Конспект «Зимующие птицы», младшая группа. Проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе

Троян Нина Брониславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Конспект ОД по развитию речи
Тема: "Зима. Зимующие птицы" (2 младшая группа)
Дата публикации: 11.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект ОД по развитию речи «Зима. Зимующие птицы» (2 младшая группа)
Конспект ОД в младшей группе на тему:

«Зима. Зимующие птицы».

Задачи
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы. - Совершенствовать грамматический строй речи. - Продолжать учить отвечать на простые вопросы с опорой на картинки. - Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитание любви к природе. Оборудование: сюжетные картины «Зима в лесу», предметные картинки с зимующими птицами и угощением.
Организационный момент:
- Ребята, какое у нас сейчас время года наступило? Правильно. Зима.Чем зима отличается от других времен года? Какой снег зимой? Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит).Какая бывает погода зимой? (холодная, морозная, снежная). Что происходит с деревьями зимой? (они отдыхают, спят, укрывшись снегом). Какими словами можно сказать о зиме, какая она?(снежная, морозная, красивая, вьюжная). Пальчиковая гимнастика: «Пришла зима». Раз, два, три, четыре Мы с тобой снежок слепили Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий Раз - подбросим Два - поймаем. Три – уроним, И сломаем.
Основная часть
: - Солнышко светит мало, дни стали короче, на улице мороз, ветер. Все вы сегодня были на улице? Что у нас в воздухе такое белое кружится и тихонько падает на землю.
- Правильно, это снег. Он белый и пушистый. - Давайте с вами вместе назовем зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) . - А какой у нас сейчас месяц? - Какие вы знаете зимние праздники? (Новый год) - Что происходит в природе зимой (дни становятся короче, дует сильный ветер, на улице «стоит» мороз, выпадает снег, солнышко светит мало и т. д.) . Такие изменения происходят в природе. А как мы с вами готовимся к зиме? Что мы надеваем зимой? - Как живется зверям и птицам зимой? (некоторые животные впадают в спячку, например, медведь, еж; многие птицы улетают в теплые края и т. д.) . - Некоторые птицы остаются зимовать, мы их называем «зимующие птицы». - Им трудно живется зимой, в такие морозы? Под снегом оказались все травинки, цветочки, ягодки. Птичкам в лесу трудно найти корм. Можем мы им как-нибудь помочь? Можно построить кормушки. Птички прилетают ближе к людям, чтобы те о них заботились, пригревали, кормили. Физминутка «Птички». Птички летели, Сели - посидели, Дальше полетели. Птички летели, Сели – посидели. Дидактическая игра
«Чего не стало? ».
Выкладываются предметные картинки с изображением угощения для птиц. Всего пять картинок: 1 - булка, 2 – хлеб, 3 – пшено, 4 – семечки, 5 – рябина. Убираем одну картинку и спрашиваем, что склевала птичка. Рассматривание сюжетной картины «Зима в лесу» - Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в зимнем лесу. Давайте внимательно посмотрим на картину и скажем, какое время года на ней изображено. А что еще видите? (беседа по картине). Рассматривание изображений птиц. «
Снегирь
». Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Какая грудка у снегиря? (Красная) . «
Синичка
».
Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Какая грудка у синички? (Желтая) . «
Ворона
». А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона? (Кар-кар-рр) . Ребята, ворона у нас сердитая, потому что на улице очень холодно, дует сильный ветер. Давайте, покажем, как сильно дует ветер. Поэтому ворона так сердится «
Воробей
». А кто это маленький, серенький? (Воробей) . Как чирикает воробей? («Чик-чирик») .
Заключительная часть
: - Ребята, сегодня мы узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Поэтому птички прилетают поближе к людям, чтобы они их покормили и согрели. Игра «Мы птицы». Дети встают в круг, «превращаются» в птичек, летают по кругу, клюют зернышки как птицы, пьют водичку. Называют зимующих птиц.

Конспект открытого занятия по основам экологии во второй младшей группе "Зимующие птицы".

