Установление советской власти. Первые декреты советского государств

Сразу после проведения переворота 24-25 октября 1917 года Большевики принялись принимать новые, советские, законы - назывались они «Декреты». Первые советские декреты интересны для изучения, поскольку они показывают как молодая власть шаг за шагом пыталась сформировать новое государство. Изучим декреты первых 4-х дней власти Советов (26-29 октября).

Это декреты, которые принимались с 26 по 29 октября. Даже из названий видно, что они преследовали 2 цели: формирование структуры власти и получение признания у народа, введением популярных мер, темы которых часто поднимались в обществе. Теперь рассмотрим основные пункты каждого Декрета, чтобы достоверно понимать, что происходило в СССР в первые дни после октябрьской революции.

Мир без аннексии и контебуции

Первый декрет советской власти это декрет о мире, принятый 26 октября 1917 года. Этот документ часто хвалится историками, но тут нужно понимать ряд нюансов:

  1. Мирный договор советская сторона ни с кем не подписывала.
  2. Это был выход из войны в одностороннем порядке

В декрете говорилось, что советское государство призывает всех к заключению мира без аннексий (захвата чужой территории) и контрибуций (материальные или денежные выплаты). В документе много говорится о демократии, пролетариате, мировой революции и прочем. Но суть - большевики в одностороннем порядке вышли из Первой мировой войны . Идет война, войска на линии фронта и тут одна из сторон просто говорит: «А мы большое не воюем». У немцев был шок. Они со своим «орднунгом» этого понять не могли.

Декрет советской власти «О мире» практических значений не имел. Советская страна загнала себя этим решением в тиски: она воюет и не воюет одновременно. То есть Ленин предоставил другим странам шикарные возможности для маневра. В итоге, Россия формально оказалась в числе стран победительниц в Первой мировой, а реально потеряла существенную территорию, то есть оказалась в числе проигравших

Армейские революционные комитеты

Декрет предписывал 3 вещи:

  1. Во всех армиях создаются революционные комитеты.
  2. Эти комитеты несут ответственность за ситуацию на фронте.
  3. Главнокомандующие армиями обязаны подчиняться комитету.

Советские историки преподносили это как попытку подчинить армию новому правительству. Но представьте к какому хаосу это привело. Была действующая царская армия, которая ведет боевые сражения, и в которой система управления и субординации выстроена. Приходят Большевики и создают Армейские революционные комитеты, войти в которые могут только солдаты. Этим солдатам обязаны подчиняться генералы. Эти солдаты утверждают или отвергают любые решения армейских штабов. Солдаты могут не отдавать воинское приветствие старшему по званию, имеют право не выполнять приказы. В общем армия разложилась.

Вся земля народу

Если первые декреты советской власти касались военной темы, то 28 октября начали решаться «гражданские» вопросы. Главнейшая проблема любой аграрной страны - земля. Поэтому третий Декрет назывался «О земле». Его основные детали:

  • Вся земля конфискуется в пользу государства. Также конфискуются поместья, усадьбы, церковные и монастырские земли. Все имущество требуется переписать и передать в собственность революционному правительству. Порча любого имущества каралась расстрелом.
  • Конфискации не подлежали земли простых крестьян и казаков.
  • Все земельные вопросы решаются в соответствии с Крестьянским наказом о земле.

Декрет «О земле» также принимал Крестьянский наказа о земле (КНЗ). Суть этого документа: вся земля, природные богатства, хозяйства, скотоводческие и конные заводы, инвентарь и так далее - все передавалось в собственность государству либо общины (что было тем же государством). КНЗ отменял понятие частной собственности на землю и запрещал наемный труд. Вся земля делилась в равных мерах между трудящимися на ней.

Право на землю по Декрету получили все трудоспособные граждане без различий по половому признаку. Земельные наделы периодически требуется делить с увеличением населения. Земля закрепляется за человеком пока тот в состоянии ее обрабатывать. После - земельный участок изымается, а нетрудоспособный человек получает пенсию.

Историческая справка

Что все это означает? Внешне - все очень красиво: земля народу . По факту принципы деления земли не прописывались. Но куда важнее - земля периодически делилась. Смысла развивать хозяйство не было - в любой момент мог прийти Председатель и попросить отдать кусок земли для «нового» претендента. Поэтому важно четко понять - земельный вопрос большевики не решили. Решать этот вопрос придется в первых пятилетках, загоняя людей в колхозы.

Для управления страной создавался СНК. Декрет устанавливал, что этот орган обладает всей полнотой власти и подчиняется только Всероссийскому съезду Советов.

