Кто такие русалки? Существуют ли настоящие русалки на самом деле.

Сложно найти человека, который бы не слышал о русалках. Но не всем известно, кто и как мог стать русалкой и чем отличались эти существа от другой нечистой силы. В книге известного русского этнографа Дмитрия Зеленина «Очерки русской мифологии» собран богатейший материал, касающийся этих колоритных фольклорных персонажей.

Заложные покойники

На Руси считалось, что русалкой могла стать особа, умершая не своей смертью. Таких людей называли «заложными» покойниками, что и означало умерших насильственной или преждевременной смертью. Чаще всего это были утопленницы, погибшие случайно, покончившие жизнь самоубийством или убитые посредством утопления.

Суицид мог быть совершен и путем повешения. Такая покойница тоже превращалась в русалку. В глубокой древности к ним относили и души покойников, над которыми тяготело ужасное родовое проклятие. У южных славян считалось, что в этих существ обращаются также души умерших раньше времени некрещеных младенцев.

Русалками становились только маленькие дети или женщины. Обычно это были молодые незамужние девицы, для которых столь ранняя смерть являлась чем-то абсолютно неестественным. Женщины замужние – даже достаточно молодые - нередко умирали при родах. Эти случаи относили к категории естественной смерти, и такие покойницы в русалок не превращались.

Само название «русалка» использовалось довольно редко. Больше были распространены другие наименования (особенно у южных славян): «водяница», «лешачиха» (от слова «леший»), «чертовка», «купалка» и др. Также русалок называли и «лоскотухами», потому что они могли залоскотать (защекотать) до смерти.

Внешний вид и нрав русалок

Русалки считались опасными существами с непредсказуемым нравом. Согласно преданиям, пик их активности приходился на глубокую ночь. Заложные покойницы выходили из рек и вели себя довольно шумно: хохотали, пели или хлопали в ладоши. Места, где предполагалось присутствие русалок, люди старались избегать.

По народным поверьям, эти существа могли утаскивать соблазненных их девичьей красотой мужчин в реку и топить. Часто утопленницы сидели на берегах и горько плакали о своей доле. Русалок заставали и за расчесыванием их длинных роскошных волос. Покойницы использовали для этого железные гребни.

Видевшие русалок описывали их как небывалой красоты девушек с длинными, иногда русыми, чаще – зелеными волосами. Русалки никогда не заплетали косы, ходили в длинных призрачно-белых одеждах, похожих на погребальный саван. Кожа у них была мертвенно-бледной, почти прозрачной. Голову водяницы украшали венками из ивовых прутьев и цветов.

В Забайкалье русалок представляли девицами с черными, как смоль, длинными волосами. По народным поверьям, распространенным в этом регионе, они могли быть не только красивыми, но и страшными, а также отличаться не только злым, но и добрым нравом.

Русальские обряды

Из самых популярных обрядов, связанных с этими существами, можно назвать проводы и похороны лоскотух. У южных славян также была распространена традиция поминать души всех преждевременно умерших – в том числе и русалок – на Троицкой неделе. Этот обычай назывался «русальными поминками».

В это время было принято оставлять на краю поля кусок хлеба или плошку с медом для русалки. В подарок водяницам также оставляли мотки ниток, ленты или полотенца, повязывая их на ветки дубов. Все эти подношения были призваны задобрить злокозненных покойниц. Считалось также, что эти существа любят выходить в ночь на Купала. Их тоже следовало умилостивить в это время разными подарками.

Водяницы любили гулять в полях и лугах. Могли забрести и дом, попортить скотину или наделать других пакостей, поэтому их было принято провожать назад, к рекам или в лес. По случаю таких «проводов» устраивались гулянья с песнями. Девушки пели особые песни, ласково упрашивая русалку вернуться в свою реку.

Иногда проводы русалок напоминали обряды сожжения Костромы. Чучело в виде девушки в длинной рубашке оставляли в поле, там, где водяницы обычно любили гулять. В другой интерпретации чучело сжигали, что ассоциировалось с похоронами русалки.

