Рассказ о ленском из евгения онегина кратко. Образ Ленского в «Евгении Онегине» Пушкина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Главные образы романа «Евгений Онегин», носители авторских идей и настроений - Онегин и Ленский. Они воплощают различные настроения в среде русского дворянства после победы в войне 1812 года. В России еще не наступил период реакции, класс дворян расслоился на группы по принципу отношения к самодержавию: одна была оплотом монархии, другая, наиболее талантливая и прогрессивно мыслящая, планировала государственный переворот в тайных обществах, третья, критически воспринимающая реальность, терзалась праздностью, не находя себе места в существующей политической системе. В романе «Евгений Онегин» мы наблюдаем представителей двух идейно-психологических слоев молодого русского дворянства.

Евгений Онегин - сын преуспевающего петербургского чиновника - получил типичное для своего времени и класса домашнее образование. Он знал латынь, античную литературу, которую, правда, не любил, увлекался прогрессивной экономической теорией, историей, философией:

онегин ленский поэма герой

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита…

К тому же Онегин умел в свете пустить пыль в глаза, удачно прикрыть неглубокость образования продуманным поведением:

Имел он счастливый талант

Без принужденъя в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Евгений вел типичную для столичной аристократии жизнь: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому проспекту, любовные развлечения, в которых он весьма преуспел благодаря способности «шутя невинность изумлять, пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять». И все же он выделяется среди общей массы «золотой молодежи» критическим мышлением, благородством души:

Неподражателъная странность

И резкий, охлажденный ум

Онегин отдавал себе отчет в суете и бессмысленности светской жизни, наполненной неискренностью, условностями. Как мыслящий человек, он с горечью сознавал опустошающую душу суету «света пустого», и им овладела русская хандра:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и приятельство надоели…

Попытки борьбы с «душевной пустотой» из-за неумения систематически трудиться только усугубили его угрюмость, духовное одиночество, пресыщенность жизненной суетой. Очутившись в наследованном имении, Онегин облегчил жизнь крестьян заменой угнетающей барщины «оброком легким», но непоследовательность, неумение трудиться не позволили ему развить реформаторскую дело. Душевная пустота не оставляла его и в деревне: пошлые разговоры соседей-помещиков, обнажающие узость кругозора и примитивность мышления, тяготили его, он предпочел им гордое и горькое одиночество. Отчужденность Онегин а от поместного дворянства, актуальный кругозор которого ограничен мыслями о «сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», привела его к полному отшельничеству в «господском доме уединенном».

Знакомство с молодым, образованным романтичным поэтом Владимиром Ленским, также резко выделявшимся в массе поместного дворянства, скрасило Онегин у часы досуга, подарило минуты высокого общения. Ленский казался полной противоположностью Онегин а: «вольнолюбивые мечты, дух пылкий, постоянно восторженная речь», неопытность и горячность, сердечная неискушенность и искренняя порывистость - все отличало юного поэта от Евгения. Что же представлял собой молодой поэт, что отличало его от той бездуховной социальной среды, к которой он принадлежал:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч

Воспитанный на немецкой романтической поэзии, реформаторских идеях Канта, Ленский воспевал высокие чувства людей, искренность и чистоту душевных порывов утонченной натуры, вольнолюбивые настроения проникнутой юношеским максимализмом свободной личности. Поэт видит жизнь такой, какой хочет ее видеть, воспринимает все в розовом свете, романтическое мироощущение наполняет оптимизмом и энтузиазмом его творчество:

Он в песнях высокомерно сохранил

Всегда возвышенные чувства,

Порывы девственной мечты

И прелесть важной простоты.

Ленский со всем нерастраченным жаром души мечтает о счастье всего человечества, верит в священные узы настоящей дружбы. Безусловно, Ленский для Пушкина -духовным родственник декабристов, его общественные идеалы столь же гуманны и благородны.

Холодный ум, душевная пресыщенность и тоска Онегин а не мешали ему любоваться искренностью порывов юного поэта, пылкостью его чувств, горячностью убеждений. Евгений как характер скрытный, одинокий, обращенный в себя более того в ранней юности не отличался такой искренностью, чистотой помыслов, силой убежденности, он постоянно играл определенную роль. Возможно, Онегин более того слегка завидовал честности, естественности друга, скрывая за иронией упоение его прямотой и горячностью:

Он слушал Ленского с улыбкой.

