Школьник: составляем ему распорядок дня. Распорядок дня школьника начальных классов: образец

Подготовка к школе идет полным ходом. И не удивительно, ведь август уже перевалил за середину. Портфели куплены, тетради и карандаши тоже, новенькая форма дожидается своего дня в шкафу. На первый взгляд кажется, что всё уже готово к школе. Но это только на первый взгляд. На самом деле один важный компонент еще не подготовлен. Какой?

Лето - чудесное время, когда нет уроков, длинный день располагает к прогулкам и играм и родители позволяют погулять подольше. И не страшно, если ребенок ляжет спать на час позже, утром торопиться некуда и можно поспать подольше. И сейчас, в последние дни лета, родители, понимая, что скоро прогулки будут очень ограничены, разрешают детям гулять допоздна и спать сколько захочется.

А ведь совсем скоро школа, уроки, на которые нельзя опаздывать. А режим дня еще не настроен. Режим дня - это и есть тот самый важный компонент , который во многих семьях еще не готов.

А нужен ли этот режим дня? Оказывается, нужен. Режим дня просто необходим любому школьнику и для сохранения здоровья, и для .

В природе все подчинено определенным ритмам и наш организм тоже работает ритмично. Вспомните, как трудно переходить с зимнего времени на летнее или наоборот. А дети более чувствительны к любому изменению режима и чтобы переключить организм с одного режима на другой, необходимо время.

Правильный режим дня формирует у ребенка определенный стереотип поведения, который выполняется автоматически. При соблюдении режима, ребенок с утра настраивается на физическую и умственную активность, легко и спокойно выполняет все необходимые дела и все успевает сделать.

С 1 сентября на школьника наваливается сразу огромная нагрузка: надо втянуться в учебный процесс, появляется много работы - это и уроки, и домашние задания, и спортивные секции, и дополнительные занятия. И сразу перестроиться на новый режим работы детскому организму очень трудно. Поэтому уже сейчас надо составить новый режим дня с учетом учебных дел и кружков. Составить и соблюдать.

Что нужно учесть при составлении режима дня?

В каждой школе уроки начинаются в разное время. Значит, необходимо рассчитать время утреннего подъема так, чтобы у ребенка хватало времени умыться, сделать зарядку, позавтракать и спокойно пойти в школу.

Очень важна утром физическая активность для ребенка. Это может быть зарядка, а можно просто включить веселую танцевальную музыку и устроить веселую разминку. 5-10 минут такой разминки разбудят организм ребенка и настроят его на продуктивную работу. После такой разминки ребенок, конечно, захочет кушать и не нужно будет его заставлять завтракать.

А завтрак - дело обязательное. И не стоит верить ребенку, если он говорит, что не хочет есть. Это значит только, что организм еще не проснулся, и он захочет кушать, когда придет в школу. А чувство голода плохой помощник в обучении. Как может ребенок думать о задаче или аккуратно писать, когда все мысли его о том, когда же будет обед.

Необходимо расписать время работы и отдыха , ведь для младшего школьника очень важно чередование труда и отдыха. Ребенку нужно отдохнуть, погулять на свежем воздухе, поиграть.

И, конечно, очень важно соблюдать . Для младшего школьника, особенно первоклассника, очень хорошо включить в режим дневной сон, чтобы после уроков ребенок мог хоть немного поспать. А вечером время отхода ко сну нужно рассчитать так, чтобы ребенок спал не менее 10 часов, а это значит, что укладываться спать надо не позже 9 часов.

Иногда нам, взрослым, кажется, что ничего страшного не случится, если ребенок будет ложиться спать в 10 часов вечера или даже позже. И ребенок с увлечением смотрит весь вечер фильмы- ужастики или играет в компьютерные игры-войнушки. А потом родители недоумевают, почему это ребенок стал хуже учиться, стал невнимательным, у него часто меняется настроение не в лучшую сторону. Причиной многих проблем может быть недостаток сна! Если ребенок спит меньше необходимого времени, у него в первую очередь ухудшается внимание, память, а затем появляются различные заболевания. И это всего лишь из-за недосыпания.

"Недостаток сна плохо влияет на внимание, способность к целенаправленной деятельности, непосредственную память, рабочую память, настроение, математические способности, способность логически мыслить..." Джон Медина "Правила мозга"

Во сне человек отдыхает, а мозг продолжает работать. Только работает он в другом режиме. По мнению нейрологов, нейробиологов в то время, когда человек спит, его мозг обрабатывает ту информацию, которая поступила к нему перед засыпанием. Поэтому так важно обратить внимание на то, что делает ребенок перед сном. Очень полезно во всех отношениях перед сном хотя бы несколько минут почитать книгу.

Это были основные моменты, на которые стоит обратить внимание при создании режима дня для своего ребенка. Не откладывайте на последний день, прямо сегодня составьте режим дня, напишите его на листке бумаги и неуклонно выполняйте независимо от настроения, погоды или капризов ребенка. Чтобы режим вошел в привычку и, как любая привычка работал автоматически, необходимо не менее 21 дня.

И помните, что ребенок полностью зависит от нас, родителей. Чему мы научим, то и получим. А чтобы требовать от сына или дочери хорошую учебу, надо сначала создать условия для учебы. И режим дня - одно из самых важных условий. От режима дня очень сильно зависит и учеба, и здоровье школьника.

А что вы думаете о режиме дня? Соблюдаете его или нет?

Ваш ребёнок стал хуже учиться и с трудом встаёт по утрам? Уроки не оставляют времени для игр и общения? Вы испытываете усталость, делая домашнее задание со школьником после работы? Возможно, многие проблемы обучения поможет решить такая простая вещь, как распорядок дня школьника.

