Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в сборник произведений В. П. Астафьева под названием "Последний поклон". Этот цикл автобиографических рассказов автор создавал на протяжении нескольких лет. Лето, лес, высокое небо, беззаботность, лёгкость, прозрачность души и бесконечная свобода, которые бывают только в детстве, и те первые уроки жизни, что прочно хранятся нашей памятью... Они безмерно страшат, но благодаря им растешь и ощущаешь мир по-новому.
Астафьев В.П, «Конь с розовой гривой»: краткое содержание
Рассказ написан от первого лица - маленького мальчика-сироты, который живет вместе с бабушкой и дедушкой в деревне. Однажды, вернувшись от соседей, бабушка посылает внука в лес за земляникой вместе с соседскими ребятами. Как не пойти? Ведь бабушка пообещала продать его туесок ягод вместе со своим товаром и на вырученные деньги купить пряник. Это был не просто пряник, а пряник в виде коня: белый-белый, с розовым хвостом, гривой, копытами и даже глазами. С ним разрешалось выходить гулять. И вот когда у тебя за пазухой самый заветный и желанный «конь с розовой гривой» - ты по-настоящему уважаемый и почитаемый «человек» во всех играх.
На увал главный герой пошёл вместе с детьми Левонтия. «Левонтьевские» жили по соседству и отличались буйным характером и беспечностью. Дом без забора, без наличников и ставен, с кое-как застекленными окнами, зато «слобода», словно бескрайнее море, и «ништо» глаз не угнетает… Правда, весной левонтьевское семейство вскапывало землю, что-то сажали вокруг дома, возводили изгородь из хворостин и старых досок. Но ненадолго. Зимой всё это «добро» постепенно исчезало в русской печи.
Главной целью в жизни было пробраться к соседу после получки. В этот день всех охватывало какое-то беспокойство, лихорадка. С утра тетка Васеня, жена дяди Левонтия, бегала по домам, долги отдавала. К вечеру в доме наступал настоящий праздник. На стол вываливалось всё - конфеты, пряники... Все угощались, а потом затягивали любимую песню о горемычной «облизьянке», которую привез из Африки моряк… Все плакали, становилось жалостливо, тоскливо, и так хорошо на душе! Ночью Левонтий задавал свой главный вопрос: «Что такое жисть?!», и все понимали, что надо быстро хватать оставшиеся сласти, потому что отец будет драться, бить остатки стекол и ругаться. На следующий день Левонтьиха снова бегала по соседям, занимала деньги, картошку, муку… Вот именно с левонтьевскими «орлами» главный герой и пошел собирать землянику. Собирали долго, старательно, тихо. Вдруг послышалась возня и крики: старшой увидел, что младшие собирают ягоду не в посуду, а прямо в рот. Началась драка. Но после неравного боя старший брат приуныл и поник. Принялся он собирать рассыпанное лакомство, и назло всем - в рот его, в рот… После неудачных стараний для дома-для семьи беззаботные ребятишки побежали к речке побрызгаться. Тут-то они и заметили, что у нашего героя земляники полный туесок. Недолго думая, подбили и его «доход» съесть. Стараясь доказать, что он не жадина и не боится бабушки Петровны, мальчишка вываливает свою «добычу». Вмиг ягоды исчезли. Ему и досталось всего нечего, пару штук, и те зеленые.
День прошел весело и интересно. И о ягодах забылось, и об обещании, данном Катерине Петровне. Да и конь с розовой гривой совсем вылетел из головы. Наступил вечер. И пришла пора возвращаться домой. Грусть. Тоска. Как быть? Санька подсказал выход: набить туесок травой, а сверху рассыпать горсть красных ягод. Так и поступил, и пришёл с «обманкой» домой.
Катерина Петровна не заметила подвоха. Похвалила внука, дала есть, и решила не пересыпать ягоды, а так и повезти ранним утром на рынок. Беда ходила рядом, но обошлось, и главный герой с легким сердцем отправился гулять на улицу. Но не выдержал и похвалился невиданной удачей. Хитрый Санька смекнул, что по чем, и потребовал за молчание один калач. Пришлось тайком пробраться в кладовку и принести один калач, потом еще один, и еще, пока он не «нажрался».
