Война и мир все о наполеоне. Сочинение на тему: Образ Наполеона в романе Толстого «Война и мир

Многие русские писатели в своих произведениях упоминают исторических личностей. В своем произведении Толстой описал Наполеона Бонапарта. Полководец имел неприметную внешность и был полным. У полководца постоянно выпирал живот. Руки героя были толстыми и маленькими. Лицо сильно располнело. Глаза были выразительными, а лоб широким. При невысоком росте полководец имел полные плечи, ноги и руки. Толстой называл Наполеона жирным. Его внешний вид был лишен шика. Полководец одевался довольно типично как все люди той эпохи. Наполеон имел резкий голос и всегда четко выговаривал каждое слово. Он ездил верхом на своем арабском коне.

Главной чертой императора была чрезмерная самовлюбленность. Он всегда ставил себя выше других. Автор не отрицал превосходства и таланта героя, но при этом считал, что тот стал императором по чистой случайности. Простых жителей, не добившихся каких-либо высот, Наполеон считал недостойными его величия. Также в полководце присутствуют эгоцентризм и эгоизм. Писатель подчеркнул избалованность Бонапарта. Во время своего становления Наполеон довольствовался малым, но став императором отдалился от солдат, выбрав комфорт и роскошь. По мнению автора, император не принимал советов и не учитывал мнения, кроме собственного. Император считал, что добился больших успехов среди всех.

В эпопее Толстого Наполеон не имеет эмпатии и никаких эмоций. Данные черты он проявлял по отношению к своим солдатам. Он интересовался делами своей армии только от скуки, а не оттого, что он хотел помочь солдатам. При разговоре с армией полководец проявлял высокомерие. По словам автора, его показную заботу замечал каждый солдат.

В целом, Толстой выражает негативное отношение к образу императора. Интеллект и черты характера полководца говорили о том, что он не приложил особого труда, чтобы добиться успехов. В глазах писателя Наполеон является выскочкой и обманщиком. Автор считал, что Бонапарт просто хотел самоутвердиться. Полководец готов пойти на самые подлые поступки ради того, чтобы добиться своего. Гениальность исторической личности была простой выдумкой и полнейшим обманом. Наполеон мог совершать нелогические поступки и побеждал на войне по чистой случайности.

В романе образ Наполеона является противоположностью Кутузову. Бонапарт не отличался положительным характером. Единственным его достоинством был военный опыт. Благодаря своим знаниям он побеждал на многих битвах. При сопоставлении героя с настоящим Бонапартом читатели могут заметить некую разницу. Наполеон был очень образованным человеком и обладал навыками в области политики и в военной отрасли.

2 вариант

Роман «Война и мир» заслуженно считается самым лучшим творением титана русской литературы Льва Николаевича Толстого. Многие читатели с большой серьезностью относятся к событиям, описанным в книге, как к документально зарегистрированным бумагам. Но они забывают о том, что, как и в любом литературном произведении, в романе «Война и мир» присутствуют элементы художественного вымысла для создания более четкой, яркой и красивой картины.

Толстой использовал в своем романе-эпопеи большое количество персонажей. Их насчитывается около пяти сотен, из которых около двухсот– реально существовавшие люди. Большое количество исторических личностей в романе позволило сделать ему действительно важным для мировой литературы и тяжелым для чтения, восприятия неподготовленному читателю.

Одним из героев романа, существовавших в самом деле, является Наполеон Бонапарт. Он относится к числу абсолютно отрицательных героев «Войны и мира». Автор уделил достойное количество слов на описание и характеристику этого героя.

Наполеон Бонапарт, по описаниям Толстого, не владеет красивой внешностью. У него грузное тело, оплывшее лицо. Лев Николаевич пишет, что в 1805 году Наполеон не был таким некрасивым и объемным, а лицо его было даже худым. Но в 1812 году (нападение на Россию) Наполеон стал выглядеть противно: он располнел, приобрел большой жирный живот, который выпирался вперед. Поэтому с большим сарказмом Лев Николаевич Толстой называет Бонапарта «сорокалетним брюшком».

Несмотря на то, что лицо Наполеона выглядело довольно молодо, оно было располневшим. Лоб был широкий, а глаза, как ни странно, выразительные. А руки его были коротенькие, пухленькие и бледные. Про ноги Толстой пишет то же самое. Выражая свое искреннее отвращение к данному персонажу, писатель называет его «жирным».

