Чем прославил россию станиславский и как она его отблагодарила. Театральное учение к.С

На данной странице вы узнаете про самых известных педагогов актерского мастерства и великих театральных деятелей, которые создали ведущие актерские школы. Среди них можно выделить таких представителей сценического искусства, как Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Немирович-Данченко и Берхольд Брехт. Все эти люди внесли существенный вклад в театральное искусство. И, следовательно, если вы видите себя начинающим актером, данная статья вам будет полезна.

(1863 - 1938), известный российский актер и режиссер, который является основоположником самой знаменитой системы подготовки актеров. Родился Станиславский в Москве, в многодетной семье известного промышленника, состоявшей в родстве с Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Свою сценическую деятельность начал в 1877 году в Алексеевском кружке. Начинающий актер Станиславский отдавал предпочтение персонажам с ярким характером, дающим возможность перевоплощения: среди своих любимых ролей он называл студента Мегрио из водевиля «Тайна женщины» и цирюльника Лаверже из «Любовного зелья». Относясь к увлечению сценой с присущей ему основательностью, Станиславский усердно занимался гимнастикой, а также пением с лучшими преподавателями России. В 1888 году он стал одним из создателей Московского общества искусства и литературы, а в 1898 году вместе с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, который существует и по сей день.

Школа Станиславского: «Психотехника». Система, названная его именем, применяется во всем мире. Школа Станиславского представляет собой психотехнику, позволяющую актеру работать как над собственными качествами, так и над ролью.

Во-первых, актер должен работать над собой, проводя ежедневные тренировки. Ведь работа актера на сцене представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют внешние и внутренние артистические данные: воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д. Все эти качества нужно развивать. Во-вторых, Станиславский уделял большое внимание работе актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с ролью, перевоплощением в образ.

Система Станиславского легла в основу тренинга на нашем сайте, и прочитать подробнее о ней можно в первом уроке .

(1874-1940) – российский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Он был сыном владельца водочного завода, выходца из Германии, лютеранина, а в 21 год принял православие, сменив имя Карл-Казимир-Теодор Мейергольд на Всеволод Мейерхольд. Страстно увлекшись театром еще в юности, Всеволод Мейерхольд в 1896 году успешно сдал экзамены и был принят сразу на 2-й курс в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В 1898-1902 годах Всеволод Мейерхольд работал в Московском художественном театре (МХТ). В 1906-1907 годах он был главным режиссером театра Комиссаржевской на Офицерской, а в 1908-1917 годах - в петербургских императорских театрах. После 1917 года возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра.

Система Мейерхольда: «Биомеханика». Всеволод Мейерхольд развивал символическую концепцию «условного театра». Он утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность в противовес реалистичности Станиславского. Разработанная им биомеханика - это система актерской подготовки, которая позволяет перейти от внешнего перевоплощения к внутреннему. От точно найденного движения и верной интонации зависит, насколько актер будет воспринят зрителями. Часто эта система противопоставляется воззрениям Станиславского.

Мейерхольд занимался исследованиями в области итальянского народного театра, где выразительность телодвижения, позы и жесты играют важную роль в создании спектакля. Эти исследования убедили его, что интуитивному подходу к роли должен предшествовать её предварительный охват, состоящий из трех стадий (это называется «игровое звено»):

  1. Намерение.
  2. Осуществление.
  3. Реакция.

В современном театре биомеханика является одним из неотъемлемых элементов подготовки актёра. В наших же уроках биомеханика рассматривается как дополнение к системе Станиславского, и направлена на развитие умения воспроизводить нужные эмоции «здесь и сейчас».

(1891-1955) - российский и американский актёр, театральный педагог, режиссёр. Михаил Чехов был племянником Антона Павловича Чехова по отцу, который был старшим братом Антона Павловича. В 1907 году Михаил Чехов поступил в Театральную школу имени А.С. Суворина при театре Литературно-художественного общества и вскоре начал с успехом выступать в школьных спектаклях. В 1912 году сам Станиславский пригласил Чехова в Московский Художественный театр. В 1928 году, не принимая всех революционных перемен, Михаил Александрович покинул Россию и уехал в Германию. В 1939 году он перебрался в США, где создал собственную актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и многие другие знаменитые голливудские актеры. Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в том числе в фильме «Заворожённый» Хичкока, за роль в котором номинировался на «Оскар» в номинации «Лучший актёр второго плана».

Театральные принципы Чехова. На занятиях Чехов развивал свои мысли об идеальном театре, который связан с пониманием актерами лучшего и даже божественного в человеке. Продолжая разрабатывать эту концепцию, Михаил Чехов говорил об идеологии «идеального человека», который воплощается в будущем актере. Такое понимание актерского мастерства ставит Чехова даже ближе к Мейерхольду, чем к Станиславскому.

Кроме того, Чехов указывал на многообразные возбудители творческой природы актера. А в своей студии он уделял огромное внимание проблеме атмосферы. Чехов рассматривал атмосферу на сцене или съемочной площадке как средство, способствующее созданию полноценного образа всего спектакля, и как методику создания роли. Обучавшиеся у Чехова актеры выполняли большое количество специальных упражнений и этюдов, позволявших понять, что такое атмосфера, по мнению Михаила Александровича. А атмосфера, как понимал ее Чехов, является «мостиком» из жизни в искусство, главная задача которого заключается в создании разнообразных трансформаций внешнего сюжета и необходимого подтекста событий спектакля.

Михаил Чехов выдвинул свое понимание сценического образа актера, не входящее в систему Станиславского. Одной из существенных концепций техники репетиций Чехова была «теория имитации». Она состоит в том, что актер должен создавать свой образ сначала исключительно в воображении, а потом пытаться имитировать его внутренние и внешние качества. По этому поводу сам Чехов писал: «Если событие не слишком свежо. Если оно выступает в сознании как воспоминание, а не как непосредственно переживаемое в данную минуту. Если оно может быть оценено мной объективно. Все, что еще находится в сфере эгоизма, непригодно для работы».

(1858-1943)– российский и советский театральный педагог, режиссёр, писатель и театральный деятель. Владимир Немирович-Данченко родился в Грузии в городе Озургети в украинско-армянской семье дворянина, помещика Черниговской губернии, офицера Российской армии, служившего на Кавказе. Учился Владимир Иванович в Тифлисской гимназии, которую окончил с серебряной медалью. Затем он поступил в Московский университет, который успешно закончил. Уже в университете Немирович-Данченко начал публиковаться как театральный критик. В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», через год поставленная Малым театром. А начиная с 1891 года, Немирович-Данченко уже преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, которое сейчас называется ГИТИС.

