Любовь к природе вывод. Формирование любви к родине через любовь к природе родного края

Тамара Корольченко
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края

Любовь к Родине - это одно из проявлений патриотизма. Это сложное чувство слагается из эмоционально - положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе , преобразуя и охраняя ее. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы , человек вспоминает их с теплотой и любовью , с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края ?

В этом - выражении глубокой любви ко всему , что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам , знание того, чем знаменит родной край , к природе родного края взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.

Первые представления о родной стране , которые ребенок получает в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности , того края , где он живет. Любой край неповторим .

В любом месте своя особенная, неповторимая природа . Везде есть «особенные» , дорогие его жителям тропинки, «особенные» деревья. В нашем Богородском, на мой взгляд, это липы, старые и огромные, которые остались еще в деревне, красавицы – рябины вдоль дороги, и, конечно же, ели у памятника погибшим воинам, пруд у церкви.

В. А. Сухомлинский писал : «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерний зари и облаком, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом; но это облагораживание требует больших воспитательских усилий…»

Каждый объект природы , яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе , передавать его в рассказах, рисунках.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Общение с природой , познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу родного края , тем больше начинаем любить его. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края . Река, лес постепенно оживают для него. Игры в лесу, на лугу, на берегу реки или озера, сбор грибов, ягод, наблюдения за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. От первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации-у него появляются любимые тропинки в лесу, деревья, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными , остающимися в памяти на всю жизнь. Всю жизнь человек хранит эти воспоминания. Из пристального внимания к природе , из привязанности к месту детских игр, возникает и развивается любовь к своему родному краю , к родной природе , к Родине , воспитывается чувство патриотизма. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной . Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Любовь к природе определяется бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о растениях и животных. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное,первый с ней, бегущие ручейки. Его вопросы-первые ростки радостного чувства познания природы , интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. С детьми 3-4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны, эпизодичны. Постепенно границы наблюдений расширяются : участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель не только сообщает детям первые знания о природе , но и дает пример оценок наблюдаемых явлений : «Это луг, смотрите какой он красивый, сколько здесь разных цветов растет : и голубей желтых,и белых…»

Однако воспитанником младшего возраста уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе : растения необходимо поливать, нельзя без нужды рвать цветы, листья,

Старших дошкольников знакомить с природой родного края можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед, во время наблюдений. Однако этого не достаточно : детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически правильно : не шуметь в лесу, не включать громко музыку, не разжигать огонь близко к деревьям, не рвать охапками цветы, не обижать насекомых и птиц.

Большую помощь в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой может оказать семья . В воскресный день родители с детьми ездят в лес, на водоем, можно попросить их собрать природный материал , определить лекарственные растения, сфотографировать что-то необычное. А затем эти фотографии, поделки поместить на выставках. Что и в нашем детском саду это практикуется очень часто.

Передать свое отношение к природе ребенок может через пейзажную лирику Пушкина, Есенина, Некрасова, через составление рассказов из личного опыта, в рисунках, поделках.

Завершающим этапом работы по ознакомлению детей с природой родного края и воспитанию любви к родине являются праздники и вечера досуга «Времена года» , «Люблю березку русскую» , «Родная природа » и др.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края . Родной край-это часть нашей родины .

Каждому человеку необходимо знать родную природу .

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Актуальность: Многие века человек, прямо или косвенно воздействуя на природу, менял ее облик. Вслед за изменением условий существования.

Выступление на МО в МБДОУ д/с № 42 26.11.2015 г. Тема МО: «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания посредством любви к.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

«Человек жаждет, находит и принимает красоту без всяких условий, а потому только, что она - красота, и с благоговением преклоняется перед нею, не спрашивая, к чему она полезна, и что на нее можно купить» (Ф. М. Достоевский) .

В школе на уроке литературы каждый хоть раз писал сочинение на тему «Любовь к природе». Тема настолько абстрактная, что не каждый способен выразить словами то, что чувствует. Как это? Ведь «чувствовать что-то» можно к другому человеку или, например, к домашнему питомцу, но природа... Люди настолько привыкли к техническим чудесам современного мира, что порой не замечают окружающей их красоты: в том же звёздном небе, лесопарковой зоне или в перекатах

Человечество занято открытием новых изобретений для улучшения жизни, любовь к природе отходит на второй, а то и на третий план. Более того, это высокое чувство смешивается с банальной тягой человека находиться на природе.

