Ревизор проблемы произведения. Анализ пьесы «Ревизор» (Н.В

Тема – изображение в комедии всей чиновничьей России со всеми её пороками, осмеяние зловредных пороков человека, несправедливости, произвола, мошенничества, притворства, лицемерия и корысти...

Конечно, в комедии действуют не только государственные служащие. Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой.

Идея комедии «Ревизор» в эпиграфе, предшествующем комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - заложена основная мысль пьесы. Мысль Гоголя не только посмеяться над происходящим, но указать на будущее возмездие

Осмеивается среда, порядок, устои. Это не «насмешка над Россией», а «картина и зеркало общественной... жизни». В статье «Петербургская сцена в 1835-36 году» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие». Немая сцена, завершающая действие, яркое тому свидетельство. Чиновников уездного города ожидает возмездие. Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через положительного героя (такового нет в пьесе), а через действие, поступки, диалоги. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя. Разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. «Только смехом поражается здесь порок», - писал Н.В. Гоголь.

Проблематика

Широта художественного обобщения позволяет увидеть в комедии сатиру на всю государственную бюрократическую систему царской России.

В "Ревизоре" Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Но самое главное, они привыкли к беспечности в духовной жизни. Зрители смеются над героями, которые погибают именно духовно. Обратимся к примерам из пьесы, которые показывают такую гибель.

Городничий искренне считает, что "нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят". На что судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин возражает: "Что же вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело".

Судья уверен, что взятки борзыми щенками и за взятки считать нельзя, "а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль..."

Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд...»).

Пример дружеской преданности Пушкина - послание “Во глубине сибирских руд...” Оно обращено к ссыльным декабристам. Восстание против царского режима передовых дворян-офицеров, которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года, взбудоражило всю общественную жизнь России. Оно же явилось богатым источником вдохновения для А. С. Пушкина – певца воли и свободы, ненавидящего тиранию.
Глубоко переживая участь офицеров, сосланных на каторгу, впечатленный смелостью и размахом начатого ими дела, поэт пишет своим друзьям полное самого искреннего восхищения “Во глубине сибирских руд… “.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
По мнению А. С. Пушкина и многих передовых людей того времени, восстание не было побеждено, потому что дело, начатое так решительно, будет поддержано потомками.
После подавления восстания многие отвернулись от арестованных декабристов, даже друзья, боящиеся царской немилости. Вот почему поэт выражает надежду на то, что
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы…

Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Как вы считаете, какие черты, приметы в своём «Осеннем вечере» «подсмотрел» Ф.И. Тютчев? Какими особенностями личности должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы уметь «подсмотреть» такие черты?

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.

Черты:
светлость осенних вечеров
пестрота дерёв
грустно-сиротеющая земля
порывистый, холодный ветр
В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

Чтобы такое заметить, как мне кажется, нужно иметь жизненный опыт или просто встречать на своём пути таких страдающих людей. Ну и, конечно, нужно быть талантливым поэтом.

Гоголь написал пьесу «Ревизор» в ____ году. Идею ему подал А. С. Пушкин, который был принят за ревизора в Нижнем Новгороде, да и сам Гоголь иногда выдавал себя за важных персон, чтобы потребовать незамедлительно лучших лошадей. Важную роль сыграла и картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», из которой писатель во многом черпал вдохновение. Первая постановка пьесы успеха не возымела. На ней присутствовал русский царь, и ему не понравилась дерзость Гоголя, который изобразил Россию с ее темных сторон. Однако второй показ завершился успехом, т. к. на нем присутствовало простое население, для которого изображенные картины были узнаваемы, повседневны. Гоголь показал темные стороны своего времени, пьеса выглядит нереалистично, но это и не требуется: всеобщая отрицательность уничтожает всякую надежду, что где-то ситуация лучше, чем в городе Н. Если в комедии и есть положительный персонаж, то это гоголевский Смех. Гоголь безжалостно высмеивает всю николаевскую Русь, а в особенности чиновников. По этому поводу в пьесе высказывается городничий: «...найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что" обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!..»

Важную роль играет образ города Н. Узнаваемым его делают множество «зарисовок с натуры», и недаром – ведь этот город - собирательный образ всех русских городов, о чем говорит и отсутствие названия, и слова о том, что «да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Этот образ хорошо передается через жителей города, а в первую очередь через его чиновников. Они все погрязли во взяточничестве, злоупотреблении служебным положением, но им присуща такая типичная черта, как чинопочитание. Однако ужасно не это, а то, что они воспринимают это как должное, по словам городничего «нет человека, который бы за собою не имел каких‑нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».

