Толкования на Мф. Царствие божие силою берется

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. ( 11, 12.)

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. ( 16, 16.)

Cын мой! Все доброе, все честное, все справедливое достигается трудом, усилием и борьбою. Это доброе, это честное, которое ты будешь делать во имя Христа и Его Церкви, - это есть те семена, из которых произрастает и созидается Царствие Божие: оно внутри нас, по словам Того, Кто звал к Себе всех труждающихся и обремененных. Возьми же на себя, сын мой это иго благое и доброе и неси его с трудом и усилием. "Царство Небесное силою берется" - помни это всегда и везде, где бы ты ни был, что бы ты ни делал. Силою берется, потому что мы грешны, злы, неблагодарны и, хотя при всей своей злости даем даяния благия своим чадам, однако чаще всего и больше всего валяемся в бездне греховной, нежимся в теплом, мягком и сладком ложе греха. Подняться нам тяжело, да и рано еще, думаем мы, и валяемся... Посмотри-ка, сын мой, где и как силою берется это Царствие Божие, где усилием берется все честное, все доброе, все благое...

Вот утро. Часов 5-6. В приходской церкви раздался благовест, сзывающий христиан к молитве. А ты лежишь в постели, слышишь благовест как бы сквозь сон, но думаешь: "Полежу немного! Еще рано. Пока придет батюшка, пока будут читать часы, я успею и встать, и одеться, и прийти в церковь. Да и что за беда, если я приду, ну к Евангелию или Херувимской. И тот, кто пришел в 12 часов, и тот, кто в 9 часов пришел, равную цену получают, по словам Христа..." Все это быстро промелькнуло и твоей голове, тоже как бы сквозь сон. Вспомни здесь, сын мой, что Царствие Божие силою берется. Понуди себя, встань с постели быстро, скоро...

Вот ты пришел в церковь. Боже, как тесно, как толпятся, толкают друг друга, а тебе наступили на ногу, досадно, жара в церкви, духота, а иногда и неприятный запах от дегтя, кожи или другого чего. "Какая же здесь молитва?" - думается тебе. Вспомни здесь, сын мой, что Царствие Божие силою берется. Тебе трудно молиться в церкви Божией, молитва не идет на ум: в той церкви слишком уж парадно, все так и смотрят на тебя, чуть только шевельнешься, а в этой церкви грязно и неуютно; читают - ничего не разберешь, поют плохо, так плохо, что лучше бы уж читали, а не пели. Вспомни здесь, сын мой, что Царствие Божие силою берется.

Ты сходил в церковь, новое платье испортил, простудился вдобавок, и Богу плохо помолился. Вспомни, сын мой, что Царствие Божие силою берется...

Вот ты сидишь дома, в кругу своих родных, может быть, чай пьешь или с гостями сидишь и разговариваешь, и кто-нибудь из родных или знакомых скажет тебе что-либо неприятное, обличает или напомнит что-нибудь тяжелое из твоей жизни, и возгорится гневом душа твоя, и слово дерзкое, слово острое и ядовитое, как стрела, готово сорваться с твоих уст. Вспомни, сын мой, что Царствие Божие силою берется, что все благое, все честное, все милостивое, все истинное силою берется.

У тебя живет кто-нибудь из близких родных и питается от твоего стола. Заметишь ли ты что-либо в них, для тебя неудобное или неприятное, не понравится ли тебе что-либо в них - вспомни, сын мой, те труды и болезни, которые они подъяли на себя и которыми болели иногда и ради тебя, вспомни их положение, их годы, их немощи, принуди себя, прикажи себе возлюбить их. Вспомни, сын мой, что Царствие Божие силою берется...

Ты не поладил с своим товарищем. Оба виноваты, каждый по-своему. И пришло время тебе обратиться к нему. Не теряй этого времени, сын мой. Не будь горд и скор в осуждении людей. Побори свое горячее сердце, обуздай его. Вспомни, что Царствие Божие силою берется...

Ты занят своим делом. Дело спешное. Нужно окончить сегодня вечером, а труда еще много. И тут к тебе, в самый разгар твоей работы, в сильный прилив твоей энергии, в интересную и дорогую минуту полета твоей мысли, твоих чувств, обращается кто-либо из близких родных, или знакомых, или товарищей за решением какого-нибудь недоумения, на твой взгляд незначительного, или за помощью, из-за которой, по-видимому, не стоило тебя утруждать.

Сын мой, не воспламени сердца твоего, не поднимай во гневе глаз твоих. Не будь, яко лев, в дому твоем, в устроении твоих дел. Вспомни, что Царствие Божие силою берется.

Ты опять на своей работе и трудишься честно, добросовестно, ты делаешь так, как велит тебе сердце, право, чистый ум. Но ты видишь, что твоих трудов никто не желает и приметить, что никто не дает тебе одобрения, поддержки, поощрения. Мало того, к тебе подходит выше тебя стоящий и делает тебе выговор, поправляет тебя там, где бы, тебе казалось, поправки никакой не нужно... Твоя душа болит. Но вспомни, сын мой, что Царствие Божие силою берется, что все доброе, все честное, идет с препятствиями, искушениями, невзгодами...

Может быть, сын мой, ты будешь учить других истинам веры и науки. Ты будешь говорить, а тебя не будут слушать, но рассказывать будут иное, чем ты говорил. Ученики твои плохо будут учиться: ошибки, иногда грубые, часто будут встречаться в их ответах к тебе. Не печалься этим, сын мой: трудись и наставляй непрерывно, повторяясь в своем преподавании несколько раз. Не поднимай сердца своего на гнев и с любовью и духом кротости просвещай и вразумляй невнимающих тебе учеников твоих. Помни, что всякая истина с большим трудом дается человеку, что ошибки всегда возможны, а в молодом возрасте особенно; помни здесь, что Царствие Божие силою берется...

Везде расставлены сети лукавого.

Вот ты идешь по главной улице города. Оживление большое, народу много. Тут жизнь, тут борьба... Сюда, сюда спеши, воин Христов, в эту жаркую печу, где льется кровь христианская, где падают пораженные стрелами духа злобы, духа лжи, коварства, духа зависти и отчаяния. Здесь твой пост, воин Христов. Стань крепко, сын мой, и иди с знаменем Христовым против злобных духов. Посмотри кругом, какой сильный враг! К чему все призывают?! Эти блестящие окна магазинов, эти бесстыдные картины, эти щегольские экипажи и пр., и пр. К чему все это зовет, как не к тому, чтобы жить выше своих средств, выше своего положения, к чему наклоняют наши чувства, как не к тому, чтобы валяться им в теплом ложе сладкого греха? Видишь, как разжжены стрелы лукавого? Вспомни же здесь, помни всегда и везде, что Царствие Божие силою берется, что великий труд и большие усилия нужны, чтобы сохранить в себе дыхание Божие: иметь все доброе, все честное, все истинное.

Царство Небесное – мечта всех детей Божьих! Кто из нас не стремится к совершенству и не прилагает все усилия чтобы достигнуть его. Оно как мечта высокая, почти недосягаемая постоянно волнует наши души и приковывает наш взор к Небесам!
О Царстве Небесном впервые начал проповедовать Иоанн Креститель, говоря: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2), далее он предупреждал крестящихся, говоря: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». (Матф.3:11). Он говорил, что за ним идет Тот, Кто больше его! Он сошедший с Небес Сын Божий в силе и славе принесет это Царство с неба на землю!
Остановитесь и помыслите, что Евангелие Царства Небесного – это Небесное Евангелие, оно родилось не на земле! Оно пришло с Неба, вот почему оно так привлекательно! Это Небесная власть, небесная сила, слава и спасение которое Иисус принес на землю! Через Иисуса Христа Небо во всей своей силе и славе вторглось на землю, чтобы установить на земле свою власть и подвергнуть позору все силы тьмы!
По сути, Иисус ничего больше не проповедовал и ничему не учил Своих учеников, как только о Царстве Небесном, которое Он и пришел установить на земле! Написано: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Матф.4:17).

