Парень закрывает рот рукой. Психология жестов

Известно, что при общении друг с другом люди, сами того не подозревая, помимо речи, пользуются языком жестов. Что бы ни говорил вам ваш собеседник, стоит обращать внимание на его мимику, жесты и телодвижения. «Body language» — язык телодвижений – раскроет вам его истинные намерения и чувства. Даже улыбка и вашего собеседника многое может о нём рассказать:

Если человек при смехе прикрывает рот рукой , значит, он несколько робок и неуверен в себе. Такой человек не раскрывается окружающим, старается оставаться в тени, часто смущается.

Если собеседник смеётся громко с открытым ртом , то, вероятно, он принадлежит к подвижным и темпераментным людям. Он любит сам говорить, но не умеет слушать. Ему не помешало бы немного сдержанности и умеренности.

Когда при смехе человек запрокидывает голову , это говорит о его широкой душе, доверчивости и легковерности. Часто он совершает неожиданные поступки, руководствуясь лишь своими чувствами.

Если он морщит нос при смехе , вероятно, что это человек не консервативных взглядов. Его чувства и мнения быстро и часто меняются. Он не станет долго отстаивать свою точку зрения, если вы приведете несколько доводов, доказывающих обратное. Он эмоциональный и часто капризный, легко поддаётся сиюминутному настроению.

Когда смеётся, то прищуривает веки? Это свидетельствует об уверенности и уравновешенности собеседника. Это деятельный, настойчивый человек, обладающий незаурядным умом. Однако, в своей настойчивости он часто перегибает палку.

Если у человека нет определённой манеры смеяться , видимо, он принадлежит к индивидуалистам. Такие люди во всём и всегда руководствуются собственным мнением, пренебрегая взглядами других.

Немного о том, о чем говорит именно смех женщины и мужчины в отдельности:

Мудрая и сильная женщина смеется тихо, еле слышно при этом прищуривает глаза. Беспечная, добрая, но скромная девушка смеется легко и задорно. Умная женщина, обладающая тонким чувством романтизма, умеет смеяться переливчато, переходя от хохота до хихиканья. Рассмеяться от души, заразить окружающих своим звонким и ярким задором под силу натурам искренним, мягким, верящим в разные фантазии.

Запуганная, неуверенная в себе женщина когда смеется , то прикрывает рот рукой, как бы пытается сдержаться, спрятать свой смех от окружающих. Сильные, темпераментные упрямицы имеют яркую черту - смеяться во все зубы. Хорошо воспитанные, утонченные леди, уверенно шагающие по жизни, смеются «прилично», в рамках норм и правил поведения в общественных местах.

Психологи убеждены, если вы хотите побольше узнать о мужчине , раскрыть для себя новые грани его характера, то рассмешите его, рассказав несколько анекдотов, и просто понаблюдайте, как он смеется.

Громкий заливистый хохот без особого повода , с широко открытым ртом говорит о том, что такой мужчина очень подвижный, темпераментный человек. Но психика его нестабильна, он несдержан и легко переходит от стадии безудержного смеха к беспричинному гневу. Такие мужчины предпочитают много говорить, а не слушать.

Уравновешенный, уверенный в своих силах человек, настойчивый и деятельный смеется негромко, заразительно, слегка прикрыв глаза . Мужчина с ровным характером, с легкой примесью самолюбования и эгоизма, смеется спокойно, при этом даже не раскрывая рта. Такой тип мужчин является прекрасным собеседником, он с участием выслушает вас и даже выразит желание помочь, особенно если для этого не нужно куда-то бежать или что-то делать. Если мужчина не имеет определенной манеры смеяться, то он обладает яркой индивидуальностью. Его собственное «Я» главенствует в любом вопросе, а до мнения окружающих, ему ровным счетом нет никакого дела.

Смех продлевает жизнь, это общепризнанный факт. Положительные эмоции и радость могут сохранить вам здоровье, даже если медицина бессильна. Стресс и его последствия бесследно растают от смеха. Женщины, которые часто смеются и улыбаются более привлекательны и красивы для мужчин. Смейтесь от души, радуйтесь жизни и любви!

Зная эти маленькие хитрости и будучи наблюдательным человеком, можно составить представление о собеседнике. А ещё полезно понаблюдать за самим собой: что ваша улыбка говорит о вас?

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

СМЕХ - психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до сатиры и комедии. Природа смеха и связанных с ним литературных явлений до сих пор представляется недостаточно уясненною.