Судья Ляпкин-Тяпкин взятку борзыми щенками таковой не считает. В суде у него бардак и разруха: в приемной сторож разводит гусей, на стене висит охотничий арапник, а от заседателя «такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Как судья же Ляпкин-Тяпкин наглядно иллюстрирует поговорку о том, что «закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Он прочитал пять или шесть книг, и поэтому считается вольнодумцем.

Другим представителем чиновничества города Н является А. Ф. Земляника, попечитель богоугодных заведений, «очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут». В подведомственных ему заведениях больные похожи на кузнецов, курят крепкий табак, врач ни слова по-русски не знает, а сам он придерживается принципа, что «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» и пациенты у него мрут, как мухи.

Да и в учебных заведениях не все в порядке: педагоги делают гримасы на уроках, внушая тем самым «вольнодумные мысли юношеству», ломают казенную мебель, что очень не нравится городничему, и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов ничего не может с этим сделать.

Но возглавляет порочную пирамиду А. А. Сквозник-Дмухановский, городничий. Злоупотребление служебным положением у него возведено в абсолют: он высекает невинного человека (унтер-офицерскую жену) и еще заставляет ее платить штраф; отправляет в армию женатого мужчину вместо другого претендента, который дал ему взятку; отнимает у купцов товар; справляет именины дважды в год и т. д. Также он мечтает о высоком чине генерала. После просмотра этой пьесы В. Г. Белинский сказал, что русское чиновничество – «корпорация разных служебных воров и грабителей».

Дополняет образ лже-ревизор Хлестаков. Он ничуть не лучше обитателей города, что вселяет уверенность, что в других городах все обстоит точно так же. Однако Хлестаков намного хуже: он живет только настоящим, не думая ни о прошлом, ни о будущем, он и человеком-то в привычном смысле этого слова не является, он – фантом, пустой персонаж. Почему же его приняли за ревизора? Во-первых, чиновники, живущие в постоянном страхе, готовы поверить любому, кто может хоть как-то сойти за ревизора. А во-вторых, Хлестаков начинает врать, и он это делает с таким удовольствием, что сам верит в то, что говорит.

Как уже упоминалось, Гоголь писал «Ревизора» отчасти под впечатлением от картины «Последний день Помпеи» живописца Карла Брюллова. Она показывает разобщение людей даже в момент катастрофы, каждый делает то, что он считает нужным и заботится только о себе. Подобное происходит и в пьесе, но странно и грустно, что в роли катастрофы выступает приезд ревизора. Возможно, Гоголь намекал на приход Ревизора Истинного, перед Страшным Судом, от которого нельзя ничего утаить, которого не обмануть и не подкупить, и который всех будет судить беспристрастно, вне зависимости от количества денег и служебного положения. Проблема города Н из пьесы Гоголя весьма актуальна и сейчас, хотя она слегка видоизменилась со временем, суть осталась прежней.

(пьеса, комедия)

Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года - Го́голь-Яно́вский; 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния -1852 года, Москва) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.Вместе с Пушкиным Гоголь явился основоположником критического реализма в русской литературе. Имя Гоголя было знаменем революционной России - России Белинского, Герцена и Чернышевского. Белинский назвал Гоголя «одним из великих вождей» страны «на пути сознания, развития, прогресса». Чернышевский считал Гоголя «отцом русской прозы», главою школы, давшей русской литературе «решительное стремление к содержанию, и притом стремление в столь плодотворном направлении, как критическое». В глухие годы крепостнического николаевского режима Гоголь со страшной силой обличал помещиков, царских чиновников и приобретателей.

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Подтверждением этому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». По другой версии , также описанной В. Соллогубом, за ревизора самого Пушкина 2 сентября 1833 года принял нижегородский генерал-губернатор Бутурлин, когда Александр Сергеевич прибыл в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачёвском бунте.

Сам Гоголь так отзывался о своей работе: В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками», пьеса была допущена к постановке. Вторая редакция пьесы относится к 1842 году.

