Лагерная литература. Лагерная жизнь в Колымских рассказах В

Рассказы детей о том «Как я провел лето»

Яковлева Яна, группа «Радость»
-Этим летом я вместе со своим братиком отдыхала в деревне. Там у нас живет старенький дедушка. В деревне очень много разных животных. Я помогала дедушке собирать ягоды. Еще мне очень нравилось купаться на Волге. Было очень весело.

Филатов Кирилл, группа «Радость»
-Этим летом я ездил на Северный Кавказ. Я был в городе Ставрополе у родственников. Ставрополь очень красивый город. Я жил в большом доме. Купался в большом бассейне, загорал. А потом на машине ездил в горы Домбая. Они очень красивые и большие. Заезжали в Тебердинский заповедник, которому 30 лет. Я видел живых медведей, зубров, кабанов. Мне все очень понравилось.

Егорова Саша, группа «Радость»
-Лето пролетело быстро. Я часто с бабушкой ходила на детские площадки. Мне нравится качаться на качелях и на каруселях, кататься с горок и лазать на физкультурных снарядах. Я три раза ходила с взрослыми в рощу, где собирала цветы. Была в гостях. С бабулей и дедушкой ездила к ним в сад. Там загорала. С папой ходила на Волгу. Там я загорала и ела шашлыки. Хорошо летом!
Сейчас я хожу в детсад. В группе весело. Воспитатели и помощница те же - Ирина Александровна, Вера Валентиновна и Татьяна Платоновна.

Рымаков Саша, группа «Радость»
-Каждое лето мы с семьей стараемся съездить в деревню к брабабушке, обычно на неделю, но в этот раз мы с братом уговорили маму остаться еще на недельку.
Самое интересное и любимое занятие у нас с братом Егором - это рыбалка. Если мы наловим кузнечиков, то идем на речку, а когда накопаем червей, то ловим карасей на озере.
Но однажды мы с Егором проспали рыбалку. Так как рыба клюет рано утром, бабуля нас не стала будить, пожалела и ушла без нас. А когда мы проснулись, на сковороде уже жарился один большой карп, у которого хвост вылезал за края сковородки. С одной стороны нам было обидно, а с другой мы гордились своей бабушкой, потому что на реке такого размера рыбу давно уже никто не ловил.
А еще сосед дядя Андрей связал нам по сачку и мы бегали по улице и старались поймать бабочек. У детей постарше меня получалось получше. Мы сажали бабочек в стеклянные баночки и любовались ими, а потом выпускали на волю.
Вот так я провел свое время у бабули в деревне. Мне было грустно расставаться с деревенскими ребятишками, а больше всего с прабабушкой.

Землянская Аня, группа «Радость»
-Летом я, мама и папа ездили в деревню к бабушке и дедушке. Они нам очень обрадовались. С дедушкой мы ходили на рыбалку и поймали несколько рыбок. Дома я рыбу помыла под краником, потому что она была очень скользкая, и отдала кошке Пуське. Я ее очень люблю.
Еще у меня есть любимая собака Тобик. Он всегда скулит и ждет меня, когда я угощу его косточками или колбаской.
Моя бабушка любит ухаживать за своими курицами, их очень много. Когда я давала им зерно, то они бежали ко мне и начинали клевать. Я очень боялась, поэтому траву давала через сетку.
Еще мы ходили на дачу, через деревню. Там живет наша баба Люба и у нее есть бычок. Он гуляет, привязанный на веревке, а я приносила для него сухари и воду.



