История гармошки для детей коротко о главном. История гармони

Старинные гармони в отличие от современных гармоней отличались своими небольшими размерами. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Хорошо известны череповецкие гармони или, как их называли, черепанки. У этих гармошке было 5-7 кнопок на правой руке, а левой клавиатуры могло не быть вовсе.

Старинные гармони в отличие от современных гармоней отличались своими небольшими размерами. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Хорошо известны череповецкие гармони или, как их называли, черепанки. У этих гармошке было 5-7 кнопок на правой руке, а левой клавиатуры могло не быть вовсе.

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Контрукция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапозон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.

Все перечисленные гармошки имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Все вышеперечисленные гармони имели одно общее название - тальянки. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию. Это довольно сложная техника игры и естественным стремлением мастеров и гармонистов было желание упростить и упорядочить работу мехом.

Эту проблему решили ливенские кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки мастера увеличили количество борин (до 30-40), т.е. меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Следущим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях эже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся опредедленный звукоряд. Такие гармошки получили название русские венки.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. И сейчас, если у вас или у знакомых есть гармонь, то на 99,9% это хромка.

Хромки могут быть "порядковыми" или "непоряковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд).

Любая гармошка может быть одноголосной, двухголосной или трехголосной, т.е. при нажатии на пешку звучит одна, две или три планки, которые настроены между собой различными способами (в унисон или "в разлив" - два голоса звучат в октаву).

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Человеку,заинтересовавшемуся гармонью,как музыкальным инструментом, и принявшему решение учиться играть на ней,обязательно приходит в голову закономерный вопрос: где, а главное- какую купить гармонь?

Попытаемся сегодня рассмотреть этот вопрос поподробнее(тут хочу сделать небольшую оговорку: речь пойдёт о гармонях-хромках , наиболее популярных и распространённых в наше время).

Вариантов, на сегодняшний день, я считаю, достаточно. В первую очередь, конечно, нужно определиться с суммой, которую вы готовы потратить на покупку, так как разброс цен здесь довольно большой. Всё зависит от того, где и что покупать. Рассмотрим возможные варианты.

Покупка подержанной гармони

Купить не новую, но в приличном состоянии можно, в первую очередь, через сайты бесплатных объявлений. Там очень часто появляются довольно «вкусные» предложения. Цены там начинаются, грубо говоря, от 500 рублей за громоздкие «Беларуси» и им подобные инструменты, до 50000 рублей и выше-за мастеровые гармони в различном состоянии.Конечно, есть и некие «экстремальные» предложения на этих сайтах: например, когда ту же «Беларусь» предлагают за 30000 рублей(!) или отличную мастеровую гармонь ручной работы-за 10000, а то и меньше.

Во втором случае, это будет замечательным вариантом гармони, если инструмент окажется в нормальном рабочем состоянии(чтобы не кусать потом локти, читайте, как проверить гармонь при покупке), так как учиться играть на таком инструменте-одно удовольствие.

Но это был бы слишком идеальный вариант(хотя и вполне возможный, если продавец плохо разбирается в этом деле), чтобы на полном серьёзе рассчитывать на него. В большинстве случаев довольствоваться придётся «Чайками», «Маричками» и прочими гармонями фабричного производства ещё советских времён.

Из всего множества вариантов, которые там предлагаются, советую обратить особое внимание на гармони 50-х-60-х годов, типа Шуйских и Тульских, которые звучат поприятнее, благодаря использованию древесины,а не дюраля и пластика как материала для изготовления голосовой части(дека, резонаторы). Вот, например,как звучит Тульская гармонь тех лет:

Ну, если подобных вариантов вам не подвернулось, то берите более поздние «Чайки» и «Тульские». Из Тульских довольно неплохие отзывы имеет «Тульская 301», которая считается среди гармонистов, пожалуй,самой удачной по своим звуковым качествам из серийно выпускаемых, но встречается нечасто.

На «Шуйской гармони» утверждают, что «сборку и настройку своих баянов и гармоней они проводят, не прибегая к приемам массового производства, т.е. вручную, благодаря чему каждый инструмент имеет свое яркое и выразительное звучание, свое «лицо». Наверное это действительно так, если вспомнить,что инструменты они сейчас делают, в основном, на заказ.