  • Председатель - Ленин В.И.
  • По делам армии и флота - Дыбенко Ф.М., Антонов А.А., Крыленко Н.В.
  • Народное просвещение - Луначарский А.В.
  • Торговля и промышленность - Ногин В.П.
  • По делам иностранным - Бронштейн Л.Д. (Троцкий)
  • Продовольствие - Теодорович И.А.
  • Юстиция - Ломов Г.И.
  • По делам национальностей - Джугашвили И.В. (Сталин)
  • Почта и телеграф - Глебов Н.П.
  • По делам железнодорожным - временно вакантный пост

Независимость городов в продовольственном деле

Директива «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» полностью подорвала остатки предпринимательства и создало социально опасную обстановку в городах. Ниже перечислены основные пункты этого Декрета:

  • Все продовольственные грузы конфискуются в пользу городского самоуправления. Посылки, проезжающие через город, помощь Красного Креста и других организаций - все конфисковывалось.
  • Город вправе устраивать трудовую повинность для учащихся старших классов школы и для студентов.
  • Руководство города имеет право взять под контроль любое предприятие. Представители города могли прийти в любую частную лавку, сказать что теперь она служит интересам города, город начинает набирать штат этой лавки, формировать ценовую политику и так далее. Подчинять города могли себе от лавки до целых промышленных комплексов.
  • Определяется право равного получения пищи всеми жителями городов.
  • Городское самоуправление вправе конфисковать любое помещение под надобности продовольственного дела.

Фактически городское самоуправление получило безграничную власть. Под прикрытием «продовольственного дела» можно было делать все что угодно.

Отмена смертной казни

Декрет «Об отмене смертной казни» был принят 28 октября 1917. Здесь нужно сразу сделать поправку - Советская Россия отменила смертную казнь лишь на фронтах. Сам декрет состоял из двух положений:

  • Смертная казнь на фронтах запрещена.
  • Все солдаты и офицеры, находящиеся под арестом, немедленно освобождаются.

О СМИ

Первые декреты советской власти охватывали все основные сферы жизнедеятельности государства. В Декрете «о печати» отмечалось, что установление контроля, в том числе и в виде закрытия отдельных СМИ, это вынужденная мера после октябрьского переворота в целях борьбы с контрреволюцией. Немедленному закрытию подлежали любые печатные издания, которые:

  • прямо или косвенно призывают к сопротивлению новому Правительству.
  • извращают факты и занимаются клеветой
  • призывают к преступной деятельности

Запрет и закрытие прессы возможно было только после решения СНК.

Другими словами - любое инакомыслие пресекалось. Оставались только советские газеты. Помните, диалог из Собачьего сердца «И не читайте советских газет перед обедом» «Так других же нет» «Вот никаких и не читайте».

8-ми часовой рабочий день

Когда мы говорим про первые декреты большевиков и советской власти, то все решения чередовались: политический и социальный характер. Декрет «О восьмичасовом рабочем дне» носил исключительно социальный характер. Фактически это был трудовой кодекс новой страны. Поэтому документ получился обширным. Нет смысла приводить его полностью (в архивах это может сделать каждый), возьмем только основные моменты:

  • Рабочее время ограничено 8 часов в сутки и 48 часов в неделю. То есть 6 дней из 7 были рабочими.
  • Рабочим должно предоставляться время для обеденного перерыва (не больше 1 часа) и выходные в праздничные дни.
  • Наем на работу лиц моложе 14 лет запрещается. При найме на работу лиц моложе 18 лет - продолжительность рабочего дня устанавливается 6 часов.
  • официальные выходные дни: 1 и 6 января, 27 февраля, 25 марта, 1 мая, 15 августа, 14 сентября, 25 и 26 декабря.
  • По решению трудящихся все правила могут быть изменены для каждого предприятия в отдельности.
  • За нарушение закона - до 1 года тюрьмы.

В целом Декрет установил четкие правила для рынка труда, но реально все еще менялось. Этот Декрет был временным решением.


* - статья составлена по материалам Государственна архива России и по фактическим текстам первых Декретов, которые были утверждены большевиками.

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • После Корниловского мятежа большевики завоевали большинство в Петроградском и Московском советах, хотя эсеры и меньшевики все еще преобладали во ВНИК. По мере того как солдаты самовольно демобилизовывались и возвращались домой, проблема нехватки земли становилась все более острой, участились крестьянские беспорядки и захват помещичьих земель, а это вело к дискредитации буржуазных партий, не сделавших ничего для улучшения положения крестьян, и к росту симпатий к большевикам. Назревали условия, которые В.И. Ленин предвидел в «Апрельских тезисах» и которые подтверждали целесообразность перехода по второму этапу революции.

    Прежде всего, партия большевиков возвратилась к лозунгу «Вся власть Советам!». В сентябре 1917 г. Л.Д. Троцкий был избран Председателем Петроградского совета, который стал главным боевым центром большевиков. Но среди большевиков не было единства во взглядах на пути взятия власти. С одной стороны, Ленин и его единомышленники в ЦК партии видели его в захвате власти Советами посредством вооруженного восстания и безусловного установления диктатуры пролетариата. Но было и другое мнение - условий для победоносного восстания нет, борьба за диктатуру пролетариата преждевременна, и к власти нужно идти исключительно мирным путем. Наиболее последовательными сторонниками этой точки зрения в руководстве большевиков были Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев.