Расписание действительно помогает организовать время, успеть сделать больше, при этом выделить время на отдых.

Чёткое соблюдение расписания мобилизует школьника и создаёт стабильные дневные ритмы, а стабильность – залог физического и душевного здоровья.

При составлении распорядка дня обратите внимание на следующие параметры:

  • возраст ребёнка;
  • чередование труда и отдыха, физической и умственной активности;
  • сон занимает не менее 9 -10 часов;
  • прогулки на улице и общение со сверстниками обязательны;
  • при наличии дополнительных занятий напишите отдельное расписание по дням недели.

Учитывая все перечисленные элементы распорядка дня, важно грамотно и достаточно полно составить расписание. С одной стороны, оставшись недостаточно загруженным, ребенок может часами «болтаться» на улице, появляется риск ввязаться в плохие компании, в которых дети к подростковому возрасту становятся просто неуправляемым. С другой стороны ребенку нельзя чрезмерно переутомляться, должно быть разумное сочетание нагрузки и отдыха, иначе хроническая усталость может вызвать у ребенка развитие астено-невротического синдрома.

Правильный распорядок дня школьника: как всё успеть за 24 часа.

Ниже приведено примерное расписание для школьника 1-й смены. Оно естественно корректируется в соответствие с количеством уроков, потребностями ребёнка в количестве подвижных игр и спокойных занятий, временем на дорогу в школу. Но основные параметры должны обязательно соблюдаться.

  • Подъем — 7:00
  • Зарядка, умывание, уборка постели — 7:00-7:20
  • Завтрак — 7:20-7:40
  • Дорога в школу — 7:50-8:20
  • Уроки – 8.30-12.00
  • Второй завтрак – 10.30-10.40
  • Дорога домой, совмещённая с прогулкой и общением со сверстниками — 12:00-12:30
  • Обед — 12.30-13.00
  • Отдых (игры, увлечения) – 13.00 – 14.00
  • Работа над домашним заданием — 14:00-16:00
  • Полдник – 16.00-16.10
  • Прогулка, общение со сверстниками, активные игры 16.10 – 17.30
  • Свободное время: общение с родителями, просмотр телевизора, чтение, увлечения и хобби, помощь по дому – 17.30 – 19.00
  • Ужин 19.00 – 19.20
  • Свободное время 19.20 – 20.00
  • Приготовление ко сну, душ 20.00 – 20.20
  • Сон — 20:30-7:00

ВАЖНО. Учёные давно выяснили, что игра и физическая активность – основные ведущей формы деятельности для школьников начальных классов. Кроме того, именно в возрасте 5-10 лет активно формируется эмоциональная сфера ребёнка, вырабатываются способность любить, сопереживать, помогать другим, возникают дружеские отношения. Поэтому не нагружайте ребёнка излишне дополнительными занятиями, обязательно оставьте время для ролевых игр с друзьями, игрой в футбол во дворе и общением с родителями, другими членами семьи. Поверьте, чем старше школьник, тем лучше он справляется с учебной нагрузкой, в старших классах обычно появляется дополнительная мотивация к учёбе, осознаётся необходимость выбора профессии, поступления в вуз. Тем более не настаивайте на дополнительных занятиях, если ребёнок быстро устаёт, медлителен, возможно, ему тяжело выдерживать Ваш напряжённый ритм жизни.

Первый класс, первые уроки, первая учительница - всё это очень непривычно и по новому, неудивительно, что организм школьника испытывает невероятный стресс. Нервная система ребёнка под натиском новых, непривычных событий и нагрузки может не выдержать, поэтому составление распорядка дня для ученика 1-го класса особенно важно.

В начале учебного года не следует делать резких изменений в привычном укладе дня, стоит исходить из привычек маленького ученика, лишь постепенно внедряя в повседневную жизнь новые правила, привычки, новый распорядок дня. Вот примерный распорядок дня первоклассника:

  • Для подъема оптимальное время - 7 часов утра. Утренняя гигиена в виде чистки зубов, посещения туалета, а так же уборка кровати займет примерно 20 минут.
  • В 7:20 ребенок уже сидит за столом в ожидании завтрака, на спокойное и тщательное пережевывание которого уходит примерно 10-15 минут.
  • Оставшееся после завтрака время до 8:00 уделяется сборам в школу.
  • С 8:00 до 8:30 первоклассник должен успеть не только преодолеть дорогу в школу, но и подготовиться к началу уроков.
  • В среднем, будний день учащегося 1-го класса состоит из трех-четырех уроков. Уже в 11-12 часов дня ребенок свободен.
  • Время 12:00. Ребёнок уже дома и самое время для обеда. Очень важно приучать малыша к приемам пищи в одинаковое время: это поможет нормализовать работу желудочно-кишечного тракта.
  • Начиная с 13 часов дня и до 15:00-16:00 ребенок имеет полное право на отдых. Досуг желательно посвятить не только играм в компьютер, планшет или просмотр телевизора (просмотр последнего желательно уменьшить до часа в день), но и чтению любимых книг, прогулкам, хобби.

