Однородное и последовательное подчинение придаточных схема. СПП с несколькими придаточными: примеры

В данном виде СПП простые предложения образуют своеобразную цепь: От главного предложения задаем вопрос 2-й придаточной, от второй задаем вопрос 3-й.

В следующих примерах вопросы к следующей придаточной будут ставиться в скобках.

А Николай пошел на службу(зачем?), чтобы чтобы никто не сказал, что он не любит свою работу(какую?), которую он действительно не любил.

СПП с запятой на стыке 2-х союзов имеет последовательное подчинение.

Он сказал, что, когда придет отец, пойдем в парк. (Предложение разобрано ниже.)

Разбор: Он сказал (что?)-> пойдем в парк(когда?)-> когда придет отец.

Бессоюзное предложение

Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причи­ну, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

Виды сложных бессоюзных предложений.

Наиболее широко распространена классификация видов бессоюзных предложений по лексическому значению. В соответствии с этим выделяют следующие СБП:

- пояснительные СБП:

На улице творилось что-то непонятное: внезапно послышался невероятный шум.

- СБП со значением последовательности:

Из-за туч выглянуло весеннее солнце, быстро потеплело.

- дополнительные СБП:

Он решил выйти на работу: нужно было выйти вместо заболевшего напарника.

- СБП со значением условия:

Вернусь домой – выгоню всех приживал.

- СБП со значением причины:

Раздался шум открывающейся двери: Вика вернулась с учебы.

- СБП со значением времени:

Солнце взошло – птички весело зачирикали.

- СБП со значением сопоставления:

Делу время – потехе час.

- СБП со значением следствия:

Телевизор сломался: произошел скачок напряжения.

Прямая речь и ее оформление на письме.

Оформление прямой речи

1. Прямую речь нужно выделять кавычками.

3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или восклицательный знак и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с большой буквы. Предложения с прямой речью:

"Я тебя никому не отдам", – взволнованно прошептал Антон.

"Кто там?" – испуганно спросил Пашка.

"Бежим скорее!" – крикнул Сережа.

2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов – точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так.

Придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной ), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные ).

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

    Однородное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному (или к какому-то слову в его составе). Кроме этого они отвечают на один вопрос. И между собой придаточные связаны по тому же принципу, что и однородные члены предложения.

Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться, когда же уже пора будет отправляться, когда же они, наконец, увидят море, когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.

    Параллельное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному. Но отвечают на разные вопросы.

Когда пришла ее очередь выбирать, Оля взяла ту коробку, которая первой попалась ей под руку.

    Последовательное подчинение. Одно придаточное предложение присоединяется к главному (его называют придаточным первой степени). Другое придаточное, второй степени, присоединяется к придаточному предложению первой степени. Кстати, при этом виде подчинения одно придаточное может быть включено в состав другого.

Ребята решили, что все вместе сами справятся со сложной задачей, которую мужественно решил взвалить на свои плечи Миша.

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

    Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.

    Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.

    Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.

    Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.

    Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.

    Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.

    Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).

    Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.

    Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.

    Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.

    Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.

    И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Урок: «Виды подчинения придаточных предложений»

Цели урока : научить определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Задачи урока :

Образовательные:

Расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;

Повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения;

Повторить виды придаточных предложений;

Формировать навыки и умения грамотного письма;

Закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.

Развивающие:

Развивать умение систематизировать, анализировать;

Развивать внимание и речь, логическое мышление;

Развивать навыки работы в малых группах (в парах и группе);

Воспитательные:

Воспитывать потребность в знаниях;

Воспитывать любовь к родному языку.

Ход занятия:

1.Организационный момент .

Ребята, мы продолжаем с вами работу по подготовке к экзамену. Сегодня у нас новая тема урока, связана она со сложноподчиненными предложениями. Мы познакомимся с вами с новыми видами синтаксических конструкций.

Посмотрите внимательно на задание 13 одного из вариантов ГИА. Оно звучит так:

13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________. (на доске)

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

Тема урока звучит так: «Виды подчинения придаточных предложений»

Каковы же наши цели и задачи?

