Становление многопартийности. История становления многопартийности в россии

Российская многопартийность

Понятие «многопартийность» относится к двум периодам отечественной истории. Первая многопартийность появилась в России как завоевание Первой русской революции 1905 - 1907 гг. 17 октября 1905 г., в момент высшего подъёма Всероссийской политической стачки, издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (разработан при участии графа С. Ю. Витте) - законодательный акт, провозглашавший гражданские и некоторые политические свободы. В том числе свободу создания легальных политических партий. В 1905 г. были легализованы партии, созданные до Манифеста, и появились новые.

Российские партии начала XX в.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Образована 8-9 марта 1898 г. в г. Минске.

Партия социалистов-революционеров (эсеров). Образована в январе 1902 г.

Конституционно-демократическая партия (кадеты), «партия народной свободы». Образована в октябре 1905 г.

Союз 17 октября (октябристы) Образована в октябре 1905 г.

Союз русского народа. Образован в ноябре 1905 г.

Русская монархическая партия. Возникла весной 1905 г.

Особенность первой русской многопартийности.

Первые политические партии в России появились до начала революции 1905 - 1907 гг. Причём это были революционные партии (РСДРП и ПСР).

- Значительное число партий, их многообразие даже в рамках одного направления.

- Различные расколы, размежевания, дробления и слияния не миновали почти ни одну организацию.

Формирование партий шло не «снизу», когда из рядов той или иной социальной группы, класса выделялись наиболее активные её члены для отстаивания общих интересов, а, наоборот, «сверху», когда представители фактически одного социального слоя - интеллигенции - поделили между собой сферы полномочного представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому состав не только руководящего ядра политических партий, но зачастую и рядовых членов был по преимуществу интеллигентским.

Вторая российская многопартийность появилась в ходе «перестройки». По мере утраты политической инициативы КПСС в Советском Союзе усилился процесс формирования новых политических партий. Создание многопартийности свидетельствовало о появлении ростков гражданского общества, росте политического сознания населения, осознавших себя гражданами, от которых зависит будущее страны.

Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя в мае 1988 г. Демократический союз. Лидер - В. Новодворская. Первоначально программные задачи ДС формулировались как «ненасильственное изменение политической системы страны с целью создания представительной демократии на всех уровнях… радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и др.»»

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Лидер - В. Жириновский. Образована в 1989 г. Первоначально партия выдвинула пять основных принципов: правовое государство, многопартийная система, многоукладная экономика, президентская форма правления, деидеологизация всех общественных институтов.

Крестьянская партия России (КПР). Председатель партии Ю. Черниченко. Партия образовалась в сентябре 1990 г. Основная цель партии - «возрождение крестьянина - хозяина, крестьянина - собственника и защита его политических, экономических и социальных интересов». Партия выступала за ликвидацию «ликвидацию колхозно-совхозной монополии», за «многообразие форм собственности на землю с приоритетом частного владения землёй и правом купли-продажи её».

Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ). Учредительный съезд партии состоялся в ноябре 1990 г. Основу её членов составили представители «Демократической платформы в КПСС», вышедшие из её рядов на XXVIII съезде. Сопредседателями партии были В. Лысенко, В. Шостаковский и В. Сулакшин. Новая партия выдвинула в качестве главных «старые, но нереализованные лозунги большевиков: «Землю — крестьянам», «Фабрики - рабочим», «Власть - Советам», «Мир - народам».

Демократическая партия России (ДР). Учредительная съезд данного движения (выросшего из соответствующего из избирательного блока) проходил в Москве в октябре 1990 г. В состав движения первоначально вошли 30 политических партий и непартийных организаций либерально-демократического направления, из которых наиболее активную роль в учреждении ДР сыграли представители ДПР, РПРФ, РХДД, СДПР, КДП (ПНС), ПСТ, КПР, обществ «Апрель», «Мемориал», «Щит» и др. На съезде были выработаны основные принципы деятельности ДР: «гарант общественного согласия и опора будущему президенту», «идеологическая опора альтернатива КПСС», «ненасильственное решение национальных, социальных проблем и других вопросов». В течении первого года деятельности ДР была самым массовым и популярным демократическим движением в стране. С её помощью на президентских выборах был выдвинут и победил единый кандидат демократических сил - Б. Ельцин, а также мэры Москвы и Ленинграда Г. Попов и А.Собчак. В дни августовского политического кризиса ДР стала основным политическим организатором сопротивления ГКЧП. Однако после августа 1991 г. в деятельности ДР наступил перемол. Главная цель демократов - свержение монополии КПСС - была достигнута, и разъединение единых ранее политических сил стало неизбежным. Начался распад ДР на радикал-демократов и умеренных демократов, завершившийся организационным размежеванием.

Особенности второй многопартийности

В силу неразвитости гражданского общества партии возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы.

Малая численность большинства партий (количество членов вновь образующихся партий часто ограничивается руководством в центре и на местах).

- Нередко партии проявляют активность лишь в период предвыборных кампаний.

- Недифференцированность социальных интересов осложняет формирование идеологии, программ партии.

- Партии часто организуются на основе личностных симпатий, а не единства убеждений.

Тенденции увеличения числа политических партий, политического веса ряда из них в жизни общества, а в дальнейшем сокращения политических, возможно, создание двух политических объединений сменяющих друг друга у власти.

- Отсутствие центристских партий

Черты сходства первой и второй многопартийности

1) Значительное число партий даже в рамках одного направления.

Например, в 90-е годы XX века возникли: Российская партия коммунистов (РКП), Союз коммунистов (СК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ).

2) Создание партий «сверху».

3) Неразвитость гражданского общества обусловила создание партий представителями одной социальной группой - интеллигенцией.

