"Интонация. Основные элементы интонации

Интонация и её компоненты.

    Понятие интонации; интонация и просодия.

    Компоненты интонации.

    Функции интонации.

1. Понятие интонации.

По определению Льва Рафаиловича Зиндера интонация – ритмомелодический рисунок речи, сложное единство 1) речевой мелодики (движение основного тона), 2) ритма (соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов), 3) темпа (интенсивности), 4) тембра речи, 5) фразового и логического ударения, 6) пауз (паузировка обязательна в интонации).

Итак, мы видим, что большинство исследователей считают компонентами интонации изменение высоты тона, фразовое ударение, ритм, темп и тембр. Д. Джоунз, Л.В. Щерба, Р.Ладо и Ч. Фриз рассматривают в качестве компонентов интонации всего лишь один-два элемента: изменение высоты основного тона и фразовое ударение или изменение высоты основного тона и ритм. Таким образом, все исследователи считают изменение высоты основного тона важнейшим компонентом интонации, что полностью соответствует первоначальному значению термина «интонация» и не может вызывать никаких возражений.

Интонация и просодия .

Термин «просодия» используется как общее название для сверхсегментных свойств речи: высоты тона, длительности, громкости.

Просодия имеет акустический, перцептивный и лингвистический (функциональный) аспекты.

Все аспекты взаимодействуют и могут быть рассмотрены как различные стороны одного явления. Для обозначения просодических единиц каждого аспекта существует специальная терминология. При рассмотрении акустического аспекта выделяются частота, интенсивность, время. Для обозначения просодический единиц перцептивного аспекта приняты термины высота тона, громкость, длительность. Функциональный аспект располагает понятием многокомпонентной интонации.

2. Рассмотрим компоненты интонации.

Фразовое ударение – выделение слова на фоне других слов. Это достигается произнесением ударяемых слов с большим выдыхательным толчком и мускульным напряжением, чем неударных, а также изменением тона и повышением длительности ударных слогов в слове предложения. Оно существует во фразе в нескольких видах: синтаксическое – ядро фразы – тот слог, где голос движется вверх или вниз, оно показывает коммуникативный тип высказывания (команда, вопрос, утверждение, просьба) тяготеет к концу фразы;

логическое – появляется во фразе в силу превалирующей роли смысла;

эмфатическое – связано с эмоциональной стороной речи (вкладываем не разум, а эмоции). Достигается за счет силы громкости.

Темп (длительность) – скорость произнесения тех или иных отрезков речи, которая зависит от индивидуальных характеристик говорящего, стиля произношения. Темп, как и другие компоненты интонации, играет важную роль в передаче информации:

Выполняет структурную роль в формировании единиц речи (синтагм, фраз, сверхфразовых единиц, строк, строф). Начало и конец единиц речи обычно характеризуется замедлением речи.

При помощи темпа (чаще замедленного) выделяются наиболее важные участки высказывания.

Передает эмоционально-модальную информацию. Эмоциональная речь характеризуется отклонением темпа в сторону убыстрения либо замедления. Например, выражение горя, страха, безразличия характеризуются большей скоростью, чем выражение печали, презрения. Высказывания, выражающие сдерживаемые эмоции тяготеют к замедлению темпа, несдерживаемые - к убыстрению.

Ритм (тесно связан с темпом) – повторение ударных слогов в более или менее равные интервалы времени. Темп и ритм является времен’ными (темпоральными) компонентами интонации. Ритмичность достигается тем, что акцентируемые слоги выделяемых по смыслу слов появляются в речи через относительно равные временные отрезки, вычленяя ритмические группы, выполняя, т.о. функцию организации ритма в речевом контексте. Организующая функция ритма проявляется не только в его способности дробить временной континуум на относительно равные временные отрезки, но также и в том, что он способен объединять более мелкие единицы ритма (ритмические группы) в более крупные → в синтагмы, синтагмы → во фразы, фразы во сверхфразовые единства, сверхфразовые единства в → целый речевой контекст.