Научиться определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Записываем в тетрадь по ГИА число и тему урока.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, займемся повторением.

2. Орфографическая разминка (Тест каждому с последующей проверкой)

У каждого из вас тест с заданиями – указать слова с чередующейся гласной в корне. Вам нужно найти слово в каждом задании, выделить корень и объяснить, от чего зависит написание данной гласной в корне. (Время – 3 минуты)

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. заросли ( -роС- – о, -раСТ-, -раЩ)

2. роса

3.мерка

4. запоздалый

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить; -роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу.

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. беззаветно

2. пробираться (-е-/-и-:)

3. приступить

4. проредить

Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.

Бер- – -бира-: уберу – убираю

Дер- – -дира-: удеру – удираю

Мер- – мира-: умереть – умирать

Пер- – -пира-: запереть – запирать

Тер- – -тира-: утереть – утирать

Блест- – -блиста-: блестеть – блистать

Стел- – -стила-: стелить – застилать

Жег- – -жига-: зажег – зажигать

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. обнаженный,

2. посвятить

3. поражать

4. равнина ( равн- – -ровн-)Корни, в которых написание гласной зависит от смысла.

-равн- – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение.

Ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое, прямое: Разровняй складочки.

3.Синтаксическая разминка.

1 задание (устно)

1.Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Согласование на управление.

книжный магазин (магазин книг), дощатый сарай (сарай из досок), в хрустальной вазе (в вазе из хрусталя), вечерняя прохлада (прохлада вечера), гусиная стая (стая гусей).

2. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Примыкание на управление.

отнестись юмористически (отнестись с юмором), тоскливо сжалось (сжалось с тоской), испуганно смотрят (смотрят с испугом), солидно правил (правил с солидностью)

3. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Управление на примыкание.

ел с жадностью (ел жадно), сел за обед (сел обедать), выбралась с ловкостью (выбралась ловко), говорит с радостью (радостно говорит)

4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Управление на согласование.

Басня Крылова (крыловская басня), выставка картин (картинная выставка), годы войны (военные годы), клубника на лугу (луговая клубника)

2 задание (на листах, предложение записано на доске, один работает у доски)

- Запишите сложноподчинения предложения, выделите грамматические основы, укажите границы, определите вид придаточного.

[ Вид у него был такой ], (как будто его кто – то обидел ).(определительное)

[ Х ], (какой…)

[ Была ночь ],(когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ),( потому что доверял их литературному вкусу)

(1придаточное – определительное, 2 – определительное, 3 - изъяснительное)

Какая? Какого? Почему ?

[ Х ], (когда…) , (где..), (потому что ….)

Чем отличаются эти предложения? (в 1-м одно придаточное, во 2-м три придаточных.

Вывод: Сложноподчиненное предложение может иметь одно или несколько придаточных предложений.

4.Изучение новой темы

Проведем исследование. Вспомним материал по физике «Виды соединения проводников»

Какие виды соединений проводников существуют? (Последовательное и параллельное)

Как соединяются проводники при последовательном соединении? (последовательно соединенные приемники электрического тока следуют друг за другом, пример – елочная гирлянда).

Как соединяются проводники при параллельном соединении?

(Все проводники соединяются в двух точках - узлах. При параллельном соединении начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а концы – к другой).

Мы отметили такие явления, как последовательное и параллельное подчинение. В русском языке тоже есть такие явления.

Мы отметили, что в сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных предложений. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется.

Возможны три вида подчинения придаточных предложений :

1) последовательное подчинение,

2) параллельное подчинение,

3) однородное подчинение.

1.Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Рассмотрим (Все предложения на доске)

[ Я боюсь ], (что Анна опоздает на экзамен), (который должен начаться рано утром).(1придаточное – изъяснительное, 2 – определительное)

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который…).

чего? Какой?

[ Х ], (что…) , (который…)

(Последов., если убирается часть цепи или предложения,нарушается электрическая цепь, смысловая и грамматическая целостность предложения)

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

2.Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы.