Ночь была беспокойная. Сна не было. Покой «андельский» не снисходил на душу.Так хотелось пойти, и всё-всё рассказать: и про ягоды, и про ребят левонтьевских, и про калачи… Но бабушка быстро уснула. Решил встать пораньше, и перед её отъездом раскаяться в содеянном. Но проспал. Утром в пустой избе стало еще невыносимее. Слонялся, слонялся без дела, и решил снова податься к левонтьевским, и они все вместе пошли на рыбалку. В самый разгар клева он видит выплывающую из-за угла лодку. В ней среди прочих сидит бабушка. Увидав её, мальчик схватил удочки и бросился бежать. «Стой!…Стой, мошенник!... Держи его!» - кричала она, но он был уже далеко.
Поздно вечером привела его домой тетя Феня. Он быстро пробрался в холодную кладовку, зарылся и притих, слушая. Спустилась ночь, вдали слышался лай собак, голоса молодежи, которая собирается после работы, поет и пляшет. Но бабушка все не заходила. Сделалось совсем тихо, холодно и тоскливо. Вспомнилось, как мать также ездила в город продавать ягоду, и однажды перегруженная лодка перевернулась, она ударилась головой и утонула. Долго искали её. Бабушка несколько дней провела возле реки, бросая хлеб в воду, чтобы разжалобить реку, умилостивить Господа…
Проснулся мальчонка от яркого солнечного света, который пробивался сквозь мутные грязные окна кладовки. На него был накинут дедушкин старый полушубок, и сердце радостно застучало - дедушка приехал, он обязательно его пожалеет, не даст в обиду. Услышал голос Екатерины Петровны. Она кому-то рассказывала о проделках внука. Ей нужно было непременно высказаться и облегчить сердце. Здесь зашел дед, усмехнулся, подмигнул, велел идти прощения просить - ведь иначе нельзя. Стыдно и страшно… И вдруг он увидел как «по скобленому кухонному столу» скакал сахарно-белый «конь с розовой гривой»…
С тех пор много воды утекло. Давно уж нет ни бабушки, ни дедушки. Да и сам главный герой давно вырос, его собственная «жизнь клонится к закату». Но никогда ему не забыть того дня. Конь с розовой гривой навсегда остался в его сердце…
Многим ещё со школьной скамьи известен рассказ знаменитого писателя Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой". Краткое содержание его могут пересказать многие, но всё же есть люди, коим данное трогательное произведение незнакомо. Для них будет полезна данная статья.
Рассказа "Конь с розовой гривой" краткое содержание повествует о мальчике-сироте из сибирской деревни, которого воспитывают бабушка и дедушка. Бабушка посылает его за земляникой с соседским ребятами, пообещав набранные ягоды продать в городе и купить внуку пряник "конём". Это сладкая лошадка белая, а грива, копыта и хвост у нее розовые. Это предел мечтаний всех деревенских ребятишек!
Конечно, краткое содержание будет неполным, если не упомянуть о тех самых ребятах, которые сыграют не последнюю роль в событиях этого рассказа. Соседи Левонтий и Васеня - люди особенные. Глава семьи работает по полторы-две недели, всё это время его жена ходит по знакомым и и продукты, дабы накормить многочисленную ребятню. Но стоит Левонтию получить зарплату, как тут же она разлетается - раздаются долги соседям "с избытком" в рубль, а то и два. Закатывается пир горой. Если герою рассказа удаётся в такой день проскользнуть к соседям (что строжайше бабушкой запрещается), то ему тут и почёт, и забота, и любовь. Поскольку левонтьевские ребятишки при родителях, а он сирота.
Пир в доме соседей обычно заканчивается буйством главы семьи, дети разбегаются, кто куда, тётка Васеня обычно скрывается в доме главного героя под крылом его сердобольной бабушки. Утром Левонтий чинит побитые окна, ремонтирует скамейки, стулья и стол, после чего в унынии уходит на работу. А Васеня снова идёт занимать у знакомых...
Далее рассказа Астафьева "Конь с розовой гривой" краткое содержание повествует о том, как герой наш вместе с соседями пошёл-таки собирать землянику. В итоге левонтьевская ребятня свои ягоды съела, разругавшись друг с другом, и принялась "подначивать" главного героя, что он бабушку боится. Итогом "дразнилок" становится отчаянный поступок - Витька ягоды высыпает, орава их тут же сметает. А герой наш набирает в туес травы, а сверху наскоро насыпает ягод.