Цель: Экологическое воспитание с элементами развития речи.

Программные задачи: Учить детей различать и называть зимующих птиц; познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведением, образом жизни зимующих птиц. Способствовать активизации речи, понимать содержание стихов, отвечать на вопросы воспитателя.

Формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развитие внимания, мышления. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Словарная работа: зимующие птицы, кормушка.

Билингвальный компонент: птица-кыс, воробей- торгай.

Оборудование: дерево, макет птиц, кормушка, пластилин, досточки, салфетки, запись пения птиц.

Ход занятия.

Вступление.

Круг радости.

Здраствуй, друг, вот и я.

Мы хорошие друзья.

Возьмитесь за руки и вместе скажем: селеметсез бе- Здраствуйте.

Посмотрите, ребята, какое дерево в нашей группе.А на дереве сидит птица, давайте мы тихонько подойдем и посмотрим, что это за птица.

Кто знает, как эта птица называется? (Сорока.)

В народе ее еще называют сорока- белобока. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

А кто знает потешку про сороку- белобоку?

Пальчиковая игра: " Сорока-белобока, где была?"

Прилетела к нам еще одна птичка, кто это? (Воробей.)

У него грудка какого цвета? А которая из птиц большая,а которая маленькая? (ответы детей)

Ой посмотрите, дети, к нам прилетел снегирек.(показ макета птицы " Снегирь".)

Прилетел к нам снегирек.

Сел на ветку снегирек,

Снег пошел- он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька. (Дыхательная гимнастика.)

Ребята, посмотрите,чем снегирь отличается от воробушка?(ответы детей.)

Прилетела к нам еще одна птичка- невеличка (макет птицы вешается на ветку дерева.)

Угадай, какая птица?

Бойкая, задорная, ловкая, проворная.

Звонко тенькает:" Тень, тень."

Как хорош морозный день. Что эта за птица? (ответы детей.)

У синички грудка какого цвета? Синичка большая или маленькая птичка?

Что есть у птичек? Чем они отличаются друг от друга?(ответы детей.)

Зимой эти птицы не улетают в теплые края, остаются с нами, это зимующие птицы.(дети повторяют.)

Словарная работа: зимующие птицы.

Билингвальный компонент: кыс- птичка, торгай- воробей.

На улице холодно и птички залетели к нам погреться на нашем дереве. У нас в группе хорошо, тепло, светло и наши птички согрелись, хотят с нами поиграть.

Физкультминутка:" Птичка раз."

Ребята, что едят птички? (ответы детей.)

Нашим птичкам холодно, на улице нет еды. Как мы можем помочь птицам? Что надо сделать? (ответы детей.)

У меня есть кормушка, только она пустая, там нет зернышек.

А давайте, сейчас слепим зернышки для птичек и покормим их.

(Дети подходят к столам, берут пластилин и лепят зернышки, складывают их в кормушку.)

Ребята, какие вы молодцы, сколько много у нас зернышек в кормушке.

Теперь повесим кормушку на ветку и покормим наших птичек. (повесить кормушку на ветку.)

Наши птицы поклевали зернышки и весело запели свои песенки, послушайте. (Слушание голосов птиц.)

А на улице еще много голодных птиц.У нас на участке тоже есть кормушка, когда пойдем на прогулку дадим птицам настоящие зернышки.

(Во время прогулки продолжить наблюдение за птицами, подкармливать птиц.)

Итог занятия:

Ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня погреться? (ответы детей.)

Как взрослые и дети помогают птицам зимой? А как вы помогаете птичкам? (ответы детей.)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида №1»

Краткосрочный проект

во второй младшей группе

«СВЕТЛЯЧОК»

«Птицы зимой»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Головачёва Е. В.

г. Братск 2015 г.

Актуальность.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель:

Сформировать общие представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;

Учить узнавать пернатых по внешнему виду;

Обогатить словарный запас детей;

Активизировать познавательную деятельность;

Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;

Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях . Научить детей правильно их подкармливать.