Непосредственно о царстве Небесном или Божьем в Евангелиях в общей сложности говорится более 30 раз и еще около 50 раз оно упоминается в различных притчах и учениях Господа. Основные законы Царства изложены в нагорной проповеди Христа:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». (Матф.5:3-10)
А потому написано: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, (Матф.11:12)

Далее Иисус провозглашает семь притч о Царстве Небесном, которые характеризуют это царство со всех сторон, и первой притче речь идет о сеятеле, который вышел сеять семя свое. Дополняет этот рассказ притча о плевелах: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» (Матф.13:24) и другие…
«Царство Небесное подобно зерну горчичному». (Матф.13:31)
«Царство Небесное подобно закваске». (Матф.13:33)
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле». (Матф.13:44)
«…купцу, ищущему хороших жемчужин». (Матф.13:45)
«…неводу, закинутому в море». (Матф.13:47)
Абсолютное большинство всех притч Господа Иисуса Христа касаются Царства Небесного. Это притчи о десяти девах, о богаче и Лазаре, о доме, построенном на камне, о талантах, о неверном домоправителе, о работниках в винограднике, о тесных вратах, о потерянной овце, об овцах и козлах, и многие, многие другие…

Проповедь Евангелия Царства – это мощная демонстрация силы и Славы Царя Небесного здесь на земле, которая во времена Иисуса Христа проходила со многими силами, чудесами, знамениями, изгнанием бесов, воскрешением мертвых и исцелениями больных. Сокрушая силы тьмы, Господь утверждал власть Царства на территории земли, устанавливая, его законы, его культуру и его влияние во всех сферах жизни.
Тоже делали и Его ученики – Апостолы! Посылая двенадцать, а затем и семьдесят на проповедь Иисус дал им власть и силу, говоря: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте». (Матф.10:7,8)
Проповедь и утверждение Евангелия Царства в силе Духа Святого со многими знамениями, чудесами и исцелениями успешно распространялось по всему миру Апостолами Христа, а затем и их учениками, и последователями в плоть до четвертого века, до тех пор, пока церковь не стала государственной структурой, соединилась с миром и потеряла свои духовные силы.

Есть и другая причина. Пока Церковью управлял Дух Святой, она сохраняла свое единство и силу, поскольку, все Апостолы, пророки, Евангелисты, пастыри и учителя, слышали голос Духа Святого и беспрекословно подчинялись Ему! Собор в Иерусалиме решая вопрос об обрезании язычников, пишет в Антиохию: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого». (Деян.15:28)
Мы видим, что во главе собора, как и во главе всей первоапостольской церкви стоял и всем руководил Дух Святой! Его власть не подвергалась сомнению! Все остальные, начиная с учителей и пастырей до Апостолов беспрекословно подчинялись Его воле, а потому сохранялось единство учения и единство церкви! Но позже, когда влиятельная верхушка церкви отвергла Апостольство, сдружилась с миром, и потеряла способность слышать голос Духа Святого, то Его власть была отвергнута! И в церкви, врагом душ человеческих была построена человеческая иерархия, со своими законами, традициями, обрядами и правилами, что и породило мертвую религию, которая убила живое Тело Христа и до настоящего времени отравляет наши души!

Позже, со времен реформации, когда произошло возрождение живой веры, в массовом порядке стали возникать протестантские церкви. Появилось много новых конфессий, учений и течений, которые не имели единства и не предприняли должных усилий, чтобы выработать единую правильную позицию хотя бы по основным доктринальным вопросам, что привело к дальнейшему разделению тела Христа. Амбициозно претендуя на истину, а значит и на власть, эти религиозные системы враждовали друг с другом, часто убивая последние живые ростки реформации.

И сегодня положение в церкви не лучше, руководители поместных церквей по большей части руководствуются не водительством Духа Святого, а собственными планами и амбициями! Если собираются три служителя, то часто у них бывает четыре мнения и каждый настаивает на своем, как на единственно правильном!
Один брат рассказывал, однажды, когда на церковном совете возникли разногласия и каждый служитель отстаивал свое мнение: – я так не думаю, я так не считаю, я полагаю”. Пожилой служитель, ходящий в страхе Божьем, встал и сказал молодым служителям: «а меня вообще не интересует ваше мнение, меня интересует, что сказал вам Бог?
Вы молились? С чем вы пришли на совет?
Идите и молитесь, и приходите на совет не со своим мнением, а с мнением Духа Святого!
Согласитесь, если церковью руководит Дух Святой, то в ней не может быть много мнений! Написано: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Иоан.14:26).
Его послал Отец Небесный в мир, чтобы Он нас научил, наставил на Истину и напомнил все, что Господь говорил к Своим ученикам, а потому, только Дух Святой может правильно и плодотворно руководить Церковью! Всякое человеческое руководство рано или поздно приводит церковь в лжеучение!
В связи с чем, о силе Духа Святого, которая была явлена в первоапостольское время современная церковь уже не имеет представления, хотя со времен реформации, вспышки пробуждений, то там, то здесь возгорались на территории многих стран и континентов, когда сила Духа Святого сокрушала царство тьмы, освобождая многие души из плена греховного.

Основная причина, по которой современная церковь потеряла силу Духа Святого в проповеди Евангелия – это дружба с миром, которая как говорит Слово Божие, есть вражда против Бога! (Иак.4:4). Оставив свою первую любовь ко Спасителю, церковь потеряла дары Духа Святого, и уже не в состоянии утверждать Царство Небесное в силе и славе со знамениями и чудесами. Потому, сегодня проповедуется неполное евангелие – евангелие спасения, без явления небесных сил, чудес и исцелений, чего ни Господь, ни Его ученики – Апостолы не делали!
Более того потеряв духовную власть и силы творить чудеса и исцеления, некоторые конфессии разработали различные доктрины оправдывающие их бессильное состояние, но это вовсе не значит, что Царство Небесное потеряло силу. Бог вчера, сегодня и во веки Тот же!

Сегодня, все внимание церкви с проповеди Евангелия Царства Небесного пришедшего на землю в силе и славе, переключилось только на спасение душ, а потому даже если души спасаются, то часто не освобождаются от греховных оков и не имеют духовных сил нести Евангелие дальше! Согласитесь, не трудно изгнать беса и освободить человека от демонической зависимости, но это вовсе не значит, что он станет свободным! Для того, чтобы человек приобрел духовную свободу и дерзновение в вере необходимо поменять весь образ его мышления и жизнь, но для этого он должен лично встретиться с Евангелием Царства в силе и славе, иначе он не скоро освободится от влияния системы мира сего, сил тьмы, греха и пагубных привычек. А потому, мы часто замечаем, что после времени эйфории, которое приходит к нам во время духовного возрождения, снова исчезает радость, приходят сомнения, и даже в тех областях где были одержаны некоторые духовные победы снова наступает ремиссия, возвращаются старые грехи, грязные мысли, сомнения и разочарования. Многие дети Божии, получив духовное возрождение продолжают жить под давлением сил тьмы: в немощах, болезнях, страхах, а иногда и под проклятием!

Чтобы получить полное освобождение внутри себя, человек должен осознать себя ни баптистом, ни пятидесятником, ни харизматом или членом какой-либо еще контролирующей религиозной системы. Он должен осознать свое высокое положение сына Божьего, по милости Отца Небесного призванного к участию в наследии святых , избавившего нас от власти тьмы и введших в Царство возлюбленного Сына Своего». (Кол.1:12,13).
Причем, мы не только вошли в Царство возлюбленного Сына, но получили власть быть детьми Божьими и в Иисусе Христе уже посажены на небесах! Как написано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». (Еф.2:4-6)
В связи с чем каждое дите Божие должно осознать себя полномочным, облеченным силой и властью представителем Царства Небесного на земле – апостолом Господа Иисуса Христа, Его посланником, Его вестником!
Именно для того, чтобы вывести нас из-под влияния князя господствующего в воздухе, и дать нам власть влиять на второе небо (поднебесье), Отец Небесный во Христе Иисусе посадил нас на Небесах! Если до покаяния, когда мы были сынами противления и жили по нашим плотским похотям, враг душ человеческих, князь господствующий в воздухе из поднебесья правил нами, то теперь мы во Христе имеем власть с третьего неба влиять на поднебесье, связывать сильного и расхищать его имение!

Власть владеть и владычествовать

Друзья! Господь, поднимая нас из мира греховного на высоту Небес называет нас Царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел! Он желает, чтобы мы осознали свое новое положение в духовном мире, свое Небесное гражданство, свои права называться и быть Сынами Божьими и уже сейчас, здесь, на земле предъявили свои права на владычество данное нам Богом от сотворения мира, и отняли эту власть у дьявола, а не пресмыкались перед силами тьмы, не жили в страхе и сомнениях, болезнях и немощах!