4) Многочисленные размежевания и дробления.

5) Незначительное влияние политических партий на политическую жизнь страны.

6) При всём многообразии партий и движений в центре политической борьбы в 90-е годы, как и в 1917 г. оказались два направления - коммунистическое и либеральное .

35. Многопартийность в России. (90е)

Многопартийная система - политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны.

Причиной появления многопартийности послужило что за долгие годы существования однопартийной системы советского государства с ней произошло множество изменений. В любом государстве многопартийность основана на политической конкуренции между правящими партиями и оппозицией. Появление организованной политической оппозиции в СССР было вызвано противостоянием проводимому курсу реформ как в высших эшелонах власти, так и в отдельных слоях общества.

Главными вопросами политической борьбы были изъяны существующей общественно-политической системы, монополия КПСС и её реорганизация, а также проблемы обновления федеративного государственного устройства. Всё это планировалось реализовать в перестройке, но в жёстко контролируемой сверху форме, новых институтов создавать не планировалось, а предполагалось перестроить старые.

И 15 марта 1990 года внеочередной III Съезд народных депутатов провозгласил многопартийность в СССР. В том же месяце из КПСС выделилась Марксистская платформа в КПСС. Данная платформа послужила основой для создания таких политических партий

Активной оппозиционной силой стала Демократическая партия России (Н. Травкин). Программа партии содержала положения о восстановлении прежних советских порядков. В лагере оппозиции были так же созданы такие партии, как ЛДПР, которая получила большую популярность в обществе прежде всего благодаря её лидеру В. В. Жириновскому и опиралась на маргинальные слои общества. Так же были созданы Христианско-демократический союз России (1989 г.), Демократическая партия (ноябрь 1989), Крестьянская партия России (сентябрь 1990 г.), Партия свободного труда (декабрь 1990 г.) и другие.

Все эти партии объединяло стремление создать в России демократическое общество, основанное на рыночной экономике, многопартийности и либеральных ценностях Запада.

С распадом СССР, перед российской многопартийностью встали новые задачи и приоритеты, которые касались, в основном, выбора дальнейшего пути развития Российского государства. Среди оппозиции выделились несколько блоков. Первый, правоцентристский блок, «Гражданский союз», программу которого составляли положения о приоритете прав человека, идеях социального партнерства и рыночной экономики. Второй назывался «Российское народное собрание». Существовал также левоцентристский блок – «Содружество левых демократических сил», который придерживался социалистических ценностей. Итак, в начале 1990 – х гг. завершается процесс формирования многопартийности в России, и наступает процесс её непосредственного функционирования