Тембр – специальная окраска голоса, эмоционально-экспресивное отношение говорящего. С физической точки зрения тембр – это колебание различной частоты, образующие совокупность обертонов. В речи тембр выполняет две функции: он дает возможность различать по голосу говорящих и выступает как индикатор эмоционального состояния говорящего, благодаря этому высказывание приобретает необходимую эмоциональную окраску.

Пауза – акустический нуль, прекращение артикуляции, может быть резким переломом в мелодике. Наша речь представляет собой связный звуковой поток, расчленяемый паузами на большие или меньшие отрезки. Пауза может быть сделана лишь после того, как произнесена какая-то группа слов или одно слово, представляющее собой смысловое единство, и в тоже время синтаксическое единство, то есть объединенные общим смыслом и синтаксической связью.

Компоненты интонации проявляют себя в двух аспектах:

    Коммуникативном – интонация сообщает - является ли высказывание законченным или незаконченным, содержит ли вопрос или ответ, просьбу или команду; представляет коммуникативные типы высказывания: повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные. Характерно для русской интонационной системы.

    Эмоциональном – в любой интонации обязательно заключена определенная эмоция, отношение говорящего к высказыванию – это модальность. Интонация всегда модальна. Характерно для английской интонационной системы.

3. Функции интонации.

1) Основная функция интонации – функция организации и членения речевого потока .

Представим последовательность слов, лишенных интонационных показателей (пауз, мелодии и др. показателей). Peter said brother is ill today we must send for the doctor. (отсутствие знаков препинания подчеркивает отсутствие интонации как суперсегментного средства).

Эта последовательность звучит неестественно и малопригодна для понимания, так как в ней содержится ряд трактовок, связанных с различным пониманием.

Усовершенствуем эту последовательность, используя паузы. Так, чтобы в один сегмент входили слова, наиболее тесно связанные по смыслу. Группируя слова с помощью пауз по-разному, мы получим различное понимание примера.

′Peter said ׀ Brother is ill today.׀׀ We must send for the doctor.

′Peter said ׀Brother is ill.׀׀ Today we must send for the doctor

Peter, ׀ said brother, ׀ is ill today. ׀׀We must send for the doctor.

2) В естественной речи связь между соседними отрезками может быть менее или более тесной. Простейший способ отразить это заключается в использовании пауз разной длительности: unit pause, double pause, treble pause) например: Brother is ill today. // We must send for the doctor.

В первом варианте мы имеем дел с последовательностью двух относительно самостоятельных предложений. (││) такая пауза – разделяющая. Краткая пауза (│) отражает тесную связь между частями сложного высказывания – связывающая.

Различия в характере пауз используются интонацией в функции выражения степени связи между единицами членения.

3) Функция оформления и противопоставления типов высказывания. Мелодика используется в качестве основного средства для оформления отрезков речи, выделенных паузами. Появляется возможность передачи принципиально иной информации, в частности информации о типе высказывания (вопрос, сообщение, побуждение, закончено ли сообщение и т.д.).

Brother is leaving. For Moscow.

Brother is leaving. – For Moscow?

С помощью мелодики выражаются основные коммуникативные типы высказывания.

4) Дистинктивная функция реализуется в противопоставлении одинаковых последовательностей слов с различными интонационными моделями. На уровне интонационной группы, фразы и текста. Например: If Mary comes │ let me → know at once.

Ожидается, что придет несколько людей, но говорящего интересует Мери.

If Mary comes │ let me → know at once. (Ждут только Мери и никого больше).

Итак, выделяют 4 функции интонации. Все они связаны со смысловым строем предложения и относятся к сфере лингвистики.

5) Несомненно, интонация связана с выражением эмоций человека, так что еще одну функцию интонации можно назвать функцией выражения эмоциональных значений и оттенков (модальность). Тон «падение + подъем» выражает контраст, недосказанность. Каждый мелодический рисунок добавляет свои оттенки значения.

