Певческая деятельность дошкольников. Певческая деятельность в дошкольном возрасте Певческая деятельность дошкольников

Задачи:

· работать над осмысленным и эмоциональным исполнением песни;

· разучить и озвучить на элементарных музыкальных инструментах ритмическую партитуру сопровождения;

· целостно воплотить музыкальный образ песни, реализуя идею исполнительского развития.

У: Вернемся из Франции в Россию и попробуем придумать варианты хорового исполнения русской народной песни «Калинка».

Для начала давайте споем первый куплет.

Выстраиваем первый звук. Добиваюсь округлого звука, хорошей кантилены в запеве, прошу петь нежно, плавно, красиво, так, чтобы мелодия напоминала колыбельную. Особое внимание уделяю работе над фразировкой. Повторяю с детьми партию альтов. Соединяю партии, работаю над строем и ансамблем в двухголосии, вслушиваемся в сочетание голосов, работаем над ансамблем и строем. Затем исполняем весь куплет и припев.

У: А теперь предложите мне свой вариант исполнения второго куплета!

Д: Пусть запев споет солист, а в припеве мы будем играть на наших музыкальных инструментах.

Раздаю учащимся инструменты. Разучиваем ритмическую партитуру сопровождения к припеву по партиям, опираясь на запись на доске. Назначаю солистов. Прошу детей встать.

Концертное исполнение всей песни.


VI. ОБОБЩЕНИЕ.

Задачи:

· обобщить представление детей о вариантно-вариационном принципе развития музыки;

· подвести итог урока.

У: С какими понятиями, которые определяют развитие музыки, мы сегодня познакомились?

Д: Вариант, вариации.

У: Совершенно верно!

ВАРИАНТЫ

Слайд: ТЕМА

ВАРИАЦИИ

У: А кто понял, на что был похож наш урок?

Д: На вариации!

ПРИМЕЧАНИЯ

Представлена расшифровка видеозаписи примеров импровизации на тему французской народной песни «Пастушья песня» и «Вариаций на тему Пачини» Ш. Данкля (фрагмент темы Пачини) на уроке, проходившем в рамках второго тура международного конкурса «Учитель музыки XXI века».

Е.А. ГОЛОВАНОВА

дипломант

Международного конкурса

«Педагог-музыкант в контексте современной культуры».



Научный руководитель:

Заслуженный учитель РФ, доцент Рачина Б.С.

МУЗЫКА НАШЕЙ РОДИНЫ

КЛАСС: 3.

ТЕМА УРОКА: Музыка нашей Родины.

ЦЕЛЬ: формировать отношение детей к Родине в процессе эмоционального восприятия красоты и многообразия образов русской музыки.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны:

Знать: жанры русских народных песен;

· черты стиля русской музыки:

Уметь:

· определять на слух лад (мажорный, минорный, переменный).

· МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

· воспитывать любовь к музыке и потребность в общении с искусством на основе восприятия музыки М. Мусоргского и А. Бородина;

· в ходе сравнительного анализа выявлять интонационные и другие особенности национального стиля русской музыки;

· на основе имеющейся у детей информации сделать вывод о существенных особенностях русского народного песенного творчества;

· оценивать собственную и коллективную музыкальную деятельность.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

· воплощать музыкальный образ в осмысленном и эмоциональном интонировании в процессе исполнения разучиваемых песен;

· стимулировать творческие проявления детей в ходе импровизации мелодии в стиле русской песенности;

· формировать культуру пластической деятельности детей, осваивая элементы русского народного танца.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: виды (жанры) русских народных песен (плясовая песня, протяжная песня); черты стиля русской музыки (распевы, поступенность, переменный лад, «мелостность», вариантное развитие); интонация; двухголосие; мажор; минор.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

· М. Мусоргский. «Богатырские ворота»;

· А. Бородин. «В монастыре»;

· русская народная песня «Как по морю»;

· русская народная песня «Я с комариком».

МЕТОДЫ:

· метод эмоциональной драматургии;

· метод сравнения;

· метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе;

· метод слуховой наглядности;

· метод зрительной наглядности;

· словесные методы (беседа, рассказ, объяснение, пояснение);

· практические методы (певческие упражнения, пластическое интонирование).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

· внимательно вслушиваться в музыку, сопереживая эмоциональному содержанию музыкального образа;

· в процессе анализа выявить содержание музыкального образа пьесы А. Бородина «В монастыре»;

· в новом музыкальном материале выявить черты стиля русской музыки;

· выявить в музыкально-пластическом этюде свое понимание жанра русской плясовой песни;

· раскрыть красоту и мелодичность русской песни, выразительно исполняя ее a capella;

· осваивать в певческой деятельности двухголосный строй;

· сочинить мелодию в стиле русской народной песни.