Бабушка обман не раскрывает, от души хвалит Витю, но совесть его всё же терзает, поэтому весь следующий день, пока она в городе, мальчик проводит с левонтьевскими ребятишками на рыбалке. А к вечеру на подходе к дому, завидев бабушку, наш герой убегает к двоюродному брату, где допоздна играет. Но тётка отводит его домой и отправляет в кладовку.
Там он и засыпает, а утром просыпается от того, что бабушка кому-то возмущённо рассказывает о его обмане. Слышит, как она вспоминает о его утонувшей матери, которую шесть дней не могли найти в реке, как обе мучились - мать в реке, а бабушка дома. Сердце мальчика обливается кровью, он уже тысячу раз пожалел о своем обмане. И когда дедушка вытаскивает его из кладовки плачущего, он только и может сказать: "Я больше... Я больше..." Но бабушка уже простила его, а после завтрака Витя видит перед собой... пряничного коня. На всю жизнь запомнится ему этот незаслуженный им подарок, который говорил о любви родных ему людей.
Это краткий пересказ. "Конь с розовой гривой", впрочем, не настолько велик и труден для прочтения, чтобы только им и ограничиться. Поэтому мы советуем все-таки прочитать эту историю в том виде, в каком ее преподносит сам автор. Рассказа "Конь с розовой гривой" краткое содержание не может дать вам того впечатления, которое останется после оригинала.
Рассказ Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” является автобиографическим. Автор написал об эпизоде своего детства, который помнит до сих пор, как он, чтобы заполучить пряник в виде коня с розовой гривой, обманул бабушку, на это его надоумил соседский мальчишка Санька. Рассказ написан от лица мальчика Вити.
Краткое содержание рассказа “Конь с розовой гривой”
Витя с Левонтьевскими ребятишками отправляется на увал за земляникой . Бабушка Катерина Петровна пообещала мальчику, что продаст его туесок с земляникой и привезёт пряник в виде коня с розовой гривой. Мальчик собрал почти было более половины туеска. Но соседский Санька спровоцировал его высыпать все ягоды на траву, и Левонтьевская “орда” всё съела.
Потом ребята пробаловались весь день у реки, а когда день клонился к закату, не с чем им было возвращаться домой. Хитрый Санька подучил Витю натолкать в туесок травы и присыпать горстью ягод. Опасаясь бабушку, он так и сделал. Хотя знал, что возмездие неизбежно.
Бабушка отвезла в город на базар ягоды , ничего не подозревая, обман вскрылся только при продаже. Когда Катерина Петровна приплыла из города, на следующий день она устроила внуку разнос в виде того, что всякому встречному рассказывала, какой он мошенник и что из него вырастет.
Витя и так уже раскаялся, на счастье, в этот день вернулся дед с заимки, который жалел внука, он и подсказал ему, что делать нечего, надо просить у бабушки прощение. Бабушка простила, а пряник конём для внука припасла.
Краткий пересказ рассказа “Конь с розовой гривой”
План краткого пересказа “Конь с розовой гривой”:
![](https://i1.wp.com/obrazovanie.guru/wp-content/auploads/279276/o-chem-rasskaz-kon-s-rozovoi-grivoi.jpg)
Рассмотрим теперь более подробно каждый пункт .
Рассказ начинается с того, что бабушка пришла от соседей, их ребята собирались идти за земляникой на увал. И велела внуку сходить с ними, за это привезёт ему пряник. Это мечта всех деревенских мальчишек, обладатель его достоин уважения и почёта.
Далее, автор рассказывает о соседях : дяди Левонтии, его жене Васены и кучи их ребятишек. Дядя Левонтий занимался заготовкой леса. В день получки у них в доме был пир горой, а жена дяди Левонтия Васеня шла раздавать долги, в том числе и бабушке Катерине, и при незначительной сумме долга в 7 или 10 рублей”. Для Вити было целью жизни пробраться в дом дяди Левонтия в день его зарплаты, послушать песню про “малютку облизьну”, Левонтий жалел внука Катерины Петровны, как сироту и всегда сажал его за стол. Пиршество всегда заканчивалось дебошем Левонтия, а его жена опять принималась ходить занимать у соседей до следующей получки.
С Левонтьевскими ребятами Витя отправился собирать землянику. По дороге на увал детвора балуется, безобразничает, например, забрела в чей-то огород, а там ничего, кроме лука-батуна, не было, так они и его нарвали. На увале Левонтьевские ребята затеяли свару и съели всю землянику, которую собрали. Санька был самым вредным и злым подстрекателем, обозвал Витю жадиной и взял на “слабо”, тот и высыпал всю свою землянику, которую левонтьевские мигом смели.
