Краткая биография вампилова самое главное. Александр вампилов - биография (кратко)

У Александра Вампилова судьба обычного советского человека, а мысли, поступки и творчество как будто из другой эпохи. Друзья называли его «канатоходцем». Всю жизнь он балансировал на грани обычного и рискованного, искал свой особый путь и никогда не притворялся. Сегодня же его называют последним русским драматургом мирового уровня. Мы знаем этого писателя как автора известных пьес и рассказов, хотя свое главное произведение он так и не успел написать. Непредвиденная трагедия не позволила этому талантливому человеку при жизни познать заслуженный успех и признание.

Биография

Будущий писатель Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в Иркутской области. Его семья состояла из представителей разных народов: мама - русская, папа - бурят, очень интеллигентный и образованный человек, с отличием окончил университет, знал несколько языков, а позже был назначен на должность директором школы в селе Кутулик, там же работала учителем и его жена. Маленький Саша стал для них уже четвертым ребенком.

Однако, вскоре вмешалась суровая действительность, через несколько месяцев после рождения сына, старшего Вампилова обвинили чуть ли не в государственной измене. Приговор в таких случаях один - расстрел. И теперь большой семье приходилось жить только на маленькую зарплату матери.

Отца реабилитировали спустя 19 лет, но долгое время детям приходилось жить под косыми взглядами окружающих, ведь они были родственниками врага народа. Возможно, именно эти тяжелые события детства закалили молодого человека, помогли ему четко видеть перед собой цель в жизни.

После окончания школы Александр Вампилов пытается поступить в Иркутский университет на историко-филологический факультет. У него это получается только на второй год. Именно здесь начинает он свой путь как драматург и писатель.

Начало литературной деятельности

Атмосфера университета располагала к творчеству, здесь же на курс старше учился Валентин Распутин. Вампилов не стал отличником, и, вообще, никогда не отличался усердием к учебе, предпочитая делать только то, что ему интересно, то есть писать.

Очень скоро природное обаяние и живой ум помогли сплотить вокруг себя таких же молодых и горячих ребят, желающих сочинять. Иногда их фантазия не знала предела, так в одну из поездок в колхоз они выдумали изображать действия с известных картин и снимать это на камеру, эти фотографии доступны и сейчас.

Друзья отмечали у него отличный музыкальный слух, но уже на третьем курсе Вампилов Александр Валентинович понимает свою истинную страсть - сочинительство. Поначалу желание писать было неудержимое, он не прекращал работать даже на лекциях и по ночам.

В 1958 г. молодой автор решает опубликовать свой первый сатирический рассказ «Стечение обстоятельств» (спустя три года также будет называться его единственная прижизненная книга) в студенческом журнале «Иркутский университет», «Советская молодежь» и «Ленинские заветы». Вампилов не стал подписываться своим настоящим именем, а придумал псевдоним - А. Санин.

Работа в журнале

Еще учась на пятом курсе, он становится сотрудником популярной в Иркутске газеты «Советская молодежь». Попасть туда, да еще студенту, было очень сложно, но руководство издания уже было знакомо с творчеством молодого писателя, потому и взяло его в качестве корреспондента.

Работая в газете, Александр Вампилов смог многому научиться, узнать людей, поездить по области, поэкспериментировать с некоторыми публицистическими жанрами. Ему поручали освещать важные областные события, как то: строительство городов или Братской ГЭС. С самого начала его статьи разительно отличались от других публикаций. Он преимущественно выбирал жанр фельетона или очерка, что позволяло Вампилову избежать избитых фраз и установленных конструкций. Каждый его отчет был уже полноценным рассказом, только с настоящими, а не выдуманными героями.

Читатели «Советской молодежи» это быстро замечают и выделяют талантливого юношу среди других корреспондентов. Понимают ценность сотрудника и редакторы, потому после получения диплома Иркутского университета в 1960 году, Александр Валентинович остается работать в газете.

