Белый бим черное ухо. Внеклассное мероприятие по литературе

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание

БЕСЕДА

ПО ПОВЕСТИ

Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО

«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО"

Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.

Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

ПО ПОВЕСТИ

Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО

«БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО»

Нравственное воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача воспитательного процесса.

Последнее время в литературе, в прессе очень ярко заявила о себе тема взаимоотношений человека и природы, тема психологическая, нравственная, обойти которую в процессе воспитания учащихся нельзя. Писатели заговорили о необходимости воспитания доброты во имя спасения природы.

«Мне кажется, - сказал Ч. Айтматов, - что литература должна поднять свой голос не только в защиту природы вообще, но проявлять заботу о том морально-психологическом комплексе человеческой души, который связан с восприятием природы».

Беседа по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» требует эмоционального и вдумчивого отношения.

Чтобы настроить ребят на эмоциональный лад, можно использовать: фотоэтюды, пейзажные зарисовки о природе, а также высказывания поэтов и писателей, например такие:

  1. «Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

(Тютчев). –

  1. «образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку природа».

(Белинский)

  1. «пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир».

(Никитин)

До чтения повести предложить ребятам несколько конкретных вопросов, например:

  1. Какую роль играет природа в жизни каждого человека, и в частности Ивана Ивановича? (Иван Иваныч)
  2. Чем можно объяснить поступки Серёжи, Клима, Тёпки?
  3. Что дало Алёше и Толику общение с Бимом?
  4. С каким чувством вы закрыли последнюю страницу повести?
  5. Какова на ваш взгляд основная мысль этой повести?
  6. Чем больше всего покорил вас Бим?
  7. Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?
  8. Что вы думаете о хозяине Бима, Иване Иваныче?
  9. Что хотел сказать Г. Троепольский нашему современнику?

ХОД БЕСЕДЫ И АНАЛИЗ

Беседу начали с вопроса: «С каким чувством ты закрыл последнюю страницу повести Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»?»

Ответы ребят были самые разнообразные, все они свидетельствовали о том, что повесть вызывала сильные переживания, заставила задуматься над нравственными проблемами, что ребят волнует вопрос не только о том, кем быть, но и каким быть. А в повести Троепольского проблема нравственности рассматривается как важная проблема жизни. Продолжая беседу, предлагаю подумать над таким вопросом: «Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?» Привожу один из понравившихся мне ответов: «Всё, что нас окружает, - люди, земля, животные, растения, птицы, - испытывает потребность в добром, умном отношении к себе. И единственный кто может помочь всему живому – человек. Доброта и сострадание не должны у человека знать границ. Это призыв автора быть ближе к природе, т.к. сам человек является частью природы». (Басангов Саша).

Ребята правильно поняли идею повести. Сам автор так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». Затем, предлагаю ребятам обратиться к герою повести – Биму. «Чем больше всего вас покорил Бим?». Что интересно, ребята настолько полюбили его (Бима), что совершенно забывают о существовании Ивана Иваныча. Поэтому необходимо было подтолкнуть ребят к мысли, что Бим стал Бимом благодаря ему, Ивану Иванычу.

Поэтому следующий вопрос был: «Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пёс?» и вот здесь меня ребята очень порадовали. Отвечая, они единогласно приходят к мысли о том, что «Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта – норма жизни, иначе быть не может. Бим твёрдо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси – и тебя впустят. Он привык доверять людям». Вот так, постепенно мы подошли к главному, стержневому вопросу нашей беседы: «Кто такой И.И.? Что это за человек?». По мнению ребят, Иван Иваныч – это человек большой души, и не удивительно, что Бим добрый, верный, преданный пёс. Он любит и понимает природу. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве.

Обобщая ответы ребят, обратила внимание на слова небольшого лирического отступления: «Стоит на земле цветок…». Эти слова полностью можно отнести к Ивану Иванычу.