Остаток дня дети пробегали у реки, а вечером тот же Санька надоумил Витю обмануть бабушку и натолкать в корзинку травы и засыпать сверху ягод. Так он и сделал, и бабушка ничего не заметила, даже похвалила его. Потом мальчик похвастался Саньке о содеянном, а тот сказал, что всё расскажет бабуле, и Витя для него крал калачи у бабушки.
Ночью мальчик долго не мог заснуть, он уже жутко раскаивался о содеянном и хотел признаться во всём бабушке сам, но не стал тревожить её сон, а утром рано она уплыла в лодке в город на базар продавать ягоды.
На следующий день, томимый тяжелым предчувствием о том, что будет, когда бабушка вернется из города, ведь обман всё равно вскроется, Витя проводит на рыбалке с Санькой и его ребятами
. Санька опять предлагает Витьке “план” – убежать из дома и спрятаться.На это Витя запротестовал уже.
Вечером бабуля вернулась из города и, завидев лодку, мальчик бросился наутёк. Он думал переночевать у двоюродного брата Кеши, но его мать, тётя Феня, накормила его, расспросила и сама отвела домой.
Эту ночь мальчик провёл в кладовке в сенях , там была устроена постель из половиков. Утром он увидел, что накрыт дедушкиным полушубком, чему очень обрадовался, поскольку дед всегда заступался за внука. Вот и в этот раз бабушка не на шутку рассердилась, поскольку только на базаре обнаружилось мошенничество внука. Всем, кого Катерина Петровна встречала в тот день, она рассказывала о жульничестве внука.
Бабушка простила внука, после того, как тот попросил у неё прощение, а пряник с конём всё равно ему привезла.
О чём рассказ “Конь с розовой гривой”
Содержание рассказа очень поучительно. Через него читатель видит, как маленький мальчик глубоко переживает из-за обмана, в который его втягивает соседский мальчик из неблагополучной семьи, который своим авторитетом пытается доминировать над всеми. Витя понимает насколько бабушка, которая его часто журит, хоть и за дело, безмерно его любит. Именно поэтому она привезла внуку пряник, несмотря на его обман. Поскольку она поняла откуда “ноги растут”, школа соседских ребятишек.
В рассказе подняты три нравственные проблемы:
- Честности;
- Долга;
- Доброты.
Ещё один урок может извлечь читатель из рассказа – это не бояться просить прощения и всегда говорить правду, если даже очень стыдно и тяжело.
Повествование ведется от первого лица. Автор рассказывает о своем детстве. Рано оставшись сиротой, он жил с дедом и бабушкой. Однажды бабушка послала его с соседскими мальчиками в лес набрать земляники. Ягоды она собиралась продать в городе. А внуку обещала привезти пряник «конем».
Этот пряник был в виде белого коня. А грива, хвост и копыта у коня были розовыми. Такой пряник был мечтой всей деревенской ребятни. Его обладатель всегда был окружен почетом и вниманием всех ребят. Ему сразу же давали стрельнуть из рогатки, позволяли первому бить при игре в чижа в надежде, что счастливец позволит потом откусить немного от пряника. Правда, тут счастливцу следовало быть на чеку и крепко держать пальцами то место, по которое откусить разрешалось. Иначе ему могли остаться лишь хвост да грива.
Еще приятно было засунуть пряник под рубаху, бегать и чувствовать, как конь лягает копытами голый живот.
За ягодами мальчик пошел с детьми соседа Левонтия. Левонтий работал на бадогах. Он заготавливал лес. Пилил его, колол и сдавал на известковый завод.
Раз в десять - пятнадцать дней он получал деньги. Тогда в его доме начинался пир горой. Жена Левонтия тетка Васеня приходила к бабушке Катерине Петровне и возвращала долг. Бабушка долго и внимательно пересчитывала деньги, хотя их было обычно не больше десятки. И всегда обнаруживала, что соседка передала ей рубль или трешку.
Бабушка ругала ее за расточительство, а та оправдывалась тем, что принесла больше, а не меньше.
В такие дни главной целью для мальчика было попасть в дом к Левонтию. Но бабушка строго следила, чтобы он не пытался прошмыгнуть к соседям. Заявляя, что у этих «пролетарьев» у самих «в кармане - вошь на аркане».
Но если ему все же удавалось попасть к Левонтию, то там он был окружен редкостным вниманием.