(Когда вошла учительница),[ ребята встали],(чтобы поприветствовать её).

(1 – времени, 2 – цели)

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

когда? С какой целью?

(когда…) , [ Х ], (чтобы…)

(Параллел. ,если убирается часть цепи или предложения,не нарушается электрическая цепь, и смысловая и грамматическая целостность предложения)

3.Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом , то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос .

[ Я неожиданно почувствовала ], (как напряжение спало ) и (как легко стало у меня на душе).(оба придаточные изъяснительные)

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Что ?

[ Х] ,(как..)и (как..)

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и. Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

5. Закрепление

Работа по рядам. Выполнить задание: расставить знаки препинания, определить вид подчинения придаточных предложений

1 ряд. Он кидался на оленей и натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.

До каких пор? В чем?

[ …натягивал], ( пока…не убедился ), ( что… )

Последовательное подчинение

2 ряд. Теперь, когда олени были отрезаны от тальникового мыса, когда он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился…

Когда?

[ …, (когда…), (когда…)…успокоился ]

Однородное подчинение

3 ряд. Когда начался хвойный лес, он сразу же почувствовал, насколько здесь слабее ветер.

Когда? Что?

(Когда …начался), […почувствовал ], (насколько…)

Параллельное подчинение

6.Оценка учебно – познавательной деятельности

ФИ

задания

итог

Задание 1.

1)Арсину ничего не оставалось делать, как начать стаскивать с себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую малицу. 2) Когда в избушке стало совсем тепло, Тая вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки.

Задание 2 . Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1). Еще не было подвижки льда, и забереги оставались пока узкими и мелкими: даже отсюда было заметно, что вода едва достигает брюха животных. 2) Рядом с некоторыми важенками семенили только-только появившиеся на свет оленята. 3) Арсин видел, как нерешительно малыши пускались вплавь, как усиленно при этом хоркали важенки, делая сигнал следовать за ними.

Задание 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Бульканье воды под копытами становилось все громче, и Арсин понял, что на остров переправляется довольно большое стадо, которое движется все быстрее и быстрее. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин – получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет… (по Р.Ругину)

Задание 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда шел. 2)Опомнился лишь на берегу широкого Мелексимского сора, километрах в двадцати от прежнего места.3)Поднял голову: солнце уже приближалось к полудню… (по Р.Ругину)

Проводится проверка заданий по контрольному листу учителя и оценочным листам.

7.Итог урока

Подведем итог урока:

Назовите способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении?

Для чего нужно знать группы СПП по способу подчинения?

(Чтобы расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, выполнять тестовые экзаменационные задания)

8.Домашнее задание:

1. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

2. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное.

Б) Параллельное (неоднородное).

В) Последовательное.

3. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

4. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

5. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.

В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от времени заставляло его содрогаться.

И все, что с ним связано, изучается в школьном курсе русского языка, а также входит в экзаменационную работу.

Варианты подчинения зависимых частей (последовательное подчинение придаточных в том числе) будут рассмотрены ниже.

Сложноподчиненное предложение: типы придаточных

Сложноподчиненным является предложение, где есть две или более грамматические основы, одна из которых главная, остальные - зависимые. Например, костер погас (главная часть), когда наступило утро (зависимая часть). Придаточные, или зависимые, части могут быть разных видов, все зависит от вопроса, который задается от главного предложения к зависимому. Так, при вопросе какой зависимая часть считается определительной: лес (какой?), в котором мы гуляли, поредел. Если к зависимой части заедается вопрос обстоятельства, то придаточная часть определяется как обстоятельственная. Наконец, если вопрос к зависимой части - один из вопросов косвенных падежей, то придаточная называется изъяснительной.

Сложноподчиненное предложение: несколько придаточных

Нередко в текстах и упражнениях встречаются где несколько придаточных. При этом разными могут быть не только сами придаточные, но и способ их подчинения главному предложению или друг другу.