Что есть что?

В чём подтекст? Ведь на первый взгляд оба понятия значат одно и то же: человек любит природу. Нет. В случае, когда он любит бывать на природе, мы говорим о его желании выехать за город на выходные или праздники, искупаться, сделать шашлыки, подышать свежим воздухом и побыть в тишине после городской духоты и шума. Здесь лишь желание человека сменить обстановку хотя бы на день. Отдохнуть. Лишним доказательством отсутствия искренних чувств к природе служит то, что, отдохнув, человек не побрезгует оставить под каким-нибудь особенно красивым кустом пакет с мусором.

Любовь к природе подразумевает единение человеческой души и натуральной красоты. Мы говорим о любви, лёжа на лесной поляне и глядя на медленно плывущие облака, когда в голове нет ни одной мысли, а на душе полное умиротворение. Об этом чувстве можно сказать, когда стук дождевых капель по карнизу не раздражает, а приносит покой и убаюкивает, стирая все невзгоды из памяти. Любовь к родной природе - это ехать несколько дней в поезде по стране и невольно любоваться сменяющимися за окном вагона лесами, полями, холмами. При этом ни разу не поймать себя на том, что тебе скучно.

Любить природу - значит, замечать красоту в её мелочах, не думая о полезности и выгодности. Природа - это бескорыстие и чистота помыслов.

Природа в литературе

Литературное сочинение на тему «Любовь к природе» подразумевает наличие в нём примеров из художественных произведений. Именно в них мы видим неприкрытую красоту природы, выраженную могучим авторским слогом.

Взять, к примеру, «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина. Повесть о деревне посреди Ангары, которую должны затопить, чтобы построить Население острова делится на две группы: старики и молодёжь. Первые настолько «сжились» с островом, что не хотят и не могут покинуть родной край. Дарья Пинигина, отказавшись переехать с сыном в город, белит свою избу, хотя понимает, что она будет сожжена санитарами. Её сосед, покинув остров, умирает в городе, поэтому его жена вернулась обратно в Матёру.

Любовь к природе, любовь к Родине движет поступками стариков. Распутин в своём повествовании не прибегает к точным определениям, свою любовь к природе этого края он передаёт абстрактными описаниями, но это не мешает нам, читателям, нарисовать в голове образ маленькой деревушки, отделившейся от всего мира. Природа у Распутина живая. Есть Хозяин Острова - воплощение его природы, его жителей и их предков, захороненных в этой земле. Есть огромное дерево - царский листвень, который санитары так и не смогли сжечь. Любовь к природе в головах стариков сделала её настоящим живым персонажем, которого невозможно сломить.

Внуки, вразрез старикам, легко покидают родные края, надеясь на лучшую жизнь в городе. В них нет и капли того, что сидит в душе каждого пожилого жителя. Они без сожаления сознают, что деревню сотрут с лица Земли, не верят в Хозяина, не видят в листвене могущества. Для них это лишь сказки о несуществующем волшебстве.

Истинное значение

«Прощание с Матёрой» - не просто повесть о несправедливой участи деревни. Тема любви к природе переплетается в ней с идеей противостояния традиций и современности, что нередко встречается и в нашей жизни.

Человечество пользуется дарами природы, воспринимая их как должное. Природа у человека - не предмет восхищения, а источник дохода. Развитие предпринимательства уничтожает в человеке чувство прекрасного, рождая жажду наживы. Ведь даже имея большие деньги и возможность отдыхать за границей, человек не станет восхищаться природой, ибо по нынешним меркам это скучно и не нужно.

Живая система

Мы перестали понимать, что природа - единая отлаженная живая система. Использование её в столь корыстных целях рано или поздно обернётся против нас. Вспомните, сколько жертв и разрушений бывает после цунами, урагана, землетрясения... Природа умеет убивать не хуже людей.

В этой битве современность проигрывает, а вывод один: любовь человека к природе не должна быть наигранной. Выезжать на природу - ещё не значит любить её душой и сердцем. Отдыхать на природе - не истинное проявление чувства.

Полюбите!

Прививать это чувство надо начинать с малого возраста. Глубокая к природе - первый шаг в постижении столь абстрактного понятия. Детское чувство - это видеть в облаке фокусника, достающего из шляпы кролика; бежать по белому одуванчиковому полю и смеяться, когда пушинки щекочут нос и щёки; понимать, что выкинутая мимо урны бумажка или бутылка может нанести большой вред природе.

