Что значит безударные гласные в корне слова. Когда выбор способа написания зависит от согласных

Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насо рить гласная о , в корне слова, произносится как а . Но как же проверить правильность написания этой буквы?

Эта гласная в корне слова – безударная . Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную :

В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.

Правописание безударных гласных в корне слова

Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:

1) определить в слове корень: бе ле ет – корень бел

2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: бе ле ет бе лый

Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё , то без ударения пишется буква е :

ве сна – вё сны, ле тать – полё т, сле за – слё зы .

Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:

пова р ва рит, ва рка, нава р, самова р, зава рка

повстре чались – встре ча, встре чный

Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.

Например, в словах: со бака, са рай, во кзал, ста кан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:

ста кан – подста канник, ста канчик

со бака – со бачий, со бакам

во кзал – приво кзальный, во кзалам

Слова с двумя безударными гласными корне слова

Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?

Например: зо ло той, ко ло титься, тре пе тали

В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:

зо ло той – зо лото, позоло та

ко ло ситься – ко лос, коло сья

тре пе тали – тре пет, трепе щет

Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.

Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:

Корни с чередованием гласных

Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.

1. Корни с чередованием о а ;

2. Корни с чередованием е и .

В первом случае это такие корни, как:

кос кас : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: кос нуться кас аться ;
лож – лаг : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: прилож ение прилаг ать ;
клон – клан : в корне по ударением может быть как о так и а , но без ударения пишется только о . Например: поклон клан яться ;
твор – твар : как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а , но без ударения только о . Например: твор ец твар ь ;
гор – гар : буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о . Пример: гор еть – загар ;
плав – плов : буква о пишется только в двух словах: плов ец и плов чиха , в остальных словах пишется а . Пример: плав учий, сплав ить ;
зар – зор : без ударения пишется только а . Пример: зар ево зор и . Исключение: зор янка , зор евать ;
раст – рос : перед ст и щ в словах без ударения пишется а . Пример: раст и – росло , возраст , взращённый ; Перед с без последующего т пишется о . Пример: вырос ший, недорос ль ; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов , отрасль ;
равн – ровн : корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравн ить, равн омерный . Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровн ять, ровн ять ;
мак – мок : корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: мак ать, обмак нуть . Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мок нуть, намок ать, промок нуть .

Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:

бер – бир : бер у – собир аю ;
дер – дир : дер ет – сдир ает ;
мер – мир : умер еть – умир ать ;
пер – пир : запер еть – запир ать ;
тер – тир : стер еть – стир ать ;
жёг – жиг : зажёг – зажиг ать ;
стел – стил : стел ить – подстил ать ;
блест – блист : блест еть блист ать ;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е , если после корня следует суффикс а .

Исключения: сочет ать, сочет ание, словосочет ание, бракосочет ание .

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выбер у – выбир аю, вычес ть – вычит атать

Хотя во множественном числе пишется дети , слова дит ятко и дит я пишутся с буквой и .

Правописание букв о и е в корнях слов после шипящих

В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е (ё ). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е .

Пример: жё лтый – же лтеть, шё л – ше дший, шё лк – ше лка

Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о .

Пример: мажо рный, ш о в, шо рох, крыжо вник

I. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы правильно написать безударную гласную в корне сло­ва, нужно найти проверочное слово – изменить данное слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался под ударением и произносился чётко:

нови́нка – но́вый

приласка́ть – ла́ска

зелене́ть – зе́лень – зелё́ный

Чтобы найти проверочное слово:

1)… необходимо изменить форму данного слова.

а) Если слово (имя существительное) с безударной гласной в корне стоит в единственном числе, нужно поставить его в форму мно­жественного числа:

окно́ – о́кна

строка́ – стро́ки

гнездо́ – гнё́зда

б) Если слово (имя существительное) с безударной гласной в корне стоит во множественном числе, нужно поставить его в форму единственного числа:

леса́ – ле́с

озё́ра – о́зеро

снега́ – сне́г

в) Если слово с безударной гласной в корне является глаголом, нужно поставить его в форму настоящего времени:

вари́ть – ва́рит

топта́ла – то́пчет

свети́ть – све́тит

г) Если слово с безударной гласной является глаголом, поста­вить его в форму другого вида:

утеша́ть – уте́шить

приближа́ться – прибли́зиться

иссяка́ть – исся́кнуть

отвеча́ть – отве́тить

2) …необходимо подобрать другое однокоренное слово, являющееся той же частью речи:

тропи́нка – тро́пка

верши́на – ве́рх

доми́шко – до́мик

3) …нужно подобрать однокоренное слово, являющееся дру­гой частью речи:

холо́дный – хо́лод

свисте́ть – сви́ст

осе́нний – о́сень

Внимание !