Способ подчинения придаточных предложений
Название Описание Пример
Параллельное подчинение К главному предложению относятся зависимые части разного типа. Когда лед тронулся, началась рыбалка, которой мужики ждали всю зиму. (Главное предложение: началась рыбалка. Первое придаточное обстоятельственное: началась (когда?); второе придаточное определительное: рыбалка (какая?).
Однородное подчинение К главному предложению относятся зависимые части одного типа. Всем известно, как строилась БАМ и как дорого за нее заплатил народ. (Главное предложение: всем известно. К нему относятся оба придаточных изъяснительных: как строилась БАМ и как дорого за нее заплатил народ. Придаточные являются однородными, так как относятся к единому слову - известно, к ним задается один вопрос: известно (что?)
Последовательное подчинение К главному предложению относится одно придаточное, от которого зависят другие придаточные. Он догадывался, что фильм, который они посмотрели, не понравился им. (От главного предложения он догадывался зависит одно придаточное: что фильм не понравился им . От придаточного, относящегося к главному предложению, зависит другое: который они посмотрели.

Определить параллельное, однородное, последовательное подчинение придаточных - задача, вызывающая трудности у обучающихся. Решая данный вопрос, необходимо в первую очередь найти главное предложение, а затем, задавая от него вопросы, определить характер подчинения.

Соподчинение и последовательное подчинение

В сложноподчиненных предложениях, в которых несколько предикативных основ, может быть соподчинение придаточных. Соподчинеными являются придаточные, зависящие от единого главного предложения. Последовательное подчинение отличается от соподчинения. Дело в том, что в сложносочиненных предложениях с последовательным подчинением от главного предложения зависят не все придаточные, то есть в них нет соподчинения.

Нелегкой является задача по определению типов придаточных, особенно в предложениях с последовательным подчинением. Вопрос в том, как найти последовательное подчинение придаточных.

  • Внимательно прочитать предложение.
  • Выделить грамматические основы.
  • Определить, является ли предложение сложноподчиненным. Другими словами, выяснить есть ли главная и зависимые части, или части сложного предложения равноправны.
  • Определить придаточные части, относящиеся непосредственно к главному предложению.
  • Придаточная часть, не связанная по смыслу с главным предложением, будет относиться к другой, зависимой от главного предложения части. Это последовательное подчинение придаточных частей.

Следуя данному алгоритму, можно быстро найти предложение, указанное в задании.

Главное - знать ответ на вопрос, последовательное подчинение придаточных - что это? Это сложноподчиненное предложение, где от главного предложения зависит такая придаточная часть, которая является главной для другого придаточного.

Структура предложений с последовательным подчинением придаточных

Наиболее интересным в структурном плане является сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Цепочка взаимозависимых придаточных может находиться как за пределами главного предложения, так и внутри него.

День, который они провели в солнечном городе, где находится много исторических памятников, запомнился им навсегда.

Здесь главное предложение день запомнился им навсегда опоясывает связанные друг с другом придаточные. От главного предложения зависит придаточная определительная часть который они провели в солнечном городе. Эта придаточная часть является главной для придаточной определительной части где находится много исторических памятников. Следовательно, это последовательное подчинение придаточных. В другом предложении Он видел, как хозяин ругал своего кота за то, что тот поймал цыпленка главное предложение расположено за пределами придаточных.

Примеры последовательного подчинения придаточных

Последовательное подчинение придаточных частей употребляют как в разговорной речи, так и в письменной. Такие предложения встречаются в произведениях художественной литературы. Например, у А.С. Пушкина: Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшею танцовщицей, что и было...причиною проступку Корсакова, который на другой день приезжал извиняться перед Гаврилою Афанасьевичем ; у Л.Н. Толстого: Вспомнил, как один раз он думал, что муж узнал, и готовился к дуэли..., в которой он намеревался выстрелить на воздух ; у И.А Бунина: А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось..., что эта тишина - тайна, часть того, что за пределами познаваемого.