Начальным этапом образования современных российских партийных структур считается период возникновения в советском обществе неформальных организаций, которые появились в стране во второй половине 80-х годов XX в., то есть в период горбачевской «перестройки».
В апреле 1985 г. в советском обществе «сверху» было положено начало преобразованию социально-политической и экономической системы СССР. В относительно короткий срок «демократизация» и «гласность» стали самыми популярными словами и приобрели большую известность.
Расширяющаяся гласность как проявление политического плюрализма в форме множественности точек зрения, мнений, взглядов, явилась важной предпосылкой формирования многопартийности.
В ходе постепенной поляризации социальных сил СМИ взяли на себя некоторые функции политических партий. Выражая точку зрения определённых социальных слоев и групп населения, они способствовали формулировке и пропаганде их программных целей и задач. Многие из них были формально партийными изданиями, некоторые именовали себя «независимыми», но на самом деле занимались пропагандой идей и программ определённых групп интересов и групп давления и стремились воздействовать на общественное сознание в нужном им направлении.
Надо признать, что деятельность СМИ была в высшей степени политически профессиональной. Они создавали эффект
выражения ими интересов достаточно широких слоев населения хотя за ними стояли относительно небольшие, но хорошо организованные, финансово состоятельные группы, способные в случае необходимости поддержать в материальном отношении соответствующую газету, еженедельник, программу или канал на телевидении или радио.
КПСС вынуждена была пойти на «внутреннюю перестройку», согласиться с рождением фракционности в КПСС. И хотя одни лидеры партии не хотели этого замечать, другие, опасаясь негативных последствий для себя, явно пытались принизить опасность для КПСС этого явления, остается фактом, что фракционеры, прикрываясь различной демократической фразеологией были выразителями интересов новых появившихся социальных групп в стране.
Поскольку ключевым фактором при образовании политических партий является социальный интерес, то необходимо согласиться с Б.Ф. Славиным, что «полный политический монизм вообще не возможен, если нет социальной однородности общества».
Не случайно поэтому, что в условиях практически социальной неоднородности общества именно в КПСС - правящей партии - стали образовываться так называемые разные платформы. Не находя возможности реализации своих социальных интересов в рамках КПСС, фракционеры искали другие пути. Поэтому важной особенностью процесса формирования многопартийности в России было то, что в 80-е гг. XX века в КПСС в условиях «перестройки» возникла «демократическая оппозиция» в самой КПСС как продукт реформизма, к которому призывал М.С. Горбачёв.
Появление платформ в КПСС привело к созданию политических структур разной ориентации, многие из которых впоследствии все более дистанцировались от нее и, в конечном итоге, заявили о полном идейном и организационном разрыве с компартией. В 1990 году в номинально единой КПСС уже были образованы разные Платформы, в том числе правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990 г.), левоцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990 г.), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990 г.),
крайне левая «Большевистская платформа в КПСС» (июль 1991 г.). Появление вышеназванных Платформ непосредственно привело к формированию «многопартийности» в КПСС, тем самым ускорив раскол КПСС.
В то же время внутри этих Платформ тоже существовало размежевание, которое, в конце концов, привело к их организационно расколу. Так, на основе раскола «Демократической платформы в КПСС» возникли «Демократическое движение коммунистов» (в ноябре 1990 г.) и «Республиканская партия Российской Федерации» (в ноябре 1990 г.). В 1991 г. в «Марксистской платформе в КПСС» произошел раскол, следствием которого явилось возникновение новых образований, в том числе «Союза коммунистов», «Российской партии коммунистов» А.В. Крючкова, «РКП КПСС» А.А. Пригарина и др.
Итак, новое социальное расслоение, появление новых социальных групп как внутри классов, так и вне их, а, следовательно, и новых социальных интересов - следующая важная предпосылка появления многопартийности в нашей стране. К концу 80-х гг. социологи выделяли как минимум одиннадцать социальных групп: передовой в профессионально-квалификационном и социально-политическом отношениях слой рабочих; основной (наиболее многочисленный) слой рабочих средней квалификации с обычной технической вооружённостью труда; слой рабочих, развращённый длительной практикой получения незаработанного дохода и привыкший давать обществу меньше, чем берёт от него; колхозное крестьянство; научно-техническая интеллигенция (специалисты народного хозяйства, учёные естественно-технического профиля); хозяйственные руководители сферы материального производства; ответственные работники торговли, бытового обслуживания населения; мелкие социалистические предприниматели; социальная и гуманитарная интеллигенция (педагоги, врачи, журналисты, писатели, художники, учёные общественного и гуманитарного профиля и т.д.); ответственные работники аппарата политического управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов; политические руководители общества.
Усложнение социальной структуры общества в 70-80-е годы, выделение различных, неравных по доходам, социальному стату-
су, образованию, стартовым возможностям и т.д. групп населения обусловили дифференциацию потребностей, интересов, стремление к формированию различных ценностных систем. Так, В.Ф. Левичева прямо указывает: «Причины возникновения и массовости подобных самодеятельных объединений следует искать в усложнении всей социальной структуры нашего общества, расширении реального многообразия интересов различных социальных групп».
Тенденция демократизации постепенно приводила к заметному повышению демократического сознания советского народа, к возникновению многочисленных самодеятельных формирований, которые в самом начале ставили целью углубление и поддержку «перестройки».
В то же время в публицистике, прессе, научной литературе их называли по-разному: неформальные, самодеятельные организации, молодежные группы и объединения, инициативные организации и т.д. Наиболее частыми были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». Это организации «Клуб социальных инициатив», «Демократия и гуманизм», «Гражданское достоинство», «Демократическая перестройка», «Народное действие», «Мемориал», «Перестройка», «Дельта», «Земля и вселенная» и другие.
Возникновение и развитие "неформального общественного движения" было обусловлено глубинными сдвигами в общественно-политической жизни. Оно явилось соответствующей реакцией общества на инициированные "сверху" руководством КПСС перемены. Неформальные движения поначалу вели работу в русле официальной политики. Тогда в их действиях не было явных признаков организованного протеста против существующей политической системы. Они протекали в таких формах, как Движение молодежной контркультуры, национально-культурные, экологические объединения и т.п. Своеобразными предтечами новых партий, как бы "инкубаторами" будущих политических лидеров стали разного рода общественно-политические кружки и дискуссионные клубы: "Община", "Мемориал", "Память" и др.
Надо отметить, однако, что на базе этих объединений в дальнейшем не возникло ни одной партии. Это свидетельствовало не только об идеологической расплывчатости их программных установок, но и о крайне низком уровне организационной культуры их членов. К тому же у участников этих движений не было особого желания строить свои отношения на основе жесткой партийной дисциплины. Считалось достаточным ограничиться атмосферой товарищества.
Тем не менее, появление во второй половине 80-х гг. большого количества так называемых «неформальных» объединений, организаций и движений, которые ставили перед собой задачи, связанные с решением социальных, экологических и национальных проблем, - является важнейшей предпосылкой формирования многопартийности.
Необходимо отметить, что первоначально властные структуры КПСС не собирались мешать деятельности неформалов, поскольку были «уверены в своей способности направить активность масс в русло, подконтрольное КПСС». Более того, сами правящие круги были рады видеть и открыто одобряли возникновение и деятельность неформалов. В 1986 году на одной из встреч с работниками средств массовой информации М.С. Горбачев указал, что «многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли и действия и в партии, и в государстве, связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок». Затем М.С. Горбачев даже назвал их «социалистическим плюрализмом».
Так, при поддержке высшего руководства, количество неформальных организаций быстро возрастало. По оценке экспертов, во второй половине 80-х гг. XX века на территории СССР существовала достаточно разветвленная сеть неформальных организаций: около 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 местных общественных организаций.
Страну буквально захлестнула волна всевозможных общественных самодеятельных организаций и движений, способных к массовым действиям: рабочие комитеты, Ассоциации крестьянских хозяйств России, Союз трудящихся Кузбасса, Союз арен-
даторов СССР, союзы кооператоров, профсоюзы кооперативов и другие. Активно развивались комитеты общественного самоуправления по месту жительства.
Авторы вступительной статьи к сборнику "Новейшие политические партии и течения в СССР", доктора философских наук Б.Ф. Славин и В.П. Давыдов утверждают, что "к концу 80-х годов в стране насчитывалось более 60 тысяч различного рода неформальных образований, объединений, находившихся в постоянном движении, изменении". Эти объединения имели периодические издания, которые на 1 ноября 1989 года включали ежегодно 540550 единиц; под их влиянием находилось не менее 20 миллионов человек взрослого населения страны.
Постепенно всевозможные общественные самодеятельные организации и движения политизировались; официальные власти и партаппарат встретили их без понимания, что подтолкнуло неформалов к политизации, а затем и формированию на этой основе политических партий.
Одна из предпосылок формирования многопартийности - диссидентское движение. Хотя оно вначале не рассматривало себя в качестве политической оппозиции или партии, исповедовало принципы непартийности, неполитичности, неидеологичности, постепенно диссидентская интеллигенция стала втягиваться в политическую деятельность. Поэтому вполне естественным было то, что немало представителей этой категории лиц оказалось в органах государственной власти различных уровней, возглавляя массовые движения и партии.
Следующая предпосылка формирования многопартийности кроется в многонациональном факторе страны. Нерешённость некоторых проблем национального характера способствовала интенсивному процессу формирования политизированных объединений, организаций и движений. Новые политические партии, фронты, движения превратились в существенный фактор в политической жизни общества в национальных регионах страны.
С лета 1987 года в стране формируются «народные фронты», многочисленные клубы и ассоциации. Появляются первые организованные массовые движения под названием "Народный

