Частотное разложение в "Фотошопе". Уроки "Фотошопа" для начинающих

Секреты ретуши методом частотного разложения в Photoshop

Урок 7. Структура слоев для ретуши.

В этом заключительном уроке серии по частотному разложению картинки на пространственные частоты я покажу, как создать в палитре "Слои" такую структуру слоев, которая позволит Вам удобно, качественно и самое главное гибко ретушировать Вашу фотографию.

Урок сделан в русифицированной программе СС 2017, но может быть легко повторен в любой версии фотошопа.

Все уроки серии по частотному разложению здесь:

Если у Вас не очень быстрый Интернет, нажмите на "Play ", а потом на паузу и немного подождите пока видео подгрузится для его комфортного просмотра.

  • Автор - Накрошаев Олег
  • Продолжительность видеоурока - 17 мин 06 сек
  • Размер картинки - 1280х720
  • Формат видео - MP4
  • Размер архива - 84,4 Мб

Транскрибация урока:

В этом уроке мы с вами поработаем вот с этой женской фотографией. Что мы сделаем? Мы с вами, как обычно, разложим это изображение на две пространственные частоты, но дополнительно создадим нужную нам структуру слоёв. В прошлом уроке я вам неоднократно говорил, что для ретуши создаётся специальные слои. Давайте, создадим такую структуру слоев и посмотрим, как нам применять инструмент «Штамп», который имеет еще одну дополнительную настройку, которую мы с вами не рассмотрели в прошлом уроке, а именно - "Образец". Если мы с вами раскроем этот список на панели параметров, мы видим, что у «Штампа» может быть 3 настройки: «Активный слой», «Активный и ниже» и «Все слои».

Итак, давайте разложим нашу картинку известным уже вам методом на 2 частоты. Создаем дубликат слоя «Ctrl+J», переименовываем в НЧ, применяем фильтр «Размытие по Гауссу» - «Фильтр», «Размытие», «Размытие по Гауссу». Поставим на 0,1 пикселя, постепенно поднимаем. Как видите, масштаб у меня 11% , очень маленький. Давайте, увеличим масштаб фотографии. Ну, хотя бы до 30%. Лучше, конечно, поставить 100%. Для этого, можно, было до применения фильтра два раза левой клавиши мыши щелкнуть по инструменту «Масштаб», тогда у нас фотография быстро приведётся к масштабу 100%. Но 100% здесь будет немножко многовато. Давайте, поставим 33%. Итак, увеличиваем радиус «Размытие по Гауссу» до того момента, как у нас с вами потеряются детали. Вот уже происходят потери текстуры кожи, вот около 10, 11. Я думаю, 11 будет вполне достаточно. Запоминаем радиус. Нажимаем OK. Добавляю новый пустой слой, выше слоя НЧ, называю его – ретушь НЧ. На этом слое мы с вами будем ретушировать низкую частоту. Далее, переходим на фоновый слой, создаём опять его дубликат, размещаем этот слой на самый верх, переименовываем этот слой в ВЧ. Это у нас будет верхняя частота и, как обычно, применяем фильтр «Другое», «Цветовой контраст». Мы с вами применили фильтр «Размытие по Гауссу» с радиусом 11, соответственно, здесь ставим также радиус 11 и нажимаем OK. Переводим слой в режим «Линейный свет» и заливку я поставлю в 50%. Давайте, посмотрим. Вот у нас исходная картинка, вот у нас то, что получилось после разложение на 2 частоты и сложения этих слоев. Никаких изменений нет. Теперь, мы должны создать слой, на котором будем ретушировать высокую частоту.Для этого я дублирую слой ВЧ - «Ctrl+J», ставлю у этого слоя режим наложения «Обычные», заливку 100% и удерживая клавишу «Alt», навожу курсор мыши между слоями ВЧ-копия и ВЧ. Мы с вами создали обтравочную маску. Давайте, переименуем этот слой в «Ретушь ВЧ». Мы с вами, практически, уже закончили создавать структуру слоёв.У нас остался еще один слой. Ну, давайте на всякий случай проверим, что у нас пока исходное изображение не изменилось. Удерживая «Alt», щелкаю по глазику у фонового слоя. Да, действительно, у нас с вами пока ничего не изменилось.

Теперь, выше слоя ретушь ВЧ, я создаю корректирующий слой «Кривые». Этот слой я создаю для того, чтобы можно было удобно корректировать верхнюю частоту, чтобы мы с вами могли четко увидеть все недостатки, которые имеет кожа у этой нашей модели. Прежде всего, нажимаю внизу палитры свойства на первую слева кнопочку, создаю обтравочную маску. Что мы здесь должны сделать? Мы с вами, просто-напросто, здесь очень сильно поднимем контраст. Причём, контраст мы поднимем вокруг средних тонов, то есть, средние тона у нас останутся неизменные. Переводим левый ползунок вправо, до значения, ну, пусть будет 94. Теперь, передвигаем правый ползунок влево, до значения 162. Вот это значение. У нас кривая точно проходит через центр. Итак, смотрим. Включим и отключим видимость этого слоя. Вы видите, как у нас резко меняется изображение. У него поднимается очень сильно контраст и мы с вами четко видим все недостатки на коже девушки. Давайте, объединим всё это в группу. Верхний слой у меня активен. Нажимаю«Shift» и по слою НЧ – «Ctrl+G» и вот наша группа. Давайте, назовем её «Ретушь». Вот таким образом мы с вами создали структуру слоев, то есть подготовили наше изображения для ретуши.

