Использование лего-технологий в доу. Лего-технологии для познавательного развития детей

Компания появилась на свет в 1932 году. Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен, который был бригадиром команды плотников и столяров. В 1947 году компания расширила производство и начала выпуск пластиковых игрушек.Начиная с момента своего появления в 1949 году, элементы LEGO во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, например, элементы, созданные в 1958 году, по-прежнему соединяются с элементами, выпущенными в 2010, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы. Все детали конструкторов LEGO изготавливаются по определённому стандарту с высокой степенью точности, которая позволяет соединять их без значительных усилий. Кроме того, после соединения детали должны надёжно крепиться друг к другу. Для обеспечения этих условий элементы конструктора производятся с точностью в 2 микрометра.

С 1991 года, с началом эры компьютерных видеоигр, компания Лего 11 лет несла убытки, исправив это положение только с выходом новых роботизированных наборов.Процесс создания лего кирпичиков на самом деле не так уж сложен. Производство элементов конструктора состоит из заливки жидкого пластика в форму и помещение ее под пресс. Форма охлаждается, открывается – и в руках у вас готовый кирпичик конструктора Lego. Затем следует вторая, более сложная часть процесса - обработка, добавление художественных деталей таких как костюмы, галстуки и т.п.

Это приемная в штаб-квартире Lego. Обратите внимание на потолок и стулья – кажется, что они изготовлены из кирпичиков конструктора.

Все конструктора Lego производятся из одинакового пластика на основе акрилонитрила, бутадиена и стирола. Он поступает к Lego напрямую от поставщиков и хранится потом в гигантских бункерах. Обычно он либо красный, либо прозрачный, а краска для конкретных фрагментов добавляется в формовочные машины. Это емкость, наполненная жидким пластиком на основе акрилонитрила, бутадиена и стирола, с добавлением отдельных красителей.

Это формовочная машина. Сначала очень горячий пластик заливают в формы на правой стороне. Затем он распространяется через маленькие каналы, и попадает в прессовочную область через очень маленькие разрезы. Когда холодная вода заливается в формовочную машину, она способствует остыванию пластика, и форма открывается, позволяя кирпичам беспрепятственно выпасть на ленту конвейера.

В настоящее время существует около 7 тыс. активных форм, которые используются при производстве Lego. Однако в целом в распоряжении компании находится больше 9 тыс. таких форм, многие из которых ждут своего часа на полках, как эта, например. Средняя форма стоит около 72 тыс. долларов, стоимость самой сложной и дорогой - 360 тыс. долларов.

Здесь можно видеть как пластик заливается в прессовочную область формовочной машины.

На этой фотографии мы видим две части эллипсоидной формы, которые только что побывали в пресс-форме. Через несколько секунд они упадут на ленту конвейера.

На этой фотографии форма для изготовления частей эллипсоидной формы с верхнего фото.

Произведенные кирпичики и другие элементы могут быть впоследствии использованы по-разному. Эти синие детальки могут быть использованы как в качестве голов для крошечных фигурок так и в качестве украшения для других элементов.

Тысячи фиолетовых кирпичиков Lego, которые еще несколько минут назад были под прессом.

Это один из двенадцати формовочных модулей, расположенных в Биллунде. В каждом модуле, или специальной производственной комнате, расположено до 64 рабочих формовочных машин, разделенных на два блока по 32 машины в каждом.

Роботизированная рука, убирающая отходы от процесса плавки и изготовления деталей из формовочной машины. Пластик будет вновь отправлен на переплавку и ему найдут применение уже в очень скором времени.

Корзина для отходов производства.

Производство на фабрике Lego является практически безотходным, так как пластику находят применение. Однако некоторая часть образовавшихся в процессе производства отходов все-таки отправляется в мусорную корзину.

Трубы, по которым гранулы пластика поступают в формовочные машины. Шум, который при этом образуется, напоминает шум, который вызывали бы миллиарды зернышек риса, двигаясь по пластиковым трубам.

Формовочные машины используются на протяжение четырех недель, а потом их вынимают и проводят полную тщательную очистку. На фотографии мы видим работника компании за этой процедурой.

На этом этапе производства фигурок к ним приделают руки, ноги, головы и другие дополнительные детали и элементы.