ОБОРУДОВАНИЕ: рояль, компьютер, проектор, портреты композиторов, подготовленные презентации.

СТРУКТУРНЫЙ ПЛАН УРОКА:

Вид деятельности Музыкальный материал Время (мин.)
I. Организационный момент. М. Мусоргский. «Богатырские ворота».
II. Музыкально-слушательская деятельность. А. Бородин. «В монастыре».
III. Певческая деятельность. 1. Распевание. Упражнение «Солнышко - туча».
2. Работа над песней. Русская народная песня «Как по морю».
IV. Музыкально-пластическая деятельность. Музыкально-пластический этюд на основе русской народной песни «Я с комариком».
V. Певческая деятельность. Русская народная песня «Я с комариком».
VI. Музыкально-творческая деятельность. Вокальная импровизация в стиле русской народной песни.
VII. Обобщение. Материал урока.

Альбина Шакирова
Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ на тему :

«»

В последнее время многие педагоги дошкольных учреждений уделяют много внимания постановке танцев, театрализованных представлений, а на формирование навыков правильного звукообразования на занятиях почти не остается времени. Во многих детских садах репертуар песен для праздников и развлечений подбирается сложный, не доступный диапазону детского голоса. Часто пение детей крикливое , фальшивое. Это в свою очередь, вредит развитию музыкального слуха детей , развитию эстетического вкуса. Очень важно, чтобы дети пели естественным голосом, чисто интонируя, выразительно и эмоционально передавая характер и настроение песен.

Пение является самым доступным видом детского исполнительства, т. е. каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструментом » , а именно – певческим голосом. Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких, как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным песнями, также помогает формированию эстетического отношения к музыке , а через нее – и к окружающей действительности.

ПЕНИЕ – КАК ОСНОВНОЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ .

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки . Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку .

Пение – основное средство музыкального воспитания . Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку , активно выражают свои переживания и чувства.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности :

Музыкальный слух

Чувство ритма

Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

СЛАЙД 2 и 3

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ :

ЗАДАЧИ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Методика работы в основном направлена на то , чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения . Песни поются всей группой, подгруппами, индивидуально, по ролям, по музыкальным фразам , по куплетам поочередно, каждой подкупной и т. д. Добиваясь интонационно и ритмически точного исполнения мелодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фразы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки. В процессе обучения применяет дирижерские жесты.

Поэтому с самого раннего дошкольного возраста надо учитывать специфику детского голоса, чтобы избежать ошибок в работе по формированию певческих навыков. Детский голос очень хрупок и раним, голосовые связки короткие и тонкие. Гортань, легкие детей малы. Мышцы голосового аппарата также слабы, в результате чего детский голос высокий и не очень сильный. Диапазон детского голоса небольшой, который при правильной организации певческой деятельности расширяется . Работа по развитию певческих навыков у детей будет более результативной, если учитывать эти особенности детского голоса.

Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – РЕПЕРТУАР, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

При выборе песенного репертуара необходимо учитывать, чтобы содержание песен отражало круг интересов ребенка. Подходящий репертуар для всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии и содержание просты и доступны, формируют музыкальный вкус и могут применяться в различных жизненных ситуациях. Тексты песен должны быть доступны для понимания детьми. Если в содержании песен есть сложные для понимания детьми слова, их нужно обязательно объяснить ребенку.

Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятна детям : песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.

Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру. Также должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду.

Диапазон песен не должен превышать возможности певческого диапазона детского голоса. Фразы песен должны быть короткими, т. к. объем детского дыхания невелик. В мелодии песен важно отметить простые интонационные и ритмические ходы.

ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ :

При выборе песен надо исходить из :

плана педагогической работы и интересов детей, которыми они живут в данное время.

Ведь дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.

Песни также должны отвечать дидактическим требованиям, т. е.

доступности,

систематичности и последовательности,

сознательности,

активности.

Поэтому постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре.

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства , одним из первых проявлений музыкальности ребенка . Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как, дыхание, кровообращение, эндокринная система. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Но детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У детей дошкольного возраста голос еще не сформирован и слаб, поэтому звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью» , головным звучанием и ограниченностью силы звука.