Реализм в композиции комедии «Ревизор» (язык подчеркивает Реализм, роль ремарок)

Гоголь вывел в комедии галерею бессмертных образов, придав каждому из них типические черты и наделив каждый из них яркой индивидуализированной речевой характеристикой . Язык комедии Гоголя - это в основном язык действующих лиц ее, а язык действующих лиц, органически связанный с внутренним обликом того или иного персонажа, является главным средством раскрытия характера .. Не только центральные герои, но даже эпизодические персонажи, промелькнувшие лишь в одном явлении имеют ярко индивидуализированную речь . В непревзойденном умении придать каждому образу выпуклую, отчетливо индивидуализированную речевую характеристику и в самой этой характеристике заключить элементы сатирического саморазоблачения состоит удивительное по своей тонкости и эстетической ценности мастерство Гоголя-реалиста. Раскрывая речь персонажей , принадлежащих к различным социальным кругам (чиновники, помешики, купцы, меньше, полицейские, слуги) Гоголь мастерски умеет наделить каждого из них словами и выражениями, присущими его социальной психологии, профессии, его жизнен ному опыту. В целом речь героев отличается правдивостью, простотой, естественностью, обилием просторечных и разговорных оборотов и интонаций, что сообщает всему произведению характер подлинного реализма.

С целью раскрыть внутренний мир персонажа Гоголь часто прибегает к ремарке.В одних ремарках Гоголь указывает на действия персонажей , например: городничий «делает гримасу», Бобчичинский «вертит рукою около лба», квартальный «бежит впопыхах», Хлестаков «наливает суп и ест» и многие другие; в других ремарках уточняет психологию действующих лиц : городничий говорит «в страхе», Анна Андреевна - «с пренебрежением», Хлестаков - «рисуясь», судья - «потерявшись», Марья Антоновна - «сквозь слезы» и т. д. Иногда Гоголь несколькими рядом поставленными ремарками рисует психологическую эволюцию персонажей.

Новаторство комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (проблематика комедии, речь, типизация героев комедии)

Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века . Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Свою комедию Гоголь назвал пьесой, «задирающей общественные злоупотребления». Эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» подчёркивает проблематику пьесы, обобщающий обличительный смысл «Ревизора». «Здесь досталось всем, а больше всех мне», - сказал однажды сам Николай I.

Говоря о новаторстве комедии , важно отметить, что характер Хлестакова был новым в литературе . Да, конечно, и до Н.В.Гоголя в комедиях осмеивались плуты и мошенники, лгуны и хвастуны, но характеристика таких персонажей обычно исчерпывалась какой–либо одной чертой. А Хлестаков становится героем более сложным, это обобщённый образ, включающий в себя многие пороки.

Герои Гоголя типичны , их можно встретить во все времена и эпохи. И в наши дни, спустя более полутора веков после написания пьесы, можно встретить городничих, ляпкиных – тяпкиных, земляник, хлоповых. Гоголь не наделяет своих героев какими-то исключительными чертами добродетельности или порочности, как это делалось раньше. Его герои реалистичны, и поэтому их нельзя разделить на «плохих» и «хороших». Каждый из них «болен» какой-либо социальной хворью …

В пьесе нет ни одного положительного героя . «Зачем не выставлено сюда хотя бы одного возвышенного, благородного человека, на котором бы отдохнула дума? Затем, что бледен и ничтожен был бы здесь добрый человек» - говорил сам Гоголь. Важно заметить и то, что речь одного и того же героя меняется в зависимости от обстоятельств, что создаёт комичность всей ситуации в целом . Городничий очень груб с подчинёнными, называя их архиплутами, самоварниками, аршинниками, надувалами. Но его лексика совсем иная в разговоре с Хлестаковым, которому он говорит: «позвольте мне предложить», «желаю здравствовать», «не делайте несчастным».

Таким образом, можно говорить о том, что появление ревизора имело огромное значение для русской литературы девятнадцатого века . Гоголь отказался от многих классических норм в создании своей комедии и внёс много новых принципов, характеризующих персонажей с новой стороны.

Композиция, сюжет

Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции . С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Ранее никто не использовал такой прием в драматургии.

Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл . Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит. Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо. Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.

Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий . Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.

Несомненным новшеством явился и сам главный герой . Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья . Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи. Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.

В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество . Писатель поднимает и высмеивает в «Ревизоре» множество неприглядных черт современной жизни. Здесь поголовное взяточничество и пренебрежение своими обязанностями, казнокрадство и чинопочитание, тщеславие и страсть к сплетням, зависть и наушничество, хвастовство и глупость, мелочная мстительность и тупость… Чего только нет! «Ревизор» – настоящее зеркало российского общества.