"Творческое объединение молодых"

В коллективе издательства устанавливается особая творческая атмосфера, создателем которой не в последнюю очередь может считаться Вампилов. Начинающие авторы часто собирались, обсуждали книги, делились впечатлениями, под эгидой Союза писателей они создают ТОМ (творческое объединение молодых). Устраивали встречи с читателями и студентами, для Александра Валентиновича работа в «Советской молодежи» стала отличной школой жизни.

Из-за особой атмосферы дружественности, юношеского задора и таланта, региональная газета пользовалась большой популярностью у населения Иркутской области.

Он отлично проявил себя как лидер и наставник, несмотря на частые командировки, всегда находил время, чтобы помочь своим товарищам. Уже после двух лет работы Александр Вампилов был направлен на Высшие курсы повышения квалификации для журналистов в Москву, где проучился несколько месяцев. Именно в это время он пробует себя в написание пьес.

Уход и журналистики

Александр Вампилов - драматург появился не сразу. До 1964 года, помимо работы в газете, его в большей мере занимали рассказы, сатирические очерки. Позднее критики усмотрят в его судьбе повторение пути великого А. П. Чехова, тот когда-то тоже начинал с прозы.

Его коллеги уже понимали, что рано или поздно Вампилов уйдет из публицистики, ему уже тесно было в Иркутске. Многое изменилось в начале 60-х, когда писатель начинает активно участвовать в семинарах авторов - одноактников. Первыми его работами в этом жанре стали «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

Александр Вампилов, пьесы которого и сейчас ставятся во многих российских театрах, не сразу решился на окончательный разрыв с журналистикой. По его собственным словам, иногда талант не главное, важно принять решение изменить жизнь, и иметь мужество его исполнить до конца.

Это удается в 1964 году, тогда же его пьеса «Дом окнами в поле» была впервые опубликована в журнале. Но путь в театры по-прежнему был закрыт, ведь без специальных связей поставить на сцене свое произведение в Москве практически невозможно.

Первые постановки в театре, заслуженный успех

Все изменилось в 1965 г., когда Александр Валентинович на Всесоюзном писательском семинаре в Чите был принят в Союз писателей, его выбрали из тринадцати кандидатов.

Членство в самой влиятельной культурной организации Советской России позволило Вампилову завести новые полезные знакомства, тем более что его теперь признавали одним из лучших авторов в стране.

В том же году он близко сходится с Алексеем Арбузовым, влиятельным драматургом Москвы. Именно с его помощью Вампилову впервые удается показать свое творчество на сцене. Правда, сделать постановку в столице не удалось, премьера пьесы «Прощание в июне» с большим успехом прошла в Литве, драмтеатре города Клайпеда.

Отлично были приняты и другие его знаменитые пьесы, такие как «Старший сын» и «Утиная охота». Зритель сразу полюбил простых, каких-то народных героев. Однако весь этот успех сопутствовал драматургу только в провинции, московские режиссеры по-прежнему не желали ставить его пьесы, из-за чего Вампилов очень переживал, ведь он знал цену своему таланту.

Только в 1970 году в Ленинграде состоялась премьера «Старшего сына», постановки же остальных произведений на сценах известных советских театров он так и не увидел. Об Александре Вампилове в полный голос заговорили только после его смерти, - привычная история для русских талантов.

Особенности творчества

Первые годы своей литературной деятельности будущий драматург писал прозу. Для него это был этап созревания как талантливого автора пьес, своеобразная проба пера. Всего им были написаны около шестидесяти повестей, юморесок, фельетонов, очерков, большинство во время его работы в газете «Иркутский университет».

Александр Вампилов, рассказы которого не получили такой же известности, как пьесы, в начальный этап учился понимать действительность, преобразовывать ее в слова и идеи. В этих повестях еще видно и наивность взглядов, необдуманный выбор тем и т. д. Но уже здесь формируется его особый стиль, необычная сатира, умная, с подтекстом. Появляются некоторые известные персонажи, такие как Яков Андреевич Черных, герой пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Александр Вампилов напишет ее уже в 1972 году.