Многие сказки и рассказы пришли к нам из-за рубежа, но из-за перевода были трактованы и поняты неправильно. Русалочка одна из таких. Из-за перевода мы думаем, что русалки – это девушки с телом человека, но рыбьим хвостом, которые живут глубоко в море. Но на самом деле это не так. Русалка – персонаж славянской мифологии и, несмотря на то, что она живет в воде, вместо рыбьего хвоста у неё простые человеческие ноги.

Образ и прототипы русалок

О том, что представляют собой русалки мнения расходятся. У одних это духи утопленниц, у других – некрещеных детей или молодых незамужних девушек. Кто-то и вовсе говорит, что русалками становятся проклятые или умершие во время Русальей недели дети. Ещё есть версия, что русалками становились девушки, утопившиеся из-за несчастной любви (что делает их схожими с западными ундинами). В общем, вариантов масса. Но, несмотря на такое количество версий, в одном люди сходятся: русалки – злые духи, которые утаскивают с собой или убивают детей и иногда взрослых.

Но так как славянский народ населял довольно большую площадь, поверья и образы варьируются в зависимости от земли. Более того, меняются даже названия. Так, например, мавка – это та же русалка, но на украинском языке; на белорусском языке их называли водяницами или купалками. Связанных с русалками персонажей очень много, ведь сам образ мстительного духа в облике девушки (молодой или старой, красивой или безобразной, – в зависимости от региона) был распространен. Так же русалки схожи с наядами, дочерьми Зевса в греческой мифологии. Те тоже жили в водоемах, но были нимфами. Кстати говоря, в той же мифологии есть Нереиды, морские божества. Они удивительно схожи с русалками (даже хороводы по ночам водят и песни поют), но они – добрые существа, почитаемые в приморских городах Греции.

Места обитания русалок

Как много образов русалок – так же много и версий о том, где они обитали. Причем версии меняются на абсолютно противоположенные! Так, например, некоторые говорят, что русалки живут в озерах или реках, а свои следы на берегу засыпают песком, чтоб их не поймали. Некоторые уверены, что они живут в лесах или степях, на высоких деревьях, где и раскачиваются днем и ночью.

Внешность русалок

Внешность у них тоже была разной. Но чаще всего русалки – молодые, стройные девушки с длинными (иногда до пят) густыми русыми волосами (иногда абсолютно черными или зелеными), иногда с зелеными глазами. Волосы они не заплетали, ходили с распущенными. Некоторые носили венки. С одеждой всё сложнее: кто-то верит, что русалки не носили ничего, ходили нагие (как и вся нежить), но есть мнения, что они носили рваные сарафана, рубахи, иногда даже свадебные платья. Однако отличительной их чертой было то, что их одежда чаще всего была белой.

Но есть и совершенно иное мнение. У некоторых народов русалки – безобразные старухи с длинными когтями, заросшие шерстью, вооруженные кочергой или ступой. Матери предупреждали своих детей, что русалки могут истолочь их в ступе и съесть. Иногда эти старухи так же были вымазаны смолой. Чаще всего они обитали на болотах или в степях.

Характер русалок

Как понятно из текста выше, русалки – зловредные существа, которые пугали скот, людей, портили костры на праздники и зло шутили. Тем не менее, есть в них и благородные черты. Русалки никогда не тронут младенцев. Потерявшихся в лесу детей они будут оберегать от диких зверей. По одному из преданий, когда женщина бросила русалке лоскут одежды (говорят, кстати, что они из любой ткани могут сшить себе платье), та наложила на неё заклятье, что у женщины всё будет ладиться. И действительно, после этого всё как по маслу пошло. Так же то, что русалки водят хороводы – хороший знак. Это значит, что в этом месте будет хороший урожай.

Быт русалок

Несмотря ни на что, русалки вполне могли иметь семьи. Мужьями их были такие же духи. У русалок были дети, чаще всего их представляли как грудных младенцев.