Рассказ мамы о том, как Андрюша Карпов провел лето
группа «Радость»

Эти летом Андрюша ездил на дачу в Пущино.
Погода была жаркая. Мы всей семьей ходили на Волгу через сосновый лес. Природа у нас там очень красивая. Там у нас живут цапли. Андрюша наблюдал за их гнездами. Цапли сидели в гнездах на верхушках сосен. Птицы были очень большие и громко кричали.
На берегу Волги Андрюша увидел живого рака, наблюдал за проплывающим теплоходом. Загорал, купался в Волге, собирал ракушки, камешки, строил крепость из песка. Когда вернулись с прогулки, увидели возле дома ежика и покормили его молоком.
Еще Андрюша ездил в деревню Эльбарусово. Видел там домашних животных: коров, поросят, гусей, кур. Он помогал дедушке в работе: носил ведра с водой, собирал ягоды. В деревне ему очень понравилось.
Недавно мы купили Андрюше черепаху. Он очень обрадовался, назвал ее Пашей. Он ухаживал за ней, кормил, гулял с ней на улице.
Андрюша очень любит играть в шахматы, шашки, домино. Любит, когда ему читают. За лето он прослушал «Волшебник изумрудного города», «Незнайка на луне». Они ему понравились.
Любимое место в городе - Соборная площадь. Летом он там часто гулял, катался на качелях, на квадроциклах, надувных батутах.
Еще он любит гулять на аллее Славы, где стоят танки и пушки.
Летом посещал выставки в художественном музее, видел обезьян, попугаев, бабочек, змей.
Понравилось ему посещение цирка: катание медведей на велосипеде, обезьянки, собачки, клоуны.
У Андрюши много музыкальных инструментов: баян, губная гармошка, барабан, пианино, гитара, дудочка. Вечерами любит петь караоке, играть на инструментах и танцевать.
Он ходил в кинотеатр «Атал», смотрел детские мультфильмы «Панда Кунфу», «Тачки».
Еще Андрюша любит гулять в Ельниковской роще, играет там в футбол на поляне, катался на пони и на машинах.
Во дворе у него много друзей школьников. Они катаются вместе на велосипедах и самокатах, играют в разные игры.


Копирование или перепечатка записей с блога без согласия автора и указания активной гиперссылки на источник строго запрещена!

Чего мы только не писали! Вроде и каникулы были длинные, и событий много. А рассказать учителю нечего. Похоже, нынешние дети точно так же впадают в ступор, берясь за ручку в первые дни учебы. И пишут такое... Мы собрали для вас самые смешные перлы из школьных сочинений про лето.

«Как я провел лето – никого не касается. Это мое личное дело, так как лето – мое личное время, я не обязан за него отчитываться в сочинении. Надо уважать права человека! И если вы мне поставите двойку за это сочинение, то мы с вами, Екатерина Михайловна, увидимся в Европейском суде».

«А лета не бывает. Я никогда не видел лета. За весной сразу наступает осень. Весной уже все зеленое, осенью уже все желтое, зимой уже все белое. А летом что? Лета не бывает. Я не замечал лета. Или была еще весна, или уже осень».

«Твиттер, сериалы и еда. #я все сказал».

«Это лето я провел с моим воображаемым другом Акакием. Все лето он сопровождал меня в моих похождениях. Еще я в деревне тусовался с коровами и курами. Мне было настолько скучно, что я разговаривал с помидорами и огурцами, но они оказались какими-то молчаливыми».

«Ну что ж, я провела его не плохо. Если не считать, что я почти два месяца находилась в богом забытом поселке. Зато, бабулины пирожки были высшего вкусового качества. Да и с ребятами, которых я не видела лет пять точно, было весело». (Орфография и пунктуация сохранены. – Прим. ред.)

«Ну чего, нормально лето провел. Ничего не делал, кушал, никуда не ездил. Посмотрел еще „Людей Икс“, но они как-то не очень. В школу не хочу, лучше бы лето не заканчивалось».

«Остаток лета я провел у бабушки на даче, у нее всегда есть много работы, поэтому я ей помогал: рубил, пилил и копал».

«С 1 июня до 15 июля мы с бабушкой собирали ягоды, а с 16 июля по 31 августа – грибы. Кроме того, запланирован сенокос, и еще мы откармливаем свинью».

«Этим летом я совсем не отдыхал. Я много и тяжело работал. Выносил мусор. Покупал хлеб».