1. Нельзя пользоваться правилом нахождения проверочного слова при написании слов с чередованием гласных в корне (см. тему ниже).

2. Безударные гласные о, а нельзя проверять формой глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать с ударным а :

упроси́ть – про́сит (не: упра́шивать)

заколо́ть – ко́лет (не: зака́лывать)

разброса́ть – бро́сить (не: разбра́сывать).

II. Не проверяемые правилами безударные гласные

Если невозможно подобрать проверочное слово для безударной гласной и данное слово не имеет корня с чередующимися гласными, следует обращаться к словарю и запоминать написание таких слов: дезертир, жилет, чемодан, паром, реклама, шеренга, калитка и т.п.

Твёрдый знак (Ъ)

1) после приставок на согласный перед я, ю, е, ё : подъезд, безъядерная, подъюлить и др.;

2) в сложных словах с первым корнем двух -, трех -, четырех - перед я, ю, е, ё : трёхъядерный, двухъярусный. В других сложных и сложносокращенных словах исконного происхождения буква ъ не пишется: детясли, иняз, пол-яблока и под.;

3) в иностранных словах (также после приставок или в сложных словах перед я, ю, е ): объект, субъект, адъютант, адъективация, адъюнкт, аръергард, конъюнктура, конъюнктивит, трансъевропейский, панъевропейский, фельдъегерь, инъекция, и др.

Мягкий знак

I. Имя существительное

Мягкий знак пишется :

а) после согласных перед буквами я, ю, и, е, ё в середине слова, если произношение раздельное (независимо от происхождения ИС): скамья – скамь[йа] , соловьи – соловь[йи] , бьё т – бь[йо] т, пью – пь[йу], подья чий – подь[йа] чий, пье дестал – пь[йэ] дестал, конья к – конь[йа] к, конферансье – конферансь[йэ] и др.;

б) в случае не перед йотированными буквами, если предшествующий согласный звук мягкий: банька, тень, полька и под.

Примечание: мягкий знак пишется и после буквы р , в отличие от украинского языка: тюрьма, борьба, бурь, панцирь, кобзарь и под.;

в) в конце существительных женского рода 3 склонения, в том числе и после шипящих ж, ш, ч : степь, лень дичь, рожь, тишь и др.;

г) в буквосочетании -ьо - в ИС иностранного происхождения (при произнощении [йо] на месте ьо ): бульон, мильон, почтальон, батальон, шиньон, шампиньон, павильон, лосьон, каньон, компаньон, медальон, сеньор, гильотина.

Мягкий знак не пишется :

а) в Р.п. мн.ч. ИС женского рода 1-го склонения с основой на ж, ч, ш, щ и окончанием : много дач, крыш, рощ;

б) в Р.п. мн.ч. ИС женского рода 1-го склонения на -н(я) , если перед -н(я) стоит согласный: гривня – гривен, башня – башен, вишня – вишен и т.д.

Исключение: кухонь, барышень, боярышень, деревень.

II. Имя прилагательное

Мягкий знак пишется:

1) в формах женского и среднего рода, а также множественного числа притяжательных ИП после согласных перед буквами я, е, и: лисий – лисья, лисье, лисьи; птичий – птичья, птичье, птичьи и т.д;

2) перед суффиксом -ск -, если корень оканчивается на -л : генеральский, ангельский, монгольский и т.д.

Мягкий знак не пишется :

1) в краткой форме прилагательных мужского рода единственного числа после шипящих: жгуч, блестящ;

2) после букв р и н перед суффиксом -ск(ий): январь – январский, Кубань – кубанский и под.

Исключение: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, тянь-шаньский, день-деньской и ИП, образованные от китайских и вьетнамских наименований (типа тайваньский).

III. Имя числительное

Мягкий знак пишется в словах:

а) семь, восемь (но: семнадцать, восемнадцать);

б) 50 – 80, 500 – 900 (пишем Ь в середине данных ИЧ): шестьдесят, шестьсот и т.д.

