Составить характеристику митрофана из комедии недоросль. Дайте, пожалуйста, характеристику митрофанушки из комедии "недоросль"денис иванович фонвизин

Митрофан является недорослем, отрицательным персонажем в комедии, молодым дворянином. Он очень похож на свою мать, госпожу Простакову, брата Тараса Скотинина. У Митрофана, у госпожи Простаковой, у Скотинина можно заметить такие черты характера, как жадность и корыстолюбие. Митрофанушка знает о том, что вся власть в доме принадлежит его матери, которая его любит и позволяет ему вести себя так, как он хочет. Митрофан ленивый, не любит и не умеет работать и учиться, лишь только резвится, веселится да сидит на голубятне. Не столько сам маменькин сынок оказывает влияние на окружающих, сколько они - на него, стараясь воспитать недоросля честным, образованным человеком, а он во всем подходит на свою мать. К слугам Митрофан относится очень жестоко, оскорбляет их и вообще за людей не считает:

Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему.

К учителям Митрофан тоже никакого уважения не имеет. Он стремится лишь к своей личной выгоде, и, когда узнает о том, что Софья стала наследницей Стародума, он немедленно намеревается предложить ей руку и сердце, а отношение к Софье в доме Простаковых значительно изменяется в лучшую сторону. И все это только из-за жадности и хитрости, а не из-за подвига сердца.

Митрофан изображен в комедии «Недоросль» очень живо, жизненно, со многими человеческими пороками, и госпожа Простакова просто души не чает в своем сыне:

Г-жа Простакова. … Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить. Мой Митрофанушка из-за книги не встает сутками. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: за то будет и детина хоть куда… Жених хоть кому, а все-таки учители ходят, часа не теряет, и теперь двое в сенях дожидаются… Митрофанушка мой ни днем, ни ночью покою не имеет.

Противоположностью Митрофана является Софья, молодая, добрая, разумная девушка.

Основной проблемой, которая привела Фонвизина к созданию образа Митрофана, является воспитание в малой степени - крепостничество (подразумевается вообще отношения между людьми разных социальных положений).

    Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением...

    (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия «Недоросль» - идейно-художественная вершина творчества - стала одним из классических образцов...

    Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего,...

    Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью...

    Проблема воспитания детей, наследия уготовленного стране, играло важную роль в обществе в старину и остаётся актуальна по сей день. Члены семьи Простаковых чужие друг другу люди. Они совсем не похожи на крепкую, любящую семью. Госпожа Простакова груба,...

Чтобы побороть в себе лень стоит прочесть комедию «Недоросль» или краткую характеристику из нашего материала.

Значимый вклад в историю русской литературы середины 18 в. внес писатель литературовед Д. И. Фонвизин. В раннем творчестве автор занимался написанием и переводом басен. Обладая прекрасным чувством юмора, Фонвизин пишет произведения с ярко выраженным сатирическим тоном. Среди множества литературных направлений автор отдает предпочтение классицизму. В своих комедиях Фонвизин поднимает важные социально-политические вопросы, сопровождая их иронией и сарказмом.

Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»

Новым этапом в творческой жизни писателя Д. И. Фонвизина стало комедийное произведение «Недоросль» . Недорослью было принято называть дворянских юношей, не допущенных к государственной службе из-за незаконченного образования. Перед тем как стать офицером, необходимо было сдать экзамен, но на деле это становилось всего лишь формальностью. Поэтому основная часть армии состояла из избалованных и бестолковых офицеров. Именно таких ленивых и невежественных молодых людей, бесполезно проживающих свои годы, выставляет на всеобщее обозрение автор.

  • Пьеса была представлена обществу в 1782 году и получила потрясающий успех. Комедия имеет социально-политического характер. Основные проблемы, затронутые в произведении – это необразованность и отсутствие воспитания, конфликт старшего и младшего поколения, супружеские отношения, несправедливое отношение с крепостными. Автор выстраивает различные ситуации взаимодействия дворян и крепостных крестьян, в которых всячески высмеивает бесчеловечные и безнравственные поступки общества.
Образ от Фонвизина
  • Для своих персонажей автор подбирает имена, которые сразу же дают представление о человеке, разделяя их на отрицательных и положительных героев. Их образы Фонвизин подчеркивает при помощи разных разговорных стилей, противопоставляя их друг другу. Отрицательными героями выступают представители дворянства – Простаковы, Скотинин, Митрофан. Положительные герои , являющиеся представителями новой эпохи просвещения, имеют более приятные имена – Софья, Правдин, Милон и Стародум.
  • Действие комедии происходит в зажиточной дворянской семье, в которой главным героем выступает необразованный хамоватый маменькин сынок Митрофан. Избалованный вниманием юноша является воплощением эгоизма, грубости и заносчивости. Образ Митрофана полностью передает деградацию молодого наследия России.