«Летом я ездил к бабушке в деревню. Деревня называется Бет Зера, это в Израиле. В деревне хорошо: можно читать книги, играть на скрипке и фортепиано, кушать. Хорошо летом в Израиле!»

Как я провел лето.

* Другой вариант сочинения от женского лица Как я провела лето (от редакции)

Это было интересное лето. Если первый месяц отдыха ничем не отличался от предыдущих летних каникул, я был в городе, то последующие два месяца оказались для меня самыми запоминающимися, я уехал к тёте в деревню. Именно, с проведенными днями в деревне у меня связаны самые интересные события и яркие впечатления моего лета.

В деревне время идет медленно и нерешительно, совсем не так, как в больших городах. Кажется, что прошел целый месяц, а на самом деле прошла всего одна неделя. Обычно, с утра я помогаю тёте по огороду, хотя ее утро начинается раньше моего. У нас деревня далеко от поселка и вода из крана неслыханная роскошь, поэтому я беру два старых железных ведра и иду через три дома к колодцу. Вода из колодца невероятно чистая и очень холодная. Иногда приходится что-то сделать по дому, но как только появляется первая возможность, я перемахиваю через забор и бегу к друзьям.

В деревне у меня хорошие друзья. Вместе мы проводим почти все время. В самые жаркие дни мы часами можем просидеть на берегу речки. Купаемся, резвимся и провожаем взглядами проходящие баржи. Как-то мне попало от моей тёти за то, что я пропустил обед, а на самом деле я и не был голоден. Дело в том, что мой друг Пашка принес от дяди Сережи целый пакет картошки, и мы пекли ее прямо в костре. Какое это удовольствие перекидывать из одной в другую руку горячую картошку, а потом разламывать и съедать по кусочку, очищая ее от соленой золы. Согласитесь, это вам не тарелка с готовым супом. Зато сколько романтики и счастья проведенных, как будто совсем в другом мире, летних дней!

Вечерами я сидел дома в настоящей деревянной избе. Обычно, после ужина к тете приходили подруги, они долго сидели за большим круглым столом в центре комнаты и пили чай. Я находился неподалеку, залезая на большую каменную печь, и либо рассматривал книги, привезенные из города, либо ничего не делал, как часто говорила тётя "бил баклуши". Хотя на самом деле я вел дневник, и, как Робинзон Крузо на необитаемом острове, делал пометки, отсчитывая дни до того времени, когда меня заберут в город.

Иногда, я ловлю себя на мысли, что деревня и есть далекий от города островок, где жизнь подчиняется другому ритму. Может быть, потому что здесь ближе к природе, а может быть, просто города так далеко оторвались от настоящей спокойной жизни в погоне за техническим прогрессом. Так или иначе, я городской человек и мое место там, в нескончаемом потоке информации, но каждый раз уезжая из этого тихого островка спокойствия, я буду вспоминать о том, как провел лето и скучать по моей деревне.

Как я провел лето – сочинение

Все люди любят лето, а я его просто обожаю. Даже летний зной меня не пугает, его можно переждать в тени, поехать купаться в прохладной реке, или охладиться вкусным мороженным. Зимой приходится греться дома или одевать теплую и тяжелую одежду, чтобы не замерзнуть. А летом даже в одной футболке и шортах бывает жарко. Еще летом много интересных развлечений, я люблю ездить за город на пикники и вылазки с семьей или друзьями вот как я провел лето.

Вспоминая как я провел лето , можно долго рассказывать об интересных и разных днях, проведенных с друзьями и семьей. Каждый год я езжу к бабушке с дедушкой в деревню, бываю на речке и обязательно путешествую с родителями на море. После последнего учебного дня отправился к родственникам в деревню, находящуюся в соседней области. Поездка была интересной, в автобусе не было свободных мест, за окнами проносились деревья, растущие вдоль дороги.

У дедушки и бабушки небольшой, но уютный домик и большое хозяйство. Утром нас будили громкими криками петухи, и я шел помогать по дому, пока еще не стало очень жарко. Днем меня отпускали на речку, куда я ездил на дедушкином, большом велосипеде. По дороге на речку можно было заехать за друзьями. Они приезжают к родственникам на лето из разных городов или постоянно живут тут с родителями.

