемые больше нигде на Кавказе; ритуальные кинжалы, поясные пряжки и другое.

Сухумский дольмен — древнейшее погребальное сооружение. Каменный дольмен установлен у здания Абхазского государственного музея. Он был привезен сюда из села Верхняя Эшера. Размеры дольмена весьма значительны, вес каждой плиты — от 8 до 12 тонн. Возраст дольмена — не менее пяти тысяч лет.

Гордостью музея являются знаменитая древнегреческая мраморная стена и бюст местной работы античного времени, поднятые со дна Сухумской бухты; культовая эгретка с всадником и собакой позднебронзовой эпохи; ассирийский бронзовый щит в форме грифона (VI в. До нашей эры); греческий шлем и щит V — VI вв. до нашей эры.

Не менее интересны и значимы в научном плане памятники естественной истории Абхазии. Экспонируемые в музее окаменелые скелеты рыб из рода скумбрий насчитывают 50 млн лет. Большое научное значение имеет коллекция ископаемого пещерного медведя, которые обитали 8-9 тыс. лет назад. Эти материалы найдены в пещерах с. Псху.

У стен Абхазского государственного музея похоронен археолог и кавказовед . Родился Воронов 8 мая 1941 года . В 1991 году он был избран депутатом Верховного Совета Республики Абхазия. С марта 1992 по декабрь 1993 года возглавлял комиссию Верховного Совета республики по правам человека и межнациональным отношениям. В 1993 году Воронов был назначен заместителем председателя Совета Министров Абхазии, а в 1995 году - вице-премьером. Воронов был убит в сентябре 1995 году в своей квартире в Сухуме. Юрий Воронов - автор более 500 научных публикаций, включающих 30 монографий.

Абхазский государственный музей.
Абхазский государственный музей создан в 60-х годах XIX века. За многолетнюю историю существования музея, ему удалось собрать огромное количество музейных ценностей. В его запасниках хранятся более 100 тысяч единиц - это уникальные вещи из керамики, металла, ткани, письменные документы и т. д.

Сегодня в фондах музея сосредоточены памятники истории и культуры не только абхазского народа, но других народов Кавказа, древнего Египта, Греции,Рима, Византии,Сасанидского Ирана, документы Великого Октября, материалы, повествующие об участии абхазского народа в Великой Отечественной войне.

Музей располагает большим количеством интересных и уникальных экспонатов и является одним из старейших научных учреждений республики. В нём имеются отделы: природы, археологии, истории древних и средних веков, этнографии, истории современного периода, фондов.

Кроме собственно экспонатов абхазской культуры, в музее довольно много культурно-исторических ценностей других областей: древнего Египта, Турции, Греции, Рима, Византии, Ирана. Наиболее ценные предметы - вещи железного века конца III тысячелетия до н.э., древнегреческая мраморная стена, поднятая со дна Сухумской бухты, культовая эгретка со всадником и собакой позднебронзовой эпохи, ассирийский бронзовый щит VI в. до н.э.

В начале 60-х годов XIX века у любителей истории и природы Абхазии появилась идея собрать у населения экспонаты, имеющие культурно-историческую ценность и организовать в Сухуме музей. Перед началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. собранные экспонаты были вывезены за пределы края и музей перестал существовать. В результате этого, ценнейшие нумизматические, этнографические, археологические экспонаты и материалы естественной истории Абхазии были утеряны.

По инициативе группы агрономов, лесничих и преподавателей создание музея в Сухуме было начато вновь в 1913 году. Был выработан проект создания «Общества» по собиранию материалов для изучения края.

В первой половине 1915 года в Сухуме состоялось общее собрание членов «Общества любителей и исследователей природы и населения Сухумского округа». В состав правления вошли А. Синицин (председатель), Б. Киселев, В. Козлов, В. Семашко, Б. Захаров, Д. Грандолевский, В. Кристалевский и другие.

Со времени создания «Общества» началась и организация при нем краеведческого музея. Первые годы он располагался в небольшом сыром помещении, принадлежащем Окружному управлению. В 1916 году по настоянию членов «Общества» Сухумское городское управление выделило музею субсидию в размере 500 рублей, которое дало возможность арендовать пригодное для работы музея помещение и открыть его для посещения. Официальное открытие музея состоялось 17 мая 1917 года.

В конце 1920 года, в период господства грузинских меньшевиков в Абхазии «Общество любителей и исследователей природы и населения Сухумского округа» перестало существовать, а вместе с ним закрылся и музей. Все собранные экспонаты были вывезены меньшевиками в грузинские музеи.