    Однако в конечном счете возобладала точка зрения сторонников вооруженного восстания (может, победила она еще и потому, что мировая история не знала ни одного мирного перехода власти в руки пролетарских партий, на зато был хорошо изучен опыт вооруженных восстаний, - начиная с Французской революции, революций 1848-1849 гг. и, главное, опыт Парижской коммуны и первой русской революции 1905-1907 гг.). 9 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принял решение начать подготовку к вооруженному выступлению и назначить Политическое бюро для реализации этого решения (в него вошли - В.И. Ленин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Г.Я. Сокольников и А.С. Бубнов). Руководствуясь решением ЦК о курсе на вооруженное восстание, исполком Петроградского совета 12 октября 1917 г. создал Военно-революционный комитет (председатель - Л.Д. Троцкий, заместитель Н.И Подвойский), который фактически и осуществлял военную подготовку к революции.

    16 октября 1917 г. на заседании ЦК был избран Военно-революционный центр в составе Я.М. Свердлова. А.С. Бубнова, М.С. Урицкого и Ф.Э. Дзержинского (И.В. Сталин вошел в его состав только 31 октября). Центр должен был стать частью Военно-революционного комитета Петроградского совета 1 Это любопытный пример объединения партийного и советского учреждения еще на раннем этапе революции. Кстати, в документах нет дальнейших упоминаний о Центре: вероятно, он был создан скорее как группа по установлению контакта, чем как отдельный орган. .

    20 октября 1917 г. на заседании ЦК партии большевиков (в отсутствие В.И. Ленина) было решено нанести решающий удар перед началом II Всероссийского съезда Советов, который должен был открыться вечером 25 октября.

    На состоявшимся 24 октября 1917 г. заседании ЦК Троцкий предложил, чтобы члены ЦК были приданы ВРК Петроградского совета для контроля над средствами почтовой, телеграфной и железнодорожной связи, а также за действиями Временного правительства. Ф.Э. Дзержинскому было поручено контролировать железные дороги, А.С. Бубнову - почтовую и телеграфную связь, на Я.М. Свердлова было возложено наблюдение за Временным правительством, в ведении В.П. Милютина были запасы продовольствия. Так зарождался административный аппарат будущего Советского государства.

    Утром 25 октября 1917 г. были заняты ключевые позиции в Петрограде; члены Временного правительства были арестованы или бежали. Днем на заседании Петроградского совета Ленин объявил о победе «рабочей и крестьянской революции», а вечером открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший переход власти по всей России в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (было принято соответствующее воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам»).

    II съезд Советов был многопартийным по составу делегатов: из 649 явившихся к открытию съезда делегатов 390 были большевиками. 160 - эсерами, 72 - меньшевиками и т.д. Однако меньшевики и правые эсеры тут же устроили обструкцию съезда, забросав его декларациями с требованиями создания «единой демократической власти», и около 50 из них демонстративно покинули зал заседаний. Съезд отозвался на это резолюцией «Долой соглашателей! Долой прислужников буржуазии! Да здравствует победоносное восстание солдат, рабочих и крестьян!».

    Вечером 26 октября 1917 г. состоялось второе (и последнее) заседание съезда: (1) была отменена смертная казнь, восстановленная Временным правительством в июле 1917 г.; (2) предложено немедленно освободить из-под стражи всех солдат и офицеров, арестованных Временным правительством за революционную деятельность; (3) принято постановление о немедленном освобождении из-под стражи арестованных членов земельных комитетов; (4) принято постановление о переходе всей власти на местах к Советам (что означало отстранение комиссаров Временного правительства; председателям Советов было предложено сноситься непосредственно с революционным правительством).

    Центральными вопросами на этом заседании съезда были вопросы о мире, о земле и о создании советского правительства.

    Первые декреты советской власти . Съезд принял декреты о мире и о земле. Декрет о мире начинался предложением Советского государства «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире», при этом давалось определение демократического мира как мира без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций. Декрет о мире провозгласил право каждого народа независимо от его численности, экономического и культурного развития самому определять свою судьбу, тем самым впервые законодательно было закреплено право наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Декрет объявил империалистическую войну величайшим преступлением против человечества. В нем была изложена программа борьбы за мир и сформулированы принципы внешней политики Советского государства - равноправие всех народов, невмешательство во внутренние дела других стран, борьба за мир и дружбу между народами, их мирное сосуществование и добрососедские отношения. Была сформулирована ленинская идея о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем.