Необычна для пьесы и сила сюжета, его пружина. Это страх. В России XIX века ревизию проводили чиновники высокого ранга. Поэтому приезд «ревизора» и вызвал в уездном городке такую панику. Важный человек из столицы, да еще с «секретным предписанием», привел местное чиновничество в ужас. Хлестакова, который никоим образом на проверяющего не похож, легко принимают за важное лицо. Любой проезжающий из Петербурга вызывает подозрение. А этот две недели живет и не платит – именно так, по мнению обывателей, и должен вести себя человек высокого ранга.

Структура комедии «Ревизор»

Комедия была написана не как обычный рассказ (текст, разделенный по главам), а как сценарий для постановки. Комедия очень хорошо читается в таком стиле: меньше описаний, больше действия (диалогов). В отличие от обычных произведений, где описания персонажей идут только тогда, когда они встречаются читателю, описания действующих лиц написаны на первых страницах комедии.

Атмосфера комедии «Ревизор ». В качестве места действия Николай Васильевич Гоголь выбрал простой уездный городок. Но все же простым его назвать нельзя, так как Гоголь постарался изобразить Россию в миниатюре .

Образы

В комедии Гоголь создал собирательный образ чиновничества. Государственные служащие всех рангов воспринимаются как единый организм, поскольку близки в своем стремлении к стяжательству, уверены в безнаказанности и правильности своих действий. Но каждый персонаж ведет свою партию.

Главный здесь, конечно, городничий. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский на службе тридцать лет. Как человек хваткий, он не упускает выгоду, что сама плывет в руки. Но в городе полный беспорядок. На улицах грязь, арестантов и больных отвратительно кормят, полицейские вечно пьяны и распускают руки. Городничий тягает за бороды купцов и дважды в году празднует именины, чтобы получить больше подарков. Деньги, отпущенные на строительство церкви, исчезли.Появление ревизора сильно пугает Антона Антоновича. А вдруг проверяющий не берет взяток? Видя, что Хлестаков деньги берет, городничий успокаиваетс я, старается ублажить важное лицо всеми средствами. Второй раз Сквозник-Дмухановский пугается, когда Хлестаков хвастается своим высоким положением. Тут ему становится страшно попасть в немилость. Сколько же дать денег?

Забавен образ судьи Ляпкина-Тяпкина , который страстно любит псовую охоту, берет взятки борзыми щенками, искренне считая, что это «совсем другое дело». В приемной суда творится полный кавардак: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке. В городе судью считают «вольнодумцем», так как он прочитал несколько книг и говорит всегда высокопарно, хотя и совершенные глупости.

Почтмейстер Шпекин искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившиеся корреспонденции почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает.

В больнице попечителя богоугодных заведений Земляники также царит беспорядок. Пациентам не меняют белье, а врач немец ничего не понимает по-русски. Земляника подхалим и доносчик, не прочь облить грязью своих товарищей.

Привлекает внимание комичная пара городских сплетников Бобчинского и Добчинского . Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди. Бобчинский и Добчинский заняты только собиранием сплетен. Таким образом, им удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.

смотритель училищ Лука Лукич Хлопов смертельно боится начальства, отличается крайним невежеством; полицейские Уховертов, Свистунов и Держиморда всегда пьяны, грубо обращаются с обывателями городка.

Характер Хлестакова состоит из противоречий, он ведет себя так, «как получается», и потому в разные моменты демонстрирует самые разные модели поведения: то униженно клянчит еду, то принимает покровительственный вид в сцене с просителями, то неудержимо хвастается, упиваясь собственными фантазиями, в разговоре с пресмыкающимися перед ним городскими чиновниками. Чиновники, слушая безумное, алогичное вранье Хлестакова, понимают, что он глуп, но его мифический чин затмевает человеческие качества, поэтому никто не замечает множества противоречий и оговорок, выдающих его истинное положение .Хлестаков не в состоянии представить себе реальную жизнь (например, чем занимаются министры, как живёт и что пишет «друг» Пушкин), его воображение убого: ничего кроме супа, на пароходе приехавшего из Парижа, и арбуза ценой в семьсот рублей, ему не приходит на ум; несмотря на фантастическую стоимость, его квартира соответствует представлениям о роскоши мелкого чиновника - «три комнаты этакие хорошие».