Робот приделывает руки фигурке.

Здесь можно видеть, как машина штампует на фигурках лица и рубашки.

Этот дисплей показывает вес небольшого мешка фрагментов Lego, известного как предварительная тара. Вес должен быть между 94,9 и 95,7 граммами. Вес этой предварительной тары составляет 94,94 грамм, так что она проходит проверку. Однако, как показывает дисплей, пять мешков оказались слишком легкими, и один был слишком тяжелым.

Предварительные тары фрагментов Lego на конвейере, в конце которого они проходят взвешивание.

Это отдел упаковки, большинство деталей находится в пакетах, которые попадают в тару автоматически. Но некоторые пакеты слишком большие, и их приходится трясти вручную, чтобы детали равномерно распределились и пакеты стали более плоскими и тонкими.

Сотни картонных заготовок, из которых сделают коробки для наборов Lego на тему «Звездных войн».

Как производят конструктор "Lego". aslan wrote in May 10th, 2013

Сегодня мы отправимся в город Биллунд в Дании, чтобы посетить завод который производит всемирно известный конструктор LEGO. Посмотрим процесс производства изнутри, и проследим за ходом обработки и упаковки известного конструктора.

Такие кирпичики лежат перед штаб-квартирой компании Lego Group в Биллунде.

Компания появилась на свет в 1932 году. Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен, который был бригадиром команды плотников и столяров. В 1947 году компания расширила производство и начала выпуск пластиковых игрушек.Начиная с момента своего появления в 1949 году, элементы LEGO во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Так, например, элементы, созданные в 1958 году, по-прежнему соединяются с элементами, выпущенными в 2010, несмотря на радикальные изменения в дизайне и форме элементов за эти годы.


Все детали конструкторов LEGO изготавливаются по определённому стандарту с высокой степенью точности, которая позволяет соединять их без значительных усилий. Кроме того, после соединения детали должны надёжно крепиться друг к другу. Для обеспечения этих условий элементы конструктора производятся с точностью в 2 микрометра.

С 1991 года, с началом эры компьютерных видеоигр, компания Лего 11 лет несла убытки, исправив это положение только с выходом новых роботизированных наборов.

Процесс создания лего кирпичиков на самом деле не так уж сложен. Производство элементов конструктора состоит из заливки жидкого пластика в форму и помещение ее под пресс. Форма охлаждается, открывается - и в руках у вас готовый кирпичик конструктора Lego. Затем следует вторая, более сложная часть процесса — обработка, добавление художественных деталей таких как костюмы, галстуки и т.п.

Это приемная в штаб-квартире Lego. Обратите внимание на потолок и стулья - кажется, что они изготовлены из кирпичиков конструктора.

Все конструктора Lego производятся из одинакового пластика на основе акрилонитрила, бутадиена и стирола. Он поступает к Lego напрямую от поставщиков и хранится потом в гигантских бункерах. Обычно он либо красный, либо прозрачный, а краска для конкретных фрагментов добавляется в формовочные машины. Это емкость, наполненная жидким пластиком на основе акрилонитрила, бутадиена и стирола, с добавлением отдельных красителей.

Это формовочная машина. Сначала очень горячий пластик заливают в формы на правой стороне. Затем он распространяется через маленькие каналы, и попадает в прессовочную область через очень маленькие разрезы. Когда холодная вода заливается в формовочную машину, она способствует остыванию пластика, и форма открывается, позволяя кирпичам беспрепятственно выпасть на ленту конвейера.

В настоящее время существует около 7 тыс. активных форм, которые используются при производстве Lego. Однако в целом в распоряжении компании находится больше 9 тыс. таких форм, многие из которых ждут своего часа на полках, как эта, например. Средняя форма стоит около 72 тыс. долларов, стоимость самой сложной и дорогой - 360 тыс. долларов.

Здесь можно видеть как пластик заливается в прессовочную область формовочной машины.

На этой фотографии мы видим две части эллипсоидной формы, которые только что побывали в пресс-форме. Через несколько секунд они упадут на ленту конвейера.

На этой фотографии форма для изготовления частей эллипсоидной формы с верхнего фото.

Произведенные кирпичики и другие элементы могут быть впоследствии использованы по-разному. Эти синие детальки могут быть использованы как в качестве голов для крошечных фигурок так и в качестве украшения для других элементов.

