1 2 склонение имен существительных. Cклонение существительных в русском языке: правила и примеры

Это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.

Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.

Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения - первое, второе и третье.

По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь )и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).

И. - ø, - о (-е) В. - ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)

Р. - а (-я) Т. - ом (-ем)

Д. - у (-ю) П. - е

К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля) , а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).

Система окончаний данного типа:

И. - а (-я) В. - у (-ю)

Р. - ы (-и) Т. - ой (-ей)

Д. - е П. - е

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь ).

Система окончаний данного типа:

И. - ø В. - ø

Р. - и Т. - (ь)ю

Д. - и П. - и

Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.

Адъективное склонение - это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся ).

Система окончаний данного типа:

Ед. число Мн. число

муж. и ср. род ж.р.

И. - ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и

Р. - ого/-его -ой/-ей -ых/-их

Д. - ому/-ему -ой -ым/-им

В. И. (неодуш.), Р. (одуш.) - ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)

Т. - ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими

П. - ом/-ем -ой/-ей -ых/-их

Смешанное склонение - это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.

Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).


И. врем-я путь - ø дит-я

Р. времен-и пут-и дитят-и

Д. времен-и пут-и дитят-и

В. врем-я путь - ø дит-я

Т. времен-ем пут-ём дитят-ей

П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и

К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.

К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия) , которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля ), а в дательном и предложном - по третьему субстантивному склонению (типа степь ). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже - окончание (окончание третьего субстантивного склонения).

И. гений-ø станции-я звании-е

Р. гении-я станции-и звании-я

Д. гении-ю станции-и звании-ю

В. гении-я станции-ю звании-е

Т. гении-ем станции-ей звании-ем

П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и

Существительные - названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные - фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.

И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)

Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)

Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)

В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)

Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)

П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)

При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:

И. Ростов-ы В. Ростов-ых

Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми

Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых

Существительные - названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.

Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино ), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.

В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи ), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.

В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын - конь, зверь; стена, рыба - дыня, соня; мышь - ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).

Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога - ноги, полк - полки, сноха - снохи, нож - ножи, ключ - ключи, пальцы - пальцев.

Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.

Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.

Система окончаний множественного числа:

И. - и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)

Р. - ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями

Д. - ам/-ям П. -ах/-ях

При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги - любить сестер, увидеть города - увидеть братьев, увидеть окна - увидеть чудовищ, увидеть степи - увидеть мышей ).

Варианты падежных окончаний

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания - основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею - на клее, в спирту - в спирте, в отпуску - в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари - слесаря, инженеры - инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным - нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание -ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь - дочерьми, дверь - дверьми, лошадь - лошадьми.

В этой статье разберем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания –е , –и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение : -ой (-ей ) памяткой , деревней .

2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см.). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озеро (оно, мое) – существительное среднего рода, имеет окончание –о , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е . Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., -е ) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного – вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке , в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение : -и , -ы .

2-е склонение : -а , -я .

3-е склонение : -и .

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы – 1-е склонение .

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -у , -ю .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру – 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание –и , в дательном – окончание –е .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание –и .

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение : -у , -ю .

2-е склонение : -а , -я .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю – 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение : -ой (-ей ).

2-е склонение : -ом (-ем ).

3-е склонение : -ю .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой – 1-е склонение .

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение : -е .

2-е склонение : -е .

3-е склонение : -и .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени – 3-е склонение .

В следующей статье мы поговорим о склонении существительных во множественном числе.

В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

Список падежей

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

Сказка про падежи

Жил был Падеж.
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

Таблица падежей русского языка

Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

Родительный - родители
Дательный - дал
Винительный - вижу, виню
Творительный - творю

Предлоги падежей и смысловые вопросы

Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

Падежи подразделяются на прямой и косвенные

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж

Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

Русское

Название

Падежа

Латинское

Название

Падежа

Вопросы

Предлоги

Окончание

Единственное число

Множ.

Число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

Номинатив

Кто? Что? (есть)

--- ---

А, -я

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я

Родительный

Генитив

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Ы, -и

А, -я

Ов, -ев, -ей

Дательный

Датив

Кому? Чему? (дам)

к, по

Е, -и

У, -ю

Ам, -ям

Винительный

Аккузатив

Кого? Что? (вижу)

в, за, на, про, через

У, -ю

О, -е

---

Ы, -и, -а, -я, -ей

Творительный

Инструментатив

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с

Ой (-ою),

Ей (-ею)

Ом, -ем

Ами, -ями

Предложный

Препозитив

О ком? О чем? (думаю)

в, на, о, об, обо, при

Е, -и

Е, -и

Ах, -ях

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Стихи о падежах

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! – Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать
О чем мечта.

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это падежи.