Весь день русалки занимались развлечением, по ночам водили хороводы, пели, смеялись. Если не веселились, то занимались собой: умывались, мыли и расчесывали волосы. Иногда стирали белье, которого у них обычно было очень много. Если их ловили, то чаще всего молчали или плакали, вытирая глаза длинными волосами.
Увидеть русалок в городах можно было на Русалью неделю. Существует поверье, что в это время они были особенно активны и потому ходили по улицам, делая свои рутинные дела: выкрикивая мужские имена, чтоб потом убить молодых парней, щекотали людей до смерти или искали своего возлюбленного, из-за которого покончили с собой. Именно поэтому на Русалью неделю и нельзя было купаться: человек становился проклятым и был обречен на вечные скитания по земле в форме злого духа.

Ну а в другие дни они сидели у себя в «домах». Однако если кто-то увидит русалку, то нужно было бежать как можно скорее. Так, например, есть поверье, что если встретить русалку в лесу, то она наверняка попросит хоть лоскуточек ткани для своего новорожденного ребенка. Тогда нужно бросить ей что угодно: хоть от рукава ткань оторвать и скорее бежать домой. Русалки же, которые живут в водоемах, проводили свою жизнь не так насыщенно: они выходили из воды, садились на камень и расчесывали свои волосы.

У тех же русалок, которые жили в степи, любимым занятием было водить хороводы. Так же есть разные мнения о том, что они делали в полях: кто-то говорит, что топтали урожай и портили его, кто-то думает совершенно наоборот – они сторожили урожай от чужаков.

Зловредными они, однако, были потому что утаскивали людей с собой и убивали их. Причем необязательно на Русалью неделю. Их можно было встретить ночью в окрестностях, в полях или в лесу. И тогда от русалок точно не уйти, ведь они заберут с собой и защекочут до смерти. А после этого замученный и сам станет русалкой. Но худший вариант ждет тех, кто живет в украинских селениях, ведь эти русалки отличались особой жестокостью: они просто-напросто отрубали людям головы. Этим они схожи со своими белорусскими соседками, которые голову переворачивали назад и выдавливали глаза.

Русалки – одни из самых значимых и популярных персонажей славянской мифологии. Они фигурируют в разных произведениях и легендах, с ними связано множество историй и поверий. А образ молодой девушки, которая утаскивает людей в лес и щекочет их до смерти – один из наиболее узнаваемых в славянской мифологии.

И всё-таки, они не очень похожи на Ариэль, русалочку из сказки, у которой даже в мыслях не было причинять кому-то вред.

По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka , а для западноевропейских - mermaid .

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок - распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки - типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).

Преобладающий цвет волос - русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» - «с русыми волосами» .

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно» .

Мифологический образ

Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)

Образ жизни

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины различали русалок полевых (то же самое, что «полудницы ») и лесных («фаляроны», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Зеленин, «Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». Видят их часто в прудах, озёрах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать» расчёсываются и моют лицо руками

Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах

Способ, которым русалки добывают себе одежду, поэтически описывается в восточнославянских песнях:

У ворот береза Зелена стояла, Веткою махала; На той на березе Русалка сидела, Рубахи просила: «Девки, молодухи, Дайте мне рубаху: Хоть худым-худеньку, Да белым-беленьку!»

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.

В связи с русалочьей нуждой, также существовало поверье, что на Духовской неделе, когда в лесу ходят русалки - нагие женщины и дети, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья, похищают одежду и пищу, где-либо беспечной хозяйкой положенную без молитвы, и выбирают для себя любовников из мужчин . Желание одеться заставляет русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит» .

Повсеместно у восточных славян, а также у саамов, распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчесывают свои волосы . Поверьем этим часто пользовались художники и поэты, например Шевченко (в стихотворении «Утоплена»).

В качестве гребней русалки используют рыбьи кости . К сходному разряду водных духов относится «шишига» - голая взрослая женщина, которая, сидя на берегу у воды, также нередко чешет гребнем свои длинные волосы . Присловье «чёрт чесал, да и чесалку-то потерял» имеется в «Пословицах русского народа», собранных Далем . В Читинской области уже во второй половине XX столетия была записана быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок. «И каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала .

Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей . Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало.

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры .

Среди «белкового ассортимента» в питании русалок народом отмечены рыба и раки, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров . Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломают жито». А по наблюдениям, в дикой степи - питаются различными травами и ягодами . По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить» .

Русалок также отличает стремительный быстрый бег, такой что «на лошади не догонишь».

Русалка в народном календаре

По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Семик или Троицу выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту так называемую «русальную неделю » русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. С Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг - «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего приурочивались к воскресенью или к первому дню Петрова поста , следующего за Русальной неделей .

Нрав русалок

В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.) , на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни» ; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться .

В целом русалки - существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями .

Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои» .

Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла»

Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев .

Белорусские русалки кричат «уу-гу! уу-гу!» Смоленские - качаются на деревьях с криком «рели-рели!» или «гутыньки-гутеньки» .

В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» от того, что они лихо плещутся или лихо пляшут . В Курской губернии в прошлом отмечено суеверие, что мелодии и ритмы песен, распеваемых женщинами, подслушаны ими у поющих русалок.

«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса» . Напротив, с молодыми парнями русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан заговор от приставаний русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать» . Если заклинание не помогало, то следовало уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе: «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их» .

Оберегают от них полынь. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Домашние русалки

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, свидетельствовал, что «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу» и что они «кормятся по чужим семействам» .

Однако в насильном принуждении не приживаются. По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, - тогда запели, заиграли, да в лес» .

В Смоленской губернии на рубеже XIX-XX веков была записана следующая быличка:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало - больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989. ISBN 5-253-00598-6

Русалки в античной и западной традиции

Алтарь Домиция Агенобарба.

Германская русалка-ундина

В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы (человекоподобные, без хвостов).

Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены , персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia .

Эллинский и римский каноны изображения сирен очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии , который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» () популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки - человекоподобные тюлени , имеющие некоторые сходства с русалками.

В одной английской летописи есть упоминание о «морском человеке» уродливой внешности, пойманном в 1187 году на побережье графства Суффолк .

XV век

Известна история о прожившей некоторое время на суше русалке. Сообщается, что в начале XV века в Голландии буря разрушила дамбу и море затопило сушу. Местные жители нашли застрявшую на мелководье русалку и взяли её к себе. Они научили её носить одежду, есть человеческую еду, вязать, кланяться кресту , но не сумели научить говорить. Русалка прожила на суше пятнадцать лет. Когда она умерла, её похоронили по христианскому обычаю. Эта история пересказана в книге Сиго де ла Фона (фр. Sigaud de la Fond ) «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное».

XVII век

Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что в 1610 году впервые встретил странное существо в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде . Существо обладало пропорциональным и красивым женским лицом, на его голове было множество синих полос, похожих на волосы. Верхняя часть у существа была человеческая, нижнюю Уитбурн не видел. Существо вело себя достаточно дружелюбно. Когда оно попыталось влезть в лодку к матросам, его ударили по голове веслом, с тех пор оно наблюдало за людьми издали.

Существует легенда о Франсиско дела Веге Касаре , якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В 1674 он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида , наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; двенадцать человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев , где над ним производили обряд экзорцизма . В январе 1680 года его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско и его братья признали в существе своего сына и брата. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 году сбежал обратно в море.

В 1682 году возле города Сестри (Италия) был пойман некий «морской человек». «Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».

XVIII век

В некоем издании 1717 года было изображено существо, похожее на русалку, о котором написано, что оно было поймано на побережье Борнео , в административном округе Амбойна. В длину существо составляло 1,5 метра, «телосложением похоже на угря ». Прожило на суше чуть больше четырёх дней, в бочке с водой, от пищи отказывалось. Периодически издавало пищащие звуки.

XIX век

Гравюра, 1826

XX век

В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее очень красивую женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями, которое он счел русалкой.

В сообщениях, собранных криптозоологом Майей Быковой, есть письмо от некоей М. Сергеевой, которая в 1952 году на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири с тремя другими людьми отправилась купаться на озеро. Под водой озера они увидели «водяную девушку», брюнетку с синими глазами, которая пыталась утащить в воду одного из мужчин, но ей пришлось ограничиться кражей платка Сергеевой.