Немирович-Данченко в 1898 году вместе со Станиславским основал Московский Художественный театр, и до конца жизни возглавлял этот театр, будучи его директором и художественным руководителем. Стоит отметить, что Немирович-Данченко полтора года работал по контракту в Голливуде, но потом вернулся в СССР в отличие от некоторых своих коллег.

Сценические и актерские концепции. Станиславский и Немирович-Данченко создали театр, оказавший огромное влияние на развитие советского и мирового искусства. В духе их творческих принципов, которые являются достаточно схожими, воспитаны крупнейшие советские режиссеры и актеры. Среди особенностей Владимира Ивановича можно выделить разработанную им концепцию о системе «трех восприятий»: социального, психологического и театрального. Каждое из видов восприятия должно быть важно для актера, а их синтез является основой театрального мастерства. Подход Немировича-Данченко помогает актерам создать яркие социально насыщенные образы, которые соответствуют сверхзадаче всего спектакля.

Берхольт Брехт

(1898 -1956) - немецкий драматург, поэт, писатель, театральный деятель. Бертхольт учился в народной школе францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию, которую успешно закончил. Первые литературные опыты Брехта датируются 1913 годом, с конца 1914-го в местной печати регулярно появлялись его стихи, а затем и рассказы, эссе и театральные рецензии. В начале 20-х годов в Мюнхене Брехт пытался освоить и кинопроизводство, написал несколько сценариев, по одному из них в 1923 году снял короткометражный фильм. Во время второй мировой войны покинул Германию. В послевоенные годы теория «эпического театра», претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра XX века. Уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар, а его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками.

Эпический театр. Созданный Берхольтом Брехтом метод постановки пьес и спектаклей заключается в использовании следующих приемов:

  • включение в спектакль самого автора;
  • эффект отчуждения, который предполагает некоторую отстраненность актеров от играемых ими персонажей;
  • соединение драматического действия с эпической повествовательностью;
  • принцип «дистанцирования», позволяющий актёру выразить своё отношение к персонажу;
  • разрушение так называемой «четвёртой стены», отделяющей сцену от зрительного зала, и возможность непосредственного общения актёра со зрителем.

Техника отчуждения оказалась особенно оригинальным взглядом на актерское мастерство, которое дополняет наш список ведущих актерских школ. В своих трудах Брехт отрицал необходимость вживания актёра в роль, а в иных случаях считал его даже вредным: идентификация с образом неизбежно превращает актёра либо в простой рупор персонажа, либо в его адвоката. А иногда в пьесах самого Брехта конфликты возникали не столько между персонажами, сколько между автором и его героями.

Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев)
17 января 1863 - 7 августа 1938
Реформатор театра, актер, режиссер, основатель Московского Художественного театра.
Автор целой системы методов и принципов воспитания актера, известных под термином "система Станиславского". Один из родоначальников театральной школы,часто именуемой "реалистической". Внес большой вклад в разработку теории разбора и анализа художественного произведения, постановки спектакля.

Родился в очень богатой патриархальной купеческой семье. В 1881 г. он закончил Лазаревский институт восточных языков, первые восемь классов которого приравнивались к курсу классической гимназии. По окончании института Станиславский работал в фирме отца, вскоре став одним из авторитетнейших директоров "Товарищества Владимира Алексеева", аккуратно и педантично вел торговые дела. Однако его увлечение театром не только не ослабевает, но, напротив, становится год от года все сильнее. До Октябрьской революции оставался его владельцем и руководителем, сочетая эту деятельность с фанатичной преданностью театру.

В с. Любимовке был построен флигель с настоящей сценой, зрительным залом, артистическими уборными, где начал работу любительский кружок ("Алексеевский"). Здесь Станиславский стал выступать в качестве режиссера и актера. В 1888 - 1889 Станиславский принял деятельное участие в создании Общества искусства и литературы, любительская труппа к-рого принесла Станиславский известность в Москве. В 1898 совместно с В.И. Немировичем-Данченко Станиславский основал Московский Художественный театр, войдя в историю мировой культуры как артист, режиссер, теоретик, создавший науку о творчестве артиста, открыв объективные законы поведения человека на сцене. Станиславский определил условия, при которых происходит акт перевоплощения артиста в художественный образ.

В 1891 г. он ставит "Плоды просвещения" Толстого. Уже в этой работе проявилось одно из главных положений его будущей системы - он старается устранить из спектакля всякую театральную условность и добивается максимального реализма.

В 1896 г., исчерпав все возможности любительского театрального Общества, Станиславский впервые сообщил о своей мечте создать настоящий профессиональный, общедоступный театр. В конце концов собралось десять пайщиков. Собранная сумма оказалась небольшой, но ее должно было хватить для того, чтобы дать делу первоначальный толчок. 14 июня 1898 г. труппа впервые собралась на даче Архипова в Пушкино. Эта дата и считается днем рождения Московского Художественного театра.

Первые репетиции проходили в сарае на берегу реки. Готовили сразу несколько спектаклей: "Отелло" и "Венецианский купец" Шекспира, "Царь Федор" Толстого, "Трактирщица" Гальдони и "Чайка" Чехова.
Осенью Станиславский снял здание театра "Эрмитаж". Одновременно шли перестройка здания, ремонт и репетиции. 14 октября состоялось торжественное открытие театра и премьера "Царя Федора".

Первый сезон завершился с 40-тысячным дефицитом. Однако пайщики не только согласились повторить взносы, но и приняли решение о строительстве специального здания, оснащенного всеми новинками театральной машинерии. И действительно - слава Художественного театра оказалась прочной и все более росла от одного сезона к другому.

Огромную роль в этом сыграли чеховские спектакли. В 1899 г. Станиславский ставит "Дядю Ваню", в 1901-м - "Три сестры", в 1904-м - "Вишневый сад". Другим постоянно ставившимся автором был Ибсен. Уже в первые годы были сыграны "Гедда Габлер", "Доктор Штокман", "Дикая утка". Ярким, хотя и коротким эпизодом было обращение Станиславского к Горькому. Огромный общественный резонанс имела поставленная в 1902 г. пьеса "На дне" (Станиславский играл в ней Сатина).

С начала 1900-х гг. значительно улучшились финансовые дела театра. В 1902 г. МХТ переехал в свое собственное здание в Камергерском переулке.
В 1906 г. театр впервые отправился на заграничные гастроли. До этого Европа совершенно не знала русского театрального искусства.
В 1918 г. появились устойчивые слухи о закрытии театра. Станиславскому в это время приходилось размышлять не столько над творческими вопросами, сколько над проблемой сохранения Художественного театра. Очень помог в этом отношении Станиславскому нарком просвещения Луначарский - давний поклонник его таланта , горячо защищавший МХТ от нападок пролеткультовцев.

