«Бурятский скульптор Геннадий Васильев и его образы на Джидинской земле. Бурятский гений - Даши Намдаков

Даши Намдаков живет и работает в Восточной Сибири недалеко от природного чуда - прекрасного озера Байкал.

Даши родился в 1967 году в небольшом селе в Читинской области в многодетной семье народного мастера-умельца. Отец Даши слыл в деревне человеком, который умел делать своими руками буквально все - и мебель, и металлические дверные ручки, и ковры. Его вырезанные из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки - буддийские иконы, устанавливались в монастырях. Поэтому с самого детства, помогая отцу, дети учились разным ремеслам, умели мастерить, используя разные материалы.

Даши рос в этой атмосфере с самого раннего детства и поэтому ко времени взросления уже умел многое делать своими руками. Но так сложились обстоятельства, что в 15 лет Даши неожиданно сильно заболел, и в течение долгих 7 лет все хождения по врачам не приносили никакого результата. Юноша оказался на грани смерти.

В конце концов, родители оказались у шаманки, которая объяснила причину болезней и недомоганий тем, что люди забыли свои корни, перестали вспоминать о своих предках, помнить их имена. Шаманка провела свой обряд. Невероятно, но боль отступила сразу. А уже через 7 дней Даши находился в другом городе и искал работу. Та шаманка предрекла ему успех, потому что у Даши была способность видеть красоту окружающих вещей и воплощать ее в своих работах.

Даши начинает работать в мастерской бурятского скульптора Г.Г.Васильева в г. Улан-Удэ, где оттачивает свои навыки работы с разными материалами. Затем в 1988 г. поступает в Красноярский художественный институт. Его наставниками становятся известные художники - Л.Н.Головницкий, Ю.П.Ишханов, А.Х.Боярлин, Э.И.Пахомов.

После окончания института в 1992 г. Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать. В 2000 г. после первой персональной выставки в г. Иркутске стало понятно, что в мире искусства появилось новое имя - Даши Намдакова. Выставка произвела фурор в арт-истеблишменте. Затем последовали успешные выставки в других городах России, успешные показы за рубежом.

"Образы зачастую посещают меня ночами, - говорит Даши, - когда сознание находится в пограничном состоянии между реальным миром и миром, населенным иллюзиями и духами". Эти видения Даши скрупулезно заносит на бумагу, чтобы не забыть, а потом мастерски переносит увиденное на другой материал - бронзу, серебро.

Скульптуры Даши родом из далеких миров. Оттуда, где нет границы между человеком и вселенной, там всё - частицы мироздания, занимающие уготованную каждому нишу в бесконечном потоке вселенских превращений. Именно так восток воспринимает этот мир - находя красоту в его целостности и хрупкой гармонии, боясь неловким движением разрушить установленный всевышним порядок.

Лучшие дня

Отсюда в работах Даши появляются шаманы, которые до сих пор играют важную роль в жизни современных бурят. Увиденная Даши мудрость вещей пронзает все его работы. Его воины, усталые от войны, не кажутся бесчеловечными варварами, а исполнены мудрости и величия. Женщины у Даши поземному соблазнительны и чувственны, но при этом стыдливо отворачивается от лишенного скромности художника. Если внимательно присмотреться к отдыхающей лани, разве можно не увидеть в ней спящую девушку? Красота окружает нас, где бы мы ни были, но увидеть ее дано не каждому.

"Воспринимай мир таким, какой он есть, ибо его создатель мудрее тебя, - говорят скульптуры Даши, - тогда тебе откроется истинная красота".

Работы Даши Намдакова, благодаря удивительному сочетанию новаторства и древних традиций Бурятии, необычной пластике и исключительному мастерству исполнения, были приобретены для личных коллекций первых лиц России, включая Президента РФ В.Путина.

Всадница

С творчеством Даши Намдакова я знакома достаточно давно. Когда впервые увидела его скульптуры – влюбилась сразу, с первого взгляда. С тех самых давних пор я являюсь большой поклонницей творчества этого знаменитого бурятского скульптора, известность и признанность которого распространяется далеко за пределы России. У его скульптур особый стиль, присущий только Даши. Эти артефакты не спутаешь ни с чьими. Они распознаются уже издалека по едва заметным силуэтам.

Скрипачка

Если в вашем городе вдруг будет проходить выставка шедевров Даши Намдакова или его семьи – обязательно сходите. Эти уникальные работы найдут отклик в сердце каждого, даже тех людей, кто далек от искусства. Это некое ощущение, для описания которого я не могу подобрать нужных слов.

