Герой нашего времени в сокращении по главам. «Герой нашего времени» (Роман) Пересказ

«Герой нашего времени» краткое содержание по главам — это детальный пересказ романа из которого вы узнаете о всех главных событиях.

«Герой нашего времени» краткое содержание по главам

Автор говорит о том, что не нужно буквально воспринимать смысл слов «Герой нашего времени». Герой нашего времени - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но автор не претендует на роль исправителя людских пороков; он просто указывает обществу на его болезнь, а «как ее излечить - это уж бог знает!»

Часть 1

«БЭЛА» краткое содержание

Чтобы скоротать вечер, Максим Максимыч рассказывает историю из своей жизни. Когда пять лет назад он с ротой стоял в крепости за Тереком, туда был призван на службу офицер лет двадцати пяти, звали его Григорий Александрович Печорин. Он был богат, но чрезвычайно странен. Так, в холодную погоду он целыми днями пропадал на охоте, а у себя в комнате замерзал; один ходил на кабана, но вздрагивал и бледнел при резком звуке. «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…»

Недалеко от крепости жил местный князь. Его пятнадцатилетний сын Азамат повадился ходить в крепость, за деньги был готов сделать, что угодно.

Князь пригласил Печорина с Максимом Максимычем на свадьбу старшей дочери. Его младшая шестнадцатилетняя дочь Бэла поразила Печорина своей красотой. Она была высока, тонка, ее глаза, черные, как у горной серны, «так и заглядывали к вам в душу». Любовался княжной и Казбич, который слыл в округе разбойником.

Максим Максимыч случайно услышал разговор Азамата с Казбичем. Казбич рассказывал о своем необыкновенном коне Карагезе, который не раз спасал его от верной смерти. Азамату так захотелось иметь Карагеза, что он готов был украсть в обмен на него свою сестру
Бэлу. Казбич ни за какие богатства мира не расстанется с конем.

Черт дернул Максим Максимыча рассказать Печорину об услышанном. Печорин при каждой встрече с Азаматом переводил разговор на коня Казбича, всячески расхваливая его. Это привело к тому, что Азамат стал «бледнеть и сохнуть, как бывает от любви в романах». Наконец Печорин пообещал Азамату достать Карагеза, но при условии, что тот украдет для него Бэлу. На другой день Казбич пригнал в крепость баранов, а пока пил чай, Азамат украл его коня. Казбич выстрелил ему вслед, но промахнулся, потом в отчаянии разбил ружье, упал на землю и зарыдал, как ребенок.

Печорин получил Бэлу. Азамата же с тех пор никто не видел.

Бэла не смотрела на Печорина, не говорила с ним, а все время сидела в углу комнаты, закутавшись в покрывало, и грустила.

Печорин говорил девушке о своей любви, обещал все сделать для ее счастья, дарил дорогие подарки, но все это не особо действовало на Бэлу. Тогда Печорин решился на последнее средство: он пообещал Бэле уйти навсегда, предоставив ей полную свободу. Бэла в слезах бросилась ему на шею, с тех пор они зажили счастливо.

Спустя несколько дней Казбич убил старого князя. Он решил, что Азамат украл коня с согласия отца.

На следующий день погода прояснилась, и попутчики продолжили свое восхождение на Гуд-гору. Казалось, сама дорога ведет на небо; автор чувствует, что стоит высоко над миром, его охватывает детское чувство восторга, ведь «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми».
Затем начался опасный спуск с Гуд-горы в Чертову долину. Лошади измучились, повалил снег, град, и путники остановились в бедной сакле. Максим Максимыч продолжил рассказ о взаимоотношениях Бэлы и Печорина.

Максим Максимыч одинок, уже долгие годы не имеет известий о родителях, «запастись» собственной семьей не успел, а оттого привязался к Бэле, как к родной дочери.

Четыре месяца Бэла с Печориным прожили очень хорошо, но потом Печорин стал все чаще задумываться, целыми днями пропадал на охоте.

Как-то раз Максим Максимыч застал Бэлу плачущей, она поняла, что Печорин ее не любит. Максим Максимыч очень жалел девушку, а оттого бегал за нею, точно нянька.

Когда Максим Максимыч с Бэлой прогуливались по валу, то вдалеке увидели Казбича.

Вечером Максим Максимыч упрекнул Печорина за холодность к Бэле. Печорин сказал, что причина - в его несчастном характере. Все в жизни ему надоело: удовольствия, свет, науки, и им овладела скука. На Кавказе какое-то время он жил счастливо, но через месяц привык к близости смерти, и ему стало скучнее прежнего. Когда он увидел Бэлу, то решил, что найдет спасение в ее любви, но опять ошибся: и с ней ему стало скучно. В своей жизни Печорин не видит смысла, для него остается последнее средство - путешествия. Как-то Печорин уговорил Максим Максимыча поехать с ним на охоту, а когда вернулись, то увидели Казбича, увозящего Бэлу. Печорин бросился в погоню, ранил лошадь Казбича. Казбич ударил Бэлу кинжалом и убежал. Оказалось, что Бэла вышла к реке погулять, оттуда и была похищена Казбичем.
Печорин с Максимом Максимовичем привезли Бэлу, истекающую кровью, в крепость. Надежды на спасение не было, Бэла и сама предчувствовала близкую смерть, но ей не очень хотелось умирать.

Через два дня Бэла умерла. Максиму Максимычу было очень обидно, что девушка ни разу не вспомнила о нем, хотя он так любил ее.

На сочувствующие речи Максим Максимыча Печорин отвечал смехом, от которого у штабс-капитана пробежал мороз по коже. Печорин долго был нездоров, через три месяца его перевели в другой полк, и он уехал в Грузию. С тех пор Максим Максимыч его не видел.

МАКСИМ МАКСИМЫЧ краткое содержание

На постоялый двор въехало несколько повозок и пустая дорожная коляска. Максим Максимыч расспросил лакея о владельце коляски и выяснил, что она принадлежит Печорину. Сам же Печорин остался ночевать у местного полковника.

Радости Максима Максимыча нет границ, он просит лакея сообщить Печорину, что здесь Максим Максимыч. Он находится в твердой уверенности, что Печорин тут же прибежит. Максим Максимыч до вечера прождал Печорина на скамейке, но тот так и не пришел.

На следующее утро Максим Максимыч ушел к коменданту и попросил автора послать за ним, если придет Печорин. Вскоре появляется Печорин, и автор посылает за Максим Максимычем.

Печорин был среднего роста, крепкого сложения, но пальцы его поражали своей худобой и бледностью. Руками при ходьбе он не размахивал - верный признак некоторой скрытности характера. У него были вьющиеся белокурые волосы, кожа имела женскую нежность, в улыбке же было что-то детское. Особого внимания заслуживали глаза Печорина: они не смеялись, когда он смеялся. Это признак или злого нрава, или глубокой грусти.

Лошади Печорина были уже запряжены, а Максим Максимыч все не появлялся. Наконец, автор увидел бегущего штабс-капитана: пот градом катился с его лица. Он хотел броситься на шею Печорина, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Несмотря на все уговоры Максим Максимыча, Печорин не отложил своего отъезда. Максим Максимыч напомнил Печорину о его записках, которые были у него, но тому не было до них никакого дела.

Печорин уехал, а Максим Максимыч остался стоять в полной задумчивости, в его глазах были слезы досады.

Автор с разрешения Максима Максимыча забирает себе записки Печорина. Автору нужно уезжать, но Максим Максимыч не может поехать с ним - он еще не виделся с комендантом. Ради Печорина он первый раз бросил дела службы - и как был награжден за это!