Тысячи фиолетовых кирпичиков Lego, которые еще несколько минут назад были под прессом.

Это один из двенадцати формовочных модулей, расположенных в Биллунде. В каждом модуле, или специальной производственной комнате, расположено до 64 рабочих формовочных машин, разделенных на два блока по 32 машины в каждом.

Роботизированная рука, убирающая отходы от процесса плавки и изготовления деталей из формовочной машины. Пластик будет вновь отправлен на переплавку и ему найдут применение уже в очень скором времени.

Корзина для отходов производства.

Производство на фабрике Lego является практически безотходным, так как пластику находят применение. Однако некоторая часть образовавшихся в процессе производства отходов все-таки отправляется в мусорную корзину.

Трубы, по которым гранулы пластика поступают в формовочные машины. Шум, который при этом образуется, напоминает шум, который вызывали бы миллиарды зернышек риса, двигаясь по пластиковым трубам.

Формовочные машины используются на протяжение четырех недель, а потом их вынимают и проводят полную тщательную очистку. На фотографии мы видим работника компании за этой процедурой.

На этом этапе производства фигурок к ним приделают руки, ноги, головы и другие дополнительные детали и элементы.

Робот приделывает руки фигурке.

Здесь можно видеть, как машина штампует на фигурках лица и рубашки.

Этот дисплей показывает вес небольшого мешка фрагментов Lego, известного как предварительная тара. Вес должен быть между 94,9 и 95,7 граммами. Вес этой предварительной тары составляет 94,94 грамм, так что она проходит проверку. Однако, как показывает дисплей, пять мешков оказались слишком легкими, и один был слишком тяжелым.

Предварительные тары фрагментов Lego на конвейере, в конце которого они проходят взвешивание.

Это отдел упаковки, большинство деталей находится в пакетах, которые попадают в тару автоматически. Но некоторые пакеты слишком большие, и их приходится трясти вручную, чтобы детали равномерно распределились и пакеты стали более плоскими и тонкими.

Сотни картонных заготовок, из которых сделают коробки для наборов Lego на тему «Звездных войн».

Эта машина контролирует высоту коробок, чтобы они могли плотно закрываться и фрагменты не выпали при транспортировке.

Коробки с наборами Lego на тему «Звездных войн» на конвейере.

Эта машина автоматически закрывает коробки и запечатывает их.

Коробки с наборами Lego на тему «Звездных войн» полностью упакованы и готовы к отправке.

Эта машина берет по две готовые коробки с ноборами "Звездных войн" и размещает их в ящиках по шесть штук.

Работник подбирает две коробки, случайно упавшие с конвейера.

В каждом из этих ящиков по шесть коробок с наборами Lego на тему «Звездных войн».

Теперь эти ящики отправятся в Чехию, где попадут в официальный дистрибьюторский центр Lego, на склад завода в городе Кладно, который кстати выпускает 35-40 % (свыше миллиона деталей) всей продукции компании. Там расположен гигантский роботизированный склад, один из самых больших в Европе, где производится оформление заказов и рассылка продукции по торговым точкам во всём мире.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта

Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР


На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ОНР к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Интеграция в массовые школы детей с данным речевым нарушением успешна только при условии достаточно высокого уровня развития речи.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.
При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Перспективность применения данных методов и приёмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Поэтому нам хотелось бы рассказать об опыте применения лего-технологий для развития и коррекции речи детей в нашем саду.
Основой коррекционной работы с применением лего-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Например, работа с детьми по теме «Наш город» удивила нас своей результативностью. Дети создавали конструкции как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа проводилась и по теме «Космос» и другим тематикам. Работа у детей проходила с большой мотивацией.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом, работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Поскольку коррекционная работа не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры)
В нашем саду была проведена интересная работа по пересказу сказки «Морозко». Сначала силами педагогов и воспитателей детского сада был показан спектакль «Морозко». После этого дети подготовительной группы сами сделали большие декорации из конструктора, распределили роли и представили свой вариант спектакля, где успешно были пересказаны диалоги из сказки. Следующим этапом стало конструирование из стандартных наборов конструктора декораций и пересказ сказки (в этой работе принимали участие дети средней и старшей группы).
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что логопед, участвуя в создании конструкций занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи. Когда конструирование закончено начинается работа со всей группой.
При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?).
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимали занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучала детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогало лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией тем более успешным будет формирование речи.