Во время работы корреспондентом у автора формируется его особая манера передачи идеи произведения. В очерках и фельетонах он пишет о простых людях, обычных ситуациях, но при чтении вместе с бытовыми проблемами незаметно встают вечные вопросы человечества. Особенно заметно это будет в другом произведении, которое написал Александр Вампилов. «Старший сын», помимо внешней истории о молодых шалопаях, обманувших простосердечного старого музыканта, содержит идею о проблемах взаимоотношения отцов и детей.

Особенности драматургии

Критики, изучающие творчество Вампилова, отмечают, что его пьесы больше тяготеют к жанру комедии, несколько даже водевильной. Удивительно, что и смешное, и печальное преподносится автором ненавязчиво, с легкостью, а концовки постановок никогда не проповедуют какую-нибудь мораль. Вампилов всегда пытался избегать этого, предпочитая оставлять зрителю решать, кто хороший или плохой.

Из пяти его известных пьес многие и посей день идут в театрах, некоторые экранизированы. Уже в пору творческой зрелости им была написана «Утиная охота». Александр Вампилов здесь уже чувствует себя полноценным художником, в ней отразились все его достижения как мастера слова и как человека, многое осознавшего в этом мире. Действие, сюжет и даже история, легшая в основу пьесы - все связано с родным Иркутским краем. Но вместе с тем автор смог показать известные жизненные реалии.

«Прошлым летом в Чулимске» Александр Вампилов писал в период с 1970 по 1971 год. Фактически она стала последним его крупным творением. Это был сложный период, он уже известный драматург, на которого давят как внешние обстоятельства, это переговоры с театрами, споры с режиссерами. Вампилова тяготила внутренняя борьба, возникшая после «Утиной охоты», драматург посчитал ее слишком непонятной, и даже называл своим творческим поражением.

Поэтому новую пьесу он постарался сделать обычной и внятной, многое в идеях «Прошлым летом в Чулимске» противостоит предыдущему произведению. Если в первой присутствовала какая-то загадка характеров, зритель сам додумывал образ, то в последней проблема главного героя объясняется социальными конфликтами.

Необыкновенная личность

Годом позже на экраны появляется двухсерийный фильм «Старший сын» по одноименной пьесе Вампилова. Кино стало необычайно популярно в стране и быстро разошлось на цитаты.

Последняя работа на телевидении по мотивам его произведения «Утиная охота» стала драма Александра Прошкина «Райские кущи». Режиссер смог передать всю боль и нерв идей Вампилова в современной действительности.

Память

После гибели писатель получил заслуженную славу и признание. В театрах родного Иркутска, которые ни разу не поставили ни одной его пьесы при жизни драматурга, теперь шли премьеры за премьерами. С 1987 г. ежегодно проводятся фестивали, посвященные писателю. А иркутский ТЮЗ был назван в его честь.

На берегу Байкала, неподалеку от места гибели, установлен памятник Александру Вампилову, а по озеру курсировал пароход с именем известного драматурга. В 2012 году в том же Иркутске администрацией был открыт Культурный центр, в котором любой желающий может ознакомиться с книгами и личными вещами писателя.

Вклад его в русскую литературу неоценим. Все исследователи единодушно сходятся во мнение, что со временем из-под его пера мог бы выйти отличный роман. Но как многие русские гении, Александр Вампилов умер очень рано, оставив потомкам лишь пять пьес.

Советская литература

Александр Валентинович Вампилов

Биография

ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937−1972), русский драматург, прозаик, публицист. Родился 19 агуста 1937 в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей. В 1937 отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов Стечение обстоятельств (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения - одноактные пьесы-шутки Ангел (др. название Двадцать минут с ангелом, 1962), Воронья роща (1963), Дом окнами в поле (1964) и др.

Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу История с метранпажем - притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью. История с метранпажем вместе с пьесой Двадцать минут с ангелом составила трагикомическое представление в 2 частях Провинциальные анекдоты. В 1964-1965 Вампилов публиковал свои рассказы в коллективных сборниках Ветер странствий и Принцы уходят из сказок. В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А. Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога. Вместе с Провинциальными анекдотами пьеса Прощание в июне составила сатирический цикл. Вампилов предполагал написать еще пьесу Белореченские анекдоты, но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть. Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы - Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы. В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота, в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия - преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. Герой пьесы Утиная охота Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. Утиная охота стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ - юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972.