Наиболее близкими к существу дела можно считать положения о природе смеха в жизни и литературе, развитые в работе Г. Бергсона: «Смех в жизни и на сцене» (СПБ. 1900), и согласующиеся в целом и частностях с обширными кругами явлений комического.
Смех - явление, свойственное исключительно человеку. Следовательно, смех как-то непосредственно связан с тем, что более всего отличает от животных человека, с его рассуждающим интеллектом. В то же время смех, начиная с улыбки, есть выражение какой-то жизненной радости, чувствуемой, и в той или иной мере осознанной. В смехе есть также некоторые элементы, утверждающие какое-то превосходство того, кто смеется, над тем, что вызывает смех, забаву над собой, осмеяние. Смех есть явление по преимуществу социальное; он доставляет человеку наибольшую долю удовольствия, когда разделен с кем-либо, в действительном общем заразительном смехе, напр., при представлении забавных сцен в театре или по крайней мере в воображении - при чтении комического произведения, напр., мы воображаем себе смеющегося автора и т. п.

Ни мертвая природа, ни живая, без отношения к человеку, не возбуждает ни в каких случаях смеха; здесь забавны могут быть только редкие примеры игры случайности, напомнивших нам неожиданно мир человека (какая-нибудь скала, оказавшаяся неожиданно живым подобием уродливого лица или прыжки и движения животного, неожиданно напомнившие ухватки человека (цирковые эффекты животных, изображающих людей и т. п.). По остроумному объяснению Бергсона, наш смех есть выражение радости нашего осознанного бытия , той радости жизни как бы себялюбивой, которая невольно вспыхивает в нас, когда перед нами является нечто, свидетельствующее, что пред нами живая и полная жизнь была только что нарушена вторжением в эту жизнь какого-либо мертвого, косного, механического, автоматического начала. Сказавшись в человеческом существе или обществе, это чуждое жизни начало как-то умалило сейчас его жизненность. Мы это ощутили и на миг радуемся, что это умаление собственно нас не коснулось, что мы оказались выше его, и это себялюбивое удовольствие мы выражаем смехом.

Таким образом смех есть знак удовольствия от почувствованного нами своего превосходства над враждебным живому мертвым или косным началом. В этом легко убедиться, если проследить простейшие примеры комических эффектов - напр., от неожиданного забавного падения человека, которому это не повредило - продолжая более сложными эффектами, и кончая самыми тонкими и глубокими. Во всех явлениях смеха первенствующую роль играет именно это вторжение в жизнь чего-то косного. Поэтому и в основе всякой общественной сатиры лежат явления борьбы живой жизни с некоторою косностью и механичностью, излишнею устойчивостью общественного уклада; явления борьбы индивидуальной жизни против привычек и устойчивых обычаев. Смех следовательно является самозащитой общественных групп от их омертвения.

Смешны противоречия жизненности разной степени в людях и обществе (например, проказливая молодость и размеренное однообразие привычек стариковства и т. п.) или противоречия жизненности между людьми различных общественных групп (комизм, напр., барина, аристократа в сопоставлении его с трудовым людом в обстановке его привычного и гармонически идущего труда, а иногда и наоборот). То же подтверждается таким простейшим примером комического, как изображение живыми людьми механических фигур: принцип этого смехотворного противоречия объясняет, почему бывает так комична и вызывает смех всякая механизация жизни, ее регламентация и бюрократизация и т. д. и т. п. Против механизации живой органической жизни в смехе восстает все наше живое сознание. Но смех легко и часто гаснет. Над страшным непосредственно - смеяться трудно. Уродство вмешательства в живую жизнь косных и механических начал иногда приобретает пугающий характер, и мы боимся тогда победы этих начал над жизнью: во многих подобных случаях смех делается болезненным, истерическим и выражает не торжество человека над мертвым и косным, а трагический его ужас пред смертью, побеждающей живое («Мертвые Души» Гоголя, «Игрушечного дела люди» у Салтыкова, бездушные обыватели Чехова). Так мы, напр., болезненно воспринимаем некоторые эффекты пугающего смеха Гоголя (конец «Ревизора», некоторые страницы «Мертвых Душ») или смеха Салтыкова. Так начавшись с легкого, с усмешки, от жизнерадостно действующего - забавного, смех переходит иногда в свою прямую противоположность, к горьким слезам о гибели жизни. С этими особенностями связано и явление разложения смеха у многих сатириков и юмористов: у них в конце концов раскрывается нередко мрачное, вовсе не жизнерадостное созерцание. Известен классический анекдот о мрачном Полишинеле. Примеры: - Свифт, наш Гоголь, Глеб Успенский, Чехов, Салтыков. Разложение смеха у чистых юмористов связано с особенностью юмора (см. это слово), как настроения человеческой души, которое не только осмеивает ниже стоящий мир смехотворного, но и чувствует свое собственное тесное и теплое родство с ним; юмор нетолько обличает, как чистая рассудочная сатира, но и болеет за мир и людей, среда которых схватывает и чувствует достойные осмеяния элементы мертвого, косного и механического. Отсюда у юмористов, с отличающего их складкой живой чувствительности, особая легкость перехода к плачу о людях.