Ведь именно владычество, которое Господь Бог дал человеку изначально, при сотворении мира, потерял Адам в результате грехопадения! «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт.1:27,28). Причем Бог дал человеку во владение не только землю и все что на ней.
Я бы обратил ваше внимание, что вопрос идет даже не о владычестве на земле, вопрос стоит о владычестве во всей Вселенной! Еще при рождении Иисуса Ангелы провозгласили: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:14). Оно не в Ангелах, ни в Херувимах, ни в Серафимах, – благоволение Божье в Человеках!
Человек изначально был создан по образу и подобию Божьему как царь, как владыка всей земли! В послании к Евреям написано: «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих» (Евр.2:5-7)
Не Ангелам, родные мои! Не ангелам! Да, это сказано пророчески о Христе, но это сказано, и о нас с вами, Сынах Божьих, которые готовы пройти путь своего Учителя на этой земле и достигнув совершенства, как Его Невеста сесть на престоле Славы и вместе с Ним править во всей Вселенной! Написано: «Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями». (Евр. 2:11).
Именно Человека Бог поставил над делами рук Своих! И эта власть, и владычество, которые дал Бог человеку у него была отнята дьяволом! В результате грехопадения человек попал под власть другой системы, системы правления князя тьмы, духа, господствующего в воздухе и стал ее рабом, а потому нуждается не только в освобождении от греха, но и возвращении ему власти!

А потому, Евангелие Царства – это не только вопрос спасения человека, но это главным образом вопрос восстановления его в прежних правах, возвращение ему владычества данного Богом от начала! Вот почему и Иисус пришел на эту землю с властью, чтобы вернуть ее человеку! Написано: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». (Ис.9:6)
Младенец родился через простую девушку Марию, но Сын Божий дан нам! В этом чудесном Младенце, Сам Христос пришел на землю и владычество на раменах Его! Господь на раменах Своих принес владычество на землю, принес власть, чтобы вернуть ее человеку. Без возвращения человеку власти и владычества – он продолжает оставаться бессильным рабом князя мира сего.
К сожалению, не осознавая своего высокого положения Сынов Божьих, мы друзья, не торопимся предъявить свои права на власть и владычество над всей землей и тем более во Вселенной, чем дьявол, лишённый Господом силы и власти на кресте Голгофском, успешно пользуется! Наша неосведомленность о своих властных полномочиях дает возможность дьяволу держать нас во тьме греха, страхах и сомнениях! Написано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения». (Ос.4:6)

Возлюбленные! Нам следует всегда помнить, что Господь Иисус, одержав победу на кресте Голгофском: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою», (Кол.2:15).
Иисус заявил всему миру: «дана Мне всякая власть на небе и на земле». И эту власть Он делегирует нам с вами говоря: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». (Матф.28:18-20)
Иисус навсегда связал сильного и дал нам власть расхищать его имение: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам». (Лук.10:19).
Павел пишет Ефесянам: «…непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви». (Еф.1:16-22)
О, как велико богатство славного наследия Его для святых и безмерно величие Его могущества в нас о котором мы возлюбленные, даже не подозреваем! Я не буду говорить здесь о всем богатстве славного наследия Его для святых, но хочу остановиться на одном. Отец Небесный, воскресив Господа нашего Иисуса Христа посадил Его «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, …и поставил Его выше всего, главою Церкви»!
Родные, вы только вдумайтесь в эти строки! Отец Небесный поставил Господа Иисуса Христа превыше всякого Начальства, Власти, Силы и Господства – Главою Церкви! Из этого мы видим, что Церковь является высшей властью во всей необъятной Вселенной! А Церковь – это мы с вами, возлюбленные! Каждый из нас возрожденный Духом Святым – это Церковь!
Это мы с вами – высшая власть во Вселенной! И над нами Господь, Бог Всемогущий! Я уже не буду сейчас говорить о том, что мы являемся членами Его космической семьи и наследниками Его благодати!!!

Так почему же мы, освобожденные, освященные и поднятые Отцом Небесным на недосягаемую высоту находимся в таком уничижении? В постоянном страхе, грехах, болезнях, немощах, многих проблемах и нищете, сомнениях и проклятиях?
Почему не желаем восстать против сил тьмы и освободиться от гнетущей нас системы князя мира сего , которая до сих пор держит во власти греха наших родных и близких, детей и внуков?
Почему боимся помолиться за освобождение человека, обремененного силами тьмы?
Почему не облечемся «во всеоружие Божие, чтобы нам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной»? (Еф.6:11-12)
Почему не дерзаем предъявить свои права на данное нам Богом владычество?
Что говорить о большем, когда мы сами все еще не свободны, больны и немощны!
Бог сотворил человека по образу Своему и подобию свободным, и мы как Сыны Божии имеем право сами распоряжаться своим разумом, чувствами и волей. Но как часто в нашем разуме хозяйничает дьявол? Как часто он соблазняет нас на грех? Постоянно загружает нас мыслями пошлыми, грязными, злыми и лукавыми, похотливыми и суетливыми, негативными и лицемерными… В разуме своем мы постоянно что-то выгадываем, над кем-то превозносимся, кого-то унижаем, кому-то завидуем… Но главное – это то, что мы смирились с таким положением дел и даже не пытаемся противостать дьяволу и запретить ему хозяйничать в нашей душе: разуме, чувствах и воле!
Что говорить, большинство из нас даже не знают, как освободиться от его давления, и как пленять всякое помышление в послушание Христу! (2Кор.10:5)
А в некоторых церквях просто боятся говорить о дьяволе. О, как бы что не вышло?

Я понимаю, что нам бывшим рабам дьявола не просто восстать против своего бывшего господина, который держал нас в страхе, нищете и болезнях! Совсем не просто перестроиться и поменять свое рабское мышление на царское, но именно этим занимался Иисус!

Три года Он формировал в Своих учениках образ мышления Царства Небесного, постоянно являя ученикам Свою силу и славу! Он постоянно преподавал им новые и новые уроки, являя Славу Царства Небесного! Он ходил по воде, останавливал шторм, приказывал волнам успокоиться, удивлял их чудесным ловом рыб, пятью хлебами кормил множество народа, преображался в Свой небесный Образ и т.д. Он старался разрушить сложившиеся в их разуме стереотипы, чтобы сформировать в них новое мышление! Мышление Царства Небесного! Он желал пропитать их небом, показать им все чудеса и силы небесные, чтобы возродить в них живую веру с которой они пойдут завоевывать мир, устанавливая Законы Царства Небесного на всей земле!
Ходя с учениками Иисус не только проповедовал, но на деле являл силу и славу Царства Небесного: больных исцелял, прокаженных очищал, бесов изгонял, мертвых воскрешал, тоже самое делали и Его ученики – Апостолы. Павел, наставляя церковь в Коринфе, пишет: «Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор.4:20) и как сам Павел, так и все другие Апостолы являли эту исцеляющую общество силу! «… на больных возлагали платки и опоясания с тела его (Павла), и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. (Деян.19:12). Тоже делал и Апостол Петр: «так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них». (Деян.5:15).
Тоже самое Господь заповедал делать и нам с вами – Его ученикам! Если, конечно, мы Его ученики, Его последователи, а не ученики какого–либо религиозного образа учения, каждое из которых сегодня, претендует на истину в первом лице!

Именно потому, что Христиане первой церкви приняли от Господа власть «быть Сынами Божьими» и гражданами Царства Небесного они успешно пользовались этой властью. Они смело несли Евангелие Царства по всей земле, сокрушая силы тьмы, освобождая души из плена греховного и завоевывая новые территории для Царства Небесного, а потому за короткое время покорили Евангелию третью часть всего существовавшего тогда мира! И только несколько позже, когда церковь стала государственной, попала под влияние мира и отступила от истины, она потеряла свои духовные дары и силы!
Сегодня мы уже не проповедуем Евангелие Царства Небесного во всей полноте, силе и славе, а если даже и говорим о чудесах и исцелениях, то не имеем силы их являть миру! А потому дети Божии уже не знают и не предъявляют свои права на Царство и владычество, позволяя дьяволу держать в страхе не только мир, но и церковь! Дьяволу удалось отсечь у церкви проповедь Евангелия Царства, изгнать ее из мира, загнать в стены домов молитвы и ограничить её проповедь только спасением грешных душ, да и то немногих!

Божье видение – это церковь на улице!

Церковь, не как религиозная организация или контролирующая система, действующая в четырех стенах, а как тело Христово! Как живой организм, постоянно растущий и развивающийся, живущий и функционирующий в мире, среди простого народа нуждающегося в Евангелии Царства, в Его спасающей силе, дарах и исцелениях! Мир нуждается в Евангелии, несущем жизнь, свет и истину, просаливающем общество чудесными заповедями Божьими, чистыми и святыми. В Евангелии, несущем Законы Царства Небесного, Его силу и славу, Его культуру, Его благословения, мир, радость и любовь.