Например: When did you come? – Now (невозмутимо, беспристрастно)

Now (заинтересовано)

Now (поддерживание разговора)

You are to do it right now. – Now? (очень удивленно)

Мелодика.

Главным компонентом является мелодика, т. е. изменение высоты тона на протяжении высказывания. Этот компонент настолько важен, что иногда его полностью отождествляют с интонацией и называют интонацией в узком смысле слова, например говорят о вопросительной, восклицательной, утвердительной и т. д. интонации. Кроме того, поскольку голос является «материальным носителем» мелодических изменений, мелодику (и интонацию в целом) часто ошибочно отождествляют с голосом, например, говорят о «нежной, грубой, жесткой и т. п. интонации», приписывая ей свойства, которыми характеризуется именно голос.

При всем многообразии потенциально возможных мелодических изменений для русского языка важны два основных типа мелодики: нисходящая и восходящая.

Нисходящая мелодика характеризуется понижением высоты голоса и используется в повествовательных и побудительных предложениях, а также в вопросительных предложениях с вопросительным словом и некоторых типах восклицательных предложений.

Восходящая мелодика характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос), а также реализуется в неконечных частях распространенного высказывания и некоторых восклицательных предложениях.

Безусловно, в звучащей фразе реализуются и другие типы мелодических изменений, например восходящее-нисходящее или нисходяще-восходящее, возможны также отрезки речи, характеризующиеся ровным движением тона.

Основными показателями, с помощью которых оценивается характер мелодических изменений во фразе, являются интервал изменения тона, а также общий тональный диапазон фразы. Интервал - это величина изменения тона (повышения или понижения). Так, общий вопрос характеризуется большим интервалом повышения тона по сравнению с тем, которое происходит в незавершенных частях высказывания. Считается, что величина интервала изменения тона определяет экспрессивную окраску фразы.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы,- обо всем этом «расскажет» тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты,- снова прежде всего тембр об этом доведет это «до сведения» вашего собеседника». Причины этого могут быть разные, зависящие или не зависящие от воли говорящего.

Тембр голоса как компонент интонации выполняет главным образом экспрессивную функцию, придавая речи эмоциональность и выразительность. Интонационный тембр определяется состоянием голосовых связок, а именно их конфигурацией и степенью напряженности.

Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Физиологическая закономерность изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале. Темп должен быть средним, избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы до и после важных мест (готовят к восприятию информации и призывают обдумать). Это не молчание, это эффективный элемент нашей речи. Пауза может привлечь внимание, усилить акцент на нужной фразе. Паузы дают возможность думать во время речи и контролировать слова. Темп речи выполняет важные смысловые функции. Он служит средством:

  • 1. Выражения степени важности содержания (более важное содержание характеризуется медленным темпом, а менее важное - быстрым темпом);
  • 2. Привлечения внимания слушающего (посредством замедления темпа);
  • 3. Облегчения понимания и запоминания (более медленный темп дает слушающему время понять и запомнить воспринимаемое содержание);
  • 4. Выражения эмоционального состояния говорящего (эмоциональные состояния, активизирующие деятельность человека, - как правило, положительные эмоции, - ускоряют темп, а эмоциональные состояния, снижающие активность, - отрицательные эмоции - замедляют его);
  • 5. Придания речи выразительности (с помощью ускорения или замедления темпа в речи отражается скорость событий, действий, о которых рассказывает говорящий; аналогично в случае, когда имитируется темп речи других лиц).

Средним значением темпа речи считается скорость произнесения, равная приблизительно 120 словам в минуту.

Малоподготовленные ораторы, не владея темпо-ритмом речи, пытаются компенсировать этого недостаток громкостью, начинают кричать, поднимая силу каждого предложения по сравнению с предыдущими: их речь становится монотонно-громогласной и ее качество не только не улучшается, но еще более ухудшается.