Лагунова Анастасия Андреевна, Воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ ЦРР-д/с№587, г. Екатеринбург Студент гр. МТРК-1501, ИПиПД, УрГПУ, г. Екатеринбург

Аннотация. В статье автор рассматривает значение лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста. Описывает игру и ИКТ-технологии, как благоприятные усло-вия, способствующие формированию положительно социализированной личности.

Ключевые слова: личность, конструирование, творчество, лего-конструктор, игра, развитие, социализация, деятельность, педагогическое средство, технологии.

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориенированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множество проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий создает необходимость быть не просто человеком, а личностью которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.

Актуальность формирования личности человека, начиная с дошкольного детства, обусловлена тем, что дошкольное детство – это стартовая площадка на пути в жизнь. Но развивать качества личности, востребованные в недалеком будущем нужно уже сегодня. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это обогатить и разнообразить детскую деятельность, которая является основой для развития ребенка.

Очень важным является то, что дошкольный возраст – период становления основных способностей, которые необходимо развивать, раскрывать за счет создания развивающей предметно-пространственной среды. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте сказано: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников» .

Среди всех факторов, влияющих на развитие детской одаренности, авторы «Рабочей концепции одаренности» ставят на первое место, личностно развивающее обучение, которое должно быть построено на основе психологических принципов развития, на основе индивидуальных особенностей, а также с учетом познавательных потребностей ребенка. Такое обучение должно включать: духовно-нравственное развитие, развитие индивидуальности одаренного ребенка, широкую образовательную подготовку педагога, условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала .

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры с конструктором происходит самореализация личности, а также ребенок, получающий удовлетворение от деятельности, достигает ситуации успеха. За счет этого происходит всесторонне развитие ребенка. Кроме того, помимо приобретения конструкторских навыков воспитанники осваивают и социальные нормы, умения слаженно работать в группе сверстников, в паре.

В связи с этим появляется необходимость для поиска новых средств, технологий и методов, которые помогут в формировании всесторонне развитой личности. Одним из таких средств, по моему мнению, является лего-конструктор, основной направленностью его является развитие интеллекта, познавательных способностей и творческого мышления детей. В процессе конструирования и моделирования у детей развивается не только логическое мыш-ление, но и творческое воображение, фантазия, а также появляется возможность для творческого самовыражения детей.

Лего-конструктор привлекает для педагогов и воспитанников тем, что:

  • наборы имеют яркий дизайн, многообразие деталей;
  • крепления деталей просты и удобны;
  • существует многообразие наборов лего-конструктора (например, серия конст-рукторов «Lego-Duplo» ) , которые имеют широкие возможности дополнения, объединения, изменения и т.д.;
  • многофункциональность лего-конструктора позволяет использовать его в разных видах детской деятельности, а также же комбинировать их в зависимости от поставленных задач;
  • у педагога имеется возможность подобрать лего-конструктор с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (например, подбор размера деталей) .

Но для того, чтобы конструктор лего был не просто игрушкой, а стал средством, действительно развивающим личность ребенка педагогу нужно занять опосредованную роль в процессе лего-конструирования. Это необходимо для того, чтоб научить ребенка основным способам соединений деталей, с некоторыми принципами построения объектов. Для этого используются три основных вида конструирования:

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома) .

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим) .

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования становится основным в развитии творческой одаренности детей.

Обязательным также становится то, что при работе с этим педагогическим средством педагог не должен забывать о методических возможностях других технологий, а также со-временных технических средствах, которые можно использовать в процессе лего-конструирования, например интерактивные комплекс (ноутбук, проектор, программа «SmartNoteBook» ) . А также программа «Story Visualizer» , позволяющая создавать совместно с детьми и их родителями комиксы, где используются объекты, сконструированные из лего-деталей. Современный ребенок, растущий в мире информационный технологий и коммуни-каций, в процессе создания комикса с удовольствием осваивает конструирование картинки на интерактивной доске. Несомненными плюсами этой программы является то, что дети проявляют свою креативность, т.к. перед ними появляется очень много вопросов: о чем бу-дет данная история? какие герои будут в этой истории? какие персонажи и объекты необходимо создать для составления комикса? и т.п.