Описание и характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»

Фонвизин не случайно подбирает главному герою имя Митрофан. В значении его имени «подобный» подчеркивается его подражание матери.

  • Перед читателем предстает высокий возмужавший юноша в красивых одеждах и глуповатым выражением лица. За его внешностью скрывается пустая невежественная душа.
  • Пятнадцатилетний Митрофан окружен беззаботной жизнью. Он не расположен к учебе и не ставит перед собой важных целей. Изучение наук не вызывают у молодого человека интерес.
  • Все что его заботит — это вкусный обед и бесполезный досуг. Свое счастливое времяпровождение Митрофан видит в возможности подурачиться или погоняться за голубями.
  • Благодаря состоятельности семьи , юноша получает образование в домашних условиях. Однако науки даются ему с большим трудом. Мать Митрофана не требует от сына образованности и позволяет создавать видимость обучения, с целью выполнения государственного приказа: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».
  • Не придавая важного значения процессу просвещенности, необразованная Простакова окружает сына бесполезными учителями-невеждами. Ее жадная натура скупится на дорогое образование.
  • При помощи их имен, Фонвизин подчеркивает незаурядность преподавания. Математические предметы преподает сержант в отставке Цыфиркин.
  • Грамматике обучает бывший семинарист Кутейкин. Французскому языку учит Вральман – в дальнейшем выясняется, что он не так давно работал кучером.


Вральман самый хитрый человек среди учителей. Видя незаинтересованность семьи, он недобросовестно проводит процесс обучения, преследуя лишь материальный интерес. Видя глупость Митрофана, Вральман проявляет разумность и никогда не спорит, и не задирает юношу в беседе. В своих высказываниях учитель подчеркивает незаурядность и посредственность ученика.

  • Характеристика Митрофана идентична многочисленной дворянской молодежи того времени. За четыре года обучения в нем не откладывается ничего полезного. Первопричиной этому стала пассивность юноши. Проявляя желание, он мог бы получить хоть какие-то начальные знания. Рассуждения юноши настолько примитивны, что слово «дверь» он с уверенностью относит к прилагательным, обосновывая свой выбор несуразными доводами.
  • Находясь под покровительством Простаковой, Митрофана ничто не заботит и не тревожит. Он не чувствует никакой ответственности перед государством. Юноша уверен в своем благополучном будущем, видит себя в роли преуспевающего помещика. Он старается выполнить все материнские указания и из каждого поступка извлекает собственную выгоду. В случаях, когда Простакова не идет на поводу у эгоистичных желаний сына, Митрофан манипулирует ее сознанием путем неблагоразумных угроз.
  • Все что способен чувствовать сын к матери – это признательность за ее внимание. Простакова любит своего сына животной любовью, от которой больше вреда, чем пользы. Всячески потакает его человеческим инстинктам. Она не в состоянии привить сыну достойные человеческие качества, так как сама не обладает ими. Принимая за него все решения и выполняя его прихоти, мать становится главной причиной деградации сына.
  • Видя жестокое и грубое обращение Простаковой с крепостными, сын перенимает ее модель поведения и ведет себя наглым образом. Несмотря на благосклонное материнское отношение, Митрофан не питает к ней любви и понимания, открыто проявляя пренебрежение.
  • В момент, когда Простакова разбита нереализованными ожиданиями и ищет в сыне поддержку, он хладнокровно отстраняется от нее. И это после того, как во всех затруднительных положениях Митрофан прятался за ее юбку.
  • Отец юноши, идя на поводу у своей жены, далек от реальности и высказывает восхищение Митрофаном: «…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…».
  • Митрофан, чувствуя доминирование матери, неуважительно относится к отцу. Увидев в одном из сновидений, как мать колотит отца, у Митрофана возникает сочувствие не к побитому отцу, а обессиленной матери: «… Так мне и жаль стало … тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…». В этих словах видна открытая лесть Митрофана. Понимая, что мать сильнее и властнее отца, он становится на ее сторону.


Родители слепо не признают взросление сына, называя его ребенком, Митрофанушкой и постоянно сюсюкаясь с ним. Чрезмерное внимание приводит в избалованности и изнеженности юноши.