Говоря об ИИ. подчёркиваю, что история взаимной дружбы Ивана Иваныча и Бима, человека и собаки, обогащает их обоих, делает счастливее. Затем прошу ребят обратить внимание на то: всё ли так трагично, как трагично заканчивается повесть? И мы приходим к выводу, что хотя Бим и погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. В ходе беседы от души порадовалась, что ребята с возмущением говорят о бездушии людей, зло, жестоко поступивших с Бимом. Люди, способные травить, мучить собаку, могут так же жестоко поступать и с человеком. Вот так постепенно мы вместе подходим к мысли, что жестокость людей идёт от их равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть: когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестаёт быть.

И всё-таки беседу по повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» не хотелось бы заканчивать на трагической гибели Бима. Вместе с ребятами зачитываем слова из повести: «Странным, очень странным показался ИИ. двум простецким собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себя: «Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы и вёсны». В чём суть этого философского раздумья Ивана Иваныча?

Ребята правильно понимают слова старого журналиста: «Как зимы и вёсны, чередуясь проходят печали и радости, улыбки и слёзы в нашей человеческой жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы, когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет серых, климов, этих равнодушных, злых людишек». Повесть Троепольского не только о доброте и чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.

В конце беседы говорю ученикам, что мы не должны ограничиваться только повестью «Белый Бим Чёрное ухо». При знакомстве с темой «человек и природа», предлагаю почитать им Ч.Айтматова «Белый пароход», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».


Урок внеклассного чтения

в 8 классе по повести «Белый Бим Чёрное Ухо»

Тип урока: комбинированный. Тема: Проблема добра и зла (вопросы нравственности к повести). Цели урока:
    образовательные: проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов; развивающая: развитие речи учащихся; воспитательные: способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»; учить видеть и различать добро и зло; способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
Подготовка к уроку:
    организация домашнего задания; самостоятельное чтение повести; нарисовать иллюстрации; ответить на вопросы:
    какие чувства вы испытывали, прочитав повесть? какие герои добрые, а какие злые? Обоснуйте ответ. как вы понимаете, что такое зло и что такое добро? какие художественные средства использует автор при описании героев?
индивидуальные задания для учеников – консультантов:
    сообщение о жизни писателя; подобрать цитаты о доброте, зле, совести и счастье из текста; выучить стихотворения Д.Нартова «Человек и собака», С.Никулина «Белый Бим»; составление схемы: «Путь Бима в поисках хозяина».
Оформление доски:
    презентация урока; выставка книг на тему; «Братья наши меньшие»; эпиграфы к уроку.

ХОД УРОКА

    Звучит музыка Свиридова «Вальс», на фоне высвечивается слайд 1,2. Учитель обращается к эпиграфам и просит их прокомментировать слайд 3;
    Жизнь идёт потому, что есть трудности и есть надежда. Жизнь идёт потому, что есть книги, питающие надежду.
Г.Н.Троепольский
    В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.
Г.Н.Троепольский
    Ученик читает стихотворение Д.Нартова «Человек и собака»; Учитель:
- Здравствуйте!

Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душе преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра до зла?...
(Л. Новикова)

    Слайды 4,5 (иллюстрации, вопросы к ним); Словарная работа:
Добро - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее положительные нравственные ценности. Зло - категория этики, наиболее общее понятие морального сознания, характеризующее отрицательные нравственные ценности.
    Вопросы к тексту:
    Почему Иван Иванович не дал утопить белого щенка с чёрным ухом? Какие отношения сложились между Иван Ивановичем и Бимом?
- каким видел Бим хозяина? - почему Иван Иванович привязался к Биму?
    Как шло взросление Бима?
    К какому заключению о людях пришёл Бим во время поисках хозяина? Каких плохих (злых) людей встречает Бим? Как меняется его состояние после встречи? Кто для Бима является олицетворением добра?
    Работа со схемой «Добрые и Злые» (слайд 8); Индивидуальное задание: ученик комментирует путь – схему «Поиски хозяина»; Просмотр отрывка из художественного фильма (кадр: отец Толика уводит Бима и привязывает к дереву) и анализ его:
- Ребята, что происходит с Толиком после этого эпизода? - Умеют ли животные плакать как люди? - Найдите и зачитайте когда впервые Бим заплакал? 11. Как автор художественными средствами раскрывает чувства Бима? (слайды 10,11,12,13,14)
    Символ дверь
    Цель, спасение, надежда, гибель, вера, одиночество "Эта дверь никак не походила на другие, что знавал Бим... Но это была дверь, теперь единственная дверь, через которую можно было взывать о помощи и сочувствии..." Двойные, тройные определения:
    одинокий, грустный, ни за что обиженный пёс", "добрыми, наивными, ласковыми и невинными глазёнками", "что-то незнакомое, таинственное".
Цветные эпитеты:
    "...дом, в котором он жил, был серый, и жена его в сером платье", "...с виду он был важный, в серой узкополой шляпе, при сером бантике...", "в сером пиджаке".
Сравнения:
    "седой, как снег" Иван Иванович; "Серый человек храпит, как заяц под берлогой...", "Серый врал, как заправский сочинитель".