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

ПРЕДИСЛОВИЕ
Недавно автор узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие его обрадовало. Ведь теперь он имел право печатать эти записки. Автор убедился в искренности этих записок, где Печорин «так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки». Автор печатает журнал Печорина, так как уверен, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». В этой книге автор поместил только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.

«Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? - Мой ответ - заглавие этой книги. «Да это злая ирония! - скажут они, - Не знаю».

ТАМАНЬ краткое содержание

Повествование в этой и последующих главах ведется от лица Печорина.

Печорин приезжает в Тамань (самый северный город из всех приморских городов России) поздно ночью и останавливается в хате на самом берегу моря. Его предупредили, что там «нечисто», но он не понял смысла этих слов.

Печорину открывает дверь четырнадцатилетний слепой мальчик, по его словам, хозяйка ушла в слободку. Печорин долго рассматривал лицо слепого, как вдруг заметил, что тот улыбается. Это произвело на Печорина неприятное впечатление, он стал подозревать, что мальчик, может быть, и не слеп.

На стене в хате не было ни одного образа - дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер.

Печорин лег, но не мог уснуть. Через час он заметил промелькнувшую тень и вышел из хаты. Он увидел, как слепой мальчик с узлом под мышкой спускается к морю, и пошел за ним.На море поднялся туман, луна начала одеваться тучами. Слепой шел так близко от воды, что казалось, его смоет волной, но он шел очень уверенно, видно, это была не первая его прогулка. Наконец, слепой сел на землю, к нему подошла женщина. Они стали спорить о том, приплывет ли Янко в такую погоду или нет. Слепой был уверен, что приплывет: «Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей». И действительно, через некоторое время показалась лодка. «Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст!» Из лодки вышел «человек среднего роста, в татарской бараньей шапке» и вместе со слепым и девушкой стал вытаскивать из лодки груз.

Печорин вернулся в хату; утром пришла хозяйка с дочерью, хотя слепой говорил, что детей у нее нет. На все расспросы Печорина старуха отвечала, что ничего не слышит, слепой же со слезами на глазах говорил, что никуда не ходил ночью. Печорин твердо решил «достать ключ этой загадки».

Утром Печорин услышал женское пение и, подняв глаза, увидел на крыше хаты девушку с распущенными волосами, «настоящую русалку». Печорин понял, что и ночью у моря слышал тот же голос. Целый день девушка крутилась возле «квартиры» Печорина, но как только он начинал говорить, она убегала. Ундине, как назвал девушку Печорин, было не более восемнадцати лет, она не была красавицей, но в ней было много «породы». Наконец, Печорин заговорил с девушкой, но она отвечала загадками. Тогда Печорин сказал, что видел ее ночью на берегу и может все рассказать коменданту; девушка рассмеялась на эти слова и убежала.

Вечером девушка страстно поцеловала Печорина и позвала к морю ночью. Когда они сели в лодку и отплыли от берега, Ундина попыталась столкнуть Печорина в воду, так как боялась доноса. Завязалась борьба, в результате в воде оказалась девушка, а Печорин доплыл до берега на лодке.

Ундина выбралась на берег, дождалась лодки Янко и сказала ему, что все пропало. Янко с девушкой решили покинуть эти места в поисках другой работы, слепого же с собой не взяли. На прощание Ундина бросила слепому монету, но он ее даже не поднял. Ундина и Янко уплыли, а слепой долго плакал на берегу. Печорину стало грустно. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнёс на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» На другой день Печорин оставил Тамань. «Что сталось с старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности».

Часть 2

КНЯЖНА МЕРИ краткое содержание

Печорин приехал в Пятигорск, поселился на самом высоком месте, у подошвы Машука. Вид оттуда чудесный: цветут черешни, на краю горизонта тянется «серебряная цепь снеговых вершин». «Весело жить в такой земле! Какое-то странное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Печорин пошел к Елисаветинскому источнику, где утром собирается все «водяное общество». Там Печорин встретил Грушницкого, с которым познакомился на службе. Он был ранен в ногу и приехал на воды на неделю раньше Печорина. Грушницкий прослужил только год и, по особенному роду франтовства, носит толстую солдатскую шинель. Главное для Грушницкого - произвести эффект; говорит он вычурно, собеседника не слушает. Его цель - «сделаться героем романа», он стремится уверить других и себя в том, что он «существо не созданное для мира, а обреченное каким-то тайным страданиям». Печорин понял суть Грушницкого, и за это тот его не любит, хотя внешне они находятся в дружеских отношениях.

Мимо проходят две дамы: одна пожилая, другая молоденькая. Грушницкий говорит, что это княгиня Литовская с дочерью. Видно, что Грушницкий увлечен молодой княжной.

Чуть позже Печорин стал свидетелем любопытной сцены. Грушницкий, когда рядом находилась княжна, как бы нечаянно уронил стакан и всем своим видом показывал, как тяжело ему нагнуться. Княжна, естественно, стакан подняла, чем совершенно осчастливила Грушницкого. Печорин признался себе, что завидует Грушницкому.

Печорин сблизился с доктором Вернером. Роднит их то, что они равнодушны ко всему, кроме самих себя; общение их состоит в передаче новостей друг другу. Из рассказа Вернера Печорин узнал, что княжна интересуется Грушницким, Печорин ей также интересен. Печорин доволен этим известием: «явно судьба заботится о том, чтобы мне не было скучно».

Также Печорин узнает, что на воды приехала некая дама, родственница Лиговских. После описания ее Вернером, он понимает, что это женщина, которую он любил очень давно.

Вечером Литовские сидели на бульваре в окружении молодежи. Печорин в небольшом отдалении от них стал рассказывать приятелям смешные истории, и постепенно вся молодежь перешла в его кружок. Княжна была очень сердита.

Печорин все сделал для того, чтобы княжна его возненавидела: купил себе тот ковер, который ей приглянулся, не старался с ней познакомиться.

Грушницкий познакомился с княжной, зовут ее Мери. Он поверяет Печорину свои душевные тайны, а тот внутренне смеется над ним. Ясно, что Грушницкий влюблен.

У колодца Печорин встретился со своей давней возлюбленной Верой, родственницей Лиговских. Ради сына она вышла замуж за «хромого старичка». Она до сих пор любит Печорина, хотя он не дал ей ничего, кроме страданий. Вера часто бывает в доме Лиговских и поэтому советует Печорину «приволочиться» за княжной, чтобы они смогли чаще видеться. Вера больна, скорее всего у нее чахотка. Вера, как и прежде, безоглядно вверилась Печорину, и тот знает, что никогда ее не обманет.

Прошла неделя. Грушницкий везде следует за Мери, они ведут бесконечные разговоры; ясно, что он ей скоро наскучит.

На следующий день был назначен бал, на котором Печорин решил непременно познакомиться с княжной Мери. Он пригласил ее на мазурку и понял, что она недовольна им. Княжна не очень вежливо повела себя с одной дамой, и та, в отместку, решила скомпрометировать ее. Она подговорила пьяного драгунского капитана, и тот пригласил Княжну на мазурку. Княжна готова была упасть в обморок от страха и негодования, но тут Печорин пришел ей на помощь. Он сказал капитану, что княжна танцует с ним, и попросил его удалиться. За этот поступок Печорин получил благодарность от Литовских и приглашение в их дом.

Вечером Печорин был уже в доме Литовских, где увиделся с Верой. Вера сказала Печорину, что скоро умрет, но все мысли ее только о нем. Печорин не может понять, за что она его так любит: «Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?..»

Печорин своими беседами с княжной добился того, что она стала считать его необыкновенным человеком. Грушницкого же она слушает рассеяно, так как он ей надоел.

