Что такое падеж. Падежи

У существительного. К сожалению, далеко не сразу всем это удается. Необходимо владеть достаточно большим объемом информации, чтобы выполнить это задание без труда.

Существительное как часть речи

Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи. Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него. А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.

Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.

Склонение

Прежде чем узнать, как определить падеж у существительного, необходимо разобраться в том, что такое склонение. Само по себе это слово имеет значение «изменение». То есть склонять - это значит менять им.сущ. по числам и падежам.

В русском языке выделяют несколько типов склонения.

К первому относят слова, которые оканчиваются на -а или -я. Они обязательно должны быть в форме мужского или женского рода. Например: машина, дядя, картина, природа.

Слова во втором склонении имеют другие критерии. Такие существительные имеют окончания -о, -е или нулевое и относятся к среднему и мужскому родам. Например: постановление, агрегат, волокно.

Если перед нами слово в женском роде, имеющее на конце мягкий знак (соответственно, нулевое окончание), то его относят к третьему склонению. Например: дочь, вещь, речь, ночь.

Каждая из групп имеет свою систему окончаний. Именно их необходимо помнить, получая задание: «Определи падеж и склонение существительных».

Род

В русском языке выделяют три его вида. Перед тем как мы узнаем, как правильно определить падеж существительных, нужно узнать и эту информацию.

К мужскому роду относят слова, которые сочетаются с личным местоимением «он»: катер, начальник, результат.

Средний род определяют по слову «оно». К нему относятся большинство абстрактных и неодушевленных понятий: восприятие, счастье, благополучие.

К женскому, соответственно, относятся такие слова, которые сочетаются со словом «она»: любовь, фотография, жизнь.

Для того чтобы определить род, необходимо учитывать, с каким личным местоимением согласуется нужное имя существительное.

Падеж

Теперь самое время узнать, как определить Для этого нужно знать, на какие вопросы отвечает каждый из них.

Начальной формой слов этой части речи всегда является именительный падеж. Он выполняет в предложении функцию главного члена - подлежащего.

Перед тем как определить падеж у существительного, задают вопрос. В им.п. - «кто?», «что?». Например: ваза, цветок.

Дательный падеж требует слово «дать» («кому?», «чему»?). Например: вазе, цветку.

Очень часто с именительным путают винительный падеж. Он отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Также к нему добавляют вспомогательную форму «видеть» либо «винить». Например: вазу, цветок.

Творительный требует вопросов «кем?» или «чем? Сочетается он со словом «восхищаться». Например: вазой, цветком.

И последний, предложный: «о ком?» или «о чем?». К нему в помощь добавляют слова «думать» либо «говорить».

Теперь мы знаем, как определить Для этой несложной задачи потребуется лишь корректно подобрать вопрос к необходимому слову.

Особенности именительного и винительного

При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.

К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.

Сравним два предложения:

  1. На поляне росло красивое дерево.
  2. Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.

Формы слова абсолютно совпадают.

Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж - именительный.

Теперь посмотрим на второй пример. Грамматической основой является «мы увидели». Над деревом совершается какое-то действие, а потому в данном случае перед нами винительный падеж.

Дательный и предложный

Также в некоторых случаях совпадают предложный падеж и дательный.

  1. Мы шли по дороге.
  2. Я думал о предстоящей дороге весь вечер.

Снова полное совпадение словоформ. В данном случае воспользуемся методом искусственной подстановки множественного числа. Получится:

  1. Мы шли по дорогам.
  2. Я думал о дорогах.

Теперь мы видим, что по множ. числу отличить падежи проще: в первом случае - дательный (чему?), во втором - предложный (о чем?).

Есть и еще одна небольшая хитрость. Дательный падеж имеет при себе два предлога «к» и «по». Благодаря им легко отличить его от других форм.

Разбор

Зачастую на уроке учащиеся получают задание определить род, число, падеж существительных. Обычно это требуется для проведения слова.

Приведем в пример образец разбора имени существительного.

Наши мальчики участвовали в соревнованиях.

  • В соревнованиях - им. сущ.
  • Начальная форма (что?) - соревнование.
  • Постоянные признаки:

Не обозначает название каких-либо объектов, поэтому является нарицательным;

Неодушевленное;

Сред. род (оно);

Имеет окончание -е и относится к сред. роду, значит тип склонения - второй.

  • Непостоянные признаки:

Множ. число;

Отвечает на вопрос «в чем?», сочетается с вспомогательным словом «думать», следовательно, падеж предложный.