Угасание смеха у смехотворцев иного склада, у чистых сатириков, у которых преобладает рассудочное превосходство ума над глупой механической жизнью, переходит не в плач, а в пророческое обличение и негодование; под ударами сатирического бича люди уже не смеются (эффекты убийственно мрачной сатиры Свифта на человечество или сатиры Салтыкова, о которых передает Тургенев, что при чтении его очерков в обществе люди иногда не смеялись уже, а корчились в какой-то тягостной, мучительной судороге).

Смех в русской литературе освещен исследователями ее пока очень недостаточно. Русский смех то склоняется к светлому юмору (Пушкин, Гоголь, Островский, Глеб Успенский, Чехов), но так же и к жесткой сатире (Салтыков), при чем у нас ярко обрисовалось в истории юмора и сатиры вышеуказанное явление - разложение смеха у смехотворцев, что особенно сильно у Гоголя, Гл. Успенского, Чехова. Русский юмор окрашен также элементами малороссийского юмора - Гоголь и южанин Чехов и т. д. Каррикатура и летучая сатира и юмористика журналов не получили у нас, в связи с политическим гнетом (смех пуглив), достаточного развития, хотя моментами играли в литературе значительную роль (юмористика XVIII века, «Свисток» и «Искра» в 50-60-е г.г., вспышка политической сатиры после 1905 г.).
В. Чешихин-Ветринский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

Наблюдая за политическими выступлениями, я обнаружил, что тезис о невозможности сокрыть ложь не совсем верен или не верен вовсе, и врать можно очень убедительно. Связано это с особым состоянием, которое я называю - психологической готовностью лгать. И если некто, разворовав казну, идет на пресс-конференцию (или собирает ее сам, чтобы предложить свою теорию о том, куда делись деньги), изобличить его будет очень сложно: человек психологически готов врать и имеет в запасе заранее готовые ответы на любые вопросы. Более того - он готов их услышать.

И, напротив, чем неожиданней и непредсказуемей ситуация для человека, который в неё попал, тем легче обнаружить ложь. Психологическая готовность не сформирована, и он вынужден врать на ходу, что проявляется в жестах и телодвижениях.

Именно поэтому сотрудники правоохранительных органов любят не только раскрывать преступления по горячим следам, но и допрашивать подозреваемого сразу, как только он попал им в руки.

Отправьте подозреваемого в камеру на ночь, и утром он будет готов обманывать. Он не только придумает, что сказать, но и психологически подготовится к обману.

Лучший способ выявить обман - попытаться раскрыть его тогда, когда человек к этому совершенно не готов. Поэтому не очень много смысла в том, чтобы пытаться подловить поздно вернувшегося мужа: если он обманывает, то он готов говорить ложь. Тут нужна более тонкая метода: сначала его расслабить, успокоить и накормить вкусным ужином, поговорить с ним на нейтральные темы, на некоторое время удержать его взгляд (глаза в глаза) - и вот только после всего этого задать ключевой вопрос.

В этот момент его психологическая готовность лгать отсутствует, и вас ждет забавная пантомима, которая начнется с того, что он резко оборвёт с вами визуальный контакт (уткнется носом в тарелку, опустит взгляд). Скорее всего, он изменит позу и сделает одно-два ненужных телодвижения, и, вполне возможно, выполнит некоторое действие, которое позволит взять паузу (например, преувеличенно долгая затяжка, если курит), и так далее. Вы не ошибетесь.

Я говорю это как лгунам, так и отгадчикам лжи : первым, чтобы готовились к худшему и тренировались, а вторым, - чтобы шлифовали искусство скоростного выявления лжи и манипулировали ситуациями, а не шли напролом.

Женщины иногда используют вышеописанный приём, но допускают при этом серьезную ошибку: устанавливая визуальный контакт и задавая нейтральные вопросы, они делают зрительный контакт чрезмерным (пристально смотрят), а на губах - появляется легкая, но все же заметная саркастическая улыбка (сейчас, милок, я тебя поймаю).

Чрезмерный визуальный контакт - это вызов, утверждение силы, демонстрация своей правоты и уверенности, осуждение. Саркастическая улыбка - бессознательный маркер подвоха, с появлением которого у ответчика растет тревожность, он переключается на готовность врать дальше, и вся ваша работа была понапрасну.

Потирание кончика носа


У фракции носовые реакции

Одним из наиболее распространенных жестов, который сигнализирует о неискренности или обмане, является жест, когда человек или прикасается к своему носу, или делает несколько прикосновений к ямочке под носом.



Джордж Буш

Алан Пиз объясняет этот жест так: когда человек говорит неправду, он непроизвольно хочет прикрыть рот рукой, но действие прерывается, и получается более неочевидный и замаскированный жест.


Рэм Вяхирев

У жеста может быть два значения, и это зависит от того, что делает человек: говорит или слушает. Если Рэм Вяхирев, иллюстрирующий жест, говорит, держите ухо востро: похоже, он говорит совсем не то, что он думает на самом деле. Если же Рэм Вяхирев в этот момент слушает кого-то, то он не верит тому, что слышит от своего собеседника, или сомневается в искренности слов говорящего.