Печорин спрашивает себя, зачем он добивается любви «молоденькой девочки», ведь ее любовь ему совершенно не нужна. Дело в том, что ему доставляет удовольствие подчинять своей воле все, что его окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха.

В разговоре с княжной Печорин, как всегда, критически оценивает окружающих. На ее упрек он отвечает: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил…»

Печорин, видя страдание княжны, понимает, что она скоро его полюбит. Ему становится скучно, ведь он уже все заранее знает.

Вера ревнует Печорина, ведь княжна поверяет ей все душевные тайны. Вера переезжает в Кисловодск и просит Печорина приехать к ней через неделю и снять комнату рядом.

Грушницкого повысили в звании, и он явился на бал в полном сиянии армейского пехотного мундира. Он горд собой, надеется сразить княжну своим видом, но на самом деле выглядит очень смешно. Княжна равнодушно слушает Грушницкого, говорит, что в шинели ему было намного лучше. Грушницкий находится в полном отчаянии, в довершение всего, Печорин отпускает колкость в его адрес. Это привело к тому, что против Печорина составилась враждебная шайка во главе с Грушницким.

Печорин приезжает в Кисловодск, каждый день видится с Верой. Через некоторое время туда приезжают Литовские и Грушницкий.

Во время перехода через горную реку Печорин подхватывает на руки княжну, которой становится плохо, целует ее. Нервы княжны совершенно расстроены: ведь она не знает, любит ее Печорин или нет.

Вечером Печорин совершенно случайно подслушал разговор Грушницкого с его приятелями. Они советуют Грушницкому испытать смелость Печорина: вызвать его на дуэль, пистолеты же оставить незаряженными.

На следующий день Печорин говорит княжне, что не любит ее. Она срывающимся голосом просит оставить ее. Печорин признается, что иногда сам себя презирает: почему, например, он не женился на княжне?
«Куда я себя готовлю? Чего я жду от будущего? Право, ровно ничего».

Печорин, случайно услышав, как Грушницкий говорит о его связи с Верой, вызывает обидчика на дуэль.

Накануне дуэли Печорин размышляет о своей жизни: «Может быть, я завтра умру!., и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я на самом деле… После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»

Печорин, зная о замысле Грушницкого, сам решил испытать его. Он предложил противнику встать по краям узенькой площадки, находящейся на вершине отвесной скалы. Тот, кто будет ранен, упадет вниз и разобьется; пулю доктор вынет, и причину смерти можно будет объяснить несчастным случаем.

Грушницкому выпал жребий стрелять первому. Ему было стыдно стрелять в безоружного человека, но все-таки он идет на это. Пуля слегка ранила колено Печорина. Настал черед Печорина. Он просит Вернера зарядить его пистолет, чем очень смутил противную сторону. Печорин предлагает Грушницкому разрешить дуэль мирным путем: тот должен попросить у него прощения; но Грушницкий отказывается. После выстрела Печорина Грушницкого на площадке не было. На сердце Печорина был камень.

Дома Печорина ждала записка от Веры, в которой она навсегда с ним прощается и сообщает об отъезде. Она всегда понимала, что Печорин не сможет дать ей той любви, которой жаждало ее сердце, но, несмотря ни на что, она отдала ему всю себя без остатка. В его природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное: женщина, раз любившая его, не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин. Вера сообщила мужу о своих отношениях с Печориным, теперь она погибла, но ей нет до этого дела. Ради Печорина она потеряла все на свете. Прочитав письмо, Печорин вскочил на коня и, как безумный, помчался в Пятигорск. Он не мог и подумать о том, что никогда больше не увидит Веру. Но конь Печорина издох, когда до города оставалось совсем немного. Потеряв последнюю надежду, Печорин упал на траву и заплакал, как ребенок.

Через некоторое время Печорин понимает, что «гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно», да и что могло бы дать последнее свидание?

Утром Печорин подходит к княжне Мери и говорит, что любить его она не может. Он смеялся над ней, а потому она должна его презирать. Княжна поправляет его: «Я вас ненавижу». Печорин благодарит её и уходит.

ФАТАЛИСТ краткое содержание

Печорин однажды прожил две недели в казачьей станице, где остановился батальон пехоты. Офицеры каждый вечер собирались играть в карты. Один раз разговор зашел о мусульманском поверье, будто судьба человека написана на небесах. Завязался горячий спор, стоит ли верить в судьбу или нет. Вниманием окружающих завладел поручик Вулич. У него была только одна страсть - страсть к игре. Он постоянно проигрывал, но неудачи только раздражали его упрямство. Вулич вышел в центр комнаты и заявил, что каждому человеку заранее назначена роковая минута, Печорин же утверждал, что предопределения нет. Заключили пари на пятнадцать червонцев. Вулич взял пистолет и приставил дуло к своему виску. Печорин был уверен, что Вулич умрет: на его лицечиталась печать смерти. Вулич спустил курок, но вышла осечка. Вулич выиграл.

Возвращаясь домой, Печорин размышлял о том, что люди не способны больше к великим жертвам, даже для собственного счастья, так как заранее уверены в его невозможности. В молодости Печорин был мечтателем и поэтому вступил в жизнь, пережив ее уже мысленно, и поэтому ему стало «скучно и гадко».

В этот вечер Печорин верил в судьбу. На дороге он увидел свинью, разрубленную шашкой. Это сделал пьяный казак. Ночью Печорину сообщили, что тот же казак зарубил Вулича. Убийца заперся в пустой хате.. Никто не решался войти туда, так как казак был вооружен.

Печорин, подобно Вуличу, решил испытать судьбу. В то время, когда другие отвлекали казака разговорами, он через окно бросился на убийцу. Тот выстрелил, и пуля сорвала эполет с плеча Печорина. Другие казаки ворвались в хату и связали убийцу.

«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»

Минимальное содержание романа, всего 350 слов.

Бэла

Автор на Кавказе встречает , и тот рассказывает ему о случае с . Печорину понравилась местная девушка , и он, сговорившись с ее , крадет ее в обмен угон лошади Казбича. Не сразу, но Бэла влюбляется в Печорина, которому она уже успевает надоесть.

Вскоре из-за мести похищает и ранит Бэлу, и она умирает, а Печорин уезжает.

Максим Максимыч

Журнал Печорина. Предисловие

Тамань

Печорин ночует в Тамани и прослеживает за контрабандистами: слепым мальчиком, девушкой и Янко.

Утром он встречает девушку и грозится раскрыть их. В ответ зовет Печорина на пляж и неудачно пытается утопить.

Вскоре Печорин узнает, что из-за него Янко с девушкой уплывают, а слепой остается один.

Княжна Мери

Печорин встречает в Пятигорске и сближается с . Грушницкий общается с , строя из себя жертву, но вскоре надоедает ей, а Печорин, наоборот, ради встреч с , сближается с княжной, спасая ее на балу от пьяного. Печорин понимает, что княжна безответно влюбилась в него, но не спешит прекращать игру с ней.

Грушницкий и несколько офицеров готовят заговор против Печорина — планируется шуточная дуэль, чтобы напугать его.

Вскоре Печорин целует и тут же признается княжне, что не любит ее. Позже его чуть не ловит Грушницкий после тайной встречи с Верой. В ответ на обвинение в этом Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Вернер становится секундантом Печорина, а заговорщики решают зарядить только пистолет Грушницкого. Печорин узнает об этом, но не раскрывает заговор.

На дуэли первым стреляет Грушницкий, но не может выстрелить насмерть и только царапает Печорину ногу. В ответ Печорин заряжает свой пистолет и убивает противника.

