Единая тарифная сетка учителей. Тарифная сетка и разряды к ней

Единая тарифная сетка

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.

Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.

Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.

До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).

Таблица 1 - Единая тарифная сетка

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.

Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).

В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.

Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.

За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.

Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.

Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.

Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?

Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.

Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.

После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039

Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.

При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл.2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.

Таблица 2 - Изменение шкалы ЕТС

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.

Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Таблица 3 - Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда

Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.

Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.

В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

· низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

· недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;

· недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14-10-92 785 (ред от 27-02-95) О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В УРОВНЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ… Актуально в 2018 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.95 N 189) Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тарифные коэффициенты 1.0 1.30 1.69 1.91 2.16 2.44 2.76 3.12 3.53 3.99 4.51 5.10 5.76 6.51 7.36 8.17 9.07 10.07 Примечания. 1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством Российской Федерации. Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. 2. Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно — квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8-й разряды Единой тарифной сетки.

Тарифная сетка по разрядам на 2018 год

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты. Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы.


Внимание

Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки. НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Тарификационная сетка для бюджетников на с 01 10 2018 год

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ. Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно. Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов:1.


Важно

Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок. 2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.


3.

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях. 4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п.
7 ч. 1 ст. 77

ТК РФ. 5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты. Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.
НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Новые оклады учителей в 2018 году тарифная сетка

После того как изменятся должностные оклады на 2018 год, таблица окладов тоже будет изменена. Однако возникают пени вопрос. Пока неизвестно, как на такие действия отреагирует МВФ и другие международные партнеры Украины.
Если учесть то, что Украина имеет большой внешний долг, который не прекращает расти, то, пожалуй, кредиторам это не понравится. Все это приводит к тому, что ситуация в Украине будет складываться не лучшим образом. Большое количество различных экспертов и специалистов пророчит государству дефолт уже в 2020 году. Это, конечно, только прогнозы, но чтобы избежать такого, властям нужно приложить немалых усилий, ибо изменить ситуацию к лучшему будет не так уж и легко.
Работники, которые остались в выигрыше Надо также упомянуть о том, что позитивные изменения все же коснулись некоторых.

Кому из бюджетников повысят зарплату с 1 мая 2018 года

В связи с такими данными все же можно утверждать, что должностные оклады государственных служащих на 2018 год должны претерпеть определенных изменений. Рост окладов и подводные камни О вышеупомянутую проблему также неоднократно заявлять представители Кабинета Министров Украины. Это очень важная проблема, которая практически уничтожает всякую мотивацию работать. Если обратить внимание на то, как росли показатели в течение прошлых лет, то можно понять, что такая тенденция имела свое начало еще в 2014 году. Именно тогда рост должностных окладов прекратило соответствовать росту прожиточного минимума. Как еще сильнее погрузиться в эту проблему, то при сравнении размера тарифных ставок становится известно, что представители первого разряда имеют заработную плату, что составляет примерно 1700 гривен.

Должностные оклады на 2018 год в украине. таблица

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть. Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Правительство РФ приняло Постановление, согласно которому работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст.
Для этого надо просто узнать о коэффициент, который указывается в единой тарифной сетке. Этот коэффициент – это четко установленное понятие, которое регулируется только тарифной сеткой. Именно поэтому любые другие трудовые правки и нововведения не имеют никакого влияния на показатель. Как известно, для представителей первого тарифного разряда коэффициент составляет единицу, а для других разрядов он определенным образом растет. Вот на основе чего и составляется таблица должностных окладов. Надо также сказать о том, что сам тарифный разряд корректируется в зависимости от профессии лица.

Нетрудная работа обычно приравнивается к наименьших уровней. И работа, которая вообще требует минимума, относится к первому разряду.

А вот чем больше нужно профессиональных навыков и чем больше специализированных знаний нужно, тем больше будет тарифный разряд.

Разрядная сетка заработной платы бюджетникам в 2018 году

Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС);
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы. Новые системы оплаты труда в бюджетных организациях С 1 декабря 2008 года Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников.
Если это тарифная система, правила использования которой в 2017-2018 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.

В рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам. Так, все должности на предприятии разбиваются на определенные группы - разряды.

Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда.

Оклад рассчитывается за единицу времени (час, день, месяц). В калькуляции применяется специальный показатель - тарифная ставка, зависящая от уровня профессионализма работника и отрасли деятельности.

Определение

Тарифная ставка — это денежная выплата работнику за выполнение заданий определённой сложности в установленные сроки. Эта сумма фиксируется в трудовом договоре и является минимальной гарантированной оплатой труда, ниже которой сотрудник не может получать при условии выполнения всех обязанностей. На предприятии могут быть разработаны тарифные ставки заработной платы, тарифные сетки и штатное расписание, исходя из которых определяется оклад работника. Правила, по которым осуществляется расчет, представлены в трудовом законодательстве.

Как рассчитать свою зарплату?

Первым делом нужно ознакомиться с тарифно-квалификационным справочником конкретной отрасли, чтобы узнать размер тарифной ставки, количество предусмотренных разрядов, наличие дополнительных выплат. Формула для расчета следующая:

  • Ставка = Ставка 1-го разряда х Повышающий коэффициент.

В расчетах месячные ставки используются, только если фактическая выплата совпадает с нормами, дневные - если количество дней фактической явки на работу в течение недели отличается от 5. Часовая тарифная ставка работника обязательно используется при расчете оплаты:

  • в опасных, тяжелых и вредных условиях;
  • за сверхнормативную выработку;
  • в ночные смены;
  • в выходные дни.

Рассчитывается она делением оклада на количество отработанных часов в месяце (или среднемесячное число рабочих часов за год). Точный алгоритм расчетов прописан в Коллективном договоре.

Схемы оплаты

Система оплаты - это соотношение меры труда и вознаграждения за него. Сюда также входят условия и порядок расчета стимулирующих выплат, премий. Утвержденная система фиксируется в Коллективном договоре.

Повременная система

При повременной системе разрабатываются нормативные задания, устанавливается количество времени, необходимое для их выполнения. Для расчета заработка следует количество отработанного времени умножить на ставку. Она может быть часовой или месячной.

Пример 1

Часовая тарифная ставка рабочего составляет 75 рублей. За месяц он отработал 160 часов при норме 168 часов. Зарплата сотрудника составляет: 75 х 160 = 12 тыс. руб.

Информация для расчетов берется из «Табеля учета времени» и личной карточки сотрудника. Чаще всего часовая ставка используется при расчете оплаты труда работников промышленности, а месячные оклады устанавливаются для специалистов и руководителей.

Пример 2

Бухгалтеру в организации установлен оклад в размере 15 тыс. рублей. За месяц он отработал 17 дней из положенных 20. Его зарплата составляет: 15 000: 20 Х 17 = 12,75 тыс. руб.

Формы оплаты устанавливаются:

  • Простая повременная - предусматривает выплату за количество времени, потраченного на выполнение задания.
  • Повременно-премиальная система - предусматривает доплаты за качество продукции.

Сдельная система оплаты труда

Сумма оклада может зависеть от количества изготовленной продукции. В таком случае расценки определяются умножением ставки на разряд и норму выработки. Рассмотрим детальнее формы оплаты труда.

Прямая сдельная

В данной системе оклад прямо пропорционально зависит от количества изготовленных изделий исходя из установленных расценок. Порядок расчета будет зависеть от вида нормы.

Пример 3

Тарифная ставка слесаря составляет 180 руб/час при норме выработке 3 шт/час. За месяц было изготовлено 480 деталей. Оклад: 180: 3 х 480 = 28,8 тыс. руб.

Пример 4

Тарифная ставка токаря составляет 100 руб./час при норме затрат времени 1 час/шт. За месяц было изготовлено 150 деталей. Оклад: (100: 1) х 150 = 15 тыс. руб.

Аналогичные схемы расчетов можно применять не только в отношении конкретного работника, но и бригады в целом.

Пример 5

Бригада, в которую входит трое рабочих, выполнила заданный объем работ за 360 часов. По условиям договора ей полагается выплата 16 тыс. руб. Тарифные ставки членов бригады и фактические затраты времени представлены в таблице.