Объяснения явления

Падшие ангелы

Оптическая иллюзия

Галлюцинации

Кожные заболевания

Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний (см. статью «Дерматология »), при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую . Примерами подобного заболевания могут служить псориаз и ихтиоз .

Мистификация

Неизвестные науке антропоморфные существа

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум , якобы пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом , как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой , чёрной и жёлтой рас .

См. также

  • Нингё - русалка в японской традиции.

Примечания

  1. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 125
  2. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  3. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 162-164, 172, 297, 301.
  4. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133, 208
  5. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133
  6. у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  7. Смирнов И. Н. Пермяки // ИОАИЭ, Казань, 1891. Т. 9. С. 274, 275
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М: «Правда», 1989, стр.254, 481-484. ISBN 5-253-00598-6
  9. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  10. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 164
  11. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 33, 165
  12. Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  13. Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3-4 С. 439-441
  14. Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
  15. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 146
  16. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  17. Терещенко А. В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 6. С. 132
  18. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 181
  19. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  20. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 183
  21. Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  22. Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  23. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 168
  24. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139-140
  25. Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  26. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Спб., 1893. Т. 2. С. 526
  27. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 193
  28. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 165

Поверить в существование русалок или опровергать мифы? Читатели данной статьи могут сделать свой выбор: либо принять на веру многочисленные истории матерых путешественников, покорителей морей и добросовестных земледельцев, либо убедиться в полном отсутствии научных доказательств возможности смешения человека и рыбы. Однако источники, содержащие описания путешествий, наполнены повествованиями о русалках. Является ли это свидетельством чрезмерно развитого воображения очевидцев?

Увидевшие русалок собственными глазами

Одним из источников информации о русалках являлся авторитетный географ Генри Гудзон. Известный покоритель морей и первооткрыватель территорий, именем которого наречены залив у берегов Канады, а также река и пролив, находясь у побережья Новой Земли, собственноручно сделал запись в вахтенном журнале: » Дата: 15 июня 1608 г. Сегодняшним утром матрос за бортом заметил нечто, похожее на русалку. Он позвал тех, кто находился на палубе, к наблюдениям присоединился еще один матрос. Русалка между тем приблизилась к кораблю и стала с интересом наблюдать за ними. Через некоторое время набежавшая волна опрокинула ее. Выше пояса ее тело и голова были схожими на женские, а белоснежную кожу оттеняли черные длинные волосы, ниспадавшие на спину. Низ ее тела напоминал хвост дельфина или морской свиньи, и сверкал, как у макрели. Свидетелей звали Роберт Райнар и Томас Хилс.»

Записи о замеченных русалках попадаются также в мемуарах Колумба и некоторых его спутников.

Также описания диковинных созданий можно найти в летописи Исландии XII века «Speculum Regale»: «В прибрежных водах Гренландии жители сталкиваются с чудовищем, которое именуют «Маргигр». Голова и тело создания выше пояса кажется человеческим. Люди смогли рассмотреть волосы, руки и грудь, схожую на женскую. Ниже живота оно будто рыба — есть чешуйчатый хвост и плавники».

Некоторые из них намного меньше людей. Маленькие русалки.

Событие, произошедшее в 1830 году на одном из Гебридских островов, в очередной раз свидетельствует о том, что русалки существуют на самом деле, а не только в мифах и сказках. Жители острова Бенбекула как обычно собирали водоросли, оставленные после прилива. Погода стояла безветренная, и море было совершенно спокойным. Поэтому раздавшийся внезапно всплеск заставил одну из женщин обернуться. Каково же было ее удивление, когда она увидела почти рядом странное существо, по внешнему виду напоминающее миниатюрную женщину. Чем закончилась история? Прочитать об этом можно .

Как выглядят настоящие русалки? Красивые брюнетки с рыбьим хвостом.

В газете «Шиппинг Гэзет» от 4 июня 1857 года шла речь о правдивом рассказе поклявшихся на Библии шотландских моряков о том, что все они ясно видели существо женского пола маленького роста, черноволосую с пышной грудью, которая плескалась у берега, рассекая морскую гладь своим рыбьим хвостом.