Алтаргана

Творчество Даши накрепко переплетено с культурными традициями его родины – Забайкальского края. Его предки, потомки кочевников, кроме основного занятия – скотоводства, были умелыми ремесленниками и славились искусной обработкой природного материала: дерева, кости, кожи, шелковых тканей, чеканного серебра, конского волоса, овечьей шерсти.

В настоящее время в Иркутске проходит выставка авторских кукол семьи Намдаковых УЛЬГЕР (в переводе с бурятского – сказка), которые изготовлены по эскизам Даши. Эта коллекция выставляется впервые. Ну, естественно, я не могла пропустить такое событие.
В основе образа каждой куклы лежит графический эскиз, который рождает идею куклы.
Даши делает эскизы, другие члены семьи мастерят каркасы кукол, третьи – придают основную форму и колорит образа персонажа, «одевая» его, используя натуральные материалы и традиционные техники. Деревянные троны, лица из папье-маше, коралловые бусы, ручное шитье и плетение из конского волоса придают изделиям уникальность и неповторимое очарование.

И опять я не могу выразить словами их внешнее спокойствие и внутренний глубинный смысл. Некая внешняя отрешенность и внутренняя глубина. Вот как это назвать? Может быть — внутреннее пространство?!
Они напоминают персонажей исторических легенд, героев бурятского эпоса или буддийских притч.
Куклы статичны, но у каждой из них есть определенных характер, а в изысканной позе – характерная пластика. Следование национальной традиции бурят при обработке дерева, и тканей, а также «ювелирные» техники шитья, плетения из конского волоса, волоса яка, декорирование разными материалами, вызывают восторг и восхищение мастеровом рукодельниц.

Девушка-лебедь или Хуун-шубуун — прародительница одного из больших бурятских родов - хори. К этому роду принадлежит и сам художник.

Тема «кукол» в прикладном творчестве многих народов мира тесно связана с ритуалами и играми, которые возникли еще в глубокой древности. Традиция изготовления кукол в культуре бурят происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам местности. Позднее пришла культура ламаизма, в которой представлены богатейшие традиции художественного ремесла в самых разных видах искусства. На алтарях храмов, в ритуалах и театрализованных представлениях можно видеть божества и маски, выполненные ремесленниками из разных материалов и в различных техниках. В подражание им в семьях бурят на домашних алтарях также появились фигуры божеств-хранителей, искусно сделанных руками мастеров.

В Бурятии восстановлена историческая справедливость. Памятнику «Мать Бурятия», стоящему у Селенгинского моста в Улан-Удэ, называемому в народе бурятской статуей «Свободы» или «Гостеприимной Бурятии», вернули имя его настоящего автора – народного художника РБ Эрдэни Цыденова. До сего времени автором скульптуры считался известный в Бурятии скульптор-монументалист Александр Миронов. Соответствующая правка внесена в текст об этой скульптуре, размещенный на федеральном сайте «Культура.РФ» . «Автор скульптуры «Мать Бурятия» - народный художник Республики Бурятия Эрдэни Цыденов», - говорится в материале.

Эрдэни Цыденов.

Заметим, что поднимал эту тему в августе 2016-го. Понадобилось два года, что бы восстановить справедливость. Газета, в частности, писала: «Авторство «Гостеприимной Бурятии» приписывается бурятскому скульптору-монументалисту Александру Миронову. По версии «МК», у скульптуры есть другой автор. И это - народный художник Бурятской АССР Эрдэни Цыденов, скоропостижно скончавшийся в 1985 году».

Имя Эрдэни Цыденова широкой общественности не известно. Родился он в 1934 году в Оронгое, учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной, член союза художников СССР, заслуженный деятель искусств Бурятии. В числе его работ в краткой биографической справке, размещенной на сайте soyol.ru, указана некая «Мать Бурятия», датированная 1982 годом. По словам его немногочисленных оставшихся в живых друзей, они лично видели в мастерской художника, располагавшейся тогда в районе ПОШ, эскизы и миниатюру «Матери Бурятии» - точной копии той, что возвышается сейчас над Селенгинским мостом. Подтверждает авторство отца в беседе с корреспондентом «МК» и его дочь.

При этом в биографической справке самого Александра Миронова, размещенной на том же сайте (soyol.ru), среди перечисленных работ «Гостеприимной Бурятии» нет, что опять же странно, поскольку никакая другая скульптура (ни тигры, ни воины) не принесли ее автору столько известности, почитания и благодарности среди земляков, сколько принесла «Мать Бурятия».