Церковь нужна как свет миру! Как город, стоящий на вершине горы! Как соль просаливающая разлагающее общество! Как закваска, заквашивающая его!
Церковь нужна как бальзам на ранах мира, страдающего от войн, разрухи, терроризма, болезней и немощей, нищеты и бесправия!
Бог никогда не ограничивал церковь стенами храмов! Это сделал дьявол, создав многие религиозные системы, которые соперничая друг с другом, спорят за влияние в религиозном мире, за лидерство, за право на истину и власть над человеческими душами. И пока церковь разделена и занимается поношением друг на друга, дьявол успешно действует в сынах противления захватывая все новые и новые позиции как в духовном мире, так и в физическом, разлагая как общество, так и народ Божий новыми и новыми «изысканными грехами».
Дьяволу ни тепло, ни холодно от того, что народ Божий, потерявший свою первую любовь к Господу, а с ней и огонь благовестия, и проповедь Царства, и власть, и силу, разделенный на многие конфессии и обремененный многими заботами, закрывшись в четырех стенах, славит Господа за закрытыми дверями

Дьявол боится власти, которой мы, как сыны Божии обладаем, но которой так и не воспользовались, чтобы связать сильного и завоевать мир для Христа! Иисус говорит: «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». (Матф.12:25). Чему мы с вами, являемся живыми свидетелями. Тело Христа – церковь, разделившись на многие конфессии потеряло силу, а потому царство тьмы преуспевает и разрушает как в мире, так и в церкви последние оплоты чистоты и святости – наши семьи, уводя в плен греха детей и внуков!

Один Господь, одна вера, одно крещение!

Написано: «Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа». (Дан.11:32,33)
Церковь перед лицом коварного врага должна вновь объединиться и выйти на улицы городов и поселков, выйти из тех стен, куда ее загнал дьявол! Слово Божье говорит: «Одно тело и один дух, …один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф.4:5,6). И для этого Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». (Еф.4:11-13)
Сюда в единство веры ведет нас Господь! У Него одна Церковь, одна Невеста, одно Тело, одна вера и одно крещение, а потому всякое разделение в теле Христа противоестественно и произведено врагом душ человеческих с тем, чтобы разрушить церковь и лишить Сынов Божьих единства, силы, власти и остановить проповедь Евангелия Царства на земле!
Ибо написано: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». (Матф.24:14). Конец придет дьяволу, и он это знает! А потому всеми силами старается разделить Церковь, разрушить ее основания, остановить проповедь Царства Небесного, чтобы продлить время своего пребывания на земле!

Сегодня вся тварь стенает и мучается, и «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её (князя, господствующего в воздухе), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». (Рим.8:19-21) . Все творение ждет откровения сынов Божьих , а не библиотечных знаний, от которых пухнет голова, не сентиментальных историй от которых наворачиваются слезы! Она ждет живых откровений Божьих от Сынов Божьих, которые отвергли себя, распяли плоть свою с похотями и страстями и взявши свой крест устремились за Господом!
Возлюбленные, если наши мозги часто дымятся от информации, а душевный наш человек пресыщается красивыми историями, то духовный наш человек часто умирает с голоду! Наш дух, возрожденный к жизни вечной постоянно томится, ожидая откровений сынов Божьих, тех, которые сами водимы Духом Святым и потому могут повести на глубины духовные всю Церковь!

Сегодня, прекратив проповедь Евангелия Царства, закрывшись в своих стенах и решая свои локальные проблемы, церковь практически, обрекла мир на погибель, отказавшись выполнять возложенные на нее задачи, распространения Царства Божьего на земле. И молитва Господня «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матф.6:10) , для многих поместных церквей осталась добрым пожеланием, но не руководством к действию!
Братья и сестры! Первоочередная и главная задача церкви, не выжить ценой предательства мира, не отсидеться в четырех стенах, а идти в мир и данной нам Господом властью больных исцелять, прокаженных очищать, бесов изгонять, мертвых воскрешать, устанавливая власть Царства Небесного на земле спасать новые и новые души для Христа! «…Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». (Марк.8:35).

Как реально обрести власть и силу

Христос при дверях, а потому настало время Церкви Христовой сбросить с себя вид благочестия – одежды нашей религиозности, самоправедности и лицемерия, но облечься в силу Божию и вернуться к проповеди Евангелия Царства в силе, славе, со многими чудесами, и исцелениями! Для чего каждому дитю Божьему необходимо снова вернуться к истокам Его любви и взыскать Господа всем сердцем своим, всей душою своею, всем разумением своим и всей крепостью своею.

Все, о чем мы рассуждали выше, в основном касается нашего духа и утверждается на нашей живой вере в силу, власть и могущество нашего Спасителя, но это всего 50% победы! Чтобы иметь реальные силы связать сильного и наступать на царство тьмы расхищая его имение, нам возлюбленные, нужно научиться строить свои близкие отношения с Господом, постоянно пребывая в Нем и Слове Божьем.
Согласитесь, для того, чтобы утверждать Царство Небесное на земле, оно должно сначала прийти в наш дух, душу и тело!
Если для исцеления нашего духа и возвращения владычества над всей землей нам необходимо утвердиться в вере и осознав свое новое положение сынов Божьих и с дерзновением предъявить свои права на Царство, то для исцеления души нам также необходимо немного потрудиться!
Написано: «…не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим.12:2) . И потому если мы хотим двигаться в спасении дальше и получить не только свободу в мыслях, чувствах и действиях, но и познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная, чтобы стать в полной мере Сынами Божьими водимыми Духом Святым, то должны не только не сообразоваться с системой этого мира, то есть не любить мир и то что в мире, но преобразоваться обновлением ума нашего. Сколько бы мы не надмевались, наш плотской ум не в состоянии слышать голос Божий, потому что: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». (Рим.8:6,7).
Наш плотской ум, он как бы настроен на другую волну, на волну мира сего, он пропитан его заботами, его ценностями, его моралью, а потому не может воспринимать духовную информацию, приходящую от Духа Святого. Если все наши заботы только о нашем бизнесе, о том, что нам есть и что нам пить, во что одеться и на чем подкатить к дому молитвы, то мы с вами просто не готовы к тому, чтобы слышать голос Божий и общаться с Ним! Нам необходимо преобразоваться обновлением ума нашего, то есть перестроиться на духовные рельсы, для чего нужно оставить мир и все, что в мире. Написано: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». (1Иоан.2:15).

К сожалению, с нашим разумом есть еще одна проблема! Наша голова, часто забита мыслями меркантильными, суетливыми, лживыми и лицемерными, завистливыми, гордыми, тщеславными, злыми и т.д. Если мы в мыслях своих постоянно кого-то осуждаем, унижаем и над кем-то превозносимся, то мы еще не преобразились обновлением ума нашего и не научились пленять свои помышления в послушание Христу! (2Кор.10:5).
Если нас все еще осаждают мысли пошлые, злые, развратные и сексуальные, то еще рано говорить, что мы имеем ум Христов! Чтобы получить полное освобождение души и научиться познавать волю Божью святую, благую и совершенную, то есть во всей полноте стать сынами Божьими, водимыми Духом Святым, нам необходимо еще хорошо потрудиться над собой.

Во-первых, нам необходимо постоянно пребывать в Слове Божьем! Пребывать – это не читать по три – четыре главы в день, это много больше! Пребывать – это проводить в Слове все свое свободное время, чтобы Слово пропитало нас насквозь, чтобы оно сформировало наш внутренний мир, чтобы оно преобразовало наш плотской ум и стало «нашим словом, родным и близким», чтобы мы над ним размышляли, им мыслили, им говорили и им молились.
Далее, нам нужно научиться приходить в присутствие Божие и реально строить свои отношения с Ним! Строить отношения – это проводить с Ним время! Много, много времени! Если вы забежали к Нему на полчаса, то ни о каких отношениях речи быть просто не может.
И последнее, нам следует водворить наше «Я», нашего ветхого человека на крест, где он и должен постоянно находиться! Как написано: «…ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упраздинено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. (Рим.6:6,7)
Только в этом случае мы сможем «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». (Еф.4:22-24). Такое переодевание возможно совершить исключительно на кресте и нигде больше!
Это огромный труд, но оно стоит того, поскольку лишь только новый человек, созданный по Богу, в праведности и святости истины является наследником всех Его обетований, всех даров, сил и откровений! Ветхому человеку эти сокровища недоступны , а потому, пока он жив и пока он в нас царствует мы не можем иметь ни дары, ни силы, ни помазание Божие!