Непосредственно такая работа влияет и на формирование личности детей. Ведь чтобы создать комикс необходимо продумать сюжет, правильно составить диалоги между персонажами, создать необходимые объекты и сделать их фотографии, а также смонтировать комикс. Создание сюжета для комикса, придумывание и рассказывание лего-сказок, историй способствует раскрепощению детского воображения, обращение к имеющемуся эмоциональному и литературному опыту детей.

Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей наводящими вопросами.

С позиции ФГОС дошкольного образования, можно сказать, что технология лего-конструирование способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
  • ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности .

Таким образом, можно сказать о том, что лего-конструктор является одним из самых доступных средств развития положительно социализированной личности детей. лего-конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Рабочая концепция одаренности, М.: ИЧП «Издательство Магистр» , 1998.
  2. Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одаренности, - СПб.: Питер; 2009.
  3. Немерещенко О.Д., Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Томск: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №40» , 2014. – 37 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

МАДОУ № 85 г. Златоуст., Челябинская область..

Тема: «Использование LEGO- технологий в воспитательно- образовательном процессе детей дошкольного возраста, в рамках реализации адаптированной общеобразовательной программы дошкольного возраста в соответствии ФГОС»

Методическая разработка для педагогов ДОУ внедряющие Лего-технологии в образовательных учреждениях.

Направленность: общеобразовательные дошкольные учреждения.

Разработка методического сопровождения использования конструктора Лего в образовательном процессе. Использование Лего-конструктора в проектной деятельности, в режимных моментах. Приобщение детей к техническому творчеству.

Цель: Повышение качества общего образования путем приобщения педагогов и воспитанников к использованию конструктора ЛЕГО как помощника в решении задач реализации адаптированной ООП ДОУ в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Задачи:

1. Проанализировать эффективность влияния работы с конструктором Лего на развитие творческих способностей детей;
2. Выделить методы и формы работы с конструктором Лего,
3. Разработать календарно-тематическое планирование по использованию Лего-конструкторов в рамках реализации проекта: «Говорит и показывает Лего» для воспитанников дошкольных образовательных организаций общеразвивающего вида.
4. Апробировать технологию.
5. Внедрить предложенную методическую разработку, как руководство к пользованию конструктором Лего в решении воспитательно- образовательных задач в практику нашего ДОУ.

Пояснительная записка

Актуальность:

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности с целостным представлением картины мира. Дошкольное образование требует новых подходов, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Важнейшей отличительной особенностью стандарта нового поколения является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов и творческого потенциала. . Это означает, следующее, чтоб ребенок развивался, необходимо организовывать его деятельность согласно анатомо-физиологическим особенностям, так же необходима «зона ближайшего развития». Значит, образовательная задача, в том числе, состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Актуальность вопросов эффективности приобщения дошкольников к техническому творчеству, правильному выбору действий возрастает в связи с потребностью страны в творчески мыслящих личностях.

Над решением данной проблемы началась работа в нашем ДОУ с 2015 года в рамах реализации ФГОС ДО и поиска инновационных форм в работе с детьми в рамках реализации адаптированной ООП, основанной на концептуальных основах программы « От рождения до школы» авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, дополнить, расширить и реализовать которую нам позволила образовательная среда Лего.

Разработка програмно-методического сопровождения использования конструктора Лего в образовательном процессе стала актуальнной задачей для успешного выполнения поставленной цели. т.к. поступившее оборудование конструктора было без методических рекомендаций и программного обеспечения.

Лего-технология заинтересовала меня как старшего воспитателя, своей необычностью, возможностью развития интеллектуально-творческих способностей.