После установления Советской власти в Абхазии вновь возобновилась краеведческая работа в новых условиях. В августе 1922 года в Сухуме было образовано «Абхазское научное общество» (АБНО), избравшее 13 мая 1923 года совет и президиум. Год спустя музей перешел в новое помещение, где и располагается ныне.

В 1928 году музей был переведен в систему Народного комиссариата просвещения ССР Абхазии и получил статус Государственного музея. С 1946 года музей входит в ведение Управления по делам культурно-просветительских учреждений при СНК Абхазской АССР, а с 1953 года - в систему Министерства культуры Абхазской АССР.

В 1933 году директором музея назначен Иосиф Адзинба, который, несмотря на то, что не был по профессии историком, археологом или этнографом, уделял много внимания сбору музейных ценностей. При нем в музее был открыт историко-революционный отдел.

В 1937-1938 годы, когда по стране прокатились репроессии, из музейного фонда исчезли документы, связанные с национально-освободительным движением в Абхазии и его идейными руководителями Е. Эшба, Н. Лакоба, Н. Акиртава, Г. Атарбековым и другими.

С первых дней Великой Отечественной войны, сотрудники музея начали собирать документы, фотографии, письма, которые наглядно раскрывали героическую борьбу воинов из Абхазии против немецко-фашистских захватчиков.

С 1960-х годов все теснее становятся контакты музея с Абхазским научно-исследовательским институтом, другими научными учреждениями и ведущими музеями Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Тбилиси и других городов.

В середине 1977 года в честь 60-летия Октября в музее этнографии народов СССР в г. Ленинграде сотрудниками Абхазского госмузея (Ю. Аргун и Е. Аджинджал) была организована выставка «Абхазы (быт и искусство)», где было представлено более 300 экспонатов из коллекции Абхазского госмузея.

В конце 1978 года решением коллегии министерства культуры СССР Абхазскому государственному музею была присвоена первая категория, и он был награждён Дипломом министерством культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры.

В связи с ростом музея менялась и его структура. До 1980 года в музее работали два филиала (Картинная галерея с г. Сухум и Новоафонский Пантелеймоновский собор в Н. Афоне), пять экспозиционных отдела: природы, археологии, истории XIX века, истории советского периода, этнографии, а также отделы фондов и научной пропаганды. C 1980 года при музее появились новые отделы и сектора по древним разделам истории Абхазии.

В 1987 году в связи с семидесятилетием Великой Октября по решению правительства, в Абхазии были организованы еще 2 филиала Абхазского государственного музея - мемориальный музей «Ясочка» в Гулрыпшском районе и картинная галерея в Новоафонском монастырском комплексе.

Сейчас музей занимает большой здание, которое выходит фасадом на сквер при Филармонии, а правым флангом - на улицу Леона. Сквер - часть музея. Здесь находится могила художника Александра Шервашидзе, дольмен из села Эшера и несколько каменных экспонатов. Вход в сквер свободный, что позволяет посмотреть знаменитый дольмен, не заходя в музей.

В самом здании музей занимает несколько этажей. Где-то в первых комнатах очень приличная экспозиция геологии и археологии - отпечатки древних растений, всякие кости и очень ценный набор костей кита цитотерия. Такие киты когда-то плавали над территорией Грузии, но кости есть только в сухумском музее и в кутаисском музее (там одна, но большая).

Далее лежит очень много предметов эпохи Колхидского царства - в основном знаменитые бронзовые топоры. В Грузии такие топоры лежат в каждом музее, и если в ваши планы Грузия не укладывается, а в Абхазию вас таки занесло, то гляньте на них хотя бы здесь. Эти топоры - фактически символ Колхидской культуры.

Археология продолжается предметами античности - греческими амфорами и тарелочками. Этой эпохе выделили целый зал, но зал этот странен. Его оформление поручили дизайнеру из Сибири, который додумался загородить все витрины стеклянными стенами. Далее при музее есть весьма немаленький раздел этнографии. Там собраны костюмы, ковры, всякие вещи, и даже сделан макет абхазского домика.

Разумеется, тему войны с Грузией тут обойти не могли. Под нее выделена большая комната на втором этаже. Тут сложено оружие, фотографии и газеты тех лет. У экспозиции есть некоторый антироссийский подтекст - для абхазов достаточно очевидно, что армия Госсовета сражалась за интересы Ельцина. Этот достаточно известный факт в России существует на уровне теорий, а в Абхазии сформулирован прямолинейно: экспозиция рассказывает, что вторжение в Абхазию планировалось непосредственно в штабе Закавказского Военного округа. Туристы из России в этом зале долго не задерживаются и не вчитываются в тексты, так что выпада обычно не замечают.