Вампилов Александр Валентинович - русский драматург, публицист. Родился 19 августа 1937 в поселке Кутулик Иркутской области. Родители Вампилова работали учителями. Отец был расстрелян НКВД 9 марта 1938, когда сын был еще совсем маленький. Мать осталась одна с четырьмя детьми, но продолжала работать в школе для того, чтобы прокормить семью. Она оказала огромное влияние на развитие Вампилова А.В. как личности.

В 1955 он оканчивает школу и поступает в Иркутский университет на историко-филологический факультет. Во время учебы Вампилов занимается литературной деятельностью. Свои очерки и рассказы он публиковал в университетской и областной газетах. Произведения он подписывал, как А. Санин. Один из первых его рассказов - "Персидская сирень".

После окончания университета в 1960 он остался работать в областной газете "Советская молодежь". В эту газету Вампилов устроился литератором, когда учился на 5 курсе. Он продолжает писать. Большинство его произведений основаны на смешных историях, анекдотах. Но это не лишало их глубокого смысла.

В 1964 Вампилов покидает редакцию газеты "Советская молодежь". В этот период он пишет свои знаменитые пьесы: "Прощание в июне", "История с метранпажем", "Утиная охота". Благодаря пьесе "Прощание в июле" о Вампилове узнали как о драматурге.

Его пьесы печатали в журналах "Театр", "Современная драматургия", "Театральная жизнь". Постановки проходи во многих советских театрах. Только после смерти Вампилова его пьесы начали ставить в московских театрах имени Ермоловой, имени Станиславского и Большом драматическом театре в Ленинграде.

Вампилов за творческую деятельность написал около 70 очерков, сценок, рассказов. Жизнь Александра Валентиновича прервалась внезапно. 17 августа 1972 он отдыхал в поселке Листвянка. Поселок расположен на берегу озера Байкал. В тот день он плавал на моторной лодке, по неизвестным причинам лодка перевернулось, и Вампилов утонул. На его рабочем столе обнаружили незаконченное произведение "Несравненный Наконечников". В этом поселке, на берегу, где произошла трагедия, установили памятный знак.

19 августа 2012 года исполняется 75 лет со дня рождения драматурга, прозаика и публициста Александра Вампилова.

Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Через несколько месяцев после рождения Александра его отец, работавший директором Кутуликской школы, по доносу был арестован и в начале 1938 года расстрелян.

Александр Вампилов окончил историко-филологический факультет Иркутского университета в 1960 году, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в 1967 году.

В годы учебы в Иркутске он публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин.

В 1959 году Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты "Советская молодежь" и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В этой газете он проработал литературным сотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарем.

В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов писателя "Стечение обстоятельств". Она была опубликована под псевдоним А.Санин.

В 1962 году Александр Вампилов был отправлен редакцией газеты в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы, где проучился несколько месяцев.

В начале 1960-х годов он написал свои первые драматургические произведения - одноактные пьесы-шутки "Ангел" (другое название "Двадцать минут с ангелом", 1962), "Воронья роща" (1963), "Дом окнами в поле" (1964) и другие.

В 1964 году Вампилов ушел из газеты "Советская молодежь" и целиком посвятил себя творчеству. Вскоре в Иркутске вышли два коллективных сборника, в которые вошли его рассказы.

Первая многоактная пьеса драматурга "Прощание в июне" была опубликована в 1966 году. В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.

Валентин Вампилов - "Прощание в июне" (1966), "Случай с метранпажем" (другое название "История с метранпажем", 1968), "Старший сын" (1970), "Утиная охота" (1970), "Прошлым летом в Чулимске" (1972) и других.