Небольшой полдник в 4 часа дня - идеальная «подготовка» к выполнению домашнего задания. Чадо можно угостить шоколадкой или любимой булочкой с корицей, горстка орехов или ягод, фрукты простимулируют юный мозг к работе. Подкрепившись, самое время приступить к домашней работе. В первом классе ей уделяется 1-1,5 часа. Домашнее образование никогда не станет лишним, если графа дневника «Домашнее задание» пуста: поучительные книги, задания на логику, развивающие игры - легкая работа для мозга. Некоторое время уделяется сборам портфеля. К слову, важно дать волю ребенку, если тот выявляет желание собрать рюкзак самостоятельно: родителям остается только проверить наличие тетрадей, пенала и книг. Вечер первоклассника включает в себя ужин, личное время и подготовку ко сну. Оптимальное время для вечернего приема пищи - 6-7 часов. После чего час или два уделяются свободному времени чада (важно исключить просмотр телевизора, игры в планшет, смартфон, компьютер: это вызывает бессонницу). За час до отхода ко сну, в 20:00 ребенок отправляется в душ, чистит зубы, приводит в порядок комнату. В 9 часов вечера можно пожелать всем родным спокойной ночи и лечь спать. Составлять распорядок дня для ребенка по часам необходимо с учетом особенностей начала учебного дня, посещаемых секций и личности чада. Например, дети с математическим складом ума следуют расписанию дня с легкостью и удовольствием, в то время как творческие личности не желают поддаваться действиям по схеме: для них осваивание «тайм-менеджмента» - сложная задача.

Распорядок дня для второй смены

Вторая смена часто является головной болью родителей. Однако и в этом случае расписание поможет преодолеть трудности. При его составлении обратите внимание на следующие важные пункты:

  1. Домашнее задание должно быть приготовлено устром. Вечером, да ещё и после уроков, организм ребёнка не способен плодотворно усваивать информацию, отсюда ошибки, описки, спешка в приготовлении уроков, значит, снижение успеваемости. На вечер можно оставить только те предметы, которые требуют дополнительного разъяснения родителями или проверки.
  2. Если уроки заканчиваются не позднее 17.00, вечернее время можно уделить посещению дополнительных занятий, желательно подвижных (танцы, спортивные занятия, плавание) – так ребёнок отдохнёт от умственной работы и сбросит эмоциональное напряжение, заодно получит необходимую физическую нагрузку, «утилизирует» лишнюю энергию. Засыпать при этом будет гораздо проще.
  3. Настаивайте на том, чтобы ребёнок пообедал до похода в школу, даже если занятия начинаются в 12-13.00. В школе ребёнок всё равно захочет есть, а перекусы не идут на пользу желудку. К тому же дети редко съедают полную порцию в школьной столовой.

Распорядок выходного дня школьника

Трудно соблюдать расписание и поддерживать школьника в тонусе, если выходные полностью отданы на откуп ребёнку. В субботу-воскресенье, конечно, стоит пойти навстречу желаниям ребёнка подольше поспать и посмотреть телевизор, но попытайтесь организовать время так, чтобы выходные прошли с пользой.

  1. Не затягивайте время засыпания, особенно в воскресенье. С утра всем хочется понежиться в кровати, но ложиться спать попозже можно максимум на полчаса – час.
  2. Готовить домашнее задание лучше в субботу, чтобы не делать уроки в спешке вечером в воскресенье.
  3. Отдых в выходные должен приносить пользу: запланируйте поездку, поход в парк или кино, совместные игры. Отведите больше времени на семейное общение: младшие школьники особенно страдают от недостаточного внимания родителей.
  4. Сократите количество «пустого» отдыха в виде просмотра телевизора и компьютерных игр. Пусть Ваш ребёнок проводит не более 45 минут за телевизором/компьютером.

Ищите уже готовый шаблон для заполнения? Предлагаем воспользоваться несколькими уже готовыми шаблонами, достаточно просто сохранить их к себе на компьютер а потом распечатать шаблон на цветном принтере.












Иногда, собрав чадо в школу, родители могут забывать о такой составляющей его образа жизни, как режим. У ребенка должен быть составлен распорядок дня для обеспечения сохранности его здоровья. Режим дня у современных школьников может отличаться по возрастному критерию, смене, в которой он обучается, и состоянию здоровья. Все нюансы составления распорядка дня мы поясним в данной статье.

Что включат в себя режим дня?

Режимом дня в обязательном порядке предусматриваются:

  • полноценное питание;
  • физические нагрузки;
  • обучение;
  • соблюдение гигиенических норм;

Питание

Ребенок обязательно должен питаться пять раз в день. Питание включает в себя: завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Все блюда должны быть питательными и полезными. Если завтрак, обед и ужин рассчитаны на прием полноценных блюд, то полдник и второй ужин могут включать в себя булочку, фрукты, кефир, чай, сок.

Значение режима дня для школьника в рамках приема пищи – колоссальное. Ребенок должен есть в одно и то же время – это обеспечивает нормальную работу желудочно-кишечного тракта. Питание не по времени может привести к серьезным заболеваниям, например, гастриту или язвенной болезни.

Физические нагрузки

Под физическими нагрузками для школьников понимают: выполнение утренней гимнастики и упражнений в перерывах между решением домашних заданий, активные игры на улице, а также прогулки на свежем воздухе. Степень нагрузки отличается в зависимости от возраста. Для больных детей она корректируется специалистами.

Обучение

Биоритмами человека предусматриваются два периода активной трудоспособности – время с 11:00 – 13:00 и с 16:00 – 18:00. Учебный график и период выполнения домашних заданий детьми должен рассчитываться под эти биоритмы.

Соблюдение гигиены

Для поддержания состояния собственного здоровья ребенок должен быть приучен к выполнению норм гигиены. К ним относится утренний туалет, включающий уход за полостью рта и лицом, и вечерний, когда ребенок помимо ухода за полостью рта должен принять душ. В хорошие привычки школьника должно входить мытье рук перед едой и после посещения улицы.

Режим дня школьника должен быть организован так, чтобы засыпал он и просыпался в одно и то же время. Это дает ребенку возможность полноценно выспаться, легко проснуться и быть активным и бодрым в течение дня. Здоровый сон для ребенка длится 9,5-10 часов.