Также стоит упомянуть о гармони «Тройка» — собственной разработке компании ООО «Бастон»,которая является официальным дистрибьютором таких производителей музыкальных инструментов, как «Weltmeister» (Германия), «ОВК Мелодия» (Россия), «Шуйская гармонь» (Россия), «Баянофф» (Россия), АККО (Россия), «Pearl River» (Китай), «Fantini» (Италия).

Напоследок скажу: на мой взгляд, лучший вариант гармони, к которому нужно стремиться — это мастеровые цельнопланочные инструменты, имеющие очень яркое и выразительное звучание(нижегородские, кирилловские, вятские) и сделанные с душой, когда мастер вкладывается в каждую деталь, в каждую мелочь, а не абы как.

Вот, в целом, и всё, из чего сегодня можно выбирать желающему купить гармонь.

Сергей Акимов(актуально на момент 2011 года)

Основные сведения

(гармошка)- клавишно-пневматический с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Происхождение, история

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.

Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Устройство

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

  • К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время).
  • Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок.

Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка» , но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12-15 кнопок, а на левой - три).
  • Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».

Видео: Гармонь на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

Весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Гармонь (гармошка) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Гармонь-хромка

Основной считается версия о том,что прародительница этой разновидности гармони пришла в центральные районы России в конце 19-го века с Русского севера и имела первоначальное название "северянка"(не буду утверждать точно,но,возможно, имеется ввиду Кирилловская гармонь).

Однако,существуют и некие данные,что гармони по-типу хромки существовали уже в 60-х годах 19-го века.Так что,есть вероятность,что она гораздо старше,чем мы думаем.

У человека,имеющего даже какие-то базовые представления о нотной грамоте, при первом знакомстве с хромкой возникает совершенно закономерный вопрос:а почему,собственно,эта гармонь называется хроматической,если звукоряд её основан на мажорной гамме,которая сама по себе-диатоническая(до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) и не содержит диезов и бемолей,кроме трех,вынесенных в самый верх правой клавиатуры?Но наличие этих трех полутонов в звукоряде хромки ещё не дает ей право называться хроматической гармонью!Так же,как не называются хроматическими многие другие разновидности гармоней,такие,как саратовская,например, тоже имеющие несколько хроматических ступеней,вынесенных вверх клавиатуры.

Всё дело в том,что во времена,когда гармонь-хромка начинала активно распространяться (начало 20-го века),был изобретен баян,который, на самом деле,и есть истинно хроматическая гармоника без всяких допущений и поблажек,так как имеет в каждой октаве все 12 существующих полутонов- 7 основных(входящих в мажорную гамму) и 5 дополнительных.Истинные гармонисты того времени быстро заметили сходство устройства звукоряда баяна и "северянки".Для них это было практически одно и тоже,только на баяне "звуков поболе". Во так и закрепилось за этой разновидностью гармони название "хромка".

Ну есть еще и шуточная версия происхождения этого названия: звукоряд хромает-потому и хромка.

Впрочем,здесь нужно сделать небольшую,но важную оговорку:сейчас мало,кто из рядовых гармонистов об этом знает,но ещё до Великой Отечественной Войны существовали модели гармони-хромки,имеющие 27 клавиш в правой клавиатуре,а не 25 (что давно принято за стандарт).Вверх были вынесены не три полутона,а целых пять,что давало ей значительно более высокие исполнительские возможности по сравнению с нашими нынешними хромками.Не даром в последние годы гармонисты-профессионалы активно обзаводятся именно такими инструментами,имеющими расширенный звукоряд.Особенно часто их можно увидеть в руках учеников орловского композитора и преподавателя Евгения Дербенко,который написал немало произведений именно для такой,расширенной,хромки.

Но в последующие,когда широко развивалось массовое промышленное производство гармоней и выбор был остановлен именно на хромке,как наиболее удобной для игры и простой в освоении разновидности гармоник,кто-то железным решением сверху постановил,что простому человеку не нужны эти две дополнительные кнопки,хватит и оставшихся трех,а для более требовательных существует баян.Возможно, в чём-то он был прав: ведь в традиционном исполнительстве на Руси (частушки,плясовые) практически не применялись хроматические ступени звукоряда,но,наверное,стоило оставить эти два звука и предоставить гармонистам самим решать,где их использовать,а где-нет.