Одежда Наполеона вроде бы типична для того времени, однако она отличается какой-то изюминкой.

Наполеон как бы является противопоставлением Кутузову.

По характеру Наполеона можно отнести к гадким людям, ведь он плохо обращается со своими солдатами. Этот герой – самовлюбленная до мозга костей личность. Наполеон считает, что он лучше всех.

Таким образом, Лев Николаевич мастерски представил Наполеона Бонапарта с худшей стороны в своем лучшем произведении.

Характеристика Наполеона

Наполеон Бонапарт – историческая личность, автор произведения уделяет ей большое внимание. Герои романа относятся к нему неоднозначно. Великий полководец Франции у одних вызывает восхищение, а других отвращение. Бонапарт прошел через многое: поднял революцию, пришел к власти, завоевал многие земли. Герой был очень большого мнения о себе. В его планах было завоевание русских земель и Европы. Наполеон был слишком самоуверен, это его и сгубило.

Судьба Бонапарта невероятно интересная. Наполеон, как и все, начинал с обыкновенных низов, при первой же возможности герой смог завладеть властью. Его сногсшибательные победы будоражили не только французов, но и другие народы. Фигура Наполеона приводила в восторг многих военнослужащих. Например, Андрей Болконский мечтал о таком же взлете, какой был у Бонапарта.

Многие возводили Бонапарта в ранг кумира. Однако, мало кто задумывался о том, какие жертвы и разрушения стояли за этим героем. Он скорее был страшен, чем прекрасен. Лев Николаевич знакомит читателей с другой стороной характера полководца.

По сравнению с Кутузовым можно отметить ряд отрицательных качеств. Михаил Илларионович был истинным патриотом, которого интересовали заботы родного государства. Кутузов делал всё, чтобы уберечь как можно больше подчиненных. Бонапарта же интересовала только собственная слава. Наполеон предпринимал всё, чтобы прославиться ещё больше. Ему было безразлично сколько жертв и разрушений принесет вторжение на чужие территории.

Бонапарт был помрачен мыслями о власти и величии. Он грезил мыслями о порабощении Российской империи и Европы. Наполеона не волновало сколько судеб будет сломано от его нашествия. Матери потеряли сыновей на этих жестоких и кровопролитных войнах. Нарушился мирный ход жизни. Многие дома и селения были уничтожены.

Андрей Болконский по началу восхищался Бонапартом, мечтал стать таким же, как его кумир. Однако, встреча с Наполеоном нисколько не впечатлила Болконского. После ранения он лежал и смотрел в небо Аустерлица. Бонапарт проходил мимо и похвалил подвиг Андрея. Герой даже не шевельнулся. Он понял, что гонка за славой – полнейшая глупость.

Внешность Бонапарта отталкивает. Выражение его лица отражало тщеславие и гордость. Наполеон был невысокого роста, плотного телосложения с уродливым лицом. Герой всегда считал, что всеми его действиями должны восхищаться. Юные русские бойцы мечтали собственноручно убить французского полководца.

  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого

    Одним из ярких эпизодов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" стало изображение боевого столкновения вражеских войск при Шенграбене.

  • Всего три слова и в каждом из них я вижу толику смысла. Большой как я считаю должен соответствовать цитате Ньютона где гиганты в его понимании, это другие учёные

  • Характеристика и образ Светланы в поэме Жуковского сочинение

    Главная героиня поэмы Василия Андреевича – это настоящая русская девушка. Светлана также имеет характерные качества: красота, ум, скромность, уважение к религии, покорность, любопытство.

  • Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», создавая широкие эпические картины военной и мирной жизни, развивая мысль о ходе исторического процесса, рассматривая поступки отдельных людей, считает, что истинно великой оказывается та личность, воля и стремление которой совпадают со стремлением народа.

    По мнению Л. Н. Толстого, в исторических событиях так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию, если за их деятельностью стоят эгоизм, бесчеловечность, стремление оправдать преступления, совершаемые во имя корыстных целей. К таким историческим деятелям писатель относит французского императора Наполеона, не признавая в нём «гениальности», показывая на страницах своего произведения как ничтожного, тщеславного актёра, обличая его как узурпатора и захватчика чужой земли.