1. Расчет тарифных окладов (руб.):

Александров: 60 х 100 = 6000.
Воронов: 45 х 120 = 5400.
Карпов: 45 х 140 = 6300.

Тарифный заработок всей бригады составляет 17,7 тыс. руб.

2. Найдем коэффициент распределения:

16: 17,6 = 0,91.

3. Фактическая зарплата рабочих отражена в следующей таблице.

Сдельно-премиальная система

Данная схема предусматривает премирование за выработку сверх установленной нормы. Такие доплаты считаются частью фактического заработка и устанавливаются в соотношении к окладу.

Пример 6

Рабочий выполнил норму на 110%. Его оклад по сдельным оценкам составляет 6 тыс. руб. Положение о премировании предусматривает за выработку сверх нормы вознаграждение в размере 10% оклада. Расчет будет таков:

6000 х 0,1 = 600 руб. - премия.
6000 + 600 = 6600 руб. - начисленная зарплата.

Оклад сотрудников, обслуживающих оборудование, рассчитывается по косвенно-сдельным расценкам и зависит от количества изготовленной продукции.

Аккордная система

В данном случае оцениваются сроки выполнения комплекса работ. Размер оклада зависит от калькуляции каждого вида работ и общего размера выплат. Системой предусмотрено премирование за досрочное выполнение задания. Она используется для расчета зарплат сотрудников, участвующих в ликвидации последствий аварий и прочих срочных заданий.

Пример 7

Рабочий выполнил норму на 110 %. Его оклад по сдельным оценкам составляет 6 тыс. руб. Согласно «Положению о премировании», за выработку сверх нормы предусмотрено вознаграждение в размере 150 % оклада. Расчет:

(6 х (1,1-1) : 1) х 1,5 = 0,9 тыс. руб. - премия.
6 + 0,9 = 6,9 тыс. руб. - начисленная зарплата.

Комбинированные системы

Рассмотренные системы оплаты труда зависят от количества изготовленной продукции. Но по требованиям трудового законодательства оклад должен также зависеть от качества проведенных работ. Поэтому на практике рассмотренные системы оплаты труда дифференцируются в зависимости от качества изготовленной продукции, то есть используются комбинированные системы. Например, тарифная ставка рассчитывается по прямой сдельной системе, а при выполнении работ сверх нормы выплачиваются премии. Для расчета окладов по дифференцированным системам используются:

  • Тарифные справочники профессий.
  • Квалификационные характеристики.
  • Акт оценки рабочего места.
  • Тарифная ставка.
  • Тарифная сетка.
  • Коэффициенты выплаты надбавок.

«Единый квалификационный справочник должностей и окладов»

Тарифная ставка оплаты труда в госучреждениях зависит от результатов аттестации тарифов из «Единого справочника должностей» (ЕКС). В нем представлены характеристики должностей и требования к уровню квалификации. Он используется для тарификации работ и присвоения разрядов рабочим.

В справочнике представлены тарифные ставки за единицу времени в зависимости от разряда рабочего.

Ставка 1-го разряда представляет собой оплату труда низшей квалификации. Ее размер не может быть ниже МРОТ, а увеличивающий коэффициент составляет «1». Расчет тарифной ставки 2-го разряда осуществляется путем умножения ставки 1-го разряда на соответствующий коэффициент и т. д. Все эти показатели, дополненные районными коэффициентами доплат и надбавок, группируются в тарифную сетку.

Стимулирующие выплаты

Доплата - это денежная компенсация за нестандартный режим работы, условия труда и интенсивность труда. Надбавка - это выплата, стимулирующая работника повышать квалификацию и уровень мастерства. Законодательством предусмотрены такие виды стимулирующих выплат:

  • за труд в выходной день;
  • сверхурочную и работу в ночное время;
  • многосменный режим;
  • совмещение должностей;
  • увеличение объема работ и т. д.

Для расчета каждого вида доплат должен быть разработан алгоритм определения отклонений фактических условий труда от стандартных. То есть необходимо в трудовом договоре прописать режим работы в ночное время, инструкции каждого сотрудника и т. д. Затем путем сравнения фактических условий труда с нормативными рассчитывать размер надбавки и производить выплаты.