Музей находится в Сухуме на проспекте Леона, чуть южнее Ботанического сада и в одном квартале на запад от здания парламента. Перед зданием музея на улице установлен интереснейший памятник ранней бронзы Абхазии, привезенный из села Эшера - дольмен (мегалитическое сооружение III тыс. до н.э., родовая гробница предков абхазов).

Часы работы: с 10:00 до 15:00.
Выходные: СБ, ВС.

Координаты : Абхазский государственный музей находится в Сухуме . Создан в 60-х годах XIX век

Обзор

За многолетнюю историю существования музея, ему удалось собрать огромное количество музейных ценностей. В его запасниках хранятся более 100 тысяч единиц - это уникальные вещи из керамики, металла, ткани, письменные документы и т. д.

Сегодня в фондах музея сосредоточены памятники истории и культуры не только абхазского народа, но других народов Кавказа, древнего Египта , Греции ,Рима , Византии ,Сасанидского Ирана , документы Великого Октября , материалы, повествующие об участии абхазского народа в Великой Отечественной войне .

Многие выставленные экспонаты в экспозиции имеют не только республиканское, но и мировое значение. К ним относятся: одна из самых древнейших в бывшем Советском Союзе, знаменитая ашельская Яштухская стоянка; мезолитический инвентарь Холодного Грота (коллекция костяных гарпунов), «Жезл начальника» из предплечья пещерного медведя. Выдающееся значение имеют также материалы металлической культуры дольмена конца III тысячелетия до н.э ., представленные в Закавказье лишь в Абхазии; клады топоров эпохи средней бронзы, а также оригинальные высокохудожественные формы и украшения, вооружения и орудия позднебронзового периода; орнаментированные топоры на бронзовой рукоятке, не встречаемые больше нигде на Кавказе; ритуальные кинжалы, поясные пряжки и другое.

Гордостью музея являются знаменитая древнегреческая мраморная стена и бюст местной работы античного времени, поднятые со дна Сухумской бухты ; культовая эгретка с всадником и собакой позднебронзовой эпохи; ассирийский бронзовый щит в форме грифона (VI в. До н. э.); греческий шлем и щит - вв. до н. э.

Не менее интересны и значимы в научном плане памятники естественной истории Абхазии. Экспонируемые в музее окаменелые скелеты рыб из рода скумбрий насчитывают 50 млн лет. Большое научное значение имеет коллекция ископаемого пещерного медведя, которые обитали 8-9 тыс. лет назад. Эти материалы найдены в пещерах с. Псху.

История

В начале 60-х годов XIX века у любителей истории и природы Абхазии появилась идея собрать у населения экспонаты, имеющие культурно-историческую ценность и организовать в Сухуме музей. Перед началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. собранные экспонаты были вывезены за пределы края и музей перестал существовать. В результате этого, ценнейшие нумизматические, этнографические, археологические экспонаты и материалы естественной истории Абхазии были утеряны.

По инициативе группы агрономов, лесничих и преподавателей создание музея в Сухуме было начато вновь в году. Был выработан проект создания «Общества» по собиранию материалов для изучения края.

Одним из главных направлений в деятельности музея является сбор, обработка и хранение музейных ценностей, то есть постоянное пополнение его фондов. Проводимые научные экспедиции по городам и районам давали возможность до 1989 года регулярно пополнять фонды уникальными экспонатами этнографии и археологии. Научные экспедиции проводились не только в республике, но и за её пределами. В году группа сотрудников музея выезжала в Карачаево - Черкесск, где не только собирали материалы, но и читали лекции, доклады по истории и культуре абхазов. Такие же экспедиции проводились в Адыгее, Сочинском и Адлерском районах.

Напишите отзыв о статье "Абхазский государственный музей"