Кто первый заревёт, когда увидит мёртвого голубя? Ребёнок. А почему? Птичку жалко! Ему не важно, что эти голуби на каждом шагу, ему сейчас жалко вот этого бездыханного. Ребёнок даже не сможет объяснить, почему жалко. Он не сможет сформулировать, что птица могла ещё долго прожить, выходить потомство. Ему по факту жалко голубя. В этот момент ребёнок любит его, словно знал всю жизнь. Взрослый просто пройдёт мимо, кинув брезгливый взгляд в сторону несчастной птицы.

Дети могут искренне любить, если им показать, как правильно.

Выражение чувства в охране

Любовь к природе - это созидание. Донести пустую бутылку до мусорного бака, забрать пакеты с остатками еды и одноразовой посудой с собой из леса - это под силу каждому. Без должного обращения со стороны человека природа погибнет, а без неё станет невозможным и наше существование.

Конечно, отдельно взятый человек не спасёт ее от гибели. Это должно стать массовым явлением. На уровне государства возможна помощь в решении глобальных проблем: парникового эффекта, разрастания загрязнения атмосферы и мирового океана и т. д. Но всё большое начинается с малого.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту!{jlvotes}

Множество маленьких чудес видят глаза писателя, а его перо создает поэтическую прозу, полную замечательных образов. Глубокая наблюдательность, чуткость помогает проникнуть в сокровенную жизнь природы, вслушаться в завывание зимней вьюги, песню весенних ручьев, звонкие голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса.

Наша деревня уже около четырёх столетий носит красивое название – Пеганово. По данным из архивов удалось узнать, что в старину в деревне разводили «пегих» (пёстрых) лошадей, отсюда и пошло название деревни.

Много воды утекло с тех дальних времён, но разведением лошадей в деревне занимаются до сих пор.

Проходя мимо большого поля, где раньше школьники садили картошку, я увидела красивую картину – зелёное поле, а на нём пасутся прекрасные кони. Трава ещё небольшая, но уже сочная, прекрасный корм для лошадок.

Пройдёт ещё немного времени, и это поле будет жёлтое-жёлтое от распустившихся одуванчиков, а через неделю-другую станет белое-белое от пушистых шапок всё тех же одуванчиков. Красота!

В колеснице земли.

Отдыхают усталые кони –

Тишина на зелёном лугу,

Книзу солнышко голову клонит,

Небосвода сжимает дугу.

Приготовилось солнце к ночлегу,

Но катились колёса Земли,

Потому что в земную телегу

Молодую Луну запрягли.

Кони с конским глядят пониманьем

На крутую дорогу в зенит.

И сочувственно тихое ржанье

На лугу вечерами звенит.

Анатолий Мартюков.

Каменная птица папороть: сборник произведений устюгских авторов/Вологод.писат.орг.. – Вологда: Полиграф-Книга, 2014. – 336 с., ил.

Около моего дома растёт красавица-рябина. В начале лета она стоит как невеста, вся в белых цветах, а уже ближе к осени созревают ягоды. Клонит к земле ветки, все усыпаны красными гроздьями. В конце сентября или в начале октября, когда уже облетит листва, налетают целые стаи дроздов и свиристелей полакомится сочной ягодой.

Далеко ходить не надо, вот она красота природы, только руку протяни...

«.....Будто надеясь на какое-то чудо, уныло гляжу в окно на дорожную августовскую грязь. Там, через улицу умирающей нашей деревни, видны рябины соседа, огрузшие от обильных гроздьев.

Как много выросло ягод! На расстоянии ощущается тяжесть гроздьев, гнетущих к земле древесные сочленения. Кажется, что в терпеливом напряжении веток дерево ждёт, когда наконец налетит стая голодных серых дроздов. Они за пять минут опустошат всё это красочное богатство. Однажды я видел, как дрозды в один налёт обчистили и нашу рябину. Птицы клевали ягоды с поспешной жадностью, некоторые висели на ветках вниз головой и всё же клевали. Но почему одна рябина оранжевая, другая красная?......»

Василий Белов.

Белов В.И. Душа бессмертна: Книга рассказов / В.И.Белов; [предисл. С.Ю.Баранова, художник О.А.Бороздин, составитель О.С.Белова]. – М.: Центр книги ВГБИЛ им.М.И.Рудомино, 2010 – 320 с.