IV. Местоимение

Мягкий знак пишется в формах женского и среднего рода, а также множественного числа притяжательного местоимения чей : И.п. чья, чьё, чьи; Р.п. чьей, чьего, чьих и т.д. В косвенных падежах мягкий знак пишемив формах мужского рода: чьего, чьему, чьим, чьём.

V. Глагол

Мягкий знак пишется:

а) в суффиксе неопределённой формы глагола -ть и показателе инфинитива -чь : писать, печь, стричь и т.д. (вопрос инфинитива тоже содержит мягкий знак: что (с)делать?).

Мягкий знак сохраняется в данной форме и перед постфиксом -с(я ): улыбаться, стричься, уберечься и под.;

б) в окончаниях -ешь/-ишь 2-го лица ед.ч. глаголов изъявительного наклонения, в том числе перед постфиксом -с(я ): пишешь, спишь, улыбаешься, снишься и т.д.;

в) в формах 2-го лица ед.ч. и мн.ч. повелительного наклонения, в том числе перед постфиксом -с(я ): отрежь, спрячься, спрячьте, съешьте и под.

Мягкий знак не пишется

в окончаниях ет/-ит, -ут (-ют) / -ат (-ят) 3-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения (в вопросах к данным формам мягкий знак тоже отсутствует – что делает?, что сделает?, что делают? что сделают?): читает, строится, улыбаются, вырвутся и т.д.

VI. Наречие

Мягкий знак пишется в конце наречий после шипящих: настежь, прочь, наотмашь, вскачь, сплошь и т.д.

Исключение: уж, замуж, невтерпёж.

VII. Частицы

Мягкий знак пишется в следующих частицах: лишь, ишь, вишь, слышь, бишь.

Употребление буквы Э

Буква Э пишется :

1) в начале некоторых русских слов: этот, это, эти, этак, эдак, эй и т.д.;

2) в начале заимствованных слов: эволюция, эгоизм, экземпляр и т.д.

Примечание: Начальная корневая буква Э сохраняется и после приставок: переэкзаменовка, сэкономить и др.;

3) начале имён собственных: Эдуард, Элеонора, Элла, Эмма и под.

Примечание : в древнейших заимствованиях пишется Е : Ева, Еврипид, Европа и т.д.

4) в сложных словах в начале второго корня: двухэлементный, политэкономия и под.;

5) в сложносокращённых словах: БСЭ, ТЭЦ, АЭС и др. (но ЮНЕСКО);

6) в середине и в конце заимствованных слов после гласных О и У : алоэ, дуэль, менуэт, поэма и т.д.

Исключение: ИС проект и его производные (проектирование, проектировка и т.д).

Таким образом, в корнях слов буква Э не пишется после согласных и после И, Е (независимо от произношения слова): парте р – пар[тэ] р, ане стезия – а[нэ ]стезия, аде кватный – а[дэ ]кватный, пе нсне – [пэ] нс[нэ] и т.д.

Исключение: мэр, сэр, пэр, удэге, Мариэтта, «Ассошиэйтед Пресс».

7) в именах собственных: Мьэм, Уэльс, Пуэрто-Рико.

Употребление буквы Е

Буква Е пишется :

1) после И: авиетка, ариетка, гигиена, диета, триест и под.

Исключение: Мариэтта, «Ассошиэйтед Пресс».

2) после А (пишется и Э, и Е): маэ стро, трае ктория, фаэ тон и т.п.

Правописание таких слов проверяется по словарю.

3) после согласных в середине и в конце слов: денди, кеб, койне, модель, метр.

Исключение: мэр, пэр, сэр, удэге.

4) в именах собственных: Доде, Бизе, Вагнер, Пастер и т.д.

Исключение: Бодуэн де Куртенэ, Хуанхэ.

Примечание : название иностранных газет и журналов пишутся по-разному.

4) в частицах, предлогах и союзах: де, делла, дель, дер, а также в словах Сен и Тер: Лука делла Роббиа, Оноре де Бальзак, Сен-Симон и др.

Употребление буквы Ё

Буква ё (для обозначения звука [о] после мягких согласных) появилась в русском алфавите поздно, в XVIII в. Ее ввел Н. М. Ка­рамзин. Буква ё не получила широкого распространения вплоть до наших дней: ее написание считается необязательным. Однако в ряде случаев букву ё необходимо обозначать.