Именительный

Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Вот у меня нет брата
И хомяков – ни одного…
Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, Лене? Или Вите?
Нет, пожалуй, никому…

Винительный

Ой! В игрушках – кавардак!
Не пойму сама никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Куклу? Кубики? Лото?

Творительный

Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
Писать мне ручкой иль пером,
Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О школе, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…

Зато теперь все падежи
Я твёрдо заучила.
Попробуй тоже так учи,
Ведь знанья – это СИЛА!!!

Полак Фрида

Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный… Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!

Кирсанов Семён

Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
- Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
- ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
- ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

Тетивкин А.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.

Ключкина Н.

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

Дательный падеж

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.
- «Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!»
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я… летать!
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.
Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!
Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке…
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
Что там долго говорить.
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.
Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
С башни их полить смолой.
Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой (Т. Рик)

Предложный падеж

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже …
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

Все существующие падежи русского языка

1) Именительный падеж - кто?, что?
2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?

7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?

9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

Ох уж это склонение... При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!

Что такое склонение?

Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) - это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.

Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами - не под ударением.

Сколько склонений может быть у существительного?

Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.

Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные - это первое, второе и третье склонение.

Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.

Следующая группа - слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.

Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.

И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах "выглядят" одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.

Для чего нужно уметь определять склонение?

Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество "особенных" слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово "тропинка": Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: "зима". Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) - зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!

Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!

Существительные 1 склонения

Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания или (напомним, что начальная форма для имени существительного - это именительный падеж и единственное число).

Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.

Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.

Существительные 2 склонения

Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но "появляется" в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.

Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать -е .

Существительные 3 склонения

Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.

Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание -и .

Существительные на -ие, -ия

Слово "стремление" - среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово "мантия" - женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.

Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения - в дательном и предложном.

Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.

Таблица окончаний склонений имен существительных

Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.

Падеж -1 скл- -2 скл- -3 скл- -ие -ия
И.п.

лапа, пуля

__ -о, -е

дом, блюдо

Р.п.

лапы, пули

дома, блюда

Д.п.

лапе, пуле

дому, блюду

В.п.

лапу, пулю

__ -о/-е

дом, блюдо

Т.п.

-ой/-ей

лапой, пулей

-ом/-ем

домом, блюдом

величием

П.п.

о лапе, о пуле

о доме, о блюде

о величии

Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.

Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов - тема другой статьи.

Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они "ведут себя" по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова "путь" и "дитя". Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) - тех слов, которые считаются разносклоняемыми.

И.п. стремя путь дитя
Р.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
Д.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
В.п. стремя путь дитя
Т.п. стрем-ен-ем пут-ем дит-ят-ею
П.п. о стрем-ен-и о пут-и о дит-ят-и

Как видим, слово "дитя" склоняется совершенно особым образом. Слово "путь" в родительном, дательном и предложном падежах "ведет себя", как слово 3 склонения, а в творительном - как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.

Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.

Несклоняемые слова

В основном это заимствованные слова - пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.

  • Налей мне кофе - восхищаюсь утренним кофе - говорим о кофе.
  • Это мой какаду - у меня нет какаду - дай корм какаду - помнишь о какаду.
  • Роман Дюма - посвящено Дюма - пишет о Дюма.

Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка "Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе". Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.

Подведем итоги

Определение склонения имен существительных (таблица выше) - совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.

Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и -ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.

Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!

Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.

Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.

Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, - признак низкой грамотности и общей культуры.

Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.

Будьте грамотными!

Склонением называют изменение слов, принадлежащих к различным частям речи (прилагательных, местоимений, существительных, числительных и других) по числам и падежам. Умение склонять слова необходимо для правильного составления предложений. Например, в простом предложении «я иду по лесУ» к слову «лес» была добавлена буква «У». Если бы было выбрано неправильное склонение этого слова, предложение могло бы принять вид: «я иду по лесЕ». Вот почему так важно правильно склонять слова.

Падежи в русском языке

Тип склонения нельзя определить, не зная падежа имени существительного. Они необходимы для выражения различных ролей существительных при использовании их в предложениях. Всего существует 6 падежей, определить каждый из которых можно задав основной вопрос. Слова в некоторых падежах могут отвечать и на вспомогательные вопросы, что еще более упрощает определение падежа. Например, если существительное отвечает на вопрос «откуда?», оно относится к именительному падежу. Предложный падеж можно определить, если существительное отвечает на вопрос «где?», а винительный – «куда?». Более подробно это описано в представленной ниже таблице.

Наименование падежа Основные вопросы,
на которые
отвечают имена
существительные
в предложениях
Вспомогательные
вопросы
(используются не
для каждого
падежа)
Пример
Именительный (сокр. – И) «кто?», «что?» Земл — я
Родительный (сокр. – Р) «кого?», «чего?» «откуда?» Земл — и
Дательный (сокр. – Д) «кому?», «чему?» Земл — е
Винительный (сокр. – В) «кого?», «что?» «куда?» Земл — ю
Творительный (сокр. – Т) «кем?», «чем?» Земл — ей
Предложный (сокр. – П) «о ком?», «о чем?» «где?» Земл — е

Принято называть именительный падеж прямым, а все остальные – косвенными. Умение определять падежи слов в предложениях является очень важным для определения склонений.