Метафоры:

    «...ветки... будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь... Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми...» «лес вздохнул»
    Небо густо забрызгало поляну подснежниками (капельки неба на земле!)
12. Выводы по уроку: (слайд 15) Следы Бима на земле:
    Хрисан Андреевич и Алеша; Толик и родители Толика; Толик и Алеша; Собаколовы и собака Лохматка; «…большой город заговорил о Биме».
Новый Бим. Надежда (слайд 16):
      «Добрых людей много». «Дружба и доверие не покупаются и не продаются»… «Нет, неспокойно и в этом голубом храме с колоннами из живых дубов…»
13. Памятник собаке (слайд 17); Ученик читает стихотворение на фоне музыки: С грустью брожу я по городу, Озадачен вопросом одним: «Где же разыскать эту гордую Собаку, по имени Бим!..» Мне в твоё ухо бы чёрное Прошептать, как ты мною любим, Мысли твои я прочёл бы я, Ты – друг мой, ты – ласковый Бим, Город встречается с вечером, И трамваи проходят звеня. Ищет тепла человеческого Мой Бим. Так ищи же меня!» С.Никулин «Белый Бим» 14. Слово учителя. Вы помните, ребята: Толик найдёт Бима, но быть с ним не сможет. Почему? Как вы расцениваете его поступок?

(Толик оказался слабым… У него не хватило стойкости… Он струсил перед злом…) Почему (Он верил людям… Он хотел получить весточку о хозяине…) как вы считаете, Бим поверил собаколовам и сам пришёл к ним? Просмотр кадра из кинофильма: Иван Иванович ищет Бима в изоляторе для собак. Учитель читает отрывок из 16главы («Иван Иванович попросил их отвести Бима в лес»…до слов: «Любой охотник снимет шапку и постоит молча»). Звучит музыка. «Вальс» Г.Свиридова .
Чтение стихотворения воронежского поэта С. Никулина: Слышу – выстрел стихает Над простором лесным… А мне кажется – лает Белый Бим, Белый Бим. И доверчиво смотрит В человечьи глаза, Будто вовсе не помнит Ни скитаний, ни зла. В ясный день и под вечер, Под ненастьем любым Выбегает навстречу Белый Бим, Белый Бим… Дай обидчику сдачу И не сгинь в темноте, И душою незрячих Научи доброте. Учитель: Как вы думаете, ребята, почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих душою»? Обобщение. Бим прошёл через многое за свою короткую четырёхлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и всё шёл с единственным желанием найти своего друга… Он верил нам, людям, и этим учил доброте. Какой след в душе у вас оставила книга, ребята? (Очень жаль Бима… Я просто представить не могу, что Бима нет… Больно внутри… Как много злых людей...) Заключительное слово учителя : Мы на печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. И пусть его прощание будет молчаливым и строгим: чувство печали не терпит громкоголосья… Напоследок обратим внимание на «Приглашение к размышлению». 15. Домашнее задание. Написать сочинение – размышление, используя одну из цитат повести (раздаточный материал предлагается каждому ученику).