1. Для различения значения слов, например: всё и все, узнаём и узнаем, падёж и падеж, нёбо и небо, совершённый (причастие) и совершенный (прилагательное) и др.

2. Для подчеркивания ударения в фамилиях: Бокарёв (а не: Бокарев), Дикарёв (а не Дикарев) и др.

3. Для правильного произношения малоизвестных географиче­ских наименований: Олёкма, Ёга, Мёша, Тёша и др.

4. Для указания ударения и правильного произношения в спе­циальных текстах: в букварях, в изданиях для начальной школы, в учебниках по орфоэпии, а также в пособиях для нерусских.

В заимствованных словах для передачи йотированного [о] ис­пользуется не буква ё, а буквенное сочетание йо или ьо .

Сочетание букв йо употребляется в следующих случаях:

1. В начале слова:

а) в нарицательных существительных: йог, йод, йодистость, йоди­стый, йодный, йодоформ, йоркширский, йот (звук), йота (буква – ни на йоту), йотация, йотирование, йоти­рованный, йотировать, йотованный и под.;

б) в собственных именах или географических наименованиях: Йован, Йовановцч, Йованка, Йожеф, Йоркшир, Йошкар-Ола, Нью-Йорк и др.;

2. В середине слов после гласной: майор, район, микрорайон, майонез, майолика.

Буквенное сочетание ьо пишется в заимствованных словах, если звуки [йо] следуют за согласной: батальон, бульон, компаньон, ме­дальон, мильон, шампиньон, шиньон, почтальон, павильон, кань­он и др.


Похожая информация.


Гласные в русском языке делятся на две большие группы: ударные и безударные. Они по-разному слышатся. Если ударная гласная обычно не создают пишущим никаких проблем, то с безударными бывает по-разному.

Ударные и безударные гласные

В процессе речи одни гласные звуки мы произносим несколько громче, выдыхая больше воздуха, и они получаются немного громче и длиннее, а главное – сильнее безударных гласных. Кроме того, они звучат ясно и четко, и мы легко понимаем, что это за звук. Совсем иначе ведут себя безударные гласные. Они произносятся слабо, кратко, они тише, нежели ударные. Но самое главное – они делаются редуцированными. Все безударные гласные подвергаются количественной редукции, то есть делаются короче. Но, кроме того, многие из них подвергаются также качественной редукции и становятся сами на себя не похожи. Это можно сказать, например, о звуке А или О в безударной позиции: они звучат неясно, их можно спутать на письме.

Как не ошибиться в безударных гласных

Слова с безударной гласной подставляют сложность для пишущего, так как в них очень легко ошибиться. Чтобы этого не произошло, надо постараться проверить безударную гласную, если это возможно.

Несмотря на то, что это тема изучается ещё в 3 классе, она создает проблемы даже для взрослых людей.

Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, надо сначала определить, можно ли проверить ударением в таблице. Мы знаем, что безударные гласные в корне могут писаться по одному из трёх правил: проверяемые безударные гласные в корне, непроверяемые, то есть словарные, и чередующиеся.

Как писать проверяемые безударные гласные в корне?

Чтобы написать правильно проверяемую безударную гласную в корне слова, надо найти корень и подобрать такое однокоренное слово или форму того же слова, чтобы непонятная гласная оказалась под ударением. Например , снежок - снег, стена - стены.

В некоторых случаях возникает проблема с подбором однокоренного слова, которое могло бы стать проверочными. Такие слова лучше запомнить. Это, например, слово «наслаждение», его надо проверить словом «сладкий»; «появиться» – проверочное слово «явный», и так далее.

Существуют словари безударных гласных; там можно найти не только орфографическую норму, но и проверочные слова.

Ни в коем случае нельзя проверять глагол совершенного вида глаголом несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива-, так как в корнях таких глаголов может присутствовать чередование; например, выкопать - выкапывать.

Нельзя также проверять полногласные сочетания неполногласными. Чередование полногласных и неполногласных сочетаний объясняется тем, что некогда в России наряду с русским языком широко использовался церковнославянский. Первому свойственно полногласие, второму - неполногласие.