Давайте, я вытащу палитру «Слои» вот сюда вот. Раскроем ее и еще раз внимательно посмотрим, что у нас получилось. Фоновый слой «Исходный», выше у нас слой с низкой частотой, выше простой пустой слой, на котором мы будем делать ретушь низкой частоты, ещё выше слой с ВЧ, то есть, с высокой частотой. Выше этого слоя у нас слой, на котором мы будем делать ретушь высокой частоты и самый верхний слой – это, так называемый «Усилитель недостатков на коже». Вот такая структура у нас слоёв.

Давайте, немного подретушируем это изображение. Полностью я, конечно, всё делать не буду, так как, это займет довольно много времени. Итак, давайте, свернем палитру «Слои». Поставим её вот сюда вот. Вот таким образом и начнем ретушировать низкую частоту. Я делаю активным пустой слой «Ретушь НЧ», выбираю инструмент «Штамп» и ставим настройки, которые вы уже отлично знаете - жёсткость 0%, непрозрачность пусть будет 25%, нажим 100%. И самое главное, как я вам обещал, обратите внимание на настройки «Штампа», а именно «Образец». Раскрываем этот список, и мы здесь с вами, в этом случае, должны обязательно выбрать настройку «Активный и ниже». И теперь мы можем работать с большими недостатками на лице, то есть, с объемом. Вы можете работать вот таким образом - на композитном изображении. А можете отключить верхние слои с высокой частотой и работать вот на такой размытой картинке. Как вам удобно, так и делаете.

Давайте, я включу 2 верхних слоя и немножко поработаю. Итак, давайте, вот эту ямочку чуть-чуть приглушим. Нажимаю «Alt». Беру образец кожи и переношу ее вот на эту ямочку. Поработаю вот с этим бликом. Немножко его также приглушим. Увеличиваю размер кисти. Вот такой большой размер кисти. Беру образец кожи с помощью «ALT», щёлкаю и немножко приглушу вот этот блик. Давайте, посмотрим. Вот так было, вот так стало. Вы видите, как резко у нас меняется картинка.

Давайте, поработаем вот с этой глубокой морщиной возле носа. Непрозрачность я даже ещё немножко уменьшу. Диаметр, примерно, вот такой возьму. Нажму«Alt», образец кожи и аккуратненько, вот так вот, немножко пройдусь. Будьте очень внимательны и смотрите, откуда у вас берется образец кожи. Давайте, посмотрим. Вот так было, вот так стало.Немножко пригладили эту морщину.

Давайте, слева, также, немножко пригладим морщину. Возьмём «Alt», и тихонечко, вот так вот, пройдемся. Старайтесь как можно чаще брать образец кожи. Вот таким образом. Давайте, немножко на носу прибьём вот этот блик. Нажмем «Alt». Посмотрим - так было, вот так стало.

Можно, немного осветлить глазные впадины. Возьмём образец кожи и аккуратненько, вот так вот, пройдемся под глазами. Посмотрим - вот так было, вот так стало. Давайте, и на левом глазе от нас тоже немножко поработаем с глазной впадиной. Примерно вот так вот. Давайте, посмотрим, что мы с вами сделали. Вот так было, вот так стало. Вы видите, как разительно меняется наша картинка. Ну, я работал, конечно, очень неаккуратно, просто, чтобы показать вам для примера. Видно, что, допустим, очень сильно убрал вот эту глазную впадину и лицо становится, как бы, немножко резиновым. Можно уменьшить непрозрачность. Вот таким образом. Вот таким способом вы обработаете на слое «Ретушь НЧ» все вот такие крупные недостатки – глазные впадины, складки, морщины крупные, блики.

Теперь, перейдём на слой «Ретушь ВЧ». Я включу наш усилитель. Давайте, кстати, переименуем слой «Кривые 1» в «Усилитель», чтобы было понятно, что у нас это за слой. Включим его и четко видим все недостатки. Инструмент «Штамп» у меня активен. Жесткостьставим на 100%, и прозрачность и нажим 100%. Активен слой «Ретушь ВЧ» и теперь, мы опять штампиком аккуратненько работаем. Нажимаем «Alt». Вот видите, я допустил ошибку. Это даже хорошо, что я её сделал. Нажмем «Сtrl+Z» - отмена. Я забыл у штампика изменить параметр «Образец». Нам, теперь, поставить надо только "Активный слой". Начинаем работать. «Alt», берем образец и аккуратненько убираем вот эти все мелкие недостатки. Это кропотливая работа. Здесь лучше увеличить масштаб и спокойно работать. Количество времени, которое вы потратите на эту работу, зависит, конечно, от того, какая у вас цель. Если вы хотите напечатать фотографию 10 на 15, то такую мелкую работу, конечно, не надо делать. Всё равно, вы её на такой фотографии не увидите, настолько эта фотография будет маленькая. А если вы делаете, к примеру, большой портрет, то, конечно, имеет смысл посидеть и вот так вот не спеша всё здесь убрать. Мы видим здесь каждую пору кожи. Можно увеличить масштаб. Уменьшить диаметр кисти штампа и аккуратненько, вот так вот, поработать. Это, как говорится, уже штучная работа. Вы видите у нас всё четко убирается. Причём, структура кожи полностью сохраняется, а не замыливается.