Цитаты из повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное Ухо", 1971 Читатель друг! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои "законы". Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла. Я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла - это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы. Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. С собачьей точки зрения, это было уже твердое убеждение. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся. Все-таки и у собаки жизнь бывает собачья, ибо она живет под гипнозом трех "китов": "нельзя", "назад", "хорошо". Совесть... От нее никогда и никому не уйти, если она не похожа на идеально прямую хворостину: такую можно согнуть в дугу и, отпустивши по желанию, выпрямить, как вам угодно. Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж. И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Дружба и доверие не покупаются и не продаются. Укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. 7

Урок чтения в 4классе.Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Цели:

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитывать личность духовно-нравственную умеющую сострадать, воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным, ответственность за свои поступки перед животными.

Тип урока : Урок доброты.

Методы : словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, беседа, видео метод,проблемный.

Приёмы: сравнение, анализ.

Формы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудовани е:

1. Портрет Г.Н.Троепольского
2. Текст произведения

3. Карточки с заданиями

4. Иллюстрации к тексту

5. Текст стихотворения «Не будь жестоким»
.

6.Проектная работа учащихся.

7. Видео материал.

8. Музыкальное сопровождение

Ход урока:

1.
Организационный момент
Мы улыбкой как солнышком брызнем,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Мы улыбкой умеем делиться

И ответную искру зажечь.

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания . Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?

(Г.Н. Троепольский)

На доске вывешивается портрет писателя и название повести.

-Назовите главного героя повести.

Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.

-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?

На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима

-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)

Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.

-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.

Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.

-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).

-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)

-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)

-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.

1. Зашевелился осколок
2. Ивана Иванович в больнице

3. Бим ищет хозяина

4. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми

5. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима

6. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4
. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»
О ком эти слова?

«Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею….(Степановна)

Девочки дают характеристику Степановне(заботливая, искренняя, скромная)

«Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой..Иван Иванович(добрый, отзывчивый, терпеливый, преданный)

Что вы можете рассказать о Биме? (паспорт героя, синквэйн, характеристика)
1) Работа по тексту
- Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133.
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?


( Просмотр фрагмента гибели Бима )
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)

-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)

-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

Работа по вариантам:

1 вариант «Бим вошёл в мою жизнь.Чем он же взял?

2 вариант «Эх,если бы Бим был человеком..»

У человека много всяких пороков, но самый плохой -равнодушие

Равнодушие -безучастное, лишённое интереса пассивное отношение к окружающему миру.

Это состояние человека, в котором он не проявляет интерес к чему либо.

Синонимы апатия, чёрствость,безразличие, бессердечность, пассивность, бездушие.

6)Чтение стихотворения «Не будь жестоким» под музыку Моцарта «Симфония серца».

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,

И на людей так жалобно смотрела,

Но люди обходили стороной.

Собачка жалобно скулила

И от прохожих помощи ждала,

А от голода и боли выла,

Была под сорок градусов жара.

Но люди проходили мимо,

Едва лишь на щенка взглянув,

Другие пробегали торопливо,

И головы не повернув.

Я тоже мимо проходил,

Я в школу очень торопился,

Спасая от жары, под куст собачку посадил,

В надежде после школы возвратиться,

Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,

Ты, потерпи немножко,

И накормлю, и напою,

И вылечу больную ножку.»

В тот день мне на уроке не сиделось,

Всё грезились её глаза,

Молящие, просящие, как в горе у людей,

И с них катилась крупная слеза.

Когда к собачке подошёл,

Она уже мертва была,

Напрасно на людей смотрела,

Напрасно от бездушных помощи ждала.

И тут ко мне девчушка подбежала:

«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»

И на валявшийся булыжник показала,

Что весь в крови испачкан был.

И крикнуть захотелось громко:

- Что же вы, люди, так черствы,

Не помогаем братьям меньшим в горе,

И не спасаем от беды!

Где ж ваша человечность и добро,

Иль при рождении не досталось,

Или с годами вас покинуло оно,

Или не гложет вас сомнение,

Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,

Кто-нибудь бездушный, без стеснения,

Камень злобы не положит на душу тебе.

Когда вспоминаем героев этой повести и стихотворения в воображении возникает образ трогательного, верного, беззащитного существа, жизни которых закончились трагически. Им противостоит образ злобного равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

Но всё-таки в нашей жизни больше добрых и отзывчивых, милосердных людей заботящихся о своих младших братьях, такие есть и у нас в классе. Ребята которые подготовили для вас очень интересный проект.