Образ Хлестакова как представителя дворянско-чиновничьего общества николаевской эпохи типичен. Его честолюбивые мечты, стремление к показной роскоши и внешнему шику, желание пустить пыль в глаза при полнейшем ничтожестве и пустоте личности получили название «хлестаковщина», а фамилия Хлестакова стала нарицательной.

Единственный положительный герой комедии - смех.

О Ревизоре» сам Николай Васильевич говорил так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».В высказывании писателя есть несколько ключевых слов и фраз: все дурное, несправедливости там, ГДЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ОНА ТРЕБУЕТСЯ, посмеяться над всем.

Где же более всего у нас требуется справедливости? Конечно там, где есть проблема власти. Мы уже говорили о ней в разборе «Капитанской дочки», но Гоголь хочет показать немного другое. Что – читайте дальше.

Сюжет, конфликт и проблематика комедии

Действие комедии происходит в маленьком провинциальном городке. «До Бога высоко, до царя далеко», - принцип жизни в этом городе, особенно для власть предержащих. Городничий и его чиновники управляют городом в соответствии со своими представлениями об управлении.

И вдруг как гром среди ясного неба – новость: «К нам едет ревизор». Конец спокойной жизни и тихим радостям в виде распределения государственных средств по своим карманам. От страха они принимают за ревизора Ивана Александровича Хлестакова, мелкого чиновника, проигравшегося в карты и вынужденного задержаться в городишке.

Они пытаются сунуть взятку Хлестакову, потом радушно принимают, поят, кормят, Хлестаков ухаживает сразу за обеими дамами в доме Городничего, дочке делает предложение, с тем и отбывает. Любопытный до неприличия почтмейстер вскрывает письмо Хлестакова, откуда все узнают, что на самом деле представляет собой этот человек, негодуют, и тут приходит известие, что настоящий ревизор прибыл и ожидает всех в гостинице.

Немая сцена.

Конфликт. В драме как роде литературы основополагающую роль играет конфликт. В «Ревизоре» конфликта как будто нет: и Хлестаков, и чиновники хотят одного и того же. Потому конфликт мнимый, основанный на страхе чиновников и желании Хлестакова выкрутиться из положения (не очень это корректно, но позже я это объясню).

Проблематика комедии.

Удивительный писатель Гоголь! Он никогда не ограничивается чисто социальными проблемами, которой по сути является проблема власти, или проблема крепостного права (которая, казалось бы, должна была быть в «Мертвых душах»). Он всегда заглядывает ЗА социум, ЗА очевидное. Как в «Мертвых душах» проблема нравственного, духовного в человеке, так и в «Ревизоре» на первый план выходят социально-психологические и нравственные проблемы . Социально-психологические связаны с образом чиновников и Хлестакова, нравственно-психологические – с «хлестаковщиной», о которой речь пойдет ниже. И каждый в комедии представляет собой не только «продукт» власти , но и определенный социально-психологический тип .

Городничий и К о

В «Указаниях для господ актеров» Гоголь ясно описал сущность этой честной компании, и каждого в отдельности. Мы пойдем за автором.

Городничий. Самый умный из всех. Считает, что власть дана для осуществления его желаний и поддержания состояния. С его ведома в городе расцветает казнокрадство, чинопочитание, равнодушие, несправедливость. Все его усилия перед приездом ревизора сводятся к тому, чтобы замаскировать существующее в городе положение.

Сначала испытывает страх перед Хлестаковым, потом быстро понимает, что бояться его не стоит, потому что он такой же, как и он. Городничему удается устроить брак своей дочери с Хлестаковым, он начинает мечтать о карьере в Петербурге, о будущем генеральстве…

Судья Ляпкин-Тяпкин . Гоголь отмечает, что он прочитал 5-6 книг, потому считает себя умным человеком (вникните: 5-6 книг – и умный человек!). В суде у него «гуси с гусенками» разгуливают, а от заседателей исходит крепкий дух перегара. Берет взятки борзыми щенками и ничего особенного в том не видит. Тип – агрессивный дурак.

Смотритель училищ Хлопов . Этот господин в образовании понимает, как свинья в апельсинах. никаких мер не может принять к улучшению положения, а учителей нанимает «числом поболе, ценою подешевле». Тип – трус.

Попечитель богоугодных заведений Земляника . Богоугодные заведения – больницы и приюты. Там вечно пахнет кислой капустой (самая дешевая еда), лекарств нет, так как Земляника считает, что если суждено, больной умрет, а если нет, то сам выздоровеет. Тип – доносчик, мошенник, циник.