Фронт" в Эстонии, Молдавии, Азербайджане, Москве, Ярославле. В пределах РСФСР в октябре 1989 г. была предпринята попытка создать "Народный фронт России".
Таким образом, во второй половине 80-х годов XX в. сложились политические, социально-экономические и социально-психологические предпосылки для быстрого и широкого формирования и развития политизированных групп, клубов, ассоциаций движений, на основе которых происходило образование партий самых различных политических и идеологических оттенков.
В резолюции XIX партконференции «О демократизации советского общества и реформе политической системы» была дана положительная оценка факту возникновения новых общественных движений. В ней, в частности, отмечалось: «Как позитивное явление следует рассматривать возникновение в последнее время ряда новых общественных ассоциаций и объединений, ставящих своей целью содействие делу социалистического обновления».
В то же время, конференция не высказала своего отношения к необходимости создания в советском обществе многопартийной системы. И все же, именно после конференции ускорился процесс создания «протопартий». Эти политические формирования включали в себя группу идеологов и организаторов, несколько представителей в парламенте и собственное информационное издание. Именно тогда, как свидетельствует анализ материалов о деятельности 362 политизированных групп и объединений, содержащийся в работе В.Н. Березовского и И.Н. Кротова, образовалось большинство новых организаций, состоялись их учредительные собрания, были приняты программные и другие документы, определяющие направления их работы.
При этом надо заметить, что рейтинг КПСС, как показывали результаты социологических исследований, в то время оставался еще достаточно высоким. Отмечая общее для страны тяготение к многопартийности, следует обратить внимание на тот факт, что даже к середине 1990 г. новые политические институты не обрели в глазах населения признаков полноценных политических партий, отвечающих идеалу многопартийности. Лишь 2,4% респондентов социологического опроса, проведенного Л. Седовым,
заявляло о своем полном доверии политическим движениям и 10% - о частичном; соответственно 25% выражало частичное и 36% полное недоверие.
За 1988-1989 гг. выросла политизация самодеятельного движения и на этой основе началось образование политических партий. В мае 1988 г. Демократический союз (ДС) провозгласил себя первой партией, оппозиционной КПСС. В своем программном заявлении ДС отмечал, что «осуждает систему политического правления, возникшего в октябре 1917 г., отвергает не только сталинизм, но и культ Ленина, идеологию ленинизма как фундамент тоталитарного строя». На первом съезде (в мае 1988 г.) ДС сформулировал первоначальные задачи, включавшие защиту права человека, создание представительной демократии на всех уровнях, радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и т.п. Своим политическим принципом ДС считал «изменение существовавшего государственного строя революционным, но мирным путем». Но на пятом съезде ДС некоторые лидеры выдвинули идею «вооруженного сопротивления массовым убийствам в республиках, где происходит национально-демократическая революция».
В противовес "Демократическому союзу" во главе с небезызвестной В. Новодворской происходит образование организаций, которые были привержены ортодоксальной коммунистической идеологии. В июле 1989 г. был создан "Объединенный фронт трудящихся" во главе с народным депутатом СССР В. Яриным. Он занял резко негативную позицию по отношению к политическим и экономическим реформам высшего партийного руководства во главе с Горбачевым, нацеленным на ослабление единого социалистического государства.
В период борьбы за демонтаж коммунистического строя термин «либерализм» часто использовали новообразованные политические силы либеральной ориентации как синоним для обозначения принадлежности к антикоммунистическим силам. Одновременно в качестве идеологии либерализм с его ярко выраженной антикоммунистической ориентацией стал базой, на которой консолидировались оппозиционные КПСС политические