    Впервые имя Наполеона звучит в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство их её гостей ненавидят и боятся Бонапарта, называя его «антихристом», «убийцей», «злодеем». Передовая дворянская интеллигенция в лице князя Андрея Болконского и Пьера Безухова видит в нём «героя» и «великого человека». Их привлекает военная слава молодого генерала, его мужество, отвага в сражениях.

    В войне 1805 года, которая велась за пределами России, Толстой рисует реальный образ полководца Наполеона, обладающего трезвым умом, непреклонной волей, расчётливой и дерзкой целеустремлённостью. Он хорошо знает и понимает любого противника; обращаясь к солдатам, вселяет в них уверенность в победе, обещая, что в критический момент, «если победа будет хоть минуту сомнительна», он первым встанет под удары неприятеля.

    В Аустерлицком сражении французская армия, хорошо организованная и талантливо управляемая Наполеном, одерживает бесспорную победу и полководец-победитель объезжает поле боя, великодушно и по достоинству оценивая побеждённого противника. Увидев убитого русского гренадёра, Наполеон говорит: «Славный народ!» Глядя на князя Болконского, лежащего навзничь с брошенным подле него древком знамени, французский император произносит свои знаменитые слова: «Вот прекрасная смерть!» Самодовольный и счастливый, Наполеон отдаёт должное командиру эскадрона, князю Репнину: «Ваш полк честно исполнил долг свой».

    Во время подписания Тильзитского мира Наполеон с достоинством держится с русским императором, награждает орденом Почётного легиона «храбрейшего из русских солдат», проявляя своё показное великодушие.

    Победитель союзных австрийской и русской армий не лишён некоторого ореола величия. Но в дальнейшем поведение и поступки фактического повелителя Европы, его намерения и распоряжения характеризуют Наполеона как тщеславного и вероломного человека, жаждущего славы, эгоистичного и жестокого. Это проявляется в сцене переправы через широкую реку Вилию польского уланского полка, когда сотни уланов бросаются в реку, чтобы показать своё геройство императору, и тонут «под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

    Л. Н. Толстой в войне 1812 года, носившей грабительский, захватнический характер со стороны армии Наполеона, сатирически изображает внешность этого «великого человека», ничтожного и смешного. Писатель постоянно подчёркивает маленький рост императора Франции («маленький человек с белыми руками», у него «маленькая шляпа», «маленькая пухлая ручка»), снова и снова рисует «круглый живот» императора, «жирные ляжки коротких ног».

    По мнению писателя, человек, опоённый успехом, приписывающий себе движущую роль в ходе исторических событий, оторванный от народных масс, не может быть великой личностью. Развенчивание «наполеоновской легенды» происходит в случайной встрече имперетора с Лаврушкой, крепостным Денисова, в беседе с которым выявляется пустое тщеславие и мелочность «властелина мира».

    Наполеон ни на минуту не забывает о своём величии. С кем бы он ни разговаривал, он всегда думает о том, что сделанное и сказанное им будет принадлежать истории. И «только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что происходило вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Когда императору преподносят аллегорический портрет сына, на котором наследник изображён играющим в бильбоке земным шаром, Наполеон смотрит на портрет и чувствует: то, что «скажет и сделает теперь, - есть история... Он приказал вынести портрет перед палаткой с тем, не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя».

    Писатель подчёркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона и его позёрство. Перед портретом сына он»сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно-величествен». Накануне Бородинского сражения, совершая утренний туалет, Наполеон с удовольствием «поворачивался то толстою спиной, то обросшею жирною грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора...»

    В описаниях Бородинского сражения Л. Н. Толстой развенчивает гениальность, приписываемую Наполеону, который замечает, что для него это кровопролитное сражение - игра в шахматы. Но во время битвы император Франции находится так далеко от поля боя, что его ход «ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено». Будучи опытным полководцем, Наполеон понимает, что битва проиграна. Он подавлен и морально уничтожен. Живший до поражения под Бородином в призрачном мире славы, император на короткое мгновение переносит на себя страдания и смерть, увиденные на поле боя. В эту минуту он «не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы» и желал теперь одного - «отдыха, спокойствия и свободы».

    В Бородинской битве в результате гигантских усилий всего народа, его физических и нравственных сил Наполеон сдал свои позиции. Победило глубоко человеческое патриотическое чувство русских солдат и офицеров. Но, как носитель зла, Наполеон не может переродиться и не в силах отказаться от «призрака жизни» - величия и славы. «И никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого...»