После Печорин получает прощальную записку от Веры и бросается за ней, но не догоняет. Печорина высылают из-за дуэли.

Герой нашего времени, роман Михаила Юрьевича Лермонтова, был завершен в 1840. Произведение стало не только вершиной творчества писателя, но и заняла почетное место в ряду социально-психологических и философских романов отечественной и зарубежной литературы.

Лермонтов изображает в главном герое «странного», «лишнего» человека. Он ставит задачей изучить «историю души человеческой», которая становится ценнее, чем история целых народов или поколений.

Основные проблемы «Героя нашего времени»:

  • любви и долга
  • смысла человеческой жизни
  • предопределения и возможности выбора
  • общественного и личного долга.

Интересна композиция романа: главы, представляющие собой отдельные новеллы, расположены не в том порядке, как они происходили в жизни героя.

Бэла

Максим Максимыч находился в Чечне со своими бойцами. С местными жителями военные уживались мирно до приезда некоего молодого гвардейца Григория Александровича Печорина.

Печорин сослан в эту местность за неизвестную провинность. Молодой человек интересуется молодой красивой черкесской, Бэлой. Она дочь одного из местных князей.

Заручившись помощью младшего брата девушки, Азамата, Печорин крадет красавицу. А платой за услугу становится конь, да не свой, а человека по имени Казбича.

Печорин заслуживает любовь Бэлы, но через некоторое время охладевает к ней, ему становится скучно – любовь черкески не отличается от любви русской барышни. Обиженный Казбич похищает Бэлу и в погоне убивает ее.

Максим Максимыч

Максим Максимыч расстроен – Печорин ведет себя так, словно почти и не знает его. От досады Максим Максимыч отдает автору никому ненужные дневники главного героя.

Последующие главы – это дневник главного героя.

Тамань

Печорин приезжает в Тамань, останавливается на ночлег в подозрительный дом. Ночью, слепой мальчик, который привел его сюда, зачем-то выходит из дома. Молодому человеку кажется это подозрительным, он следует за ним.

Преследую слепого по утесистому склону до берега, Печорин видит, как к мальчику присоединяется девушка в белом. Они ждут Янко, который на лодке привозит контрабанду. Наутро Григорий спрашивает у мальчика при старухе, куда он ходил ночью. Это заставляет контрабандистов решиться избавиться от Печорина.

Случается ночная прогулка на лодке с девушкой, которая пытается утопить героя, но безуспешно. Янко и девушка покидают город, оставляя слепого мальчика в нищете. Печорин жалеет слепого до того момента, как узнает,что мальчишка его обокрал.

Княжна Мери

В Ставрополе Печорин знакомится с юнкером Грушницким. Далее они встречаются в Пятигорске, где самой яркой, из курортных молодых женщин, является княжка Мери.

Печорин решает ухаживать за девушкой, хотя знает, что Грушницкий влюблен в нее. Он делает это назло "своему другу", чтобы позлить его, зная, что Грушницкий вскоре надоест Мэри.

Одновременно в город приезжает Вера, настоящая любовь героя. Они ищут тайных свиданий, однажды они договариваются о ночной встрече. В засаде Григория Печорина поджидают Грушницкий и его компания, думая, что он был у Мэри.

Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, в ходе которой погибает молодой юнкер. Вера выдает свое волнение, и муж увозит ее из города. Влюбленный Печорин мчит на лошади за ними, но скакун не выдерживает гонки и падает замертво.

Герой возвращается в город пешком. Печорина ссылают из города за дуэль. Перед отъездом герой своего времени признается княжне Мери, что его любовь была следствием скуки.

Фаталист

В последней главе Печорин предсказывает смерть поручику Вуличу. В прифронтовом гарнизоне офицеры играют в карты. Ведется беседа, действительно ли существует предопределение, предопределен ли человеку час смерти.

Вулич решает проверить, действительно ли это так – предлагает ставить ставки, а сам стреляет себе в голову. Никто, кроме Печорина не ставит на смерть. Пистолет дает осечку – Печорин отдает поручику содержание своего кошелька, но повторяет, что тот умрет нынче.

Так и случается – Вулича по случайности зарубили шашкой. Только себе Печорин не предсказывает судьбу. Он говорит, что погибнет от злой жены, а на самом деле умирает в обратной дороге из Персии по неизвестным обстоятельствам.

Введение. История создания произведения, основная идея.

«Герой нашего времени» по праву может называться жемчужиной русской литературы. Лермонтов довольно долго вынашивал идею создания романа и продолжительное время работал над ним. Литературоведы разделяют предварительный период на три отдельных промежутка времени. Начальный этап относится к 1836 году, именно тогда юный поэт Лермонтов решил утвердить себя на пьедестале современной литературы и создать нечто такое, что абсолютно поразило бы его современников. Уже тогда он решил, что главное действующее лицо будет молодой дворянин, олицетворяющий в своем образе существующее поколение молодых людей. Он хотел отразить все противоречия, бушующие в юной порывистой душе, создать метущуюся личность, что впоследствии у него прекрасно получилось. По признанию Лермонтова на него произвело огромное впечатление прочтение романа «Евгений Онегин» Пушкина. Оно вдохновило его и настроило на плодотворную фундаментальную работу.

После написания посмертной эпитафии на смерть Пушкина Лермонтов отправляется в ссылку на Кавказ, где начинает воплощать в жизнь свой замысел по написанию романа. Так начался второй этап по созданию романа. Данная поездка в каком-то смысле пришлась для писателя очень кстати, ведь именно посетив Тамань, казачьи станицы и поселения горцев, Лермонтов точно понял, о чем он хочет писать. Определился круг действующих лиц и сюжетная линия.

  • 1839 год - «Бэла» (при публикации «Из записок офицера на Кавказе»)
  • 1839 год - «Фаталист»
  • 1840 год - «Тамань»
  • 1840 год - «Княжна Мери»
  • 1840 год - Выход полной версии романа с авторскими ремарками и добавленной частью «Максим Максимович»

Основной идеей автора было показать положение дел в современной ему последекабристской России, создать живые реалистичные образы героев. Главная проблема романа - проблема личности и времени, когда были утрачены старые идеалы, а новых пока не существовало. Печорин и его современники по праву могут называть себя людьми потерянного поколения, они не знают, чего хотят от жизни. По словам автора, портрет Печорина - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Любопытен тот факт, что сам Лермонтов ни разу за весь процесс повествования не проявляет своего отношения и оценки поведения Печорина. Он даже не говорит однозначно о том, в каком смысле он применяет к нему характеристику «герой».

Анализ произведения

Сюжетная линия, особенности композиции

Главной особенностью композиционного строения романа является хронологическая несогласованность. Главы расположены не порядку, происходящие в них события непоследовательны. Это один из главных приемов выразительности, через который автор пытался выразить основную мысль подобным образом. Так, Лермонтов дает нам понять, что окружающие нас события и их последовательность никак не могут повлиять на нашу судьбу. Сильно лишь то, что творится в душе человека, его мысли и поступки. Благодаря расположению глав читатель постепенно начинает погружаться во внутренний мир Печорина, понимать мотивы его поступков и проникается к нему симпатией и сочувствием.

Что касается жанровой принадлежности, то «Герой нашего времени» можно охарактеризовать как психологически-социальный роман. В построении сюжета абсолютно отсутствует завязка или экспозиция, то есть читатель ровным счетом ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ. Кульминацией же является отдельно взятая ситуация каждой из повестей. Развязкой является весть о смерти Печорина, отраженная в предисловии к «Журналу Печорина». При этом момент развязки приходится на середину романа.