На речке весело и много отдыхающих. Взрослые и дети располагаются на маленьком берегу, очищенном от кустов и деревьев. На мягкой траве можно расстелить покрывало и загорать, пока вода не обсохнет, а потом опять идти купаться. Вода в речке очень чистая и прохладная из-за небольшого течения, против него интересно плавать на скорость. В деревне я гощу несколько недель, потом еду к себе домой.

Как я провел лето с родителями

Когда у родителей совпадает отпуск, мы все вместе едем на море. Этим летом была хорошая погода, пока мы отдыхали на побережье, небо было ясное и безоблачное. Солнце хорошо прогрело морскую воду, и я много купался, выходя на берег когда меня звали обсохнуть. Каждый день мы проводили на пляже, задерживаясь там до вечера, а вместо обеда покупали вкусные и сочные фрукты. Один раз мы с папой поплыли на морскую рыбалку, а пойманную рыбу почистили и приготовили на костре. Получилось вкусно, и мама очень обрадовалась сюрпризу. Неделя на море пролетела незаметно, и мы вернулись в свой город.

Остальное время летних каникул я провел дома, гуляя с друзьями во дворе. Мы вместе ездили на городские пляжи, ходили в парк рядом с домом на аттракционы. В сильную жару мне нравилось ходить в кинотеатр, где прохладно и вкусно пахнет попкорном. За это лето я успел посмотреть много новых и интересных фильмов. В дождливую погоду я сидел дома и читал приключенческие книги, их мне посоветовали прочесть друзья, общался с ними в интернете.

Я провел это лето интересно, жалко, что оно пролетело как один день.

Мини сочинение “Как я провел лето” 1, 2 класс. (Вар 1)

Мое лето было очень интересным. Я с мамой много гулял по парку, она покупала мне мороженное, было очень весело. Мы часто готовились к началу учебного года.

Заучивали интересные стихи, повторяли буквы и цифры. За лето я научился считать до тридцати, считать меня учила моя бабушка Зинаида.

А так же папа показал мне разные деревья, когда мы всей семьей ходили на пикник, в лес. Папа сказал что в лесу нельзя разжигать огонь, ведь огонь может стать большим, перекинуться на деревья.

В лесу живут разные животные, летом их особенно много, они не прячутся у себя в домиках. А дядя Руслан подарил мне маленькую удочку, следующим летом я обязательно пойду рыбачить.

Мини сочинение “Как я провел лето” (Вар 2)

Это лето было великолепным! Июнь не был примечателен по сравнению с прошлыми летними каникулами. В этом месяце я был в городе и не происходило ничего необычного, А вот следующие два месяца лета останутся надолго в моей памяти. В это время я был в деревне у тети. Поэтому с этим местом у меня связаны уйма незабываемых воспоминаний.

За городом время протекает не так быстро, как это происходит в городе. Иной раз думаешь, что пролетел целый месяц, а по правде – несколько дней. Утро у меня обычно проходит на огороде, помогая тете. С проточной водой с крана часто возникают проблемы, поэтому приходится несколько раз в день ходить за ней к колодцу. Там вода кристально чистая и прохладная, Иногда находятся дела по хозяйству и я с удовольствием их выполняю. А после этого всего я собираюсь и быстро бегу к друзьям.
В деревне у меня есть приятели, с которыми мы проводим очень много времени. Когда на улице ясная и солнечная погода, мы обычно отдыхаем на берегу реки, что неподалеку от дома, и болтаем о чем – то своем. Еще мы очень любим купаться в этой самой реке. Однажды тете отругала меня за то, что я не пришел к обеду. Ну а я прост не проголодался к тому времени, потому что мой друг мы с друзьями ели печеную на костре картошечку. Это просто объедение – пальчики оближешь!
Вечера я проводил дома. В это время к тете часто приходили ее приятельницы и они вели свои беседы и пили чай. А я в это время лежал на каменной печи и читал книжку.