Поэта пылкий разговор,

И ум, ещё в сужденъях зыбкой,

И вечно вдохновенный взор

Глупая ссора привела друзей к дуэли. Неосознанное стремление Ленского стремления к героическому вынудило их стреляться. Ленский «во цвете радостных надежд» был убит. А.С. Пушкин сожалеет о гибели «поклонника славы и свободы», о том, что мечты героя облагодетельствовать человечество обернулись столь нелепой, бессмысленной смертью. Однако Пушкин показывает, что расплывчатость идеалов Ленского, охота самопожертвования, славы, всеобщего благоденствия без осознания реальных путей достижения желаемого неизбежно влекли его к гибели. Как же представляет поэт будущее героя, если бы трагическое стечение обстоятельств не привело его к печальному, достойному, но бесславному финалу?

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден;

Его умолкнувшая лира

Гремучий, непрерывный трезвон

В веках поднять могла…

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел.

Пройти бы юношества лета:

В нем пыл души бы охладел.

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился…

Возможно, Ленский превратился бы в обыкновенного помещика, одного из тех, кого он так от всего сердца и заслуженно презирал в пору духовного созревания. Автор оставляет тот самый вопрос без ответа, убежденный лишь в несвоевременности жертвенности столь развитой, гармоничной личности, как несвоевременно и героично было самотверженное выступление декабристов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Онегин - "театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис". На Онегина большее впечатление производит Татьяна. Соседи прочат Онегина в женихи Татьяне. Роман Ленского и Ольги. Онегин безмятежно живет в дерев

    краткое изложение , добавлен 14.03.2006

    Роль и значение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в русской литературе. Образ Евгения Онегина, его характер и противоречивость взглядов на жизнь и общество. "Евгений Онегин" как роман не только самого Пушкина как автора, но и о нем самом как личности.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Анализ образов Татьяны Лариной и Евгения Онагина, их романтических отношений в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Исследование вопросов: что значит любовь для Онегина и Татьяны, почему Евгений и Татьяна не остались вместе, и, вообще, возможно ли это.

    сочинение , добавлен 29.02.2008

    Роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Тема любви в романе. Естественность и человечность, мечтательность и молчаливость Татьяны Лариной. Чувства Евгения Онегина и их изменения. Лирические отступления, переживания, мысли и чувства автора.

    сочинение , добавлен 10.02.2011

    Роман "Евгений Онегин" - общие характеристики. Энциклопедический взгляд на роман. Практический взгляд на роман. Критика романа "Евгений Онегин". Отзыв современника Пушкина Белинского. Взгляд на "Евгения Онегина" десятилетия спустя в лице Писарева.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2005

    Кто же главный герой романа "Евгений Онегин"? Схожесть и различие автора и главного героя. Лирические отступления поэта о смысле человеческого существования. Идеальный положительный образ русской женщины Татьяны Лариной в противовес образу Онегина.

    реферат , добавлен 23.03.2010

    Романтизм как явление в литературе. Образ Ленского, влюбленность в Ольгу, дуэль с Онегиным. Дружба с Онегиным и романтические идеалы. Значение образа романтического поэта. Размышления о несостоявшемся будущем. Ленский – социальный тип своего времени.

    реферат , добавлен 13.07.2010

    Онегин–добрый мой приятель. Лирические отступления Пушкина р романе "Евгений Онегин" о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к родине, природе. Духовный мир, мир мыслей, переживаний. Характеристика влияния Байрона и западноевропейского романа.

    реферат , добавлен 12.12.2007

    Неповторимость очарования пушкинских произведений. Оценка образа Татьяны в поэме "Евгений Онегин" с точки зрения идеала девичества того времени. Раскрытие образа Онегина через юный возраст героини. Мнения современных подростков о причине отказа Онегина.

    сочинение , добавлен 21.11.2010

    Общая характеристика и специфически признаки романа Пушкина "Евгений Онегин", его структура и основные сюжетные линии. Шестая глава романа как ключевой эпизод в понимании характеров героев. Место и значение сцены дуэли между Ленским и Онегиным в романе.