Михаил Пиотровский

Точно также мы можем понимать жест Михаила Пиотровского: все будет зависеть от того, говорит он в данное мгновение или слушает.


Владимир Путин

Еще одно значение этого жеста - умолчание, когда человек знает правду, но говорит о том, что не знает.


Олег Сысуев

Как следствие, можно додумывать ситуации в зависимости от контекста.

И если на вопрос «кто украл деньги?» подозреваемый говорит - «я не крал», и при этом потирает нос, то это может означать, что именно он их и украл.

Если же на этот вопрос подозреваемый отвечает - «я не знаю, кто это сделал», и при этом потирает нос, это может говорить о том, что он знает, но не хочет или не может это сказать.

Манипуляции руки возле рта


Борис Березовский

Жестом обмана может быть не только почесывание носа, а и вообще любой жест, если рука говорящего мелькает около рта. Например, у Бориса Березовского в жесте легко угадывается популярный лозунг тоталитарного времени: «Не болтай!»


Не болтай!

Не говори не слова, промолчи, Тс-с-с , - вот примерное значение этого жеста, который многие из вас, возможно, еще помнят по пролетарским плакатам.


Билл Гейтс

Это может быть, буквально на мгновение, прикосновение пальца или пальцев к губам (что демонстрирует Билл Гейтс), просто рука, мелькнувшая около рта и отдернутая, и некоторые другие жесты.

Как я сказал выше, если человек в этот момент слушает, то он или не верит вам, или как бы запрещает себе высказать вам то, что ему очень хочется высказать.


Джордж Сорос

Совершенно не обязательно, что именно рука будет прикасаться к губам при попытке что-то скрыть. Это можно сделать и иначе, как показывает Джордж Сорос.

Любой предмет, которым манипулирует человек во время разговора, - бокал с вином, линейка, визитная карточка, - могут использоваться как альтернатива прикосновению пальцев. Смысл от этого не меняется.


Владимир Жириновский

Вышеперечисленные жесты бессознательного желания закрыть рот рукой - не догма, а информация к размышлению. Часто бывает, что рука не мелькает у лица, а «лежит» на нем, и это ничуть не означает ложь, а означает нечто совсем другое, о чем мы с вами еще поговорим.


Герман Греф

Тем не менее, на все желания закрыть рот рукой, особенно мимолетные, спонтанные и отрывистые, нужно держать ухо востро и не торопиться верить.

Потирание века



Билл Клинтон

Человеку, который лжет, трудно смотреть в глаза тому, кто его слушает. Но если вы лжете и при этом избегаете встречаться глазами со слушателями, то они заподозрят неладное, потому что они сами так делают. Поэтому существует маскированный жест «прячущихся глаз», когда лжец начинает потирать веко, как будто оно у него чешется.


Сергей Степашин

Это не значит, конечно, что все люди, которые трут веко, лгут. Но если они отвечают на важные вопросы, и при этом начинают тереть веко пальцем, то есть все основания для того, чтобы заподозрить неладное.


Анатолий Чубайс

Если же такой жест проделывает слушатель, то он словно бы говорит: «я не хочу этого видеть».


Станислав Ильясов

Это может быть сигнал усталости, желание прервать беседу или недоверие, которое адресовано тому, кто говорит в данный момент времени.

Почесывание шеи и оттягивание воротничка

Почесывание шеи, как правило, означает сомнение и несогласие, и если вы увидите, как слушатель чешет боковую часть шеи пальцем несколькими быстрыми движениями, то это может значить, что он сомневается в искренности сказанного или в его голове витает несогласие.

Почесывание же говорящего может означать, что в этот момент он принимал решение - сказать или не сказать? - на мгновение останавливаясь и замолкая.

После этого человек может соврать, а может сказать правду (в зависимости от того, на что он решился). Иногда вы можете увидеть и другой жест, когда человек, прежде чем решится что-то сказать, несколькими движениями взъерошивает свои волосы.

Однозначно этот жест не интерпретируется, но повод для повышенного внимания есть однозначно.



Михаил Фридман и Владимир Гусинский

Оттягивание воротничка Алан Пиз трактует как зудящее ощущение в области шеи в то время, когда на сцену выходит ложь. Примечательно, что этот жест появляется именно тогда, когда ложь раскрыта, или слушатель усомнился, что сказанное - правда, или же лжец заподозрил, что ему не верят и его обман раскрыт.

В этом случае лжец оттягивает воротничок, «освобождаясь» от зудящего ощущения и давая шее приток свежего воздуха.

Руки в карманах

Руки в карманах настораживают правоохранительные органы. Неизвестно, чего из этих карманов может вытащить человек: пистолет, нож, гранату?

Но даже если точно известно, что гранат и пистолета не будет, руки в карманах мало кому нравятся, а руки в карманах малознакомого или незнакомого человека нравятся еще меньше.