Почтмейстер Шпекин . Он любит вскрывать и читать чужие письма. Зачем? Да просто так. И этого достаточно, чтобы составить его портрет.

Вот такие люди стоят у власти. Их главная цель – сохранить все, что есть в неизменном виде.

Идея: власть у Гоголя порочна по определению. Люди, до нее добирающиеся, не просто пользуются создавшимся положением, но и меняются сами, приобретая целый букет человеческих пороков. И не власть работает для людей, а люди существуют для власти (целый ряд второстепенных персонажей, вроде Пошлепкиной или унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла).

Внимание, ЕГЭ! Материал о чиновниках можно использовать в сочинениях о власти (причем любой, даже психологической) над человеком. Власть развращает людей, вместе с чувством превосходства над другими появляется ощущение вседозволенности и безнаказанности.

Хлестаков и хлестаковщина

Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник, человек из пустейших. Его слуга Осип дает ему исчерпывающую характеристику: он транжира, глупец, пустышка. Проматывает деньги, которые шлет ему отец, проигрывая их в карты.

И вот такой товарищ оказывается без денег в чужом городе, но очень хочет, чтобы его кормили, поили и из гостиницы не гнали. Когда в гостиницу прибегают чиновники, напуганные до смерти ревизором, Хлестаков тоже пугается, но вскоре узнает, что ему просто так деньги дают, сначала обещает вернуть, а потом уж и во вкус входит. И не мелькает у несчастного мысль, что все это не просто так!

В третьем действии Хлестаков, откушав и изрядно выпив, входит в раж, и рассказывает последовательно, что он был начальник департамента, потом министром, а потом фельдмаршалом, и что курьеров у него тридцать пять тысяч, и написал он все известные произведения, а с Пушкиным на дружеской ноге («Ну что, брат Пушкин?»). врет, и сам в это верит! Городничий и чиновники впадают в ужас.

Но хитрый Городничий, заметив интерес Хлестакова к своим дамам, не против женитьбы ревизора на своей дочери, и с тем Хлестаков с полными карманами денег и родительским благословением отбывает восвояси.

Зачем же Гоголь показал нам этого человека? Ради «хлестаковщины»

Что это такое? Это социально-психологическое явление, свойственное многим людям. Вспомните, кто из нас не мечтал о лучшей жизни? Вот и Хлестаков тоже мечтает. Только в отличие от нас, он на эту жизнь права не имеет, потому что ничего из себя не представляет, не хочет работать для этого, он хочет так, как представляется в сцене вранья: у меня все есть, но усилий я к этому не приложил. Вот это качество человека претендовать на большее, но не прикладывать к этому усилий и называется хлестаковщиной.

Это психологическая сторона этого явления. Есть и социальная.

Городничий (см. выше) мечтает о генеральстве, карьере в Петербурге и так дальше благодаря чему? Да свадьбе дочери и ревизора, ловкой взятке, вовремя ввернутой лести. И все. Ведь это тоже хлестаковщина! Ею страдают абсолютно все чиновники. А если учесть, что перед нами в пьесе средний город средней России, и место действия – везде, то обобщение покажется уже не смешным, а страшным.

Итак, Гоголь не только посмеялся над всем дурным в России, но и высветил одно из самых отвратительных качеств человека и власти, хлестаковщину, которая, оказывается, свойственна если не всем, то очень многим представителям власти, да и очень многим людям. Это идея пьесы. Да уж, это и есть «все дурное в России»!

Внимание, ЕГЭ! Аргументы из «Ревизора» можно использовать в сочинении как иллюстрацию к проблемам психологии личности. Я имею в виду следующее: пустые мечты, фантазии, отступление от правды ведут к неизбежному искажению не только действительности, но и искажению личности. Вторая проблема – ложь в жизни человека. Когда человек лжет, он, в-первых, не представляет последствий обмана, а во-вторых, рискует потерять если не все, то очень многое.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» - одна из лучших пьес в мире. Гоголь, обладая даром обобщать свои на - блюдения и создавать художествен - ные типы, в которых каждый может найти черты знакомых им людей, как нельзя лучше высмеял отрицатель - Н.В.Гоголь ные стороны российской действи – тельности. Сюжет «Ревизора» взят из жизни, действующие лица, чуть не каждому кого-то напоминающие делают комедию современной. Вся пьеса наполнена намёками, позволяющими читающему ощущать актуальность комедии.