Стр.- 310. (рассказ «Душа бессмертна»)

Я очень люблю ходить в лес, собирать лесные дары: ягоды и грибы. Недалеко от нашей деревни, километрах в трёх, есть прекрасный бор, в котором растут белые грибы. Встанешь раненько утром, пройдёшь полем по росе и в бор, надо успеть первым, а то грибов не увидаешь. Зная все грибные места, порой намотаешь по бору ни один километр, но с пустыми руками никогда не уходишь. Вот они – красавцы беленькие.

«Знал я одно местечко, хранил и берёг. Было за что: попади туда - корзину сполна наберёшь. Одних белых грибов. Одних рыжиков. Подняться на бугор в сосняк – пойдут белые. Спуститься вниз к сырой моховине – изволь, рыжики россыпью. ...

....Помню, утро было прохладное, руки зябли. Нашёл я боровиков на пригреве: все круглоголовые, лобики у них умные, крутые. Загорелые эдакие крепыши на толстых ножках. Солнцем их хватило, были они тёплые, брал и ладони о шляпки грел!...»

Иван Полуянов.

Полуянов И.Д. За синей птицей: лесной календарь. – Архангельск: Сев.-Зап.кн.изд-во, 1969. – 208 с., ил.

Стр. – 143 (рассказ «Рыжики»)

Продолжая грибную тему, не могла пройти мимо такого красивого гриба – мухомора. Стоит красавец: красная шляпа в белый горошек, так бы и взял в корзинку, но, нельзя – ядовит. Оставим это лакомство для лесных жителей, а особенно – для лосей.

Утро в лесу.

Хорошо в лесу, ей-Богу!

В нём то тропка, то угор.

Вон, зевая, на дорогу

Вышел красный мухомор.

Всё окинул сонным взглядом,

Поглядел туда-сюда.

Никого... Ну и не надо!

Спите дольше, господа!

Андрей Климов.

Каменная птица папороть: сборник произведений устюгских авторов /Вологод.писат.орг.. – Вологда: Полиграф-Книга, 2014. – 336 с., ил.

Стр. – 321.

Я очень люблю природу, всё цветущее, порхающее, растущее... Летом в поле летает очень много красивых бабочек. Они перелетают с цветка на цветок, с ромашки – на репейник, и летят дальше. Кажется, что у них беззаботная жизнь, летай себе, порхай, но, увы, век их недолог, ведь многие бабочки живут только одно лето. И я, имея в руке фотоаппарат, не могла пройти мимо такой красоты природы, запечатлела маленький кусочек лета на фото.

Невозможность.

Полюбила б я тихий жасмин,

Плач колодца под песню калитки,

Чай с лимоном, уютный камин

В украшенье ракушки-улитки.

Полюбила б я кроткий жасмин,

И ночник, и мерцанье лампадки,

И в подвале брожение вин,

Ореол абажурный и грядки.

Полюбила б я нежный жасмин,

Голубила бы цвет недотроги.

Ворковала бы, тешилась с ним,

...Но репейник стоит у дороги...

Елена Виноградова.

Я вижу этот мир таким...: Стихи, рассказы . – В.Устюг: Издат. Дом Вологжанин, 2008.- 184 с.

Стр. – 151.

Середина лета... Поспела малина. Беру ведёрко и иду в лес за сладкой ягодой, благо растёт она недалеко, рукой подать. На старой вырубке разрослась лесная малина, не ленись, ходи – собирай. Ягодка в ведро, ягодка – в рот. Мммм....Сладкая!

Зову, зову подругу в лес:

Малина осыпается!

Подруге лес – не в интерес,

Никак не соглашается.

То – недосуг ей, то – больна,

Засыплет отговорками!

И до темна в лесу одна

Хожу-брожу с ведёрком я.

Ко мне в лесную тишину

Струятся птичьи посвисты...

Я зря малинники не мну:

Куст обираю дочиста,

Чтоб не манил после меня

К себе других старателей, -

Высоко ягоды, так с пня

Достану обязательно!

Хожу-брожу, топчусь-кружу,

Беря малину дикую,

То мозг былым разбережу,

То песню замурлыкаю.....

Ольга Фокина.

Фокина О.А.

Стихотворения. Поэмы. Венок сонетов / Предисл. И.А. Никитиной; Худож. Н.В. Лаврентьева, С.В. Лаврентьев. – Вологда: «Книжное наследие», 2007. – 384 с.: ил,; портр.

Стр. – 319.