Давайте, уберём вот эту большую родинку. Посмотрим. Выключим наш усилитель и посмотрим, что нам отдал этот слой. Вот, такая у нас была кожа, вот, что получилось после ретуши, которую мы, конечно, ещё сделали не полностью. Вы видите, как у нас четко сохранилась структура кожи, абсолютно не замылилась, но все вот эти мелкие недостатки, мы с вами аккуратно убираем. Причём,обратите внимание на такую особенность, как вы видите, вот эту большую родинку я до конца убрать не могу на слое ВЧ. Пытаюсь несколько раз пройтись по этой родинке. Она до конца у меня всё равно не убирается. Почему? Дело в том, что радиус, который я выбрал, разделил нашу картинку таким образом, что вот этот недостаток попал у нас как на слой НЧ, так и на слой ВЧ. Поэтому, в таких случаях переходите на слой низкой частоты. Измените параметры «Штампа», «Жесткость», «Активной ниже» и «Непрозрачность», к примеру, поставим 30%. Давайте, попробуем убрать. Вы видите, родинка светлеет, то есть, в данном случае, вот эта родинка попала у нас и на слой ВЧ и на слой НЧ. Ну и так далее.

Давайте, посмотрим, что у нас получилось. Немножко увеличим масштаб фотографии. Вот у нас исходная фотография, вот такую фотографию мы с вами получили. Я поработал буквально по минуте на каждом слое и уже у нас фотография выглядит значительно лучше. Мы с вами сделали ретушь, конечно, не до конца. На этой фотографии я не старался полностью сделать ретушь, а просто показал вам, на каких слоях, каким инструментом, с какими настройками работать. И в результате моей работы, буквально, там, минуты полторы, я поработал на каждом слое, у нас фотография выглядит уже значительно лучше. Конечно, здесь надо работать и работать, но, опять же, всё зависит от результата, который вы хотите достичь.

На этом наш урок окончен.

Спасибо за внимание!

А я вас жду в следующем уроке.

СКАЧАТЬ УРОК "СЕКРЕТЫ РЕТУШИ МЕТОДОМ ЧАСТОТНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ В PHOTOSHOP. УРОК 7. СТРУКТУРА СЛОЕВ ДЛЯ РЕТУШИ":

Друзья!

Жду Ваши вопросы, комментарии и пожелания к уроку.

Если Вы не хотите пропустить интересные видео уроки, подпишитесь на рассылку сайта. Форма для подписки находится ниже.

В ретуши часто бывает необходимо поправить что-то одно, не затрагивая другого. Например, частая задача - убрать неровности кожи (кажущиеся или настоящие), оставив при этом её фактуру. На примере этого кадра я расскажу как это можно сделать.

Более подробно об этом рассказывается на курсах Фотопроекта.

1. Итак, загружаем портрет в Photoshop:

2. И при помощи инструмента Healing Brush Tool на чистом слое с забором сэмпла с Curent & Below убираем все явные мелкие неприятности:

Такой радиус выбран потому, что в него попадают средние неровности кожи. В идеале, чтобы можно было подбирать радиусы более точно, можно использовать Smart Filters.

4. Берём и делаем ещё одну копию чистого слоя (из слоёв Source + Cleanup) и применяем к нему High Pass с радиусом 5 (таким же, как и делали до этого Gaussian Blur):

5. Теперь, если я сложу слой High Pass со слоем Blured каким-нибудь контрастным режимом наложения, то, по идее, я получу изображение, в котором пятна (слой Blured) и детали кожи (слой High Pass) будут на раздельных слоях. Из всех контрастных режимов наложения нам для этой операции лучше всего подходит Linear Light (почему это именно так можно узнать на этих занятиях Андрея Журавлёва):

Однако, Linear Light, в силу своей математики, усиливает высокочастотный слой High Pass в 2 раза. И получается так:

В то время как должно было бы быть так (включены только слои с исходным изображением):

6. Поэтому, чтобы компенсировать такое усиление нужно ослабить слой High Pass в 2 раза. То есть, применить к нему такую вот коррекцию:

Корректирующий слой я объединяю со слоем High Pass в одну группу при помощи Cmd + G и саму группу складываю со слоем Blured при помощи Linear Light:

Получается вот так:

Вуаля! Сложенный результат ничем не отличается от исходника. Однако, несомненный и огромный плюс этого «сэндвича» заключается в том, что теперь можно редактировать слой пятен (Blured) и слой фактуры (High Pass) отдельно и независимо друг от друга!