Смех – великое оружие. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет задуматься читателя об их причинах, понять всю их зловредность и постараться от них избавиться. Но, может быть, пьеса действительно устарела? Может быть, образы ее героев стали нам непонятны, мы не знаем, что такое «хлестаковщина», что такое «взятка», что такое подхалимство? С этим трудно согласиться, хотя такое предположение и звучит заманчиво. Эта комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, ни один из высмеянных пороков не исчез.




Реализация данной цели возможна через решение следующих задач: 1. Изучение учебно-методической литературы по данной теме. 2. Анализ проблем пьесы «Ревизор». 3. Характеристика типов персонажей пьесы «Ревизор». 4.Оценка актуальности проблем комедии в наше время.


Написанная в 1836 году комедия "Ревизор" нанесла сокрушительный удар по всей административно-бюрократической системе царской России 30-х годов XIX века. Автор выставил на всеобщее осмеяние не отдельные единич - ные случаи, а типичные проявле - ния государственного аппарата.




Немая сцена, говорящие фамилии, рельефное изображение образа чиновников, внесценичес - кие персонажи, ремарки, особый тип драматур - гического конфликта дополняют сатиристичес - кий смысл комедии. «Ревизора» называют одним из сокровищ русского театра. Немая сцена. Рисунок Н.В. Гоголя. Гоголь – превосходный драматург.






Ложь, свойственная Хлестакову и другим героям комедии, в настоящее время всего лишь приобретает другой облик. Из мира все более исчезает личная совесть и все меньше слышится ее голос. Но это не значит, что вообще совесть исчезает, она меняет свой характер. Иван Александрович Хлестаков.


Подхалимство, взяточничество, свойственные в большей степени городничему, в наше время не менее распространенные явления. В современном мире взяточничество становиться все более изощренным, наносит колоссальный урон обществу и государству. А подхалимство становится трудноизлечимой болезнью, создаю - щей немало проблем в корпоративной культуре. Оно не столько наносит вред обществу, сколько вызывает отвращение. Антон Антонович Сквозник- Дмухановский.




В современной правоохранительной системе нашей страны нередко встречаются полицейские держиморды. Наверное поэтому граждане России боятся милиционеров зачастую больше, чем бандитов. Сотрудники МВД по сути стали привилегированным классом, живущим по своим законам. Полицейский Держиморда.


Казнокрадство и равнодушие Земляники присущи современному миру. Потери государства от казно - крадства никто пока не оценивал. Можно только сказать, что они не могут превышать размер государственного и местных бюджетов, вместе взятых. Но это только прямой ущерб.Косвенный ущерб от казнокрадст - ва намного выше: не работающие госу - дарственные механизмы, разрушенная мораль, а в конечном итоге этот ущерб измеряется в человеческих жизнях. Артемий Филиппович Земляника.


Обывательство, сплетничество этих героев ещё одни из пороков современного общества. Сплетни в наше время служат просто развлече - нием в условиях однообразия и скуки. А обы - вательство является жизненным подходом многих людей, неже - лающих решать проблемы выпадающие из узкого круга его личных интересов. Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский.


В наше время безразличие этого героя не редкость. Большинство людей настолько поглощены своими житейскими трудностями, что у них часто не хватает времени для того, чтобы устанавливать и поддержи - вать добрые человеческие отноше - ния с другими за пределами узкого семейного или делового круга. Безразличие – это яд для сердца. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин.


Аморальные действия Шпе - кина в современном мире счи - таются преступлением, однако шпекиных становится все больше. Появляются новые средства связи, появляются и люди, готовые прочитать чужую переписку. Электронные почтовые ящики взламываются, телефонные разговоры прослушиваются. Глубоко личное становится общественным достоянием. Иван Кузьмич Шпекин.


В угнетенных бесправных людях таких, как слесарша, крепостной слуга Осип, унтер- офицерская вдова полностью отсутствует чувство собственного достоинства, способность возмутиться своим рабским положением. Такие черты для современного челове - ка являются просто губительными. Если человек не уважает сам себя, его никто не вос - принимает всерьёз, он теряется в этом агрессивном мире. Низшее сословие.


Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» не потеряла своей обличительной силы и сегодня, решительно каждому из нас есть чему поучиться у автора. Но наряду с современными хлеста - ковыми, держимордами и земляниками мы встречаем добрых и отзывчивых людей, которые своими поступками стремятся изменить мир к лучшему. Заключение.