Владимиру Ленскому восемнадцать лет, это совсем ещё мо-лодой человек, юноша, успевший побывать за границей и попасть под обаяние немецкой поэзии и философии, прежде всего Гёте и Шиллера. Он был восторженным романтиком, имел

Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёр-ные до плеч.

Его поэзию А. С. Пушкин сравнивает со «сном младенца», настолько она была чиста и невинна. В Онегине он нашёл чело-века, перед которым можно исповедываться, не боясь насме-шек, — Онегин щадил его самолюбие, предоставляя времени са-мостоятельно разочаровать юношу в его смутных мечтаниях. Они стали друзьями «от делать нечего» — точнейшее наблюдение А. С. Пушкина, показывающего, что у души есть определённые потребности, и эти потребности направляются на человека, со-всем необязательно достойного внимания, но лишь наиболее подходящего в ряду прочих.

Фактически Ленский и Онегин были двумя диалектическими противоположностями одного характера, и это накладывало на их отношения дополнительный отпечаток. Это были два человека, любившие естественность, и на почве этого они уже неизбежно должны были сойтись в окружении людей-масок и глупцов. Ав-тор недаром пишет:

Меж ними всё рождало споры И к раз-мышлению влекло...

В сельской глуши Ленский «везде был принят как жених», при этом пустые необразованные соседи считали согласно, что он — полурусский . Вероятно, потому, что писал непонятные стихи и говорил о том, что было им совершенно непонятно. То, что он приехал из Германии, было лишь внешним фактором. Но он ро-мантически любил свою наречённую невесту — Ольгу Ларину («И детям прочили венцы // Друзья-соседи, их отцы»). Он был объят совершенно юношеским пылом, и замечание его старшего друга, нелестно сравнившего Ольгу с «глупой луной на глупом небосводе» его оскорбило.

Он продолжал ездить к Лариным, писал ей в альбом стихи, играл с ней в шахматы таким образом, что «пешкою ладью» он «брал в рассеянье свою». Драма Онегина и Татьяны осталась вне его внимания, поэтому он не мог понять мотивов поведения Ев-гения на именинах, когда тот стал неожиданно ухаживать за Оль-гой. Для Ленского было откровением, что Ольга благосклонно отнеслась к внезапному ухажёру, а переполненный романтиче-скими представлениями о чести и достоинстве, он не нашёл ниче-го лучше, как вызвать друга на дуэль. Ложность его решения ста-ла ему ясна уже при встрече с Ольгой накануне дуэли, когда оказалось, что его невеста и не думала его отвергать. «Решась ко-кетку ненавидеть...» — ненавидеть нельзя «решиться» настолько искусственно. Ленский был раздвоен между реальным миром и миром своих грёз и туманных представлений. Выбрать реальный мир, в котором Ольга искренне недоумевает по поводу его скоро-го отъезда накануне, у него не хватило сил, потому что насчёт Онегина он продолжал пребывать в нелепом заблуждении и ему даже не приходило в голову попробовать выяснить на словах, что тот хотел добиться.

Романтика близкой смерти охватила его, он дал волю при-чудливым фантазиям об опасности растлителя-Онегина и совсем потерял чувство реальности. Материал с сайта

Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнём и вздохов и похвал Младое сердце искушал...»

Его смерть, как это ни печально,- никого не поразила. С бес-полезными жертвами всегда так бывает. Он готов был убить друга из-за пустяка и этим оказался непригоден для жизни. Убей он Онегина — Ольга бы наверняка отшатнулась от него, поражённая его жестокостью, и Ленский испытал бы сильней-шее разочарование, которое закончилось бы или самоубийст-вом, или превращением в копию самого Онегина. Но для романа одного Онегина было достаточно, поэтому погиб молодой Вла-димир Ленский.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №13

Имени Героя Советского Союза Санчирова Ф.В.

Городского округа Самара

Реферат по литературе

«Образ Владимира Ленского в

романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Выполнила:

Ученица 9 «А» класса

Чабарова Дарья

Руководитель: учитель

Русского языка и литературы

Твердова И.В.


1. Романтизм как явление в литературе

2 Образ Владимира Ленского

2.1 Дружба с Онегиным и романтические идеалы

2.2 Влюбленность в Ольгу

2.3 Дуэль с Евгением

2.4 Возможности в судьбе

3 Значение образа романтического поэта

Список использованной литературы

1 Романтизм как явление в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.