Кстати,существует интересное решение для расширения звукоряда обычной хромки 25х25,которое при наличии некоторых навыков, позволяет обогатить его двумя дополнительными полутонами: путем небольшой переделки резонаторов правой части,нужно сместить весь звукоряд вниз на две кнопки (естественно,придется избавиться от двух самых высоких звуков внизу клавиатуры,но они и так редко используются) и "поставить" на две верхние освободившиеся кнопки голосовые планки,добавляющие еще две хроматические ступени.Сделать это может любой,кто хорошо знаком с внутренним устройством звуковой части гармони и имеет хотя бы небольшие столярные навыки,но лучше,конечно,обратиться к мастеру.

Устройство гармони-хромки в разрезе

Так же,попытки расширить звуковые возможности хромки,предпринимались многими мастерами.Например,мастер-конструктор А.А.Глаголев изготовил и подготовил для массового производства модель гармони-хромки,имеющую полный хроматический звукоряд,и напоминающюю уже,скорее,баян (с трёхрядной правой клавиатурой и пятирядной-левой).Но образец этот в серию не пошёл и не получил широкого хождения.

Запуск в массовое производство именно хромки, фактически, стал началом конца для всех остальных видов русской гармони,которые с наводнением рынка дешевыми и,как уже говорилось,простыми в освоении гармонями,стали постепенно выходить из употребления и к середине прошлого века хромка стала самой распространенной в стране,вытеснив такие замечательные, и имеющие заслуженное право не быть забытыми,гармони,как русская венка(или гармонь русского строя),тальянка,ливенка, саратовская,елецкая и другие... Вместе с этими гармонями постепенно стали забываться и многие наигрыши,которые наиболее полно и красочно звучали только на них,а при исполнении на хромке теряли свой колотит.Ведь на гармонях с разным звуком на сжим-расжим меха,волей-неволей приходится делать акценты там,где на хромке их чаще всего нет,и это придает какой-то неповторимый задор исполняемым мелодиям,особенно-плясовым и частушечным.

Нижегородская хромка

Но на данный момент,из всех видов гармоней,именно хромка доминирует и на сцене и в быту.

Вятская(или-Кировская) хромка

Хромка сама по себе тоже имеет несколько характерных разновидностей,отличающихся как внешним оформлением,так и звучанием.Особенно выделяются из них гармони-хромки: нижегородская(или горьковская),вятская(или кировская) и кирилловская.Каждая из этих разновидностей имеет довольно характерное оформление и очень узнаваемый тембр,позволяющий даже просто на слух легко отличить одну от другой.Все эти гармони и сейчас довольно хорошо распространены.

Вятская гармонь

В 1840-х годах в Вятской губернии появляется довольно крупный центр,где производились гармони.Гармонный промысел здесь основал крестьянин из села Истобенского Орловского уезда Данила Нелюбин.Как и большинство крестьян,не имевших пахотных земель,семья Нелюбиных занималась бурлачеством.Отец Данилы служил на одной из купеческих барж,и Данила плавал с ним на ярмарку в Нижний Новгород,где отец и купил ему первую гармонику(было ему тогда шестнадцать лет).

Гармошка эта сломалась через несколько дней.За помощью Данила обратился в лавку,где был куплен инструмент,и хозяин лавки,Аким Воронцов,починив сломанный голос,объяснил Даниле,как устроена гармонь и рассказал о способах устранения различных поломок и дефектов.