Примерный режим дня школьника можете посмотреть в таблице. Отличия в графиках обусловлены возрастными особенностями детей.


Режим дня младшего школьника

Правильный режим дня для школьника начальных классов предполагает меньшее количество часов на выполнение домашних заданий. Появляющееся время необходимо выделить на физическую активность, которая детям в этом возрасте еще очень нужна. Максимальное время просмотра телевизора для младшего школьника составляет 45 минут. Нервную систему детей не следует сильно нагружать, поскольку она еще не совершенна.

Режим дня старшего школьника

Свои особенности организации режима дня имеют старшие школьники. Гормональные сбои, и большая умственная нагрузка также требуют отдыха и разгрузки между уроками и выполнением домашних заданий. Отдых для детей не должен быть пассивным. Полезно будет просто сменить вид деятельности, например, умственную нагрузку заменить физической.

Детей, начиная с 10-летнего возраста, все больше следует привлекать к выполнению домашних обязанностей. Этот пункт, предусмотренный режимом дня, имеет большое значение в жизни школьника, так как позволяет выработать трудолюбие.

Режим дня школьника, обучающегося во 2 смену

Обучение во вторую смену предполагает немного другую организацию режима дня школьника. Так, домашние задания ребенок выполняет с утра, спустя полчаса после завтрака. Такое время выполнения домашних работ позволяет освободить его для длительной прогулки на свежем воздухе перед занятиями в школе. Перед школой ребенок должен пообедать, а в школе – съесть полдник. Вечером делать уроки не рекомендуется, так как организм уже не может нормально функционировать. Немного сокращается и время, отведенное для помощи родителям по дому. Время подъема и отхода ко сну остаются такими же, как и у учащихся первой смены.

Вот и прозвенел первый школьный звонок, и ваш ребенок вступил в новый этап своей жизни. Как сложится его судьба? Сможет ли он успешно заниматься, не испытывая проблем с усвоением огромного количества новой информации? Во многом это зависит от того, насколько правильно родители составят расписание дня, позаботившись и о полноценном отдыхе, и о физическом развитии, и о прогулках. Сегодня мы поговорим о том, как спланировать день школьника младших классов.

Продолжительность сна

В начальных классах успешность обучения определяется не только старательностью ребенка, но и полноценным отдыхом, в том числе ночным. Потребность младших школьников во сне составляет 10–11 часов. Если ваш ребенок ходит в первый класс или уже во второй или третий, но часто болеет, не лишним будет дневной сон после обеда, во время которого малыш восстановит свои силы и запасется энергией для выполнения домашних заданий. В этом случае его рекомендуемая продолжительность - 1 час.

Вечером укладывайте школьника спать в 21–22 часа - в зависимости от того, насколько рано ему необходимо подняться утром, чтобы успеть собраться на занятия. Постарайтесь создать дома благоприятную и спокойную атмосферу - это облегчит засыпание дочери или сына. Ни в коем случае не ругайтесь на ребенка непосредственно перед сном, иначе его нервная система возбудится, и он еще долго не сможет уснуть, переживая о случившемся.

Готовимся к школе

Детки дошкольного возраста хотят как можно быстрее стать старше, поэтому они испытывают желание пойти в школу. Его преследует множество страхов и сомнений. Как сложатся отношения с одноклассниками? Не возникнет ли затруднений в учебе? Удастся ли справиться со всеми проблемами? Эти волнения испытывает почти каждый ребенок, поэтому родителям надо поддержать малыша, акцентируя его внимание на положительных моментах. Предлагаем комплекс мероприятий по подготовке к школе:

  • Ролевые игры. В них ребенок может быть и учеником, и учителем. В процессе вы сможете объяснить ребенку основные правила поведения в школе, уточнить разницу между уроками и перерывом, рассказать, что во время занятий нельзя ходить по классу и разговаривать, а надо сосредоточиться на информации, которую рассказывает учитель.
  • Занятия с прописями. Сегодня есть масса всевозможных пособий по обучению малышей письму. Регулярно предлагайте выполнение упражнений, в результате которых ребенок научится писать элементы букв - это упростит его жизнь в будущем.
  • Выполнение простых заданий на логическое мышление, изучение элементарных геометрических и физических понятий.
  • Сборка портфеля. Расскажите ребенку, какие предметы могут понадобиться ему на уроках. Сходите вместе в магазин, предложите дочери или сыну принять участие в выборе тетрадок, пенала, трудовой папки и других аксессуаров. И девочки, и мальчики обычно занимаются этим с огромным удовольствием.

По возможности добейтесь, чтобы малыш шел в школу с начальной базой знаний: умел читать, писать печатными буквами, мог выполнять простейшие арифметические действия, в том числе считать до ста, понимал суть основных природных явлений - дождя, радуги, солнечного свечения, ветра. Учите малыша не только замечать различные события, но и уметь их анализировать, устанавливая причинно-следственную связь между событиями. Разумеется, на простейших примерах. Допустим, выпавший снег служит не только для развлечений, но и защищает почву от промерзания. На подобных примерах малыш научится оценивать последствия происходящих событий.

Утренний марафон

  • одежду и портфель следует готовить с вечера;
  • все необходимое для сбора в школу, начиная от нижнего белья и завершая обувью и шапкой должно находиться в установленном месте - тогда утром не придется бегать по жилищу в поисках нужных вещей;
  • 10–15 минут утренней зарядки - это запас бодрости на весь день, только не оставляйте ребенка одного в этот момент, выполняйте упражнения вместе с ним, а чтобы занятий проходило в приятной атмосфере, подберите интересный комплекс упражнения и задорную музыку;
  • завтрак - его лучше предлагать почти перед самым выходом, когда после просыпания прошло достаточно времени, и ребенок уже полностью проснулся.