Аналогичное положение и с нашим телом! В наше время в христианских СМИ много полемики о том, исцеляет ли сегодня Бог и можно ли жить в Божественном исцелении?
Да, друзья, Господь вчера, сегодня и во веки Тот же! Но мы с вами должны быть готовы принять свое исцеление, чтобы постоянно жить в нем!
Господь спас весь мир, искупив его Своей кровью! То есть, Он заплатил за грехи всех людей, когда-либо живших, живущих и которые еще будут жить на земле! Дело Божье закончено полностью и совершенно! Все люди, во всем мире искуплены и спасены! Спасены все, все, все, без исключения! Но однако, реально спасение получают только те, кто пришел к Господу и востребовал свое спасение! Кто, покаявшись в грехах, призвал имя Господа в свою жизнь и сегодня живут в спасении!

Аналогично и с исцелением! Написано: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Ис.53:4,5).
И в Новом Завете Апостол Петр пишет: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Пет.2:24).
Да, слово Божие говорит нам, что мы все уже исцелились, в тот момент, когда Иисус умер на кресте наше исцеление полностью завершилось! Наш Спаситель Христос, взойдя на крест Голгофский совершил полное спасение, которое включает в себя не только возрождение духа и спасение души, но и исцеление тела, исцеление семьи, церкви и исцеление всего общества, страдающего от беззаконий.
Но для того, чтобы исцеление нашего тела реально состоялось в нашей жизни, мы должны верою принять его в свою жизнь, как та женщина, много лет страдавшая кровотечением : «ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». (Мар.5:28). То есть, для исцеления нужна живая вера, а для того, чтобы вера ожила, нужно иметь постоянные и живые отношения с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом! Постоянно проводить тихое время в Его присутствии в постах, молитвах, молениях, в ожидании Его ответа и посещения! Как написано: «Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра». (Ис.26:9).

И второй момент, чтобы получить Божественное исцеление наше тело, друзья, должно быть на жертвеннике! Оно должно реально принадлежать Господу: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего». (Рим.12:1). И это должны сделать мы с вами! Это наша часть работы, представить тела наши на жертвенник!
Но если наша плоть еще не распята и все еще служит греху, объята похотями и страстями, то это еще не тело – это греховная плоть, которая не годится ни для жертвенника, ни для служения. Тащите ее на крест, как написано: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал.5:24).

Вот при таких условиях, мы станем Сынами Божьими водимыми Духом Святым! И тогда исцеление придет не только в наш дух, душу и тело, но и в нашу семью, церковь и через нас в окружающее нас общество, да и все апостольские дары, силы и откровения не замедлят прийти в нашу жизнь!
Только там, за крестом, во всей силе и славе откроется для нас Царство Божие и тот невидимый духовный мир станет для нас много реальней, чем этот видимый в котором мы живем!

"От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его"

Матф.11:12

Иоанн Креститель, услышав в тюрьме молву об Иисусе Христе, посылает к Нему двух своих учеников с вопросом:"...Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Матф. 11:3). Неверно, что (как считает Тертуллиан) Иоанн Креститель не знал, что Иисус Христос был Мессией, так как он был утвержден в этом мнении и Духом Божьим, и знамением с небес (см. Иоанн. 1:33). Этим же поступком он пытался исправить неведение своих учеников, которые больше почитали его, нежели Христа.

В четвертом и пятом стихах 11-й главы Евангелия от Матфея записан ответ Христа на их вопрос: "...Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют" (Матф. 11:4). Иисус Христос показывает им, что Он есть истинный Мессия, ссылаясь на Свои чудеса, которые были несомненным доказательством Его Божественности. Когда ученики Иоанна ушли, Иисус дает высокую похвалу Иоанну Крестителю и поясняет, кем он был: "...Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?" (Матф. 11:7).

Как сказал Иисус Христос, Иоанн Креститель не был изменчивым человеком, взгляды которого меняются и который колеблется, как трость, переходя от одного мнения к другому; он не был похож на Рувима, нетвердого, как вода (см. Быт. 49:4), но был непоколебим и тверд в своем уповании – даже тюрьма не смогла изменить его.

"Что же смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды?" (Матф. 11:8) – спрашивает Христос. Иоанн не потакал своим чувствам, -он носил не шелка, а одежду, сделанную из верблюжьего волоса; он предпочитал жить не при царском дворе, а в пустыне (см. Матф. 3:3,4).

Христос представляет Иоанна Крестителя, как Своего предтечу, который приготовил перед Ним путь (см. Матф. 11:10). Он был утренней звездой, которая предшествовала Солнцу Праведности, и для того, чтобы в достаточной степени почтить этого святого человека, Христос не только проводит параллель, сравнивая его с другими пророками, но и ставит его выше остальных пророков, назвав его самым большим пророком, говоря:

"Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка" (Матф. 11:9).

"...Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Матф. 11:11).

Иоанн Креститель был возвеличен Христом в связи с достоинством его служения и ясностью учения и поэтому наш текст начинается стихом: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф. 11:12).

* * *

Во-первых, в этих словах, имеется предисловие или вступление к главной мысли: "...от дней же Иоанна Крестителя доныне...". Иоанн Креститель был ревностным проповедником, Воанергесом, или "сыном громовым" (см. Мр. 3:17), так как после его проповеди люди начинали пробуждаться от своих грехов.

Поэтому поймите, каким должно быть то служение, которое приносит больше всего пользы, а именно – которое воздействует на совесть людей. Иоанн Креститель возвышал свой голос, как трубный глас. Он с властью проповедовал учение покаяния: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 3:2). Он пришел, рассекая и разбивая человеческие грехи, и уже после этого проповедовал им Христа. Вначале он пролил уксус закона, а затем – вино Евангелия. Это была такая проповедь, которая Заставляла людей решительно стремиться к небесам.

Иоанн проповедовал не для того, чтобы понравиться слушателям, а для того, чтобы принести им пользу; он избрал целью своего служения открывать людям их грехи, а не демонстрировать им свое красноречие. Лучшим зеркалом является не то, которое позолочено, а то, которое правдиво показывает наше лицо. Предпочтительнее та проповедь, которая самым правдивым образом открывает людям их грехи и показывает им их сердца.

Иоанн Креститель был горящим и сияющим светом; он на самом деле горел в своей вере и сиял в своей жизни; и поэтому люди, слушавшие его проповедь, были побуждаемы стремиться к небесам.

Апостол Петр, который был исполнен духом рвения, также привел своих слушателей в день Пятидесятницы к состоянию умиления, открыв им их грехи и указав им на очищающий источник в крови Христа. "Слыша это, они умилились сердцем..." (Деян. 2:37). Это является величайшей милостью – иметь такое служение, которое побуждает людей исследовать свое собственное сердце. Если человек имеет ужасную рану, то он будет стремиться к тому, чтобы исследовать ее до самой ее глубины. Кто не испытал бы удовлетворения, если бы его душа была исследована и, в результате этого, была спасена?

Во-вторых, в этом тексте также имеется главная мысль: "...Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его".

Что означают слова "Царство Небесное?" Некоторые толкуют их, как Евангельское учение, которое открывает человеку Христа и небо. Тому же учил и Эразм Ротердамский. Но я, скорее, под Царством Небесным понимаю небесную славу; этому учили Беза и другие.

Это Царство берется силою. Данное выражение является метафорой, которая сравнивает Царство Небесное с городом или крепостью, которая защищается во время войны и которую можно взять только штурмом. Поэтому без усилия нельзя овладеть Царством Небесным. "... И употребляющие усилие восхищают его".

Землю наследуют кроткие (см. Матф. 5:5), небеса же наследуют употребляющие усилие. Наша жизнь – это духовная война. Христос является нашим Полководцем. Евангелие – наше знамя, милости Божьи – наша духовная артиллерия, и небеса могут быть взяты только с помощью усилия.

* * *

Рассматриваемые нами слова (то есть слова "сила" и "усилие") относятся к двум этапам достижения человеком Царства Небесного:

1. Первый этап – сражение: "силою берется";

2. Второй этап – завоевание: "употребляющие усилие восхищают его".

Таким образом, взять небеса можно только приступом или штурмом; следовательно, никто не может достигнуть неба, кроме тех, кто употребляет силу. Эта сила имеет двойной аспект.

Во-первых, такого рода сила характерна для людей, являющихся судебными должностными лицами. Судьи должны достигать результата силою в следующих случаях.

1) При наказании виновных. Когда урим и туммим Аарона не действуют, тогда должен прийти Моисей со своим жезлом. Нечестивцы являются негодными людьми, неправедное излишество благосостояния которых, благодаря заботе судебных должностных лиц, должно быть изъято. Бог определил правителей для наказания преступников (см. 1 Петр. 2:14).