7. Для этого поверх слоя Blured я создал новый чистый слой Correct и на нём стал править неровности на слое с пятнами (на слое Blured) не опасаясь того, что я потеряю фактуру кожи (она сейчас находится в группе Detail):

Править можно как угодно: размывать слой избирательно Gaussian Blur или рисовать кисточкой поверх него, применять Clone Stamp Tool или размазывать Smudge Tool… В общем - как вам того захочется! И это очень удобно, потому что не нужно думать о сохранности деталей, ведь мы их заранее вывели в отдельную группу. Вот результат моих коррекций слоя Blured:

А вот что будет, если включить детали (группу Detail сделать видимой):

Силу сглаживания пятен кожи можно регулировать прозрачностью корректирующего слоя:

Подберите его себе по вкусу, чтобы не говорить «пластик, пластик!» =:)

8. Поле выравнивания я приступил к тонированию кожи. Для этого я сначала создал Adjustment Layer Hue/Saturation и при помощи инструмента Color Range создал маску на тона кожи:

Само значение Saturation для кожи я потом уменьшил до -35. Кожа получилась несколько обесцвеченная. Это нужно для того, чтобы уменьшить цветовые перепады на разных частях лица.

9. Затем я с той же маской, что и была и у предыдущего корректирующего слоя, использовал Adjustment Layer Black & White со включённым режимом тонирования Tint. И наложил этот корректирующий слой при помощи режима Soft Light:

Этот режим делает приятный золотистый оттенок кожи и усиливает контраст изображения:

В принципе, можно использовать и режим наложения Color, но он не усиливает объём, потому что это фактически получится просто замена всех цветов кожи на тон, заданный в поле Tint:

Поэтому я всё же использую Soft Light (или Overlay, если нужно более сильное увеличение контраста), но с ослаблением эффекта через изменение прозрачности слоя:

10. Затем я при помощи Adjustment Layer Curves корректирую контраст кожи:

И чтобы у меня при этом действии не «уходили» цвета я накладываю этот Adjustment Layer при помощи режима сложения Luminosity:

11. Ещё одна коррекция Curves, но уже по всей картинке. На этот раз корректирую голубой канал для усиления цветового контраста изображения (тени стали чуть холоднее и жёлтые света «заиграли»):

И чтобы эта коррекция не влияла на яркость финального изображения, я кладу её при помощи режима наложения Color:

12. Затем виньетирование:

Тонкие настройки и картинка готова:

Как всегда, вы можете регулировать все компоненты по вкусу, добиваясь нужного вам результата. Удачи!

Чёрная магия Шопа

Наверняка вам уже известно, что в ретуши фотографий самой что ни на есть «черной магией» является достижение невероятно гладкой кожи, без потери резкости ее текстуры, а также текстуры одежды. В Photoshop существуют фильтры для размытия и повышения резкости, но оба эти процесса несколько противоречивы. Как же правильно их использовать?

Метод частотного разложения

В этом уроке я покажу вам, как я произвожу ретушь фотографии от начала до конца, используя метод, позволяющий выборочно обрабатывать не только различные области изображения, но и различные уровни детализации.

Метод частотного разложения заключается в создании сильно детализированного слоя (высокая пространственная частота) и слоя с низкой детализацией из фотографии-исходника - этот метод впервые изложил в доступной форме Шон Бейкер, фотограф и ретушер из штата Мэриленд. Эта техника позволяет сгладить грубые участки и обработать области с хорошей детализацией независимо друг от друга. А также задействовать высококачественные и недеструктивные методы обработки, при помощи которых можно сделать фотографию более резкой.

Шаг 1

Первым делом убедитесь, что вы работаете в 16-битном режиме. Далее создайте 2 копии исходной фотографии. Назовите нижний слой «low frequency» , а верхний – «high frequency» . Самый нижний слой с исходной фотографией не трогайте, возможно, он понадобится вам в дальнейшем.

Шаг 2

Перейдите на слой «low frequency» . Чтобы применить к вашей фотографии метод частотного разложения, сперва следует удалить все детали с этого слоя. Для этого применим к этому слою фильтр Размытие по Гауссу . Значение радиуса определяется точкой пересечения высокодетализированного и низкодетализированного слоев. Т.е. значение радиуса нужно подобрать таким образом, чтобы такие четкие детали как, к примеру, поры кожи и ресницы, стали размытыми. Поэкспериментируйте до достижения нужного вам эффекта.

Шаг 3

Теперь перейдите на слой «high frequency» и выберите Изображение > Внешний канал. Для параметра Слой выберите ваш слой «low frequency», Наложение, Добавление. Установите Масштаб на 2, Сдвиг – 0, поставьте галочку у параметра Инвертировать и нажмите ОK. Если вы все сделали правильно, у вас должен получиться слабодетализированный слой. Измените режим наложения этого слоя на Линейный свет .

Шаг 4

Итак, ваше изображение восстановлено без потери качества. Перейдите на слой «low frequency» и примените к нему фильтр Размытие по поверхности (Filter > Blur) . Это делается для того, чтобы сделать переходы между затемненными и осветленными участками кожи более плавными, без «размазывания» границ этих областей. Я использую Радиус 11, Порог (Threshold) 10.

Шаг 5

Поскольку слой с «высокой частотой» аккуратно отделен от остальных слоев, размытие и дорисовка изображения становятся менее деструктивными. Из-за яркого света на лице девушки сейчас слишком грубые тени. Находясь на слое «low frequency» , при помощи инструмента Пипетка для определения цвета, и инструмента Кисть с мягкими краями с параметром Flow 1% аккуратно сгладьте контуры тени на лице.