Тональный диапазон - это разность между минимальной и максимальной высотой тона в пределах высказывания. Как мы уже говорили, величина тонального диапазона характеризует прежде всего голос, однако использование в речи всех возможностей тонального диапазона способствует повышению ее выразительности.

Если интервалы изменения тона незначительны или если речь характеризуется небольшим тональным диапазоном, то у слушателей возникает ощущение монотонности речи. По мнению психологов, у человека, слушающего монотонную речь, включается охранительное торможение нервной системы, что приводит к рассеиванию внимания и утомлению. Информация, преподнесенная монотонно, воспринимается слушателями более придирчиво, критично, самые сильные аргументы расцениваются как неубедительные, примеры кажутся невыразительными. Человека, говорящего таким тоном, начинают подозревать в безразличии к обсуждаемой проблеме и партнерам.

Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют одинаковую долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударение - это тот музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на последний слог), в польском (ударение - на предпоследнем слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, пон"ять в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п" онял, а в женском роде - на последний - понял" а.

Большие группы слов, меняющих ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префиксальные образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прошедшего времени - с ударением на окончании.

Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, которое, как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.

Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, которое основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают пять основных размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.

Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией. Различия в интонации зависят от изменения четырех акустических компонентов:

Интенсивности звучания;

Длительности звучания (чем больше звуков произносится в

Единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);

Степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.

Изменения этих первичных компонентов интонации улавливают на

Слух и более точно вычисляют на специальной аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.

Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией. В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.

В русском языке можно выделить шесть интонационных конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред - и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, которая находится перед центром, обычно

Произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:

Первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;

Вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня; третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;

Четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;

Пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;

Шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное или субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.

Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.

Например, в предложении: «Усталые дети быстро уснули», может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.

Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов:

1) в каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра

Мы (наш класс, а не другой) поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);

2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;

3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;

4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;

5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами).

Если домашнее задание на тему: » Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение – понижение голоса, тон речи и др.) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Современный русский язык В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное. СЛОВЕСНЫМ УДАРЕНИЕМ называется выделение при произношении одного из Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе специального (коррекционного) обучения по теме "Ударение. Роль ударения в Экзамен: Современный русский язык Вопрос 29: а) Что общего и различного содержится в предмете изучения фонетики и фонологии? б) Какие аспекты характеристики звуков Ю. Н. Гребенева Для ознакомления с особенностями омографов учащимся могут быть предложены различные задания. Рассмотрим некоторые из возможных вариантов. 1. Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо: - определить количество слогов, -

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указывающего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация - одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движения происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому интонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону речи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых: 1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу- дцествляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., например, произношение вопросительных и повествовательных предложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части; 2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, состоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов; 3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате); 4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произносятся в замедленном темпе); 5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, игривая интонация и т.д.). Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и незаконченности предложения); 2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, вопроса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) выражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация выполняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок). Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, например, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей. Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках.,В индоевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (например, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

Еще по теме ИНТОНАЦИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

  1. глава вторая ОБ ИНТОНАЦИИ (prosodie) В ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЯЗЫКАХ

Интонация связана с предложением и с синтагмой, интонация-важнейшее средство членения предложения на синтагмы или фразы. Элементы интонации: мелодика, ударение, пауза, темп речи и длительность отдельных слогов, интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство.

Интонация выступает в языке как грамматическое и экспрессивное средство. Грамматическая функция интонации определяется грамматическим строением предложения. Благодаря интонации определяются однородные члены предложения, вводные слова, вводные предложения, происходит обобщение членов предложения и перечисления. При помощи интонации выделяются разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждый язык характеризуется присущими ему интонационными особенностями, которые связаны со структурными особенностями предложений. Грамматическая функция интонации связана с использованием грамматических функций интонации, связана с использованием звуковых средств всеми носителями данного языка. Экспрессивная функция интонации связана со звуковыми особенностями отдельно говорящего лица. В каждой интонации выделяют 2 аспекта:

Универсальный(проявляется в том, что в разных языках есть определённые сходства в функциях отдельных компонентов интонации и даже имеется сходство интонационных структур)

Национальный(характерен каждому языку, каждый язык имеет свой тип интонации).