  • Преувеличивая свою важность, Митрофан позволяет себе хамское и жестокое отношение к окружающим. Кормилица, воспитавшая его с рождения, постоянно выслушивает в свой адрес грубые высказывания и угрозы.
  • Учителя, недовольные процессом обучения юноши, также вынуждены терпеть нелицеприятные вещи: «…Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать…».
  • Митрофан не желает учиться, но его привлекает мысль о женитьбе. Высказывание юноши: «не хочу учиться, хочу жениться» стало крылатым и часто произносится в наши дни. По вопросу женитьбы, Митрофан в очередной раз полагается на мать и помогает ей воплощать хитроумные замыслы.
  • Невеста, которую Простакова подбирает своему сыну, гораздо умнее юноши в одночасье замечает его недальновидность ума. Софья говорит о том, что большего чем есть в Митрофане к его 16 годам, ожидать не стоит.
  • Митрофан вместе с матерью во всех ситуациях преследуют собственную корысть. Не смотря на свою необразованность, у Простаковых хватает ума разглядеть во всем выгоду. Они быстро подстраиваются под новые события и переигрывают ситуацию.
  • Митрофан готов целовать руки незнакомцу, чувствуя его властность и богатство. Как только семейство узнает, что Софья стала наследницей, то тут же меняют свое отношение к девушке. Начинают проявлять наигранную любовь и беспокоиться о ее счастье. Ради благополучия своего сына маменька готова собственноручно драться со своим братом Скотининым.


Простакова и Скотинин

В комедии происходит столкновение двух разных миров – невежд и просвещенных. Дворяне по-разному воспитаны и имеют противоположные представления о нравственности. Когда намерения жениться на Софье ради материальной выгоды с треском проваливаются, Митрофан, поджавши хвост, выслуживается перед матерью.

Сталкиваясь с сильным соперником, молодой человек проявляет трусость, усмиряет свой пыл и преклоняет голову. Благодаря усилиям Стародума, олицетворяющего авторскую позицию, Митрофана наконец-то разоблачают в его бесполезности обществу и отправляют на службу. Это единственный шанс на положительные изменения в жизни юноши.

В конце комедии у Простаковой отбирают право на управление имуществом, и неблагодарный сын тут же отказывается от нее. Госпожа получает по заслугам за свою жадность и невежество. Жестокие дворяне, во власти которых ответственность за жизнь сотни дворян, должны получать по заслугам.

Митрофана можно назвать жертвой воспитания своих родителей. Излишняя высокомерность и превосходство привели всю семью к полной несостоятельности. На примере Митрофана, автор показывает, как лень молодых людей лишает возможности самореализации.

Видео: Краткое содержание известной комедии «Недоросль»

Митрофан Простаков является одним из главных героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Из списка действующих лиц мы узнаем, что именно к нему относится заглавие пьесы. Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе с тем, слово «недоросль» обозначало любого несовершеннолетнего дворянина.
Митрофан - почти достигший шестнадцатилетия сын провинциальных дворян. Один из героев комедии - чиновник Правдин - характеризует его родителей таким образом: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Фонвизин использовал в пьесе говорящие имена и фамилии: имя Митрофан имеет в греческом значение «похожий на мать». И действительно, по мере развития сюжета читатель убеждается, что сын унаследовал от Простаковой все отвратительные черты характера, и именно она является его главным воспитателем и примером.
Митрофан туп и невежественен: четвертый год сидит над часословом, третий год не мо-жет научиться считать. К тому же его нельзя назвать радивым учеником, он считает, что своими «занятиями» делает всем большое одолжение, да и сама Простакова, которая видит в просве-щении лишь вред, просит его: «Ты хоть для виду поучись». Она постоянно втолковывает сыну свои жизненные принципы, в числе которых не последнее место занимают жадность и скупость. Поэтому арифметику помещица называет «дурацкой наукой», так как по условию задачи надо разделить найденные деньги на троих или посчитать прибавку к жалованию учителю.
В отношении учителей и не чающей в нем души Еремеевны Митрофанушка проявляет грубость и жестокость, называя их «гарнизонная крыса», «старая хрычовка», угрожая нажало-ваться скорой на расправу матери. Но стоило его дяде Скотинину наброситься на него, как он трусливо просит защиты у обиженной им старой кормилицы.
Недоросль ленив и избалован, использует любую возможность, чтобы отвязаться от учи-телей и отправиться гонять голубей. Все его низменные устремления состоят лишь в том, чтобы вкусно и много поесть, не учиться, а жениться. Его отец замечает в нем фамильную любовь Скотининых к свиньям.
Митрофан привык добиваться своего как угрозами («Ведь здесь и река близко. Нырну, так поминай, как звали»), так и неуклюжей лестью. Его выдумка про сон комична: «Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… Да то ты, матушка, то батюшка… Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало… Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку».
Для достижения своих целей Простаковы не гнушаются никакими средствами. Вместе с родителями Митрофан сначала раболепствует перед Стародумом в надежде получить наследст-во, а затем готов жениться на его племяннице Софье силой. Когда же похищение не удается, он, как и его мать, собирается выместить злобу на крепостных.
Воспитанный в обстановке злонравия и жестокости Митрофан вырастает эгоистичным, не любящим кроме себя никого, даже потакающую ему во всем мать. Потерявшую власть и по-этому ставшую ненужной Простакову, обратившуюся к сыну за утешением, он отталкивает словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...».
Его глупость и необразованность вызывают у положительных героев комедии иронию, а его жестокосердность они воспринимают как логичное следствие дурного воспитания. Такого же мнения придерживается и сам автор. В комедии «Недоросль» Фонвизин словами Правдина и Стародума выразил свои просветительские идеалы: «Прямое достоинство в человеке есть ду-ша... Без нее просвещеннейшая умница - жалкая тварь… Невежда без души - зверь». Образ Митрофана стал поучительным примером того, к чему приводит злое невежество, а его имя стало нарицательным. Не одного лентяя устрашила перспектива стать похожим на него.