Правители не должны напоминать рыбу-меч, которая имеет меч на своей голове, но у которой нет сердца. Но они должны иметь меч в своей руке, будучи решительными сердцем для того, чтобы вытаскивать и отсекать нечестие человека. Попустительство судьи поддерживает безнравственность, и, не наказывая преступников, он соглашается с проступками других людей и делает их своими собственными проступками. Судебные должностные лица, не проявляющие усердия в своем служении, похожи на тело, в котором отсутствует дух. Чрезмерная терпимость поощряет грех и всего лишь бреет голову преступника, которая заслуживает отсечения.

2) При защите невиновных. Судья является приютом, или алтарем, или убежищем для преследуемых, куда они могли бы убегать. Чарльз, герцог Калабрии, настолько любил совершать правосудие, что он приказал повесить колокол у ворот своего дворца, и каждый, кто звонил в него, был уверен, что он будет принят самим герцогом, или же будут посланы служащие герцога, чтобы выслушать его дело.

Аристид также был известен своей справедливостью. О нем историки говорят, что он никогда не проявлял пристрастия к какому-либо человеку только на том основании, что этот человек был его другом; он также не поступал несправедливо к человеку из-за того, что этот человек был его врагом. Медлительность или нерешительность судьи попирает право человека на защиту.

Во-вторых, эта сила характерна для людей, являющихся христианами. Хотя небеса даются нам даром, мы, тем не менее, должны сражаться за них. Писание говорит: "Все, что может рука твоя делать, по силам делай" (Еккл. 9:10). Наш труд – велик, наше время – коротко, наш Господин торопит. Поэтому мы должны мобилизовать все силы своей души и бороться, так как это есть вопрос нашей жизни и смерти, для того чтобы достичь небесного царства. Мы должны прилагать не только старание, но и усилие.

* * *

Для того, чтобы проиллюстрировать и разъяснить это утверждение, я должен показать вам, о каком усилии здесь не идет речь.

Во-первых, усилие, о котором говорится в нашем тексте, исключает безрассудное рвение, то есть исключает яростное усердие, проявляемое людьми для достижения того, чего они не понимают. Например, вот что написано об афинянах "...проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому богу" (Деян. 17:23). Эти афиняне были усердны в поклонении своим святыням, но им можно было бы сказать то, что Христос сказал самарянке: "Вы не знаете, чему кланяетесь" (Иоан. 4:22).

Точно также и католики неистовы в проявлении своей религиозности. Посмотрите на их епитимьи, посты, самоистязания до тех пор, пока не появится кровь. Но это – рвение без знания истины; их пыл лучше, чем их духовное зрение. Когда Аарон должен был воскурять фимиам на алтаре, то вначале он должен был зажечь лампады (см. Исх. 30:7). Когда рвение, как фимиам, горит в сердце человека, там вначале необходимо зажечь светильник знания.

* * *

Во-вторых, сила, которой восхищается Царство Небесное, исключает кровавое насилие, которое имеет два аспекта.

1) Когда человек насильственно накладывает руки на самого себя. Тело человека является земной тюрьмой, куда Бог поместил его душу. Мы не должны разрушать эту темницу, но обязаны оставаться в ней до тех пор, пока Бог через смерть не выпустит нас оттуда. Стражник не может действовать без разрешения своего начальника; точно так и мы не должны осмеливаться действовать в этом вопросе без Божьего разрешения.

Наше тело является храмом Духа Святого (см. 1 Кор. 6:19). Когда мы поступаем насильственно по отношению к нему, то мы разрушаем Божий храм. Светильник жизни должен гореть в нашем теле до тех пор, пока не иссякнет вся естественная влага, которая, как масло, питает ее.

2) Эта сила исключает кровавое насилие, в результате которого одни человек отнимает жизнь у другого.

В наши дни имеется слишком много такого насилия. Никакой грех не имеет более громкий голос, чем кровь убиваемого человека: "...Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли" (Быт. 4:10).

Если есть проклятие на том человеке, "кто тайно мучит [В английской Библии короля Иакова употреблен глагол "smite", который переводится на русский язык словами "ударять", "бить", "мучить". В русском синодальном переводе употреблено слово "убивает" (прим. ред.)] ближнего своего" (Втор. 27:24), тогда вдвойне проклят человек, убивший своего ближнего. Если же человек непреднамеренно убил другого, то он может найти прибежище и бежать к алтарю, но если он сделал это преднамеренно, то святость места не должна защищать его, как и написано: "А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть" (Исх. 21:14).

Несмотря на то, что Иоав ухватился за рога жертвенника, царь Соломон должен был убить его, так как этот человек пролил много человеческой крови. Ранее, в Богемии, убийца должен был быть обезглавлен, а затем положен в гроб вместе с тем же человеком, которого он убил. Исходя из выше сказанного, мы видим, какое применение силы должно быть исключено.

В рассматриваемом нами тексте (то есть Матф. 11:12) речь идет о святом усилии. Это словосочетание также имеет двоякое значение.

Первое, мы должны быть горячими и страстными воинами в борьбе за истину. Здесь уместно процитировать вопрос Пилата: "Что есть истина?". Истиной является либо благословенное Слово Божье, которое называется Словом истины, либо те доктрины, которые вытекают из Слова Божия и согласуются с ним, как солнечные часы с солнцем или как копия с оригиналом. Это такие доктрины, как доктрины о триединстве; о сотворении; о благодати, дающейся даром; об оправдании через кровь Христа; о возрождении; о воскресении мертвых и о прославленной жизни. Сражаясь за эти истины, мы должны быть непреклонны, являясь либо их защитниками, либо мучениками за истину.

Истина является самым восхитительным сокровищем! Малейшая йота этого золота бесценна. Ради чего еще мы должны горячо подвизаться, как не ради истины?

Истина стара; ее седины вызывают почтение к ней; она исходит от Того, Кто является Ветхим днями (см. Дан. 7:9). Истина непогрешима; она является той звездой, которая ведет ко Христу. Истина чиста (см. Пс. 118:140) – она сравнивается с серебром, очищенным семь раз (см. Пс. 11:7). На лице истины нет ни малейшего пятна; она издает только приятное благоухание святости. Истина победоносна, – она подобна великому завоевателю, все враги которого лежат мертвые; она охраняет поле брани и устанавливает свои победные трофеи. Истине могут противостоять, но никогда не смогут полностью ее ниспровергнуть.

Во времена римского императора Диоклетиана казалось, что христианство находится в отчаянном положении и что истина иссякла. Но вскоре после этого настало золотое время Константина и тогда истина вновь подняла свою голову. Когда уровень воды в Темзе устанавливается на самом низком уровне, – то это значит, что высокий прилив уже готов прийти. Бог находится на стороне истины и до тех пор, пока у человека нет страха, она будет в нем побеждать. Писание говорит о последних временах: "тогда воспламененные небеса разрушатся" (2 Петр. 3:12), но никогда не разрушится истина, которая пришла с небес (см. 1 Петр. 1:25).

Истина оказывает облагораживающее воздействие на человека. Она является семенем нового рождения. Бог возрождает нас не через чудеса и откровения, а словом истины (см. Иакова 1:18). Так как истина производит благодать, то истина и питает собою человека (см. 1 Тим. 4:6). Истина освящает: "Освяти их истиною Твоею" (Иоанн. 17:17). Истина является той печатью, которая оставляет на нас отпечаток своей собственной святости; она обладает свойством и отражать, и излучать Божий свет; она является и зеркалом, показывающим наше несовершенство, и средством духовного очищения.

Истина делает нас свободными (см. Иоан. 8:32). Она освобождает нас от уз греха и возводит в положение наследников Божьих (см. Римл. 8:11) и царей (см. Откр. 1:6). Истина утешает; это то вино, которое ободряет человека. Когда арфа и лира Давида не могли дать ему утешения, то истина делала это: "Это – утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня" (Пс. 118-50).

Истина – это противоядие против греха. Грех является прелюбодеянием души человека; он делает запятнанной душу человека так же, как предательство и измена делают запятнанными имя и честь человека. Грех приносит проклятие так же, как и всякое зло. Человек может умереть от яда точно так же, как и от пистолета; и что же тогда может предотвратить грех, если не истина? Люди так много обманываются и согрешают, потому что они либо не знают, либо не любят истину.

Я никогда не смогу сказать достаточно сильно, чтобы должным образом выразить свое благоговение перед истиной. Истина является основным гарантом, основанием для нашей веры; она дает нам верную модель настоящей веры в Бога; она показывает нам, во что мы должны верить. Отнимите истину, – и наша вера окажется иллюзией.