Станиславский искренне старался найти отклик у нового зрителя, однако успех на этом пути пришел не сразу.
В сезон 1919/20 г. Станиславский ставит байроновского "Каина". Но спектакль не имел успеха (это была единственная его премьера за шесть лет с 1918 по 1923 г.). В 1922 г. МХАТ выехал на зарубежные гастроли в Германию, Чехословакию, Францию, США.

Успех, как и во время первых гастролей, был ошеломляющим, особенно в США. В 1923 и 1924 гг. гастроли в США повторились. Для американского издательства Станиславский пишет в 1924 г. в нью-йоркской Публичной библиотеке (где для него специально сняли отдельную комнату) книгу "Моя жизнь в искусстве". Вернувшись после двухлетнего отсутствия в Москву, он с новыми силами отдается творчеству.

В 1926 г. после многолетней работы на старом репертуаре МХАТ дал сразу четыре премьеры: "Горячее сердце" Островского , "Николай I и декабристы" Кугеля, "Продавцы славы" Паньоля и "Дни Турбиных" Булгакова. Последняя пьеса стала настоящей театральной сенсацией и своего рода символом послереволюционного МХАТа.

И действительно - долгая пауза, вызванная трагическими событиями, осталась позади. В 1927 г. Станиславский ставит "Женитьбу Фигаро" Бомарше и "Бронепоезд 14-69" Иванова. Советская критика, до этого не раз упрекавшая Станиславского в старомодности и консерватизме (а после "Дней Турбиных" даже в сочувствии к белому движению), встретила "Бронепоезд 14-69" с воодушевлением. Луначарский писал об этой постановке: "Это был триумф молодой советской литературы и советского театрального искусства - искусства социалистического реализма".

В 1928 г. во время празднования 30-летнего юбилея МХАТа у Станиславского случился инфаркт. После этого он должен был отойти от прямого участия в театральных делах.
(Как художественный руководитель он участвовал потом только в двух постановках: "Мертвых душах" и "Талантах и поклонниках".) Последние годы Станиславский большей частью проводит на заграничных курортах. Умер он в августе 1938 г.

Главным в системе Станиславский было учение о сверхзадаче - основной мысли пьесы, ее идее. В основе мировоззрения единой по своему нравственному облику труппы лежала идея равенства и ценности каждого человека на земле. Станиславский языком театра оказался способен донести эту демократическую мысль до зрителя. Деятельность Станиславского значительно повлияла на развитие русского и зарубежного театра XX века. Станиславский впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля, целосность актЕрского ансамбля, психологическая обусловленность мизансцен).Он добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи "настроения" каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Постановщик многих пьес по произведениям Чехова, Горького, Тургенева.

В советское время "система Станиславского" стала своеобразным унифицирующим стандартом для всех театров и актЕрских школ Союза. Отступление от норм и правил "системы" рассматривалось, как нарушение принципов социалистического реализма в театре. С этим и связана некая негативная роль "системы" в контексте развития театральной культуры. Однако, несмотря на это, мы не можем утверждать, что принципы воспитания актЕра и постановки спектакля, открытые Станиславским являются ошибочными. Они, как и принципы любой другой театральной школы, достойны изучения и внимания.

Деятельность Станиславского его идеи способствовали возникновению самых разных театральных течений, оказали огромное влияние на развитие мирового сценического искусства ХХ века. Станиславский внёс огромный вклад в национальную и общечеловеческую культуру, обогатил мир новыми художественными, ценностями, расширил границы человеческого познания. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие великого русского режиссёра.

Система Станиславского - это условные наименования сценической теории, метода и артистической техники. Задуманная как практическое руководство для актера и режиссера, она в дальнейшем приобрела значение эстетической и профессиональной основы сценического искусства. На нее опирается современная театральная педагогика и творческая практика театра. Система возникла как обобщение творческого и педагогического опыта как самого Станиславского, так и его театральных предшественников и современников. Она отличается от большинства ранее существовавших театральных систем тем, что строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органического воплощения актера в образ.

Центральной проблемой системы является учение о сценическом действии. Такое действие представляет собой органический процесс, который осуществляется при участии ума, воли, чувства, актера и всех его внутренних (психических) и внешних (физических) данных, называемых Станиславским элементами творчества. К их числу относятся: внимание к объекту (зрение, слух и др.), память на ощущения и создания образных видений, артистическое воображение, способность к взаимодействию со сценическими объектами, логичность и последовательность действий и чувств, чувство правды, вера и наивность, ощущение перспективы действия и мысли, чувство ритма, сценическое обаяние и выдержка, мышечная свобода, пластичность, владение голосом, произношение, чувство фразы, умение действовать словом и прочее. Овладение всеми этими элементами приводит к подлинности совершаемого на сцене действия, к созданию нормального творческого самочувствия в предлагаемых обстоятельствах. Все это составляет содержание работы актера над собою, первого раздела Станиславского, что сопоставляет -цель, которую поставил и решил Станиславский. -целью и смыслом второго раздела системы Станиславского стал раздел, посвященный процессу работы актера над ролью. В нем решается проблема перевоплощения актера в образ. Станиславский наметил пути и разработал приемы создания типичного сценического образа, который в тоже время воспроизводит и характер живого человека. Эта система включает в себя:

Метод физического действия;

Видение внутреннего зрения;

Сквозное действие;

Сверхзадачу;

Контрсквозное действие.

Станиславский, изучая, уточняя и конкретизируя свое учение прошел путь в этом учении от чисто психологического метода работы актера над ролью к методу физических действий. "В области физических действий, - писал он, - мы более у "себя дома", чем в области неуловимого чувства. Мы там лучше ориентируемся, мы там находчивее, увереннее, чем в области трудноуловимых и фиксируемых внутренних элементов".

Учение создавать образные представления, которые материализуют мысль актера, делают ее образной, действенной, а потому и более заразительной и доходчивой до партнера - составляют видение внутреннего зрения.

Живой сценический образ рождается лишь от органического слияния актера с ролью. Он должен стремиться к "возможно более точному и глубокому постижению духа и замысла драматурга", в тоже время творчество драматурга обретает новую жизнь в творчестве актера, вкладывающего в каждую исполняемую им роль частицу самого себя. Поэтому действенный анализ пьесы создает, по мнению Станиславского, наиболее благоприятные условия для познания творчества драматурга и возникновения процесса перевоплощения актера в образ. Для этого актер должен окружить себя обстоятельствами жизни пьесы, пытаясь действием ответить на вопрос: "Что бы я стал делать сегодня, здесь, сейчас, если бы находился в обстоятельствах действующего лица"? Этот момент действующего анализа Станиславский назвал началом сближения актера с ролью, изученном себя в роли или роли в себе.

