Что такое тематические картины. Сюжетные картины в живописи


Жанры изобразительного искусства жанр – общность художественных произведений, складывающая в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. Анималистический жанр; Анималистический жанр; Пейзаж; Пейзаж; Натюрморт; Натюрморт; Портрет; Портрет; Сюжетно-тематическая картина; Сюжетно-тематическая картина;








Натюрморт с французского «мертвая натура» это изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и.т.д. с французского «мертвая натура» это изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и.т.д. Натюрморт как самостоятельный жанр возник в Голландии в ХVII веке. Натюрморт как самостоятельный жанр возник в Голландии в ХVII веке. в России - появился в ХVIII веке, вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи. в России - появился в ХVIII веке, вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи.










Бытовой жанр К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни. К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни. Родина бытового жанра считается Голландия ХVII в. Родина бытового жанра считается Голландия ХVII в. часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. Г. Терборх Бокал лимонада 1660 г.


Бытовой жанр в России Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. Значительный вклад внесли художники: В. Г. Перов(г.), И. Е. Репин гг.), В. Е. Маковский (), В.В. Пукирев () Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. Значительный вклад внесли художники: В. Г. Перов(г.), И. Е. Репин гг.), В. Е. Маковский (), В.В. Пукирев () А.Г. Веницианов открыл крестьянские типы в русской живописи. А.Г. Веницианов открыл крестьянские типы в русской живописи. И. П. Федотов показал купеческое и мещанское сословие. И. П. Федотов показал купеческое и мещанское сословие.








Исторический жанр Ему принадлежит особое место. Ему принадлежит особое место. Произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. Произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. яркие представители исторического жанра: Н. Н. Ге (). И. Е. Репин (), В.И. Суриков (), В. В. Верещагин () и В. М. Васнецов (). яркие представители исторического жанра: Н. Н. Ге (). И. Е. Репин (), В.И. Суриков (), В. В. Верещагин () и В. М. Васнецов (). к историческому жанру могут принадлежать картины, которые отражают события наших дней, имеющие большое значение к историческому жанру могут принадлежать картины, которые отражают события наших дней, имеющие большое значение








БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (От франц. Bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. (От франц. Bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. Яркие представители батального жанра: А. Ватто, Ф. Гойя, Яркие представители батального жанра: А. Ватто, Ф. Гойя, Г. Жерипо,В. Верещагин, М. Греков и др. Г. Жерипо,В. Верещагин, М. Греков и др.




Не всегда знаменитые картины пишутся в одной манере, чаще всего это комбинация нескольких направлений. Смешение разных жанров родило новое течение в искусстве – сюжетно-тематическое.

Разновидности тематических жанров

Сюжетными называют такие произведения, в которых заложена определенная идея, действие, где присутствует несколько участников, людей или неодушевленных объектов. В таких картинах автор описывает какой-либо момент или событие из жизни человека. Сюжетные картины характеризуются отображением реальных событий и несут в себе социальную значительность.

Комбинация тематических произведений может быть разнообразной :

Религиозно-историческая.

Быт и религия.

Изображение батальных сцен на фоне пейзажа.

Портрет и историческая эпоха.

Словом, любые события, которые происходят в жизни человека или в развитии общества, могут стать для художника идеей для создания тематического полотна.

Исторические сюжетные картины.

К ним относят произведения, в которых отражены грандиозные события, происходившие в прошлом. Признанным мастером-художником, работавшим в историческом жанре, был Его самые знаменитые картины – это « », « ».

Не менее известно творчество известного художника-баталиста и прекрасные баталии в жанре "марина" от .

Бытовой жанр

Тематикой картин в этом направлении были всегда люди, живущие своей простой жизнью. Люди в сюжетно-тематических произведениях запечатлены во время каких-либо занятий. Хорошо просматриваются сцены бытового жанра в таких картинах, как «Купчиха за чаем»

Жанры изобразительного искусства ЖАНР – общность художественных произведений, складывающая в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. Анималистический жанр; Пейзаж; Натюрморт; Портрет; Сюжетно-тематическая картина;

ПЕЙЗАЖ изображение природы «пейзаж» с франц. «вид страны, местности» МОРСКОЙ (МАРИНА); ЛИРИЧЕСКИЙ; СЕЛЬСКИЙ; ГОРОДСКОЙ; КОСМИЧЕСКИЙ; ГОРНЫЙ; ФАНТАСТИЧЕСКИЙ;

НАТЮРМОРТ с французского «мертвая натура» это изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и. т. д. Натюрморт как самостоятельный жанр возник в Голландии в ХVII веке. в России - появился в ХVIII веке, вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи.

Портрет изображение индивидуального образа человека, его чувств, настроения, внутреннего мира. Парадный; Интимный (домашний) групповой; психологический; Автопортрет;

Бытовой жанр К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни. Родина бытового жанра считается Голландия ХVII в. часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. Г. Терборх Бокал лимонада 1660 г.

Бытовой жанр в России Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. Значительный вклад внесли художники: В. Г. Перов(1834 -1882 г.), И. Е. Репин 91844 -1930 гг.), В. Е. Маковский (1846 -1920), В. В. Пукирев (1832 -1890) А. Г. Веницианов открыл крестьянские типы в русской живописи. И. П. Федотов показал купеческое и мещанское сословие.