Иногда, ко мне приходит осознание того, что деревня – это крохотный мирок вдали от города. Здесь жизнь протекает совершенно в ином ритме. Наверно, это потому что здесь мы находимся совсем близко к природе и не гонимся за благами цивилизации. Каждый раз, когда заканчиваются летние каникулы, я с неохотой возвращаюсь в город и с нетерпением жду новой поездки в деревню, которая будет наполнена новыми незабываемыми впечатлениями!

Мини сочинение “Как я провел лето” (Вариант 3)

С наступлением лета у многих людей ощущается прилив сил и бодрости. Я бы не сказал, что их не было раньше, но в летнюю пору это ощущается как – то по – особенному.

Летом можно тратить время на то, что не успеваешь в учебные дни. Например, больше общаться с друзьями, гонять с ребятами мяч, проводить больше время с семьей, кушать мороженое, купаться в речке, спать дольше обычного…
Также летом на деревьях поспевает множество разных фрукт и ягод. Это тоже очень радует! Летом мы с родителями часто ездим на дачу, там тоже очень интересно. Мама рассказывает мне много нового о растениях. Вообще растения – это мое хобби!
В летнюю пру все вокруг преображаться в очень яркие краски. Конечно же, они не менее привлекательны и красивы, нежели в другое время года, но все же летом они особенные. Иногда я с родителями или с друзьями выбираемся в лес. Мы устраиваем там пикник и наблюдаем за жизнью обитающих там животных: ежиков, зайчиков, енотов, белочек… Еще очень часто мы ездим с папой на рыбалку, а иногда даже с ночевкой. Это непередаваемая атмосфера! Там можно ловить рыбу, купаться в речке, петь песни у костра с наступлением вечера… Однажды мы наловили целое ведро рыбы, а по приезду домой мама приготовила вкусную уху. Вот это объеденье получилось!
Я смело могу сказать, что именно лето является моей любимой порой. Было бы здорово, если бы оно длилось немножечко дольше!

ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

1. Проблемно-тематическая специфика произведений, объединённых термином «лагерная проза». Её место в русской литературе второй половины ХХ века.

«Лагерная проза» - литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа И. Солоневича, Б. Ширяева, О. Волкова, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования.

Естественно, что в своих творческих исканиях представители «лагерной прозы» не могли пройти мимо художественно-философского опыта Достоевского, автора «Записок из Мертвого дома». Не случайно в книгах А. Солженицына, в рассказах В. Шаламова, в повестях Л. Бородина и др. мы постоянно встречаемся с реминисценциями из Достоевского, ссылками на его «Записки из Мертвого дома», которые оказываются отправной точкой отсчета в художественном исчислении. В своих размышлениях о человеческой душе, о борьбе добра и зла в ней эти прозаики приходят к тем же выводам, к каким приходил их великий предшественник, утверждавший, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают социалисты.

Первые лагерные вещи явились на свет в разреженной атмосфере неведения о жизни Архипелага. Информация о тюрьмах и зонах была заблокирована в закрытых отделах архивов и библиотек.

Значение «лагерной прозы» определяется тем, что она позволяет глубже осознать процессы, происходящие в современной действительности. Знакомство с «лагерной прозой» убеждает, как неисчерпаемы психологические глубины человека, способного не только на духовный взлет, но и на разнообразные формы морального падения. При всем эстетическом разнообразии и стилевой разноплановости «лагерная проза» пронизана мыслью, что в кровавых событиях ХХ в. виновен и сам человек, оказавшийся не столь совершенным.

2. Мемуарно-биографические книги Е.С. Гинзбург «Крутой маршрут» (1967), А.В. Жигулина «Чёрные камни» (1988), О.В. Волкова «Погружение во тьму» (1957-1979). «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына – главная книга на эту тему.