Определение склонений

Чтобы определить склонение имени существительного, необходимо поставить это слово в его начальную форму (единственное число, именительный падеж). Принадлежность к одному из имеющихся в русском языке склонений можно нужно определять по окончанию, которое существительное имеет в начальной форме.

В русском языке предусмотрены 3 основных типа склонений для имен существительных. Они представлены в таблице ниже.

Склонения Пояснения На что обратить внимание
Первое Имена существительные в единственном числе, находящиеся в именительном падеже, принадлежащие к мужскому, женскому и общему родам, имеющие окончания — а, — я. Примеры: масса, сосна, забияка, юноша. В именах существительных, у которых окончание –ия, в предложном и дательном падежах единственного числа необходимо ставить окончание — и (Армения, акция).
Второе Имена существительные в единственном числе, находящиеся в именительном падеже:
    1) С нулевым окончанием; 2) С окончаниями — о, — е.

Примеры: тополь, дерево, море.

В именах сущистветельных с окончаниями — ий, — ие в предложном падеже единственного числа необходимо ставить окончание — и.
Третье Имена существительные в единственном числе, находящиеся в именительном падеже, принадлежащие женскому роду.

Примеры: ночь, печь, грусть.

Если имена существительные женского рода в единственном числе, находящиеся в винительном и именительном падежах, оканчиваются на шипящую (ч, ш, ж, щ), в конце слова необходимо ставить мягкий знак.

Примеры: плешь, ночь, печь.

Основные склонения еще называют продуктивными, поскольку именно к ним относится большая часть существительных в русском языке. Но существуют еще и так называемые непродуктивные типы склонений.

Непродуктивные типы склонений

К данному типу, который еще называют неосновным, относят следующие:

  • Адъективное , которое представлено именами существительными, начальная форма которых соответствует прилагательным в единственном числе, находящимся в именительном падеже. Примеры: подлежащее, прихожая, военный.
  • Смешанное склонение , к которому относятся существительные, обозначающие названия населенных пунктов (городов, сел) и русские фамилии, имеющие суффиксы -ов, — ово, — ин, — ино. Примеры: Петров, Малинин, Иваново.
  • Разносклоняемые слова , принадлежащие к имени существительному. К таким относятся все существительные, которые заканчиваются на — мя. Примеры: имя, время. Также разносклоняемыми считаются те существительные, у которых при склонении появляются окончания разных продуктивных типов склонений. Примеры: путь, дитя.
  • Существительные, которые не склоняются . К ним относятся такие слова, у которых окончание всегда нулевое независимо от числа и падежа. Примеры: какао, пальто, фортепиано.

Склонение существительных во множественном числе

Различий между типами склонений имен существительных, которые находятся во множественном числе, практически нет. Однако у некоторых существительных множественного числа, принадлежащих к мужскому роду и находящихся в именительном падеже окончания — и (-ы) могут быть заменены ударными — я (-а). К таковым относятся:

  • Большинство односложных имен существительных (шелк – шелк — а, снег – снег — а). · Двусложные имена существительные, если в форме единственного числа ударение падает на первый слог (вечер – вечер — а, голос – голос — а, округ – округ — а).

Не существует каких-либо строгих закономерностей в распределении имен существительных по различным вариантам. В таблице ниже приведены некоторые наиболее используемые слова, чтобы избежать ошибок в их употреблении.

У некоторых существительных множественного числа в именительном падеже может быть использовано как окончание — ы (-и), так и — а (-я). Примеры: ветры (-а), годы (-а), слесари (-я), пекари (-я), тракторы (-а) и другие.

Также следует учитывать значение слов, от которого зависит употребление окончаний во множественном числе в именительном падеже. Примеры: листы (бумажное производство) и листья (бывают у растений), мехи (у кузнецов) и меха (отделка шкур животных), поясы (относится к географии) и пояса (синоним – ремни) и многие другие.

При склонении существительных во множественном числе, находящихся в родительном падеже, могут быть нулевые окончания или — ев (-ов) и -ей. Здесь также нет четкой закономерности, поэтому для наглядности в представленной ниже таблице приведены некоторые примеры, которые помогут избегать ошибок.

Выводы

При определении склонения слова (часть речи – имя существительное) в предложении, необходимо данное слова представить в начальной форме (единственное число, именительный падеж). Склонение определяется по роду и окончанию слова. Следует помнить, что у имен существительных, которые имеют только форму множественного числа, склонение определить нельзя (дрова, сани и другие).

Видеоурок по правилам склонений имен существительных

Ниже представлен видео урок по русскому языку на тему «Склонение имен существительных»