Так как формирование творческой личности более эффективно через осуществление проектной деятельности, поэтому свою пробную работу я начала с создания тематического проекта под названием: « Космодром». Впоследствии в рамках фестиваля «Удивительная страна –Лего», что проводился на муниципальном уровне,мы с ребятами приняли участие. Продолжая работу в данном направлении мы стали дипломантами Всероссийского конкурса по теме: «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности». Курсы повышения квалификации, которые проходили на базе центра развития образования Златоустовского городского округа, по теме: «Использование образовательных решений Лего в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО», показали перспективы и возможности развития детей в условиях использования инновационных технологий, как действенное дополнение к решению воспитательно-образовательных задач, в рамках реализации адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Анализ работы показал, что использование Лего-конструктора в проектной деятельности способствовал развитию творческой активности, индивидуальных способностей детей, навыков межличностного общения и коллективного творчества, развитию речи и способности анализировать и планировать, а работа в группах способствует воспитанию чувства ответственности перед коллективом. Способствует развитию коммуникативных навыков. Использование Лего-конструкторов повышает мотивацию воспитанников к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех областей, которые педагоги реализуют не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, работая с детьми.

Опыт работы с конструктором позволил мне сделать вывод, что использование образовательной системы Лего особенно уместно не только в тех областях знаний, которые важны будут детям в будущем: информатика (абстракция, логика), технология (конструирование), математика (моделирование), но и в изучении предметов гуманитарного цикла: литературное чтение, история, русский язык (развитие речи).

Положительная динамика развития качества знаний и развития мотивационной сферы воспитанников, потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария, стремление к поиску знаний, побудили к поиску литературы и ее анализу по лего-конструированию,в рамках разработки методических рекомендаций для реализации проекта: «Говорит и показывает Лего» для детей дошкольного возраста.

Итак, на данном этапе нами был разработан перспективно-тематический план реализации проекта,охватывающий детей с 4-7 лет. Так же подобраны методы и формы работы с конструктором Лего, соответствующие возрастным группам детей.

В методических рекомендациях широко используется проектная деятельность. Конструктор LEGO открывает перед воспитанниками широкое поле для творчества, является уникальной базой для осуществления межпредметных проектов. Тематика таких работ может быть разнообразна и многопланова. Конструктор LEGO и работа с ним позволяет решить образовательную задачу предметно, комплексно, используя ранее приобретённые знания. Тематический подход к проекту позволяет объединить в одно целое знания из разных областей. Дети учатся самостоятельно принимать решения, объяснять, аргументировано отстаивать свои идеи. Совместная презентация проектов помогает сплочению коллектива, воспитывает чувство взаимопомощи, развивает речь детей, любознательность. Перспективно-тематический план разработан с учетом годового плана работы нашего учреждения. В методических рекомендациях отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Корректировка методических рекомендаций осуществляется творческой группой Учреждения, решения утверждаются приказом заведующего.
Управление реализацией методических рекомендаций осуществляется заведующим учреждения и старшим воспитателем.
Механизм реализации методических рекомендаций предусматривает разграничение деятельности всех участников образовательного процесса.

С помощью Лего-технологий формируются воспитательно-образовательные задачи разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Лего-педагогики. Каждый ребенок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. В предлагаемых методических рекомендациях на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Формы организации обучения Лего- конструированию.

1.Конструирование по модели.
2.Конструирование по условиям.
3.Конструирование по образцу.
4.Конструирование по замыслу.
5.Конструирование по теме.
6.Каркасное конструирование.
7.Конструирование по чертежам и схемам.

Методы применяемые в процессе обучения по Лего-конструированию.

Наглядный:

Манипуляции с предметом;
Речевое обследование предмета по образцу педагога, сверсника;

Практический:

Метод сенсорного насыщения;
Метод соучастия (с педагогом, со сверстником);

Словесный:

Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
Метод нетривиальных (необыденных) ситуаций, пробуждающий интерес к деятельности;
Метод эврестических и поисковых ситуаций.

Задачи конструктивной деятельности детей:

1. Обучающие:
сформировать знания об окружающем мире на основе создания
конструктивных моделей;
познакомить с деталями конструктора и способами создания
моделей;
научить решать конструктивные, изобразительные задачи.
2. Развивающие:
развить пространственное мышление, воображение, креативные и
творческие способности;
развить интерес к созданию конечного продукта труда.
3. Воспитательные:
воспитывать толерантность друг к другу;
воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца.

1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления,
творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной
системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Речевое развитие: активизация активного и пассивного словаря,
выстраивание монологической и диалогической речи.