Раздел науки о нашем языке, посвященный строению предложений, таит в себе много интересного, а синтаксический разбор может стать увлекательным занятием для тех, кто хорошо разбирается в правилах русского языка. Сегодня коснемся синтаксиса и пунктуации сложноподчиненного предложения, в частности того случая, когда имеется не одна придаточная часть, а несколько. Какие бывают виды подчинения и чем интересно предложение с параллельным подчинением придаточных? Обо всем по порядку.

Сложноподчиненное предложение и его части

Сложноподчиненным (С/П) называют такое сложное предложение, в котором можно выделить главную часть (она несет основную смысловую нагрузку) и придаточную (она зависима от главной части, к ней можно задать вопрос). Придаточных частей может быть две и больше двух, и они могут по-разному присоединяться к основной, главной части. Бывает последовательное, однородное, неоднородное, параллельное подчинение придаточных. Чтобы узнать вид подчинения, нужно обратить внимание, отвечают ли зависимые части на один и тот же вопрос или на разные, относятся к одному слову в главной части или к разным. Более подробно рассмотрим материал в следующем разделе.

Виды подчинения придаточных

Итак, выделяют четыре вида подчинения.

  • Последовательное подчинение - придаточные части зависят последовательно друг от друга, а одна из них - от главной. Я знаю (о чем?), что делать (для чего?), чтобы попасть туда (куда?), куда мне нужно .
  • Однородное - придаточные части отвечают на одинаковый вопрос и относятся к одному слову. Я спросил (о чем?), который час, где мы находимся и как добраться до аэропорта . В этом предложении три придаточных (зависимых) части, все они относятся к слову "спросил" и отвечают на вопрос "о чем?".
  • Неоднородное подчинение - придаточные части также относятся к одному слову, но вопросы к ним при этом задаются разные. Я должен поехать в этот город (зачем должен?), чтобы выполнить все задуманное, (почему должен?) потому что дел накопилось очень много.
  • Параллельное подчинение придаточных - зависимые части относятся к разным словам главного предложения и отвечают на совершенно разные вопросы. (Для чего?) Чтобы успеть на поезд, я должен рано выехать из дома к вокзалу (какому?), который находится в другой части города .

Параллельное подчинение придаточных

В чем разница между различными видами подчинения, мы выяснили. Кстати, в некоторых источниках неоднородное параллельное подчинение придаточных выделяют как один вид. Это присходит потому, что в обоих случаях вопросы к зависимым частям ставятся разные.

Если предложение сложноподчиненное с параллельным подчинением придаточных, то чаще всего одна зависимая часть располагается перед главной, а вторая - после.
Нужно выделить главную, основную часть предложения, определить количество придаточных и задать к ним вопросы. Только так мы убедимся, что перед нами действительно параллельное подчинение придаточных. Если вопросы будут разными, и задавать мы их будем от разных слов, значит, подчинение действительно параллельное. Когда я вышел на улицу, я вдруг вспомнил о том, что давным-давно собираюсь проведать своего приятеля. В этом предложении от сказуемого основной части "вспомнил" мы задаем вопрос "когда?" к первой придаточной, а от дополнения "о том" задаем вопрос "о чем? " ко второй. Значит, в данном случае используется параллельный способ подчинения.

Уметь определять границы частей предложения и правильно задавать вопросы от главной части нужно для того, чтобы не ошибиться при расстановке знаков препинания. Помним, что придаточные части отделяются от главной запятыми, которые ставятся перед союзом или союзным словом, связывающим части сложноподчиненного предложения.

Подведем итоги

Параллельное подчинение придаточных - один из четырех видов подчинения в русском языке. Чтобы определить вид подчинения, нужно выделить простые предложения в составе сложноподчиненного, определить главную часть и задать от нее вопросы к зависимым. Если вопрос одинаковый, то это однородное подчинение, если разные от одного и того же слова - неоднородное, если неодинаковые вопросы от различных слов - параллельное, и если вопрос можно задать только к одной придаточной части, а от нее к другой и так далее, то перед нами последовательное подчинение.

Будьте грамотными!