Тип проекта : познавательный

Вид проекта: групповой.

Срок реализации: 1 неделя (в зимний период);

Участники: дети, воспитатель, родители.

Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2.Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.

3. Заключительный этап.

Оформление результата проекта в виде презентации

Выставка детских работ

Систематизация материала и создание папки по лексической теме «Зимующие птицы»

- изготовление кормушек родителями.

Предварительная работа:

Подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах);

Подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»);

Подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.

Изготовление родителями кормушек для птиц и поделок птиц.

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые результаты в реализации проекта:

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Дети узнают, каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

Дни недели

Образовательная совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

понедельник

Утро

Стихотворение Н. Грибачевой «Ну, морозы, ну, морозы!»

Занятие. Окружающий мир
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Дать общие представления детей о зимующих птицах.
Прогулка: наблюдение «Птицы зимой».

Вечер

  • Чтение сказки М. Горького «Воробьишко».

Прогулка: п/игра: «Кот и воробьи».

Рассматривание картин из серии: «Зимующие птицы»

Д/игра «Большой – маленький».

Сюжетно – ролевая игра «Больница птиц»

вторник

Утро

Беседа с детьми « Зачем помогать птицам зимой»
Занятие. Аппликация «Птицы на кормушке»

  1. Цель:

Прогулка: наблюдение «Следы птиц».

Вечер

Чтение произведения «Серая шейка».

Прогулка: п/игра: «Собачка и воробьи».

Раскрашивание силуэтов птиц.

Домашнее задание для родителей: изготовление кормушек для птиц.

среда

Утро

Беседа: «Меню птиц»

Занятие. Математика

Прогулка: «Покормим птиц»

Вечер

Чтение худ. Литературы «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке», «Умная птичка».
Прогулка: наблюдения за птицами и их повадками»

Д/игра «Один – много»

Рассматривание сюжетных картин и фотографий.

четверг

Утро

Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей»

Цель: Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.
Прогулка: Экскурсия по территории детского сада
открытие «Птичьей столовой»

Вечер

Заучивание стихотворений «Воробушки» В. Берестов, «Ворона»

М. Дружинина.

Прогулка: Покормим птиц, п/игра «Птичка»

Слушание: «Воробей храбрый»;

Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки.

Настольные Д/игры: «Чей домик», «Чей малыш»

Домашнее задание для родителей: поделки птиц из бросового материала

пятница

Утро

Беседа: «Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах .

Занятие. Развитие речи.

Составление рассказов по иллюстрациям .
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Разучивание: пальчиковая гимнастика «Кормушка» «Воробушек».

Прогулка: Организовать наблюдение за птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу.

Вечер

Заучивание заклички: «Сорока, сорока…»

Прогулка: п\игра «Снегири», «Воробушки и автомобиль».

Д/игра «Скажи наоборот».

«Угадай на ощупь»

«Угадай кого не стало»

Сюжетно- ролевая игра «Пригласи синичку в гости»

Сбор корма для птиц
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие аппликация «Птицы на кормушке»

Задачи:

  1. Формировать у детей представление о зимующих птицах: синицы, снегири, воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении.
  2. Пополнить и активизировать словарь.
  3. Развивать мышление.
  4. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику.
  5. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Материалы и оборудование : искусственные ёлки, «сугробы», картинки с изображением птиц, трафареты птиц, кисточки, розетки с клеем, салфетки, клеёнки, ватман формата А2 с изображением кормушки, «корм» для птиц из мятой цветной бумаги, деревянная кормушка, сказочный персонаж «снеговик».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Слова сопровождаются движениями).

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй беленький снежок!

2. Основная часть.

Воспитатель: Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела на своём столе письмо. Я не знаю, кто его принёс? Чтобы узнать кто это, нужно отгадать мою загадку:

Что за нелепый человек,

Пробрался в 21 век.

Морковкой нос,

В руке метла

Боится солнца и тепла (снеговик).