Тема природы в произведениях писателей очень многогранна. Я выбрала произведения писателей и поэтов Вологодского края, ведь никто не напишет про нашу природу так, как видят её земляки.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Исполнитель : Окуловская Н.Г., д. Пеганово, 2017 год.

Экологическое воспитание на уроках литературы.

из опыта работы учителя русского языка и литературы Агафоновой Светланы Адамовны

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4»

Город Шемонаиха .

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» - писал К. Паустовский.

Формирование чувств к Родине и воспитание любви к родной природе как её части - одна из важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учеников.

Без всяких сомнений, каждый учитель понимает, что экологическое воспитание на уроках литературы - это составная часть нравственного и эстетического воспитания.

Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.

В программе по литературе главенствующее место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно в нашем понимании жизни: с родной землёй, человеком на ней, с родиной, природой, народом, духовной памятью, преемственностью и традициями-иными словами, с духовностью как способностью человека к осмыслению жизни во всех её проявлениях, к самопознанию, без чего нет любовного бережного отношения к природе. Тем не менее, в практике нашей работы нередко недостаточное внимание к проблемам связи человека с миром природы, «с братьями нашими меньшими». Эти проблемы были и остаются для писателей многих поколений актуальнейшими проблемами времени.

Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность. Богатый мир природы, её гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И.Тургенева, Ф.Тютчева, К.Паустовского, В.Астафьева и многих других писателей, чьё творчество изучается в школе.

Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живём. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, с чем это связано, вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. Если в творчестве писателей 19 века мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты, они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходит до обостренной звенящей высоты в «Царь-рыбе» В.Астафьева, в потрясающем произведении Ч.Айтматова «Плаха», главная мысль которых в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведёт к гибели самого человек; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя.

Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. Природа в художественном произведении помогает лучше понять душевное состояние, внутренний мир героя. Достаточно вспомнить сейчас произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Шолохова и многих других.

Рисуя различные отношения человека и природы, художественные произведения позволяют ученику выявить и характер своих отношений с миром, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную, социальную сущность.

В литературе образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порой принимаем за чистую лирику природы, пейзажные зарисовки оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.

Решая на уроке задачу воспитания бережного отношения к природе, нельзя забывать о специфике воздействия художественного слова на читателя-школьника. Чтобы это воздействие состоялось необходимо:

*Постоянно вызывать сильную, яркую эмоцию на предлагаемый художественный материал - это эмоциональное слово учителя, выразительное чтение учителя или учеников, обращение к ним публицистически заострёнными вопросами.

Примером глубокого личностного обращения учителя к каждому ученику может служить рассчитанное на душевный отклик слово, например, при знакомстве с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой». «Если Земля-территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину - освобождают, территорию - захватывают. Хозяин-на земле, на территории - завоеватель, покоритель. Так кто же нам эта земля-земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? Или территория. Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё что могли, а там хоть потоп?»

*Воссоздание в воображении учащихся зрительных и слуховых образов природы, раскрывающих её красоту, величие, ценность, влияние на внутренний мир человека. Решению этой задачи служит такой тип вопросов и заданий, который позволяет испытать читателю «эффект присутствия»:

Каким мы видим в произведении мир (природу, лес, землю, озеро…)

Вот мы вместе с писателем мысленно прошли по лесу и озеру, Что и благодаря чему мы увидели и услышали? (Например, при знакомстве с произведением М.Пришвина «Кладовая солнца»5 класс.)

Перескажите описание природы, сохраняя авторские эпитеты, сравнения.

Как меняется картина природы в течение дня?

Как рождается утро?

О чём свидетельствуют эти художественные картины?

Важны и задания, предлагающие передать своё восприятие природы (её звуки, краски, движения) и вызванные художественными и реальными картинами природы, чувства (любовь, восхищение, радость, грусть, тревогу, боль).

*Осознать влияние на внутренний мир человека. Этому помогают задания на осмысление высказываний литературных героев, например, героя одной из повестей В. Распутина, который любуется красотой вечера у реки: «Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном и так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа

Учащимся предлагается передать своё отношение к этому высказыванию, рассказать, испытывали ли они такие моменты, подумать, о чём это говорит.

*Так как художественное произведение - это отражение жизни через призму авторского отношения к ней, необходимо направлять учащихся на оценку экологической ситуации, легшей в основу произведения, на оценку её автором, на сопоставление позиций писателя в его отношении к природе со своим, читательским.