На любом российском предприятии, бюджетном или коммерческом, зарплаты сотрудников неодинаковы.

Размеры зарплат указываются в штатном расписании, а вот соотношение размеров окладов работников закрепляется в тарифной сетке.


Оплату труда по определённой системе разработали ещё в первой половине прошлого века советские законодатели. По мнению разработчиков, любого сотрудника (от простого рабочего до руководителя) должна зависеть:

  • от занимаемой должности;
  • от сложности и значимости работы.

Для определения разницы в окладах разрабатываются тарифные сетки (ТС). Основа ТС - это единая тарифная сетка (ЕТС), составленная в виде таблицы. Элементы таблицы таковы:

  • разряды оплаты труда (всего их 18);
  • тарифные коэффициенты.

Коэффициент повышается с каждым разрядом .

Кроме ЕТС разрабатываются сетки по разрядам с указанием должностей и квалификации. Такие ТС делятся на отрасли. В бюджетной сфере, например, отрасли такие:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • лесное хозяйство и т.д.

Кроме того, каждая отрасль разделяется на подотрасли. Например, образование разбито на элементы:

В свою очередь, каждая подотрасль может содержать свои составляющие. На примере образования - в подотрасли руководителей содержатся сетки:

  • общего образования;
  • высшего образования.

Сами ТС - это тоже таблицы, которые состоят из столбцов со значениями:

  • должность или квалификация;
  • диапазон применяемых коэффициентов.

Для наглядности рассмотрим пример:

По тарифной сетке оклад ректора ВУЗа должен быть в диапазоне разряда ЕТС от 17 до 18, а школьного учителя - от 7 до 14.

Коэффициенты разрядов: для ректора - от 9, 07 до 10, 07, а учителя - от 2,76 до 6, 51.

Какой именно коэффициент по разряду применить, указывается в справочниках:

  • ЕТКС (содержит виды работ по разрядам рабочих профессий и должностей);
  • ЕКС (применяется в отношении управленцев, специалистов и служащих).

Из вышесказанного резюме: ТС устанавливает, на какой коэффициент нужно умножать МРОТ, чтобы получить .

ЕТС бюджетников

Система оплаты в бюджетной сфере по единой сетке применялась до конца 2008 года, на сегодня она не применяется . Для расчёта зарплат бюджетников в 2017 году применяются правила Постановления №583.

Указанным правовым актом были введены новые системы расчёта окладов сотрудников муниципальных, федеральных или казённых организаций.

В новой системе обязательно применение справочников ЕТКС и ЕКС, но размеры ставок или окладов утверждаются руководителем организации.

Руководитель бюджетного предприятия при установлении или оклада обязан учитывать:

  • сложность и значимость работы;
  • квалификацию сотрудника;
  • сложность работы.

А между тем зарплата бюджетника - это не только голый оклад, но и:

  • (за стаж, звание, класс и т.п.);
  • премии (размеры и основания указываются в локальных положениях);
  • компенсации ( , например, или «северные»).

Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации:

  • в колдоговоре;
  • в положении об оплате труда и премировании;
  • в других соглашениях.

Как именно разработать систему оплаты труда, описано в рекомендациях Российской комиссии от 25.12.2015г. (Протокол решения №12).

Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия:

  • оклад по низшему разряду не может быть меньше законного МРОТа;
  • труд работников одной должности и квалификации должен оплачиваться одинаково;
  • понижение оклада недопустимо;
  • фиксированные оклады и ставки устанавливаются с учётом принадлежности к профессиональной квалифицированной группе;
  • все оклады, ставки, надбавки и премии включаются в штатное расписание.

В итоге, что получаем: размер зарплаты (оклад + премии и надбавки) можно узнать из локальных актов:

  • штатное расписание;
  • колдоговор (если есть);
  • положение об оплате труда, о премировании, о надбавках и т.п.

Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться.

Классификация рабочих профессий

По норме 143 статьи Трудового кодекса оплата работника должна быть соразмерна его КПД. То есть, чем выше разряд или квалификация сотрудника, тем дороже его работа. А разряд напрямую зависит от видов работ. Все виды работ, присущие тому или иному разряду (по профессиям) перечислены в ЕТКС.