Мемуарно-биографические книги, всегда тяготевшие к историческому жанру, приобретают особое значение. «Крутой маршрут» Е. Гинзбург, «Черные камни» А Жигулина, «Погружение во тьму О. Волкова написаны людьми, попавшими в сталинскую мясорубку. Оказавшись в лагерях по навету, пережив ужасающие страдания и унижения, эти авторы выплеснули на страницы книг всю боль своих измученных душ, тяжелую обиду на вопиющую несправедливость, и их произведение приобрели звучания подлинных, исторически достоверных документов.

"Крутой маршрут" (1965) Е.С. Гинзбург - интереснейший показательный документ эпохи и в то же время страстный, очень субъективный монолог женщины, интеллигента, мыслящего человека. В этой книге обнаруживается попытка осмыслить причины трагедии, которая стряслась с ней и ее товарищами по несчастью, веру в конечное торжество справедливости и в то же время наивность многих суждений, рожденную представлениями ее времени.

Книга Е.С.Гинзбург - драматическое повествование о восемнадцати годах тюрем, лагерей и ссылок, потрясающее своей беспощадной правдивостью и вызывающее глубочайшее уважение к силе человеческого духа, который не сломили страшные испытания.

Нельзя не увидеть, как бьется в книге мысль автора в поисках ответа на вопросы, волнующие общественность в 50-60-е гг.: кто виноват? Как и почему произошли события, связанные с эпохой культа личности? Где гарантии, что это не повторится? Но четкого ответа в книге нет. Не случайно в книге четко определена исходная позиция автора "Крутого маршрута" и весьма туманно изложены взгляды автора на одном из завершающих этапов ее пути: "...я считала своим долгом дописать все до конца... чтобы раскрылась внутренняя душевная эволюция героини, путь превращения наивной коммунистической идеалистки в человека, основательно вкусившего от древа познания добра и зла..."

«Чёрные камни» (1988) А.В. Жигулин считал главной книгой своей жизни.

Ещё в застойные годы он прочитал в самиздате произведения Александра Солженицына и Варлама Шаламова и был поражён их содержательной глубиной и художественной мощью. Естественно, он не мог пройти мимо жизненного и философского опыта Ф.М. Достоевского, которому тоже пришлось провести годы «во глубине сибирских руд».

Попав на Колыму, Жигулин стал заинтересованно изучать лагерный фольклор: блатные (а по существу, народные) песни, анекдоты, шутки, «переводы» отдельных слов, произнесённых на «фене».
Всё это он записывал в особую тетрадку, которую у него изъяли при освобождении в 1954 году. Собирание словарей русского языка на протяжении всей жизни было увлечением поэта, они занимали значительное место в его домашней библиотеке.

Сразу после освобождения Жигулин, по собственным словам, «не умевший толком писать ни стихи, ни прозу», с присущей ему аккуратностью и вниманием к деталям зафиксировал в своём дневнике воспоминания о наиболее важных событиях, относящихся к периоду КПМ и тюремно-лагерной одиссеи. Спустя 30 лет эти записи очень пригодились ему в работе над «Чёрными камнями».

«Писать в небольших записных книжках Анатолий начал с 1954 г., когда его привезли с Колымы в один из воронежских лагерей в связи с пересмотром дела молодёжной антисталинской организации, – вспоминала Ирина Жигулина.– Первые две записные книжки (№1 и №2) написаны карандашом. Первая почти вся посвящена поэзии. Он восстанавливает первые строчки стихов, написанных в тюрьме во время долгого следствия 1949-1950 гг., в лагере (без объяснения, что это за строчки). Тексты из осторожности не записывались. Он жадно пытается писать новые стихи, делает вольные переводы из Горация, размышляет о поэзии, о жизни, но ни слова – о лагерном прошлом…

Записная книжка №2 – как пульсирующее обнажённое сердце. Он уже откровенно пишет о своих мучительных ощущениях, сомнениях. Делает записи о Колыме и о военном детстве.