Представление проекта учащимися

1.Тема, цели и задачи.

2.Актуальность проблемы и пути решения.

3.Представление работ учащимися.

Понравилась вам работа наших ребят?

Что они хотели донести до вас?

5. Заключительная часть урока
Слово учителя

-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Выставка книг о собаках.

Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды,

Есть великаны, это –доги

Коротконогие бульдоги.

Ленива сытая хозяйка,

И такса кнопочка лентяйка,

Бесстрашен пограничник воин

И пёс Руслан его достоин!

Хозяин пса- кулак и скряга,

Под стать ему Репей дворняга,

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в неё бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

А верный пёс хороший друг

Зависит от хороших рук!

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?

-Почему повесть так названа?

-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?

- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он

познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7 .Рефлексия

В России в городе есть памятник Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы. Мы тоже подарим цветы нашему другу,если вам понравился урок и всё было понятно выберите –зелёный цветок,если что-то вам не понятно выберите –красный.

Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся)

8.Домашнее задание

1.Композицию

2. Письмо другу

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» Троепольский написал в 1971 году. Автор посвятил произведение А. Т. Твардовскому. Центральной темой повести является тема милосердия. На примере истории о собаке Биме автор показывает, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, проявлять доброту, заботиться о братьях наших меньших.

Главные герои

Бим – пес «из породы шотландских сеттеров с длинной родословной. Был нетипичного окраса: белого цвета с «рыженькими подпалинами» , одним черным ухом и одной черной ногой.

Иван Иваныч Иванов – хозяин Бима, охотник, участник Великой Отечественной войны; журналист на пенсии.

Толик – мальчик, который заботился о Биме.

Другие герои

Степановна – соседка, которая присматривала за Бимом.

Даша – девушка, которая помогла Биму.

Хрисан Андреич – временный хозяин Бима в деревне.

Серый мужчина – человек, который снял у Бима табличку с ошейника и избил собаку.

Тетка – соседка, невзлюбившая Бима.

Главы 1–2

Бим родился от породистых родителей сеттеров, но имел нетипичный окрас. Хозяева хотели утопить Бима, но щенка взял к себе Иван Иваныч. Мужчина очень привязался к животному и вскоре начал брать с собой на охоту. «К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой».

Глава 3

Прошло третье лето. На Бима написала жалобу «визгливенькая и жирная» тетка: якобы пес был опасен. Бумагу принес председатель дома, но, увидев пса, понял, что Бим добрый и послушный.

Главы 4–5

Во время охоты Иван Иваныч старался ограничиваться одним-двумя вальдшнепами за охоту и то только для того, чтобы Бим не «загибнул как охотничья собака» .

Иван Иваныч один раз брал Бима на облаву на волков. После этого случая пес на охоте всегда показывал хозяину, что учуял след волка.

Глава 6

Иван Иваныч все чаще страдал от болей, его беспокоило старое ранение – осколок у сердца. В один из дней ему стало совсем плохо. Ивана Иваныча забрали в больницу. Мужчина попросил соседку Степановну присматривать за псом.

Бим побежал за хозяином. Пес по следу добрался до здания «скорой помощи» и начал царапаться в дверь: тут пахло его хозяином. Однако Бима прогнали.

На следующее утро пес снова выбрался на поиски. Бим принюхивался к людям, рассматривал их. Пса заметили прохожие и вызвали милицию. Однако за Бима заступилась девушка Даша. Она отвела пса домой. Степановна рассказала девушке, что Иван Иваныча отправили самолетом в Москву делать операцию.

Глава 7

Утром Даша принесла Биму ошейник с пластинкой, на которой было написано: «Зовут его Бим. Живет в квартире. Не обижайте его, люди».

Соседка выпускала Бима гулять одного. Пес забрел в парк, его заметили мальчишки, принесли собаке поесть. Один из мальчиков, Толик, кормил Бима с рук. К ребятам подошел «какой-то дядька» с тростью – «серый» – и спросил, чей это пес. Узнав, что собака ничья, мужчина забрал ее с собой и привел домой. Он снял с Бима ошейник, так как собирал всевозможные «собачьи знаки» (медали, поводки, ошейники). Ночью от одиночества пес начал выть. Рассердившись, «серый» избил пса палкой. Бим набросился на мужчину и выскочил из квартиры через открытую женой обидчика дверь.