Истина является наилучшим цветком в венце церкви. У нас нет ничего более драгоценного, что мы могли бы доверить Богу, чем наши души; и у Него нет ничего более драгоценного, что Он доверил бы нам, чем Его истина. Истина – это отличительный признак подлинной чести. Она отличает нас от ложной церкви так же, как целомудрие отличает благочестивую женщину от блудницы.

Короче говоря, истина – это оплот церкви и нации. Писание говорит о том, что левиты, (которые, совершая служение, были носителями символа истины) укрепили царство Иуды (см. 2 Пар. 11:17). Истину можно сравнить с Капитолием в Риме, который был самым прочным зданием этого города, или с башней Давида, на которой висела тысяча щитов (см. П. Песн. 4:4). Наши военные крепости и военно-морские силы не укрепляют нас так, как укрепляет истина.

Истина – это наилучшая армия Царства Божия; если мы отступаем от истины и предаемся папизму, то, образно говоря, прядь волос, в которой была наша сила, отрезается. Ради чего тогда мы должны быть так решительны, как не ради истины?

Мы должны подвизаться, испытывая тяжкую борьбу и страдания "за веру, однажды преданную святым" (Иуды 3). Если случится так, что истина отойдет от Англии, то мы можем написать эпитафию на надгробном памятнике Англии: "Слава отступила".

И, второе, это святое усилие также имеет место, когда мы проявляем особое рвение ради собственного спасения. Об этом говорит апостол Петр: "...Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание" (2 Петр. 1:10). Греческое слово в оригинальном тексте этого послания подчеркивает тревожную тщательность человека в оценке своего собственного духовного состояния, его серьезные мысли о вечности. Оно подчеркивает то беспокойство, которое заставляет работать и голову, и сердце человека. В этом канале истинной веры и должно проявлять себя рвение всех христиан.

* * *

В-третъих, что еще означает святое усилие? Оно включает в себя следующие три фактора:

1) решительность воли;

2) силу чувств;

3) энергию стремления.

Решительность воли. Царь Давид свидетельствует: "Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню" (Пс. 118:106). Что бы ни находилось на пути к небесам – пусть это будет даже лев – я вступлю с ним в схватку, как решительный военачальник, который несет ответственность за всю свою армию. Христианин всегда решителен; что бы ни случилось, но он достигнет небес. Когда в человеке присутствует такая решительность, то опасностью пренебрегают, с трудностями не считаются, а страх презирают.

Таким образом, первым шагом человека в проявлении святого усилия является решительность его воли. Решительный человек говорит: "Я буду на небесах, чего бы мне это ни стоило", и эта его решительность должна быть в силе Христа.

Решительность напоминает наклонную плоскость для шара, которая неумолимо заставляет этот шар двигаться. Там, где присутствует решительность наполовину, то есть, там где есть и желание быть спасенным, и желание следовать за грехом, -невозможно быть очень усердным в стремлении к небесам. Если путешественник нерешительный, то временами он будет ехать в одну сторону, а временами – в другую. Таким образом, он стремится к ничему.

Сила чувств. Воля человека проистекает из его здравомыслия. Разум человека получает информацию о совершенстве состояния небесной славы, а воля проявляет решительность в том, чтобы начать путешествие к той святой земле. И теперь следуют чувства человека. Они горят в сильном желании стремиться к небесам. Чувства эти очень сильны. Псалмопевец говорит: "Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому" (Пс. 41:3).

Раввины обращают внимание на то, что в этом тексте Давид не говорит "моя душа голодает", но говорит "жаждет", так как по своей природе мы проявляем больше нетерпения тогда, когда мы желаем утолить жажду, чем тогда, когда мы ощущаем голод. Посмотрите, в каком быстром и сильном движении увлекаются чувства Давида в его стремлении к Богу. Чувства эти подобны крыльям птицы, которые заставляют душу торопиться в ее полете к славе. Там, где чувства человека таким образом горят, там прилагается усилие в стремлении к небесам.

Энергия стремления. Эту энергию включают в себя усилия человека, достигающего спасения. Мы стремимся к спасению так, как надо стремиться, когда речь идет о нашей жизни и смерти. Можно говорить о небесах, но так и не попасть на небеса; мы должны operam navare [Латинское выражение (прим. ред.)] то есть, "должны прилагать все свои силы", и, кроме того, мы должны призывать помощь небес в этом труде.

* * *

В-четвертых, мы рассмотрим, в каких сферах своей духовной жизни христианин должен прилагать усилия. Этих сфер четыре. Христианин должен проявлять усилие:

1) по отношению к самому себе;

2) в борьбе с сатаной;

3) в противостоянии с миром;

4) в стремлении к небесам.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,» (Мф.11:12)

Читаем ниже толкования святых отцов церкви на этот стих.

Троицкие листки игумена Пантелеимона

Итак, Христос пришел, Царствие Божие уже открылось, Иоанн Предтеча, возвестивший Его пришествие, уже принадлежит не столько Ветхому, сколько Новому Завету: от дней же Иоанна Крестителя, с того времени, как он указал всем на пришедшего Христа, доныне, и теперь Царство Небесное уже не ожидается только как грядущее, но и силою берется, с такой ревностью берется, как берутся города приступом, потому что оно уже наступило. И все употребляющие усилие над собой, восхищают его . Его восхищают все кающиеся грешники, которые с сердечной болью расстаются с лестными для них ожиданиями Мессии-завоевателя и чувственного блаженства в Его царстве, и обрекают себя на покаяние и трудную перемену всей своей нравственной жизни.

Григорий Двоеслов

Эти слова Верховной Премудрости нам должно рассмотреть с особенным тщанием. Ибо надобно спросить: каким образом Царство Небесное может быть взято силою? Потому что кто может делать насилие небу? И еще надобно спросить: если Царство Небесное можно взять насилием, то почему это насилие началось со дней Иоанна Крестителя, а не прежде? Но когда Закон гласит: если кто то или то сделает, смертью да умрет, тогда всем читающим ясно, что этот Закон поразил каждого грешника наказанием по своей строгости и не довел до жизни через Покаяние. Когда же Иоанн Креститель, предшествуя благодати Искупителя, проповедует покаяние для того, чтобы грешник, мертвый по виновности, ожил через обращение, тогда подлинно от дней Иоанна Крестителя Царство Небесное берется насилием (нудится). Что же такое Царство Небесное, если не место Праведных? Ибо одним только Праведным предоставляются награды Небесного Отечества, чтобы смиренные, чистые, кроткие и милосердые достигали Высших Радостей. Когда же кто, или надутый гордостью, или оскверненный плотским беззаконием, или гневливый, или жестокий нечестивец, после виновности обращается к покаянию и получает Жизнь Вечную, тогда грешник становится на место как бы чужое. Итак, от дней Иоанна Крестителя Царство Небесное берется силою, и сильные достигают онаго потому, что тот, кто проповедал грешникам покаяние, чему другому научил их, если не насилию брать Царство Небесное?

Больше важных новостей в Telegram-канале «Православное слово» . Подключайся!

Итак, возлюбленнейшая братия, помыслим о том зле, которое мы сделали и сокрушим самих себя непрестанным плачем. Наследство праведных, которого не удержали за собою жизнью, будем похищать покаянием. Всемогущий Бог желает терпеть от нас такое насилие. Ибо хощет, чтобы Царство Небесное, на которое мы не имеем права по своим заслугам, было восхищаемо нашими слезами. Итак, от верности надежды да не уклоняет нас никакое качество, никакое количество грехов наших. Великое упование на прощение представляет нам тот досточтимый разбойник, который досточтим не потому, что разбойник, — ибо разбойник он по жестокости, — а досточтим по исповеданию. Итак, подумайте, подумайте, сколь непостижимо милосердие во Всемогущем Боге. Разбойник оный, кровавыми руками удаленный от тесного пути, вздернут был на виселицу креста; на ней он произнес исповедание, на ней уврачеван, на ней заслужил услышать: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43). Что же это такое? Кто может достаточно высказать и оценить такую благость Божию? От самого наказания за преступления она переходит к наградам за добродетель. Но Всемогущий Бог попустил своим избранным пасть в некоторые преступления для того, чтобы показать надежду прощения другим, лежащим в беззаконии, если сии обратятся к Нему всем сердцем, а тем открыть путь к благочестию через слезы покаяния. Итак, будем упражнять самих себя в плаче, будем уничтожать слезами и плодами, достойными покаяния, содеянные нами преступления; да не тратятся времена, дарованные нам для исправления, потому что мы, взирая на многих, уврачеванных уже от своих беззаконий, что другое приобретаем, если не залог Верховного милосердия? — Итак, да будет Господу нашему И. Христу со Отцом и Св. Духом, честь и слава во все веки веков. Аминь.