Чтобы при выборе нужных действий не сбиваться с нужного пути, актер должен ясно ощущать течение сценических событий и развития конфликтов, определить для себя то, что Аристотель называет "составом происшествий", в которых ему предстоит осуществлять те или иные действия. Следуя по одному и тому же логическому пути роли, актер, стоящий на позициях системы Станиславского, должен всегда стремиться к первичности творческого процесса, вырабатывая в себе импровизационное самочувствие, позволяющее ему играть не по вчерашнему, а по сегодняшнему.

Глоссарий

Режиссер (франц. rйgisseur, от лат. rego - управляю), творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада). Режиссер осуществляет постановку пьесы (инсценировки, оперы, балета, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером.

Сверхзадача -- термин, введённый К. С. Станиславским и изначально использовавшийся в театральной практике. Согласно К. С. Станиславскому, актёр, выходя на сцену, выполняет определённую задачу в рамках логики своего персонажа (то есть герой хочет что-то сделать и добивается или не добивается этого). Но при этом каждый персонаж существует в общей логике произведения, заложенной автором. Автор создал произведение в соответствии с какой-то целью, имея какую-то главную мысль. И актёр помимо выполнения конкретной задачи, связанной с персонажем, должен стремиться донести до зрителя главную мысль, попытаться достичь главной цели. Главная мысль произведения или главная его цель -- это и есть сверхзадача.

Сквозное действие - в системе Станиславского - главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная идеей пьесы и творческим замыслом драматурга. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и пьесы в целом.

Контрсквозное действие (или контрдействие) осуществляется либо в столкновении персонажей, либо в преодолении героем своих внутренних противоречий. Из переплетения различных линий действия персонажей складывается, по выражению Станиславского, «партитура спектакля», цельное действо, объединяющее актеров и иные средства театральной выразительности (свет, музыку, декорацию и т.д.) со зрителями.

Система Станиславского представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными.

Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссера основной мотив произведения, исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, названную Станиславским сверхзадачей. Стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актера и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии -- основа системы Станиславского.

Система состоит из двух разделов:

· Первый раздел посвящен проблеме работы актера над собой.

· Второй раздел системы Станиславского посвящен работе актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с ролью, перевоплощением в образ.

Принципы системы Станиславского следующие:

· Принцип жизненной правды -- первый принцип системы, который является основным принципом любого реалистичного искусства. Это основа основ всей системы. Но для искусства необходим художественный отбор. Что же является критерием отбора? Отсюда вытекает второй принцип.

· Принцип сверхзадачи -- то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача -- это цель произведения. Правильно используя сверхзадачу, художник не ошибется в выборе технических приемов и выразительных средств.

· Принцип активности действия -- не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понял этого принципа, тот не понял систему и метод в целом. Все методологические и технологические указания Станиславского имеют одну цель -- разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.

· Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности.

· Принцип перевоплощения -- конечный этап творческого процесса -- создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение.

Природа сценических переживаний актера такова: на сцене нельзя жить такими же чувствами, как в жизни. Жизненное и сценическое чувство различаются происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате реального раздражителя. Вызвать в себе чувство можно только потому, что оно знакомо нам в жизни. Это называется эмоциональная память. Жизненные переживания первичны, а сценические -- вторичны. Вызванное эмоциональное переживание -- это воспроизведение чувства, поэтому оно вторично. Но самое верное средство овладения чувством по Станиславскому -- это действие.

Как в жизни, так и на сцене чувства плохо контролируются, они возникают непроизвольно. Часто нужные чувства возникают тогда, когда о них забываешь. Это субъективное в человеке, но оно связано с действием окружающей среды, то есть с объективным.

Итак, действие является возбудителем чувства, поскольку каждое действие имеет цель, лежащую за пределами самого действия.

Цель действия: изменить предмет, на который оно направлено. Физическое действие может служить средством (приспособлением) для выполнения психического действия. Таким образом, действие является катушкой, на которую наматывается все остальное: внутренние действия, мысли, чувства, вымыслы.

Богатство жизни человеческого духа, весь комплекс сложнейших психологических переживаний, огромное напряжение мысли в конечном счете оказывается возможным воспроизвести на сцене через простейшую партитуру физических действий, реализовать в процессе элементарных физических проявлений.

С самого начала Станиславский отверг эмоцию, чувство как возбудитель актерского существования в процессе создания образа. Если актер пытается апеллировать к эмоции, он неизбежно приходит к штампу, поскольку апелляция к бессознательному в процессе работы вызывает банальное, тривиальное изображение любого чувства.

Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном итоге нужную эмоцию, чувство. Система ведет актера от сознательного к подсознательному. Строится по законам самой жизни, где существует нерасторжимое единство физического и психического, где самое сложное духовное явление выражается через последовательную цепь конкретных физических действий.

Сверхзадача артиста - это термин системы Станиславского, термин науки о театре. Но он обозначает для актера и режиссера нечто, существующее не только в практике театра, не только на сцене, но и в самой жизни, в окружающей нас повседневной действительности.

То, что взято Станиславским из жизни и названо в системе "сверхзадачей" не лежит на поверхности жизненных явлений. Сверхзадачу нельзя увидеть "невооруженным" глазом. Она - не столько явление, сколько единая сущность этого явлений. Но сущность мы познаем, как известно, не иначе, как изучая явления, потому что в явлениях она всегда обнаруживается в той или иной степени. Сверхзадача обнаруживается в некоторых качествах, признаках явлений, но сами по себе эти признаки еще не сверхзадача. Ее нельзя увидеть непосредственно, но о ней можно умозаключить на основании этих признаков. Тогда догадка о ней может ста и установленным, бесспорным фактом. Но догадка, пока она не проверена практикой, может быть и фикцией.

Основы Системы Станиславского.

Н.В. Киселева, В.А. Фролов.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000

Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Н.В. Гоголь

Есть одна система - органическая творче­ская природа. Другой системы нет.

К.С. Станиславский

ПРЕДИСЛОВИЕ

Творческое наследие К.С. Станиславского имеет бес­ценное значение для отечественной и мировой культу­ры. Весь современный театр, даже те его направления, которые настойчиво декларируют новаторство и стре­мятся реализовать его в эпатирующих спектаклях, со­знательно или неосознанно опираются на концепцию нового театра, созданную К.С. Станиславским.