Шаг 6

Перейдите на слой «high frequency» и отретушируйте кожу, убрав пятна, морщины и растрепанные волосы. Один из моих любимых инструментов – Точечная восстанавливающая кисть (Spot Healing Brush) . Без «низких частот» этот инструмент становится еще более эффективным, позволяя вам удалить ненужные детали, не создавая при этом цветных пятен, не соответствующих цветовой гамме текущей области ретуширования.

Шаг 7

При помощи этой техники также можно очень качественно повысить резкость. Продублируйте слой «high frequency» и добавьте этому слою маску (Alt + click на окне маски) . После этого инвертируйте изображение на маске слоя, нажав Ctrl + I .

Шаг 8

Далее применим технику осветления и затемнения, чтобы сделать осветленные и затемненные участки более ярко выраженными. Для этого выберите Слои > Новый > Слой (Layer > New > Layer) . Измените режим наложения на Перекрытие и поставьте галочку у пункта «Выполнить заливку нейтральным цветом режима «Перекрытие» (серым 50%)» , залейте слой серой или белой кистью 1%. (на изображении видно, как слой будет выглядеть в режиме Наложения установленном на Нормальный).

Шаг 9

Вы также можете использовать технику осветления и затемнения с кистями больших размеров для создания более выразительных светов и теней на фоне модели. Я создал еще один слой, чтобы осветлить различные элементы фотографии, например – кексы. Также добавил свечение от лампы и сделал более насыщенной тень позади модели.

Шаг 10

После ретуши, осветления и затемнения кожи при помощи кисти, у вас могут появится небольшие пятнистые области. Чтобы проверить наличие таких областей, создайте корректирующий слой Кривых и придайте ему форму буквы S. Таким образом, вы сразу заметите небольшие тоновые несоответствия для дальнейшей коррекции.

Шаг 11

Отключите отображение корректирующего слоя Кривые и создайте еще один корректирующий слой Кривых для того, чтобы немного осветлить тени. Перейдите на голубой канал и добавьте немного голубого оттенка теням. После того, как будете довольны результатом, продублируйте этот слой, чтобы при необходимости воспользоваться им в дальнейшем.

Шаг 12

Далее создайте еще один слой Кривые – он нужен нам для коррекции цветовой гаммы изображения. Для изображений, которые нуждаются в цветовой коррекции, это будет первым шагом перед тем, как приступить к ретуши фотографии. Тем не менее, в данном примере это больше художественный эффект. Выберите синий канал и поверните кривую примерно на 10 градусов по часовой стрелке.

Шаг 13

Теперь добавьте два слоя: Цветовой тон/Насыщенность и Яркость/Контрастность , чтобы сбалансировать цветовую изображение на данном этапе. Установите Насыщенность -27 . Уменьшив насыщенность изображения, я установил режим наложения Корректирующего слоя на Цвет , после чего я уже не волновался насчет контраста.

Шаг 14

Чтобы добавить блеска светлым областям, создайте новый слой, измените цвет переднего плана на белый и выберите Выделение > Цветовой диапазон . Подберите такое значение параметра Разброс , чтобы у вас были выделены белым только самые яркие части светлых областей. Нажмите Оk и залейте полученное выделение белым цветом.

Шаг 15

Эта фотография должна получиться очень нежной с мягкими, как бы мечтательными оттенками цветов. Области, которые вы только что залили белым цветом могут бвыглядеть немного зернистыми. Чтобы это исправить, находясь на слое с белыми областями, выберите Размытие по Гауссу радиусом в 5 пикселей. Границы белых областей станут более мягкими и им добавится едва заметное нежное свечение.

Шаг 16

Теперь, давайте добавим некоторую глубину теням на фотографии, чтобы сфокусировать внимание на модели и кексах. Для этого повторите то же самое на новом слое, но уже не для светлых областей, а для темных: измените цвет переднего плана на черный, уменьшите Непрозрачность этого слоя до 10-20%.

Шаг 17

Окинем взглядом наше изображение: одна деталь на фотографии будет отвлекать зрителя от лица модели – это коричневый кекс, лежащий на раковине. Чтобы исправить это, я создам новый слой и при помощи инструмента Штамп в режиме Образец: Все слои, заменяю темный кекс на светлый, который находится рядом с ним.

Шаг 18

В процессе ретуши некоторые «креативщики» первым делом берутся корректировать форму лица, пропорций и т.д. при помощи фильтра Пластика. Лучше всего это сделать в конце, поскольку это – самый деструктивный шаг. Я обычно сохраняю изображение в формате PSD, а затем объединяю в нем все слои специально для этого шага. Здесь я немного выпрямляю девушке нос и уменьшаю растяжение мочки уха под весом серьги.

У нас получилось 18 шагов. Кажется, что это много. Но уверяю вас – приступите к делу и вы увидите, как всё просто. Гладкая кожа того стоит.

Профессиональные ретушёры использую много разных техник ретуши кожи. В этом уроке Вы изучите одну из базовых техник ретуши называемую частотным разложением. Она используется для быстрого разглаживания кожи без потери детализации.

Что такое частотное разложение?

Частотное разложение - это жаргон, используемый в мире ретуши, для описания техники разглаживания кожи. Техника основывается на разделении изображения на две «частоты».

  1. Слой низкой частоты: слой для смягчения, на котором находятся только тона и оттенки.
  2. Слой высокой частоты: слой резкости и мелких деталей.

Как разгладить кожу аэрографом, используя метод частотного разложения?