Для осмысления позиции писателей и своего отношения к ней важна постановка перед учащимися такого типа вопросов:

Каким предстаёт перед вами художник из своих высказываний, произведений о природе? Чем озабочен? Что отстаивает? К чему непримирим? Какие взгляды писателя наиболее близки вам?

О каких его убеждениях вы могли бы сказать, что это и ваши убеждения.

*Осуществлять перенос «на себя» ситуаций, описанных в произведениях, действий, поступков, мыслей, чувств героев, связанных с восприятием природы и отношением к ней. Это ведёт к глубоко личностному переживанию и осмыслению прочитанного. Здесь уместны, например, задания такого типа:

Писатель К. Паустовский назвал милые сердцу края обыкновенной землёй.

Согласны ли вы с ним?

Любим ли мы свой край? В чём это проявляется?

Какие поэтические образы родной земли, родной природы наиболее близки вам и почему?

В последнее время экологическая тревога обретает особое общественное звучание в нашей литературе. Наше неравнодушие к этой проблеме поможет нам воспитать активных защитников природы.

Не оставляют равнодушными такие произведения, «Кладовая солнца» и «Всё в тающей дымке». «Здесь нужно всмотреться»- вот девиз совместной работы учителя и учащимися.

Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках малой Родины?

Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах, что вы прежде всего вспоминаете?

Назовите места в районе, городе, где вам нравиться бывать? Что вы знаете об этих местах? Какими бы вы красками изобразили вечернюю зарю или заходящее солнце?

Вся эта работа приводит к выводу: всмотреться в природу и увидеть в её не броскости, застенчивости «прелесть» - это значит приобрести такую зоркость души и сердца, которая потом позволит по-настоящему всмотреться в себя, в людей, в жизнь, понять её смысл.

Подтверждением этого являются те сочинения, которые пишут наши ученики после знакомства с произведениями, которые уводят в мир родной природы. Эти сочинения - результат того огромного влияния, которое оказывают произведения на формирование лучших начал в человеке.

Ученик 6 класса Кирилл Р. пишет сочинение «На пасеке»

Труд-это жизнь.

Однажды летом к нам приехал мой дядя и пригласил меня на пасеку. Он пчеловод.

Мне очень понравилось на пасеке. Расположена она в лощине. Вокруг пасеки растёт множество деревьев, весело журчит ручей. В зелёной листве деревьев целый день раздаётся весёлое пение птиц, стрекотание сорок. Несколько дней я жил на пасеке и помогал дяде. Работа очень интересная, но сложная. Пчёлы заинтересовали меня своим трудолюбием. С самого восхода солнца до его заката кипит у них работа. Жизнь пчелы очень коротка: после десяти вылетов она погибает от непосильного труда.

Много интересного я узнал о жизни пчёл от дяди в это лето. Но и труд пчеловода похож на жизнь пчел. Он тоже встаёт с первыми лучами солнца и заканчивает работу поздно вечером.

Наблюдая за пчёлами, муравьями, птицами, взрослыми людьми, я пришёл к выводу, что труд - есть смысл всего на земле, труд-это жизнь.

Большое значение в воспитании бережного отношения к природе имеет произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного труженика, которому лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь. Знакомясь с произведением, подчёркиваем особо мысль о том, что природа - общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. В процессе работы класса над произведением стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им.

Вот обращение к Антипычу с вопросом, где, правда. Но Антипыч отвечает:

Нет, пока жив я сказать не могу, вы сами ищите.

Ставятся проблемные вопросы:

В чём правда Антипыча? Почему каждый сам должен искать правду?

Эти вопросы-задания придают смысл всей работе над сказкой, определяет роль и назначение каждого факта и эпизода в произведении.

Ответ на первый вопрос пятиклассники находят в самом произведении: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь». Учитель поясняет ученикам эти слова и помогает ответить на последний вопрос: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе, к этой правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? Что понимала Травка и как будто не понимали люди? Очень важен такой вопрос: почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? Борьба чего против чего?

Ответ на него помогает ребятам противопоставить важнейшее качества, определяющие поступки людей: с одной стороны любовь к ним, с другой стороны - эгоизм.

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную тесную связь всего существующего на земле, необходим серьёзный разговор.

Могут ли сосны, ели, ветер уподобиться живым существам?

Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?

Докажите, что чувства Пришвина к природе согреты живым участием, что для него она имеет живую душу?