Вместе с тем отношение к творческому наследию К.С. Станиславского парадоксально: многие относятся к нему с видимым почтением, но мало кто доскональ­но знает сущность его взглядов по принципиальным для театра вопросам.

Эта книга обращена прежде всего к тем, кто хотел бы стать грамотным театральным зрителем, умею­щим оценить не только сюжетную коллизию пьесы и остроумие текста, но и мастерство сценической интер­претации, творческую работу режиссера, актеров. Вос­питание театрального зрителя - это важнейшая задача, без решения которой невозможно и само теат­ральное искусство. Знакомство с терминами и поняти­ями, введенными К.С. Станиславским в театральную лексику, позволяет любителям театра приблизиться к пониманию сущности театрального творчества.

К сожалению, в последнее время под воздействием кризисной экономической и общественной ситуации театры вынуждены «выживать», любыми путями стре­мясь к коммерческому успеху, часто при этом идя на поводу у дурного вкуса... В результате появляются и даже имеют определенный успех поделки, по существу не имеющие отношения к театральному искусству.

Однако хочется надеяться, что кризис будет преодо­лен, что великие театральные традиции будут сохра­нены, театральную жизнь будут определять талантли­вые спектакли высокого профессионального уровня, что настоящий зритель-театрал, знающий, понимающий, умеющий отличить истинное искусство от суррогата, готовый к сопереживанию, вновь вернется в театраль­ные залы.

Теоретическое наследие великого реформатора теат­ра отражено в таких широко известных книгах, как «Моя жизнь в искусстве», «Работа актера над собой». Эти работы, а также многочисленные рабочие заметки, обработанные репетиционные дневники содержатся в восьмитомном собрании сочинений К.С. Станиславско­го. Тот, кто намерен глубоко изучать проблемы культу­рологии, истории культуры, искусствоведения и особен­но театроведения и истории театра, обязательно обра­тится к этому академическому изданию. Но пользоваться ими в качестве справочника для того, чтобы уточнить отдельные положения или освежить в памяти важные для анализа театрального процесса положения, весьма затруднительно.

Попытку вычленить наиболее существенные опре­деления Системы предприняла М.А. Венецианова, опуб­ликовавшая в 1961 году учебное пособие «Мастерство актера». Очень обстоятельное и даже излишне детали­зированное, перегруженное второстепенными матери­алами, это пособие тяжело для восприятия. Кроме того, изданное небольшим тиражом, оно уже давно стало библиографической редкостью.

Задача данной публикации состоит в том, чтобы со­здать удобное для практического использования пособие для изучения Системы Станиславского, освоения терминов и определений, которые вошли в жизнь те­атра XX века.

Терминология, введенная Станиславским, очень рас­пространена в театральной практике, она стала азбукой театра. Но вместе с тем известные термины часто трак­туются поверхностно и формально, что приводит к ис­кажению подлинного смысла, который вкладывал в них сам создатель Системы. Данная книга, содержащая в разделе «Система Станиславского в терминах и опреде­лениях» только высказывания самого Константина Сер­геевича, т.е. абсолютно достоверно отражающая взгля­ды основоположника современного театра на важней­шие проблемы, поможет в преодолении дилетантизма.

Наша книга будет особенно полезной для студентов творческих вузов, которые готовят себя к профессио­нальной работе на сцене, для молодых актеров и ре­жиссеров, чье профессиональное становление продол­жается уже в процессе работы в театре. Сделав эту книгу настольной, обращаясь к ней в раздумьях и со­мнениях, они найдут здесь и ценные советы, и предос­тережения, которые так нужны крепнущему таланту.

В качестве учебного пособия книга необходима так­же студентам, обучающимся по специальностям «Куль­турология», «Искусствоведение», «Культурно-просве­тительная работа».

Книга окажет неоценимую помощь практическим работникам культурно-просветительной сферы - ре­жиссерам народных театров, руководителям драмкруж­ков и самодеятельных театральных студий, режиссе­рам-постановщикам массовых зрелищ и т.д.

К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ - РЕФОРМАТОР ТЕАТРА

Константин Сергеевич Станиславский-Алексеев навсегда вошел в историю отечественного и мирово­го театра как великий реформатор. Созданная им новая концепция театра, получившая название Сис­темы, изменила представления о сущности театраль­ного творчества, дала импульс плодотворному раз­витию театра в XX веке.

Константин Сергеевич Станиславский начал свою творческую деятельность в 80-90-х годах прошлого века как создатель кружка молодых актеров-непро­фессионалов, так называемого Алексеевского круж­ка. Потом в течение 10 лет (1888-1898) его творчес­кая жизнь была связана с московским Обществом искусства и литературы. В это время он известен как талантливый актер и режиссер. Заметным собы­тием стали его работы в спектаклях «Отелло», «Мно­го шума из ничего», «Плоды просвещения» и др.

В 1898 году вместе с В.И. Немировичем-Данчен­ко им был создан Московский Художественный те­атр (МХТ), в стенах которого вызревали и воплоща­лись в спектаклях новые подходы к театральному творчеству.

Формирование труппы МХТ и репертуара театра, кропотливая режиссерская работа стали основными в творческой деятельности К.С. Станиславского. Об­ращаясь к труппе МХТ, он говорил: «...мы приня­ли на себя дело, имеющее не простой, частный, а общественный характер... Мы стремимся соз­дать первый разумный, нравственный, общедос­тупный театр, этой высокой цели мы посвяща­ем свою жизнь».

Вспоминая первые шаги МХТ, Станиславский впос­ледствии отмечал: «Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности... и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против пре­мьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного ре­пертуара тогдашних театров».

Спектакли МХТ «Царь Федор Иоаннович» и «Чай­ка» (1898) положили начало формированию нового театрального направления. Этапными для театра ста­ли спектакли «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901). Громадными не только театральными, но и общественными событиями стали спектакли «На дне» (1902), «Вишневый сад» (1904), «Дети солнца» (1905), «Горе от ума» (1906), «Живой труп» (1911) и др. Театр экспериментировал в области реализма, символизма и условности, явно все больше склоня­ясь к реалистическому направлению. Успех спек­таклей определялся высоким уровнем дарования не только отдельных актеров, но и сложившегося к тому времени коллектива-ансамбля единомышленников, объединенных общностью понимания творческих и гражданских задач. Спектакли МХТ сделали театр «вторым университетом» Москвы.

В 1912 году К.С. Станиславский вместе с Л.А. Сулержицким основал при МХТ 1-ю студию для рабо­ты с молодежью, поиска талантов и воспитания но­вого поколения актеров в соответствии с задачами МХТ.