    Декрет о земле отменив (без всякого выкупа) помещичью собственность на землю, объявил, что помещичьи имения, удельные, монастырские и церковные земли со всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания. Установил, что местные Советы и земельные комитеты, впредь до окончательного решения Учредительного собрания, должны руководствоваться на практике Крестьянским наказом о земле , составленным на основе наказов 242 крестьянских Советов и земельных комитетов, опубликованных в августе 1917 г. редакцией газеты «Известие».

    Крестьянский наказ о земле, установив, что вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только Учредительным собранием, видел разрешение земельного вопроса в следующем:

    1. право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т.д. - отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней (правда, в самом декрете особо оговаривалось, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются);
    2. все недра земли, а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и прочие переходят в пользование общин при условии заведования ими местными органами самоуправления;
    3. право пользования землей получают все граждане (без различия пола), желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускается;
    4. землепользование должно быть уравнительным;
    5. вся земля поступает в общенародный земельный фонд, распределением которого заведуют местные и центральные органы самоуправления. Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.

    Хотя в советской литературе прочно утвердилось мнение, что Декрет о земле реализовывал большевистскую программу национализации земель (обращение их в государственную собственность), фактически он закреплял эсеровскую программу социализации земель (включающую отмену всякой собственности на землю, уравнительное землепользование и периодический передел земельного фонда). Но поскольку такая программа была выдвинута самим многомиллионным крестьянством (и поддержана левыми эсерами, на союз с которыми рассчитывали в этот период большевики), она и была закреплена в Декрете о земле (первом нормативном акте советского земельного права).

    В результате аграрных преобразований, осуществленных на основе Декрета о земле, крестьяне получили в безвозмездное пользование свыше 150 млн. га земли, а также освободились от ежегодных расходов в сумме 700 млн. руб. золотом в качестве арендной платы и от затрат на приобретение новых земель. Кроме того, был ликвидирован долг сельскохозяйственного населения Крестьянскому банку (около 1,5 млрд. руб.), а также был передан крестьянам помещичий сельскохозяйственный инвентарь общей стоимостью около 300 млн. руб. На II Всероссийском съезде Советов был избран высший орган власти в период между Всероссийскими съездами Советов - Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих и солдатских депутатов. В его состав вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, шесть меньшевиков-интернационалистов, три украинских социалиста и один максималист. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев (занимал этот пост всего две недели).

    Также II съезд Советов сформировал и первое советское правительство - Совет народных комиссаров (СНК), которое официально называлось (согласно декрету съезда) Временным Рабочим и Крестьянским Правительством, осуществляющим власть до созыва Учредительного собрания. В его состав вошли одни большевики (левые эсеры, которым было предложено в нем участвовать, отказались послать своих представителей): председатель - В.И. Ленин, народный комиссар по внутренним делам - А. И. Рыков, нарком земледелия - В.П. Милютин, нарком труда - А.Г. Шляпников, нарком по делам военным и морским - комитет в составе В.А. Антонова-Овсеенко, Н.В. Крыленко, П.Е. Дыбенко, нарком по делам торговли и промышленности - В.П. Ногин, нарком народного просвещения - А.В. Луначарский, нарком финансов - И.И. Степанов-Скворцов, парком по делам иностранным - Л.Д. Троцкий, нарком юстиции - Г.И. Ломов-Оппоков, нарком по делам продовольствия - И.А. Теодорович, нарком почт и телеграфов - Н.П. Авилов (Глебов), председатель по делам национальностей - И.В. Сталин, пост наркома по делам железнодорожным временно остался незамещенным.

    27 октября 1917 г. СНК принял постановление о производстве выборов в Учредительное собрание в назначенный срок (еще Временное правительство установило этот срок - 12 (25) ноября 1917 г.).

    2 ноября 1917 г. СНК принял самый первый нормативный акт советской национальной политики - Декларацию прав народов России . В Декларации провозглашался полный разрыв Советского государства с политикой царского и Временного правительств по национальному вопросу. Декларация установила следующие основные принципы советской национальной политики: (1) равенство и суверенность народов России; (2) право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; (3) отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; (4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

    Реализуя эти основные принципы, советское правительство 18 декабря 1917 г. признало независимость Финляндии, а также в специальном обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г. торжественно провозгласило право многочисленных национальностей Сибири, Средней Азии, Кавказа и Закавказья свободно и беспрепятственно устраивать свою жизнь, создавать свои национальные и культурные учреждения и т.д.

    11 ноября 1917 г. ВНИК и СНК приняли Декрет об уничтожении сословии и гражданских чинов .

    Следует отметить, что, изучая документы раннего этапа Октябрьской революции, обращаешь внимание на то, как редко в них появлялись слова «социализм» и «социалистический»». Более часто, и на главных местах, встречаются слова, производные от слова «демократия» (равно приемлемые для сторонников как буржуазной, так и социалистической революции). Таким образом, важнейшие первые шаги новой власти были сделаны не под знаменем социализма, а под знаменем демократии. Немного позднее эпитет «демократический» стал использоваться для характеристики системы выборов в Советы и в Учредительное собрание, принципа выборности судей и т.п. Упор на демократию сочетался с провозглашением социализма как конечной цели.

    Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

    Установление советской власти

    Процесс создания нового государства охватывал период с октября 1917 г., времени начала Октябрьской революции, до лета 1818 г., когда советская государственность была закреплена Конституцией. Центральным тезисом новой власти стала идея экспорта мировой революции и создание социалистического государства. В рамках этой идеи был выдвинут лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Основной задачей большевиков был вопрос власти, поэтому основное внимание отводилось не социально-экономическим преобразованиям, а укреплению центральной и региональной власти.

    25 октября 1917 г. II съезд Советов принял Декрет о власти, декларировавший переход всей власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Арест Временного правительства, ликвидация на местах земских и городских управ стали первыми шагами по уничтожению администрации, созданной прежней властью. 27 октября 1917 г. было решено сформировать советское правительство - Совет Народных Комиссаров (С/Ж), который должен действовать до избрания Учредительного собрания. В него вошли 62 большевика, 29 левых эсеров. Вместо министерств было создано более 20 народных комиссариатов (наркоматов). Высшим законодательным органом стал съезд Советов, во главе с Лениным. В перерывах между его заседаниями законодательные функции осуществлял Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК), возглавляемый Л. Каменевым и М. Свердловым. Для борьбы с контрреволюцией и саботажем была образована Всероссийская, чрезвычайная комиссия (ВЧК), возглавленная Ф. Дзержинским. С той же целью были созданы революционные суды. Эти органы сыграли большую роль в установлении советской власти и диктатуры пролетариата.

    В ноябре-декабре 1917 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, в ходе которых эсеры получили 40% голосов, большевики - 24%, меньшевики - 2%. Таким образом, большевики не получили большинства и, осознав угрозу единоличному правлению, были вынуждены разогнать Учредительное собрание. 28 ноября был нанесен удар по кадетской партии - прошли аресты членов Учредительного собрания, входивших в ЦК партии кадетов, П. Долгорукова, Ф. Кокошкина, В. Степанова, А. Шингарева и др. На первом заседании Учредительного собрания, открывшемся 5 января 1918 г. в Таврическом дворце, большевики и поддерживавшие их левые эсеры оказались в меньшинстве. Большинство делегатов отказалось признать СНК правительством и потребовало передачи всей полноты власти Учредительному собранию. Поэтому в ночь с 6 на 7 января ВЦИК утвердил декрет о роспуске Учредительного собрания. Демонстрации в его поддержку были разогнаны. Таким образом, рухнул последний орган, избранный демократическим путем. Репрессии, начавшиеся с партии кадетов, показали, что большевики стремятся к диктатуре и единоличному правлению. Гражданская война стала неизбежностью.

    Еще 10 ноября 1917 г. СНК постановил начать постепенное сокращение небоеспособной русской армии. 16 декабря введена выборность командного состава и должностных лиц, упразднены все чины и звания, вся полнота власти в армии была передана солдатским комитетам и Советам.. 15 января 1918 г. СНК принял Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) на добровольческой основе, а 29 января - Рабоче-крестьянского Красного Флота. К апрелю 1918 г. первый этап строительства РККА был частично завершен путем создания добровольческой армии численностью около 195 тыс. человек. В ее состав кроме представителей различных национальностей России вошли и выходцы из других стран, что соответствовало курсу большевиков на поддержку в будущем мировой революции. В начале марта 1918 г. для руководства всеми военными операциями создается Высший военный совет, председателем которого был Л. Троцкий, В апреле 1918 г. вводится обязательное военное обучение рабочих и крестьянской бедноты. Был утвержден институт военных комиссаров.

    Пытаясь легитимизировать (т. е. узаконить, от лат. lex - закон), власть большевиков на V съезде Советов в Москве в июле 1918 г. была принята Конституция, в которой закреплялись победы Советов как органа диктатуры пролетариата и крестьянства. Россия провозглашалась федеративной республикой и теперь именовалась Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР). Конечной целью ставилось создание «социалистического общества», в котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти. Рабочие получали преимущество на выборах делегатов на съезд - 1 депутат от 25 тыс. человек, крестьяне - от 125 тыс. Голосование было открытым, избиратели выбирали делегатов не на съезде, а через волостные, уездные и губернские съезды. Таким образом, избирательное право было непрямым, неравным, невсеобщим. Конституция носила четко выраженный классовый характер. После подписания кабального Брестского мира с критикой выступили левые эсеры, бывшие до этого единственной партией, поддерживавшей большевиков. Это стало поводом для установления однопартийной системы. Левые эсеры были разгромлены, а большевистская партия стала единоличным правителем страны.