    В последний раз Наполеон играет роль победителя на Поклонной горе, воображая себе вступление в Москву торжественным, театрализованным представлением, в котором он продемонстрирует своё великодушие и величие. Как опытный актёр, он разыгрывает всю встречу с «боярами» и сочиняет свою речь к ним. Используя художественный приём «внутреннего» монолога героя, Л. Н. Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие игрока, его никчёмность.

    Деятельность Наполеона в Москве - военная, дипломатическая, юридическая, армейская, религиозная, торговая т. д. - была «так же изумительна и гениальна, как и везде». Однако в ней он «подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

    Провидением Наполеону была предназначена печальная роль палача народов. Сам же он стремится уверить себя, что цель его поступков - «благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путём власти делать благодеяния». В Отечественной войне 1812 года действия Наполеона становятся противными «тому, что всё человечество называет добром и даже справедливостью». Л. Н. Толстой говорит, что французский император не может обладать величием, быть великой личностью, так как «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

    По мнению писателя, деятельность Наполеона, его личность представляют «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история». Наполеон, человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями «выносится на заметное место». Как главу армии его выдвигают «невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая самоуверенность и самоуверенная ограниченность этого человека». Военную славу ему составили... блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность». Ему сопутствовало везде «бесчисленное количество так называемых случайностей». В России, в которую так стремился Наполеон, «все случайности постоянно теперь уже не за, а против него».

    Л. Н. Толстой не только не признаёт «гениальности» Наполеона, но и осуждает его индивидуализм, безмерное властолюбие, жажду славы и почестей в сочетании с тупым равнодушием к людям, по трупам которых можно спокойно шагать к власти, хотя, как полководец, он не ниже Кутузова. Но как личность, Наполеон не может равняться с Кутузовым, потому что ему чуждо сострадание, боль других людей, милосердие и интерес к внутреннему миру народа. В нравственном плане он злодей, а злодей не может быть гениален, так как «гений и злодейство - две вещи несовместны».

    Личность императора Франции будоражит умы историков и литераторов всех времен. Тайну злого гения, погубившего миллионы человеческих жизней, пытались раскрыть многие ученые и писатели.

    Лев Толстой выступил объективным критиком, образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир» высветлена всесторонне, не предупреждено.

    Как выглядит император Франции

    Худое лицо Наполеона в 1805 году под Аустерлицем свидетельствовало о его напряженном графике, усталости, молодецком задоре. В 1812 году император Франции выглядит иначе: круглый живот указывает на увлечение жирной пищей. Из воротника синего мундира выглядывает пухлая шея, а выпуклости толстых ляжек хорошо прорисовываются через обтягивающую ткань белых лосин.

    Военная натренированная осанка позволяла Бонапарту до последних дней выглядеть величественно. Он отличался маленьким ростом, коренастой фигурой и невольно выпяченным животом, постоянно носил ботфорты – жизнь проходила верхом на коне. Мужчина прославился ухоженным франтом с белыми красивыми руками, любил парфюм, его тело постоянно окутывал густой аромат одеколона.

    Военную кампанию против России Наполеон затеял в сорокалетнем возрасте. Сноровка и движения стали менее проворными, чем в молодости, но шаг оставался твердым и быстрым. Голос императора звучал громко, он старался четко выговаривать каждую букву, особенно красиво договаривал последний слог в словах.

    Как характеризуют Наполеона герои романа «Война и мир»

    Хозяйка Петербургского салона Анна Шеррер повторяет слухи, распространенные из Пруссии о том, что Бонапарте непобедим, Европа не сможет остановить его армию. Идет только 1805 год, часть гостей, приглашенных на званый вечер, отзывается восхищенно о деятельности нового французского правительства, его амбициозного предводителя.

    В начале романа Андрей Болконский считает военного деятеля перспективным. На упомянутом вечере молодой князь вспоминает благородные поступки полководца, вызывающие уважение: посещение госпиталей, общение с инфицированными чумой солдатами.

    После Бородинской битвы, когда русскому офицеру пришлось умирать среди множества убитых солдат, он услышал над собой Наполеона. Тот говорил о картине смерти, развернувшейся перед глазами, восхищаясь, с восторгом, вдохновенно. Князь Андрей осознал, что слышит слова больного человека, одержимого чужими страданиями, подлого и приземленного нездоровыми инстинктами.