Непроверяемые безударные гласные

Наряду с проверяемыми безударными гласными существует достаточно большая группа непроверяемых. Большинство из них представляют собой заимствования из других языков. К таким словам в русском языке существует мало однокоренных, и среди них может не оказаться ни одного слова, где бы сомнительная гласная была под ударением. Можно привести в пример слова «хоккей» или «баскетбол», «компьютер» или «телевизор». Все эти слова невозможно проверить – их надо запомнить или посмотреть в словаре.

Чередующиеся гласные

Есть ещё одна группа безударных гласных в корне. Это чередующиеся гласные.

В ходе развития языка появилось много традиционных написаний, к которым относится и большинство чередований. Это такие корни, в которых иногда пишется одна безударная, а иногда другая. Правописание подчиняется определенным правилам, которые можно запомнить и с успехом применять на письме.

Правописание чередующихся безударных гласных может зависеть от разных факторов.

От вида самого корня зависит правописание корней -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-) /-рос- и -скак-/-скоч-. В первом случае, если на конце корня Г, то в корне пишется А, если же на конце Ж, то О. Это правило не имеет исключений.

Во втором случае, если на конце корня СТ или Щ, то в корне пишется А, если же С, то в корне О.

Есть исключения :

  • росток
  • Ростов
  • ростовщик
  • Ростислав
  • отрасль

В корнях -скак-/-скоч- пишется А, если на конце корня К, и А, если на конце корня Ч.

Исключения : скачок, скачу.

Правописание ряда корней зависит от ударения, но не так, как правописание проверяемых безударных гласных. Поскольку под ударением в этих корнях мы пишем то, что слышим, в безударной же позиции надо писать букву О в корнях -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор- и букву А в корне -зар-/-зор-.

Исключение : утварь.

Есть также корни, правописание которых зависит от суффикса -А-.

В корнях -кас-/-кос- в значении «притронуться, прикоснуться» пишется А, если есть суффикс -А-, и О, если такого суффикса нет. Большая группа корней также зависит от суффикса А. Если он есть, то в корне пишется И, если нет, – то Е. Вот эти корни:

  • -бир-/-бер-
  • -пир-/-пер-
  • -дир-/-дер
  • -тир-/-тер
  • -мир-/-мер (в значении «становиться неподвижным, мертвым»)
  • -стил-/-стел-
  • -блист-/-блест-
  • -жиг-/-жег-

Исключения из этого правила нет.

Существуют три омонимичных корня: -мир- (мирный, помирить), -мер- (мерять, измерение) и чередующийся -мир-/-мер- (замереть, умирать); путать их не надо.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали о том, что такое безударная гласная, как определить по звучанию безударный звук. мы узнали о том, как проверить безударную гласную при помощи однокоренного слова с аналогичным звуком в ударной позиции. Также мы узнали о том, что в русском языке существует ряд слов с безударными гласными, которые невозможно проверить. Эту группу слов необходимо просто запомнить.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 130.

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова. Примеры привести несложно: дверной - двери , зеркальный - зеркало , писать - пишет . Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных :

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Слово является непроверяемым в том случае, если к нему невозможно подобрать проверочное. В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.

Примеры - арбуз , человек , чеснок , поролон , календарь , пакет и многие другие.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия , информация , филармония , церемония , экономика , математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов :

  • от ударения: сгорает - гарь , заря - зори ;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать - выдернул , застилает - застелет ;
  • от согласного в конце корня: растительность - заросли - отращивать ;
  • от смысла: обмакнул - промок .

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка - короб , прямой - прямо , цветок - цвет .

Для верного определения проверочного слова необходимо помнить о некоторых важных правилах и исключениях русского языка.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением :

  • щека - щёки ;
  • колбаса - колбасный ;
  • пекарня - пекарь ;
  • грибной - гриб ;
  • цепочка - цепь .

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать :

Все перечисленные правила, а также исключения из них, проще всего запомнить на практике. Для этого можно выполнить несколько упражнений на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения :

  • стекло - стёкла ;
  • окно - окна ;
  • часы - час ;
  • столы - стол ;
  • зелёный - зелень ;
  • на полу - пол;
  • зеркало - зеркальный ;
  • деревянный - дерево , деревья ;
  • стена - стены ;
  • тепло - тёплый .

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть , замирать , понимание .

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить :

  • шелестеть - шелест ;
  • избежать - бег ;
  • охранять - охрана ;
  • волнистый - волны ;
  • молоко - молочный .