    Первые декреты Советской власти Декрет о мире. Декрет о мире один из первых декретов советской власти, программный внешнеполитический документ, который был подготовлен В. И. Лениным и принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года единогласно. Выражал миролюбивую, гуманистическую природу нового общественного строя. Октябрьская революция победила в обстановке продолжавшейся I мировой войны. Вопрос о выходе из нее был наиболее важным для многих миллионов людей. В декрете содержалось предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о заключении справедливого, демократического мира - без аннексий и контрибуций. Декрет исходил из возможности мирного сосуществования с капиталистическими странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы международной политики мира и мирного сотрудничества, пролетарского интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их национальной и государственной независимости, невмешательства во внутренние дела других стран. В декрете признавалась законность и справедливость освободительной борьбы угнетенных народов, осуждалась позорная колониальная система. Начинается декрет с призвания (предложения) всем воюющим странам начать переговоры о справедливом, демократическом мире. Под ним понимается, прежде всего, немедленный мир без аннексий и контрибуций. Правительство России предлагает заключить такой мир всем воюющим народам немедленно и выражает готовность сделать все решительные шаги для утверждения мира. Под аннексией Ленин понимает всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без ее согласия. Необходимо заметить, что данное Лениным определение аннексии несколько отличается от современного ее понимания. Отличие состоит в том, что в современном понимании аннексия - это насильственное присоединение государством территории другого государства, а в Ленинском понимании - это насильственное присоединение народности, т.е. исторически сложившейся общности людей. Правительство считает, что продолжение войны является величайшим преступлением против человечества, а так же выражает готовность подписать условия мира на равно справедливых для всех условиях. В декрете обращается особое внимание на то, что эти условия мира отнюдь не являются ультимативными. Отменялась тайная дипломатия, выражалось твердое намерение правительства вести все переговоры открыто перед всем народом. Правительство выразило готовность вести переговоры любым способом, а для их облегчения назначило своих полномочных представителей в нейтральные страны. В декрете выдвигается предложение воюющим странам заключить перемирие на срок не меньше, чем на три месяца, за которые путем переговоров можно было окончательно утвердить все условия мира. Заканчивается декрет конкретным обращением к Англии, Франции и Германии с призывом завершить войну. Правящие круги империалистических стран Антанты враждебно встретили советские мирные предложения. Декрет был восторженно встречен народными массами России и зарубежных стран. 9 ноября 1917 года Ленин обратился по радио к солдатам и матросам с призывом выбирать уполномоченных и вступать в переговоры с неприятелем о перемирии. На фронтах стали заключаться так называемые «солдатские миры». В Великобритании, Франции, США прокатилась волна демонстраций и митингов с требованием мира и поддержки Советской России. После отклонения советских мирных предложений державами Антанты Советское правительство вынуждено было начать переговоры с Германией, результатом которых и стал Брестский мир 1918 года. Декрет о мире заложил основы советской внешней политики. Декрет о земле. Декрет о земле был так же одним из первых декретов Советской власти. Подготовил его В. И. Ленин. Был принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года в 2 часа ночи, т.е. фактически 27 октября (9 ноября). При работе над декретом Ленин использовал наказ, составленный редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов», на основании 242 местных крестьянских наказов (его раздел «О земле» целиком вошел в текст декрета). Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, на которые возлагалась обязанность строжайшего соблюдения порядка при конфискации помещичьих имений. При этом какая бы то ни было порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявлялась тяжким преступлением. Такие преступления карались революционным судом (трибуналом), которые состояли из председателя и 6 очередных заседателей, избиравшихся губернскими и городскими Советами. Уездные Советы крестьянских депутатов должны были принять все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений. Вошедший в декрет наказ о земле (ст. 4) определял новые принципы землевладения и землепользования; право частной собственности на землю отменялось, запрещалось продавать землю, сдавать ее в аренду и в залог, вся земля обращалась во всенародное достояние (т.е. переходила в государственную собственность, что означало национализацию земли). Все полезные ископаемые (руда, нефть, уголь, соль и т.д.), а так же леса и воды переходили в пользование государства. Земельные участки с высококультурными хозяйствами, питомниками, конные заводы и пр., а так же весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель передавались в исключительное пользование государства или общин; право пользования землей получали все граждане при условии обработки ее своим трудом, семьей или в товариществе без применения наемного труда, на основе уравнительного землепользования при свободном выборе форм землепользования, в том числе и артельной. Земледельцы, утратившие вследствие старости или инвалидности возможность обрабатывать землю, теряли право на пользование ею, получали от государства пенсионное обеспечение. Конфискация инвентаря не касалась малоземельных крестьян, устанавливалось также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. По отчуждении земля поступала в земельный фонд, который периодически должен был подвергаться переделам в зависимости от демографических изменений и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. В тексте декрета сказано, что вопрос о земле во всем его объеме, а так же вопросы о выкупах могут быть разрешены только всенародным Учредительным собранием, а положения декрета являются как бы напутствием, т.е. как лучше, как должно быть. Государство брало на себя обязанность организовать переселение и покрыть расходы, связанные с ним, а так же расходы по снабжению инвентарем. Декрет завершается положением о том, что этот документ носит лишь временный характер. Он будет проводиться в жизнь вплоть до созыва Учредительного собрания. По декрету крестьяне России получали бесплатно свыше 150 млн. десятин земли, освобождались от уплаты 700 млн. рублей золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. рублей. Декрет обеспечил поддержку Советской власти со стороны трудового крестьянства, заложил экономическую основу для укрепления союза рабочих и крестьян. Декрет о суде №1. Декрет о суде № 1 был принят СНК 22 ноября 1917 года (в других источниках 24 ноября 1917 года). Он упразднял все существующие судебные установления: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, все военные и морские суды заменяя их судами, образуемыми на основании демократических выборов. Декрет приостанавливал действие существующего института мировых судей. Местные судьи теперь должны были избираться на основании прямых демократических выборов, а до назначения таких выборов - районными и волостными (уездными и городскими) Советами. Причем раннее занимавшие должность мировых судей не лишались права быть избранными в местные судьи как временно, так и окончательно на демократических выборах. Декрет определял компетенцию местных судов. Они должны были решать все гражданские дела с ценой иска не дороже 3000 рублей и уголовные дела, наказание по которым могло быть не выше 2 лет лишения свободы. Приговоры и решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежали. В определенных случаях допускалась просьба кассации. Кассационной комиссией в таких случаях являлся уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей. Так же упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры, а предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично до преобразования всего судебного порядка. Местные суды решают дела именем Российской республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными признавались все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов раб., солд., и крест. депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам-минимумам РСДРП (программа минимума: установление буржуазной республики, отмена всех выкупных платежей, 8 час раб день, самоопределение всех наций) и партии СР (осуществление трудящимися революции с целью установления социализма социализация всех земель, а именно передача земли без выкупа в общинное пользование, а общины должны были разделить землю по уравнительно-трудовому принципу. Запрет купли-продажи земель). Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами. Для производства по тем же делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.