Александр Шохин

В разговоре, особенно эмоциональном и искреннем, человек обычно бессознательно помогает себе руками. Ради эксперимента можете проделать вот какую штуку: когда будете говорить что-то важное для вас другому человеку, возьмитесь обеими руками за спинку стула и не дайте вашим рукам пошелохнуться. И обнаружите, что говорить «без рук» не так просто, как может показаться.



Алексей Венедиктов и Александр Шохин

Прятанье рук в таком случае может указывать на желание что-то скрыть от вас или исказить сообщаемую вам информацию. Главное - не перепутайте с сильным холодом, когда человек прячет руки в карманы, чтобы согреться. Но если холода нет, а человек прячет руки, это как «камень за пазухой». Будьте бдительны!


Михаил Лесин и Александр Волошин

Кто из вас служил в армии, тот знает, что солдату (или офицеру перед вышестоящим начальником) запрещено держать руки в карманах. Вероятно, срабатывает специфика армейской субординации: если открытые руки - примерно то же самое, что и «чистые помыслы», то младший по званию военнослужащий должен быть «открыт» и «прозрачен» для своего начальника.

Руки разведены, ладони вверх

Один из немногих жестов, которым часто пользуются преднамеренно, чтобы показать свою открытость, честность и правдивость. Как следствие, это палка о двух концах, и жест открытых ладоней может быть как сигналом искреннего выражения чувств, так и желания преднамеренно ввести вас в заблуждение.



Михаил Прохоров

Так как жест не может толковаться однозначно, то многое вам подскажет контекст беседы или ситуации. Алан Пиз, комментируя этот жест, добавляет, что с открытыми ладонями труднее говорить неправду. Открытые ладони воздействуют на собеседника: если вы держите их открытыми, ему становится труднее врать. Плюс к этому открытые ладони поощряют собеседников на встречную откровенность.

Покашливание

Крайне подозрительно для слушателя, если ваш собеседник в ответственный момент вдруг начинает покашливать . Вы легко отличите кашель от такого покашливания, так как последнее выглядит неестественно и сопровождается обязательным примыканием ладони или сжатого кулака к области рта.


Дмитрий Якубовский

Человек как бы закрывает рот рукой, и это могло бы показаться невинным, если бы не ответственный момент и натянутость этого действия. Как будто вранье першит у него в горле, и он откашливается.


Николай Куликов

Плюс к этому - часто связано с желанием вруна взять паузу перед ответом, чтобы психологически приготовиться ко лжи.

Существует еще ряд формальных признаков лжи, по которым вы можете заподозрить неискренность и обман. В случае с политическими деятелями это проще сделать тем, кто часто смотрит политические новости. Тогда политики становятся узнаваемыми, и становится легче выявить эти признаки. А вот и они, признаки:

Политик начинает свою речь издалека,
- Политик избегает смотреть в глаза своим собеседникам,
- Политик чаще, чем обычно, меняет свою позу,
- Политик делает большие паузы в разговорах,
- Политик улыбается реже, чем обычно,
- Политик говорит медленнее, чем обычно,
- Политик держит в разговоре повышенные тона,
- Политик совершает речевые ошибки.

Разумеется, каждый из них сам по себе не обязательно является указанием на ложь. Но если вы замечаете несколько таких признаков, симптомы очень неблагоприятны.

Манипуляции с сигаретами и водой

В случаях, когда нужно соврать, курильщики находятся в более выгодном положении: в критических ситуациях они могут взять якобы вынужденную паузу, чтобы раскурить сигарету или трубку.


Рубен Асатрян

Курение или раскуривание само по себе, разумеется, не является симптомом обмана. Однако, если в ответ на вопрос (особенно важный вопрос, важность которого знает и вопрошающий, и отвечающий) ваш собеседник вдруг начинает раскуривать сигарету или трубку, да еще при этом будет делать очень демонстративно, то будьте готовы к худшему, вас хотят ввести в заблуждение.

В комфортном положении курильщик, как правило, не делает процесс курения чем-то таким, что требует паузы, - он делает это буквально по ходу разговора, и часто даже не прекращает говорить, делая паузу на затяжку. Но подчеркнутое, демонстративное курение - сигнал неблагоприятный, а пауза сразу после ключевого вопроса - таймаут, который берет курильщик, чтобы психологически подготовиться к вранью.

Кстати, в этот момент вы не сможете вступить с ним в визуальный контакт: его глаза опущены или он смотрит на сигарету (трубку) - как бы приглашая вас увидеть, что он закуривает, и ему нужно время. На самом деле ему нужно время на нечто совершенно иное.

Примерно то же самое проделывают с водой и стаканами. Все точно также: вы задаете важный вопрос, а человек вместо ответа - начинает наливать себе в воду в бокал или пить ее, если она налита.


Николай Куликов

Способ интерпретации точно такой же, как и в случаях с курильщиками.