В тесной связи с германскими влияниями находится возникновение романтизма в Англии. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, "облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм". Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

В русском романтизме появляется свобода от классической условности, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

В творческом споре со сторонниками и практиками романтизма, борясь за утверждение реализма, Пушкин ввел в роман собирательный образ русского поэта-романтика рубежа 10-20-х годов XIX в. Владимира Ленского. Развивая этот характер, он анализирует сильные и слабые стороны романтизма. Отношение автора к Ленскому сложное: добродушная ирония, сочувствие влюбленному герою, горечь по поводу его преждевременной и бессмысленной гибели.

Во время работы над „Евгением Онегиным" Пушкин, пережил трагедию разгрома восстания декабристов. Среди казненных и угнанных на каторгу было много литераторов, друзей Пушкина: К. Рылеев, самый крупный представитель гражданского романтизма декабристов; А. Бестужев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, В. Раевский. Шестая глава романа, в которой рассказывается о поединке и гибели Ленского, создавалась в 1826 г., в значительной части после известия о казни Рылеева и его товарищей. В подтексте строф, посвященных дуэли Ленского, - мучительно-тягостное переживание Пушкина. Взволнованный рассказ о смерти Ленского и лирические раздумья автора о возможной судьбе героя воспринимались наиболее чуткими современниками как поэтический реквием декабристам. Образ Ленского многогранен и не должен истолковываться однозначно.

Впервые в литературе с такой глубиной и силой была раскрыта сложная диалектика человеческой души, показана обусловленность характера героя эпохой и средой, нарисована картина эволюции, духовного обновления человека. Мастерское владение словом, использование богатейших оттенков его значения, разнообразие интонаций – всё это помогло поэту раскрыть бесконечные глубины человеческой души.


2 Образ Владимира Ленского

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин противопоставляет двух героев: Онегина, разочарованного и душевно опустошенного «страдающего эгоиста», и Владимира Ленского, молодого, романтически восторженного, с большим запасом нерастраченных душевных сил, исполненного энтузиазмом альтуриста.

Характеризуя своего героя, Пушкин раскрыл мироощущение Владимира Ленского. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения.

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Из этих строк мы узнаем, что малолетство Ленского прошло вдалеке от Родины. Он жил и учился в Германии, «под небом Шиллера и Гете», где «их поэтическим огнем личность воспламенилась в нем». Ленский – поэт- романтик, «от хладного разврата света ещё увянуть не успев», «он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится высказать в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковых, буяновых, петушковых и харликовых:

…Ему не нравились пиры,

Бежал он их беседы.

2.1 Дружба с Онегиным и романтические идеалы

Чувствуя себя неуютно в поместье родителей, где всё было слишком не романтичным, где разговоры велись «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», проникнутый «поэтическим огнем», Ленский горит желанием познакомится с Онегиным, умным, образованным, необычным и странным, по словам соседей-помещиков, и от этого ещё более притягательным собеседником. Знакомство состоялось – «они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой».

Внимая восторженным, пылким разговорам юного поэта, умудренный опытом и годами, разочаровавшийся во всех наслаждениях жизни и в людях Онегин:

…слушал Ленского с улыбкой…

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.

В противоположность ему Ленский неопытен, наивен, чистосердечен, он раскрывает свою душу перед другом, он «не может ничего скрывать», он готов «разболтать», «вражду, любовь, печаль и радость». Глагол разболтать указывает на несерьезность, юношескую наивность всех этих чувств.

В любви считаясь инвалидом,

Онегин слушал с важным видом,

Как, сердце исповедь любя,

Поэт высказывал себя;

Свою доверчивую совесть

Он простодушно обнажал.

Евгений без труда узнал

Его любви младую повесть,

Обильный чувствами рассказ,

Давно не новыми для нас.