Данила,будучи очень любознательным и способным пареньком,схватил эту науку слёту и очень быстро прослыл наплохим мастером,чинившим инструменты по всей округе.Недостатка в клиентах у Данилы не было,так как,распространённые в то время тульские гармошки часто ломались.Изучив на деле все детали гармоник,их назначение и устройство,Нелюбин в начале 1844 года приступил к самостоятельному изготовлению инструментов.Сделать копию тульских голосовых планок Данила не смог,так как они изготавливались из толстого железного листа,сделать проёмы в котором было невозможно,не имея под рукой специализированных приспособлений.Голосовые планки в то время делались с помощью двух кованных зажимов-шаблонов,имеющих сквозные проёмы. Голосовые проёмы в планке,зажатой между этими шаблонами,выбивались с помощью специального зубила-пробойника,имеющего ширину проёма.У Нелюбина не было таких средств,чтобы заказать кузнецу эти приспособления...Даже,если бы он знал о их существовании...Он просто выбил голосовые проёмы на обухе топора обыкновенным зубилом,использовав в качестве голосовых планок более тонкие латунные полосы.В дальнейшем,история развития гармони показала правильность такого решения,потму что латунные планки имели много преимуществ перед железными:они не ржавели,лучше переносили перпады температур,легче поддавались обработке,дольше сохраняли правильный строй.Но самое главное,латунные планки лучше звучали:инструмент с такими планками издавал более чистый и сильный звук.Тульские мастера тоже стали исползовать для изготовления планок медь,но только для дорогих штучных гармоней.В дальнейшем,когда вятский гармонный промысел получил широкое развитие,вятские мастера тоже стали использовать медные планки.

На звучную и прочную вятскую гармонику люди стали смотреть уже не как на игрушку,в отличие от тульской гармошки,а как на полноценный музыкальный инструмент.Молодые парни отдавали предпочтение именно местным гармоням,даже несмотря на то,что они были значительно дороже тульских.

Делая свои гармоники,Данила Нелюбин имел хороший доход и,опасаясь потерять его,никому не разглашал свои секреты.В то время по окрестным сёлам бродил мальчик-калека Иван Крылосов,имевший прозвище Иван Жоржа(за картавость).Часто заходил он и к Нелюбину и подолгу сидел у него,наблюдая за работой мастера.Тот не считал его за конкурента и временами,незаметно для себя,рассуждал вслух,тем самым ознакомив мальчика со многими подробностями своего мастерства.Спустя некоторое время,Иван Крылосов начал работать самостоятельно,став впоследствии знаменитым мастером.Крылосов и Нелюбин потом сами рассказывали эту историю и,несмотря на конкуренцию,стали давать советы и указания начинающим мастерам.

Схема устройства правого полукорпуса вятской гармоники в разрезе:1-гриф,2-клавиши,3-сетка,4-клапаны,5,9-голосовые планки,настроенные на октаву выше,6,8-основные голосовые планки,7-голосовые планки,настроенные на октаву ниже,10-подвижная кожаная петля для большого пальца

Новым промыслом занимались крестьяне нескольких деревень Шалеговской волости.В деревне Новосёлы,под городом Орловым,производством гармоник занялся Степан Федотович Новосёлов,работавший с учениками.Его мастерская вскоре заняла лидирующие места по числу производимых гармоник.В Вятском уезде промысел наладил крестьянин Семён Евсеевич Шельпяков из деревни Шельпяки,занимавшийся ранее изготовлением точёной деревянной посуды и умевший играть на скрипке.В 1856 году гармоники начал делать и Иван Вараксин из деревни Вараксино.Его сыновья и внуки тоже стали известными мастерами.Таким образом,Вятский и Орловский уезды становятся центром гармонного

Вятская гармонь в Кировском краеведческом музее

промысла в Вятской губернии.

Вятская гармонь в Кировском краеведческом музее Мастера продолжали

совершенствовать свои инструменты.Например,начали производить гармони,имевшие одинаковый звук на сжим-расжим мехов,с сохранением строя натурального мажора.А чтобы сохранить широкий диапазон звучания инструмента,увеличили количество клавиш до двенадцати.Также претерпел изменения характер звучания:мастера стали делать двухголосые гармоники,с настройкой "в розлив",что сделало звучание более сильным и красочным.Также,к этим планкам стали добавлять голоса,звучащие на октаву выше или ниже или,даже,голоса,настроенные в квинту к основным.Вятские гармоники снабжались и регистровыми движками(до пяти штук),позволявшими менять окраску и силу звука,путём отключения или включения голосов в различных комбинациях.Левая сторона гармоники практически не изменилась.Там звучал аккомпанемент бас-аккорд,добавился лишь подголосок-пискун.Позднее,в начале 20-го века,в верхней части левого полукорпуса делались два колокольчика,звеневших при нажиме специального рычажка.При смене направления движения меха,левая сторона звучала по разному:при расжиме звучал тонический-бас аккорд,при сжиме-доминантовый.