Позиционные изменения звуков

Позиционные изменения согласных могут быть или в конце или в начале слова. В конце слова согласный может оглушаться или может происходить отпадение конечного согласного. В начале слова может вставляться протетический согласный (острый - вострый).

Позиционные изменения гласных: положение гласного в ударном слоге называется сильной позицией, а в безударном - слабой. В сильной позиции гласный устойчивый, а в слабой - он подвергается значительным изменениям, которые связаны с ослаблением или редукцией. Редукция гласных бывает количественной или качественной. При количественной гласные теряют часть долготы, они ослабляются, но не меняют своего качества. При качественной редукции происходит не только ослабление звуков, но и изменение его характерных признаков (рус.англ. представлена широко).

Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция, аккомодация, диэреза, субституция, диссимиляция)

1. Ассимиляция (уподобление). При ассимиляции некоторые, а иногда все произносительные признаки одного звука уподобляются признакам влияющего звука. Ассимиляция может быть полной и частичной. При частичной изменяются некоторые признаки звука (шубка), а при полной ассимиляции происходит изменение всех признаков звука. Звук становится точно таким же, как звук, вызвавший ассимиляцию.


Ассимиляция может различаться по направлению. Если предыдущий звук влияет на последующий, такая ассимиляция называется прогрессивной. Если последующий звук влияет на предыдущий – регрессивной.

Может быть контактная (2 рядом стоящих звука взаимодействуют) и дистантная (разделены звуками).

Ассимиляция может быть в отношении согласных с согласными, в отношении гласных с гласными (характерно только для тюркских яз. Гласные окончания уподобляются гласному корня– сингармонизм – татарский язык).

Ассимиляция – это уподобление однотипных звуков, т.е. взаимодействовать могут согл. с солг., гласн. с гласн.

2. Если взаимодействуют разнотипные звуки (гласн. с согл.), такое изменение называется аккомодацией.

3. Диссимиляция – расподобление. При диссимиляции один из 2 звуков сходных по артикуляции, утрачивает общие признаки.

На основе ассимиляции или диссимиляции возникает диереза (выкидка звука; солнце, праздник). Иногда может происходить выкидка отдельного слога - гаплология, вставка звука – эпентеза.

4. Метотеза - взаимная перестановка звуков(в просторечиях,при заимствовании).

5. Субституция- замена при заимствовании иностранного языка звука родного языка.

Фонетические и исторические чередования звуков

Фонетические: обусловлены нормами современного языка, не отражаются на письме (напр., стог - стога).

Исторические: нельзя объяснить нормами современной фонетической системы и они всегда отражаются на письме (с-ш, т-ч, носить –ношу)

Понятие о фонемах. Варианты фонем. Основные функции фонем. Позиции фонем. Разработка теории фонем в лингвистике.

1. ПОНЯТИЕ О ФОНЕМАХ. ВЫРИАНТЫ ФОНЕМ

В процессе речи звуки имеют различные особенности в своем звучании. Одни из этих особенностей не влияют на значение слов или на форму, а другие сказываются на значении или на форме. Звуковая единица, которая используется для различения слов и форм слов, называется фонемой.

Понятия фонемы и звука не совпадают:

Звуки речи – нечто частное, отдельное, а фонема является совокупностью цельного ряда звучаний.

Фонема составляет строгую систему, а один и тот же звука в разных словах может соотноситься с разными фонемами.

Дифтонги, состоящие из двух звуков, представляют собой одну фонему.

Возможны случаи, когда 2 фонемы звучат, как один звук (напр., детский)

Возможны случаи, когда фонема присутствует, а звука нет (напр., солнце)

Следует иметь в виду, что всякое сочетание звуков выступает как единая фонема, т. е. фонему можно считать минимальной единицей звукового строя языка. Она функционирует как целое, даже если состоит из двух звуков. Каждая фонема представляет собой совокупность существенных признаков, которые она отличает от других фонем (напр., звук т – все признаки представляют собой единое содержание фонемы). Признаки, которыми одна фонема отличается от другой, называются дифференциальными.