Исторический жанр Ему принадлежит особое место. Произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. яркие представители исторического жанра: Н. Н. Ге (1831 -1894). И. Е. Репин (1844 -1930), В. И. Суриков (1848 -1916), В. В. Верещагин (18421904) и В. М. Васнецов (1848 -1904). к историческому жанру могут принадлежать картины, которые отражают события наших дней, имеющие большое значение

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (От франц. Bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. Яркие представители батального жанра: А. Ватто, Ф. Гойя, Г. Жерипо, В. Верещагин, М. Греков и др.

А. А. Дейнека «Оборона Севастополя 1942 г. »

Урок ИЗО в 7 классе по программе Б.М. Неменского в разделе "Поэзия повседневности" отводится на изучение тематической (сюжетной) картины и на ее виды. Для эффективного усвоения знаний обучающимся предлогается просмотреть презентацию по данной теме. В презентации имеется задание для закрепления полученных знаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тематическая (сюжетная)картина

Виды изобразительного искусства Архитектура Скульптура Графика Живопись ДПИ

Жанры изобразительного искусства Пейзаж (изображение природы) Натюрморт (изображение вещей) Портрет (изображение человека) Сюжетно –тематическая картина (изображение событий жизни) Анималистический жанр (изображение животного мира)

Жанровые разновидности Пейзаж – сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический. Натюрморт – цветочный, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства. Портрет – парадный, интимный, групповой. Сюжетно –тематическая картина – историческая, батальная, бытовая, сказочно - былинная

Натюрморт

Сюжетно –тематическая картина Исторический жанр Это жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события. Эти произведения могут быть посвящены событиям как минувших, так и событиям наших дней, имеющих большое историческое значение.

Сюжетно –тематическая картина Батальный жанр От французского – «битва» - посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

Сюжетно –тематическая картина Сказочно-былинный и религиозно-мифологический жанр Посвящен сюжетам мифологии, жизнеописанию святых, сказочным произведениям.

Сюжетно –тематическая картина Бытовой жанр Его родина Голландия 17 века. От французского – «род, вид» - картины, рисунки, скульптуры рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Определите в каком жанре выполнены картины

Иван Вишняков портрет императрицы Елизаветы Петровны

Иван Иванович Шишкин «Рожь»

Виктор Михайлович Васнецов «Иван-Царевич на сером волке»

Александр Герасимов «Розы»

Илья Ефимович Репин «Царь Иван Грозный и сын его Иван»

Домашнее задание: подготовить к уроку доклад на тему «Что я знаю о малых голландцах?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл логопедических занятий:"Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев" для детей 5-7 лет.

конспект занятия "Рассказывание по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико-семантической готовности к составлению рассказа по сюжетной картине....

Коррекционная направленность в работе над сюжетной картиной как фактор развития познавательных интересов детей со зрительной депривацией (из опыта работы).

В статье отражено значение сюжетных картин в развитии детей с нарушением зрения, особенности восприятия детьми сюжетных изображений, задачи и организация работы. В статье представлен практический мате...

Цель: сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

  • подвести учащихся к пониманию особенностей жанра, через повторение и обобщение изученного;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность учащихся,
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Оборудование.

1. Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

Приложение 1 . “Репродукции произведений известных художников”.

Приложение 2 . “Жанры ИЗО”.

2. Художественные материалы для практической работы.

3. Словарь художественных терминов.

План урока.

1. Беседа о понятии жанр с проверкой и закреплением знаний учащихся.

2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.

З. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа - бытового жанра.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется?

Ответы учащихся. В живописи и графике.

Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других - людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюрморт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно-тематическая картина.

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности - портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины - историческая, батальная, бытовая картины.

А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.

Жанры в изобразительном искусстве.

Демонстрация Приложения 2.

1) Анималистический жанр.

2) Портрет - парадный, интимный, групповой.

3) Пейзаж - сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.

4) Натюрморт - цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.

5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.

Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем.

Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.

Каков сюжет представленных живописных работ?

Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет.

Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

Демонстрация Приложения 1 (слайдов 1-4 )

Исторический - ему принадлежит особое место. Этот жанр

включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события,

Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

(В.И. Суриков “Утро стрелецкой казни”, “Переход Суворова через Альпы”, К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.)

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) - посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

Иллюстрируя понятия этого жанра, учитель демонстрирует (слайды 5-8) произведения Н.Пуссена, А.Ватто, Ф.Гойя, Г.Жерипо, а также В.Верещагина, М.Грекова и др.

Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.

Учащиеся: Дают определение сказочно-былинному жанру (демонстрация слайдов 9-11), вспоминая произведения В. М. Васнецова “ Богатыри”, “Витязь на распутье”, “Иван-царевич на сером волке” и др. Учитель дополняет представленный ими ряд картиной М. Врубеля “Демон” и др.

При разговоре орелигиозно-мифологическом жанре демонстрируются слайды 12-27 картин С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Н. Пуссена, П. Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Ж-П. Давида, Ж-Д. Энгра. А. Лосенко, А. Иванова.

Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи (от франц. benre - род, вид).

К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем занятии, на примере знакомства с творчеством “малых голландцев”.

Я предлагаю вам, выполнить поисковую творческую работу индивидуальную или групповую на тему “О малых голландцах”.

Практическая работа.

А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.

Дома доделайте работу и назовите ее.

Домашнее задание.

Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала о малых голландцах.