Отрывок, характеризующий Абхазский государственный музей

Я очень расстроилась, но, стараясь изо всех сил не показать этого Атенайс, как можно спокойнее спросила:
– А что это за «отпечаток»?
– О, все, когда умирают, возвращаются за ним. Когда твоя душа кончает своё «томление» в очередном земном теле, в тот момент, когда она прощается с ним, она летит в свой настоящий Дом, и как бы «возвещает» о своём возвращении... И вот тогда, она оставляет эту «печать». Но после этого, она должна опять возвратиться обратно на плотную землю, чтобы уже навсегда проститься с тем, кем она была... и через год, сказав «последнее прощай», оттуда уйти... И вот тогда-то, эта свободная душа приходит сюда, чтобы слиться со своей оставленной частичкой и обрести покой, ожидая нового путешествия в «старый мир»...
Я не понимала тогда, о чём говорила Атенайс, просто это звучало очень красиво...
И только теперь, через много, много лет (уже давно впитав своей «изголодавшейся» душой знания моего удивительного мужа, Николая), просматривая сегодня для этой книги своё забавное прошлое, я с улыбкой вспомнила Атенайс, и, конечно же, поняла, что то, что она называла «отпечатком», было просто энергетическим всплеском, который происходит с каждым из нас в момент нашей смерти, и достигает именно того уровня, на который своим развитием сумел попасть умерший человек. А то, что Атенайс называла тогда «прощание» с тем, «кем она была», было ни что иное, как окончательное отделение всех имеющихся «тел» сущности от её мёртвого физического тела, чтобы она имела возможность теперь уже окончательно уйти, и там, на своём «этаже», слиться со своей недостающей частичкой, уровня развития которой она, по той или иной причине, не успела «достичь» живя на земле. И этот уход происходил именно через год.
Но всё это я понимаю сейчас, а тогда до этого было ещё очень далеко, и мне приходилось довольствоваться своим, совсем ещё детским, пониманием всего со мной происходящего, и своими, иногда ошибочными, а иногда и правильными, догадками...
– А на других «этажах» сущности тоже имеют такие же «отпечатки»? – заинтересованно спросила любознательная Стелла.
– Да, конечно имеют, только уже иные, – спокойно ответила Атенайс. – И не на всех «этажах» они так же приятны, как здесь... Особенно на одном...
– О, я знаю! Это, наверное «нижний»! Ой, надо обязательно туда пойти посмотреть! Это же так интересно! – уже опять довольно щебетала Стелла.
Было просто удивительно, с какой быстротой и лёгкостью она забывала всё, что ещё минуту назад её пугало или удивляло, и уже опять весело стремилась познать что-то для неё новое и неведомое.
– Прощайте, юные девы... Мне пора уходить. Да будет ваше счастье вечным... – торжественным голосом произнесла Атенайс.
И снова плавно взмахнула «крылатой» рукой, как бы указывая нам дорогу, и перед нами тут же побежала, уже знакомая, сияющая золотом дорожка...
А дивная женщина-птица снова тихо поплыла в своей воздушной сказочной ладье, опять готовая встречать и направлять новых, «ищущих себя» путешественников, терпеливо отбывая какой-то свой особый, нам непонятный, обет...
– Ну что? Куда пойдём, «юная дева»?.. – улыбнувшись спросила я свою маленькую подружку.
– А почему она нас так называла? – задумчиво спросила Стелла. – Ты думаешь, так говорили там, где она когда-то жила?
– Не знаю... Это было, наверное, очень давно, но она почему-то это помнит.
– Всё! Пошли дальше!.. – вдруг, будто очнувшись, воскликнула малышка.
На этот раз мы не пошли по так услужливо предлагаемой нам дорожке, а решили двигаться «своим путём», исследуя мир своими же силами, которых, как оказалось, у нас было не так уж и мало.
Мы двинулись к прозрачному, светящемуся золотом, горизонтальному «тоннелю», которых здесь было великое множество, и по которым постоянно, туда-сюда плавно двигались сущности.
– Это что, вроде земного поезда? – засмеявшись забавному сравнению, спросила я.
– Нет, не так это просто... – ответила Стелла. – Я в нём была, это как бы «поезд времени», если хочешь так его называть...
– Но ведь времени здесь нет? – удивилась я.
– Так-то оно так, но это разные места обитания сущностей... Тех, которые умерли тысячи лет назад, и тех, которые пришли только сейчас. Мне это бабушка показала. Это там я нашла Гарольда... Хочешь посмотреть?
Ну, конечно же, я хотела! И, казалось, ничто на свете не могло бы меня остановить! Эти потрясающие «шаги в неизвестное» будоражили моё и так уже слишком живое воображение и не давали спокойно жить, пока я, уже почти падая от усталости, но дико довольная увиденным, не возвращалась в своё «забытое» физическое тело, и не валилась спать, стараясь отдохнуть хотя бы час, чтобы зарядить свои окончательно «севшие» жизненные «батареи»...
Так, не останавливаясь, мы снова преспокойно продолжали своё маленькое путешествие, теперь уже покойно «плывя», повиснув в мягком, проникающем в каждую клеточку, убаюкивающем душу «тоннеле», с наслаждением наблюдая дивное перетекание друг через друга кем-то создаваемых, ослепительно красочных (наподобие Стеллиного) и очень разных «миров», которые то уплотнялись, то исчезали, оставляя за собой развевающиеся хвосты сверкающих дивными цветами радуг...
Неожиданно вся эта нежнейшая красота рассыпалась на сверкающие кусочки, и нам во всем своём великолепии открылся блистающий, умытый звёздной росой, грандиозный по своей красоте, мир...
У нас от неожиданности захватило дух...
– Ой, красоти-и-ще како-о-е!.. Ма-а-амочка моя!.. – выдохнула малышка.
У меня тоже от щемящего восторга перехватило дыхание и, вместо слов, вдруг захотелось плакать...
– А кто же здесь живёт?.. – Стелла дёрнула меня за руку. – Ну, как ты думаешь, кто здесь живёт?..
Я понятия не имела, кем могут быть счастливые обитатели подобного мира, но мне вдруг очень захотелось это узнать.
– Пошли! – решительно сказала я и потянула Стеллу за собой.
Нам открылся дивный пейзаж... Он был очень похож на земной и, в то же время, резко отличался. Вроде бы перед нами было настоящее изумрудно зелёное «земное» поле, поросшее сочной, очень высокой шелковистой травой, но в то же время я понимала, что это не земля, а что-то очень на неё похожее, но чересчур уж идеальное... ненастоящее. И на этом, слишком красивом, человеческими ступнями не тронутом, поле, будто красные капли крови, рассыпавшись по всей долине, насколько охватывал глаз, алели невиданные маки... Их огромные яркие чашечки тяжело колыхались, не выдерживая веса игриво садившихся на цветы, большущих, переливающихся хаосом сумасшедших красок, бриллиантовых бабочек... Странное фиолетовое небо полыхало дымкой золотистых облаков, время от времени освещаясь яркими лучами голубого солнца... Это был удивительно красивый, созданный чьей-то буйной фантазией и слепящий миллионами незнакомых оттенков, фантастический мир... А по этому миру шёл человек... Это была малюсенькая, хрупкая девочка, издали чем-то очень похожая на Стеллу. Мы буквально застыли, боясь нечаянно чем-то её спугнуть, но девочка, не обращая на нас никакого внимания, спокойно шла по зелёному полю, почти полностью скрывшись в сочной траве... а над её пушистой головкой клубился прозрачный, мерцающий звёздами, фиолетовый туман, создавая над ней дивный движущийся ореол. Её длинные, блестящие, фиолетовые волосы «вспыхивали» золотом, ласково перебираемые лёгким ветерком, который, играясь, время от времени шаловливо целовал её нежные, бледные щёчки. Малютка казалась очень необычной, и абсолютно спокойной...