Заметим, что Александр Миронов был земляком и учеником Эрдэни Цыденова, работал под его наставничеством, обучаясь азам изобразительного искусства. Именно Эрдэни Цыденов разглядел в молодом человеке талант, и когда пришло время, отправил Александра Миронова в Ленинград, в то же высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, в котором когда-то учился сам. В 1985 году Эрдэни Цыденов скоропостижно скончался - у дверей своей квартиры. Мастерская художника на ПОШ (как и творческое наследие - завершенные и незавершенные работы и эскизы учителя) осталась в распоряжении способного ученика и помощника - Александра Миронова…

Впрочем, сам Александр Миронов публично никогда и не утверждал, что «Гостеприимная Бурятия» - исключительно его детище. За него это всегда делали другие - журналисты, искусствоведы, коллеги, друзья, приписывая ему этот монументальный символ. Но Миронов и не опровергал, привычно избегая общения с журналистами, которые наверняка спросили бы у него о том, как появилась идея создания «Гостеприимной Бурятии», названной с чьей-то «легкой руки» бурятской статуей Свободы, как родились образы «Гэсэра», «Мэргэна»... Что бы он тогда сказал?

Мало кто знает, что гипсовая скульптура «Мать Бурятия», которую трудно отличить от «Гостеприимной Бурятии», до сих пор хранится в запасниках художественного музея имени Сампилова. Старшее поколение, наверное, помнит ее. Трехметровая женщина в национальной одежде с хадаком на вытянутых руках украшала вход в музей, а однажды ездила в Москву на выставку достижений народного хозяйства Советской Бурятии. В музее «МК» подтвердили, что автором ее является Эрдэни Цыденов, что именно с нее Александр Миронов масштабировал «Гостеприимную Бурятию».

"Думаю, боги обиделись бы на меня,
если бы я сказал, что не счастливый человек.
Я всегда чувствовал - меня «ведут» по жизни.
Мне везло на людей.
Я занимаюсь тем, что умею и люблю.
Скульптура - это мои стихи, поэзия в объеме.
Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль.
Я никогда его не искал.
Писал и творил как дышал - то, чем живу.
Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество - еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать,
я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить"
.

"Художник с безграничной фантазией, невероятный, завораживающий, мистический, - без этих, уже привычных по отношению к нему, эпитетов невозможно обойтись. Его люди и звери то летят, как степной ветер, то застывают в глубокой задумчивости. Даже фантастические образы выглядят так достоверно, как будто художник делал их с натуры. Они вообще выглядят нерукотворными.
А еще у них есть огромное преимущество... - они все из бронзы, хотя и разного цвета...
И даже если не всё понятно в произведении, вы всё равно не сможете пройти мимо. Оно остановит вас и заставит думать, чувствовать и восторгаться мастерством автора. Когда художник идет от своих корней и желаний, а не плетется в хвосте западной моды, мечтая удивить всех, то в итоге памятник Чингисхану появляется в Лондоне. "

Чингисхан (2011), бронза; литье, патинирование, 243 x 260 x 180 см

Чингисхан (2011), Мраморная арка, Лондон, дата установки — 2012
Бронза; литье, патинирование, 471 x 465 x 585 см

Грандиозная конная статуя изображает всадника в доспехах средневекового воина-монгола, с раскинутыми в стороны руками, в состоянии глубокого размышления. Гордая посадка, мощь тела и уверенность, исходящая от всего облика этого героя, свидетельствуют о его достоинстве, силе духа, долгом и трудном пути. Великолепный конь под ним замер, опустив голову, и ветер треплет струящуюся гриву.
Несмотря на обилие декоративных деталей: золоченые бляхи конской упряжи, рельефные сцены терзания зверей, особую «древнюю» патину заплетенных волос, — перед нами убедительный и цельный образ народного героя монголов, вошедшего в историю мировой цивилизации. Конь под всадником кажется троном, а сам человек — божеством-небожителем.
В 2012 году конная статуя была установлена у Лондонского городского совета Вестминстера рядом с Мраморной аркой в рамках проходящего в городе фестиваля «Город скульптур». Пятиметровая бронзовая статуя была отлита в Италии, доставлена в Великобританию по частям и простояла на этом месте до сентября 2012 года, после чего она отправилась по другим городам мира — в 2012 году отмечалось 850-летие со дня рождения знаменитого завоевателя. (Статуя весит 2714 кг без постамента).