Косвенным признаком лжи может быть частота освежающих глотков. Образно говоря, от вранья у человека «першит в горле», и он старается смягчить это глотком воды.


Хуан Антонио Самаранч

То, что человек много или часто пьет, не означает, что он лгун, но в определенных обстоятельствах - это значимый симптом, указывающий на неискренность разговора или лживость ответов.

© Вит Ценёв, 2003-2010 г.


Многие люди хорошо умеют скрывать свои чувства и эмоции. Словами можно многое не выразить, не досказать, утаить. Но наши руки обычно выдают все, о чем молчат слова. Мы можем еще не успеть даже подумать, а наши руки уже опережают мысль. была известна уже давно, и в последнее время изучению этой области знаний уделяется все больше внимания.

Наши руки - это уникальная система. Одним взмахом руки можно многое сказать . Но, существуют такие жесты, которые нужно уметь читать, чтобы точно определить, какое внутреннее состояние человека они выражают.

Прежде всего, по положению и движению рук психология жестов безошибочно определяет, насколько человек уверен в себе, своих словах и действиях . Например, если человек потирает руки друг о друга, это может означить, что он весьма доволен собой, полностью уверен в том, что делает, и надеется, что его слова и действия приведут к желаемому результату.

Похожим по своему значению можно считать жест поглаживания чего-то, приятного на ощупь, раскрытой ладонью. Такой жест свидетельствует о том, что человек находится в приятном расположении духа, он открыт для людей и информации, уверен в себе.

Если руки упираются в бедра, это означает, что человек чувствует свое превосходство и намеренно его демонстрирует. Это жест вызова, который он бросает другим людям и окружающей действительности.

Психология жестов знает намного больше положений рук, которые свидетельствуют о душевном дискомфорте, неуверенности и робости .

К таким жестам можно отнести движения, нацеленные на то, чтобы спрятать руки. Например, если человек засовывает руки в карманы - это знак того, что он в чем-то не уверен, пытается скрыть свое затруднение и, в некотором роде, утаить свое эмоциональное состояние. Если же человек прячет руки за спину, психология жестов твердит, что он испытывает затруднительное положение, некоторую робость, полностью отказывается от решительных действий.

Скрещенные на груди руки психология жестов расценивает как желание человека отгородиться от того, что происходит вне его внутреннего мира, спрятаться и изолироваться. Это, так называемая, защитная реакция на трудности, с которыми он сталкивается. Похожий жест - скрещенные руки поддерживают верхнюю часть тела и опираются на что-то. Такое положение означает внутреннюю неуверенность и желание найти опору. Эти же жесты могут означать полное безразличие или неприятие человеком того, что ему говорят. Если ваш собеседник скрещивает руки, значит он либо не слушает вас вовсе, либо не согласен с вами в чем-то .

Психология жестов выделяет в отдельную группу движения, связанные с прикосновением к лицу или голове . В основном, подобные жесты также свидетельствуют о неуверенности человека в чем-то. Например, прямой указательный палец касается губ, это означает, что человек не уверен в том, что говорит, он пытается подобрать нужные слова или найти помощь. Все жесты, направленные на то, чтобы закрыть лицо руками, психология жестов расценивает как попытку скрыть свое внутреннее состояние, чувства и эмоции. А вот стирающим движением со лба, человек как-бы прогоняет нехорошие мысли, рассеянность и переживания по поводу чего-либо.

К таким жестам относятся и те, которые психология жестов классифицирует как «движения лжи ». Например, в разговоре человек часто пытается закрыть рот рукой. Обычно это маскируется под покашливание или задумчивость. Таким образом подсознание как-бы пытается заставить его перестать говорить.

Жест легкого прикосновения к носу, зачастую сразу выдает лжеца. Характерен для людей, которые говорят неправду и жест потирания века. Таким образом человек как-бы пытается перестать смотреть собеседнику в глаза.

Не все жесты можно трактовать однозначно . Психология жестов твердит, что какое-то определенное движение может быть присуще именно этому человеку, и это не означает, что он врет или нервничает.

Безошибочно определить внутреннее состояние можно лишь тогда, когда вы хорошо знаете конкретного человека и все его привычные движения. Психология жестов совершенно незнакомого человека доступна только специалистам, людям, которые профессионально занимаются изучением положений рук.

Пройдемся по основным этапам выявления лжи. Какие жесты все-таки могут выдать человека, сказавшего неправду? В большинстве случаев достаточно хорошо и точно можно распознать ложь по жестам прикосновения рук к лицу.