    Утром 25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет от имени Петроградского Совета объявил Временное правительство низложенным.

    Открывшийся вечером того же дня II Всероссийский съезд Советов , на кᴏᴛᴏᴩом были представлены делегаты от 402 Советов России, санкционировал переход власти к Советам. Из 670 делегатов съезда 390 — большевики, 160 — эсеры, 72 — меньшевики, 38 — другие; решение съезда поддерживало большинство делегатов.

    Через 2 часа после ареста Временного правительства II Всероссийский съезд Советов ратифицировал два основных декрета — “Декрет о мире ” и “Декрет о земле ”. Согласно первому декрету всем воюющим странам предлагалось начать переговоры о мире, справедливом и демократическом. Предполагалась отмена тайной дипломатии, опубликование секретных договоров. Мир следовало заключить без аннексий и контрибуций . Все союзники России отказались рассматривать данные предложения.

    Декрет о земле ” учитывал крестьянские требования и основывался на эсеровской программе, выработанной на базе 242 крестьянских местных наказов. Провозглашалась отмена частной собственности на землю, национализация всей земли. Помещичья собственность отменялась и передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов. Вводилось уравнительное землепользование, запрещался наемный труд и аренда земли.

    На съезде было сформировано однопартийное большевистское правительство (левые эсеры вошли в правительство исключительно в декабре 1917 г.) — Совнарком. Возглавил правительство В.И. Ленин, остальные посты распределились так: А.И. Рыков — нарком внутренних дел; Л.Д. Троцкий — нарком иностранных дел; А.В. Луначарский — нарком просвещения; И.В. Сталин — нарком по делам национальностей; П.Е. Дыбенко, Н.В. Крыленко и В.А. Антонов-Овсеенко — комиссары по военным и морским делам.

    Был избран состав ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) съезда Советов. Председателем стал Л.Б. Каменев. В его состав вошли 62 большевика, 29 левых эсеров и несколько представителей других партий.

    В первые месяцы Октябрьской революции правительство приняло большое количество декретов, кᴏᴛᴏᴩые закрепляли изменения в политическом и экономическом положении Советского государства.

    Так, с октября по декабрь 1917 г. были приняты:

    • Декрет о введении восьмичасового рабочего дня;
    • Декрет о печати;
    • Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов;
    • Стоит сказать - положение о рабочем контроле;
    • Декрет об образовании ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства);
    • Декрет о демократизации армии;
    • Декрет о гражданском браке, о детях и введении книг-актов состояния;
    • Декрет о национализации банков;
    • Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским;
    • Декрет о создании народных судов и революционных трибуналов.