Произведения вызывали горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве и Ленинграде, только провинциальные театры.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. "Прошлым летом в Чулимске" взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, "Прощание в июне" - Театр имени Станиславского. В марте 1972 года прошла премьера "Провинциальных анекдотов" (объединены две одноактные пьесы: "История с метранпажем" и "Двадцать минут с ангелом") в Ленинградском большом драматическом театре. "Ленфильм" подписал с ним договор на сценарий "Сосновых родников".

Жизнь драматурга оборвала трагическая случайность. 17 августа 1972 года Александр Вампилов утонул в озере Байкал. На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль "Несравненный Наконечников".

В ноябре 1972 года Александр Вампилов был награжден премией Иркутского комсомола им. И.Уткина (посмертно).

После смерти Вампилова стали выходить в свет его книги, театры ставили его пьесы ("Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.

Неподалеку от места гибели на Байкальском берегу был установлен памятник драматургу. В Иркутске на доме по улице Дальневосточная, где последние годы жил Вампилов, была открыта мемориальная доска. Улица Бажова в Иркутске была переименована (в год 50-летия со дня рождения) и носит его имя. Его имя носит и библиотека в его родном поселке Кутулике. Там же открыт дом-музей А. Вампилова. С 1987 года Иркутский областной театр юного зрителя носит его имя. В 1996 году основан областной Фонд Вампилова. С 1997 года

Александр Валентинович Вампилов (19 августа 1937, г. Иркутской области, РСФСР, СССР – 17 августа 1972, близ пос. Иркутской области, РСФСР, СССР) - драматург и прозаик.

Энциклопедическая справка

Родился в учительской семье. Отец, сельский учитель, в 1937 был безвинно репрессирован и погиб, мать продолжала работать, воспитывая троих детей. Родители будущего писателя проживали в райцентре Кутулик . Хотя часто местом рождения А.В. называется райцентр Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово .

С детства увлекался музыкой, играл в драмкружке, занимался спортом. После окончания школы (1955) поступил на историко-филологический факультет . Первые рассказы, составившие потом книгу «Стечение обстоятельств» (1961), публиковались на страницах газеты « » и «Иркутский университет». В 1960 защитил диплом, через год вышла его первая книга, в 1964 – первая одноактная пьеса «Дом окнами в поле».

Уже первая «полнометражная» пьеса Вампилова «Прощание в июне» обратила на себя внимание. Она была еще в рукописи, когда послужила поводом для приема Вампилова в члены Союза писателей СССР, а через год, опубликованная в журнале «Театр» (1966. № 8), начала свое шествие по театральным коллективам страны, была поставлена во многих европейских театрах. Его пьеса « », завершенная в 1965, при жизни Вампилова обошла весь мир. Единственный город, куда вход ей был запрещен, – столица нашей родины Москва. Трижды театр имени Ермоловой в разные годы сдавал «Старшего сына» официальной комиссии, и трижды спектакль не принимался (лишь через полгода после гибели Вампилова та же комиссия разрешила «Старшего сына» к постановке).

Это с самого начала сделалось творческой особенностью А. Вампилова как драматурга - взять человека, кажущегося, на первый взгляд, либо нелепым, неудачливым, либо легкомысленным, беззаботным, либо почти опустившимся, махнувшим на себя рукой, и показать, какими ресурсами человечности на самом деле он обладает ”, - отмечает литературовед А. Овчаренко.

Рассказав о том, как двое молодых людей, опоздав на последнюю электричку, ищут ночлег, Вампилов вводит своих героев в дом несостоявшегося музыканта Сарафанова.

“...По свойствам его души Сарафанов не может лишь волочить существование сквозь будни, - писал литературный критик В. Лакшин. - Ему непременно нужно жить какой-то мечтой, хотя бы домашним мифом, будто он работает в филармонии или вот-вот напишет ораторию, которая его прославит. Благодаря Бусыгину Сарафанов начинает смотреть правде в глаза, осознает, что и не осуществив заветной мечты, живет небесполезно, что игра на кларнете тоже нужна людям”. И пусть наивен и чуть смешон Сарафанов, но он вызывает симпатию тем, что “не хочет зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете ”.

Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название - «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Алексей Николаевич - полковник в отставке, Эмма - его дочь, Вася - его сын, девятиклассник, Забродин - студент на каникулах, Кемеровская - машинистка, Чистяков - инженер.

Ещё раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин - студент на каникулах, физик (22), босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов - настройщик (50), добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова - девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и т. д. Грета Комаровская - женщина, которая ждет случая. Секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов - инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков - инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.

Первый вариант пьесы был создан в 1965 и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 пьеса носит название «Предместье» и в 1968 печатается в альманахе «Ангара».

В 1970 Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.

Драматург Алексей Симуков сохранил письмо Вампилова, в котором тот разъясняет действия Бусыгина:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

Утиная охота (1967)

“Утиная охота” (1967) - самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова, самая выстраданная в его творчестве.

В глазах главного героя пьесы Зилова - скука и безразличие ко всему: к работе, жене, друзьям, к жизни. Будто из мальчишества он сразу вступил в старость души, миновав зрелость. Это не только вина, а беда его - оттого, что он потерял смысл, оправдание жизни. Иной бы прожил, не задумываясь ни о чем, как многие другие, но Зилов так не может. И не найдя ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем. Энергия его души в результате тратится на саморазрушение.

Вампилова кровно занимало, почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигшие вершины своей судьбы, ломаются и погибают. Как победить процесс нравственной деградации, как удержаться в убеждениях честным и сильным? Ответ Вампилова обращает нас к себе самим, к тем неисчерпаемым резервам человеческой души, какие есть в каждом человеке - лишь бы он не перестал верить, что может и должен жить достойно ”, - отмечает В. Лакшин.

Прошлым летом в Чулимске (1972)

В 1972 А.В. Вампилов заканчивает работу над пьесой “Прошлым летом в Чулимске”.

Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта , - писал В.Распутин. - Вышла на сцену Валентина (“Прошлым летом в Чулимске”), и невольно отступило перед ней все низкое и грязное... Слабые, незащищенные и не умеющие защититься перед прозой жизни люди, но посмотрите, какая стойкая, какая полная внутренняя убежденность у них в главных и святых законах человеческого существования... ”.

Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского , однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.

Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина », написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август…» В свой первый однотомник А.В. Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным.

Мнение эксперта

Литературовед А. Овчаренко:

"Это с самого начала сделалось творческой особенностью А. Вампилова как драматурга - взять человека, кажущегося, на первый взгляд, либо нелепым, неудачливым, либо легкомысленным, беззаботным, либо почти опустившимся, махнувшим на себя рукой, и показать, какими ресурсами человечности на самом деле он обладает”.

Александру Вампилову судьба уготовила короткую, но яркую жизнь. По отзывам современников, этот талантливый человек тонко балансировал на грани между рискованными идеями и жизнью обычного советского человека. Творческие новшества, которые он применил в своих произведениях, присущи новому поколению писателей и поэтов. Последователи литературного жанра называют Александра великим русским драматургом мирового значения, который неустанно искал свое истинное предназначение.

Вампилов является уроженцем города Черемхово в Иркутской области, где он появился на свет 19 августа 1937 г. Его семья на тот момент жила в поселке Кутулик Черемховского района и состояла из представителей разных народностей. Мама – русская, папа – бурят, оба очень интеллигентные и образованные люди, работали в местной школе. Сашин отец, знавший в совершенстве несколько иностранных языков, после окончания с отличием Иркутского университета был назначен директором этой же школы. Маленький Саша был четвертым ребенком в их дружной семье.

После неоправданного доноса старшего Вампилова арестовали и по решению суда расстреляли. Через два десятка лет он был реабилитирован, но семейству все это время пришлось жить с клеймом родственников «врага народа». Именно эти тяжелые годы, лишившие Александра детства, закалили юношу и подготовили к новым трудностям в жизни.

После окончания школы будущий писатель делает попытку стать студентом историко-филологического факультета в Иркутском университете. Он смог поступить в высшее учебное заведение только со второй попытки, уже в следующем году.