В первые годы после революции 1917 года К.С. Станиславский продолжал режиссерскую рабо­ту в МХТ, сохраняя уже сложившиеся традиции. Кроме того, в 1918 году он возглавил оперную сту­дию Большого театра, начав опыты по внедрению своей концепции нового театра в сферу музыкально­го искусства. Это был период весьма интенсивной работы в чрезвычайно трудных для творчества усло­виях: в театр пришел новый зритель, в котором со­четались тяга к новым художественным впечатле­ниям и агрессивное невежество; резкую неприязнь к МХТ выявляли руководители театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса, увлеченные идеями революци­онизирования театра; материально-финансовое по­ложение театра было катастрофичным.

Переход от войны к миру, к нэпу принес с собой некоторое улучшение материального положения те­атров, но в то же время породил новые проблемы. Нэпманская публика стала искать в театре только развлечения, и многие театры пошли на поводу ее вкусов. Театры захлестнула волна бульварщины, халтуры. Симпатиями публики пользовались пова­лившие валом поделки - пьесы о «высшем свете», например, такие как «Николай II и Кщесинская» Трахтенберга. В ряде театров под маской революци­онной сатиры шли водевили, по выражению совре­менника, «голей которых не придумаешь». Некото­рые театры давали по 50-60 премьер за сезон. Сама эта цифра говорит о качестве постановок.

Положение в российском театре воспринималось К.С. Станиславским очень болезненно: «Искусство снимается со своего пьедестала и ему ставятся утилитарные цели... Многие объявили старый театр отжившим, лишним, подлежащим беспо­щадному уничтожению... Халтура стала закон­ным общепризнанным и непобедимым злом для театра. Халтура, выхватывая артистов из театра, портила спектакли, срывала репетиции, расшатывала дисциплину , давала артистам про­тивный дешевый успех, роняя искусство и его технику».

Театр Станиславского стремился противостоять разрушительным тенденциям. В 1921 году во МХАТе (в 1920 году МХТ включается в число академичес­ких театров и соответственно изменяется его назва­ние) был поставлен «Ревизор» с Михаилом Чеховым, последователем и любимым учеником Станислав­ского, в роли Хлестакова. Именно его, единственно­го из актеров МХАТа, Станиславский называл гени­ем в театре. Спектакль имел колоссальный успех. И, тем не менее, материальное и организационное положение театра оставалось трудным.

К тому же в условиях гражданской войны значи­тельная часть труппы МХТ во главе с В.И. Качало­вым, отправившаяся на недолгие, как предполага­лось, гастроли на Украину, оказалась отрезанной от Москвы линией фронта. А без нее театр не мог пол­ноценно работать.

Выходом для театра стали разрешенные в 1922 году заграничные гастроли. Идя навстречу просьбе теат­ра и зарубежных антрепренеров, советское руковод­ство решало одновременно целый комплекс задач. Прежде всего, в условиях борьбы за решение глав­ной внешнеполитической задачи того времени - за выход из международной изоляции и дипломатичес­кое признание - показ спектаклей МХАТа в Евро­пе и Америке рассматривался как существенный фактор, способный повлиять на общественное мне­ние зарубежных стран в пользу контактов с револю­ционной Россией. Кроме того, гастроли МХАТа были аргументом против заявлений белоэмигрантов о ги­бели российской культуры в результате революции, и, значит, они были важны с точки зрения полити­ко-идеологической. Наконец, гастроли были необхо­димы для самого МХАТа, так как позволяли, не слишком афишируя это, воссоединиться с той час­тью труппы, которая, невольно отступая с белогвар­дейцами, оказалась в Европе. И, конечно, гастроли позволили улучшить финансовое положение театра и даже перечислить некоторую часть средств в госу­дарственный бюджет.

В Европе и Соединенных Штатах театр Станис­лавского имел фантастический успех. Авторитет и слава К.С. Станиславского стали всемирными. Как отмечал Константин Сергеевич, гастроли помогли ему вновь поверить в нужность театра, поверить в себя. Во время гастролей стал очевиден также интерес специалистов и любителей театра к его методам ра­боты, к тому, что получило название Системы Ста­ниславского. Американские издатели подтолкнули К.С. Станиславского к написанию мемуаров.

Во время гастролей 1922-1924 годов была напи­сана основная книга Станиславского - «Моя жизнь в искусстве». Гастрольная жизнь осложняла работу над книгой. Но каждый час свободного времени К.С. Станиславский отдавал будущей книге. Секре­тарь дирекции МХАТа О.С. Бокшанская, помогав­шая ему в работе, вспоминала об этом периоде: «К.С., казалось, не знал устали... Часа в два ночи, а то и позже, когда он был все еще бодр и готов продол­жать, он все-таки останавливался: "Постойте, кото­рый же это час? Пожалуй, пора прервать. Как ни жалко, но надо"»;

В СССР, как и за границей, книга была опубли­кована в 1924 году, после возвращения МХАТа с гастролей. Второе издание книги, существенно до­работанное автором, было опубликовано в 1926 году. «Моя жизнь в искусстве» - это классическое про­изведение мировой театральной литературы. Книга автобиографична. Но это не просто мемуары. В кни­ге сочетаются элементы мемуаристики и деловые за­метки, теоретико-аналитические фрагменты и лири­ческие отступления. Именно так, неторопливо бесе­дуя с читателем и обращаясь к самым разным пред­метам, К.С. Станиславский излагал основы своего

учения о новом театре. В отношении себя автор, бес­спорно, честен и самокритичен. Он не только расска­зывает о достижениях и победах, но и вдумчиво ана­лизирует свои просчеты и ошибки, не скрывает по­ражений. На живых примерах своей актерской и режиссерской работы К.С. Станиславский показал, как формировались его взгляды на театр, каково основное содержание его Системы.

Внутренней и внешней работе артиста над собой;

Внутренней и внешней работе над ролью.

Этот замысел был реализован, но книги «Работа актера над собой в творческом процессе пережива­ния» и «Работа над собой в творческом процессе воп­лощения» вышли уже после смерти их автора.

Понятие «Система Станиславского» охватывает со­вокупность взглядов по вопросам теории театра, твор­ческого метода, принципов актерской и режиссер­ской техники. Задуманная как практическое руко­водство для актеров и режиссеров, Система приоб­рела более широкое значение, стала эстетической и профессиональной основой сценического искусства в целом.

Анализируя творческое наследие К.С. Станислав­ского, выделим основные положения Системы, ка­сающиеся узловых проблем театра.

Прежде всего, это учение о роли режиссера в соз­дании театрального спектакля.