Заранее подумайте о том, сколько времени вам потребуется на сборы, будите ребенка с запасом. Некоторые родители за месяц-полтора до начала учебных занятий приучают будущего школьника к новому режиму. Это правильно, так как ребенку легче адаптироваться.

Обязателен ли завтрак?

Частая ошибка многих родителей - настойчивые попытки накормить ребенка перед уходом в школу. Обычно подобная проблема вызвана неправильным распорядком дня. Если малыш просыпается, умывается и ему тут же предлагают завтрак, с большой вероятностью он будет капризничать, вяло размазывая пищу по тарелке. Такое поведение обусловлено тем, что ребенок еще полностью не проснулся. Оптимальный вариант: пробуждение, зарядка, умывание. Пока малыш выполнит все процедуры, скорее всего, аппетит появится. Не пытайтесь кормить школьника насильно - это лишь вызовет у него и вас отрицательные эмоции.

Дорога в школу

В начальных классах мама или папа практически всегда сопровождают ребенка до школы. Постарайтесь выходить из дома с небольшим запасом времени, чтобы вам не приходилось нестись, как угорелым, по переполненным улицам города. Маршрут движения продумайте заранее - чем меньше перекрестков с интенсивным движением и неконтролируемых переходов, тем лучше. Полезные рекомендации:

  • По пути в школу объясняйте малышу значение всех дорожных знаков.
  • Всегда обращайте внимание на действия других участников уличного движения, которые нарушают правила безопасности. Информируйте ребенка о возможных последствиях.
  • Расскажите о правилах перехода улицы, предложите ребенку «вести» вас, учитывая свет светофора, наличие зебры и иных знаков.

Важно! Объясните школьнику, что даже при зеленом свете светофора необходимо посмотреть, нет ли приближающихся машин. Это же необходимо делать при переходе дороги по зебре.

Домашние занятия и отдых: как достичь баланса

Строгие родители всегда усаживают малыша за выполнение уроков сразу после обеда. Так проще: не надо искать загулявшего ребенка, а предстоящее общение с друзьями побуждает его к быстрому решению задачек и написанию сочинений. Но правильно ли это? Взрослые, возвращаясь с работы домой, всегда отдыхают хотя бы полчаса, лишь после этого приступают к домашним обязанностям, а вы хотите, чтобы первоклассник сразу же после школы занимался уроками без отдыха?

Дайте малышу возможность расслабиться хотя бы час–полтора. Благодаря этому он полностью восстановится и сможет приступить к выполнению домашних заданий с удвоенной энергией. Другие рекомендации:

  • помогайте ребенку только в первые дни обучения - ваша задача поддержать его и помочь адаптироваться, но не превращаться в репетитора, в дальнейшем ограничивайтесь лишь проверкой домашних заданий;
  • создайте подходящую атмосферу для выполнения уроков - по возможности ограничьте шум, не отвлекайте малыша другими поручениями;
  • в любой момент будьте готовы прийти на помощь - но это не значит, что вы должны решить задачу или дать подсказку, объясните школьнику те моменты, которые он плохо усвоил, помогите ему справиться с аналогичным упражнением.

Оптимальное распределение времени после школы: 30 минут - обед, 1–1,5 часа - отдых, 1,5 часа - выполнение уроков, 2–3 часа прогулки. Постарайтесь ограничить время использования цифровой техники. Компьютеры, смартфоны и планшеты - вещи, безусловно, полезные и вы не сможете полностью запретить ребенку игры, но пусть это будет 30–40 минут в день, не больше. Лишь в старших классах можно увеличить продолжительность пребывания школьника за ПК до 1–1,5 часов в день.

Режим дня

Учтите, что мы предлагаем лишь вариант расписания. Вам в любом случае придется учесть время начала занятий в школе и их окончания, удаленность учебного заведения и многие другие нюансы, влияющие на режим дня. Итак, расписание школьника начальных классов:

  • 06:30 - пробуждение;
  • 06:30–06:45 - заправка постели;
  • 06:45:07:00 - зарядка, подберите простой комплекс упражнений, достаточный, чтобы размять все группы мышц;
  • 07:00–07:15 - умывание;
  • 07:15–07:30 - завтрак;
  • 07:45 - выход из дома, этот пункт расписания вам необходимо откорректировать с учетом времени, которое необходимо, чтобы добраться до школы;
  • 14:00 - возвращение из школы;
  • 14:00–14:30 - обед;
  • 14:30–16:00 - отдых;
  • 16:00–17:00 - выполнение домашних заданий, во втором и третьем классах на это может потребоваться больше времени;
  • 17:00–19:00 - прогулка;
  • 19:00–19:30 - ужин;
  • 19:30–20:30 - свободное время, ребенок может почитать книжку, посмотреть телевизор или поиграть в шашки или домино с кем-нибудь из родных;
  • 20:30–21:00 - подготовка ко сну.
  • 21:00 - ночной отдых.

Вероятно, вам некоторые пункты расписания придется сместить, предлагаем принять его за основу. Учтите, что здесь не учтено посещение факультативных занятий и спортивных секций. Постарайтесь не перегружать ребенка множеством хобби, иначе у него не останется времени на отдых.