Таким образом, мы можем заметить, что, как и идея, так и сюжет и композиция романа очень сложны и служат элементами выразительности, постепенно раскрывающими проблематику произведения и образ главного героя.

Главные герои

Григорий Печорин представитель дворянства, молодой повеса родом из Петербурга. В душе является несчастным человеком, который тяготиться своим бессмысленным существованием. Он разочарован в любви и женщинах, не верит в существовании теплых дружеских отношений и искренней любви. Он крайне неординарная и яркая личность, которая, несмотря на множество его недостатков, не отталкивает читателя, а, напротив, привлекает своими переживаниями, заставляет сочувствовать и сопереживать ему. Изнутри его раздирает множество противоречий. Наиболее полное представление о личности героя мы получаем из уст Максима Максимовича. Однако, в силу своей недалекости, мужчина представляет Печорина несколько в однобоком свете. Он не понимает, что движет героем, не может найти оправдание его холодности и эгоизму.

Грушницкий

Антиподами Печорина являются Грушницкий и Вернер. Грушницкому хочется, главным образом, красоваться и показывать себя с наилучшей стороны, при том, что в душе юноши абсолютная пустота. Печорин же, поступая не всегда положительно, на самом деле глубоко благородный и отчаянно смелый человек, в последнюю очередь думая о напускном лоске и репутации честного человека.

Вернер же поначалу кажется читателю человеком близким по духу Печорину, ведь у них множество схожих черт характера, скептицизм, циничность, холодность и жесткость. Однако, Вернер, оказывается на деле типичным пустословом, не готовым отстаивать принципиальную позицию и ставить себя в противовес целому обществу. Оба этих мужских типа помогают нам лучше понять характер Печорина, как бы оттеняя и выделяя черты его характера и особенности личности.

Княжна Мери

Все женские образы, использованные Лермонтовым на страницах романа абсолютно разные. Единственное, что их объединяет - понимание сокровенного желания и главного стремления Печорина, которое постепенно приходит к читателю. А именно - это отчаянное желание любить и быть любимым одной единственной женщиной. Увы, этому так и не суждено случиться.

Заключение

Роман был принят российскими читателями на «ура». Он поражал, восхищал, волновал и никого не мог оставить равнодушным. Настолько ярок и реалистичен был образ Печорина, настолько злободневна была поднятая Лермонтовым проблема потерянного времени. Здесь есть все элементы прозы: и философские размышления, и роман, и лирическая повесть.«Герой нашего времени» - глубоко обличающий роман, бьющий точно в цель. Ведь Лермонтов осуждает не героя, склонного совершать ошибки. Если задуматься, кто из нас их не совершает? Объект его осуждения - именно пустое и ничтожное время, не несущее никаких идеалов и ценностей, потерянное поколение людей, не сумевших найти себя в жизни.

Критики признают сходство героев романа с романом «Евгений Онегин», это не случайно, ведь именно прочтение шедеврального произведения Пушкина подвигло создать Лермонтова столь же монументальный роман. В каком-то смысле Печорин, тот же Онегин, только в промежутке 30 - 40 годов 19 века. Стоит отметить, что Печорин - все же личность более зрелая, нежели Онегин. Он эгоист, но эгоист, страдающий от собственных поступков, глубоко осуждающий себя, но не имеющий возможности измениться. Он способен к более глубокому самоанализу, смиряется и несет свои поступки и грехи как тяжкий крест.

Анализируя роман, можно проследить развитие самого автора, он постепенно переходит из разряда юношеской прозы к нечто более содержательному и серьезному. Мы можем отметить значительный творческий рост автора, прогресс его идей и улучшенное качество изобразительно-выразительных инструментов.

Часть первая

Рассказчик по дороге до Тифлиса знакомится с попутчик - штабс-капитаном по имени Максим Максимович, который рассказывает ему такую историю. Пять лет назад он стоял в крепости за Тереком. Однажды осенью пришел транспорт с провиантом. Его сопровождал офицер, имя которого было Григорий Александрович Печорин. Человек этот принадлежал к той породе людей, с которыми, по словам Максима Максимовича, должны случаться разные необыкновенные приключения. Характер у Печорина был противоречив, вел он себя странно: никогда не мерз, даже долго находясь под холодным дождем, а сидя в комнате замерзал. Ходил на кабана сам вздрагивал от стука ставни, молчал часами, а иногда своими рассказами заставлял слушателей кататься от смеха.

Неподалеку от крепости жил князь. Его сын Азамат, сообразительный и ловкий парень лет пятнадцати, очень падок на деньги, часто бывал в крепости. Однажды князь пригласил Максима Максимовича и Печорина на свадьбу своей старшей дочери. Гостей посадили на почетном месте. К ним подошла младшая дочь князя, Бела, тоненькая, стройная девушка с черными глазами, как у горной серны. Печорин не сводил с нее глаз, и Бела поглядывала на него. На свадьбе был и Казбич, говорили, что он разбойник и вор. В Казбича был конь Карагезов, который славился по всей Кабарді. Казбичу завидовали, несколько раз пробовали украсть коня, но зря. Особенно нравился Карагезов Азамату, он даже предложил Казбичу обменять лошадь на свою сестру, но тот отказался.

Узнав об этом, Печорин посмеялся, но сам что-то задумал. В разговорах с Азаматом он хвалил Карагеза и наконец предложил: «...Конь будет твой, только за него ты должен отдать мне сестру Белу». «Согласен»,- прошептал Азамат, бледный как смерть.

Максим Максимович пробовал отказать Печорина, но тот отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа, как он, а Казбича, разбойника, надо наказать.

Ночью Азамат привез, перекинув через седло, женщину со связанными руками и ногами. На следующее утро Казбич пригнал баранов на продажу. Привязав лошадь у изгороди, он пил чай, которым угощал его Максим Максимович. Вдруг Казбич изменился на виду и закричал: «Мой конь!» Но Азамат уже мчался на Карагезі. Казбич в отчаянии пролежал на земле до следующего утра, потом узнал в крепости, кто похитил его коня, и двинулся к аула. Но Азамат куда-то исчез.

Максим Максимович пытался доказать Печоріну, что его поступок нехороший, но тот был спокоен: «А когда она мне нравится?» Печорин долго добивался любви Беллы и постепенно приучил ее к себе. «Слушай, милая, добрая Бело! - говорил Печорин,- ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтобы тебя развеселить: я хочу, чтобы ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселее?» Белла задумалась, улыбнулась и кивнула головой в знак случаю.

Белла стала приветливее, довірливішою - да и только. Однажды утром Печорин собрался и вошел к девушке попрощаться. Она не отвечала на его слова, но когда Печорин пошел к двери, Белла бросилась к нему. Максим Максимович прервал рассказ, а потом сказал: «Мне стало обидно, что никогда ни одна женщина меня так не любила». Он считал, что Печорин и Белла были счастливы.

Казбич решил, что все произошло с согласия князя, и, дождавшись его на дороге, убил.

Рассказчик и Максим Максимович двинулись дальше, на ночь они остановились на отдых в одной горной сакли, и Максим Максимович закончил свой рассказ о Белу.