Своим «Архипелагом ГУЛАГ» А.И. Солженицын сделал самый решительный шаг по пути синтеза искусства и истории. Не случайно он дал своей книге такое жанровое обозначение - «опыт художественного исследования». И именно эта книга, несмотря на ее «судорожность и недоработанность» (что автор объяснял гонениями, которым он тогда подвергался), произвела самое сильное впечатление на читающее общество как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Самым главным источником потрясения был тот фактический материал, который представил Солженицын на основании 227 свидетельств бывших узников ГУЛАГа, бесед с разными людьми, собственных изысканий и своей биографии. В годы «оттепели» кое-что о массовых репрессиях в «период культа личности» стало известно, кое-что бродило в слухах и молве. Но то, что сделал Солженицын, оглушило читателей 1970-х годов. Он первым дал систематический обзор преступлений правящего режима против своего народа: тут и история всех волн массовых репрессий, начинаяс 1921 года (концлагеря для семей крестьян во время Тамбовского восстания) и кончая 1948-м (высылкой причерноморских греков); тут и история самых громких политических процессов, начиная с 1918 года и вплоть до судилищ 1937-1938 годов; тут и обозрение всех разновидностей карательных учреждений, созданных советской властью, всех «островов» и «портов» ГУЛАГа; тут и длиннейший список строек, выполненных рабским трудом арестантов «с первой пятилетки по хрущевские времена»; тут и жуткая классификация приемов сламывания воли и личности арестанта во время следствия.

Эта книга окончательно развеяла иллюзии насчет так называемых «преимуществ реального социализма». Она показала всему миру, что тот режим, который пришел к власти в результате октябрьского переворота, был изначально преступен.

Что на совести этого режима - уничтожение десятков миллионов

советских людей, т.е. геноцид собственного народа. Все, названное выше, конечно же, относится к сфере исторического знания. Но то эмоциональное впечатление, которое вызывали представленные в «Архипелаге» реальные факты и документальные материалы, рождало, как цепную реакцию, эффект эстетический - ценностное отношение читателя. Нельзя не учитывать и того, что отдельные факты, приводимые Солженицыным, это, можно сказать, готовые образы, перед ними меркнет фантазия самого изобретательного беллетриста - настолько они ошеломляющи сами по себе, настолько емки по своей обобщающей силе. Эти факты, к тому же, изложены пластическим словом Солженицына-художника и эмоционально окрашены его нескрываемым чувством. А из сплава жизненного материала и раскаленного чувства автора-исследователя возникает определенная поэтика.

Солженицын в своем исследовании советской карательной системы во главу угла ставит «человеческое измерение». Главное, на чем сосредоточено внимание автора: что ГУЛАГ делает с человеческой душой? Есть ли у человека возможность сопротивляться этой бездушной махине? Из семи частей в «Архипелаге» только одна небольшая по объему часть непосредственно посвящена обозначенной проблеме - это часть четвертая, которая называется «Дуща и колючая проволока». Но в ситуации «душа и колючая проволока» представлены автором рассказанные во всех других частях судьбы сотен людей, прошедших через «канализационные трубы» ГУЛАГа. Солженицын показывает, как целенаправленно и беспощадно ГУЛАГ растлевал душу отдельного человека, как системе удавалось добиваться растления миллионов («массовой паршой душ» называет автор эту эпидемию) и в чем это растление проявлялось (страх, ложь, скрытность, жестокость, стукачество, а главное - рабская психология).

В сущности, воспоминания Автора о своих постыдных поступках и о своих прежних политических убеждениях носят характер покаяния. И с этого начинается процесс его духовного восхождения. Солженицын отмечает основные ступени, по которым поднимается душа узника ГУЛАГа: тут и уроки интеллектуального самостоянья, извлекаемые из общения с умными людьми, с которыми его свела тюремная доля, тут и трезвое осознание несоизмеримости своей собственной беды с эпическим разливом трагедии миллионов жертв тирании. И наконец, это близкое к религиозной идее великомученичества благодарное чувство к своему узилищу.

3. Тема репрессий в романах А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», «35-й и другие годы» (1988-1989).