В справочнике определены:

  • отрасли (строительная, литейная, кузнечная и т.д.);
  • профессии;
  • разряды.

Справочник регулярно обновляется, актуальная версия ЕТКС находится .

По каждому разряду любой рабочей профессии в справочнике описано:

  • какое образование должно быть у работника;
  • опыт работы;
  • что он должен знать и уметь;
  • какие работы выполнять.

На основании именно данных из справочника можно устанавливать разряд или тарифный коэффициент.

Классификация управленцев

Руководящее звено (управленцы) - это администрация организации, в задачи которой входит обеспечение деятельности предприятия в соответствии:

  • с целями предприятия;
  • с действующим законодательством.

То есть, администрация обязана так организовать свою работу, чтобы предприятие работало на результат, обозначенный в уставе, и при этом соблюдались бы законные права работников и государства.

Для этого советскими разработчиками создан справочник ЕКС. Действует он до сих пор, но изменяется регулярно. Последняя его редакция утверждена в 2014 году. В справочнике содержатся сведения:

  • названия руководящих должностей;
  • требования к знаниям и умениям по каждой должности;
  • требования к образованию и опыту;
  • основные функции.

Все данные можно посмотреть по ссылке .

В справочнике описаны требования к должностям всех подразделений управленческого аппарата:

  • к руководителям (директорам, заведующим, начальникам отделов и т.п.);
  • специалистам (инженерам, техникам);
  • служащим (агентам, секретарям, операторам).

Данные справочника обязательны для разработки системы оплаты труда в организации.

ТС в коммерческой фирме

Чтобы обосновать размер зарплаты сотрудника частной компании, достаточно указать размеры окладов и надбавок в штатном расписании. А рассчитать эти размеры можно на основании тех же справочников - ЕКТС и ЕКС.

За основу всегда принимается МРОТ (наименьшая цифра по 1 разряду). Важно учесть и то, что в каждом регионе может быть принят свой размер минимального оклада. Это обстоятельство можно выяснить, изучив информацию об оплате труда, опубликованную на официальном сайте администрации региона (края, области, Москвы или Санкт-Петербурга).

Единственное условие тарификации - это недопущение дискриминации. То есть, директор вправе установить любые оклады работникам фирмы.

Но сотрудники, выполняющие одну и ту же функцию на равных условиях, должны получать зарплату с одинаковым коэффициентом.

Как можно разработать ТС:

  • определить все должности и профессии по отделам фирмы;
  • в зависимости от видов и значимости работ поделить функции на разряды;
  • установить коэффициенты к разрядам.

При этом в основе первого разряда стоит размер МРОТ и коэффициент 1. Далее систему тарификации нужно закрепить в локальном нормативном акте.

Заработная плата - это одна из самых спорных категорий выплат работникам предприятия. На практике применяется несколько основных способов начисления выплат по оплате труда. Самыми популярными являются следующие:

  • сдельная;
  • повременная;
  • комбинированный тип.

Если говорить о бюджетных организациях, то здесь повсеместно применима ставка, которая также дополняется поощрительными выплатами и премиями. Для того чтобы понять, как начисляется зарплата бюджетникам, необходимо определить, что такое тарифная сетка и тарифный разряд. Коэффициент тарифной ставки по разрядам применяется не только в бюджетных организациях, многие предприятия имеют такие добавочные тарифные коэффициенты по разрядам.

Что такое тарифный коэффициент и от чего он зависит?

Тарифный коэффициент представляет собой множитель, который применяется к заработной плате работника первого разряда. Это показатель, который увеличивает заработную плату работника с учетом таких показателей, как тарифный разряд, тарифный коэффициент. На предприятиях обычно применяется разрядная состоящая из шести разрядов. Таким образом, работник первого разряда имеет наименьший показатель заработной платы, а шестой, соответственно, самый высокий. Тарифный коэффициент 1 разряда соответствует минимальной зарплате, равен 1,0.