Использовалась вятская гармоника без плечевых ремней,как и большинство гармоник того времени.За грифом правой клавиатуры был небольшой ремешок под большой палец,который двигался вверх-вниз за кистью играющего.А левая часть имела ремень,охватывающий запястье.

Производство гармоник распространилось из Вятской губернии в Казань.Там производство наладили мастера-братья Половниковы,до 1883 года занимавшиеся промыслом в Вятской губернии,а потом перенёсшие производство в Казанскую губернию:ими была открыта гармонная мастерская в Казани.Именно здесь вятская гармоника превратилась в татарскую,которая распространена и в наше время.

Красивый,сочный,своеобразный звук вятской гармоники не оставил равнодушными и другие народы России:в частности,целая группа кавказских гармоник повторила основные элементы вятской гармоники.

Вятская гармоника в исконном виде встречается и сейчас в Кировской и Пермской областях и прилегающих территориях у старых гармонистов и в самодеятельности.

Ливенская гармонь

Ливенская гармоника-одна из самых простых,как по доступности для музыканта,так и по конструкции,разновидностей гармоник.Точная дата её рождения неизвестна,но создана она была примерно в середине 19-го века в городе Ливны(отсюда и название),Орловской губернии,когда тульскими мастерами уже было налажено производство гармоник на основе образцов с немецким строем,имевших разный звук на сжим-расжим мехов.Ливенские мастера внесли в свою гармонику ряд существенных изменений,по сравнению с тульскими,главным из которых явилось одинаковое звучание каждой клавиши на сжим и расжим мехов.

На её основе,позже были созданы такие образцы,как вятская и елецкая рояльная гармони,а конструкционные новшества были использованы впоследствии в гармонях-хромках и баянах.Ливенка воспета многими писателями и поэтами своего времени и часто упоминается в произведениях С.Есенина,Л.Толстого,Н.Лескова,И.Тургенева и других.

В правой клавиатуре ливенской гармоники было от 8 до 15 клавиш,расположенных в один ряд.Как уже упоминалось,звуки при смене движения меха на ливенке одинаковые. Делались эти гармоники обычно двухголосными, иногда - трехголосными. Характерно октавное звучание двух планок с медными голосами, причем верхняя планка имеет открытый звук (даже без наружной сетки), а звук нижней планки приглушен специальным устройством(наподобие ломаной деки,применяемой в современных баянах и некоторых гармонях), которое изменяет тембр звука (см. схему).Это дает специфическое звучание.

Поперечный разрез правого полукорпуса ливенской гармони

Схема устройства (в разрезе) правой стороны корпуса ливенки: 1 - гриф, 2 - кнопки, 3 - клавиатурные клапаны, 4 - верхняя голосовая планка, 5 - планки с голосами, настроенными на октаву ниже, 6 - резонаторный канал (Cosotto), 7 - отверстия для доступа воздуха в резонаторный канал, 8 - кожаная петля, скользящая по металлической скобке.

В левой клавиатуре (прямо на передней части корпуса) имелось 6 и более специальных "лапок",которые отвечали за звучание басов и располагались очень близко друг к другу.Это делалось для того,чтобы можно было нажимать одним пальцем сразу 2-3 "лапки".

На задней части корпуса находились 2-3 клавиши,звучавшие во второй или первой малой октавах.Там же,но в верхней части корпуса,находилась ещё одна "лапка"-писчик,звучащая во второй октаве, и клапан "шестерик",звучавший по разному на сжим и расжим).

Ливенская гармошка использовалась без плечевых ремней.Как и в Елецкой рояльной и Саратовской гармониках,на тыльной стороне грифа она имела кожанный ремешок для большого пальца правой руки.В левой части имелся узкий ремешок,охватывающий кисть левой руки.