Вторая смена

Сложности второй смены знакомы многим родителям. Часто дети, посещающие школу с обеда, дольше спят по утрам, вставая в 10–11 часов. В результате они упускают время для прогулок и выполнения домашних заданий, их режим дня отличается сумбурностью, они ничего не успевают. Возможный вариант расписания первой половины дня:

  • 07:00 - подъем;
  • 07:00–07:30 - утренняя гимнастика, она пройдет намного эффективнее, если к малышу присоединится мама или отец;
  • 07:30–07:45 - умывание: школьник уже в состоянии сам о себе позаботиться, только не забывайте о периодическом обновлении зубной щетки;
  • 07:45–08:00 - уборка комнаты - расстановка по местам всех вещей, вытирание пыли, мытье полов;
  • 08:00–08:30 - завтрак.

Небольшая прогулка перед выполнением домашних заданий будет только на пользу. Конечно, в этом время друзья вашего ребенка могут находиться в школе (если учатся в 1 смену), тогда лучше отправить сына или дочь в магазин за продуктами или прогуляться вместе с ним. Предположительная продолжительность выполнения заданий – 1,5 часа. В течение этого времени следует устроить 2–3 кратковременных перерыва. Перед уходом в школу обязательно покормите ребенка - запас энергии ему просто необходим. Вечером после школы уже не стоит выполнять домашние задание, так как это конец дня, малыш уже устал и вряд ли способен заниматься продуктивно и с полной отдачей.

Одним из первых шагов для сохранения здоровья ребёнка можно считать – режим дня школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Режим дня школьника

Одним из первых шагов для сохранения здоровья ребёнка можно считать – режим дня школьника.

Для начала, что такое режим дня для школьника. Это наиболее рациональное распределения времени суток, на периоды работы, сна и отдыха. Строится режим дня не только школьника, но и любого человека, на основе биологических ритмов человеческого организма. Пример: повышенная работоспособность отмечается в период с 11 утра до 13 часов дня, второй период повышенной работоспособности, хотя он и менее интенсивен и продолжителен отмечается в период с 16 до 18 часов вечера. Хорошо то, что дети достаточно легко и быстро привыкают к школьному распорядку, а значит и дома необходимо выстроить такой же режим дня, как и в школе.

Режим дня школьника - это чередование труда и отдыха в определенном порядке.

Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.

В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.

От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Чтобы детский организм развивался правильно немаловажно уделить внимание режиму дня школьника. Прежде всего необходимо организовать очередность различных видов деятельности и свободного времени. От распорядка дня зависит не только настроение ребенка, но и здоровье в целом. При хроническом переутомлении, тормозится рост и развитие ребенка, ухудшается состояние здоровья школьника. При соблюдении режима ребенок становится физически активней, проходит успешнее обучение в школе. Полноценный сон даёт возможность легче воспринимать информацию на уроках, повышается работоспособность. Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Благоприятное время для приготовления уроков - 15-16 часов. Для восстановления работоспособности через каждые 30 минут необходим перерыв. Рекомендуется готовить уроки с легких заданий и переходить к наиболее трудным. Первоклассникам зачастую не хватает двигательной и физической нагрузки, что приводит к утомляемости. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физические разминки во время выполнения домашних заданий. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, школьникам 4-7 классов 2-3 часа, старших классов 3-4 часа. Младшим школьникам настоятельно рекомендуется ограничить просмотр телевизора до 45 минут в день. Телевизор желательно смотреть сидя, на расстоянии от 2 до 5 м от экрана. Нежелательно выполнять домашние занятия перед сном. Вечерние часы обязательно должны быть свободными и посвящены отдыху. При соблюдении режима дня центральная нервная система вырабатывает полезные привычки, которые значительно облегчают переход от одного вида деятельности к другому. Вот, почему необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приема пищи, выполнения домашних заданий.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Формируя режим дня школьника учитывайте периоды физического развития. Для разного возраста есть свои особенности. В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия. В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности. Удачно составленный режим дня поможет преодолеть вашему ребенку трудности, он будет чувствовать себя увереннее, зная последовательность действий.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры или педиатром. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов.

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Хорошо подойдет для завтрака овсяная или гречневая каша, чай и что-то сладкое, например творожный сырок. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе.

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Хорошо если ребенок поспит.

Приготовление уроков лучше отложить до 15 - 16 часов дня, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации.

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). В это же время ребенок посещает различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе.

После ужина наступило время прогулки перед сном.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

Запомните, что распорядок дня школьника, которого придерживались всего 10 лет назад, практически неприемлем для современного ученика. Сегодня школьники испытывают намного большие нагрузки: новые предметы, более интенсивные способы обучения, олимпиады, внеклассные занятия и т.д. Поэтому современному школьнику требуется и современный правильный режим дня.

Основы правильного распорядка и режима дня для школьника

Наиболее важными основами распорядка дня школьника являются занятия в школе и дома, активный отдых, который максимально возможное время должен проходить на свежем воздухе, правильный и полноценный режим здорового питания, свободное личное время, в которое ребёнок будет заниматься тем, что ему нравится, здоровый и полноценный сон. Запомните, что при чётком соблюдении строгого распорядка дня школьником у него быстро выработаются привычки и вскоре он сам начнёт его соблюдать без всяких напоминаний, что серьёзно повысит его работоспособность. Но, как мы помним, ребёнок это всегда яркая индивидуальность, поэтому режим дня необходимо составлять для школьника исходя из его личных и возрастных особенностей.