Прошло время, и Печорин стал все чаще подолгу охотиться. В такое время под стенами крепости появлялся Казбич, и об этом Максим Максимович рассказал Печоріну. Тот приказал Беле не выходить из крепости. Но по всему было видно, что отношение его к Белы изменилось. Белла начала заметно увядать, лицо ее витяглось, большие глаза уже не блестели, она все дни сидела на кровати, бледная и печальная. Максим Максимович упрекал Печоріну за его холодность, а в ответ услышал: «...У меня злополучный характер: воспитание сделало меня таким, Бог меня создал, не знаю, знаю только то, что когда я причиной несчастья других, то и сам не менее несчастный... В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я безумно отдался всем утехам, которые можно достать за деньги и, конечно, удовольствия эти мне осточертели. Затем пустился я в большой мир, и вскоре высшее общество мне тоже надоело; влюблялся в светских красавиц, и меня любили,- но их любовь только подражнювало мое воображение и самолюбие, а сердце оставалось пустым... Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье не зависящим от них ничуть, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтобы добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре меня перевели на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями - зря: через месяц... мне стало скучнее, чем прежде...» Бела казалась Печоріну ангелом, что его послала ему судьба, но оказалось, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной дамы; невежество и простосердість одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорин сказал, что еще любит Белу, но ему с ней скучно. «Дурак я или злодей, не знаю; но то правда, что я так же заслуживаю сожаления, возможно, больше, чем она: ...жизнь моя пустішає день по дню - мне осталось одно средство: путешествовать. ...Может-таки где-нибудь умру на дороге!»

Казбич вблизи крепости больше не появлялся. Однажды Максим Максимович уехал с Печориным охотиться. Они возвращались в полдень и были уже недалеко от крепости, когда услышали выстрел. Полем стремглав летел всадник. То был Казбич, на седле он держал завернутую в чадру Белу. Догоняя беглеца, Печорин выстрелом ранил его лошадь, Казбич, соскочив, занес над Беллой кинжал. Тогда выстрелил Максим Максимович. Когда дым разошелся, они увидели на земле бесчувственную девушку, из раны на спине лилась кровь.

Она промучилась несколько дней. Она то бредила, то лежала неподвижно. А когда говорила сознательно, то сокрушалась, что она не христианка и не встретится ее душа на том свете с душой Григория Александровича. Перед своим последним утром Белла стала «чувствовать тоску смерти». Она попросила Печорина, чтобы он ее поцеловал. «Он стал на колени возле кровати, поднял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодіючих губ; она крепко обвила его шею дрожащими руками, как будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу...»

«Нет, она хорошо сделала, что умерла! - говорил Максим Максимович рассказчику.- Ну, что бы с ней случилось, если бы Григорий Александрович ее покинул? А это случилось бы, рано или поздно...»

Когда Максим Максимович хотел утешить Печорина, тот засмеялся. «...Мороз пробрал от этого смеха». Печорин потом был нездоровый, похудел, но разговоров о девушке они больше не заводили. Через несколько месяцев Печорина перевели в Грузию.

Максим Максимович

Через некоторое время рассказчик остановился в одном отеле во Владикавказ где он был вынужден ждать «оказии» к Єкатеринограду. Там он снова встречает Максима Максимовича. Они сидели у окна за бутылкой кахетинского вина, когда увидели еще одну коляску и узнали, что здесь Печорин. Штабс-капитан велел лакею сообщить Печорина, что его ждет Максим Максимович, но Печорин не появился. Максим Максимович до самой ночи ждал его у ворот, но не дождался. Тот появился только на следующий день.

Рассказчик описывает внешность Печорина: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан и широкие плечи свидетельствовали о крепкой строение; способную переносить все трудности кочевой жизни и изменения климатов, не преодолено ни развратом столичной жизни, ни душевными бурями; пыльный бархатный сюртучок его, застегнут только на две нижние пуговицы, позволял заметить ослепительно-чистое белье, проявляла привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались пошитими именно на его маленькую аристократическую руку, и когда он снял одну перчатку, то меня удивило, которые его худые бледные пальцы, его походка была небрежная и ленивая, но я заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характера. Когда он сел на лавочку, то ровный стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела выявило какую-то нервную слабость... С первого взгляда на его лицо я не дал бы ему больше 23 лет, хотя потом я готов был дать ему 30. В его улыбке было что-то детское, его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно окреслювало его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, видимо, сказывались много отчетливее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы и брови были черные,- признак породы в человеке... У него был немного вздернутый нос, ослепительно-белые зубы и карие глаза...

Они не смеялись, когда он смеялся! - Это признак - или злого нрава, или постоянного глубокого уныния. Из-за опущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, когда можно так выразиться. То не был отпечаток душевного пыла, неуемного воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - короткий, но пронзительный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы показаться дерзким, если бы не был такой равнодушно-спокоен».

Принц просит Печорина остаться, чтобы дождаться Максима Максимовича, который пошел к коменданту. Печорин вспоминает, что, действительно, вчера ему говорили о давнего приятеля. Через несколько минут прибежал Максим Максимович, «он едва переводил дыхание; пот градом катился с лица его; мокрые пряди седых волос... прилипли ко лбу его; колени его дрожали... он хотел броситься на шею Печоріну, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Максим Максимович пытается расспрашивать Печорина о его жизни, приглашает пообедать, поговорить, но Печорин отказывается, говорит, что ему пора ехать. На воспоминания старого о прошлом, о Белу Печорин побледнел и отвернулся, вынужденно зевнув.

Максим Максимович был печален и сердит от такой встречи, но Печорин попытался его утешить, дружески обняв: «Разве я не тот самый?»

В последний момент Максим Максимович вспомнил, что у него остались бумаги Печорина, но тот разрешил делать с ними что угодно, говорит, что едет в Персию, а на вопрос, когда вернется, делает рукой знак, который мог означать «вряд ли! да и зачем?..»

Бумаги Печорина Максим Максимович отдал рассказчику на его просьбу, но вместе они не поехали: когда отправлялась оказия, оказалось, что штабс-капитан еще не видел коменданта, а ему надо сдать некоторые казенные вещи.

Журнал Печорина

Предисловие

К рассказчика дошли слухи, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это обстоятельство давало ему право напечатать заметки этого человека. «История души человеческой, хотя бы наймілкішої души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собой и когда она писана без честолюбивого желания вызвать сочувствие или недоумение». Отвечая на вопрос о собственное мнение о Печорине, рассказчик говорит, что его «ответ - название этой книги».

«Тамань - плохонькое город, самое скверное из всех приморских городов России. Я там чуть не умер с голода, да еще и в придачу меня хотели утопить»,- начинает свою повесть Печорин. Он задержался в Тамани на пути к Кавказа. Свободных казенных квартир не было, поэтому пришлось селиться в доме на берегу моря, в которой, по словам десятника, было «нечисто». Здесь его встретил слепой мальчик лет четырнадцати. Он был сиротой и рассказал Печоріну, что дочь хозяйки сбежала с крымским татарином. Ночью Печорин увидел сквозь окно, что кто-то пробрів мимо. То был слепой мальчик, который спускался на берег с каким-то узелком. Печорин следит за ним, видит, как мальчик разговаривает с какой-то девушкой о Янка: она не уверена, что тот приплывет в такую бурю, а мальчик считает, что Янко не боится бури. Наконец появляется нагруженный лодка, которым руководит человек в татарском баранячій шапке. Печорин возвращается домой, а утром пытается договориться с комендантом о своем отъезде.

Вернувшись в дом, он видит там старую хозяйку и слепого мальчика. Расспросы мальчика о ночном происшествии были напрасными, старая прикидалась глухой. В это время раздалась песня, и Печорин увидел девушку, с которой мальчик разговаривал ночью на берегу. Она также уклонилась от ответа на вопрос, а на угрозу рассказать о ночных событиях коменданту розреготалась, спела и куда-то побежала. Когда смерклось, девушка вновь появилась, залицялась к Печорина и позвала его ночью прийти на берег.