Несмотря на то, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло», эти люд испытывают взаимную симпатию. Для Ленского это приятельство имела особенно большую роль, так как в этот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, доброй зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Но в подтексте дальнейшей характеристики юного поэта всё время ощущается противопоставление его Онегину. В отличие от Евгения, душа Ленского ещё не успела «увянуть» «от хладного разврата света». Если Онегин приобрёл богатый опыт в делах любовных, то Ленский, напротив, «сердцем милый был невежда». Если Онегин знал и презирал людей, то Ленский верил в сродство душ, в дружбу; он верил, что существуют избранники, которые осчастливят людей; если Онегин не имел «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить», то Ленский пылает «поэтическим огнем».

Но каковы темы поэзии Ленского?

Он пел разлуку, и печаль,

И нечто, и туману даль,

И романтические розы;

Он пел те дальние страны,

Где долго в лоно тишины

2.2 Влюбленность в Ольгу

Любовь Ленского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим.

Романтический образ. А Ольга… обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору «надоел…безмерно».

Романтик Ленский идеализирует Ольгу. Он обращается не столько к реальной девушке, столько к созданной его воображением абстрактной деве красоты.

Ленский живо представляет в своем воображении ситуацию прихода Ольги на его могилу. В воображении юноши возникает высокое содержание мыслей и чувств возлюбленной – переживаний идеального существа, захваченного идеей значительности и исключительности их любви. Такая глубина, сила и отрешность переживания, как полагает Ленский, возможна только со стороны очень близкого и преданного человека. Отсюда страстно выраженная просьба-заклинание, призыв хранить верность:

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!.

Автор обращает чуткость на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. "Сердцем милый невежда", герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь "глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, звук, легкий стан..." По словам Белинского, Владимир "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было".

Ленский и Ольга: их характеры не противопоставлены один другому, но и не сходны.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила, глаза как небо голубые,

Улыбка, волосы льняные,

Всё в Ольге,… но любой роман

Возьмите, и найдёте верно

Её портрет: он очень мил;

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Ольга очень мила, но это натура заурядная, обыкновенная.

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Такое описание своего героя дает Пушкин. Молодой помещик дворянского происхождения, Владимир Ленский не мог вызывать иных чувств, кроме симпатии, уважения, снисходительности к его молодости. Он был одним из самых выгодных женихов во всей губернии, и поэтому помещичьи семьи, где росли дочери, его охотно принимали и привечали. Вдобавок к своему богатству, он был красив собой. Его черные волнистые волосы, легкая гибкая фигура могли взволновать любое девичье сердце.

Но сердцем молодого человека успела овладеть Ольга Ларина, которую

…он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:

Ленский был умен, талантлив, писал лирические стихи. Не жених, а мечта. Он учился и получил образование в Германии, в Геттингене, где кроме знаний, набрался вольнолюбивых идеалистических идей, был сторонником философии Канта. Он не успел еще разочароваться в жизни, на которую смотрел сквозь розовые очки.

Ленский был по-юношески сентиментален. Любовь к была его первой и единственной любовью, она была чиста и светла, как лесной родник.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.

Об Ольге Владимир говорит с восторгом неиспорченного юноши.

Да и сама Ольга никогда не давала повода ни для ревности, ни для тревог. Возможно, просто не возникало предпосылок и условий для этого.

Образ Ленского был необходим в романе, как антипод Онегину. И хотя они сблизились и сдружились, Ленский и Онегин совершенно разные люди.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Но не была той самой мужской дружбой, за которую люди готовы в огонь и в воду. По крайней мере, в душе Онегина не родилось такое чувство привязанности к Ленскому. Да и что это за дружба, если люди из-за недоразумения готовы стать врагами.

От своего незнания и неопытности молодой поэт шутку, может быть и злую, воспринял как предательство и коварство. Но когда наутро встретился с Ольгой, все такой же милой и непосредственной, он понял, что погорячился. И не найдя в себе духа и повода, чтобы помириться с Онегиным,

Он мыслит: «Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Накануне поединка юноша всю ночь не спал. То ли это было волнение перед первой в его жизни дуэлью, то ли его угнетало предчувствие смерти. Скорее всего, второе. Это предчувствие вылилось в его элегические строчки:

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,

В цитатных характеристиках, использованных в данной статье, Ленский показан со всех сторон, в строчках Пушкина ярко изображены его мысли, поступки, душевные порывы.