Каким должен быть распорядок дня школьника

Зарядка

С чего же должен начинаться день для школьника? С зарядки. Да, многим родителям кажется, что зарядка их ребёнка абсолютно не нужна, так как он уже посещает после школы одну из спортивных секций. Но. обратите своё внимание на само название процедуру – зарядка, то есть действие, которое зарядит Вашего ребёнка энергией на целый день и поможет подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня, к учёбе в школе. Так, что зарядка обязательно должна присутствовать в правильном режиме дня школьника, причём именно с утра. Для утренней физ. зарядки старайтесь выбирать упражнения, которые бы задействовали все группы мышц, но помните, что мышцы брюшного пресса, мышц тела, рук и ног – обязательно нуждаются в нагрузке. Также обязательны упражнения на гибкость. Следите за тем, чтобы ребёнок делал упражнения в строгой последовательности: сначала простые потягивания, затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого упражнения для туловища и ног. Желательно зарядку закончить бегом и прыжками. Также помните о том, что для разного возраста, зарядка должна быть разной продолжительности – от 10 минут до 30 минут. Также с возрастом необходимо увеличивать постепенно сложность упражнений и скорость их выполнения. Также очень важно, чтобы во время физических занятий был приток свежего воздуха в помещение (в идеале зарядка выполняется на свежем воздухе, на улице).

Утренние процедуры

Следующим пунктом в режиме дня школьника должны быть водные гигиенические процедуры. Для детей школьного возраста очень важно принять после физических упражнений душ. Также душ с утра хорош тем, что он быстро избавит школьника от сонливости и подготовит к сложностям предстоящего дня. Постепенно температуру воды при приёме душа необходимо снизить с 30 до 20 градусов. Так, что душ в режиме дня школьников имеет значение не только, как гигиеническая процедура и быстрое избавление ребёнка школьного возраста от сонливости, но и как хорошее закаливающее средство. Также, со временем можно перейти к контрастному душу. Если утренний душ в распорядке дня школьника ну никак не помещается, то необходимо, хотя бы умывание холодной водой, которое тоже очень неплохо прогоняет сонливость. Раз уж мы начали говорить о водных процедурах, то здесь же скажем, что школьник обязательно должен два или три раза в неделю посещать бассейн. Про то, что школьник, как и любой другой человек должен чистить зубы и совершать другие гигиенические процедуры мы и говорить не будем.

Завтрак

Не смотря на то, что многие дети в школьном возрасте очень неохотно кушают с утра, а то и вовсе отказываются от завтрака, исключать его из режима дня нельзя ни в коем случае. Более того, завтрак должен быть горячим и достаточно плотным. Помните, что завтрак должен обеспечивать в режиме питания четверть от потребностей школьника в еде за день. Также важно, чтобы завтрак проходил в спокойной (без: давай быстрее, почему так медленно ешь и т.д.), тихой (никакого телевизора) и доброжелательной обстановке. Также не стоит разрешать детям школьного возраста читать за приёмом пищи книги или разговаривать, это также важно, как и соблюдение режима питания школьника на протяжении дня. Всего для ребёнка-ученика суточная калорийность должна составлять 2300 ккал. Для того, чтобы привить ребёнку привычку к правильному режиму питания, необходимо, чтобы приём пищи дома был семейным. Также стоит разнообразить питание ребёнка школьного возраста достаточным количеством блюд (но без фанатизма). Также правильный режим приёма пищи ребёнком школьного возраста в течение дня поможет обеспечить отсутствие различного рода перекусов.

Идём в школу

Путь до школы должен сочетаться с непродолжительной утренней прогулкой. Если школа находится недалеко, то можно весь путь до неё проделать пешком. Если же ребёнка возят в школу на машине, то можно останавливаться недалеко от неё, минут за 1015 прогулочного шага, и уже до самой школы идти пешком. В любом случае, пусть даже и совсем непродолжительная, но в режиме дня для школьника утренняя прогулка быть просто обязана. Естественно, совершать сегодня запланированную утреннюю прогулку или нет, необходимо решать, принимая во внимание и погодные условия. Прогулка под дождём ещё ни одному школьнику здоровья не добавила, так, что в этом случае этот пункт режима дня стоит нарушить.

Занятия в школе

Здесь писать особо нечего, так как всю первую половину дня ребёнок проведёт в школе. Стоит только отметить, что в режиме питания школьника на день обязательно должен быть предусмотрен второй завтрак, который ученик должен получить в школе. Также обратим Ваше внимание на то, что даже если Вы не очень то доверяете школьной столовой и Вам кажется, что те бутерброды, которые Вы приготовили ребёнку на второй завтрак в соответствии с режимом питания для школьника на день, намного вкуснее и полезнее, чем стряпня школьной столовой, ребёнку на второй завтрак очень необходима именно горячая еда. Поэтому, мы понимаем, что Вы всегда готовите лучше, но в данном случае стоит отдать предпочтение горячей еде в школьной столовой и не приучать ребёнка к перекусам бутербродами и фруктами всухомятку. Мы уже говорили о том, что в режиме питания для школьника на день нет места перекусам вовсе. Второй завтрак должен обеспечить 10-15% потребностей ккал ребёнка школьного возраста.

Дорога домой

Её, как и утреннюю дорогу в школу обязательно необходимо совместить с лёгкой прогулкой. Дневная прогулка должна быть включена в распорядок дня каждого школьника. Поэтому, если ваш ребёнок остаётся в школе в группе продлённого дня, то убедитесь, что в план группы обязательно входит дневная прогулка.

Обед в распорядке дня для школьника

Обед должен приходиться в распорядке дня примерно на 13.00 и заканчиваться в 13.30. Помните, что обед в режиме питания ребёнка школьного возраста и в целом в его режиме дня занимает, едва л не центральное место. В обед ребёнок должен получить 40% своей суточной нормы ккал. Как и при любом приёме пищи ребёнком обед должен проходить с спокойной, тихой и благожелательной обстановке. Также нельзя позволять детям читать или болтать во время приёма пищи. Лучше всего, если за обедом, как и за ужином, будет собираться вся семья. Превратив приёмы пищи в семейное действо, будет намного легче приучить ребёнка придерживаться режима питания и заставить школьника придерживаться распорядка дня в целом.