Вывод

Мы подробно изучили, как определить падеж у существительного. Кроме того, мы смогли выполнить слова, для того чтобы подтвердить всю полученную информацию. Таким образом, у нас больше не возникнет трудностей в этом деле. Достаточно лишь правильно задать вопрос, и падеж легко определится. При появлении омонимичных форм достаточно посмотреть на синтаксическую роль слова или заменить единственное

135. Прочитайте.

      В рощах птичье пение,
      А в классе - тишина.
      Проходим мы склонение,
      Склоняется « весна ».
      Склоняем вслух: «Весна, весны...
      Весне, весну, весною, о весне...»
      «Пришла ве-сна,
      Дождись ве-сны...
      Привет ве-сне,
      Встречай ве-сну...
      Весна, весны, весне, весну,
      Весною, о весне...»
      (Я. Аким)

  • Что обозначает выражение склоняется «весна»? Какая часть в слове весна при склонении изменяется?
  • Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.

Вспомните! Изменение имён существительных по падежам называется склонением . В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

136. Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

  • Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните свой ответ.

Обратите внимание! Начальная форма имени существительного - это форма именительного падежа единственного числа.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе.

137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́ . Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов.

И. п. (кто?) лиса, (что?) окно, (кто?) ежи

Р. п. (кого?) лисы, (чего?) окна, (кого?) ежей

Д. п.- - - - - - - - - - - - - - - -

  • Выделите окончания имён существительных.

Обратите внимание! Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание:

лиса , лисы , лисе , лису , лисой , (о) лисе .

Признаки падежных форм имён существительных

Падежи

Предлоги

Вопросы
падежные
и смысловые

Роль в
предложении

кто? что?

Подлежащее

без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, между

кого? чего?
где?
куда?
откуда?

Второстепенный член

кому? чему?
где? куда?

Второстепенный член

через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по

кого? что?
куда?

Второстепенный член

над, за, под, перед, с, со, между,

кем? чем?
где? куда?

Второстепенный член

о, об, в, на, при

о ком? о чём?
где?

Второстепенный член

138. Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имён существительных».

  • Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким членом предложения является).
  • Обратите внимание на выделенные предлоги - они употребляются только с одним падежом.
  • В чём сходство и различие в признаках падежных форм имён существительных?

Вспомните! В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим .
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.

139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.

1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.

Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж имени существительного земля в каждом предложении.
  • Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного земля в каждом предложении.

140. Прочитайте.

Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики . Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу . Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.

(В. Медведев)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных имён существительных.

Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа - для называния предмета, на который направлено действие.

141. Прочитайте. Какова тема этих поэтических строк?

      Роняет лес багряный свой убор ,
      Сребрит мороз увянувшее поле ,
      Проглянет >день как будто поневоле
      И скроется за край окружных гор.
      (А. Пушкин)

  • Докажите, что это сложное предложение. Спишите.
  • Укажите падеж выделенных имён существительных. Подчеркните главные члены в каждом простом предложении.
  • Как различить неодушевлённые имена существительные в именительном и винительном падежах, если они отвечают на вопрос что?

142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.

Говори правильно!

      столя́р - столяра́ (Р. п.; В. п.)
      сле́сарь - сле́саря
      снеги́рь - снегиря́
      волк - во́лка
      шарф - шарфа́ (Р. п.)
      торт - торта́
      герб - герба́
      зонт - зонта́

143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.

1. Терпенья, нет, без, ученья. 2. Около, и, мыши, хлеба, водятся. 3. От, дело, в, скуки, руки, бери. 4. Еда, после, вкуснее, работы. 5. Лень, до, доводит, добра, не. 6. У, конца, нет, кольца.

  • Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?
  • Разберите пятое предложение по членам.

144. Прочитайте.

1. Друга ищи, а найдёшь - береги. 2. Друзей много, а настоящего друга нет. 3. Медведи у волка не гостят. 4. От волка бежал, да на медведя напал. 5. Для медведя зима - одна ночь. 6. Без кота мышам раздолье. 7. Есть сало, да не про кота .

  • В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?

145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.

  • Что обозначают слова телефон, телефонист ?
  • По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?
  • Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть теле- : телебашня , ... .

Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие.

теле фо́н теле переда́ча

146. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку , где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

2. Девочка побежала на полянку , нагнулась к земле , села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды .

(В. Катаев)

  • Объясните значения словосочетаний лезть на глаза, сесть на корточки .
  • Определите падеж выделенных имён существительных. Какие из них отвечают на вопрос куда? По каким признакам вы различили эти падежи?

147. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.

      Зябнет липа за окошком ,
      Выпал иней поутру.
      Машет маленькой ладошкой
      Жёлтый листик на ветру.
      Перед самою зимой
      Он прощается со мной.
      (В. Орлов)

  • Выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж имён существительных в данных словосочетаниях.
  • Найдите в предложениях олицетворения - слова, которые помогают представить неодушевлённые предметы в образе живого существа.

Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером .

148. Прочитайте. Спишите.

Награда за храбрость, жить за городом, пирог с черникой, пришёл с завода, положил под подушку, вырос под берёзой.

  • Как определить падежи имён существительных, у которых одинаковые предлоги?
  • Составьте предложение с любым словосочетанием, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже.

149. Прочитайте.

      На горе шумит ветла,
      На ветле звенит пчела,
      Полосатая, как зебра...
      В роще - клёны и дубравы,
      А под ними есть грибы,
      Каждый гриб похож на зонтик.
      (Ю. Мориц)

  • Спишите. Объясните, по каким признакам можно узнать имена существительные в предложном падеже.
  • Найдите в предложениях сравнения.
  • Вспомните, почему предложный падеж так называется.

150. Прочитайте.

1. Дети поют песню о Родине . 2. О берег тихо плещется река. 3. На стебелёк осоки села стрекоза. 4. На дворе бушует вьюга. 5. С горы в долину бежит ручей. 6. В аллее парка тихо и прохладно. 7. В небе раздалась песня жаворонка.

  • Объясните, как различить падежи имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
  • Выпишите словосочетания с каждым выделенным именем существительным. Укажите падеж имён существительных.

Образец. Поют о Родине (П. п.).

а лле́я

Страничка для любознательных

Употребление падежей в речи

Учёные подсчитали, какие падежи в русском литературном языке самые частотные, то есть чаще всего употребляются в речи.

В письменной речи самым частотным по употреблению является именительный падеж, затем родительный, после этого - винительный.

В устной речи самым частотным остаётся именительный падеж, после него - винительный, затем - родительный.

151. Прочитайте.

      Я сам себя в пальто одел
      И рукавом свой нос задел.
      Решил пальто я наказать
      И без пальто пошёл гулять.
      (О. Григорьев)

  • Почему строки вызывают улыбку? Когда в речи употребляется глагол одел , а когда - надел ?
  • По каким признакам можно определить падеж имени существительного пальто ?

Вспомните! В русском языке есть небольшая группа имён существительных, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: услышать по радио (Д. п.), слушать радио (В. п.), нет радио (Р. п.).
Это несклоняемые имена существительные: пальто, шоссе, кино, такси, кофе, кафе . В этом случае падеж определяется по вопросу.

152. Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио . Укажите падеж неизменяемых слов.

Жить около _____. Слушать _____. Ехать на _____. Выступать по _____. Войти в _____.

Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.

Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

Русский язык делит все существительные на 3 склонения:

  • 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга , дорога , змея , колея .
  • 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение , дом , толокно .
  • 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь .

Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.

Как определить падеж имени существительного – особенности падежей

  • Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
  • Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес . Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? знахарь , (есть) что? – лес.
  • На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет . Например, (нет) кого? – знахаря , (нет) чего? – леса.
  • Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать . Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу .
  • Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу . Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес .
  • Творительный. Задаем вопросы кем? чем? . Можно использовать добавочное слово восхищаться . Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
  • Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать . Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.


Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного

Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?

Рассмотрим предложения:

  • Снег шел большими хлопьями.
  • Выйдя на улицу, мы увидели снег.

Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.

В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.

Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.


Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Именительный

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? чего?

Творительный

Предложный

говорить

о ком? о чём?


Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .

6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

Падеж

Предлоги

Именительный

Родительный

без, у, от, до, с, из, возле

Дательный

Винительный

на, за, под, через, в, про,

Творительный

над, за, под, с, перед, между

Предложный

в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без для родительного падежа (без задоринки) ; по, к для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Русский язык относится к языкам синтетического строя: в них словоизменение происходит посредством присоединения или изменения флексий – иначе говоря, окончаний, – которые передают несколько значений. Отличительной чертой такой парадигмы является сочетание нескольких значений в рамках одной морфемы.