Силы российского общества. В мае 1989 г. была учреждена «Либерально-демократическая партия Советского Союза» (ЛДПСС).
В 1989 году либеральное направление пополнили «Союз конституционных демократов», «Демократическая партия», «Либерально-христианская партия», «Христианско-демократический союз России», союз «Щит», общество «Мемориал».
В 1990 году организационно оформились наиболее заметные представители либерального движения - «Партия конституционных демократов», «Конституционно-демократическая партия», «Российское христианско-демократическое движение», «Российская христианско-демократическая партия», «Свободная демократическая партия России», «Партия свободного труда».
Роль координирующего центра либеральной демократии стала играть Демократическая партия России (ДПР). На учредительной конференции этой партии (в мае 1990 г.) и на I съезде (в декабре 1990 г.) подчеркивалась антикоммунистическая направленность, а, значит, радикальная оппозиционность ее деятельности. Понятно, что в период «перестройки» лозунг «борьба с КПСС» объединял все партии и организации демократического крыла в их стремлении к власти - несмотря на множество различий по другим вопросам.
Еще в процессе выработки программных документов ДПР пережила ряд расколов: первый привел к отделению Свободной демократической партии, второй - к образованию фракции свободных демократов, с последующим выходом ее из ДПР.
Оба размежевания произошли в процессе выработки идеологических и организационных принципов деятельности партийных образований. В принятых, в конечном итоге, программных документах подчеркивалось, что ДПР создана для активного противодействия попыткам «реставрации прежних порядков». Вместе с тем, прогнозируя социальные преобразования в обществе, партия ориентировала своих членов на обеспечение ненасильственного процесса модернизации России.
1990 год стал годом активного создания политических партий в стране. Состоялись учредительные съезды социал-демократической партии, ЛДПР, христианско-демократической, конститу-
ционно-демократической, социалистической, республиканской, монархической партий и других организаций, объявивших о создании на всесоюзном или российском уровне политических партий соответствующего направления. Наличие у них программных документов, уставов, центральных органов и первичных организаций на местах, фиксированное членство, издание газет, активная пропагандистская деятельность позволяют сделать вывод о перерастании в 1989-1990 годах политизированных общественных объединений в партии. Объединение нескольких политических организаций в единую партию считалось эффективным способом создания партийной структуры.
В июне 1990 г. образовался «Центристский умеренно-радикальный блок» на основе нескольких партий и организаций, включающих в себя «Либерально-демократическую партию Советского Союза» - ЛДПСС, «Российский демократический форум», «Конституционно-демократическую партию», «Партию конституционных демократов», «Союз демократических сил им. А.Д. Сахарова», «Демократическую партию РФ» (фракцию Каспарова), «Российский народный фронт» (фракцию Иванова), «Партию мира» и «Партию городских и сельских хозяйств».
В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Кроме того, в новой редакции ст. 51 Конституции СССР была закреплена возможность образования и других политических партий в стране. «Граждане СССР, - говорилось в ней, - имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов». Тем самым была заложена конституционная основа для формирования легальной многопартийности в СССР.
В июне 1990 г. заявляет о своем образовании Коммунистическая партия РСФСР. Параллельно развивается процесс выделения и последующего преобразования различных структур из состава КПСС. Так, возникла Демократическая платформа КПСС,

На основе которой затем образовались Демократическая партия России во главе с Н. Травкиным, Республиканская партия Рф (В. Лысенко, С. Сулакшин, В. Шостаковский), Движение демократических реформ (А. Вольский, Г. Попов, А. Собчак, С. Шаталин, Э. Шеварднадзе, А. Яковлев), Демократическая партия коммунистов России (лидер - А. Руцкой).
Рост многопартийности заставил законодателя принять меры к тому, чтобы как-то упорядочить этот процесс, поставить его в определенные правовые рамки. В октябре 1990 г. принимается Закон СССР «Об общественных объединениях». По существу, это была вторая в российской истории попытка модернизировать форму политического правления в условиях острого системного кризиса, когда правящий режим оказался перед лицом стихийно нарастающего потока общественно-политической активности, угрожавшей самому его существованию. Первая такая попытка в начале века, как известно, закончилась неудачей. Царский режим не захотел тогда довести до конца демократическую трансформацию централизованной монархической власти по примеру западных государств, что привело к углублению пропасти между самодержавием и обществом и, в конечном счете, к краху режима. Спустя почти сто лет, предпринималась новая попытка создать условия для формирования в России представительной, партийной демократии как института гражданского общества.
Многопартийность стала новым явлением в политической жизни советского общества. С 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон Верховного Совета СССР «Об общественных объединениях», альтернативные КПСС политические партии получили право на свое существование. Министерство юстиции СССР приступило к юридической регистрации политических партий. 11 апреля 1991 года на основе нового закона была зарегистрирована КПСС, 12 апреля - Либерально-Демократическая партия СССР
Нельзя не сказать о роли российского депутатского корпуса и Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина в утверждении реальной многопартийности и преодолении всевластия коммунистической партии.
На первом Съезде народных депутатов РСФСР был принят и ряд решений, важных для последующего развития многопар-
тийности. В постановлении первого Съезда народных депутатов РСФСР "О механизме народовластия в РСФСР" вводился запрет на "совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой должностью, в том числе в политических и общественно-политических организациях", а в принятом за основу на Съезде Декрете о власти, кроме того, устанавливалось, что "всякое противоправное вмешательство политических партий, партийно-политических органов и иных общественных организаций в деятельность государственных предприятий, учреждений и организаций должно пресекаться незамедлительно и со всей решительностью".
12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации, а уже 20 июля 1991 г., опираясь на решения первого Съезда народных депутатов РСФСР, он издал Указ "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР".
Деятельность Коммунистической партии РСФСР, поддержавшей прямо или косвенно действия ГКЧП, была приостановлена Указом Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. до "окончательного разрешения в судебном порядке вопроса о неконституционности действий Компартии РСФСР". Далее события шли по нарастающей. Практически одновременно выходят Указ Президента СССР "Об имуществе Коммунистической партии Советского Союза", предписывающий Советам народных депутатов взять под охрану имущество КПСС, и Указ Президента РСФСР "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР", объявляющий государственной собственностью РСФСР все имущество, принадлежащее КПСС и КП РСФСР.
Через несколько дней (29 августа) Президент СССР издает Указ "Об упразднении военно-политических органов в Вооруженных Силах СССР, войсках Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войсках Министерства внутренних дел и железнодорожных войсках". А вскоре после этого он слагает с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и призывает ЦК КПСС принять решение о самороспуске. Завершающую
точку в этой серии нормативных актов поставил Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. "О деятельности КПСС и КП РСФСР", предписывающий прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР.
Новая волна партиообразования началась после августовских событий 1991 года. Тогда все сферы российского общества были поражены глубоким кризисом, ослабла политическая система. О выборе путей развития развернулись жесточайшие дискуссии споры, противопоставлявшие разные альтернативы. Это было похоже на 1917 год, правда, тогда боролись несколько политических лагерей - феодализм-капитализм-социализм.
В 80-90-е годы противостояли два направления - социализм и капитализм. Шаги перестройки 1985-1990 годов, развитие многоукладности в экономике, свободного товарного рынка способствовали поляризации социальных групп в обществе. И эти группы с неистовой целеустремленностью стали создавать свои политические партии.
В ноябре 1991 г. на основе движения «Коммунистической инициативы» была создана «Российская коммунистическая рабочая партия» (РКРП). Первоначально эта партия казалась крепкой и сплоченной. Но РКРП тоже не выдержала испытания на организационную прочность.
В ноябре 1991 г. «Демократическая партия России» (ДПР) и «Российская христианско-демократическая партия» (РХДД), «Конституционно-демократическая партия - Партия народной свободы» (КДП-ПНС) вместе вышли из ДР и в феврале создали новое общественное движение - «Российское Народное собрание» (РоНС).
При этом надо заметить, что не все новые российские партии и движения имели достаточно прочную и постоянную социальную базу; во многих случаях они создавались под конкретных лидеров, не пользовались должным авторитетом в обществе и в большинстве своем не являлись массовыми.