Взяв пистолет, Печорин идет с девушкой на берег. Они садятся в лодку и плывут в море. Девушка признается Печоріну в любви, обнимает его и выбрасывает в воду пистолет. «О, в этот миг ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь ударила мне в голову! Оглядываюсь - мы от берега круг пятидесяти саженей, а я не умею плавать!.. Между нами началась одчайдушна борьба... "Чего ты хочешь?" - закричал я. "Ты видел, ты донесешь!" - ответила она». Печоріну удалось сбросить девушку в воду. Добравшись до берега, он увидел, что она выбралась из воды, и услышал, как предупредила Янка, который вскоре приток на своей лодке, что «все пропало». Через несколько минут слепой мальчик принес мешок, положили в лодку. Татарин с девушкой подняли на лодке парус и вышли в море, оставив слепого на берегу с несколькими монетами: мальчик плакал... «Мне стало грустно. И зачем было судьбы бросить меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный на гладкое плесо, я встревожил их покой, и как камень, чуть сам не пошел на дно!» Вернувшись в дом, Печорин увидел, что шкатулка, сабля с серебряной оправой, дагестанский кинжал исчезли. «...Смешно было бы жаловаться...что слепой Мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть не утопила... Что случилось со старой и с бедным слепым - не знаю. Да и что мне до радостей и несчастий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще и с подорожньою в казенной надобности!..» Утром Печорин бросил Тамань.

Часть вторая (Окончание журнала Печорина)

Княжна Мэри

Перед нами - дневник Печорина, в котором обозначаются дня записи. 11 мая Печорин приезжает в Пятигорск. Найдя квартиру, он направился к источнику. На дороге ему встретился знакомый, с которым он когда-то служил. Это был юнкер Грушницький. Печорин увидел его таким: «Он только год в службе, носит, с особого рода щегольства, толстую солдатскую шинель. У него солдатский георгиевский крестик. Он был хорошего телосложения, смуглый и черноволосый; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему вряд ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и ежеминутно крутит усы левой рукой, потому что правой опирается на костыль. Говорит он громко и витиевато: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовы пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необычные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение».

Грушницький рассказывает Печоріну о людях, составляющих пятигорске публику на водах - «водяное общество»,- и называет наиболее интересными из всех княжню Ліговську и ее дочь Мэри. Чтобы обратить внимание девушки, Грушницький роняет стакан, из которого пил целебную воду. Мэри помогает ему поднять стакан, видя, что он не может этого сделать по причине больной ноги. Грушницький счастлив: он уверен, что Мэри делает ему знаки внимания. Печорин говорит обратное: ему неприятно, что не заметили его.

Через два дня Печорин встречается с доктором Вернером, человеком интересным и умным, но невродливою: он «был мал ростом и худ. И слабый, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромной: он стриг волосы под гребенку... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, пытались понять ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были всегда черного цвета». Хотя, по собственным словам Печорина, он не умел дружить, с Вернером они стали приятелями. В разговоре с Вернером оказалось, что доктор хорошо понимает намерения Печорина, который собрался развеять скуку на водах разыгрыванием «комедии». Стало известно, что княжна Мэри, очарована внешностью Грушницького, решила, что его разжаловали за дуэль, а княгиня вспомнила лицо Печорина, которого она встречала в Петербурге. Вернер подробно рассказал Печоріну о болезни и характер княгини Ліговської и о привычки и привязанности ее дочери. Он сказал также, что видел у Лиговских их родственницу, с описания ее внешности Печорин узнал в ней ту, любовь к которой когда-то занимало его сердце.

Вечером на бульваре Печорин снова видит Мэри. Вокруг нее и матери крутится молодежь, но Печорин, развлекая знакомых офицеров, постепенно собирает всех вокруг себя. Мэри скучает, и Печорин предполагает, что завтра же Грушницький, который не сводил с девушки глаз, будет искать средство познакомиться с ней.

Следующая запись сделана 16 мая. Печорин отмечает, что вызвал ненависть Мэри, что его хитрая поведение, когда он делает вид, что не замечает ее и постоянно препятствует ей - например, на ее глазах покупает ковер, что ей понравился,- приносит результат. Мэри становится еще ласкавішою с Грушницьким, который только и мечтает поскорее надеть эполеты. Печорин его отказывает, объясняя, что в солдатской шинели он загадочный и привлекательный для княжны, но Грушницький ничего не хочет понимать. Печорин учит Грушницького, как следует вести себя с молоденькой княжной, которая, как и все российские барышни, любит, чтобы ее развлекали. Грушницький смущен, и Печорин понимает, что приятель влюбился - у него даже появилось обручальное кольцо, на которой было имя княжны и число их знакомства. Печорин задумал стать поверенным Грушницького в его сердечных делах и тогда «насладиться».

Когда утром Печорин позже, чем всегда, пришел к источнику, все уже разошлись. В одиночестве он стал бродить по аллеям и неожиданно увидел Веру, о приезде которой говорил ему Вернер. Вера вздрогнула, увидев Печорина. Он знал, что она снова замужем, что муж ее, родственник Лиговских, богатый и этот брак был нужен Вере ради благополучия ее сына. Печорин знал также, что Вера своего мужа «почитает, как отца,- и будет обманывать, как мужчины...» Он поклялся Вере, что познакомится с Ліговськими и будет ухлестывать за Мэри, чтобы на Веру не пало подозрение.

Через грозу Печорин и Вера некоторое время оставались в гроте, и Печорин почувствовал, что в его душе снова поднимается знакомое чувство: «не молодость со своими... бурями хочет вернуться ко мне снова, или это только,ее прощальный взгляд...» Позже Печорин едет верхом в степь и неожиданно встречается с кавалькадой всадников, впереди которых ехали Грушницький и Мэри. Юнкер повесил на себя шашку и пару пистолетов, и в таком «героическом наряде» должен был забавный вид. Он серьезно разговаривал с девушкой об опасностях, которые могут случиться на Кавказе, о пустое светское общество, которое ему не нравится. Неожиданно навстречу выехал Печорин и прервал разговор. Мэри перепугалась, решив, что перед ней черкес, но Печорин ответил девушке, что он не более опасен, чем ее кавалер, и Грушницький остался недоволен.

Вечером Печорин услышал, как Грушницький увлеченно рассказывает приятелю о достоинствах Мэри. Чтобы подразнить юнкера. Печорин заверил его, что завтрашний вечер проведет в Лиговских и будет волочиться за княжной.

21 мая Печорин записал в журнале, что до сих пор не познакомился с Ліговськими. Вера упрекала, что он не ходит в дом, где они могли бы встречаться открыто.

22 мая Печорин описывает бал, который состоялся в зале Благородного собрания. Мэри произвела впечатление своей одеждой и умением вести себя, местные «аристократки» не могли этого простить, и одна из них выразила своему кавалеру недовольство. Печорин пригласил Мэри на танец, и девушка едва скрывала торжество. За время танца Печорин успел напомнить Мэри о своей недавней дерзость и извиниться за это. Затем он заставил уйти пьяного, который попытался пригласить Мэри на танец. Благодарная девушка рассказала об этом матери, и княгиня Лиговская поблагодарила Печорина, упрекая ему между тем, что они до сих пор не знакомы. Чуть позже Печорин удачно начал с Мэри разговор о Грушницького и рассказал, что тот юнкер. Девушка была разочарована.

23 мая Грушницький поблагодарил Печоріну за помощь на балу и попросил вечером у Лиговских «замечать»все, что касалось женщин и таким образом помочь определить отношение Мэри к нему, Грушницького. Печорин почти весь вечер провел с Верой. Разочарованный вид Мэри доказывает, что разговоры Грушницького ей уже скучные.