Озерные и речные русалки на самом деле существуют.


Фото: Русалки речные и водяной.

В местах, удаленных от моря, русалок знали в двух видах: в традиционном, с рыбьим хвостом, и без хвоста — с ногами. Во втором случае русалка отличалась от обычной женщины только тем, что жила в реке. .

Увидел русалку – убей

Где-то глубоко в подсознании каждого человека существует охотничий инстинкт. У одних он надежно спрятан, а у других часто вырывается наружу. Возможно, мальчик, бросивший камнем в русалку, вовсе не преследовал цели убить ее. Как и многие в таких случаях, он повиновался охотничьему инстинкту подобно тому, как котенок пытается поймать движущийся предмет и запустить в него коготки.

Не задумываясь о последствиях, люди бросались в погоню за русалками и часто убивали их в пылу преследования просто так, повинуясь все тому же охотничьему инстинкту.


Тритон — мужчина с хвостом вместо ног.

Подобный случай произошел у берегов США возле Портленда в заливе Каско. Как-то один из рыбаков на своей лодке вышел в море порыбачить. Неожиданно из воды вынырнуло странное существо и уцепилось руками за борт. Рыбак решил, что это «тритон», и, не раздумывая о том, с какой целью морское божество подплыло к лодке, выхватил валявшийся среди снастей топор и отрубил сыну Посейдона руку. Мерзкая тварь сразу ушла на дно, а на поверхности воды еще долго оставался кровавый след. Когда матрос огляделся, то увидел на дне лодки руку морского чудища, которая была точь-в-точь похожей на руку мужчины.

В неволе они не живут. Нашли русалку? Отпустите ее обратно в море!

Об убийстве русалки помышляло гораздо меньше людей, чем о ее поимке. Осуществить последнее удавалось за всю историю не единожды.


Фото: Русалку поймали в сети

В какой-то период особый интерес с профессиональной точки зрения к русалкам был у католических миссионеров.

Раньше они чаще приходили к нам

Встречи русалок с людьми в большинстве случаев имели для этих удивительных существ неблагоприятные последствия и часто заканчивались их гибелью. Поэтому русалки стали сторониться людей. И если в прежние времена их могли видеть довольно часто, то сейчас такие встречи стали более редкими.

Русалка выходит замуж? Любовь русалок и людей.

Подолгу бывая в море без женщин, и встречая там красивых русалок, моряки влюблялись в них, о чем свидетельствуют литературные произведения, легенды и баллады. Вполне возможно, что все эти творения имеют под собой вполне определенную почву. Бывали случаи, когда любовь русалки и человека была настолько страстной и сильной, что оба уже не мыслили жизни друг без друга и романтические отношения находили свое продолжение в браке. Во многих случаях любовь была неразделенной, и кому-то одному приходилось страдать от безответного чувства.

Стоит отметить, что не все свидетельства и рассказы о встречах с русалками находили свое отражение в печати. Кто-то из тех, что слышал рассказы очевидцев, верил им, кто-то, напротив, считал тех умалишенными. Но факт остается фактом. Похожие рассказы разных людей из совершенно разных мест свидетельствуют о том, что русалки существуют на самом деле.

Русалки реально существуют даже сейчас, в наши дни.

Невзирая на истории о браках человека с русалкой и их благополучной совместной жизни, в большинстве случаев люди относились к этим существам как к дичи и всегда стремились преследовать их, чтобы поймать или убить.

Если бы к людям было подобное отношение, вряд ли бы им захотелось появляться там, где бы их встречали таким образом.

Видео: Русалка на скалах — Amazing Mermaid On The Rock «Sirena» (Animal Planet, Special Analysis 100% TRUE)

Первым, кто занялся увлеченным изучением русалок, стал Израиль. Многие специалисты утверждали, что эти существа обосновались на священных землях. Начало истории пришлось на небольшой пляж в Кирьят-Яме, где была найдена несколькими людьми настоящая русалка.