Оправдано ли название сказки «Кладовая солнца»?

На сколько лет хватит торфа для большой фабрики? А леса? Ягодников? Зверей и птиц, если не беречь и не восполнять?

Цель наша достигнута, если ребята понимают, что для мудрого человека, расчётливого хозяина, который берёт у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа-друг, союзник. Если же человек только берёт, он погубит сначала природу, а потом себя.

Показывая взаимосвязь человека и природы мы «правду» человека раскрываем через природу.

Для чего открыта «Кладовая солнца»?

Выслушивая рассуждения учащихся, обращаю их внимание на мысль о том, что воспользоваться богатством, кладом природы может тот, кто её знает и любит, кто по-настоящему умеет трудиться. В связи с этим мы говорим о Насте и Митраше.

Подчёркиваем трудолюбие детей, любовь ко всему живому, чуткое отношение к природе, близость к ней, их бескорыстие. Настя отдала больным детям собранную с большими опасностями и трудом, целебную ягоду, которая им с Митрашей тоже была нужна.

Размышляя с учащимися о названии сказки, говорим о роли солнца в жизни природы и человека, как неиссякаемого источника тепла под благотворным влиянием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками и светом.

Покажите, как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днём.

Учащиеся читают, как на чёрный большой пень, хранивший тепло солнца, «выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящерий» ,а «четыре бабочки-лимонницы,сложив крылышки,припали усиками» ,большие чёрные мухи прилетели ночевать».

В заключение читаем слова Пришвина о роли солнца в жизни природы:«…горячее солнце было матерью каждой травинки,каждого цветочка,каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало тепло».

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?

Обобщая наблюдения, отмечаем, что правда солнца-та же правда Антипыча. Суть её в то же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Антипыч дарит добро лесу, людям, Травке.

Овладеть правдой Антипыча-это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.

В ходе совместной работы пятиклассники убедились, что богатство природы и её красоту надо охранять и беречь, так как, по мнению Пришвина, «охранять природу - значить охранять Родину».

Как при чтении произведений писателей-классиков, так и при чтении произведений современных писателей ведётся большой разговор о природе, о бережном отношении к ней, частице нашей жизни, решаются вечные проблемы-добра и зла.

Предлагаются для самостоятельного чтения произведения, которые заставят многое увидеть, понять в жизни природы, серьёзно задуматься о своём участии в её судьбе. Особый интерес подростки проявляют к произведениям, в которых появляется четвероногий друг человека - собака. Это и «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольского, «Царь-рыба» Астафьева, «Потомок Джима» Абрамова, рассказы Бианки и другие.

В старших классах были прочитаны учащимися самостоятельно и проведены уроки, посвящённые произведениям в основе которых лежит тема защиты окружающей среды (это Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Айтматов «Белый пароход», «Плаха» и другие). После обсуждения прочитанного писали сочинение. Например, было предложено сочинение - миниатюра «Человек и природа» Вот одно из них.

«Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней», - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем иная, чем та, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе, ничто кроме птичьих песен, не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц становится всё меньше и меньше. Безумный двадцать первый век принёс человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем.

Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. те, кто постоянно связан с природой, люди, которые наблюдают и изучают, - учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, а в последнее время и космонавты обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, задумались и забеспокоились люди на земле.

О природе писали и пишут многие художники слова. В детстве мы читали Аксакова, Бианки, Паустовского и многих других писателей, отражающих в своих произведениях природу, её растительный и животный мир.

О взаимоотношениях между человеком и природой с душевной болью пишут Б. Васильев, В.Распутин Ч.Айтматов.Им удаётся глубже раскрыть нравственные страдания героев через образы природы.

Ничто не может заменить нам живой переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее чем прежде относиться к ней, ведь мы сами - тоже её частица, несмотря на то, что отгородились от неё каменными стенами городов. И если природе будет плохо, непременно плохо будет и нам».

Вся наша сегодняшняя боль за нашу землю, за уничтожение травы, животного мира звучит в этих произведениях и раздаётся призыв опомниться, сохранить нашу планету Земля, оставить её для потомков.

Тема войны и экологии звучит и не перестаёт звучать в нашей литературе, пока она будет существовать. Поэтому не случайно, что именно такие произведения с интересом читаются юным поколением, вызывая столько раздумий, формируя лучшее, человеческое.


Как зарождается в нашей душе чувство любви к Родине? Оно возникает в процессе общения человека с природой, когда мы открываем её неброскую красоту.