В своем романе "Дети Арбата" (1966-1983) А.Рыбаков пытается постигнуть внутреннюю жизнь "человека с тигриными глазами" - Сталина. Писатель уверен, что диктатор исказил основные идеи Ленина, предал дело создателя партии. Проявилось это в Свертывании НЭПа, в насильственной коллективизации, в пестовании гигантского бюрократического аппарата, в культивировании вождизма, в подмене "социалистической демократии совсем другим режимом". Сталин "еще тогда, в молодости...понял, что демократия в России - это лишь свобода для развязывания грубых сил. Грубые инстинкты можно подавить только сильной властью, такая власть называется диктатурой". Во имя "социалистического рая" на земле нужно, по мысли Сталина, безжалостно расправляться с политическими противниками. "Смерть решает все проблемы. Нет человека и нет проблем". Власть должна опираться на страх. "Страх надо поддерживать любыми средствами, теория непотухающей классовой борьбы дает для этого все возможности. Если при этом погибнет несколько миллионов человек, история простит это товарищу Сталину".

Тема сталинских репрессий - важнейшая в романе "Дети Арбата". Книга воссоздает события 1933-1934 годов: ХУП съезд партии, подготовку покушения на С.М.Кирова, яростную борьбу за власть различных сил в партии и стране, многочисленные аресты невинных людей, повседневный быт политических заключенных. Интересна полная абсурдность поводов для ареста: Борис Соловейчик отбывает ссылку за неправильную пунктуацию в лозунге, сын белоэмигранта Игорь расплачивается за свою комсомольскую наивность, типографский наборщик Ивашкин сослан за пустяковую опечатку в газете, повар районной столовой наказан за наличие в меню блюда под названием "щи ленивые", Саша Панкратов осужден за предложение изучать в институте бухгалтерию и выпуск стенгазеты... Конечно же, все эти нелепые обвинения не являются случайными. Они помогают насаждать в народе страх, покорность. А страх рождается тогда, когда нет уверенности в собственной безопасности.

Рыбаков показывает в своем романе, что система страха держится на молчаливом непротивлении злу многих людей. Вот описание незаконного исключения из партии заместителя директора института Криворучко: "Стараясь не глядеть на Криворучко, члены бюро проголосовали за исключение его из партии". Все понимают, что совершается подлость, но никто не протестует.

В романе "Дети Арбата" встречаются образы кровавых палачей, работников НКВД, верных исполнителей воли Сталина. Перед нами предстают реальные исторические фигуры (Ягода, Вышинский, Ежов, Поскребышев) и фигуры вымышленные (Юрий Шарок, Баулин, Дьяксв, Баранов). Довольно подробно описывается восхождение к высотам власти "тихого человека с фиалковыми глазами" - Ежова: работа в 1927 году в ЦК, руководящий пост в Казахстане, умелое проведение сталинской кадровой политики. Страшно то, что фактический руководитель НКВД "свободен от всякого нравственного тормоза, от этических условностей". Под стать шефу НКВД и следователь Дьяков, который верит "не в действительную виновность людей, а в общую версию виновности". Понятно, что суть следствия сводится к тому, чтобы "общую версию...умело применить к данному лицу и создать версию конкретную". Подследственный для Дьякова - всего лишь единица, необходимая для протокола. Протокол же нужен для вынесения приговора. Внутренне близок Дьякову подлец и предатель Юрий Шарок. Путь в "органы" лежит через отречение от родного брата, от Лены Будягиной и Саши Панкратова. Именно в НКВД молодой карьерист ощущает себя в безопасности: "Там его никто не тронет, они сами всех трогают". В Юрии Шароке в полной мере проявляются задатки приспособленца и изощренного палача. Подобные качества быстро находят себе применение в НКВД. "Юра сразу привился в новых условиях, подошел этому учреждению..." В "Детях Арбата" показан еще один тип палача - уполномоченный НКВД Баранов. Именно на совести этого "толстого человека с сытым казенным лицом" лежит смерть ссыльного Карцева...