Фонема – минимальная единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка.

Такое определение позволяет установить, какие звуки являются самостоятельными фонемами, а какие – разновидностями одной и той же фонемы. Самостоятельными фонемами являются звуки, которые употребляются в одинаковой позиции, изменяя значения (ship – sheep). Звуки, которые употребляются в одинаковых фонетических условиях, не меняют значение слова, являются вариантами фонемы. Варианты фонемы сохраняют ее существенные признаки, имеют одинаковое фонологическое содержание.

2. ФУНКЦИИ ФОНЕМЫ

Фонема имеет 2 функции, которые связаны с особенностями процесса речевого общения.

Функция восприятия – перцептивная функция. Благодаря этой функции, фонемы являются своеобразными эталонами, с помощью которых мы узнаем и воспринимаем речь.

Различительная – сигнификативная. В данном случае фонемы являются различителями слов и форм слов (том-дом).

Названные функции обязательны в каждой фонеме, они взаимосвязаны и предполагают наличие друг друга в процессе общения.

3. ПОЗИЦИИ ФОНЕМ

Фонема в живой речи попадает в различные произносительные условия – позиции. Позиции бывают сильными и слабыми. Сильные позиции – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций. В сильной позиции фонема противостоит любой другой фонеме. В сильной позиции фонема меньше всего зависит от фонетических условий, четко проявляется сигнификативная функция. Фонема всегда выступает в сильной позиции изолированно, выступает в своем основном виде. Основной вид фонемы – это то, как она произносится изолированно. Но не во всех позициях фонемы способны выполнять сигнификативную функцию. В некоторых позициях они утрачивают данную способность, и происходит нейтрализация фонемы. Положение, в котором происходит нейтрализация фонем, называется слабой позицией. В английском языке конец слова – сильная позиция (white, wide)

4. СИСТЕМА ФОНЕМ

В данной системе фонемы группируются на основе их качества: система гласных фонем и система согласных фонем. Системный характер звуковой стороны языка проявляется в том, что количество фонем строго ограничено. Составляющие ее единицы тесно связаны между собой. Фонемы группируются потому, как противопоставлены их различные признаки. Такие группы могут охватывать различное количество фонемных пар. Противопоставление фонем называется оппозициями фонем. Члены оппозиции могут быть противопоставлены по одному признаку (п-б), или нескольким (а-б).

Система фонем не остается неизменной на протяжении истории данного языка. Изменения, которые затрагивают систему фонем, называют фонематическими. Наиболее частым явлением возникновения новых фонем и утрата старых фонем, изменение одного из вариантов фонемы в самостоятельную фонему. Системы фонем оказывают воздействие на заимствованные слова. Любое заимствованное слово, перестраиваясь, меняет свою внешнюю сторону под влиянием системы фонем заимствующего языка.

РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ФОНЕМ В ЛИНГВИСТИКЕ

Выделяется 2 направления – школа традиционного учения о фонеме (шк.Щербы, Ленинградская и Московская Фонологическая школа)

Ленинградская школа считает, что фонема это звуковой тип, а звуковые типы различают слова и формы слов. Звуковых типов в языке немного, их можно перечислить, обратившись к алфавиту, т.е. буквы выполняют ту же функцию, что и фонема, но отличаются друг от друга своей материальной стороной

Звуков в живой речи больше чем фонем. А звуки объединяются в типы по акустической и артикуляционной близости. Этот звуковой тип и есть фонема

Понятие фонема и звук не разграничивает московская школа

Звуки объединяются в фонемы по функциям общности, если звуки выполняют одну и ту же функцию, они являются одной и той же фонемой, но обе школы едины в подчеркивании значения фонем в общей характеристике понятия фонем.