Когда человек пытаемся совершить обман, либо слышит как кто-то другой лжет, он неосознанно пытается закрыть рот, глаза и уши руками. Самые наглядные примеры можно увидеть наблюдая за начинающими лжецами - детьми. Они еще не осознают насколько важно сделать так, чтобы их ложь не была раскрыта и не предают особого значения своим жестам. Поспешно закрыть рот двумя руками после совершения лжи одно из самых распространенных действий маленьких детей. С другой стороны демонстрационное закрытие ушей можно увидеть у детей, родители которых часто читают им нотации. Основная ошибка родителей - не выполнения своих обещаний, говорит детям о том, что их просто напросто обманывают, а значит не стоит слушать ложь и для этого как нельзя кстати подойдет жест закрывания ушей руками. Если ребенок не хочет смотреть на что-то он закрывает глаза руками, хотя в некоторых случаях это неуместно и не прилично. Дети поздно осознают, что искренность так или иначе может навредить им, или обидеть окружающих. Поэтому с взрослением очевидные жесты приобретают более скрытный характер и у искусных лжецов найти даже намеки на такие жесты становится достаточно сложной задачей. Прежде чем начать рассматривать жесты, с помощью которых можно определить лжеца, необходимо уточнить, что сведения справедливы в двух направлениях, то есть если человек слушает как другой врет и при этом прикрывает рот - это может служить явным свидетельством его недоверия к словам собеседника.

1 жест - Прикрытие рта рукой

Самая опасная картина для человека выступающего перед аудиторией - все его слушатели держат руки у рта. Выпутаться из ситуации можно спросив у слушателей о их возражениях, но этот способ подойдет если вы будете уверены в достоверности информации или сможете ответить на вопросы таким образом, что бы вернуть доверие к себе.

Попытка закрыть рот рукой в беседе с одним - тремя людьми будет менее выразительна, чем в предыдущем случаи. Рука у рта ваших собеседников продержится не больше пары секунд. С точностью сказать, что это ложь можно только на основе контекста, кроме лжи этот жест может свидетельствовать о сомнении, неуверенности или преувеличении реальных фактов.

Рисунок 1. Прикрытие рта рукой.

2 жест - Защита рта рукой.

От предыдущего, этот жест отличается в большей выразительности. Рука прикрывает рот, в то время как большой палец прижат к щеке. При этом продолжительность жеста может быть достаточно большой или даже, от начала и до конца беседы. Вариаций жестов могут свидетельствовать насколько сильно не доверяет слушатель своему собеседнику. В зависимости от расположении руки - например, кулак полностью прикрывающий рот, жест может говорить о том, что лжец провалился полностью, либо его речь совсем не то, что ждал собеседник. Неуместное покашливание с прикрытием рта кулаком может быть свидетельством о попытке скрыть рассматриваемый жест.

Рисунок 2 - Защита рта рукой

3 жест - прикосновение к носу.

Жест о котором, наслышаны все и часто интерпретируют его как явный признак обмана. Но не все так просто. Во-первых, стоит сказать, что как таковое прикосновение к носу во время обмана (или выслушивания явной лжи) будет едва уловимым (в отличии от простого почесывания носа). Во-вторых, само прикосновение к носу, во время лжи, является маскировкой двух предыдущих жестов. В-третьих, обличить во лжи женщину будет гораздо труднее, так как женщины совершают это движение гораздо осторожнее, дабы не смазать помаду. И в-четвертых, помимо лжи этот жест может быть проделан при появлении негативных мыслей. То есть необязательно человек обманывает, может новость о которой он говорит для него самого не желательна и сообщать ее не хочется. Поэтому снова напоминаем - не забывайте про контекст.

Рисунок 3. Прикосновение к носу.

4 жест - Потирание века.

Желание скрыться и дистанцироваться от обмана приводит к появлению этого жеста. Кстати, как и желание не смотреть в глаза человеку, которому говорят неправду. Жест достаточно явный, но иногда его заметить бывает сложно. Вновь сказываются различие в проделывании этого жеста мужчиной и женщиной. Женщин вновь спасает макияж, для его сохранения жест трансформируется в осторожное провидение пальцем под глазом, хотя при этом им придется резко перевести взгляд на верх. Мужчину поймать проще, если ложь очень серьезная то волнение заставит энергичным образом потирать веко, взгляд при этом будет направлен либо в сторону либо на пол.

Рисунок 4. Потирание века пальцем.

5 жест - Стиснутые зубы

Наверное не совсем жест, скорее прием для того чтобы - "сыграть на публику". Говорить сквозь зубы - основной прием актеров, помогающий показать неискренность своих героев. Например, копы в фильмах при аресте преступников не особо вежливо зачитывают им права.

6 жест - Почесывание и потирание уха.

В начале статьи мы приводили пример с детьми не слушающих нотации своих родителей. Вырастая человек гораздо лучше скрывает этот жест, не вызывая недовольство окружающих. Почти любое затяжное прикосновение к уху может говорить о лжи, либо о не желании слушать собеседника, кроме того человек может подавать такой сигнал когда просто напросто хочет озвучить свое мнение.


Рисунок 5. Потирание уха.

7 жест - Почесывание шеи.