. «Расхлябанный юноша», сын господ Простаковых. «Недорослем» во времена Фонвизина назывался молодой человек дворянского сословия, который не имел письменного удостоверения об образовании, выданного учителем. Такой юноша не мог ни вступить в брак, ни поступить на службу.

Перед тем, как начать работать над «Недорослем», Фонвизин полтора года провел во Франции, где близко познакомился с жизнью этой страны, изучил передовые доктрины просветителей, юриспруденцию и философию.

Идея пьесы пришла к литератору после возвращения в Россию, которое состоялось в 1778 году. Работу над пьесой Фонвизин закончил в 1782 году, потратив на это около трех лет.

Биография

Митрофанушка - сын неприятной четы по фамилии Простаковы. Мать героя, провинциальная дворянка по происхождению, - злая женщина. Делает, что пожелает, позволяет себе всевозможные зверства по отношению к крепостным и дворовым слугам. При этом любит сына и пытается устроить того в жизни, женив на Софье, девушке с приличным наследством.


Персонажи комедии "Недоросль"

Сама Софья влюблена в молодого офицера по имени Милон. Это добрая и благонравная девушка, которой дали образование, у нее есть опекун - дядя, владеющий большим состоянием. У Простаковой есть брат по имени Тарас Скотинин (Митрофанушке этот персонаж приходится дядей). Скотинин, любитель свиней, тоже желает жениться на Софье из-за наследства.

Отец Митрофанушки - слабый и безвольный человек, не образован, не может даже прочитать письма. Он находится под каблуком у супруги и думает только о том, как бы угодить той. Авторитарная жена легко может поколотить папашу Простакова.


Митрофанушка, также, как и родители, не хотел учиться, а стремился устроиться в жизни за счет женитьбы. У героя есть учителя, среди которых один бывший семинарист, который учит героя грамоте по Псалтыри, сержант в отставке, который преподает арифметику, и бывший кучер, немец по происхождению и знатный курильщик, выдающий себя за ученого.

Этот проходимец нанят, чтобы обучать героя французскому языку и неким «наукам», но обязанностей своих не выполняет и лишь мешает работать прочим преподавателям. Мать на самом деле вовсе не озабочена воспитанием и образованием героя, а лишь следует модным тенденциям в обществе того времени. У Митрофанушки также есть кормилица, которую называют «Еремеевна».


Софья приходится семейству Простаковых дальней родственницей. Девушка выросла в Москве и получила хорошее воспитание, но после смерти матери (отец умер еще раньше) попадает в лапы Простаковых. Те «приглядывают» за принадлежащим Софье имением, одновременно обкрадывая героиню. Идея выдать девушку за Митрофанушку рождается в голове Простаковой после того, как на горизонте появляется богатый дядюшка, которого считали умершим, а вместе с тем и потенциальное наследство.

На почве грядущей женитьбы у Митрофанушки возникает конфликт с дядей, Тарасом Скотининым, который тоже думает жениться на Софье, чтобы прибрать к рукам свиней в принадлежащих девушке деревнях.


Софья тем временем встречается с давним своим возлюбленным, молодым офицером Милоном, а богатый дядюшка приезжает, чтобы забрать племянницу от Простаковых. Простакова пытается подольститься к дядюшке Софьи, чтобы тот согласился на женитьбу Митрофанушки на девушке. Дядя, однако, твердо намерен отвезти Софью в Москву следующим же утром.