Постепенно КПСС стало утрачивать политическую власть и инициативу - это привело к формированию многопартийности в СССР.

Весной 1988 г. "Демократический союз", во главе с В. Новодворской, провозгласил себя оппозицией КПСС. В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Позже аналогичные организации возникают и в остальных союзных и автономных республиках, позже они трансформируются в националистические политические партии и общественные организации. С развитием политической мысли и свободомыслия в СССР появляются всё новые организации, отражающие эти изменения.

Либеральные силы представлял "Демократический союз", христианские демократы, конституционные демократы, либеральные демократы. Наиболее крупной демократической партией стала "Демократическая партия России". Осенью 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации.

Социалистические и социал-демократические направления были представлены "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-демократической партией России", а также "Социалистической партией".

Но при всем многообразии политических сил реально соперничало лишь два направления: коммунистическое и либеральное.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, которое придерживалось достаточно традиционалистских позиций. Это привело к тому, что к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. Однако съезд не преодолел кризиса в партии, не смог сплотить различные группировки, не стал он так же и реформировать саму партийную систему. Таким образом, выход из партии стал все более интенсивным (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилось на 6 миллионов человек).

Евреи Франции после II крестового похода
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью. Те, кто привык убивать, грабить, насиловать, считали евреев преступниками, клеветали на них, обвиняя в употреблении христианской крови. Во Франции такой кровавый навет был в...

Брахманизм.
Данная религия направлена на утверждение верховенства знати. Основное произведение - "Законы Ману". Члены всех варн в принципе свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие (вайшьи и шудры) - подчиненные. Основные положения: 1. Многобожие. 2. Зако...

Три центра культуры
К началу европейской колонизации Северной Америки коренные обитатели континента заселяли практически всю нынешнюю территорию Соединенных Штатов. В колониальный период картина размещения индейцев в пределах современных границ США выглядела следующим образом. Большая часть жила на востоке страны. Особой плотностью населения выделялся райо...

Официально в СССР была одна партия ВКП (б)-КПСС. В позднем СССР появилась такая шутка, что у нас не многопартийность, а многоподъездность. Ибо всякий «подъезд» дома на Старой Площади, где базировался аппарат ЦК КПСС, имел свои интересы.

Все это так и не так. Попытка Ленина вместо обычной демократии с ее многопартийностью создать нечто свое, особенное, провалилась фактически сразу после окончания гражданской войны. Уже тогда значительная часть коммунистов поддержала так называемую «рабочую оппозицию», которая требовала, чтобы рабочий класс не был ширмой для ленинцев, а получил бы через профсоюзы реальную власть на производстве. Оппозицию эту возглавил Шляпников, который был белой вороной среди руководителей партии большевиков, так как в отличие от них был настоящим рабочим от станка.

Эта оппозиция вызвала у Ленина бешенство, он даже в своей речи обронил фразу, что это враги и их надо расстреливать. В итоге соборными усилиями Ильича и Троцкого, рабочая оппозиция была разгромлена, в партии была объявлена чистка и из нее исключили почти треть коммунистов. Т.е. Ленин обошелся без расстрелов. Пока без расстрелов, ибо та ненормальная система, которую он создал, еще приведет к Большому террору, а потом и вообще распаду СССР.

Ленин создал эту систему под себя, он был абсолютно тоталитарен. Он единственный из крупных мировых политиков, которому в качестве образца для общества нравилась армия. Он восхищался, как огромная масса людей движется в колонах, но вот прозвучал приказ одного человека и вся эта масса роет окопы, занимает оборону, потом опять движется, куда скажут, без вопросов и протестов. Для Ленина – это идеал общества. Именно такое общество он и создавал.

Но насколько Ленин был психически здоров? Его безумие в явном виде проявилось в 1923 году, но это не значит, что если в 1917 году он не лаял на луну, то он был здоров, он и тогда был явно болен, только это было не очень заметно. Ведь все русские и мировые светила от медицины так и не смогли разобраться в причинах его психической болезни, отсюда версия, что это могло быть следствием сифилиса. Именно версия, потому ничто другое не объясняло того, что происходило с Лениным, ибо его психическая болезнь не была следствием атеросклероза или ранения.

И вот этот псих создал государство под себя, попирая очевидные всему человечеству истины, и пытаясь создать нечто свое, этакое, чтобы ему, Ленину, удобно и приятно было руководить обществом.