В языках аналитического строя (например, романских: испанском, французском) порядок слов и предлоги исполняют то же самое назначение, для чего нужны падежи имён существительных и прилагательных в русском языке, то есть устанавливают грамматическое значение словоформы и её синтаксическую связь с другими членами предложения.

Понятие склонения: склонение в русском языке

Флективная природа русского языка проявляется в том, что именные части речи присоединяют окончания, передающие категории года, числа и падежа . Этот процесс называется склонением. В русском языке, согласно традиционной классификации, имя существительное имеет три склонения, хотя существуют и другие подходы. Например, Андрей Анатольевич Зализняк предлагает определять парадигмы «школьных» первого и второго склонения как вариации общего субстантивного типа.

Разнообразие концепций наблюдается не только в этой области. Из школьных учебников известно, что существительные и прилагательные русского языка изменяются по шести падежам, но лингвистика оспаривает это утверждение. Это связано с тем, что в некоторых случаях существительное принимает окончание, которое не входит в традиционную парадигму склонения (например, выпей чаю , вместо выпей чая ; не знать правды вместо не знать правду ). К счастью, знать эти дополнительные падежи, примеры которых приведены, совсем необязательно.

Тем не менее большинство людей далеко от научных изысканий и споров, по-прежнему оперирует лишь шестью падежами , запоминая их при помощи мнемонических правил. К сожалению, для запоминания падежных окончаний таковых не существует и их приходится зубрить наизусть. Но даже самые грамотные люди порой впадают в ступор, раздумывая, какое же окончание будет верным в этом случае. При наличии затруднений лучше всего обратиться к таблице :

Название падежа Вопрос Предлоги Окончания 1 склонения Окончания 2 склонения Окончания 3 склонения Окончания множественного числа
Именительный кто? что? -а, -я -о, -е -ы, -и, -а, -я
Родительный кого? чего? чей? чья? чьё? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Дательный кому? чему? к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный кого? что? в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е = И.п. -, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный кем? чем? за, над, под, перед, с -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный о ком? о чём? в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

Как видно из таблицы, во многих случаях формы существительного в винительном и именительном падежах совпадают. Связано это с их грамматическим и синтаксическим значением: имя существительное в именительном падеже обозначает субъект действия и в предложении является подлежащим, в то время как винительный вводит объект действия и является дополнением.

В античной Греции грамматики под сильным влиянием натурфилософии предполагали, что именительный – некое совершенство, «правильная» форма слова , а все остальные – отклонение от идеала. Собственно, сам термин «склонение» передаёт логику древних учёных. Выведенное ими противопоставление существует до сих пор, хотя и по другим причинам. Так, падежи делятся на:

  • прямые (именительный) – не зависят от других членов предложения и не управляются глаголами;
  • косвенные (все остальные) – вводятся предлогами и выступают в функции дополнения.

Значения косвенных падежей

Падежи русского языка имеют конкретные функции в образовании связей между членами предложения. Например, родительный передаёт смысл принадлежности и включенности во что-либо (тетрадь сына, дом из дерева ), а дательный вводит адресата речи или процесса (позвонить маме, сказать другу ). Совремённый творительный падеж включил в себя сразу несколько значений, среди которых можно выделить орудие действия (стучать молотком ) и траекторию пути (идти лесной тропой ). Предложный падеж, как следует из названия, с помощью предлогов передаёт множество различных значений, из которых, в качестве примера, можно выделить местоположение в пространстве (комната в доме ).

Выделение этих значений и умение их определять является базисом для соблюдения орфографических норм. Ошибки в падежных окончаниях весьма распространены. Чтобы их избегать, необходимо как минимум правильно определить падеж.

Определение падежа имени существительного

Простой таблицы окончаний мало для верного написания слова. Как правило, проблема состоит в определении необходимого падежа. В качестве примера подобной трудности можно назвать орфоэпически похожие формы родительного и дательного падежей 1 склонения единственного числа (бабушки бабушке). Однако, существует простой способ определить необходимое в том или ином случае окончание. Для этого нужно:

Описанные выше операции весьма просты и эффективны . Но существуют другие инструменты, которые не требуют запоминания падежных вопросов и типов склонений. С развитием высоких технологий и интернет-коммуникаций стало возможным составление специальных программ и сервисов, которые способны за доли секунды просклонять необходимое существительное онлайн. Данный метод подойдёт и школьникам, и взрослым.