Атмосфера, царящая в университете, способствовала расцвету творческих замыслов студенческих самодеятельных сообществ. Одним из лидеров такого литературного объединения и стал студент Вампилов, не отличающийся усердием к учебе и предпочитающий делать только интересные для него занятия, а именно писать.

Творческая деятельность

На протяжении всего обучения в университете у Александра возникали различные творческие идеи. Имея отменный музыкальный слух, он был душой студенческой компании в различных литературных конкурсах и музыкальных фестивалях. С третьего курса Вампилов понимает, что истинная муза всей его жизни – это сочинение драматических произведений. В 1958 г. молодым автором был опубликован первый рассказ «Стечение обстоятельств». Это произведение увидело свет в нескольких журналах и литературных альманахах.

С пятого курса одаренный студент начинает работать корреспондентом в областной газете «Советская молодежь». Александр смог освоить публицистический жанр, и его очерки и фельетоны на тот момент были особо популярны. Начинающие авторы, собираясь в редакции популярной газеты для обсуждения новых и популярных произведений, создали Творческое молодежное объединение. В дальнейшем его многие участники получили путевки в Союз писателей СССР. После освоения Вампиловым жанра драматургии и успешных постановок его пьес, в 1965 г. он был принят членом в это почетное литературное объединение Советского Союза.

Вплоть до трагической гибели на озере Байкал в 1974 г., где мастер пера и прозы готовил очередные очерки для публикации, он был на острие всех литературных изысканий авторов Сибирского края. Александр Валентинович Вампилов создал не так много драматических образов, но колоритное своеобразие его творений оставило яркий и неповторимый след.

Очень кратко

Александр Вампилов – замечательный прозаик-публицист, который написал множество замечательных произведений, статей, художественных записок, драматургических произведений. Весьма талантливый человек, который доказал всем, что он может заниматься тем что ему нравиться, и получать достойный доход за своё любимое дело, что мотивировало многих людей, которые следили за его деятельностью на личные свершения.

Александр Вампилов – родился данный литературный деятель в поселке Кутулик, в 1937 году, в довольно таки простой семьей, далеко ничем не примечающейся, в ней не было никаких творческих людей, или знаменитых персон. Это была простая семья, которая старалась выжить, как могла. Однако с самого детства мальчика начали преследовать несчастия. Когда он был маленький, его отца расстреляло новое правительство, так как тои был не доволен действующей властью, а мать Вампилова воспитывала многодетную семью, что также сыграло немаловажную роль в развитии личности мальчика.

Несмотря на многие невзгоды, мальчик на удивление вырос вполне уравновешенным юношей, который поступил в 1955 году на факультет филологии в один из Иркутских университетов. Хоть и не с первого раза, но Вампилову всё же удалось попасть на факультет той науки, которой он хотел заниматься, и развивать себя в этом направлении. Также во время учёбы в университете Вампилов издаёт один рассказ, и пишет множество небольших рассказов, а по окончанию своей учебы в университете он издаёт свой собственный сборник рассказов.

Также, по окончанию учёбы в университете он начинает активно заниматься литературной деятельностью, работает корреспондентом в газете, и после некоторого времени работы в газете он отправляется на двухгодичные курсы литературы. После данных курсов, он, получив достаточное количество знаний, возвращается на родину, так как курсы проводились в Москве, и там за несколько лет пишет множество отличных произведений.

О личной жизни Вампилова можно сказать немногое. Он был женат два раза, и второй для него стал последним. К сожалению автор таких замечательный произведений погиб в 1972 году, после того как лодка в которой он плыл по озеру Байкал перевернулась.

  • Островский Александр Николаевич

    Островский Александр Николаевич появился на свет 31 марта 1823 года. В большом городе - Москва. В купеческой семье. В возрасте 8 лет умирает его мать. Мечтой его отца было видеть сына юристом, однако он начал проявлять интерес к литературе.

  • Сергий Радонежский

    Родители Сергия, Кирилл и Мария, были людьми благочестивыми. Жили они в Твери. Там и был рожден будущий святой, приблизительно в 1314 году, во время правления князя Дмитрия. Митрополитом русской земли был Петр.