Фото: Абхазский государственный музей

Фото и описание

Абхазский государственный музей, расположенный в городе Сухуми на проспекте Леона – это одно из лучших мест, где можно подробно познакомиться с историческим прошлым и настоящим Республики Абхазии. Музей имеет в своем составе два филиала. Один из них находится в Гудаутском, а второй - в Гульрипшском районах Абхазии.

Абхазский государственный музей был создан в первой половине 60-х гг. XIX ст. любителями истории и природы Абхазии, которые собирали у местных жителей ценные археологические, нумизматические и этнографические материалы. Однако перед русско-турецкой войной первая коллекция музея была вывезена из Абхазии и утеряна.

В 1913 г. инициативная группа приняла решение основать в городе Сухуми общество, занимающееся изучением истории этого края и сбором ценных материалов. В 1915 г. благодаря «Обществу» начал постепенно формироваться первый краеведческий музей. В мае 1917 г. состоялось его официальное открытие. И на сегодняшний день одно из главных направлений в работе государственного музея – это сбор и обработка новых материалов и экспонатов для пополнения музейной коллекции.

За всю историю существования Абхазского государственного музея ему удалось собрать множество ценностей. Его коллекция разрослась и в настоящее время в его фондах насчитывается более 100 тыс. уникальных экспонатов.

В коллекциях музея представлены исторические, археологические, природные и этнографические экспонаты. Большинство из них являются уникальными и бесценными. Так, например, в саду музея находится его гордость – один из эшерских дольменов (древнейшие надгробные памятники, которые встречаются на всей территории Абхазии). Также здесь можно увидеть комплекс жилищ, наглядно воссоздающих традиционные условия жизни обычной абхазской семьи. В музейных залах хранится надгробная плита V ст. до н.э., богатая коллекция оружия, шлем греческого воина и многое другое. В отделе природы представлены палеонтологические находки, коллекция полезных ископаемых региона, образцы растительного и животного мира Абхазии и Черного моря.