1. Подготовьте слой к обратимому редактированию

Преобразуйте слой фотографии в смарт-объект. Благодаря ему Вы сможете изменять настройки фильтров в любое время.

Создайте две копии слоя. Верхнюю назовите «High Frequency Layer», а нижнюю - «Low Frequency Layer».

2. Создание слоя высокой частоты

Выберите верхний слой и примените фильтр High Pass (Filter ? Other ? High Pass). В результате получится серый слой с эффектом тиснения на деталях. Установите радиус на 3 пикселя.

Установите режим наложения Linear Light и получите очень сильную резкость. Этот слой поможет восстановить детализацию на фотографии.

3. Традиционный и современный вариант размытия

Обычно к слою с низкой частотой применяют фильтр Gaussian Blur, который противоположен фильтру High Pass. Вместо повышения детализации он размазывает изображение так, чтобы стали видны только тона.

Однако традиционный способ не всегда даёт хорошие результаты. Он создаёт эффект рассеянного свечения и делает кожу искусственной. Поэтому вместо традиционного метода мы будем использовать современный, подразумевающий применение фильтра Surface Blur. Он даёт более реалистичное изображение и сохраняет края объектов чёткими. Ниже можете сравнить два фильтра:

4. Создание слоя низкой частоты

Выберите нижнюю копию и примените фильтр Surface Blur (Filter ? Blur ? Surface Blur).

5. Настройка слоя высокой частоты

Уменьшите непрозрачность верхнего слоя, чтобы уменьшить чрезмерную резкость. Начните с 50%.

6. Настройка слоя низкой частоты

Вернёмся к нижнему слою. Кликните дважды на названии фильтра, чтобы открыть настройки. Установите Threshold на максимум и настройте радиус так, чтобы тона кожи стали плавными и всё изображение размытым.

Уменьшите Threshold, чтобы детали стали снова появляться. Возможно Вам потребуется несколько раз перенастраивать фильтр.

7. Объединение слоёв

Оба слоя поместите в одну группу (Ctrl + G) и назовите её «Frequency Separation».

8. Маска группы

К группе добавьте маску и залейте её чёрным цветом. Белой кистью верните эффект разглаживания на отдельные участки лица.

На этом можно закончить урок. Так как мы работали со смарт-объектом, Вы в любой момент можете открыть его и изменить изображение. Если вдруг решите почистить кожу инструментом Spot Healing Brush Tool, лучше работать на отдельном слое. В настройках инструмента нужно включить Sample All Layers.

Эта статья предназначена для "чайников". В ней метод частотного разложения описан как можно более детально и подробно и предпринята попытка ответить на основные вопросы по этому поводу. Кроме того, в статью вставлены фишки и лайфхаки не только для ретуши фотографий в "Фотошопе", но и в общем для работы с программой.

Введение

Частотное разложение в "Фотошопе" вызывает много вопросов. И если еще два года назад информации по этому поводу было мало, то сейчас ответы в Сети, конечно, есть, однако все они даны обрывочно и не всегда понятно. Именно из-за этого новичкам разобраться в частотном разложении в "Фотошопе" сложно.

Туториалы от профессионалов в Интернете даны не просто так. Многие компании выставляют к вакансии ретушера требование знать, как сделать частотное разложение в "Фотошопе" хотя бы на минимальном уровне. Но даже фрилансерам техника придется кстати - увеличит и скорость, и качество работы.

Что это такое?

Частотное разложение - это разложение по частотам. Термин применяется не только в области обработки портретов, но и в математике, музыке и др. Для значит, что фотографию раскладывают на несколько слоев (частот), например, слой деталей и слой тона, каждый из которых редактируется отдельно от остальных.

Так как эта статья включается в уроки "Фотошопа" для начинающих, в ней будет уделено внимание как объяснению непосредственно принципов частотного разложения, так и мелочам, с которыми профессионалы давно знакомы.

История

Компьютерная графика и обработка основана на математических законах, хотя творцам порой до них нет никакого дела. Таким образом и частотное разложения пошло от разложения Фурье на частоты: вначале математический метод позаимствовали радиотехники, затем - музыканты и, наконец, ретушеры.

Уроки "Фотошопа" для начинающих редко вмещают эту информацию, и в математических формулах действительно нет нужны. Однако то, что собой представляют частоты, все-таки будет рассмотрено чуть дальше.

Зачем это нужно?

Ретушь по частотам применяется в случаях необходимости обработки аля натурэль. Другим словами, если конечный результат должен представлять собой естественную, а не глянцевую обработку. Также обработка нижеописанным способом гораздо более аккуратная и качественная и означает высшую степень мастерства.

Отличие от привычных способов обработки

Глянцевая ретушь фотографий в "Фотошопе" осуществляется при помощи масок и различных видов размытия. Это делает кожу на портрете слишком мыльной и "видно, что обработанной". Для определенных форматов такой результат является желаемым, но в случае с естественными портретами обработка не должна быть видна. Это осуществляется за счет отделения слоев друг от друга - ретушируя один из них, мы не затрагиваем остальные.

Только ли для портретов можно использовать?