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Слух совершенствуется, если обучение ведётся правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии : петь простые попевки, песенки, построенные на двух-трёх нотах. Ребёнок слушает, затем поёт вместе со взрослым. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и развивается ладовысотный слух.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому нужно обращать внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами : верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка) . Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н. Д. Орлова определяет рабочий диапазон “звучащую зону”, в пределах “ми I окт – си I окт”, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

Важно перед началом обучения дошкольников определить диапазон голоса каждого ребенка (диагностические обследования) и на занятиях стремиться систематически его укреплять с помощью различных упражнений, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

Вокально-артикуляционные упражнения, активно используемые на музыкальных занятиях , представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции, а так же являются здоровьеберегающим технологиям :

Песенки-распевки. Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов.

Дыхательная гимнастика – способствует развитию и укреплению лёгких и диафрагмы.

Дыхательную гимнастику мы выполняем стоя или сидя, в зависимости от состояния и настроения детей, но обязательно сохраняя осанку (развёрнутые плечи, прямая спина, подобранный живот) .

Логопедическая гимнастика и речевые игры Незаменимым материалом в работе являются «Логопедические распевки» . Они основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками. Т. С Овчинникова советовала, «осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками». Пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе, характере также приводит к замечательным результатам, улучшая дикцию детей.

- "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Валеологические песенки попевки Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон. Улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению .

Артикуляционная гимнастика способствует активному задействованию лицевой мускулатуры, её разогреву.

Ритмодекламация и скороговорки. «Ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются скороговорки.

Развитие детского голоса и его совершенствование зависит не только от разнообразных методических приёмов, но и от знаний, которые даются детям на занятиях музыки . Но эти знания сами по себе не могут обеспечить красивое звучание голоса. Нужны специальные и длительные упражнения, чтобы знания перешли в необходимые умения, которые после неоднократных повторений становятся навыками. К простейшим певческим навыкам относятся такие как :

1. певческая установка,

2. звукообразование,

3. правильное дыхание,

4. хорошая дикция,

5. чистота интонации,

6. чувство ритма,

7. слаженность ансамбля.

Все певческие навыки тесно связаны между собой и должны развиваться у детей в системе.

Вокальная работа, проведённая над песней (над её элементами) делает её ярче, интереснее. А главное, голосовой аппарат ребёнка крепнет, а сам он становится музыкальнее . Негромкий серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон. И к его достижению необходимо стремиться в певческой практике.

Хорошая песня развивает и воспитывает ребёнка, она источник интереса к музыкальной деятельности , в которой формируются вокально-певческие навыки и умения.

На одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать песни ранее выученные. При их исполнении от детей следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого. Всего на каждом занятии может прозвучать 1-2 упражнения, 1-песня разучиваемая, 1-песня повторная. Исключение составляют занятия, проводимые непосредственно перед праздничным утренником, когда повторяют 3-4 песни.

Работу над песней можно разделить на три этапа – ознакомление, разучивание и закрепление.

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением .

На первом этапе важно заинтересовать детей, пробудить в детях желание выучить и исполнить песню.

Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного её восприятия, т. е. первый раз она должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, её характер, изобразительность. На первых занятиях лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить её с голоса взрослого. Нельзя разучивать сразу весь текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь «речитативом» .

Краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста ) ;

Пояснение непонятных слов;

Чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа ;

Разгадывание загадок, ребусов;

Вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки , развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

Второй этап связан с ее разучиванием. Здесь также идет работа над формированием и развитием вокально-певческих навыков. Перед пением необходимо «разогреть» голос ребенка, используя небольшие распевки со словами или на слог (на 2-3 звука.)

При разучивании песни важно сосредоточить внимание ребенка на мелодии, которую лучше начать осваивать без текста на слог. Так внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотных и ритмических особенностях мелодии. Можно разучивать мелодию без фортепианного сопровождения. Сложные по ритмическому рисунку фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Ритмический рисунок можно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на слог. В работе над дикцией обратить внимание на выразительное исполнение текста в соответствии с его смыслом. В работе над дыханием необходимо разъяснить, что дышать нужно спокойно, не поднимая плеч, не делая шумных вздохов перед фразами, сохраняя воздух до окончания фраз. Педагогу необходимо помнить, что певческие навыки и умения формируются успешнее, если они окрашены эмоционально. Поэтому с самого начала разучивания песни необходимо искать выразительный звук, отвечающий ее характеру, необходимо, чтобы фразировка была логична, а штрих, динамика и темповые отклонения соответствовали эмоционально-образному содержанию песни.