Ханшаим (2008), Астана, Казахстан, дата установки — 2008
Бронза; литье, патинирование и золочение, 1000 x 1200 x 900 см

Композиция весом 15 тонн включает грандиозную фигуру символизирующего плодородие быка, служащего опорой для охраняемого двумя барсами с мечами в оскаленных пастях трона, на котором в полный рост стоит легендарная царица Ханшаим.
Согласно преданию, своими многочисленными победами древние предки нынешних казахов кочевники-саки были обязаны мужеству и доблести знаменитой амазонки Томирис. Под ее предводительством разрозненные племена объединились и образовали одно из первых государств на территории Казахстана. Образ Томирис соединен в сознании народа с образом всех легендарных женщин, вошедших в историю страны. Монумент создан как дань уважения женщине — прародительнице и защитнице.
Скульптурная композиция стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью.

Монумент который представляет собой сакскую царицу Томирис, стоит на гигантском быке (бык длиной 10м, а размах рогов около 7 м).

Бронзовый монумент «Золотая Шория». Высота скульптуры больше 6 метров, а вес больше 5 тонн. Был отлит в Италии и частями перевезен по морю в Россию.
Кузбасс, Горная Шория
.

До установки в Кузбассе, монумент был представлен в Parco de la versiliana (Италия). Другое название - Хозяйка тайги. Монумент представляет собой образ сильного зверя - старый Лось с девушкой на спине. Этот образ связан с древней легендой удивительного края. Рисунки на рогах, как послания предков, рисунки эпохи бронзы. Это символы солнца и плодородия. Некоторые части скульптуры, после его установки на холме в Кузбасе, покрыли золотом. Это сделано для того, чтобы окружающий ландшафт и лучи солнца создавали дополнительный эффект восприятия "Золотой Шории".

Золотая Шория (2010), бронза; литье, патинирование и золочение
615 x 702 x 654 см

В основе авторского замысла лежит стремление передать средствами монументальной пластики представление людей, живущих в Шории, о красоте и величии этого древнего края, воплощенных в образе его легендарного прародителя.
Мифический предок-тотем предстает перед зрителем в облике могучего лося, которому многие века поклонялись обитатели тайги. Фигура животного с прекрасными раскидистыми рогами символизирует богатую историю этой заповедной земли. Плоскости рогов испещрены графическими изображениями сцен из повседневной жизни, сродни так называемым петроглифам, или наскальным рисункам, в которых без труда угадываются космогонические символы и магические знаки первобытных культур.
Верхом на лосе сидит девушка с чашей в руках. Это аллегория добросердечного приветствия, приглашения и одновременно символ связи настоящего Золотой Шории с ее далеким прошлым. В священной чаше горит питаемый природным газом «вечный огонь».

Четверо дружных (Туншээ), (2008), Агинск, Россия, дата установки — 2008 г.
Бронза; литье, патинирование, 480 x 215 x 106 см

Скульптура украшает местность, где издревле селились буряты-кочевники. Этот край прославился как центр распространения буддизма в Забайкалье. До сих пор здесь находится множество старых дацанов, которые на протяжении нескольких веков были оплотом просвещения и объединения бурятских родов, осуществляли связь национальной культуры со всем буддийским миром.
Стоящая на небольшой поселковой площади скульптурная композиция восходит к широко известному в буддизме сюжету. Она воплощает образы притчи о вере, о единении всех живых существ в достижении благородной цели. Перед нами несколько аллегорических животных, которые образовали пирамиду, встав друг другу на спины, и в результате достали желанный плод.

"Цель". Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Воспоминание»

Мистерия

«Медитация»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Хозяин»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

Царь-птица (2007)
Бронза; литье, чеканка, патинирование, 90 x 77 x 48 см

"Амазонка"
Выставка "Вселенная кочевника"

Вечер, 41х81х17 см

Стихия, 88х30х25 см

Сэтэр, 44х80х57 см, Конь Чингисхана

Мать, 41х111х29 см

Лучник, 44х80х27 см.

Великий чемпион, 47x31x23 см

Старый воин Хранительница

Старый воин, 70х30х17 см

Хранительница.
Крылатая хищница из семейства кошачьих угрожает не нам, а злым силам.

Бегущий, 90x37x30

Мудрец

Полет

Мадонна с птичкой Полет

Лицо Африки

Степная Нефертити

Похищение, бронза; литье, патинирование, 72,5 x 200 x 55,5 см

Царица, 33x80x27

Жемчужина II, 123х38х26
Девочка ли это? Развевающаяся юбка составляет с ней одно целое. А что за странная прореха на теле? На голове не волосы, растрепанные ветром, а раковина... Не сама ли жемчужница раскрыла свои створки перед нами?