До Станиславского режиссерского искусства в его современном понимании не было ни в русском, ни в зарубежном театре. В театре был режиссер как долж­ностное лицо, отвечавшее за ход спектакля. Чаще всего он выполнял функцию «разводящего», постановщика сцен. Но он не был создателем спектакля в полном смысле. Замысел спектакля, его ход и, в ко­нечном счете, его успех или провал определял ис­полнитель главной роли пьесы - прима-актер - своей трактовкой роли и качеством исполнения. Ос­тальные лишь подыгрывали ему.

У Станиславского положение и задача режиссера кардинально иные. Режиссер, прежде всего, - со­здатель концепции, единого образа спектакля. Ос­новные задачи режиссуры нового типа заключают­ся, прежде всего, в создании идейно-художествен­ного замысла постановки. Соотнося его с замыслом драматурга, режиссер вступает с ним в своеобразное соавторство. На основе самостоятельного изучения и осмысления жизненного материала, так или ина­че относящегося к содержанию и образам пьесы, режиссер выявляет те черты драматургии, которые, с его точки зрения, являются наиболее важными и актуальными, способными побудить зрителей чув­ствовать, переживать и размышлять. Режиссерская трактовка драматургического произведения, его за­мысел, его представления о смысле и задаче буду­щего спектакля, о том общественном отклике, кото­рый вызовет спектакль, воплощаются в сформули­рованных режиссером сверхзадаче и сверх-сверхзадаче данного спектакля.

Замысел режиссера реализуется через организо­ванное им, режиссером, коллективное творчество всех участников театральной постановки - актеров и гримеров, бутафоров и декораторов, художников, музыкантов и т.д. В результате коллективной, вдох­новленной единым замыслом и единой целью дея­тельности формируется сценический ансамбль ново­го типа, так называемый режиссерский ансамбль. Он включает осмысленное единство всех компонен­тов спектакля - игры актеров, декораций, костюмов, предметов обстановки, света, звуков и т.д., со­здающих целостное художественное произведение, соответствующее замыслу режиссера.

Для создания такого ансамбля режиссер должен вести большую предварительную самостоятельную творческую работу, которая даст ему возможность убедить, увлечь сотрудников театра, сделать их сво­ими единомышленниками. Чрезвычайно важны так­же организаторские способности режиссера, позво­ляющие не только вдохновить на совместное творче­ство, но и наладить взаимодействие всех, кто занят постановкой спектакля.

Важнейшая функция режиссера состоит также в помощи актеру в его работе над ролью. Режиссер по отношению к актеру является и его деликатным вос­питателем, и творческим наставником, и организа­тором работы актера, и его тренером. Отношения ре­жиссера и актера многообразны, подвижны, они раз­виваются и наполняются все новым содержанием в ходе совместной работы над спектаклем. Таким об­разом, режиссер выступает и как соавтор актера в его творческой работе.

Все многообразные функции режиссера осуществ­ляются в единстве, что требует таланта, воли, само­организованности. Учение К.С. Станиславского о ре­жиссуре - это учение об искусстве создания спек­такля на основе творчества всех его участников.

Актер, артист, является центральной фигурой в Системе Станиславского. Учение о природе и зако­нах актерского творчества, о методах и приемах уп­равления им - бесценный вклад К.С. Станиславского в историю мировой культуры.

О том, что актер должен изучать жизнь, русское актерство знало еще со времен Щепкина. Но что он должен изучать и наблюдать свой собственный ду­шевный мир, исследовать собственную душевную природу, открывая ее новые стороны, об этом впер­вые сказал Станиславский. До него великие актеры прошлого (Мочалов, Щепкин, Ермолова, Комиссар-жевская и др.) утверждали, что их работа над ролью осуществляется бессознательно, свое творчество они называли «тяжелой душевной работой», «шаманст­вом». И у самих работников театра, и у зрителей сло­жилось устойчивое мнение, что механизм актерского творчества невозможен для изучения и анализа.

Станиславский сделал вывод о связи сознательно­го и бессознательного в творчестве актера и впервые показал возможности сознательного управления под­сознательными процессами творчества. Он писал: «Истинное искусство должно учить, как созна­тельно возбуждать в себе бессознательную твор­ческую природу для сверхсознательного творче­ства».

Каким же образом возможно сознательно управ­лять бессознательным? Отвечая на этот вопрос, Ста­ниславский сделал выводы, перевернувшие представ­ления об актерском творчестве.

В старом театре являлось классическим требова­ние как можно дальше уйти от самого себя, «из­гнать из роли свой жизненный и духовный опыт». На этом постулате базировалась так называемая кокленовская теория, которая занимала господству­ющее положение в большинстве театров вплоть до конца 20-х годов.

Станиславский предложил принципиально иной подход: «Познайте свою природу, дисциплинируй­те ее, и при наличии таланта вы станете вели­ким артистом».

Сущность нового подхода К.С. Станиславский вы­разил формулой искусство переживания. Игра ак­тера при этом не сводится к имитации состояния. На каждом спектакле он заново проживает роль в соответствии с заранее продуманной логикой жизни и развития образа.

Станиславский предложил актерам «идти от себя». Это предполагает, что актер пытается достоверно представить себя в рамках тех жизненных условий (предлагаемых обстоятельств), в которых находится в пьесе его герой, и адекватно своей природе реаги­рует на происходящее. Станиславский делает важ­ный вывод: «Не играть образ, а стать образом - это высшая форма актерского творчества».

Именно такой подход рождает «искусство пере­живания», «искусство душевного реализма». Жить жизнью образа, достигая при этом абсолютной дос­товерности психологического состояния, - такова ключевая установка Системы.

Концепция психологического реализма стала клю­чом к новому театру. Открытие Станиславского зак­лючалось в том, что именно душевный мир актера он увидел как основной источник его творчества. Ста­ниславский показал, что у «артистического рая» есть свои «ворота», а к ним ведет определенная дорога. И рассказал, как по ней идти.

М. Чехов комментировал этот раздел учения Мас­тера с позиций актера: «Истинное значение и смысл системы ученик должен понимать так: система не может создать актера, не может вложить в него та­лант и не может научить человека играть на сцене, если об этом не позаботился сам бог. Система сберега­ет актеру его творческие силы. Указывает ему пути, по которым следует направлять свой талант с наи­меньшей затратой сил и с большим успехом для дела... Настоящая, единственная цель системы - дать акте­ру в руки самого себя...»

Создание каждым из участников спектакля пси­хологически правдивого образа делает возможным его абсолютно достоверное, органичное поведение на сцене. Психологическая оправданность поведения на сцене, поступков персонажа, убедительность обще­ния с партнерами (к «технике общения» Станислав­ский относился очень внимательно) рассматривались Станиславским как закон нового театра.