    Аналогично разочаровался в образе французского военачальника Пьер Безухов. Молодой граф подчеркивал государственный профессионализм деятеля, сумевшего отделить злоупотребления революции, принявшего равенство граждан, как основу нового политического правления. Особенно старательно Пьер старался объяснить русской знати положительное значение свободы слова, зародившейся в юной Франции.

    На пепелище Москвы Безухов поменял свое мнение на противоположное. Под театральным величием души Наполеона Пьер увидел масштаб беззакония, творимого единолично императором. Следствием действия человека, стоявшего у власти, стала нечеловеческая жестокость. Массовое бесправие было результатом алчности и ничтожности.

    Николай Ростов в силу молодости и прямоты считал Наполеона преступником, а как эмоционально зрелый представитель молодежи ненавидел полководца вражеской армии всей силой юношеской души.

    Государственный русский деятель граф Растопчин сравнивает деятельность злого гения с пиратскими традициями, имевшими место на захваченных ими судах.

    Черты характера Наполеона

    Будущий завоеватель Европы имел итальянские корни, мог, как большинство представителей этой нации самопроизвольно менять мимику лица. Но современники утверждали, что выражение самодовольства и счастья присутствовало на лице маленького человека часто, особенно в минуты сражений.

    Автор многократно упоминает самовлюбленность, самообожание данного персонажа, эгоизм доходит до уровня безумия. Откровенная ложь срывается с его губ, подчеркнутая искренним выражением глаз. Война для него - благородное ремесло, он не замечает, что за этими словами стоит красная картина миллионов погубленных жизней, реки крови текут с полей сражения.

    Массовое убийство народов превращается в привычку, страстную зависимость. Наполеон сам называет войну своим ремеслом. Военная карьера стала его жизненной целью еще с юности. Добравшись к власти, император ценит роскошь, организовывает пышный двор, требует почета. Его приказания выполняются беспрекословно, он сам, по словам Толстого, начал верить в правоту своих мыслей, как едино правильных.

    Император находится в заблуждении, что его убеждения безошибочны, идеальные и совершенны в своей истинности. Толстой не отрицает, опыт ведения войны у Бонапарта значительный, но персонаж не является образованным человеком, а наоборот, является ограниченной личностью во многих отношениях.

    Введение

    Исторические личности всегда представляли особый интерес в русской литературе. Некоторым посвящены отдельные произведения, другие являются ключевыми образами в сюжетах романов. Таковым можно считать и образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого. С именем французского императора Наполеона Бонапарте (Толстой писал именно Бонапарте, да и многие герои называли его только Буонопарте) мы встречаемся уже на первых страницах романа, а расстаемся лишь в эпилоге.

    Герои романа о Наполеоне

    В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…». Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался. В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.

    Андрей Болконский

    В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя». На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать». Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть». Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.

    Пьер Безухов

    Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.

    Николай Ростов

    Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».

    Борис Друбецкой

    Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»

    Граф Растопчин

    Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».

    Характеристика Наполеона

    Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть. Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа. Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика». Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования. А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?

    Портрет Наполеона

    Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе. Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно. В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором. Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»

    Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.

    Тест по произведению

    Меню статьи:

    Часто читатели романа Толстого «Война и мир» воспринимают исторические личности, отображенные в романе, в качестве документального изображения, забывая при этом, что произведение Толстого в первую очередь является литературной мистификацией, а значит изображение любых персонажей, в том числе и исторических, не лишено авторской, художественной выдумки или субъективного мнения.

    Порой авторы специально идеализируют или обрисовывают с негативной стороны персонажа для того, чтобы воссоздать определенный настрой фрагмента текста или целого произведения. Образ Наполеона в романе Толстого имеет также свои особенности.

    Внешность

    Наполеон обладает непривлекательной внешностью – его тело выглядит слишком потолстевшим и некрасивым. В романе Толстой подчеркивает, что в 1805 году император Франции не выглядел столь отвратительно – он был вполне стройный, а лицо и вовсе худощавое, однако в 1812 телосложение Наполеона выглядит не самым лучшим образом – у него появился живот, который сильно выпирал вперед, автор в романе его саркастично называет «сорокалетнее брюшко».