Даши Намдаков - российский скульптор, график и ювелир, член Союза Художников РФ. Родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году Даши был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств за произведения, представленные на персональных выставках в Москве.
За последние годы Даши провел более 15 персональных вставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центр тибетской культуры «Тибетский Дом» в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств, Музее искусств г. Гуанчжоу в Китае, Национальном художественном музее им. Кастеева в Алматы в Казахстане и т.д.
Работы Даши находятся в личных коллекциях Президента РФ В.В.Путина, бывшего президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича и т.д., в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи - все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.
А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли - Удачливое солнце.

сайт художника:
http://www.dashi-art.com/

Источники:

http://vakin.livejournal.com/401178.html

http://www.khankhalaev.com/body.php?mx=material&lang=ru&mi=64&smi=1&w=1366&h=768&

http://irinadvorkina.livejournal.com/55012.html

подробная биография еще здесь:

23 июня третья скульптура известного бурятского скульптора Даши Намдакова наконец-то заняла место у казанского центра семьи на берегу Казанки. Это самка Зиланта, у ног которой примостились два детеныша.

Несмотря на устрашающий вид, мама-зилантиха выглядит вполне миролюбиво. Возможно, такому восприятию способствуют прижимающиеся к ней детеныши, да и сама ее поза — она сидит, поджав под себя передние лапы, как кошка.

По словам рабочих из мастерской Намдакова, еще одна скульптура, на этот раз зиланта-самца, будет установлена у Чаши завтра, в пятницу, а в субботу состоится торжественное открытие композиции, сообщает «Бизнес Online» .

Предполагается, что мифические животные, установленные у входа в семейный центр, будут оберегать молодоженов от невзгод. Стоит отметить, что здание казанского ЗАГСа построено также по проекту Намдакова. Форма дворца бракосочетания в виде чаши символизирует татарский котел - казан, который украшает металлический барельеф с крылатыми барсами. Венчает здание смотровая площадка, рядом с дворцом разбит сквер, обустроена набережная. У входа в ЗАГС установят скульптуры зиланты и барсы (зилант - в татарских легендах и сказках существо, имеющее облик дракона). Символы Казани и Татарстана будут стоят парами и объединены под общим названием «Он и Она».

«К тюркам это не имеет никакого отношения»

В одной из публикаций издание также приводит комментарии различных деятелей культуры Татарстана.

Я еще не видел эти скульптуры, однако, если ориентироваться на прошлые работы Даши, то китаизация нашего края — это не очень здорово. У каждого человека есть предрасположенность к чему-то. Кто-то наверху у нас в Кремле в него влюбился, вот его и тянут. Я считаю, что 80 процентов населения у нас его не признает, - отметил татарский архитектор, краевед Сергей Саначин.

Он свои фантазии помножил на фэнтези. Это имеет право существовать, если человек себе в замок покупает, в частную коллекцию. И увеличение его скульптур изначально не предполагалось. Он очень камерный. Настольные фигуры, на подиумах, на подставках — это действительно работает. Но не всякая скульптура может увеличиваться. Она становится монстром. Я не очень был согласен и с «Хранительницей». Если вы помните, он бурят, и это совсем иная культура. К тюркам это не имеет никакого отношения. Мне это не близко, - поделился художник, руководитель ЦСК «Смена» Ильгизар Хасанов.

Я пока скульптуры не видела, но стилистику, в какой работает Даши Намдаков, не поддерживаю, особенно в городской среде. Этот скульптор начинал работу как художник камерной пластики, которая предназначена для интерьера. Там ювелирный подход. А монументальное искуство имеет свои пластические законы. Его попытки работать в этой области оцениваются некоторыми специалистами как неудачные, - отметила искусствовед, преподаватель КГАСУ Гузель Файзрахманова.

Даши Намдаков — замечательный скульптор, и скульптуры у него совершенно чудесные, барсы и зиланты вполне могут вписаться перед чашей. А то, что случается негодование в обществе по поводу его работ, так это может быть непонимание. Если произведение вызывает негодование, значит, оно художественно случилось, - отметил художник Виктор Тимофеев.

Пока можно говорить только о том, что скульптуры Даши Намдакова больше анималистические, больше к языческому, монгольскому стилю. И насколько это будет принято в республике, где достаточно давно есть ислам и христианство как основные религии и, соответственно, культурные парадигмы — это вопрос. Всегда есть часть людей, кто воспримет это негативно, есть большинство городских пассажиров, к которым относится, как правило, 80 процентов населения, которые в основном посещают дом, работу и магазин, они даже не заметят появления данных скульптур, - сказала координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН Марья Леонтьева