По отзывам очевидцев женщина в чешуе ежедневно выбиралась вечером на берег на несколько минут. Некоторые приезжие не верили слухам, принимая факт за розыгрыш или отдыхающая туристка.

Но у красивой женщины был виден хвост зеленого цвета. Когда существо заметило, что на него смотрят, оно мгновенно нырнуло в воду, скрывшись в ней. Ранее в этих районах подобное явление не было обнаружено.

Русалку в древних мифах всегда отображали в одном образе – прекрасной молодой девушки с чешуйчатым хвостом. Это существо может иметь пару ног, а хвосты не только подобны рыбьим, но и дельфиньим, а в некоторых случаях и змеиным.

Русалка забирает человеческую жизнь для продолжения своей молодости. С этой целью она выходит на берег, поет песни и ожидает жертву. Наиболее часто наблюдаются у небольших рек и озерах.

Российский фольклор считает девушку незаменимой спутницей водяного. С 2012 года Кирьят стал местом обитания большого наплыва туристов. Предлагается премия человеку, который хотя бы на фотографии принесет доказательство появления русалки. Но до сих пор прекрасная дева не попала в объективы камер.

За все время были найдены тысячи очевидцев этих дивных созданий. Например, мужчина, занимающийся выловом рыбы, во время нахождения в океане, отчетливо слышал странные звуки, доносившиеся со дна.

Люди, находившиеся в тот момент на палубе отмечали, что это было пение русалки. Девушки настолько красиво пели, что трое из команды попытались прыгнуть с корабля на голос.

Рядом с берегами Антарктиды несколько людей в разное время наблюдали существ, отдаленно похожих на русалок. У японцев подобное явление с рыбьим хвостом называется «ningen». Но в данном случае в японских водах присутствует существо менее похожее на человека по причине сильной бледноты. Их тело более худое и вытянутое, а хвост удлиненный.

В Средневековые времена возле таинственного английского замка Orfold в Суффолке поймали настоящего водяного. Существо сразу было перенесено в королевский музей, где ему предоставили все условия для существования, но водяной вскоре сбежал.

Согласно сказаниям полу человек не произнес за все время ни слова, а его единственной едой была рыба.

В Диведе одновременно более десяти людей увидели прекрасную девушку, которая купалась в море. Сначала ее приняли за странную туристку, купающуюся во время грозы, но затем заметили выступающий из-за спины хвост. Этому происшествию практически 200 лет, но о нем до сих пор все знают.

Еще одним случаем, связанным с появлением русалки можно считать Зимбабве около 15 лет назад. Работники, находящиеся на водохранилище, вынуждены были бросить свою работу по причине населявших водоем русалок, от страха мужчины больше не возвращались на проклятое место. Этот случай получил популярность в виде отчета, опубликованного в местной прессе.

Рождение детей русалок

Не стоит забывать о том, что каждую мифологию подтверждали реальные факты. Существуют разные виды мутации плода, например порфирия — реальный вампиризм в человеке. Но еще и другой, не до конца изученный — синдром сирены, что также внесло свои суеверия на счет русалок.

Синдромом сирены (сиреномелией) является аномальное эмбриональное развитие, при котором у ребенка в утробе сращиваются ноги. После рождения это имеет разный вид: конечности срастаются полностью на всю длину, или же частично.

Бывают случаи, когда младенец появляется на свет с одной громадной ногой, которая делает его похожим на русалку. Если вовремя не провести операцию, и не разделить сросшиеся конечности, младенец умрет.

Взрослые люди, которые имеют синдром сирены, даже после хирургического вмешательства не способны передвигаться, но они хорошо и свободно себя чувствуют в воде.

Один из симптомов болезни – чрезвычайное пересыхание кожи, что приносит дискомфорт, а иногда и боль. Поэтому человек вынужден постоянно увлажнять свою нижнюю часть.

Отмечается, что женщин рождается втрое больше с этим диагнозом, чем мужчин. Ученые переводят между легендой и научным объяснением параллель. Возможно одна из девушек с синдромом сирены находилась отдаленно на берегу, а когда увидела других людей, испугавшись насмешек, сбежала.