Звукоряд ливенских гармоник различных мастеров был различен.Некоторые ливенки с 8-ю клавишами в правой клавиатуре имели диапазон от ноты "соль" первой октавы,до ноты "Соль" второй октавы.Другие,с 12-ю клавишами-от ноты "до" первой октавы,до ноты "соль" второй октавы.

Вследствие малых размеров корпуса ливенской гармоники(примерно 25см в высоту и 8 см в ширину),мастерам пришлось увеличить объём меховой камеры за счёт увеличения числа борин(складок меха).У ливенки их может быть до 40 и гармонист может обмотаться мехами дважды вокруг пояса!Меха такой длины и придают ливенке такую самобытность и необычность.К тому же у неё очень оригинальное звучание басов,словно гармонисту аккомпанируют рожок,сопелка или жалейка.Это-заслуга специальной конструкции басового строя,включающего "хрипунчики","барабанчики","пискунчики".Все эти названия басов очень точно описывают их звучание.

Ливенская гармоника очень быстро завоевала популярность,благодаря своей дешевизне(а,следовательно,и доступности) и простоте конструкции.

В 1964 году сын Ивана Занина(одного из последних мастеров,делавших ливенскую гармонику) - Валентин решил организовать ансамбль «Ливенские гармошки».Инструменты для первого состава ансамбля он собирал по сёлам и деревням. Позже в с.Беломестном нашелся ливенский мастер Н. И. Нестеров со своим учеником К. Ф. Кудрявых. Они возобновили ремонт и настройку ливенок, а позже наладили и полный цикл производства этих гармоник,ставших базой для созданного ансамбля.

Ансамбль очень быстро стал популярен и в 1970 году он был впервые приглашён в Москву на телефестиваль народного творчества. А с 1975 года начались и выступления ансамбля в других странах.

Валентина Занина, в качестве руководителя, сменил Е. И. Москвин, а затем В. М. Демидов. В нынешнее время ансамбль не ведёт активной концертной деятельности... Но он по-прежнему существует, а вместе с ним существует и ливенская гармонь.

На гармонях-ливенках и сейчас играют гармонисты,такие как Павел Уханов,Геннадий Калмыков и другие.

Саратовская гармоника

Мастера Саратовской губернии начали делать подобные гармоники в 60-х годах 19-го века.Конструкция их была Саратовская гармоникаразработана на основе русской "семиклапанки",но в течение некоторого времени диапазон её расширился до 20 звуков(10 кнопок с разным звуком на сжим-разжим мехов).Концертные инструменты,впоследствии,имели до 12 кнопок.Звукоряд этих гармоник адаптировался для исполнения популярных местных частушек и напевов. Постепенно,гармоника стала пятиголосой,что теперь является установившимся стандартом.Мех оснащался одной-двумя дополнительными рамками для прочности.Левая клавиатура имела четыре кнопки,вместо двух на "семиклапанке". Самая характерная для Саратовской отличительная черта-наличие колокольчиков вверху и внизу левого полукорпуса,которые звенели при нажиме крайних клавиш.Также,в левом полукорпусе имелся воздушный клапан(вверху,под большой палец) для бесшумного спуска воздуха из мехов.Саратовские гармоники настраивались в разных тональностях в мажорном ладу

Звукоряд саратовской гармоники

Устройство саратовских гармоник довольно интересно.В стандартном пятиголосом инструменте голосовые планки располагались таким образом:основная планка и планка,настроенная на октаву ниже,стояли на резонаторе,имевшем выход в особый резонаторный канал,который придавал звуку характерный тембр.Планка,настроенная на октаву ниже основной,могла отключаться с помощью регистровой пластины по необходимости.Иногда возможность отключения делали и для основной планки.Три свистовые планки,настроенные на октаву выше основной,устанавливались прямо на деку.Из-за расположения клапанов в разных плоскостях их делали двойными,один клапан на каждом рычаге располагался снаружи деки,второй-в резонаторном канале.Таким образом,нажатие одной клавиши открывало сразу два клапана.Подобная конструкция в последствии получила название "ломаная дека" и в настоящее время широко применяется в профессиональных инструментах,как баянах и аккордеонах,так и в гармонях. Саратовские гармоники настраивались "в разлив",что было их характерной чертой.