Литературные критики упрекают юношу в незнании жизни. О чем мог знать юноша в 18 лет? Разве это его вина, что Владимир Ленский рос, как тепличное растение, в закрытом учебном заведении, где была книжная теория, философия, искусства, но никто и никогда не говорил, с ним о жизни, о том, что в ней существуют и темные стороны: алчность, лицемерие, хитрость, подлость.

Пушкин нигде не описывает состояние его имения. Как оно управлялось? Кем? Как жили его крестьяне? А ведь этот факт мог показать, применял ли молодой человек свои знания на практике, или он их использовал лишь в спорах с Онегиным и ему подобными, если вдруг случалось встретить образованного человека.

Пушкин видит две перспективы для будущего Ленского: первая — обретя смысл в жизни, он мог развить свой литературный талант и превратиться в «животворящий глас», и вторая –

Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

И почему именно скучал? Ведь Ленский, мог применить свои знания на практике, найти смысл жизни в развитии своего хозяйства, в применении прогрессивных технологий и экономических программ, воспитывал ты детей. Да, он мог бы быть счастлив, тем, что счастливы его люди, его семья. Что в том плохого?

Почему смысл жизни передовой молодежи должен заключаться в том, чтобы отстреливать царей? Правда, Белинский увидел портрет Ленского в горе-литераторах, осаждавших журналы.

«Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу.»

, – это не просто история любви. Произведение затрагивает этические и моральные вопросы, важные для молодого поколения той эпохи. Изящный слог создает эстетичную архитектуру романа, а сюжет описывает жизнь разочарованных людей. Владимир Ленский, чья судьба оказалась трагичной, выступает протагонистом главного героя – Онегина. Его характеристика оправдывает поступки молодого человека и позволяет читателю понять сущность личности. Поэт-романтик, прототипом которого послужил сам автор, играет немаловажную роль в произведении, ставшем классикой мировой литературы XIX века.

История создания

«Евгений Онегин» создавался в течение семи лет, в период с 1823 по 1830 год. В это время Пушкин пережил ссылку, неспокойные времена в Петербурге, заточение в Болдине. Автор планировал написать 10 глав. В 1833 году свет увидело первое издание, состоящее из 8 частей. Роман опубликовали под названием «Отрывки из путешествия Онегина»

Поэт был скептически настроен по отношению к романтизму. Он стремился к инновациям в произведении, но не романтизировать сюжет не удалось. Пушкин представляет портрет человека, ценящего нравственные идеалы. Образ и натура героя собирательны. Многие друзья писателя подарили персонажу неповторимые качества. Пушкинисты отмечают и характерные поэту черты в описании Владимира Ленского.

Владимиру Ленскому суждено погибнуть. Причиной смерти становится не дуэль, а непонимание окружающих. Максималист не умел быть сдержанным и не скрывал эмоциональность. Здравый смысл не преобладал в его натуре, и в патовой ситуации Ленский не смог показаться хладнокровным и проявить стойкость духа.


Пушкин решил убить героя, чтобы не дать тому стать простым мещанином, наблюдателем, испытывающим вечное разочарование в людях. Автор спас персонажа от момента, когда сентиментальность переросла бы в цинизм.

Ленский – особенный персонаж, который, располагая отличным воспитанием и образованием, оказывается бесполезным для общества. Его будущее призрачно, в отличие от Онегина.

Биография

Любовный роман «Евгений Онегин» не мог обойтись без мотива ревности, пускай и беспричинной. Ленский одновременно с новым приятелем Онегиным оказывается в деревне. Благодаря ему главный герой становится вхож в дом Лариных и узнает сестер и . Раздосадованный Онегин, стремясь задеть друга, начинает не всерьез ухаживать за его дамой сердца Ольгой и в порыве гнева вызывает Владимира на дуэль.


Задача Ленского в романе кроется в том, чтобы продемонстрировать нрав Онегина. Поэт не от мира сего не похож на приятеля мечтательностью, возвышенностью чувств и отсутствием трезвого взгляда на вещи. Его благородство столь же велико, сколь силен эгоизм Онегина. Роман написан с учетом специфичных пропорций, и Ленский является персонажем, уравновешивающим поэтичность образа Татьяны Лариной.