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие мои маленькие друзья! Наступила зима! Больше всего беспокойно за птиц:

за наших воробушков, галок, синиц. Ведь очень холодно в воздухе им. Поможем мы беззащитным таким?»

Ребята, о ком нам написал в письме снеговик? (о птицах)

Почему снеговик беспокоится о птицах зимой? (зимой птицам холодно и голодно)

А как мы можем им помочь? (птиц надо кормить, строить кормушки)

Сегодня мы отправимся в парк на прогулку и посмотрим, какие птицы нам встретятся.

Ребята, а что мы делаем с вами перед тем, как пойти на прогулку зимой? (одеваемся)

Правильно, мы надеваем тёплую одежду.

Игра «Собираемся на прогулку» (самомассаж).

Вот мы с вами готовы отправиться на прогулку. Вставайте друг за другом!

Мы шагаем по сугробам,

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу!

Проложи другим дорогу!

Очень весело шагали,

В зимний парк мы все попали!

Посмотрите, на ёлочке сидят птички. Чтобы узнать, что это за птицы, надо отгадать загадки.(снегирь, ворона, воробей, синичка).

Ребята, скажите, какие из этих птиц живут с нами круглый год? (ворона и воробей)

А какие из этих птиц прилетают к нам только зимой? (синичка и снегирь)

Ребята скажите, а ворона какая? (большая, важная, умная)

А какой по размеру воробей? (маленький)

Покажите как она ходит. (ворона ходит, а воробей… прыгает)

Ворона каркает, а воробей …… чирикает.

А как поёт синичка? (си- си- си)

Все птицы чем-то похожи. Чем же?

Сколько у птиц лапок? (две)

Чем покрыто тело птицы? (перьями)

Как питаются птицы? Клюют, у птиц есть клюв.

Что ещё есть у птиц? (крылья)

Покажите, как птицы летают?

Давайте представим, что мы снегири. (Физ. минутка).

Ребята, как вы думаете, почему многие птицы зимой прилетают ближе к жилью человека? (человек подкармливает птиц, делает кормушки).

Ребята посмотрите, кто это сидит на пне? (снеговик)

Здравствуй снеговик!

Почему ты такой грустный?

Снеговик: Мне очень грустно одному, я сделал вот такую штуку!

Забыл, как она называется…. Вы мне поможете?

Воспитатель: Дети, что это сделал снеговик? (кормушку)

Снеговик: А вы ребята знаете для кого она? (для птиц)

Да, я хотел, чтоб к моей кормушке прилетали птички, и я бы с ними подружился, но почему то ни одной птички не прилетело, помогите мне их позвать.

Воспитатель: Ребята, почему к кормушке снеговика не прилетают птички? (она пустая, в ней нет корма для птиц)

Воспитатель: Давайте поможем снеговику. Научим его, как нужно звать птичек. Смотри снеговик и повторяй за нами.

Прилетайте, птички,

Сало дам синичке,

Покрошу я крошки,

Хлебушка немножко.

Эти крошки голубям: гуль-гуль-гуль.

Эти крошки воробьям: чик-чирик.

Галки и вороны ешьте макароны,

Галки и вороны ешьте макароны.

Снеговик: Спасибо Вам большое ребята! Теперь-то я понял, что в кормушку надо корм положить, и прилетят птички. За то, что вы мне помогли, я дарю вам эту кормушку.

Воспитатель: спасибо тебе снеговик за подарок! Нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.

3. Практическая часть

Ребята, а давайте тоже сделаем снеговику подарок. Наклеим птичек на картину и отправим снеговику.

Аппликация «Птички на кормушке»

Дети выбирают трафареты птиц (снегиря или синицы) и наклеивают на кормушку. Перед аппликацией необходимо повторить с детьми правила работы с кистью и клеем. После того, как приклеили птиц дети наклеивают корм для них (комочки цветной бумаги).

4. Итог

Все вместе рассматриваем картину и «отправляем» Снеговику.

занятие рисование.

"Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей ".

Цели:

1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом - пальцем.

2. Совершенствовать диалогическую речь.

3. Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.

4. Развивать умение с помощью воспитателя отгадывать загадки.

5. Формировать навыки аккуратной работы.

6.Вызвать радость от полученного изображения детей

Материал и оборудование: дидактические игры «Подскажи словечко»; иллюстрации - птица на ветке (снегирь, бумажные заготовки для рисования – формат А4.) , мольберт, гуашь красного цвета, палитра, салфетки.

Предварительная работа: тема недели – «Птицы», беседа на тему «Время года», рассматривание иллюстраций на тему «Птицы»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята у нас сегодня гости, давайте посмотрим в окно, кто там у нас прилетел.

2. Основная часть.

1. Беседа о птицах.

Воспитатель:

Ну, что полюбовались на гостей?

А теперь, покажите свои глазки, какие они у вас умные и красивые.

Кого мы увидели на улице? (Птиц.)

Что они делают? (Летают, ищут корм, чистят перышки, прыгают по снегу.)

Где ищут корм птички? (В снегу, под снегом.)

Легко ли птицам найти корм под снегом? Холодно ли птицам на улице?

Как мы можем помочь птицам? (покормить их.) Для этого мы можем насыпать зерно, крошки в кормушку или на снег.

Что мы дадим птицам? (Зерно, крошки.)

Воспитатель:

Давайте мы с вами поиграем в игру:

2. «Подскажи словечко»!

Я прочту вам загадки, а вы все вместе добавите нужное слово-отгадку, хорошо?

Воспитатель:

Молодцы! Загадки о птицах вы отгадали, а скажите ребята, а что происходит с птицами зимой? (Им холодно зимой.)

Воспитатель:

Конечно же, птички, наши пернатые друзья, зимой у них начинается тяжёлое время.

Вот и к нам прилетели снегири: на голове чёрная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось.

Снегири просят вас помочь им – заполнить эти веточки ягодками.

Музыкально-ритмическое движения под муз. Г. Фрида «Птички».

Воспитатель:

Ребята, давайте представим себя птичками-невеличками. А как птицы летают? (Дети по показу воспитателя имитируют движения птиц).

Полетели птички-невелички! (Летят, передвигаются прыжками, делают взмахи руками, как крыльями.)

3. Практическая часть

Воспитатель:

А теперь мы нарисуем снегирям рябину?

Воспитатель:

Мы сегодня с вами будем волшебниками!

Я предлагаю рисовать рябину не кисточкой, а пальчиками!

Я вам сейчас покажу, как надо это делать! Смотрите внимательно!

Я обмакиваю пальчик в краску, но не весь пальчик, а только его кончик - подушечку пальчика, а потом прикладываю его к веточке.

Мой пальчик как - будто качается на качелях: чуть вперед-назад.

Посмотрите, мой пальчик в краске, что нужно сделать? (вытереть его влажной салфеткой.)

Воспитатель:

А теперь можно и рябинку рисовать.

Подойдите к столу и приступайте к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте краску на пальчик хорошо, чтобы ягоды были сочные.

Какого цвета у нас краска? (красная)

Какой формы ягодки? (круглой).

Когда заканчиваете работу, вытирайте пальцы влажной салфеткой.

Красивые ягоды на веточках, сколько их? (много). Ягодок много, они сочные, яркие, одна ягодка к другой! Молодцы, ребята, постарались для снегирей.

4. Итог (релаксация)

Вам понравилось быть волшебниками и рисовать пальцами?

- … а тебе? Что ты рисовал?

Для кого мы рисовали ягодки? Вы все молодцы!

На всех снегирей хватит ягод, и они будут радовать вас на следующий год, зимой своим ярким нарядом!

Проводится релаксация под спокойную музыку для уравновешивания эмоционального состояния детей: дети с закрытыми глазами по инструкции воспитателя поглаживают свои руки, пальчики, ноги, уши, щечки, живот.

А я очень рада за вас – вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы! Ну а сейчас скажем гостям «до свидания»!

Работа с родителями «Кормушки для птиц»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.