Беседа – анализ произведения

Упражнения для развития певческих навыков

Песенки – попевки и песенки - распевки

Разучивание трудных мелодических ходов

Разучивание сложных ритмических рисунков

Работа над вступлением в песни

Работа над текстом

Каждая песня требует своего сценического воплощения. На третьем этапе идет закрепление песни. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Здесь можно и важно проверить, как песня усвоена каждым ребенком. Для этого можно петь подгруппами, индивидуально, по «цепочке» . Пение с сопровождением можно чередовать с исполнением без инструмента.

Показателем усвоения песни будет ее исполнение детьми в самостоятельной деятельности , в свободное время, по собственной инициативе. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Критерием музыкального развития при этом будет не количество разученных песен, а красивое, выразительное пение , любовь к песням и потребность в нем.

Наталья Апанасова

«Значимость пения в дошкольном возрасте

«Образные приёмы для развития певческих навыков детей дошкольного возраста

Современные научные исследования свидетельствуют о том , что развитие музы-кальных способностей , формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте . Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возмож-ность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее разви-тие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В пении , как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном разви-тии .

Только в деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображе-ние , ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности . В любой деятельности необходимы сознательность и целена-правленность. Сознание ребенка формируется в совместной деятельности со сверстника-ми и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия.

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углуб-ленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окру-жающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются пережива-ния ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно му-зыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.» (Ветлугина Н. А.)

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его лично-стных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активи-зируются умственные способности , заметно положительное влияние на физическое раз-витие детей .

Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными про-цессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая му-зыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значе-ние , разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей . Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообраще-ния , дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехте-рев, И. Б. Павлов.

Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н. А. Метлов в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада» ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению . Им были определены удобные для каждой возрастной группы пев-ческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению певческой установки , во-кальными и хоровыми навыками (звукообразованием , дыханием, дикцией, чистотой инто-нации, ансамблем). Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном воз-расте проанализировала А. Д. Войнова. Особенности развития музыкального слуха , мето-ды и приемы обучения пению , роль упражнений и их систематизация, развитие самостоя-тельности , творчества в пении , необходимость индивидуально-дифференцированного подхода исследованы Н. А. Ветлугиной и ее учениками (А. Катинене, Р. Т. Зинич, Т. В. Вол-чанская, А. И. Ходькова, М. Ю. Викат, М. А. Медведева).

Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявле-ния активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных си-туаций (А. Катинене) .

К пению можно относиться по-разному. Детей начинают учить пению с детского са-да . В школе музыке и ритмике тоже уделяется немаловажное значение , хотя ясно, что по-давляющее большинство детей , не будет после школы заниматься музыкой профессио-нально. И все- таки даже детям, не проявляющим склонности к музыке, пытаются привить основы музыкальной грамоты. Играют ли здесь роль представления о гармоничном разви-тии личности , или же элементарное музыкальное образование имеет практическое значе-ние в жизни ? Размышляя над этим вопросом, необходимо взвесить все «за» и «против» . В любом случае пение (рисование, танец, любой вид творческой работы) развивают ребенка , позволяют ему сказать о себе нечто большее, чем просто назвать свое имя, адрес и год рождения.

Основная задача музыкальных занятий в дошкольном возрасте – научить непринуж-денному и выразительному пению . Дети способны почувствовать и передать настроение песни. Для этого необходимо обучать простейшим певческим навыкам . Конечно, на пер-вых порах маленькие дети лишь подтягивают отдельные звуки, слоги, подражая пению взрослого , но постепенно их пение становится более самостоятельным, и к школьному возрасту (а часто и раньше) они способны правильно и стройно исполнять несложную ме-лодию, вовремя начинать и заканчивать ее, соблюдать указанный темп и его изменения, точно исполнять ритмический рисунок и динамические оттенки.

Все это общие, давно известные положения, которые необходимо знать каждому пе-дагогу. Но как сделать так, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он с удовольствием шел на занятия!