Беседа 20, говоренная к народу в храме Св. Иоанна Крестителя в четвертую субботу перед Рождеством Христовым.

Господь Иисус Христос и Иоанн Предтеча

Читаем:

Феофан Затворник

Почему Господь сказал, что со времени Иоанна Крестителя царствие Божие будет браться силою , а до Иоанна разве оно бралось не силою?

Ответ: Браться силою — перевод не точен. Ибо силою в божественных порядках спасения ничего не возьмешь. Славянский перевод точнее: нудится , с нуждою, с самопринуждением , с напряжением сил ищется. Греческое нудится то и значит. Мысль же: к царствию протискиваются, как протискиваются сквозь тесную толпу. На практике так и есть: самопринуждение и самопротивление неотъемлемые черты искания спасения и царствия Божия. И только те, кои таковы, достигают царствия. Льготно оно никому не дается. Почему это со дней Иоанна, или, как в другом месте, после закона и пророков, можно не искать, сознавшись в бессилии объяснить это.

Иное толкование

Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим, на пути к Царствию, отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем. Царствию сказали: «прошу тебя, извини меня», хоть и в нем пир, и пир царский, какого и на ум никому не придет приготовить, да вкусы у нас не те. Что там сладким считается, то нам горько; что там приятно, то нам противно, что там веселит, то нас тяготит, — разошлись совсем. И Царствие с нуждницами, восхищающими его, отходит от нас. Мы и рады, даже готовы поскорее бы прогнать их и речи уже о том заводим, да лукавый все как то не ухитряется это уладить.

Почитайте

Иоанн Златоуст

Какую связь имеют эти слова с тем, что сказано было прежде? Великую, и весьма тесную. Спаситель заставляет и понуждает ими слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне.

Иное толкование

Христос сказал: «употребляющие усилие восхищают Царство небесное» (Мф.11:12). Конечно, где имеется в виду духовное приобретение, там и настойчивость уместна, и усилие похвально.

Иное толкование

…умоляю, будем всячески стараться исправить нашу жизнь, очистить нашу душу, чтобы ничто нечистое не служило для нас препятствием. Засветите в себе свет знания, и не бросайте семян в терние. Кто не знает, что любостяжание порок, как узнает что-нибудь большее? Кто не отвращается от этого (земного), тот как возжелает того (небесного)? Хорошо восхищать, но только не гибнущие вещи, а царство небесное: «употребляющие усилие» , сказано, «восхищают его» (Мф. 11:12); следовательно, не леностью можно достигнуть его, но старанием. Что же значит: «употребляющие усилие» ? Потребно большое усилие, потому что путь тесен, нужна душа юношеская и бодрая. Восхищающие хотят всех предварить, не смотрят ни на что, ни на порицание, ни на осуждение, ни на наказание; думают лишь об одном, как бы овладеть тем, что хотят восхитить, и предупреждают всех находящихся впереди. Станем же мы восхищать царство небесное. Это восхищение не грешно, а похвально; грех здесь – не восхищать. Здесь наше богатство не причиняет ущерба другим. Постараемся же восхитить и, если нас удручает гнев, если тревожат вожделения, то победим природу, соделаемся кроткими, потрудимся немного, чтобы навсегда успокоиться. Не похищай золота, но похищай богатство, при котором золото представляется грязью. Скажи мне: если бы пред тобою лежали свинец и золото, что бы ты похитил? Не очевидно ли, что золото? Итак, в том случае, когда похищающего наказывают, ты предпочитаешь вещь лучшую: уже ли же тогда, когда похищающий заслуживает честь, ты не отдашь предпочтения лучшему? Ведь не избрал ли бы ты (из двух вещей) предпочтительно эту (лучшую), если бы за похищение той и другой было наказание? Но здесь нет ничего такого, а напротив здесь блаженство. Как же можно, спросишь, похитить (царство небесное)? Брось то, что у тебя в руках. Пока будешь держать это, – не можешь похитить того. Представь мне человека, у которого руки наполнены серебром: в состоянии ли он будет похитить золото, пока держит серебро, а не бросит его и не сделается свободным? Похищающий не должен быть ничем связан, чтобы не быть задержанным. Ведь и ныне есть враждебные силы, которые нападают на нас и стараются отнять у нас (царство небесное). Будем же убегать от них, будем убегать, не оставляя за собою ничего, за что бы они могли ухватиться. Пресечем нити, обнажим себя от предметов житейских. какая вам нужда в шелковых одеждах? Доколе будем укутываться в эти смешные одеяния? Доколе будем зарывать в землю золото? Я желал бы перестать всякий раз говорить об этом; но вы не позволяете, подавая всегда к тому повод и побуждение. Теперь, по крайней мере, оставим это, чтобы, и других научив своею жизнью, получить обетованные блага, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Иное толкование

Как так? «Царство Небесное» , – говорит (Господь), – «силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Будь здесь усильным искателем, будь здесь хищником; расхищаемое здесь не уменьшается. Добродетель не разделяется, благочестие не уменьшается, равно как и царство небесное. Напротив добродетель умножается, когда ты расхищаешь ее; блага же вещественные уменьшаются, когда расхищаешь их. Это видно из следующего: пусть будет в городе бесчисленное множество людей; если все они будут расхищать добродетель и праведность, то умножат ее, потому что она будет в тысячах праведников; а если не будут расхищать, то уменьшат ее, потому что нигде ее не будет видно.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Здесь закону и пророкам, то есть ветхозаветной Церкви, противопоставляется Церковь Христова, новозаветная. С Иоанном, стоявшим на рубеже двух заветов, закончился Завет Ветхий, имевший лишь временное, подготовительное, значение, и открылось Царство Христово, куда входят все, употребившие для этого усилие.

На этой неделе в среду вечером в православных храмах будет совершаться служба, на которую можно попасть только один раз в году. Это продолжительное и необычное церковное чинопоследование не похоже на все богослужения и называется особенно: стояние Марии Египетской.

Великим постом в середине пятой седмицы Церковь неслучайно напоминает нам о подвиге этой поистине удивительной святой. Чем она так отличается от остальных христиан, угодивших Богу?

После притчи о сыновьях, один из которых пообещал отцу исполнить его просьбу, но остался при своем, а второй сначала отказался, а потом раскаялся и выполнил отцовский наказ, Христос говорит, «что мытари и блудницы вперед» других «идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Эти Его слова исполнились на преподобной Марии, которая явила христианскому миру пример глубочайшего и самоотверженного покаяния.

По образу жизни она была совершенным киником, но не из стремления к мудрости человеческой, а из всецелого устремления к Христу, крестными страданиями и смертью Которого искуплены из тенёт греха все без исключения люди. Подвиг преподобной Марии мог остаться неизвестным миру, но Промыслом Божиим священноинок Зосима узрел в пустыне человека, который по силе духа и молитвы превосходил всех известных ему отшельников. Всего три встречи с подвижницей глубоко потрясли многоопытного старца.

И действительно в ее жизни есть чему удивляться! Не обладая не только богословским образованием, но даже элементарной грамотностью, она в познании Священного Писания достигла учености апостола Павла. Не получив и намека на праведное воспитание, она обрела равноангельное житие подобно Крестителю Господню Иоанну. На деле исполнив заповедь Христову о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), она стала жилищем Святого Духа и, еще находясь в теле, преодолела ограниченность пространственно-временных законов. Ей было одинаково ведомо прошлое, настоящее и будущее. Воды Иордана позволяли святой переходить реку, как по суше, а гравитация не удерживала ее на земле во время молитвы.

На примере этой безмерно стойкой в своем покаянии женщины Церковь напоминает, как на истинных последователях Христовых исполнились древние пророческие обетования о том, что «будут все научены Богом» (Ин. 6, 45), и что «не мерою дает Господь Духа» (Ин. 3, 34) искренне верующим в Него. Какими бы окаменелыми ни были сердца грешников, они, как лед на весеннем солнце, тают от благодати, пребывающей в Церкви Христовой. Надо только всем сердцем принести покаяние и усиленно искать, жаждать Царства Божия, как искала и жаждала его в иорданской пустыне преподобная Мария.

Вспоминая эту подвижницу, понудим себя восстать от духовной спячки и физической лени, от расслабленной и рассеянной жизни по духу времени, чтобы не уподобиться нерадивому сыну из притчи Господней и не лишиться в итоге обетованного Царства, и чтобы дни Великого поста приблизили нас к Богу.