Запись в дневнике от 29 мая рассказывает об дальнейшее воплощение «системы» Печорина. Он развлекает Мэри, рассказывая о удивительные случаи из своей жизни, и она становится более холодной с Грушницьким. Печорин умышленно оставляет Мэри с юнкером, когда тот оказывается рядом, и наконец слышит то, что хотел услышать: «Почему вы думаете, что мне веселее с Грушницьким?» Печорин отвечает, что жертвует ради счастья приятеля своим удовольствием, и слышит от Мэри: «И моим». Он делает серьезный вид и не разговаривает с Мэри несколько дней. А 3 июня в своем дневнике спрашивает себя, зачем ему любовь молоденькой девушки, с которой он никогда не женится,- и не находит ответа.

На прогулке Печорин говорит плохо об окружающих и этим пугает Мэри. В ответ на ее упреки он говорит: «Я сделался морачьним калекой... одна половина души моей не существовала, она высохла, випарилась, умерла, я ее отрезал...» Мэри была тронута, пожалела Печорина, взяла его за руку и уже ее не выпускала.

На следующий день Печорин пытался развеять ревность Веры, уверял, что не любит Мэри, но Вера была печальна. Тогда он вечером у княгини Ліговської рассказал историю своей любви к Вере, заменив имена. И Вера, кажется, простила ему ухаживания княжны.

5 июня перед балом к Печорина прибежал Грушницький в новой офицерской форме. В приподнятом настроении он пошел встречать Мэри, а Печорин пришел на бал последним. Он смотрел издали, как Грушницький пытается узнать у Мэри о причинах ее холодности к нему. Потом подходит к ним, не соглашается с Мэри, что солдатская шинель больше подходило Грушницькому, замечает, к неудовольствию последнего, что форма офицера делает его моложе. В конце бала Печорин, который танцевал с Мэри только мазурку, понял, что против него заговор Грушницького с другими офицерами.

На следующий день Вера уехала в Кисловодск. А вечером княжна не вышла к Печорина, сославшись на болезнь.

Доктор Вернер расспрашивал Печорина, не собирается ли тот жениться на Мэри. Оказалось, что расходятся сплетни о Печорине и княжну и что это дело рук Грушницького.

Печорин переезжает в Кисловодск, часто видится с Верой. Сюда же переезжают и Ліговські.

На одной из прогулок, когда Мэри почти потеряла сознание, Печорин, поддерживая ее, прикасается губами ее щеки. Княжна не понимает этого: «Или вы относитесь ко мне с презрением, или очень нравится»,- и первым объясняется в любви. Печорин поразил ее холодом в ответ.

Грушницький договаривается с офицерами отомстить Печоріну, хочет вызвать его на дуэль и зарядить только один пистолет. Печорин случайно узнает об этом плане и решает проучить Грушницького.

Одного дня Печорин получает от Веры сообщение, что ее муж уехал в Пятигорск, и проводит ночь у своей возлюбленной. Выходя от нее, он задерживается у окна комнаты княжны, где его видят Грушницький и капитан, когда унижен Печориным на балу. На следующий день Грушницький громко рассказывает о ночных приключениях и клянется, что у Мэри был именно Печорин. В эту минуту в комнату входит сам Печорин и спокойно предлагает Грушницькому отказаться от своих слов, потому что это клевета. Тот не соглашается, и Печорин сообщает, что пришлет своего секунданта.

Ночью перед поединком Печорин размышляет о смысле жизни: «Для чего я жил? для какой цели я родился?.. А, пожалуй, она существовала, и, пожалуй, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы неохватные... Но я не угадал этого назначения... Моя любовь никому не принесла счастья. ...Я любил для себя, для собственного удовольствия...»

Противники и секунданты съехались на место дуэли. Договорились, что врач вытащит пулю, чтобы убитого можно было отнести на счет черкесов.

Печорин спокойный, Грушницький нервничает. Доктор Вернер просит Печорина сказать, что им известно об отсутствии пули в его пистолете, но тот отказывается: хочет увидеть, сможет Грушницький стрелять в невооруженного. Первым выпало стрелять Грушницькому. Он легко ранил противника в колено. Печорин требует зарядить пистолет, выражая свою осведомленность о заговоре. Грушницький признал, что готовилась подлость, и пистолет заряжають. Печорин последний раз предлагает ему признаться во лжи и слышит в ответ: «Стреляйте!.. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью... Нам на земле вдвоем нет места...» Печорин выстрелил. Когда дым разошелся, Грушницького на скале не было. Его труп лежал внизу.

Дома Печорин читает записку от Веры. Она призналась мужу в своей любви и уезжает навсегда. Печорин загнал до смерти коня, но Веру не догнал.

Печорин узнает от Вернера, что начальство догадывается о дуэли. На следующий день он получает приказ ехать в крепость N и идет к Лиговских прощаться. Княгиня предлагает Печоріну жениться на Мэри. Наедине с княжной он откровенно говорит девушке, что просто смеялся с ней, что она должна относиться к нему презрительно, а потому он не может на ней жениться. Мэри ответила, что ненавидит его.

Об истории с Мэри Печорин вспоминает в крепости. Он сравнивает свою судьбу с жизнью матроса, который привык к трудностям своего ремесла и скучает на берегу, разыскивая на море парус, «что приближается к пустой пристани...»

Фаталист

Однажды Печорин жил несколько недель в казачій станицы. Как-то за столом зашел разговор об одном из мусульманских верований, будто судьба человека определяется на небе. Офицеры думали каждый по-своему, но неожиданно один из них, серб, поручик Вулич, вызвался «попробовать на себе, может ли человек по собственной воле править своей жизнью, каждому... заранее назначено роковую минуту...» Печорин предложил пари, чтобы доказать, что ничего человеку заранее не назначено. Глядя на приготовления к выстрелу, Печорин заметил, что на лице поручика лежит «печать смерти». «Вы сегодня умрете!» - сказал он Вуличу. Тот ответил: «Может, так. Может, нет...» Он взял пистолет, о котором было неизвестно, он заряжен, приставил ко лбу и спустил курок. Осечка! Все облегченно вздохнули, решив, что пистолет не заряжен. Вулич выстрелил во второй раз - в фуражку, что висел над окном. Раздался выстрел. Поручик собрал червонцы, им выиграны, и ушел.

На Печорина эта история произвела глубокое впечатление. Ночью его разбудили известием, что Вулича убиты. Оказалось, что на темной дороге он встретил пьяного казака и спросил, кого тот щукає. «Тебя!» - ответил казак и разрубил его шашкой от плеча почти до сердца. Умирая, Вулич произнес только три слова: «Он был прав!» Эти слова касались Печорина, который заметил на лице поручика печать близкой смерти.

Убийца тем временем закрылся в пустом доме, а толпа у нее никак не решался действовать. Печорин, подобно Вулича, решил испытать судьбу. У дверей поставили трех казаков, чтобы они привлекали к себе внимание убийцы. Печорин приблизился к окну, сквозь щель ставни которого было видно казака с пистолетом в руке. Есаул стучал в дверь и кричал, а Печорин оторвал ставни и прыгнул в окно головой вниз. Казак выстрелил, пуля сорвала еполет. Не прошло и трех минут, как преступника связали и отвели под конвоем.

Печорин размышляет: «Во всем этом как бы, кажется, не сделаться фаталистом? ...Что касается меня, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Ведь хуже смерти ничего не случится - смерти не минуешь!»

Вернувшись к крепости, Печорин рассказал о происшествии Максиму Максимовичу и хотел услышать его мнение относительно предопределения. Но старый высказался только о недостатках курков и черкесских винтовок. А о Вулича сказал так: «Да, жаль бедолагу... А впрочем, видно, так уж у него на роду было написано!..»