В России до 1917 года реально существовала многопартийность, и эта система очень хорошо себя проявила в Государственной Думе и вообще в политической жизни общества.

У нас ведь многие считают до сих пор, что многопартийность – это миф, что все это создается для того, чтобы дурить народ, что власть на самом деле едина во всех странах мира, а много партий это чтобы создать такую дымовую завесу над тайными делами «начальников».

Многопартийность, как часть демократии возникает в странах Европы часто еще при монархиях. Ибо если при ранних монархиях роль верховного арбитра в споре между разными социальными группами с разными интересами играет сам монарх, то со временем это становится делать все труднее. Отсюда чтобы избежать постоянных гражданских войн и мирно решать все вопросы, и возникает многопартийность. Когда арбитром становится не монарх, а сам народ. И при этих условиях гражданскую войну начинать не нужно, достаточно новых выборов.

Именно таким путем шла Россия и после февраля 1917 года, ибо самая массовая и самая социалистическая партия – эсеры, была партией демократов, которая не собиралась узурпировать власть и готова была решать все вопросы мирным путем, путем выборов. Ленин прекрасно понимал, что он никогда не сумеет выиграть у эсеров честным путем, отсюда он пошел на заговор, на силовой захват власти и установление господства своей партии, в которой он был фактически диктатором. Открытая диктатура ему была просто не нужна, он и так продавливал все решения, какие хотел.

И вот он создал эту свою Совдепию с одной партией, с монополией на мысль и что? Так тут же внутри его партии появилась рабочая оппозиция, по сути, партия в партии. Стоило ему заболеть, как тут же в партии возникли новые фракции. На самом деле внутри ВКП (б) возникли, по меньшей мере, две разные партии. Если бы это было в нормальной стране, то и «левые» и «правые» просто бы образовали свои партии и апеллировали бы к народу – чья программа лучше.

Ибо «левые» - Троцкий, Зиновьев, Каменев, и «правые» - Бухарин, Рыков, Томский предлагали совершенно разные пути развития общества и страны пусть формально и в рамках одной и той же идеологии. Спросят, а где тут Сталин был со своей программой, а не было у Сталина никакой своей программы, этот «гений» был слаб, чтоб выдвинуть свою программу, и чтобы иметь свою партию, он потом уже возьмет идеи и «левых» и «правых», когда получит власть, и его стиль - это коммунистическая эклектика.

Но в 20-е годы не голосовал народ, не участвовал в выборе реальной власти, но хотя бы голосовала партия, именно честным и демократическим путем «правые» победили «левых». Сталин эту малину поломал, он выиграл выборы на 17 съезде, но больше рисковать не хотел. Он не хотел зависеть от воли партии, он прекрасно понимал, что придет время и его не переизберут в качестве лидера.

А представим себе, что эти выборы в 1927 году состоялись бы как нормальные, т.е. народ выбирал между Бухариным и Троцким. Кто бы победил? Конечно, Бухарин. С разгромным счетом, Троцкий получил бы не более чем СПС и Яблоко на последних выборах. Ну и какой смысл был при таком раскладе изгонять Троцкого из страны? И вообще кого и зачем изгонять и расстреливать?

А затем, что проведи коммунисты реальные выборы в 1921 или даже в 1927 году и допусти до них эсеров и меньшевиков, то 80% крестьян проголосовали бы за эсеров, и 70% рабочих проголосовали бы за меньшевиков. Коммунисты прекрасно понимали, что они навязали себя обществу, победили за счет террора и держались у власти за счет него.

И вся их гнилая система отрицала демократию, причем любую даже внутрипартийную. Ну и хрен бы нам с ними, пусть бы они друг друга изгоняли и расстреливали, если бы эта система не принесла такие огромные издержки обществу, если бы эта система не отбросила общество назад, да мы и до сих пор не можем вылезти из лап этой системы.

Но многопартийность – это не миф, что мы можем видеть даже по истории партии коммунистов. В 1921 году появляется «рабочая оппозиция», которую Ленин, Троцкий, Бухарин и Сталин задавили. Потом в рамках ВКП (б) появляются две партии - «левые» и «правые», здесь победили «правые». Но мы видим, что проигравшие в отличие от нормальной Системы не уходят в оппозицию, они изгоняются из партии, преследуются.

Когда Сталин пришел к власти, он прекрасно понимал, что помимо его власти внутри советской машины есть другие центры власти. И все 20 с лишним лет, что он был у власти, он постоянно наносит удары по этим центрам силы.

Он физически уничтожает и «левых», и «правых» в партии, он понимает, что центром силы являются спецслужбы и начинает тотальное уничтожение руководителей спецслужб, он истребляет верхушку армии, как потенциальный центр силы.

После 1945 года его репрессии носят то же направление: удар по военным, точечные расстрелы среди самой верхушки армии, он постоянно тасует кадры спецслужб, постоянно кого-то сажает в тюрьму, включая самых высокопоставленных спецслужбистов, он наносит удар по партии («Ленинградское дело»).

Придурочные поклонники Сталина до сих пор говорят, что иначе было нельзя. Это в вашей системе, которую построили сумасшедшие, нельзя, а во всем мире почему-то можно.

Но с чем в итоге пришли к смерти Сталина? Как были эти центры силы, так они и остались. Борьба за власть разгорелась между спецслужбами, которые возглавил Берия, и которые вполне ощущали себя партией власти в стране и верхушкой КПСС. Лидер КПСС Хрущев объединил усилия КПСС с армией, и совместно они свалили спецслужбы.

На какой-то момент Хрущев объединяет общество за счет его однородности, ибо большая часть населения это уже родившиеся в СССР молодые люди с промытыми мозгами, но дальше борьба разгорается с новой силой.