Конечно, табу "использовать только для потретов" для этой техники нет. И хотя по этой, и по ряду других статей в Интернете, можно подумать, что именно для них она наиболее эффективна, это не так. Портреты составляют львиную долю рынка фотографий, и их ретушь всегда стоит на первом месте, однако частотное разложение универсально и прекрасно подходит для любых снимков, где присутствует необходимость править детали раздельно друг от друга.

На сколько частот раскладывать?

Есть два вида частотного разложения в "Фотошопе":

  1. Кожа раскладывается на две частоты - тон и детали. На первом слое кожа разглаживается, на втором убираются дефекты (морщинки, прыщики и т.п.).
  2. Разложение производится по трем частотам - высоким, средним и низким. Более подробно рассмотрим ниже.

Первые шаги

Вне зависимости от того, какой из методов решено использовать, предварительно нужно открыть фотографию в "Фотошопе" и сделать несколько копий ее слоев - количество зависит от метода. В первом случае создается две копии слоя, во втором - два.

Частотное разложение в "Фотошопе" на два слоя

Как уже было указано выше, в качестве первого слоя для этого метода берется тон кожи, в качестве второго - детали.

Значения размытия обычно варьируется в промежутке от 7 до 10 (число тем выше, чем больше изображение. В некоторых случаях может доходить до 15). Точное число подбирается ретушером самостоятельно - в завимости от размера фотографии и на глаз. Идеальное размытие - когда кожа разгладилась, но форма и основные детали по-прежнему читаются.

После этого следует перейти на второй слой. Его необходимо предварительно подготовить. Чтобы все детали "прорезались", используется фильтр "Цветовой Контраст". В "Фотошопе" англоязычном звучит как High Pass. Находится в меню Фильтр (Flter) - Другое (Other). Вообще в данной статье описывается частотное разложение в "Фотошопе" пошагово на русском, однако тем, кто использует программу на английском, также будет полезно.

Резкость "Цветового Контраста" можно настраивать таким же образом, как и "Размытие по Гауссу". Значение аналогичное - если для слоя "Тон" выбрано число 12, для "Деталей" оно будет равно 12 же. Результат от применения фильтра - серое рельефное изображение.

Второй этап

Для слоя "Детали" "Режим Наложения" меняется на "Линейный Свет". Если изображение получится слишком контрастным - следует перейти на вкладку Кривые и уменьшить контрастность. Альтернативный вариант: уменьшить контрастность "по старинке" путем уменьшения параметра "Контраст".

Само по себе частотное разложение уже сделано - остается только убрать дефекты при помощи точечной кисти. Это несложная, но кропотливая работа. Кисть рекомендуется брать небольшую с немного сплющенной формой (устаналивается в параметрах). Ей необходимо пройтись по всему изображению и убрать дефекты.

Внимание! Убирая мелкие прыщики и мимические морщины, следует оставлять те линии, которые делают фотографию анатомически правильной и влияют на схожесть на лица на портрете.

Замечания

Описана простейшая техника, но есть еще один вариант этой методики. Нижеописанным способом можно осуществить частотное разложение в "Фотошопе CS6" и выше.

При работе со слоем "Детали" вместо фильтра "Цветовой контраст" перейти на "Внешний канал" (вкладка Изображение), в параметрах из выбрать слой "Тон" (это не опечатка, выбирать действительно "Тон") и нажать Ок.

Режим Наложения затем также меняется на "Линейный Свет". Все следующие действия производятся в вышеописанном порядке.

Важно! Если "Размытие по Гауссу" получилось неравномерным, а большее значение параметра слишком "размыливает" детали, можно размыть второй раз неравномерные участки при помощи инструмента "Лассо". Он способен выделять необходимые части изображения, после чего размытие применяется только к выделенным участкам.

Разложение на три частоты

Частотное разложение на три слоя в "Фотошопе" производится по тем же правилам, что и на два. С другой стороны, трехслойное разложение ближе к своему предку - разложению Фурье, и при помощи него проще объяснить принцип самого разложения.

Так, за основу берутся верхние, средние и нижние частоты. В области ретуши в верхних частотах оказывается инфомация об общей форме, в средних - фактура поверхности, а также все дефекты и пятна, в нижних - информация о свете и переходах. После этого описания нетрудно сделать вывод, что слои "Тон" и "Детали" - не что иное, как верхние и нижние частоты.

Средние частоты в вышеописанном методе слились с высокими и редактировались самостоятельно, потому метод частотного разложения на три слоя куда правильнее и качественнее. Рассмотрим его.

Частотное разложение на три слоя поэтапно

Перед тем как осуществлять разложение, следует произвести предварительную Рекомендуется для этого создать одну копию слоя.

Интересно! Копию слоя можно создать щелчком мыши из нужного пункта контекстного меню или кликнув по соответствующей иконке внизу окошка слоев. Также это действие выполняется при помощи комбинации клавиш Ctrl+J. Комбинации клавиш имеют большое значение в работе "Фотошопа", они ускоряют ее и делают более комфортной. Конечно, поначалу комбинации не запомнятся и не будут использоваться на автомате, но перетерпеть переходной период запоминания, чтобы стать мастером, - это того стоит.

На новом слое при помощи точечной кисти удаляются дефекты. Это менее кропотливая работа, чем в прошлом пункте, поскольку нет необходимости удалять мелочи - в этом случае размер кисти берется больше и обрабатывается лишь то, что действительно сразу бросается в глаза и будет мешать последующей работе.