Примерная тематика курса для детей с 4-5 лет

Проекты:

«Растения»
«Город красок»
«Времена года»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
«Сказочное царство»
«Зоопарк»
«Мир сказок»
«Прогулочный участок»
«Правила дорожного движения»

В более старшем возрасте происходит закрепление пройденного материала. Например: работа по проекту «Мой город», который обозначен в списке приоритетных направлений работы и основанный на идеях народной педагогики — программа «Наш дом -Южный Урал» в рамках реализации адаптированной ООП ДОУ, позволяет детям узнать подробнее о городе, в котором они живут. Педагог воспитывает в детях уважительное отношение к родному городу, людям труда, интерес к истории и архитектуре родного города. В процессе занятий и во время тематических бесед ребята знакомятся не только с профессиями и историей родного города, но и совершают экскурсии к памятникам.

Расширение данной темы – проект «Сохраним наш город в чистоте» ,даёт возможность задуматься в этом возрасте о безопасности проживания и сохранении своего города чистым.

Проект «Храмы города Златоуста» позволяет развить познавательный интерес у детей, воспитывает любовь к архитектуре родного края и уважение к людям труда. Дети учатся составлять сюжетные картинки по фотографии, учатся конструировать по воображению.

Примерная тематика курса для детей 5-6 лет

Проекты:

«Сказочная архитектура»
«Мой город»
«Транспортные средства»
«Космос»
«Военная техника»
«Железная дорога»
«Домик в деревне»
«Экологически чистый город»
«Храмы города Златоуста »

С каждым годом работа усложняется и уже в преддошкольный период обучения, ребята работают над проектом «В мире архитектуры». В этот проект включаются три других:

«Я шагаю по Москве», где учащиеся знакомятся с архитектурой Москвы (Большой театр, Исторический музей, Останкинская башня и другие). Каждый объект ребята строят по группам, подбирая цвет и форму деталей (заданая уель: необходимо приблизить объект к оригиналу).
Примерная тематика курса для детей 6-7 лет.

Проекты:

«Я шагаю по Москве»:

подроекты:
«Большой театр»
«Исторический музей»
«Останкинская башня»

Учитывая возраст детей, их способности и познавательный интерес, на седьмом году обучения начинается работа с конструктором Лего WeDo. Этот конструктор позволяет развить технические способности у детей. Также он воспитывает усидчивость и уважение к технике, умение работать в группах.

Работа с таким конструктором является своего рода трамплином к изучению физики в школе. Большие возможности дают конструкторы Лего для проведения занятий с использованием элементов информатики по темам, связанным с программированием. Среда программирования Лего конструкторов WeDo, позволяет визуальными средствами конструировать программы для роботов, т.е. позволяют ребенку буквально “потрогать руками” абстрактные понятия информатики, воплощенные в поведении материального объекта (команда, система команд исполнителя, алгоритм и виды алгоритмов, программа для исполнителя). Конструирование роботов остается за рамками непосредственно образовательной деятельности: дети только учатся собирать, с помощью взрослого и программировать различное поведение собранных роботов. Это позволяет концентрировать внимание детей на проблемах обработки информации. Тоесть благодаря доступному интерфейсу программы, воспитанники учатся включать и выключать робота,задавать ему разнообразную программу исполнения действий,а это позволяет уделить большое внимание различным алгоритмам управления.

Примерная тематика курса

Проект: «Lego WeDo»

Основные цели обучения:

Вся работа с конструктором LEGO WeDo подчинена развитию познавательных способностей у детей и воспитанию на каждом этапе уважения к труду и людям труда и подготавливает к профессиональному самоопределению.

Апробация.

Вывод:

Введение проекта: «Говорит и показывает Лего», позволило нам реализовать многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддержать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность самих детей, когда при координировании и помощи педагога, они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Работа детей с конструктором LEGO позволили им подробнее познакомиться со многими аспектами окружающего мира. Наборы LEGO универсальны. Их можно использовать и как наглядные пособия, которые помогают решать многие воспитательно – образовательные задачи.

Цель данного курса: научить детей ставить задачи, выдвигать идеи, планировать ход решения, конструировать модели и применять их в сюжетно-ролевых играх. Лучшим результатом можно считать такой, когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи, конструирует и защищает свой проект.