    Руки его были маленькими, белыми и пухлыми. Лицо его также располнело, хотя при этом еще выглядело моложавым. Лицо его обозначили большие выразительные глаза и широкий лоб. Плечи его стали слишком полными, как и ноги – при его невысоком росте такие изменения казались ужасающими. Не скрывая своего отвращения по поводу внешнего вида императора, Толстой называет его «жирным».

    Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”.

    Одежда Наполеона всегда отличается внешним видом – с одной стороны она довольно типична, для людей того времени, но не лишена шика: обыкновенно Наполеон одет в синюю шинель, белый камзол или синий мундир, белый жилет, белые лосины, ботфорты.

    Еще одним атрибутом роскоши является лошадь – это породистый арабский скакун.

    Отношение русских к Наполеону

    В романе Толстого можно проследить создаваемое впечатление Наполеоном на русскую аристократию до начала военных событий и после. В начале большинство представителей высшего общества относятся с явным почтением и восхищением к Наполеону – они польщены его напористым характером и талантом в военной сфере. Еще одним фактором, заставляющим многих относиться с уважением к императору, становится его стремление к интеллектуальному развитию – Наполеон не выглядит откровенным солдафоном, ничего не видящим дальше мундира, он всесторонне развитая личность.

    После активизации военных действий со стороны Наполеона по отношению к Российской империи, восторженность русской аристократии по отношению к императору Франции заменяется раздражением и ненавистью. Особенно ярко такой переход от восхищения до ненависти показан на примере образа Пьера Безухова – когда Пьер только вернулся из заграницы, восхищение Наполеоном его просто переполняло, но позже имя императора Франции только вызывает у Безухова горечь и злость. Пьер даже решается убить своего «бывшего кумира», которого к тому времени уже считает откровенным душегубом и почти людоедом. Похожий путь развития прошли множество аристократов – некогда восхищавшиеся Наполеоном как сильной личностью они испытали на себе губительное воздействие его разрушительной силы, и пришли к итогу, что человек, несущий столько страданий и смерти, априори не может быть примером для подражания.

    Характеристика личности

    Основная черта Наполеона – это самовлюбленность. Он считает себя на порядок выше других людей. Толстой не отрицает того, что Наполеон является талантливым полководцем, но при этом его путь в императорству выглядит как чистая случайность.

    Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которое вышло из-под пера легендарного автора-классика Льва Толстого.

    Исходя из того, что Наполеон считает себя лучше других людей, вытекает его отношение к другим людям. В основной массе пренебрежительное – он как человек, пробившийся из народных масс на верхушку аристократии, в частности государственного аппарата, считает людей, не совершивших подобное, не достойными его внимания. Сопутствующими качествами к этому набору являются эгоизм и эгоцентризм.

    Толстой обрисовывает Наполеона как избалованного человека, любящего комфорт и изнеженного комфортом, но при этом обращает внимание читателей на то, что Наполеон неоднократно был на полях сражения, причем не всегда в роли почитаемого полководца.

    В начале своей политической и военной карьеры Наполеону часто доводилось довольствоваться малым, поэтому беды солдат ему знакомы. Однако со временем Наполеон отдалился от своих солдат и погряз в роскоши и комфорте.

    Ключевым к понятию личности Наполеона, по Толстому, становится еще и желание императора быть значимее всех – Наполеон не принимает никакого другого мнения, кроме своего. Император Франции думает, что он достиг значительных высот на военном поприще, и ему здесь нет равных. В понятии Наполеона, война – его родная стихия, но при этом император не считает себя виноватым за разрушения, причиненные его войной. По мнению Наполеона, главы других государств сами виноваты в начале военных действий – они провоцировали императора Франции начинать войну.

    Отношение к солдатам

    В романе Толстого Наполеон показан как человек лишенный эмоциональности и эмпатии. В первую очередь это касается отношения к солдатам его армии. Император Франции принимает активное участие в жизни армии вне военных действий, он интересуется делами солдат и их проблемами, но делает это от скуки, а не потому, что он действительно переживает за своих солдат.


    В разговоре с ними Наполеон всегда держится немного высокомерно, по мнению Толстого, неискренность Наполеона и его показная забота лежат на поверхности, а потому легко прочитываются солдатами.