Никиту Хрущева скидывает тогдашнее руководство страны, но при Брежневе начинает формироваться новый монстр – КГБ, как альтернатива партийной власти. Парадокс советской власти – КГБ становится… либеральной оппозицией режиму! И если говорить о брежневском времени, то сам черт ногу сломит разбираться во всех этих группировках, которые на самом деле вели себя как политические партии. Но если в нормальной системе арбитром выступает народ, то здесь такая апелляция к народу была невозможной, хотя проведи выборы в году 1979, и пойди КГБ на эти выборы как партия, кометчики бы победили.

Самый лучший вариант для СССР был бы, если бы КГБ сделал ставку на Косыгина, последнего крупного государственного деятеля России, после него фигур такого масштаба не было, но такой союз был не реален по многим причинам, в том числе, по причине отрицательного отношения Косыгина к КГБ.

Так сколько было реальных партий в СССР в период позднего Брежнева? Ну, во-первых, эти кретины в силу ленинской национальной политики умудрись создать только 14 больших партий по национальному признаку. Вдумайтесь в это! Всякая страна просто истерично избегает создания реальных партий власти по национальному признаку, здесь создали аж 14 таких партий, в конце к ним прибавилась и коммунистическая партия РСФСР, которая, кстати, могла спасти СССР, если бы была создана хотя бы в 1989 году.

Кроме этого было множество национальных партий в автономных республиках.

И это были действительно партии в полном смысле слова. Да, ими руководили из центра, но на местах-то власть была их. И они опирались на народы, чье национальное самосознание советская власть развивала зачем-то 70 лет. И в рамках СССР эти партии хорошо понимали интересы своих народов и защищали их. И в таком виде единый СССР в 21 веке существовать, бесспорно, не мог. Требовалась трансформация. И ее начал Горбачев.

Если исходить из того, что сто раз уже писалось, то вырисовывается поразительная картина. И сам Горбачев и все его Политбюро – это люди, которые выдвигались Андроповым и опирались потом на КГБ, а не КПСС. С одной стороны, вроде как опираться на КПСС в деле реформ было бессмысленно, но с другой стороны, Горбачев и попыток таких не делал. Ведь для того чтобы реально реформировать всю эту систему, Горбачев должен был ясно осознать чего он хочет и подбирать под эти цели людей, лет 10 расставлять их на ключевые позиции по всей стране и во всех структурах, а уж потом реформировать страну.

А так что получилось? Партия под названием «КГБ» объявила войну всем другим партиям. Лучше всего об этом рассказал Кравчук, он рассказал, что Горбачев приехал в Киев, выступил перед трудящимися с такой речью, что вы снизу на партократов давите, а мы будем сверху.

Ну не дурак?

И в СССР началась межпартийная борьба. Понятно, что местные элиты не хотели отдавать власть. Да и не понятно, кому ее отдавать?

Скажем, московская партийная организация была сопоставима по влиянию с республиканскими компартиями, не случайно, что Андропов после прихода к власти свалив министра МВД Щелокова, начал атаку на Гришина, главу московской партийной организации. Но тот устоял, уже при Горбачеве его сняли и поставили… Ельцина. Когда говорят, что тогда не знали, кто такой Ельцин, то врут, его и поставили, потому что хорошо знали, что он из себя представляет. Дуролом. Вот он и начал избиение кадров московской партийной организации. Но зачем? С какой целью? И ведь на место Гришина и Ельцина пришел потом Прокофьев, который был умнее их обоих раз в десять. И московская партийная организация наряду с питерской стала основной новой компартии РСФСР и оппозицией Горбачеву.

Горбачев нигде не добивался никаких успехов, на международной арене он чего-то добился только за счет односторонних уступок Западу. Компартии стран социалистического лагеря его ненавидели, тогда опора Горбачева КГБ стал готовить операции по свержению этих компартий, а так бы они держались и до сего дня в качестве влиятельных сил.

Против Горбачева тихой сапой восстали и все компартии в СССР, тогда КГБ стал приводить к власти «народные фронты», которые состояли из агентуры. Все эти нацмены, которые создали из республик СССР независимые государства, были агентами КГБ, о чем сто раз уже писали.

Т.е. КГБ работал на дурака, который сам не знал, что делает.

Кончилось это тем, что Горбачев подставил КГБ в Вильнюсе, и КГБ в целом в августе 1991 года за него не вписался, все они вместе с главой КГБ Крючковым понимали, что Горбачев откажется от них. Что он и их подставит.

В итоге Горбачев вернулся вроде победителем из Фороса, он был президентом СССР, а власти у него уже не было. КГБ уже не работал на него, эта организация была в состоянии хаоса. КПСС сам же Горбачев фактически запретил.

Вот тогда и развалился СССР, но кто его развалил?

Некоторые мерзавцы говорят, что это сделали русские националисты. И смех и грех. СССР распался из-за борьбы тех партий, которые реально существовали в его недрах. А главные виновники окончательного развала были хохлы. Ибо их партийная организация сохранила власть не только над местным КГБ, но и в значительной степени над армией, которая была на территории Украины. Они вывели Украину из состава СССР, чего не ждал от них ни Горбачев, ни Ельцин.

Тоже вот вопрос об аналитиках, которые тогда работали во всех центральных структурах, они явно не соображали, что происходит в стране.

Таким образом, мы приходим к простому выводу, что игнорировать демократию и многопартийность можно, но бесполезно. Эта самая многопартийность существовала в СССР, но не в том виде, когда она работает на благо обществу, а в виде бомбы замедленного действия.

В этом виде она существует и по сей день, увы. Все попытки перейти к цивилизованным формам демократии у нас пока не увенчались успехом.