Ленский возвращается в родную деревню из Германии, где открыл в себе поэтические наклонности и увлекся Кантом. Внешность героя привлекательна. На момент знакомства с Онегиным его возраст не превышает 18 лет. Пылкий молодой человек кажется окружающим странным из-за восторженности и чувственности. Его поведение указывает на перспективы свободомыслия. В отличие от денди Онегина, Ленский, обладатель длинных кудрей, не козыряет высоким интеллектом и тонкой душевной организацией.


Пушкин описывает молодого помещика как человека, к которому невозможно не питать уважения и симпатии. Видный жених, который мог выбрать любую девушку, остановил свой выбор на той, кому он безразличен. Ольга Ларина видела в нем игрушку. Талантливый персонаж писал возлюбленной стихи и, очарованный ее прелестями, не замечал насмешек. Любовь к Ольге была первым серьезным романтическим чувством, которому не суждено было найти отклик.

Автор сблизил двух героев в лице Онегина и Ленского, чтобы, являясь антиподами, они оттеняли друг друга. Дружба строилась на отсутствии понимания со стороны общества. В ночь перед дуэлью Ленский не спал, то ли от волнения, то ли от предвкушения трагического финала схватки. Его неопытность, гордыня, романтичность не позволили избежать поединка. Не знавший жизни юнец оказался заложником обстоятельств и низменных человеческих проявлений. В его жилах, увы, не текла эльфийская кровь, поэтому недомолвка из-за пустяка привела героя к гибели.


Ленский был образованным, умным человеком, но Пушкин не объясняет, как он вел дела, применял ли знания на практике. Философские мысли, высказываемые героем, находили отражение только в диалогах с Онегиным. У судьбы Ленского было два пути развития. Он должен был стать великим литературным деятелем или погрязнуть в мещанском быту. Подчеркивая, что Ленский не одинок в своих принципах, поэт указывает на то, что в обществе полно подобных ему молодых людей. Но в них нет той чистоты и невинности, которой обладал герой произведения. Те, которые окружают Пушкина, имеют великое самомнение и ни толики таланта.

  • В воображении читателя герои романа «Евгений Онегин» предстают зрелыми взрослыми людьми, успевшими пресытиться светом, чувствующими в себе силы для проведения дуэли, переживающие судьбоносные отказы. В реальности персонажи молоды. Например, Татьяне Лариной, судя по описанию, всего 13 лет, а Онегину исполнилось 26.
  • Произведение публиковалось по главам из финансовых расчетов. Поэт видел в этом выгоду, поэтому роман был разбит на главы и после только публикации стал единым.

  • В процессе написания книги картежник Пушкин проиграл рукопись пятой главы Загряжскому. Он поставил ее на кон с ценой 25 рублей за строчку. Следующей ставкой стали дуэльные пистолеты. Писателю повезло: он отыграл обратно часть произведения, пистолеты и деньги.
  • Дуэль, описанная Пушкиным в «Евгении Онегине», частично была пророческой. Идя на поединок с Дантесом, поэт не думал, что примет смерть, как его персонаж: от неожиданного выстрела, произошедшего, пока он целился. Именно так погиб Ленский, получив пулю от бывшего друга. Дантесу, как и Онегину, было 26 лет.

  • Роман имеет открытый финал. Первоначально автор хотел завершить его отправкой главного героя на Кавказ или в ссылку с декабристами, но дал публике возможность придумать конец истории самостоятельно.
  • 10 глава, содержащая преддекабристскую хронику, не увидела свет. Автор сжег ее, решив недостойной книги. До современного читателя дошли лишь отрывки из этой части произведения, записанные на черновиках. В современных сборниках 10 глава не публикуется.

Цитаты

Многие называют «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Описательное произведение позволяет составить впечатление о нравах эпохи, одежде, этикете и исторических нюансах. Характеристику героям поэт дает в нескольких емких фразах. Так, веру Ленского в добрые дружеские чувства он описывает четверостишием:

«Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника».

Трогательную наивность, чистоту побуждений и пылкость чувств влюбленного поэта Пушкин обрисовывает словами:

«Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…»

Всю сущность души героя писатель заключил в словах:

«...Он сердцем милый был невежда...»;
«... Ни шум веселий, ни науки души не изменили в нем, согретой девственным огнем...»;
«...Свою доверчивую совесть он простодушно обнажал...»

Трогательное описание Ленского созвучно его образу и роли, отведенной персонажу в литературном произведении.