Для меня нет ничего неприятнее, чем сознание того, что детям скучно, неинтересно… И вот тогда на помощь приходит образное слово и игра , но главное образность . Любое, даже самое скучное, упражнение можно преподнести весело и интересно. Вот несколько образных приёмов , из практики моей работы, которые очень помогают заинтересовать ребят, донести до них нужную мне информацию в интересной форме :

«Воздушный шарик» - очень сложно объяснить даже 6-7летним детям, что значит правильно дышать ! Тем более невозможно произнести такие страшные слова как нижне-реберно-диафрагмальное дыхание! На помощь приходят знакомые и понятные образы . Все дети любят воздушные шарики, которые используются в данном случае. Вместе с детьми мы надуваем воздушные шары и смотрим, что с ними происходит - если выпус-кать воздух. Ну, а если одеть на шарик писчик, получится незаменимое пособие по изуче-нию техники дыхания! Далее мы представляем, что шарики находятся внутри нас. Глубо-ко вдыхаем, на плечи «кладём кирпичи» -чтобы они не поднимались и потихоньку выпус-каем воздух…-«греем брошенного котенка в руках» . Чем дольше будем дуть теплым воз-духом, тем быстрее согреется котенок. То есть каждую фразу, каждое упражнение я ста-раюсь превратить в игру, чтобы оно не звучало сухо и скучно.

«Бутерброд с маслом» - очень нравится детям «намазывать масло на бутерброд» . Ну, а масло это наш голос! Пение на легато один из самых сложных видов пения в этом воз-расте , но благодаря такому простому сравнению дети очень быстро и легко понимают, как нужно петь.

«Стеклянные вазочки» - непросто объяснить порою и пение на стаккато . В таком случае, я прошу детей «взять в руки маленькие вазочки – из самого тонкого стекла и каж-дую, очень аккуратно, чтобы не разбить, поставить на свою ступеньку». Использование образных движений помогает детям лучше координировать силу голоса, понять, как ис-полнить этот приём .

Ну, и самый любимый детьми приём - «Поющий страус» - приём , неизменно вызы-вающий улыбку у детей ! Поющий страус это не что иное, как вытянутая вверх рука, изображающая голову страуса . Сомкнутые четыре пальца вверху и большой внизу – клюв страуса, который очень любит петь вместе с детьми. Этот приём оказался очень действенным - и поэтому, как-то само собой получилось, что страус материализовался вот в такого импозантного итальянского певца – синьора Форте! (показ куклы)

Конечно, петь с ним очень весело и интересно, что и требовалось! С помощью этого замечательного помощника я решаю много педагогических задач, которые воспринима-ются детьми очень легко и весело!

Таким образом , занятия проходят легко, весело и без напряжения со стороны детей . Развитие музыкального вкуса , эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Мне кажется, занимаясь с ребенком, важно помнить, что наиболее благоприят-ного периода для развития музыкальных способностей , чем детство, трудно представить.

2. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» . Мо-сква : Музыка, 1972

3. Макарова Е. С. «Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обуче-ния». Москва, 1990

4. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей » . Ярославль, 1984

5. Радынова О. П., Катинене А. И. «Музыкальное воспитание дошкольников » . М.: Просвещение, 1994

6. Сергеева Б. Программа обучения по специальности «Пение » . Санкт-Петербург, 2003 г.

7. Халабузарь П. В., Попов В. С. «Теория и методика музыкального воспитания» . Санкт-Петербург, 2000

Психологи и педагоги отмечают, что певческая деятельность воз­никает у ребенка в раннем возрасте (В. Петрова и др.). На первом году жизни появляются вокализации и голосовые реакции, связы­ваемые учеными как с пением, так и с речью. К концу первого года ребенок может повторить простейший мотив из 2 - 3 звуков.

Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив, у него появляются простейшие певческие интонации. От 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев наблюдается поддевание, пропевание отдельных слогов, а воспроизведение мелодии - от 1 года 10 месяцев до 2 лет.

Большинство детей третьего года жизни поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление. К трем годам дети точнее вос­производят ритмический рисунок, могут узнать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки. Дыхание детей короткое, большинство


слов они произносят нараспев. Если работа по музыкально­му воспитанию ведется систематически, к концу третьего года ребе­нок может петь несложные песенки, особенно с аккомпанементом.

Дети четвертого года жизни уже могут петь несложные песни интонационно точно и эмоционально. Хотя слуховое внимание неу­стойчиво, они могут узнать знакомые песни. Они более работоспособ­ны, но певческие голоса еще не сформированы, дыхание поверхност­но и прерывисто. Поэтому используются песни, состоящие из корот­ких музыкальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы).

У детей пятого года жизни внимание становится более устойчи­вым, совершенствуется восприятие. Повышается способность от­кликаться на содержание песни, улавливать ритмический рисунок, тембр голоса, силу звучания.

Дети узнают и запоминают песни, пы­таются передать их выразительные интонации. Поэтому и музыкаль­ный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрастают певческие возможности, дыхание становится более глу­боким и продолжительным.