Послеобеденный сон

Кто бы ни говорил, что современным детям послеобеденный отдых не нужен, что уложить их спать практически нереально, что современные школьники намного активнее своих родителей в этом возрасте, что режим дня современного школьника вообще не должен предусматривать послеобеденный отдых и так далее – НЕ СЛУШАЙТЕ. Послеобеденный отдых в распорядке дня школьника должен быть обязательно. Да, современного ребёнка школьного возраста уложить спать днём после обеда проблематично, а порой и действительно невозможно, но, даже если послеобеденный сон в распорядке дня юного школьника представляется нереальным, то просто отдых должен быть обязательно. Пусть ребёнок не спит, а просто отдыхает – этого вполне достаточно. Но, никакого телевизора или компьютера, иначе это уже совсем не отдых. Можно иногда, повторяем, только иногда закрыть глаза на то, что ребёнок после обеда проводит время с книгой. Но, лучше если он обойдётся без всего этого вообще. В режиме дня для послеобеденного отдыха для школьника необходимо выделить один час.

Время для активных игр на свежем воздухе

После того, как ребёнок вернулся со школы, пообедал и немного отдохнул после обеда, настаёт время для подвижных игр. Желательно, чтобы такие игры были действительно подвижными и проходили на свежем воздухе. Если дело происходит зимой, то игры на улице всё равно необходимо, хотя и должно быть пребывание на улице сокращено по сравнению с летними месяцами. Здесь распорядок дня для школьника придётся корректировать самостоятельно в зависимости от времени года.

Полдник

Сейчас многие родители забывают не только включить полдник в режим питания, но и вообще забывают о нём. А между тем совершенно напрасно, так как полдник просто необходим ребёнку не только младшего возраста, но и школьнику. Поэтому место в распорядке дня школьника для полдника должно обязательно отыскаться, причём место это с 16.00 до 16.15. Полдник необходим, перед тем как ребёнок сядет готовить домашнее задание.

Готовим домашние задания

С 16.00 до 18.00 в биологическом режиме организма наступает второй оптимальный период времени для приготовления домашнего состояния. Первый период, более интенсивный, наступает в первой половине дня, а второй во второй половине менее интенсивный, но всё же период повышенной работоспособности. Поэтому с 16.30 до 17.30 маленький ученик должен делать уроки, так как это очень благоприятное для этого время. Составляя режим дня школьника, обязательно учитывайте биологические циклы человеческого организма.

Вечерний отдых

После того, как ребёнок сделал все домашние задания, перед ужином ему очень полезна будет небольшая прогулка на свежем воздухе. Такая прогулка не только поможет нагулять аппетит, но и ребёнок немного устанет, а значит, будет крепче спать и быстрее засыпать. Можно прогулку заменить спокойными играми или занятиями на усмотрение ребёнка дома. Проводится с 17.30 до 19.00.

Ужин

За ужином, даже если за завтраком или обедом этого не позволяли обстоятельства, обязательно должна собираться вся семья. Это очень желательно для того, чтобы ребёнок воспринимал приёмы пищи, как некое семейное действо. В этом случае школьнику намного легче привыкнуть к режиму правильного питания на протяжении дня. Ужин должен быть немного легче, чем завтрак и за ним ребёнок школьного возраста должен получить порядка 20 – 25% потребностей ребёнка школьного возраста ккал в день. Ужин должен быть не позже 19.00.

Перед сном

После того, как в соответствии с режимом дня прошёл ужин, должно наступить время для спокойных занятий дома по выбору самого ребёнка. Это может быть и чтение книги, и всё, что угодно. Всего отведите на это 30 минут, вполне достаточно.

Готовимся ко сну

С 20.00 до 20.30 ребёнок должен подготовиться ко сну. Что сюда входит: гигиенические процедуры, подготовка одежды и школьных принадлежностей на следующий день и т.д. На это в режиме дня отводится всего пол часа, но и этого вполне достаточно.

Сон

Это один из важнейших факторов, который влияет на работоспособность ребёнка школьного возраста. Во время сна снижается уровень активности всех физиологических процессов, только мозг продолжает работать, переваривая и раскладывая по полочкам всю информацию, полученную за день. Именно поэтому сон так важен для ребёнка школьного возраста – он является логическим завершением достаточно трудного дня. Сон должен быть достаточной глубины и продолжительности. Современный школьник, который в течение дня получает достаточно большие нагрузки, должен спать не менее 9-10 часов, именно этим объясняется столь ранний по меркам взрослых отход ребёнка школьного возраста ко сну. Для того, чтобы по утрам школьник легко просыпался, а по вечерам легко засыпал, необходимо чтобы он привык ставать и ложиться в одно и то же время. Вот для этого нужен распорядок дня для школьника, вот поэтому так важно не нарушать режим ни днём, ни вечером. Следите за тем, чтобы даже в зимнее время, комната ребёнка перед сном была хорошо проветрена (в зимнее время это просто необходимо сделать заблаговременно). Нормальной температурой комнаты, которая обеспечит глубокий и здоровый сон школьника после трудного дня - являются 18°С. Следите за тем, чтобы ребёнок не засиживался допоздна, так как у очень многих детей школьного возраста из-за неправильного режима дня наблюдается хроническое недосыпание, которое может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Очень желательно, чтобы перед сном у ребёнка сформировались положительные эмоции – похвалите его за успехи прошедшего дня, почитайте ему книгу.