Эти картины всегда привлекали внимание наших художников и писателей, которые умели открывать «прекрасное в обыденном», понимали всю неповторимость русских пейзажей. Одним из них был К. Паустовский. Природа всегда была в центре его внимания. Он ездил по разным странам и свои впечатления вкладывал в лучшие произведения. Одно из них – повесть «Мещерская сторона». В ней писатель изображает красоту русской природы с её тихой, гармоничной; немного печальной жизнью.

Вся повесть состоит из пятнадцати кратких глав, каждая из которых – это маленькое произведение.

Они не соединены общим сюжетом, но в них присутствует один герой – рассказчик. Это странствующий любитель путешествий, проходящий по нетронутым уголкам и дебрям красивейшей, но дикой русской природы. В повести автор демонстрирует нам новый взгляд на жизнь: стремиться всеми силами к гармонии с живым, не забывая о его существовании. Мы видим его попытку разрешить, преодолеть все противоречия между человеком и окружающим миром.

В повести Паустовский создаёт прекрасные картины скромной, но такой притягательной природы! И как только он этого добивается? Автор использует волшебную колоритную палитру, необыкновенные образы для сравнения и необычные эпитеты. Например, «лиловые колокольчики на полянах», а озеро в повести блестит, словно «чёрное, косо поставленное зеркало», макушки деревьев золотит закат «старинной позолотой», «голубым хрусталём загорается на заре Венера».

Вот только кроме разнообразия колорита, писатель обращает внимание читателя и на звучание, которыми, насыщает места, описываемой им природы. И вот используются приёмы олицетворения. У Паустовского Мещерский край и звенит, и поёт самыми разнообразными голосами, и шумит.


Очень привлекательна в Мещере и тишина, когда колокольчик заблудившейся телушки слышится одинокому страннику, даже за сотни метров…

Так же, автор рассказывает о том, что Мещерский край – это местность необыкновенных ароматов леса и луга. Руки пахнут «дымом и брусникой», а банька - «яблоками, чисты вымытыми полами», плодовый сад пахнет не только яблоками, но и «дождём». В тот миг, когда рассказчик уплывает н лодке, в туманное утро, то всё это остаётся позади. А что впереди у путника? «Пустынный сентябрьский день», «затерянность в этом огородном мире… листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба».

Постепенно более чётко выступает в произведении лик рассказчика. Мы понимаем, что это добродушный, понимающие всё живое вокруг, любящий природу человек. Он интересуется не только людьми, но и теми событиями, которые происходят с ними. Писатель окружает его множеством самых различных персонажей: пастухов, паромщиков, сторожей и лесников. Все они самые обыкновенные, простые люди, но в каждом из них есть какая-то интересная, яркая, запоминающаяся особенность. Весьма интересно описан автором образ деда-корзинщика, звать которого Степаном, но его многие называют просто «Борода на жердях». Дед приютил девочку, которая заблудилась в лесу и он же, рассказал путнику историю прошлых событий Мещерского края. Край – богат талантливыми людьми! К примеру, село Солотча – вотчина гравёра Пожалостина, и таких знаменитых художников, как Архипов и Малявин и скульптора Голубкина. Здесь же повстречался путешественник с тётей Есенина.

Событийный план произведения представлен историей похода на Поганое озеро и ситуацией с незадачливым московским рыболовом. В первом сюжете путешественники чуть не потеряли своего друга, писателя Гайдара. Он отправился один искать озеро, со странным названием – Поганое. Однако вскоре его отыскали. Гайдара отправился искать путешественник. У которого имелся компас. Рассказывая читателю о незадачливом москвиче, любителе-рыболове, автор придаёт повествованию оттенок юмора. Комичный образ героя оказывает читателю человека, совершенно не приспособленного к жизни в лесу. Д и для отдыха на природе, так же … Неловкий и неуклюжий, он лишает своих товарищей завтрака, нечаянно наступив на приготовленную яичницу, а потом ещё и опрокинув кувшин, наполненный молоком. Рыба у него не клюёт. Когда же ему удается, всё-таки её выудить, щука ударяет горе-рыбака хвостом.

Итак, в повести Паустовский воссоздаёт неповторимый чистый мир, природы нетронутой человеком, первозданной. Он говорит о том, как чудесна эта простая земля.


Таким образом, общение с природой определяет душевную цельность человека, рождает в нашей душе чувство Родины.