Дети шестого года жизни уже имеют определенный музыкаль­ный опыт. Появляются элементы творчества в пении, музыкальных играх, плясках. Развивается способность анализировать песни и инструментальные музыкальные произведения. Совершенствуется дыхание, расширяется диапазон голоса. Возникает система пред­ставлений о высоте, тембре, силе звука. Дети представляют постав­ленную цель, подчиняют ей способ и порядок выполнения действий. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к вырази­тельности создаваемых образов.

У детей седьмого года жизни восприятие более целенаправленно, более развитой становится восприимчивость к оттенкам музыкаль­ной выразительности. Они могут различать направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высо­те и длительности, смену темпов в нении. Возрастают певческие воз­можности детей. Диапазон песен расширяется от до первой октавы до ре второй октавы. Формируется система оценок, и на этой основе начинает развиваться музыкальный вкус. Благодаря развитой речи дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен.

Консультация по теме:

«Вокально-певческое развитие у детей дошкольного возраста»

Выполнила: Музыкальный руководитель – Похлебаева Е.Ф.

Музыкальное воспитание –
Это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание
человека”.
Сухомлинский В.А

Один из главных документов образовательной сферы “Конвенция ООН о правах ребенка” – развитие индивидуальности ставит на видное место уже в дошкольном возрасте: “Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности”.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает и воспитывает его. Сухомлинский утверждал, что пение открывает человеку глаза на красоту родной земли. Пение сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Оно воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой, пение обладает большой массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет таково уголка на земле, где люди бы не пели песни о труде, природе, о жизни, о чувствах. Пение сближает людей, служит средством познания окружающего мира.

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.

Они заключаются в следующем:

1. Развивать музыкальные способности:

Эмоциональную отзывчивость на музыку;

Ладовое чувство;

Музыкально – слуховые представления

Чувство ритма

2. Формировать основы певческой и общественной культуры:

Эстетические эмоции;

Интересы, оценки;

Вокально-певческие умения и навыки.

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Поэтому мы учим детей петь именно для того, чтобы достичь главной цели – развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка средствами музыкального искусства.

Для того, чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны. Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.

Пение следует так же рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом проветриваемом помещении, а летом – на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность и выдержка. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально – слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство.

П.К.Анохин изучал влияние мажорного и минорного ладов на слушателя, пришел к выводу, – умелое пользование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Очень важно, чтобы ребенок говорил в быту спокойно, без крика, пел естественным голосом. На начальном этапе необходимо беседовать с детьми на эту тему. Говорить, что нельзя кричать, петь на улице в холодную и сырую погоду, нельзя петь во время болезни.

Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Однако, иногда происходит то, что дети начинают петь взрослые эстрадные песни, это вызывает умиление родителей. Но, когда ребенок взрослеет, его пение становится все менее приятным для слушания. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения проявляется кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Исполняя песни взрослых, которые им технически не доступны, дети преодолевают трудности путем разного нажима на различные отделы голосового аппарата. Дети, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются, возникают различные заболевания голосового аппарата.

Что бы избежать всех этих проблем, необходимо проводить диагностику развития вокально-певческих навыков дошкольников как минимум 2 раза в год.

Важно с самого начала установить контакт с каждым ребенком, вызвать у него чувство доверия, выяснить отношение к музыке, дать возможность поверить в свои силы. Каждого ребенка, непременно, надо похвалить, поощрить, даже за небольшие успехи.

Основные составляющие успешности детского вокально-певческого развития.

Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.

Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:
– различные заболевания голосового аппарата;
– застенчивость ребенка;
– отсутствие устойчивого внимания;
– нарушения артикуляционного аппарата;
– неумение извлечь звук;
– небольшой диапазон голоса ребенка.

Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В хоровом пении важно приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

Анализируя конечный результат опыта работы можно увидеть уверенный рост уровня развития певческих навыков и сделать следующиевыводы.

В методике обучения пению имеется целый ряд приемов, систематическое использование которых способствует развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Последовательность применения различных приемов в процессе обучения детей пению варьируется в зависимости:
– от задач и содержания отдельных занятий;
– от репертуара;
– от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных);
– от уровня музыкального и певческого развития детей.

Перспективы и выводы.

Работать над разнообразием форм, методов и приемов проведения занятий;

Продолжать работу в тесном контакте с другими преподавателями;

Продолжать совершенствование программно – методического обеспечения и предметно-развивающей среды;

Обеспечивать участие родителей в разных формах работы по музыкальному воспитанию детей.