Хозяин, подобревший после принятого спиртного, сажал мальчика на лучшее место и, растирая по лицу слезы, начинал вспоминать его мать, которая всегда проявляла к нему доброту и снисходительность.
Расчувствовавшись, все ударялись в слезы и, охваченные великодушным порывом, выкладывали на стол все самое вкусное и наперебой угощали мальчика.
Поздно вечером Левонтий задавал один и тот же вопрос: «Что такое жисть?!» После чего дети хватали пряники и конфеты и разбегались кто куда. Последней убегала тетка Васеня. И бабушка Катерина Петровна «привечала ее до утра». А Левонтий бил в окнах остатки стекол, ругался и плакал.
Утром он стеклил осколками окна, ремонтировал стол и лавки и, полный раскаянья, отправлялся на работу. А через несколько дней тетка Васеня вновь ходила по соседям - «занимала денег, муки, картошек - чего придется».
С детьми этого соседа мальчик и отправился «по землянику», чтобы своим трудом заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, берестяные тусеки. Они кидалить друг в друга посудой, плакали, дразнились и пищали в свистульки.
Вскоре пришли в лес и стали собирать землянику. Мальчик собирал старательно и вскоре покрыл дно своего тусека стакана на два - три. Бабушка учила его, что главное в ягодах - закрыть дно посудины. А дальше работа пойдет быстрее.
Левонтьевские ребятишки сначала ходили тихо. Но вскоре старший заметил, что, пока он собирает ягоды домой, братья и сестры бессовестно отправляют их в рот. Он принялся наводить порядок, раздавая тумаки. Получив оплеуху, младший Санька взвыл и кинулся на старшего. В драке они уронили чайник и подавили все собранные ягоды.
У старшего, когда он это увидел, опустились руки. Он стал собирать раздавленные ягоды и отправлять их в рот.
Вскоре братья помирились. И решили сходить искупаться в речке. Мальчику тоже хотелось искупаться, но он еще не набрал полную посудину.
Санька начал насмехаться над ним, заявляя, что он либо боится бабушки, либо просто жадный. Оскорбленный подобным обвинением мальчик в запале выкрикнул, что может тут же съесть все собранные ягоды. И тут же пожалел о сказанном, понимая, что глупо попался на уду.
Но Санька не унимался и, продолжая провоцировать, высокомерно бросил: «Слабо!» И мальчик, с грустью глядя на собранные ягоды, понял, что теперь есть лишь один способ не опозориться. Он вытряхнул ягоды на траву и крикнул: «Вот! Ешьте вместе со мной!»
Ягоды мгновенно исчезли. Мальчику досталось лишь несколько самых маленьких. Ему было грустно и жалко ягод. Но он напустил на себя отчаянность и бросился с ребятами к речке. И чтобы окончательно заглушить чувство неловкости, стал хвастаться, что еще и украдет у бабушки калач. Ребята шумно поощряли его планы.
Потом они бегали и плескались в речке, кидали камнями в пролетающих птичек и забегали в устье холодной пещеры, где жила, как говорили, нечистая сила.
Так интересно и весело прошел день. И мальчик уже совсем забыл про ягоды. Но настала пора идти домой. Санька стал издеваться, предсказывая мальчику расправу и заявляя, что ягоды они съели нарочно. Мальчик и сам знал, что ему попадет. И тихо плелся сзади приятелей.
Но вскоре к нему вернулся Санька и предложил выход. Он советовал натолкать в туесок травы, а сверху прикрыть ягодой. Подмигнув на прощанье, Санька умчался.
Мальчик остался один, и ему стало жутко и грустно. Но делать было нечего, и он принялся рвать траву. Натолкал в туесок, а сверху насобирал ягод. Получилось земляники даже с «копной».
Бабушка ласково запричитала, когда, замирая от страха, мальчик отдал ей туесок. Она обещала купить ему самый большой пряник и решила ягоды не пересыпать. Мальчик немного успокоился, поняв, что прямо сейчас его мошенничество обнаружено не будет.
Но на улице он сделал глупость и сообщил обо всем Саньке. Тот тут же пригрозил обо всем рассказать. Мальчик стал уговаривать его этого не делать. Санька соглашался лишь при условии, что ему принесут калач.
Мальчик тайком пробрался в кладовку, вынул калач из ларя и отнес Саньке. Потом еще один.