    В январе 1918 г. появились декреты:

    • О ϲʙᴏбоде совести, церковных и религиозных обществах;
    • Об аннулировании государственных займов;
    • О национализации торгового флота;
    • О введении западноевропейского календаря и др.

    Дело в том, что нормативных актов принималось множество и не все они могли считаться законами т. к. не все они имели долгосрочного действия. Те нормативные акты, которые имели общегосударственное значение, еще с царских времен публиковались кроме газет, в «Собрании узаконений и распоряжений правительства, издаваемом при Правительствующем сенате» - официальном издании Российской империи, выходившем с 1863 до 1917 года в качестве приложения к «Сенатским ведомостям». Собрание (Собрания) узаконений - историческое название бюллетеней, официально публиковавших акты российского законодательства с 1863 по 1938 год.

    После 1917 г. «Собрание узаконений» сменило несколько названий: первоначально «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства», позднее «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР», в котором также публиковался целый ряд межгосударственных договоров.

    Аналогичный общесоюзный бюллетень, выпускавшийся с 1924 года, именовался “Собрание законов”.(СЗ) С 1939 года вместо СУ стало выходить Собрание постановлений Правительства. (СП)

    Издание периодическое. Так, например, в 1917‑1918 г. вышло 100 бюллетеней, в 1919 г. -69, в 1920 г. - 100, 1921 г. - 80 и т. д. В каждом бюллетене публиковалось от 1 до нескольких десятков нормативных актов. Иногда бюллетени были сдвоенными (если публиковался большой закон или договор). Декреты, постановления, приказы и т. п. в них назывались статьями. Для того чтобы внести изменения в нормативный акт в новом законодательном акте говорилось: «В изменение закона такого-то от такой-то даты Собрание Узаконений (Законов, Постановлений) (СУ, СЗ, СП) № такой-то от такого-то числа и месяца, статья такая-то внести такие-то изменения (дополнения) в такой-то параграф (раздел, пункт и т. д.).

    Например: «Пункт 2‑й постановления Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Труда и Обороны о государственной монополии на соль () принять в следующей редакции:»

    Сборники эти в советское время имели гриф “Для служебного пользования”, т. е. не все законы публиковались в печати. Например за 1921 г., декреты «О реквизициях и конфискациях. (), «Об организации контроля в учреждениях Народного Комиссариата Финансов». (), «О премировании задержателей контрабанды». (), Конвенция между Р.С.Ф.С.Р. и Турцией о возвращении на родину пленных. () в газетах не публиковались. О причинах этого можно только догадываться.

    Совокупность этих Собраний Узаконений (Постановлений, Законов) за все годы и составляет “полный” и “точный” список декретов, который является законодательством для любого гражданина.

    2. Что есть в сети

    Вы пишете «Списки декретов, найденные вами в Сети, напр.:
    http://www.bestpravo.ru/sssr/dekrety/page-20.htm
    http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/index.html
    http://www.great-country.ru/content/sov_dekret/dekret/dek_0000.php

    И я могу к ним еще добавить

    неточны и неполны ».

    Я тут с вами согласен. На мой взгляд (ориентировочно-потолочный, я там подсматривал декреты, когда сканы были неважными) там где-то 40-60% (на разных сайтах по разному) нормативных актов от того, что есть в “полном” и “точном” собрании. Какие книги были первоисточниками для этих сайтов мне неизвестно, но точно не Собрания Узаконений (Постановлений, Законов).

    3. Об ошибках на сайте

    Подшивки СУ за (по меньшей мере) 1917‑1922 и 1933‑1936 годы были переизданы в 1942‑1950 годах Управлением делами Совнаркома (Совмина) СССР. Эти переиздания и послужили первоисточником для “заливки” на сайт. Неточности оттуда. И повторю Ваши слова: «Но несмотря на это на сайте Истмата нашёлся сквозной список декретов, – видимо, на сегодня наиболее полный из имеющихся в Сети », хотя надо наверное добавить за эти годы .

    4. О книге «Декреты Советской власти».

    На мой взгляд, эта книга, в силу вышесказанного не является “полным и “точным” списком декретов, это книга о другом. В первом разделе тома помещены опубликованные декреты (многие на злобу дня) и постановления, во втором разделе - акты, которые были утверждены и оформлены в виде законченных документов, но не опубликованы в свое время. Большое внимание в ней уделено описанию работы над документами, правкам и т. п. Вы правильно заметили, что «интересны не только Декреты, но и Приказы, Постановления, Резолюции, Предписания, Обращения, Объявления, Радиограммы, etc – всё это вошло в “Декреты”, в хронологическом порядке ». Это в книге есть и этим она интересна по-своему. В ней много такого материала который и не мог и наверное не должен был попасть в своды законов. Хотя какое-то количество материала будет дублироваться. Поэтому, «сравнивать материалы Собраний Узаконений с содержанием указанных в сабже томов “Декреты Советской власти” » не имеет смысла.