Общим результатом утверждения в актерском творчестве новых установок становится актерский ансамбль - единый стиль существования актеров в спектакле в атмосфере психологической правды на сцене. Только такой ансамбль позволяет добиться общего художественного единства сценического про­изведения.

Совершенствование актерского творчества требу­ет постоянной работы актера над собой: повседнев­ной тренировки его физического и душевного нача­ла, развития артистической техники, мастерства.

Применив свои открытия, Станиславский полу­чил поразительные результаты: появилась целая пле­яда актеров, поражающих мастерством и душевной правдой, органичностью сценического поведения, ис­кренностью; появились гармоничные и художествен­но цельные театральные спектакли, которые просла­вили театр в России и за рубежом.

Наконец, одним из компонентов Системы стало создание новой концепции сцены и зала и их взаи­модействия.

Стремление убедить зрителя в подлинности про­исходящего на сцене породило высокую «культуру детали». В спектаклях Станиславского утвердился реализм оформления сцены как обязательный вспо­могательный элемент подлинно реалистического спектакля. На первых порах дало о себе знать даже некоторое увлечение натурализмом: для создания ат­мосферы достоверности происходящего в спектакле слишком большое внимание уделялось падающему листу в осеннем саду, пению сверчков летним вечером и т.п. Позже, отказавшись в этом отношении от максимализма, Станиславский сохранил основную установку: реализм оформления и реквизита должен помогать актеру.

Общей задаче театра соответствовали и шаги по ликвидации сложившейся в начале XX века разоб­щенности зрительного зала и сцены: была снижена высота сценической площадки, уничтожена оркест­ровая яма, которая как крепостной ров разделяла сцену и зал. Произведена была и «демократизация» зала. Была ликвидирована многоярусность зритель­ного зала и оставлены только два яруса. Таким об­разом, галерка была упразднена, вместо нее появи­лись достаточно удобные для просмотра спектаклей места. Театр на практике оправдывал свою установ­ку на демократизм и общедоступность.

По убранству зал был приближен к обычной ком­нате: исчезли позолота, бархат. Даже занавес - важ­нейший атрибут убранства сцены - стал простым, коричневато-серым, с единственным украшением - небольшим контуром белой чайки, выполненным в виде аппликации. Спокойный нейтральный тон ок­раски стен и мебели помогал концентрировать вни­мание на том, что происходило на сцене.

Основные установки Системы конкретизировались в многочисленных, весьма подробных и разнообраз­ных уточнениях, разъяснениях, комментариях на репетициях Станиславского, в его беседах и на за­нятиях с учениками, в его книгах, но прежде всего - на его спектаклях.

Оценивая значение Системы и выступая против реальных или мнимых ее критиков, М. Чехов, один из первых, кто понял значение Системы, писал:

«Есть опасение, что найдутся люди, которые ска­жут: "Система суха, теоретична и слишком научна, акт же творчества - акт живой, таинственный и бессознательный". Вот ответ: система не только "на­учна", она просто "наука". Теоретична она для тех, кто не способен на практике, то есть для всех неода­ренных и нехудожественных натур. (О тех, которые просто не желают понять Системы, речи не будет.) Система есть исключительно "практическое" руко­водство... Система - для талантливых, которым есть что "систематизировать"».


Похожая информация.


Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938),

Сегодня все лучшие актёры во всём мире играют по «системе Станиславского».


Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на современный русский и мировой театр и кино.


Константин Станиславский (слева) и В. Немирович-Данченко


Театральная деятельность Станиславского началась летом 1898 года в подмосковном дачном месте Пушкино. Здесь он работал с труппой Московского Художественного театра (МХТ), обращаясь к которой Станиславский говорил: «Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь».

Верный слову, он всю жизнь, в самом деле, отдал Художественному театру, именно в его спектаклях, в его творческой этике, осуществляя свое представление о том, каким должно быть искусство.

Опираясь на богатейшую творческую практику и высказывания своих выдающихся предшественников и современников, Станиславский заложил прочный фундамент современной науки о театре, создал школу, направление в сценическом искусстве, которое нашло теоретическое выражение в так называемой системе Станиславского.


Суть системы Станиславского состоит в том, что актёр должен не просто «изображать» свой персонаж, а как бы стать им - чувствовать и думать надо не за себя, а за своего героя. Именно система Станиславского подразумевает, что актёр максимально «вживается» в роль. Например, чтобы играть учителя, надо представить себя учителем: вспомнить своих учителей и взять от них поведение, манеры, жесты, характерные именно педагогу. Тогда и зрители будут не просто «смотреть» спектакль, а сопереживать героям.

Но успех постановок «по Станиславскому» определяется не игрой отдельных исполнителей, а ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы. Станиславский добивался такого единства всех элементов спектакля, при котором игра актёров, декорация, свет, звуковое оформление создавали бы одно неразрывное целое, единый художественный образ.
Спектакли театра за рубежом упрочили славу и авторитет Станиславского, вызвали в мире огромный интерес к его системе.
Станиславский написал свою автобиографическую книгу "Моя жизнь в искусстве" , одно из лучших произведений мировой мемуарной литературы.
«Искусство, - говорил Станиславский, — не может стоять на месте. Оно должно постоянно развиваться, тянуться куда-то вперёд, либо начнётся его одряхление и медленная смерть».
«Театр начинается с вешалки».

Станиславский внёс огромный вклад в национальную и общечеловеческую культуру, обогатил мир новыми художественными, ценностями, расширил границы человеческого познания. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие великого русского режиссёра.


Константин Сергеевич Станиславский похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Именем Станиславского раньше назывался Леонтьевский переулок в Москве (в районе Тверской улицы), в котором в доме 6 в 1920—38 гг. он жил и где в 1948 году открыт музей-квартира Станиславского (в этой квартире Станиславский готовил с артистами спектакли, вёл занятия с молодёжью Оперно-драматической студии). Сегодня переулку возвращено историческое название - Леонтьевский.
На Пушечной улице, 9, и в Леонтьевском переулке, 6, установлены мемориальные доски.
Имя Станиславского присвоено в Москве Драматическому театру и Музыкальному театру Москвы (Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко).

Кстати, когда актёр играл роль на репетиции недостоверно, Станиславский кричал: «Не верю!». Действительно, разве зритель поверит, например, что на сцене директор завода отчитывает начальника цеха, если актёр-директор вяло и неразборчиво что-то бормочет, а актёр-подчинённый стоит - руки в карманах и ухмыляется?! Вот это «Не верю» до сих пор можно услышать во всех театрах мира и на всех съёмочных площадках на самых разных языках!