Ночью он ворочался без сна и мучился всем содеянным, тем, что обманул бабушку и украл калачи. Он даже почти решился разбудить ее и рассказать обо всем. Но будить бабушку было жалко. Она устала и утром ей рано вставать. Мальчик решил, что не будет спать до утра, а когда бабушка проснется, во всем признается. Но он сам не заметил, как заснул.
Утром мальчик слонялся по избе, не зная чем заняться. И не придумал ничего кроме, как податься к «левонтьевским».
Санька с братьями собирался на рыбалку. Но, распутав удочки, обнаружил, что нет крючка. Он попросил мальчика принести крючок, обещая взять его с собой на рыбалку. Мальчик обрадовался. Побежал домой, взял крючки, хлеба и отправился с приятелями.
Санька был за старшего. Чувствуя ответственность, он почти не задирался и даже усмирял других. Он поставил удочки и велел всем сидеть тихо. Долго не клевало. И вскоре все заскучали. Но Санька погнал всех искать щавель, береговой чеснок, дикую редьку и другую пригодную для еды траву. За это время он вытащил двух ершей, белоглазого ельца и пескаря.
Рыб зажарили на палочках и съели без соли, почти сырыми. Потом каждый стал развлекать себя, как умел. Но мальчика не отпускала тревога. Он знал, что скоро вернется бабушка. И боялся даже подумать, что тогда будет. Он очень сожалел о своем поступке. О том, что послушался приятелей и поддался на Санькину удочку.
Мальчик сокрушался о том, что некому его пожалеть. Матери нет. Левонтий жалеет лишь пьяный. Бабушка ругает, а может при случае и дать по загривку. Только дед, по словам бабушки, всегда ему потакает. Но деда нет. Он на заимке, где посеяна рожь, овес и картошка.
Санька заметил тревогу мальчика и спросил, чего тот «нюнит». Тот ответил: «Ничего».
Но всем видом старался дать понять, что виноват во всем Санька. Тот усмехнулся и предложил приятелю не ходить домой, а спрятаться в сене. А когда бабушка, подумав, что он утонул, начнет причитать, вылезти наружу. Но мальчик ответил, что не будет больше слушать глупых советов.
И тут у мальчика клюнуло. Он рванул удочку и вытащил окуня. А дальше рыба стала ловиться одна за другой.
И вдруг из-за мыса показалась лодка. Мальчик узнал знакомую крашенную в бордовый цвет кофту и понял, что вернулась бабушка. Вскочив, он со всех ног бросился прочь.
Бабушка закричала, приказывая ему остановиться. Но он сам не заметил, как оказался на другой стороне села. Возвращаться домой он боялся и отправился к двоюродному брату Кешке. Тот возле дома играл с друзьями в лапту. Мальчик ввязался в игру и пробегал до темноты.
Кешкина мать предложила ему поесть и спросила, почему он не идет домой. Он ответил ей, что бабушка в городе, надеясь, что его оставят на ночь. Но она, расспросив мальчика, взяла его за руку и отвела домой.
Из сеней тетушка толкнула его в кладовку. Он устроился на постели и притих. А тетушка в избе долго разговаривала о чем-то с бабушкой.
Утром мальчик проснулся от солнечного луча и обнаружил, что укрыт дедушкиным полушубком. То, что дедушка вернулся, прибавило ему храбрости. Но он тут же услышал, как бабушка в кухне рассказывает о торговле ягодами. Весь его туесок пожелала приобрести культурная дамочка в шляпке. А бабушка еще сообщила ей, что ягодки собирал «горемышный сиротинка».
Продолжение «сиротинка» уже не слышал, так как готов был провалиться сквозь землю вместе с бабушкой, и торопливо зарылся головой в полушубок, мечтая «помереть на месте».
Но дышать стало трудно, и он высунул голову. А бабушка уже ругала деда. Который, видимо, пытался вступиться за внука, обвиняя его в том, что он вечно «потачил» своим детям и вот теперь потакает внуку, из которого вырастет «арестант» и «каторжанец». Она грозилась также взять в оборот и «левонтьевских». Заявляя, что это «ихняя грамота».
Тут в гости зашла бабушкина племянница и спросила о поездке в город. И бабушка принялась рассказывать ей, «чего утворил» ее «малой». И всем, кто заходил к ней в избу, она рассказывала о проделке внука. А внуку, проходя мимо, каждый раз сообщала, что видит, что он давно не спит.