Дядюшка дает девушке возможность выбрать жениха самой, и та отдает руку Милону, с которым зналась еще в доме матери. Узнав об этом, мать Митрофанушки составляет заговор. Люди Простаковых пытаются выкрасть Софью, чтобы обвенчать девушку с Митрофанушкой насильно. Милон застает эту сцену и предотвращает покушение, после чего имение и деревни Простаковых изымаются у них по правительственному указу. В финале бездельника Митрофанушку отправляют на службу.


Подобный образ жизни и отсутствие толкового образования были распространены среди детей провинциального дворянства в те годы, поэтому Митрофанушка в пьесе изображен не как частный случай неудачного воспитания, а как образ эпохи. Внешность героя не описывается в пьесе прямо, но можно предположить, что Митрофанушка выглядел как типичный представитель провинциальной дворянской молодежи того времени.

Герой не склонен к конструктивной деятельности, учебе, работе и любым осмысленным занятиям. Погонять голубей, полоботрясничать, объесться сверх меры, словом, как-то убить время в нехитрых развлечениях - таковы жизненные цели Митрофанушки, и мать всячески поощряет подобное поведение героя.


Характеристика героя выглядит неприятно - Митрофанушка алчен и скуп, груб, склонен к интригам, обману и мошенничеству, как и мать. Простакова любит сына, несмотря на свойственную ей жестокость к прочим людям, Митрофанушка же предал мать, оттолкнул ту, когда мать пыталась найти у героя поддержку.

Митрофанушка по сути - эгоист, думает исключительно о собственном комфорте, не интересуясь родными. Отношение к учебе у героя вполне однозначное - одного из учителей Митрофанушка называет «гарнизонной крысой», любые попытки дать юноше хоть какие-то знания наталкиваются на полное нежелание того учиться.

  • Фонвизин написал пьесу «Недоросль» в деревне Стрелино под Москвой.
  • После того, как пьеса стала популярна, слово «недоросль» получило распространение в разговорной речи, а имя Митрофанушка стало ассоциироваться с образом невежественного человека и неуча.
  • На страницах журнала «Друг честных людей, или Стародум» развернулась своего рода литературная игра, связанная с пьесой. В журнале опубликовали письмо, написанное якобы Софьей, героиней пьесы, где та жаловалась на своего возлюбленного Милона, молодого офицера, который в пьесе предотвратил похищение героини. Тот якобы женился на ней, а затем изменил с некоей «презрительной женщиной». В ответном письме Стародум, дядя героини, утешает ее. Таким забавным образом пьеса получила сюжетное продолжение.

Пьеса "Недоросль"
  • В пьесе Софья читает книгу на самом деле существовавшего автора - французского педагога и богослова XVIII века Франсуа Фенелона, который написал трактат «О воспитании девиц». Стародум, дядя Софьи, упоминает знаменитый в те времена роман этого автора «Приключения Телемака».
  • Фонвизину пришлось потратить несколько месяцев, чтобы добиться постановки. Пьесу не хотели ставить ни в Москве, ни в Петербурге, цензоров пугала смелость реплик, которые позволял себе автор устами персонажей. Первым пьесу решился поставить Вольный Российский Театр в Петербурге. Успех первой же постановки оказался оглушительным - «публика аплодировала пьесе метанием кошельков». После этого пьесу ставили много раз, в том числе и в Москве. О популярности комедии «Недоросль» свидетельствует появление большого количества любительских и студенческих постановок.

  • Роль госпожи Простаковой играл писатель , выступая в студенческих спектаклях во время учебы в Нежинской гимназии.
  • Образ Митрофанушки сравнивают с - молодым офицером и дворянином из повести Пушкина «Капитанская дочка». Оба героя в юности предавались лени и безделью, обоим достались скверные учителя, которые ничему не научили героев, однако Гринев, в отличие от Митрофанушки, показан честным и добродушным человеком.

Цитаты

«А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть».
«Ночь всю така дрянь в глаза лезла. <...> то ты, матушка, то батюшка».
«Не хочу учиться, хочу жениться».
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».
«Дверь, котора дверь? Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку».

Произведение:

Недоросль

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.

Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.

Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Митрофанушка

МИТРОФАНУШКА - герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда». В доме своих родителей М. - главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну - «старую хрычовку», по его словам, - готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» - муж, «собачья дочь» и «скверная харя» - Еремеевна, «бестия» - девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику - «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. - выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили». Герой Фонвизина - подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В.О.Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.