Почесывание указательным пальцем правой руки (гораздо чаще именно правой, а не левой) боковую часть шеи или место под мочкой уха - достаточно явный жест. Это по сути продолжении предыдущего жеста, если человек обладает плохим знанием языка тела и не успевает отследить такой явный выдающий его жест. Тем не менее увидев подобное движение, можно почти наверняка сказать о не согласии собеседника с вашими словами или же со своими собственными. Интересный факт - обычно количество почесываний равно 5.

Рисунок 6. Почесывание шеи.

8 жест - Оттягивание воротничка.

Большинство жестов в статье происходит из-за того, что ложь вызывает зудящие ощущения в лицевых мышцах, а также в мышечных тканях шеи, требуя почесывания для снятия неприятного ощущения. Во время обмана когда на лжеца одета рубашка почесать шею открыто не получится, но можно поерзать воротничком или просто напросто оттянуть его. Кроме этого холодный воздух позволяет избавится от капелек пота (они так же свидетельствую о возможном волнении в связи с обманом). Также жест можно увидеть когда человек расстроен или разгневан. Окончательно сбить столку увидев этот жест у человека после какого-либо высказывания, можно попросив его повторится.

Рисунок 7. Оттягивание воротничка.

9 жест - Пальцы во рту.

То беззаботное время когда ребенок сосал грудь материи и его не тревожили никакие проблемы - безвозвратно ушло. Незаметно прикусив палец или кулак, засунуть в рот сигарету или ручку все это попытка вернуться в то далекое состояния защищенности. Конкретно для обнаружения обмана этот жест не очень подходит, но он говорит о явной неуверенности.

Помимо всем известного способа общения - речи, существует и другой, говорящий о человеке и его отношении к тебе намного больше. Этоязык жестов. Невербальное общение составляет до 80% наших коммуникаций, и уже только поэтому нужно хоть немного знать, что это такое - жесты, как их толковать. Сегодня мы поговорим о вранье: как распознать ложь, как врать правдоподобней.

Защита Рта Рукой

Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, но значение жеста остается тем же. Жест "защита рта рукой" следует отличать от оценочных жестов, о которых речь пойдет далее в этой главе. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Хамфрей Богарт, когда ему приходилось играть роль гангстера или преступника, часто пользовался этим приемом при обсуждении своих преступных замыслов с другими гангстерами или во время допроса, чтобы с помощью невербальных средств подчеркнуть отсутствие искренности у своего персонажа.

Прикосновение к Носу

В сущности, прикосновение к носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Некоторые женщины очень осторожно проделывают этот жест, чтобы не смазать помаду и не повредить макияж. Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается

Потирание Века

Мудрая обезьяна говорит: "Не вижу греха", закрывая глаза. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Это может быть вызвано двумя причинами: в силу своего воспитания они не знакомы с грубыми жестами; осторожность движений объясняется наличием макияжа на веках. Отводя глаза в сторону, они смотрят на потолок. Известно выражение "Врать сквозь зубы". Это выражение относится к комплексу жестов, складывающихся из стиснутых зубов и натянутой улыбки, потирания века пальцем и отведенного в сторону взгляда. Киноактеры пользуются этим сложным жестом для изображения неискренности своих героев, но в обычной жизни этот жест встречается редко.


Почесывание и Потирание Уха

Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Другими вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе (кончиком пальца), потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им слуховое отверстие. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.

Оттягивание Воротничка

В ходе исследования жестов людей, сопровождающих их ложь, Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Похоже, это является приемлемым объяснением того, почему некоторые люди оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт. Также похоже, что у обманщика выступают капельки пота на шее, когда он чувствует, что вы заподозрили обман. Этот жест используется также, когда человек разгневан или расстроен, при этом он оттягивает воротничок от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом. Когда вы видите, что человек делает этот жест, вы можете спросить его: "Не могли бы это повторить, сэр?" или "Не могли бы уточнить этот пункт, сэр?" И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Пальцы во Рту

Моррис дает такое объяснение этому жесту: человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетения. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени в грудном возрасте, когда ребенок сосал грудь своей матери. Маленький ребенок сосет палец, а что касается взрослого, то кроме пальца он засовывает себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями.

Поддерживание подбородка

Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, это указывает на то, что у него негативные мысли. слушатель негативно или критически относится к лектору или к предмету его сообщения. Часто указательный палец может потирать или натягивать веко по мере того, как негативные мысли сгущаются. Чем дольше сохраняет человек эти жесты, тем дольше сохранится его критическое отношение. Этот жест является сигналом к тому, что выступающему необходимо срочно что-то предпринять, или же постараться увлечь слушателя содержанием своего сообщения, или закруглить свое выступление. Простой способ, заключается в том, чтобы дать ему что-то поддержать и тем самым изменить его позу. Жест критической оценки часто путают с сигналом заинтересованности, но при критическом отношении обязательно будет Присутствовать подпирание подбородка большим пальцем руки.