Для применения нужно иметь таблицу с тарифными коэффициентами. На различных предприятиях они могут иметь отличия, определен тарифный коэффициент рабочих разрядов в Приказе об учетной политике предприятия. Это если говорить об отдельно взятом предприятии. В государстве разработана единая тарифная сетка для рабочих бюджетной сферы. Она имеет 18 рангов. Если говорить о конкретных цифрах, то стоит отметить, что по сравнению с первым, самым низким, 18 ранг имеет тарифный коэффициент 4,5.

Назначение тарифной сетки

Все работники предприятия не могут получать заработную плату на одном уровне, поскольку уровень их квалификации отличается, трудоемкость выполняемых каждым из них работ различна. В связи с этим целесообразно применять тарифную сетку. В чем заключается ее основное назначение? Основная цель применения такой системы оплаты заключается в том, чтобы распределить работников по категориям в зависимости от уровня специализации и квалификации выполняемых им работ.

Каждый работник должен получать оклад в размере, соответствующем его квалификации. Оплата труда тарифным способом предусматривает, что работник определенного разряда должен выполнять работу, которая по сложности соответствует именно его разряду. Бывает, что работник низшего разряда привлекается к работам, которые должен выполнять специалист более высшего уровня. В тех ситуациях, когда он делает это успешно, ему, соответственно, может быть присвоен более высокий разряд.

Оплата труда тарифным методом является хорошей мотивацией для работников. Ведь чем выше разряд, тем больше уровень оклада.

Определение тарифного разряда и его особенности

Что такое тарифный разряд? Тарифный коэффициент является составляющей частью разряда по квалификационным характеристикам. Он характеризует уровень сложности работ. Тарифный разряд (тарифный коэффициент) является одним из важнейших составляющих тарифной сетки. Как он определяется? Его можно посмотреть в специальном справочнике характеристик рабочих по уровню квалификации.

В тарифной сетке отсчет всегда начинается с работников первого разряда. Они, как правило, имеют самый низкий оклад и уровень квалификации. Обычно уровень оклада работников первого разряда соответствует минимальному уровню заработной платы, определенному на государственном уровне.

Типы тарифных сеток

Интересно, что на одном предприятии может быть разработано несколько тарифных сеток, которые применяются к категориям работников с различными условиями труда. Например, если рассматривать машиностроительное предприятие, то здесь может иметься обычная тарифная сетка и «горячая». Второй тип сетки будет применяться к работникам, которые работают в цехах с вредными условиями работы.

Условия получения высшего разряда

Для получения высшего уровня квалификационного разряда необходимо обладать знаниями и навыками, необходимыми для осуществления работы высшего уровня квалификации. Кроме этого, существуют еще и другие обязательные к выполнению условия, позволяющие работнику получить более высокий квалификационный разряд:

  • выполнять работы высшего уровня в течение трех месяцев, и делать это успешно, то есть без переделок и нарушений;
  • непосредственно перед получением высшего разряда нужно сдать тест для проверки уровня квалификации.

Кто определяет уровень квалификации? В данном процессе должен участвовать собственник предприятия, а также представитель профсоюзной организации работников.

Кому могут повысить разряд? Уровень квалификационного разряда может повышаться в тех случаях, когда работник строго и четко следует нормам и требованиям, которые определены на предприятии. Трудовая дисциплина рабочего должна быть положительной.

Если он строго нарушает правила поведения на предприятии, закон или другие определенные нормы, то его разряд может также понижаться. Такие меры применяются в качестве ответственности за различные нарушения.

Значимость тарифной системы

Тарифный разряд, тарифный коэффициент и тарифная ставка используются при планировании на предприятии. Это позволяет определить уровень заработка отдельных категорий работников. Рассмотрим ситуации, когда важно знать уровень тарифной ставки определенных категорий рабочих:

  • во время планирования бюджета основной зарплаты работникам по категориям;
  • во время распределения фонда зарплаты по категориям рабочих;
  • при планировании повышений уровня тарифных ставок.

Пример тарифной сетки приведен в таблице.

Тарифная система оплаты труда обладает преимуществами и недостатками. Но ее использование на данный момент является самым оптимальным вариантом не только в бюджетной сфере.