Далее создается три копии обработанного слоя. Называются соответственно "Высокие"(High), "Средние"(Middle) и "Низкие"(Low). Делается это, как уже было сказано ранее, для удобства. Начинать ретушь можно как с высоких частот, так и с низких, - нет никакой разницы.

В этой статье пойдем сверху вниз, то есть начнем с "Низких".

На слой "Низкие" накладывается "Размытие по Гауссу". В отличие от метода разложения на два слоя, параметр размытия может доходить до 30. Главное - подобрать число, при котором тон кожи будет равномерным.

Для слоя "Высокие" выбирается фильтр "Цветовой Контраст". Значение "Цветового Контраста" должно быть в три раза меньше "Размытия по Гауссу".

Лайфак: записывать значения параметров слоев в их названии. Если числа 30-10, их легко запомнить, но, работая с 12,7, лучше все-таки записать.

Слой "Низкие" будет содержать и блур (размытие) и контрастность. Значение блур равняется значению "Цветового Контраста" в слое "Высокие" (в рассматриваемом примере, 30), а значение контрастности значению размытие в "Низких" (10).

Для всех трех слоев создается группа. Разложение готово, можно приступать к редактированию.

Для чего нужны каждые из частот?

Слой "Средние" содержит все дефекты. Удалять его полностью нежелательно. Чтобы убрать неровности, необходимо создать маску (Alt+иконка маски в низу окошка слоев), а затем черной кистью провести по портрету в местах, где имеются неровности.

Таким же образом можно обработать слой "Высокие", чтобы повысить равномерность тона кожи. На этом же слое работают с цветовой гаммой - затемняют и тонируют необходимые участки, выравнивают цвета.

Возможности применения

Кроме студийных портретов, в которых требуется убрать пару прыщиков, перед ретушью методом частотного разложения в "Фотошопе" будут ставиться совсем другие цели. Так, оно может быть применено в таких случаях:

  1. Необходимо исправить топорную работу визажиста - проще говоря, переделать макияж. Также возможно нанесение мейк-апа с нуля. В последнем случае рекомендуется иметь при работе фотографию той же модели с любым другим макияжем для достоверности нанесения.
  2. Мягкое приглушение фактуры кожи - легкая и аккуратная ретушь, без вмешательства точечной кисти и "замыленного" блура.
  3. Побрить мужчину - требуется комбинация методов частотного разложения, при кропотливой работе получается неплохой результат.

Скорость работы

Несмотря на то что способ кажется простым, после того как само разложение выполнено, работа над всеми тремя слоями-частотами продолжает быть кропотливой. Опытный ретушер работает над такими "мелочами", как тени и блики, объем изображения. Частотное разложение - не способ в один клик преобразить фотографию, но, наоборот, техника ее глубинной проработки.

Тем не менее математическая база способа наводит на мысль о том, как его можно автоматизировать.

Программные способы

Для "Фотошопа" (и для "Гимпа", его "Линуксовского" брата, кстати, тоже) существуют специальные плагины, а также экшены. Все они не автоматизируют полностью ретушь фотографии (в конечном итоге, это все-таки творческий процесс), однако программно выполняют действия для создания необходимых слоев и их настроек. Это значительно упрощает частотное разложение в "Фотошопе".

Экшен (action - действие, операция) - это файл с расширением ANT, представляющий собой набор операций в "Фотошопе". Его даже можно назвать мини-программой. Уже имеющийся файл экшена открывается при помощи вкладки "Окно"-"Операции".

Экшен для частотного разложения при желании можно создать самостоятельно - вручную произвести все вышеперечисленные действия и перейти на все ту же вкладку "Операции", а далее нажать на пиктограмму создания новой операции. Для удобства также рекомендуется создать несколько экшенов для создания отдельно первого, второго и третьего слоев.

Экшены для скачивания доступны на интернет-ресурсах, однако рекомендуется все же создавать их самостоятельно - сперва опробовать частотное разложение вручную, затем понять, как им пользоваться, и затем автоматизировать этот процесс для последующего применения. Кроме того, скачивание из Интернета всегда предполагает возможность загрузки вируса. Так что лучше перестраховаться.

Как любые программы, экшены доступны для редактирования, а редактировать то, что было написано кем-то другим, - сложнее. К тому, что каждый автор делает операцию, прежде всего, "под себя", и только затем в порыве щедрости выкладывает в Интернет на всеобщее обозрение.

Выводы

Вообще, частотное разложение - очень мощный инструмент. Первый метод, при котором процесс производится в два слоя, больше приближен к обычной ретуши и лишь немного приоткрывает завесу использования разложения. Второй же, представляя собой модифицированную математическую операцию, дает огромный простор для творчества. В статье были описаны минимальные возможности использования, поскольку ее цель - рассказать о самом разложении, что оно собой представляет и как его сделать. А углубившись в тему чуть больше, можно найти куда больше "фишек".

Напоследок также стоит сказать, что одно владение частотным разложением не сделает никого гениальным ретушером. Как любой инструмент, он имеет силу лишь в опытных руках. Так, нужно видеть конечный результат еще до того, как сделан первый шаг, замечать мелочи и только затем выбирать, при помощи какого инструмента их лучше всего исправить.