Тут в кладовку заглянул дед, погладил мальчика по голове. Тот не выдержал и разревелся. Дед вытер ему слезы и, легонько подтолкнув в спину, послал просить прощения.
Придерживая штаны, мальчик вошел в избу и сквозь слезы забормотал, что «больше не будет». Бабушка велела ему умыться и садиться за стол.
Мальчик умылся, долго вытирался рушником и, сев к столу, робко потянулся к краюхе хлеба. Бабушка с иронией умилилась его скромности. А дед взглядом велел молчать.
Мальчик и сам знал, что сейчас перечить бабушке не следует. Она должна «отвести душу», выпустить пар и высказать все, что накопилось. Бабушка долго обличала и срамила мальчика. А он лишь покаянно ревел.
Но вот бабушка успокоилась. Дед куда-то ушел. А мальчик сидел, опустив глаза, и разглаживал заплатку на штанах.
А когда поднял голову, увидел, что по скобленому столу, как по огромной земле с пашнями и лугами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой. Он зажмурился и снова отрыл глаза. Но конь не пропал. «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…»
Много лет и событий минуло с тех пор. Но он все еще не может забыть бабушкиного пряника - «того дивного коня с розовой гривой».
На страницах рассказа предстает перед нами повседневный быт русской деревни в предвоенные годы. Быт суровый и скудный, наполненный тяжелым трудом, но и тихой радостью.
С добрым сочувствием, а иногда и с иронией описывает автор и взрослых, и маленьких героев рассказа. Даже вредный Санька, по сути, лишь лишенный тепла и ласки мальчишка с вечно пустым животом, пытающийся по-своему приспособиться к трудной жизни.
С особой любовью выписан образ бабушки Катерины Петровны - строгой, но доброй и справедливой. Она является олицетворением нравственного идеала, в соответствии с которым воспитывает и своего внука. Она может быть суровой, когда это нужно, но при этом оставатся душевной и доброй. Крепко отругав внука за недостойный поступок, она тем не менее не лишила его радости, хоть он и поставил ее в крайне неловкое положение. Этот рассказ пропитан жизненной правдой, теплом, юмором и безграничной любовью автора к своей земле.
На этой странице искали:
- астафьев конь с розовой гривой краткое содержание
- краткое содержание конь с розовой гривой
- краткий пересказ конь с розовой гривой
- конь с розовой гривой в сокращении
- конь с розовой гривой краткий пересказ
В. П. Астафьев относится к числу писателей, на чью долю выпало тяжелое детство в нелегкие предвоенные годы. Выросший в деревне, он был хорошо знаком с особенностями русского характера, нравственными устоями, на которых веками держится человечество.
Этой теме посвящены его произведения, составившие цикл «Последний поклон». В их числе рассказ «Конь с розовой гривой».
Автобиографическая основа произведения
В семилетнем возрасте Виктор Астафьев потерял мать - она утонула в реке Енисей. Мальчика взяла на воспитание его бабушка, Катерина Петровна. До конца жизни был благодарен ей писатель за заботу, доброту и любовь. А еще за то, что она сформировала в нем истинные нравственные ценности, которых внук никогда не забывал. Одному из важных моментов своей жизни, навсегда врезавшихся в память уже повзрослевшего Астафьева, и рассказывает он в своем произведении «Конь с розовой гривой».
Повествование ведется от лица мальчика Вити, живущего с бабушкой и дедом в таежной сибирской деревне. Его ежедневные будни похожи друг на друга: рыбалка, игры с другими ребятишками, походы в лес за грибами и ягодами, помощь по хозяйству.
Особое внимание уделяет автор описанию семейства Левонтия, жившего по соседству. В рассказе «Конь с розовой гривой» именно их дети сыграют немаловажную роль. Пользовавшиеся неограниченной свободой, мало представлявшие, что такое истинная доброта, взаимопомощь и ответственность, они подтолкнут главного героя к совершению поступка, о котором он будет помнить всю жизнь.
Завязкой сюжета становится известие бабушки о том, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой. Она просит внука пойти с ними, чтобы потом продать в городе собранную им ягоду и купить мальчику пряник. Конь с розовой гривой - эта сладость была заветной мечтой каждого мальчишки!
Однако поход на увал заканчивается обманом, на который идет Витя, так и не собравший земляники. Провинившийся мальчик всячески пытается отсрочить раскрытие проступка и последующего за этим наказания. Наконец, из города с причитаниями возвращается бабушка. Так мечта о том, что у Вити появится чудный конь с розовой гривой, обернулась сожалением о том, что он поддался на уловки левонтьевских детишек. И вдруг раскаявшийся герой видит перед собой тот самый пряник… Сначала он не верит своим глазам. К действительности его возвращают слова: «Бери… Глядишь, … когда омманешь баушку…».