    Авторская позиция

    В романе Толстого можно проследить не только отношение других персонажей к Наполеону, но и отношение самого автора к личности Наполеона. В целом отношение автора к личности императора Франции негативное. Толстой придерживается мнения, что высокий чин Наполеона – это случайность. Особенности характера и интеллекта Наполеона не способствовали тому, чтобы он стал лицом нации с помощью кропотливого труда. В понятии Толстого, Наполеон – это выскочка, большой обманщик, который неизвестно почему оказался во главе французской армии и государства.

    Наполеоном руководит желание самоутвердиться. Он готов действовать самыми бесчестными способами, лишь бы добиться своей цели. А сама гениальность великого политического и военного деятеля – ложь и выдумки.

    В деятельности Наполеона можно с легкостью отыскать множество нелогических поступков, а некоторые его победы выглядят откровенным стечением обстоятельств.

    Сравнение с исторической личностью

    Изображение в романе Толстым Наполеона построено таким образом, чтобы оно противопоставлялось Кутузову, а потому в большинстве случаев Наполеон преподносится как абсолютно негативный персонаж: он человек, не отличающийся хорошими качествами характера, плохо относится к своим солдатам, не держит себя в форме. Единственным его бесспорным плюсом является военный опыт и знание военного дела, да и то не всегда помогает победить в войне.

    Исторический Наполеон во многих моментах схож с тем образом, который обрисовал Толстой – к 1812 году французское войско уже не один год пребывало в состоянии войны и было измучено таким длительным военным способом жизни. Все больше и больше они начинают воспринимать войну как формальность – среди французской армии распространяется апатия и ощущение бессмысленности войны, что не могло не сказаться ни на отношении императора к солдатам, ни на отношении солдат к своему кумиру.

    Реальный Наполеон был очень образованным человеком, Ему приписывают даже создание математической теоремы. В романе же Наполеон показан как выскочка, ведь он случайно оказался на месте значимого человека, лица всей нации.

    В большинстве случаев о Наполеоне говорят как о талантливом политическом и военном деятеле, его физические и умственные способности часто ставят в пример. Однако во время анализа образа Наполеона в романе следует проводить четкую параллель между исторической личностью и литературным персонажем.

    Оценивая человека в реальной жизни, мы осознаем, что невозможно обладать исключительно положительными или исключительно отрицательными качествами характера.

    Литературный мир позволяет создать персонаж, который бы не придерживался такого критерия. Естественно как историческая личность, Наполеон смог достичь значительных успехов для своей страны на политическом и военном поприще, даже несмотря на его неумение остановится вовремя, но обозначить его деятельность с коннотацией в одном полюсе («хорошо» или «плохо») невозможно. Так же происходит с его качествами характера и поступками на поприще «Наполеон, как человек» – его поступки и дела не всегда были идеальны, однако они не выходят за рамки общечеловеческих. Другими словами, его поступки являются довольно типичными для человека в определенных ситуациях, однако, когда речь идет о «великих людях», которые представляют собой героя определенной нации, личность которого обросла легендами и преднамеренной идеализацией, подобные проявления типичности разочаровывают.


    В романе Толстой, обрисовывает Наполеона как резко негативного персонажа – это соответствует его замыслу в романе – по авторской задумке, образ Наполеона должен противопоставляться образу Кутузова и частично образу Александра І.

    Почему Наполеон проиграл войну

    В «Войне и мире» так или иначе можно найти ответ на вопрос «почему Наполеон, выиграв большинство боев, проиграл войну. Конечно, в случае Толстого, это очень субъективное мнение, но оно также имеет право на существование, так как базируется на философских понятиях, в частности таком элементе как «русская душа». По мнению Толстого, Кутузов победил в войне потому, что в его действиях прослеживается больше душевности, в то время как Наполеон руководствуется исключительно уставом.
    При этом Толстой не считает знания тактики и стратегии боя важными – не зная ничего об этом можно быть успешным полководцем.

    Таким образом, Наполеон из романа Толстого не является документальным описанием исторической личности французского полководца. Художественная версия полна авторских вкраплений и гротеска. Такое положение вещей не является недоработкой Толстого, специальное негативное изображение Наполеона обусловлено спецификой произведения.

    В литературном портрете, созданным Толстым, Наполеон выглядит как неуравновешенная личность, военачальник, который равнодушен к своим солдатам – победы его войска – это всего лишь способ потешить свое самолюбие.