Слова абонемент , шоколад , директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова :

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания. Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц. Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

Обычно считается, что ошибки в написании безударных гласных самые распространённые. Это правда.

Проверяешь диктант в любом классе и всегда найдёшь 5 человек, кто правила не применяет, а пишет наугад.

Возникают ошибки по многим причинам. Например, потому, что не распознаётся место ударения в слове (нет водЫ; льются вОды реки).

Неверно выделяется корень ("обнаж-аются", хотя правильно "об-наж-аются", "рос-кошный", но верно "роскош-ный", проверка – "роскошь").

Делается неправильный подбор проверочных слов (слово "становится" проверяют через "стон", "стойка"). Ученики путают омонимичные корни (омофоны), зависящие от смысла (поласкать котёнка – полоскать бельё).

При выборе безударной гласной особенно сложно в тех случаях, когда слова предлагаются многосложные, состоящие из 3-6 слогов (иде..лист, осл..пительный, обог..щение, пол..мизировать). Кроме того, нужно уметь различать, к какой группе относится безударная гласная: к проверяемым, непроверяемым или чередующимся.

Непроверяемые безударные гласные нужно писать только по памяти или по словарю (вИртуозный, трЕвожиться, сувЕренитет), а – узнавать по особым приметам, применяя то или иное условие их написания (согласно ударению, последующей гласной, лексическому значению или традиции): загар − загорать; прилагать − приложить; вымокнуть под дождём − вымакать чернила; принять − принимать.

Проверяемые безударные гласные потому и "проверяемые", что их необходимо обязательно проверять. Есть несколько общепринятых способов проверки :

1. Изменить форму числа: плечо − плечи, звезда − звёзды; леса − лес, снега − снег.

2. Изменить падежную форму: пора − пору, полком − полк.

3. Добавить или отбросить суффикс: зима − зимушка, верхушка − верх.

4. Подобрать слово из другой части речи: обижать − обидчивый − обидный − обида.

5. Подобрать краткую или полную форму прилагательного: сладка − сладок, рябой − ряб.

6. В глаголах изменяем род, лицо и число: пасти − пас, мочить − мочит, борюсь − борется.

Никогда не подбираем проверочное слово в виде глагола с суффиксами -ыва-(-ива-), так как в них происходит чередование гласных (опоздать − поздно, но опаздывать!).

Слово с полногласием проверяем полногласной формой: голодный − голод. Неполногласие проверяем только неполногласной формой: охлаждение − прохлада.

В задании №8 на ЕГЭ по русскому языку предполагается несколько формулировок :

1) определить слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня,

2) определить слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня,

3) определить слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

Покажем способы выбора необходимого слова по каждому заданию.

Пример выбора безударной проверяемой гласной из ряда: предпол..гать, г..рмоничный, р..сточек, прис..гать, к..фтан.

Рассуждаем так: в данных словах есть чередующиеся гласные (предполАгать: корень -лаг-лож-; рОсточек: слово-исключение), непроверяемые гласные (гАрмоничный и кАфтан). А в слове "прис..гать" можно написать буквы И, Е, Я, так как гласная находится в слабой позиции, то есть без ударения. Это глагол, вот почему подбираем родственное слово из другой части речи с той же гласной в сильной позиции (прис..гать − значит давать присягу, поэтому пишем Я).

Пример выбора безударной непроверяемой гласной из ряда: эфф..ктивный, ст..пендия, мот..вировать, пол..мизировать, напом..нание.

Рассуждаем так: больше всего здесь слов с проверяемой гласной (эффективный − эффЕкт, мотивировать − мотИв, полемизировать − полЕмика), есть также слово с чередованием Я/ИН "напоминание". Остаётся одно словарное слово "стипендия".

Пример выбора безударной чередующейся гласной из ряда: обл..гать, преподн..сить, ре..листический, ут..пический, ав..нтюра.

Рассуждаем так: выделяем словарное слово "авантюра, подбираем проверку для слов преподносить − нОсит, реалистический − реАльный, утопический − утОпия. Остаётся слово "облагать" с корнем -ЛАГ-.

Попробуйте выполнить тест по данной теме. Ответы прилагаются в конце.