Глава 8

«Дни шли за днями». Бим уже хорошо знал город. Как-то пес учуял запах Даши, который привел его к вокзалу. Девушка уезжала. Пес долго бежал за поездом, а после, тоскуя, упал между рельсами.

К почти умирающему Биму подошла женщина и напоила его водой. Бим поплелся по железной дороге, ему защемило лапу. В этот момент приближался поезд. К счастью, машинист успел остановиться и освободил собаку. Бим вернулся домой.

Глава 9

Толик узнал, где живет Бим, и теперь каждый день гулял с хромающей собакой. В газете появилось объявление о том, что по городу ходит сеттер с черным ухом и кусает прохожих. Узнав об этом, Толик показал пса ветврачу. Врач заключил, что «собака не бешеная, а больная» .

Глава 10

Постепенно Бим начал поправляться, но только поздней осенью смог стать на четыре лапы. Соседка снова начала выпускать пса гулять одного.

Как-то Бима подобрал шофер, который возил их с Иваном Иванычем на охоту. Шофер продал собаку знакомому за 15 рублей. Новый хозяин Хрисан Андреич назвал пса «Черноухом» и забрал с собой в деревню.

Глава 11

В деревне для Бима все было необычно: маленькие домики, домашние животные и птица. Пес быстро «привык ко двору, к его населению, не удивлялся сытой жизни» .

Глава 12

Хрисан Андреич брал Бима с собой пасти овец. У пса появилась обязанность «поворачивать самовольных овец к стаду, следить за ними» .

Как-то к Хрисану Андреичу пришел знакомый – Клим, и начал просить продать Бима. Однако хозяин отказался: ранее он давал объявление в газету о том, что «Пристала собака» , и получил ответ: «Не объявляйте, пожалуйста. Пусть живет до срока» .

Хрисан Андреич разрешил просто брать пса на охоту. На следующий день Клим и Бим отправились в лес. Не приученный к крупной добыче, пес упустил зайца. Клим сильно рассердился и ударил Бима сапогом. Пес упал. Клим бросил собаку в лесу.

Бим, потерявший от удара сознание, вскоре проснулся и, едва переступая, нашел лечебные травы.

Глава 13

Пес провел пять дней в лесу, пока ему не стало лучше, и вернулся в город. По следу Бим нашел дом Толика. Мальчик был рад собаке, но родители категорически не хотели оставлять пса дома. Ночью отец Толика отвез Бима в лес и бросил там.

Глава 14

Бим вернулся в город и снова пришел к дому Толика. Отец мальчика вновь пытался поймать пса, но тому удалось убежать.

Глава 15

Бим поплелся к дому Ивана Иваныча. Однако, увидев собаку, та самая крикливая тетка позвонила в «карантинный участок» . Бима поймали, посадили в железный фургон и увезли в собачий приемник. Очнувшись в «железной тюрьме» , пес начал царапать дверь. «Он грыз зубами клоки жести и вновь царапался, уже лежа. Звал. Просил». К утру пес притих.

Глава 16

В то утро вернулся и Иван Иваныч. Мужчина уже на вокзале начал расспрашивать, не видел ли кто Бима. Иван Иваныч поехал в карантинный участок. Мужчине едва удалось уговорить сторожа открыть двери фургона.

«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего».

Глава 17

Весной Иван Иваныч взял нового щенка, себе и Толику. Это был «породистый, типичного окраска английский сеттер» , которого тоже назвали Бим. «Но старого друга он уже никогда не забудет».

Заключение

В повести «Белый Бим Черное Ухо» автор рассказывает о судьбе собаки, которая до последнего остается верной своему хозяину. Изображая страдания животного, его тоску по дому, автор словно сравнивает доброго, преданного пса и всех тех людей, которые ему встречались: многие из них по положительным качествам уступают Биму.

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» переведена более чем на 20 языков. Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Белого Бима Черное Ухо», а прочесть произведение полностью, чтобы пережить все описанные в рассказе события вместе с героями.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1388.