Много лет минуло с той поры, но так и не смог забыть этой истории В. Астафьев.
«Конь с розовой гривой»: главные герои
В рассказе автор показывает период взросления мальчика. В разоренной гражданской войной стране всем приходилось трудно, и в непростой ситуации каждый выбирал свой путь. Между тем, известно, что многие черты характера формируются в человеке еще в детские годы.
Знакомство с жизненным укладом в доме Катерины Петровны и Левонтия позволяет сделать вывод, насколько эти семьи были различны. Бабушка во всем любила порядок, поэтому все у нее шло своим, заранее определенным чередом. Такие же качества она прививала внуку, рано оставшемуся сиротой. Вот и конь с розовой гривой должен был стать для него наградой за труды.
Совсем другая атмосфера царила в соседском доме. Безденежье чередовалось с пиром, когда Левонтий накупал на полученные деньги разной всячины. В такой-то момент и любил бывать у соседей Витя. Тем более что подвыпивший Левонтий начинал вспоминать его погибшую мать и подсовывал сироте лучший кусок. Бабушке эти походы внука в дом соседей не нравились: она считала, что у них самих ребятишек много и часто есть нечего. Да и сами дети не отличались воспитанностью, чего доброго, могли оказать дурное влияние на мальчика. Они действительно толкнут Витю на обман, когда тот отправится вместе с ними за ягодой.
Рассказ «Конь с розовой гривой» - попытка автора определить причину того, чем может руководствоваться человек, совершающий в жизни дурные или хорошие поступки.
Поход на увал
Писатель довольно подробно описывает дорогу за земляникой. Левонтьевские ребятишки все время ведут себя неразумно. По пути они успели забраться в чужой огород, надергать лука и пустить его на свистульки, передраться друг с другом…
На увале все принялись собирать ягоду, но левонтьевских хватило ненадолго. Лишь герой добросовестно складывал землянику в туесок. Однако, после того как его слова о прянике вызвали у «друзей» лишь насмешки, желая показать свою независимость, и он поддался общему веселью. На какое-то время Витя забыл и о бабушке, и о том, что еще недавно главным его желанием был конь с розовой гривой. Пересказ того, что веселило ребятишек в тот день, включает и убийство беззащитного чижа, и расправу над рыбой. Да и сами они постоянно ссорились, особенно старался Санька. Он и подсказал герою перед возвращением домой, как нужно поступить: набить туесок травой, а сверху выложить слой ягод - так бабушка ничего не узнает. И мальчик последовал совету: ведь левонтьевским-то ничего не будет, а вот ему несдобровать.
Страх перед наказанием и раскаяние
Исследовать человеческую душу в решающие моменты жизни - задача, которую часто решает художественная литература. «Конь с розовой гривой» - произведение о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки.
Следующая ночь и весь длинный день, когда бабушка отправилась с туеском в город, превратились для Вити в настоящее испытание. Ложась спать, он решил встать пораньше и во всем сознаться, но не успел. Затем внук, опять находясь в обществе соседских ребятишек и постоянно поддразниваемый Сашкой, со страхом ожидал возвращения лодки, на которой уплыла бабушка. Вечером он так и не решился возвратиться домой и обрадовался, когда удалось лечь в кладовой (тетя Феня привела его домой уже затемно и отвлекла Катерину Петровну). Он долго не мог уснуть, постоянно думая о бабушке, жалея ее и вспоминая, как тяжело она пережила смерть своей дочери.
Неожиданная развязка
К счастью мальчика, ночью с заимки вернулся дед - теперь у него была подмога, и стало не так страшно.
Опустив голову, подталкиваемый дедом, он робко вошел в избу и заревел во весь голос.
Долго срамила его бабушка, а когда она, наконец, выдохлась и наступила тишина, мальчик робко поднял голову и увидел перед собой неожиданную картину. По выскобленному столу «скакал» (это на всю жизнь запомнил В. Астафьев) конь с розовой гривой. Этот эпизод стал для него одним из главных нравственных уроков. Доброта и понимание бабушки помогли сформироваться таким качествам, как ответственность за свои поступки, благородство и способность в любой ситуации противостоять злу.