Вариант 1

1. П…томки, обт…рать, компр…мисс, зар…стёт, патри…тический;

2. вык…сить, прот…рать, б…хрома, к…мбинация, выр…щенный;

3. закр…пить, зар…сли, выск…чка, р…ализм, прик…саться;

4. изл…жение, обог…щаться, обл…гать, эг…ист, с…нтетический;

5. пром…кашка, соч…тание, орг…низатор, прил…скать, безотл…гательно;

6. ф…льетон, прим…рять (костюм), од…колон, пл…вец, з…ря;

7. р…петировать, р…внина, заст…лать, сист…матический, тр…туар;

8. ск…чок, г…ревать, приг…релый, л…берал, прикл…нить.

II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Прил…жение, фил…рмония, оз…рять, оч…ровать, уд…вительный;

10. перс…нальный, непром…каемый, тр…пещет, перест…лить, в…ранда;

11. зап…вать, р…сти, прикр…пить, кл…ент, р…стовщик;

12. акс…ома, пос…деть, подг…реть, оп…рался, ур…внять;

13. тв…рить, ст…пендия, клев…та, отр…сло, выг…рать;

14. ок…ймлять, оч…ровать, благораспол…жение, соприк…снувшись, к…рифей.

15. Ир…ничный, пл…сунья, д…кламация, ув…дание, заг…рать;

16. ув…дать, т…рраса, бл…стеть, просв…щать, выт…снять;

17. ф…натизм, зар…сли, п…тачок, возд…яние, пощ…чина;

18. пол…мический, экз…менатор, г…ристый, ш…ренга, сд…рать;

19. изв…ваться, объед…нение, р…стовщик, п…йзаж, кал…ндарь;

20. удес…терить, ак…демия, зак…ренелый, подг…ревший, воскл…цание.

Проверочный тест по теме «Правописание гласных в корне»

Вариант 2

I. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. Ур…внять, тр…слись, раств…ритель, выск…чка, к…ридор;

2. вым…чить, отк…заться, зан…маться, ф…лософия, пр…оритет;

3. прекл…ниться, заст…лать, расст…гнуть, г…рнизон, д…ректор;

4. соч…тание, напр…женный, выр…щенный, п…лисадник, с…рафан;

5. л…коничный, ум…рающий, з…рница, нагр…дить, выск…чить;

6. т…инственный, разд…рут, выпл…вка, раств…ритель, к…ндуит;

7. приг…реть, бл…стательный, эст…тический, б…гряный, к…варный;

8. отр…слевой, успок…ение, к…саться, гр…ндиозный, абс…лютный.

II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив опущенную букву.

9. Р…внина, к…стер, водор…сли, просл…вляют, предст…вление;

10. ум…рает, обж…гание, к…личество, оп…здавший, сов…щание;

11. р…сунок, см…тритель, к…сательный, пот…рять, осл…пительный;

12. з…рница, прис…гать, ав…нгард, з…рево, р…вномерный;

13. ур…внение, исп…лнение, несг…раемый, прит…зание, сл…вяне;

14. л…гичность, с…реневый, по…вление, к…лыхаясь, распол…жение.

III. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

15. Выл…жен, сож…ление, в…ликолепный, симп…тичный, р…скошный;

16. притв…рить, гл…тать, укр…щать, ок…лдовать, в…теран;

17. ул…жить, об…няние, х…рактер, хв…стливый, см…гчить;

18. гор…зонтальный, ср…щение, объед…няющий, к…нтраст, щ…котать;

19. юб…лей, пом…щаюсь, пл…вчиха, к…нтингент, приви…легия;

20. к…рамический, тр…вога, по…вились, подн…мать, арх…тектурный.

Ответы для варианта 1

1. патриотический
2. выкосить
3. закрепить
4. обогащаться
5. приласкать
6. примерять
7. систематический
8. горевать
9. филармония
10. веранда
11. клиент
12. аксиома
13. стипендия
14. корифей
15. загорать
16. блестеть
17. заросли
18. сдирать
19. ростовщик
20. подгоревший

Ответы для варианта 2

1. тряслись
2. отказаться
3. расстегнуть
4. напряжённый
5. наградить
6. таинственный
7. эстетический
8. успокоение
9. костёр
10. количество
11. рисунок
12. авангард
13. притязание
14. сиреневый
15. выложен
16. притворить
17. уложить
18. сращение
19. пловчиха
20. поднимать