Высокий церковный сан блаженного августина. Августин блаженный

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430) - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный - Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической "Исповеди" ("Confessiones"). Его самый известный теологический и философский труд - "О граде Божием".

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге "О граде Божием", "первой мировой истории", в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

Биография

Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан своей матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения "Hortensius" Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние; и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне.

Отец Августина, римский гражданин, был мелким землевладельцем, а мать - Моника - благочестивой христианкой. В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр - Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи - Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 372 г. у Августина в конкубинатe родился сын Адеодат. Через год он прочёл Цицерона и увлёкся философией, обратившись к чтению Библии. Однако вскоре Августин перешёл в модное тогда манихейство. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. B "Исповеди" Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на "шелуху" манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане. Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам. После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских "Тускуланских бесед", Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, крестился в Медиолане, после чего вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце "Исповеди". После этого часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, "Житии".

Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.

Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

Этапы творчества

Первый этап (386-395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские "диалоги" ("Против академиков" [то есть скептиков, 386 г.], "О порядке" , "Монологи" , "О жизни блаженной" , "О количестве души" , "Об учителе" , "О музыке" , "О бессмертии души" , "Об истинной религии" , "О свободной воле" или "О свободном решении" ); цикл антиманихейских трактатов.

Второй этап (395-410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: "О книге Бытия", цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и "Исповедь", антидонатистские трактаты.

Третий этап (410-430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и "О граде Божьем"; критический обзор собственных сочинений в "Пересмотрах".

Влияние на христианство

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.

Учения Августина

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Блаженный Августин Аврелий

С работами блаженного Августина я познакомился в процессе подготовки вопроса по средневековой философии. Прочтение его "Исповеди" стало настоящим открытием. Сложно себе представить, что личность древнего святого, почитаемого и в католичестве, и в православии, может быть настолько современна. Для того чтобы понять ценность философских обобщений Августина, например, прорыв в понимании категории времени, его философию истории, обычному читателю, в том числе и мне, приходится прибегать к помощи справочной литературы, но для того, чтобы оценить мировоззренческую глубину, психологическую точность и человеческую правдивость его текста, достаточно просто прожить лет тридцать.

Биография и география

Блаженный Августин родился в Северной Африке (город Тагаст) в 354 году. Юность провел в Карфагене. Мать его была христианкой, отец придерживался языческих верований. Сам Августин был в первую очередь интеллектуалом, он искал мудрости во всех интеллектуальных и религиозных течениях современности. Христианство как бы знакомое ему с детства до определенного момента казалось Августину слишком простым и безыскусным.

Интеллектуально Августин совершил огромное путешествие. Вначале он был приверженцем манихейства, одного из популярных религиозных течений своего времен. Оно объясняло присутствие зла в мире, учило о том, человеческие создания обладают двумя душами, одна из которых добрая, а другая злая. Действия каждого человека, по манихейскому учению, -- результат конфликта этих двух душ. Однако Августин недолго был сторонником манихейства, примкнул к скептицизму, а затем обратился к неоплатонизму. Здесь философ нашел еще более приемлемый ответ на вопрос о присутствии зла в этом мире.

Личный опыт Августина, его субъективные переживания, не смогли удовлетворится неоплатонистской верой в разум, согласно которой правильное понимание ведет к правильным действиям. Он осознавал, что не способен вести жизнь, которая является разумно правильной. Таким образом, Августин пришел к христианству, в котором его поражало учение о спасении. При этом теоретически оно его не удовлетворяло. На этом этапе жизни в качестве учителя риторики он совершил путешествие в Милан. Там Августин услышал проповеди епископа Амброзия и в возрасте тридцати лет принял христианство. августин блаженный человек философия

После возвращения из Милана в Северную Африку Августин был возведен в сан епископа. Вся дальнейшая его жизнь была посвящена Церкви. Умер он в 430 году в городе Гиппоне, близ Карфагена, во времена вторжения вандалов в Западную Римскую империю.

Труды блаженного Августина

Августин был крайне образованным и успешным на профессиональном поприще человеком. Он был ритором, однако интересовала его философия и теология. Важная деталь, что до принятия христианства он не написал ничего значимого. Августин написал большое количество книг на латыни, известно более 500 его проповедей. Вот четыре из наиболее известных его трудов (мы будем писать и о некоторых других):

-- «Против академиков» (ContraAcademicos): здесь Августин опровергает скептицизм, критикует самого себя за увлечение этим учением;

-- «О свободной воле» (Deliberoarbitrio): на страницах этого труда Августин рассуждает о проблеме зла и свободе воли;

-- «Исповедь» (Confessiones): это наиболее известное творение Августина посвящено перепетиям его внутренней духовной борьбы, битвы души и тела. Высокая поэзия личности переплетается здесь с философскими обобщениями, сформулированными в лучших традициях античной философии.

-- «О граде Божием» (DecivitateDei): здесь Августин разрабатывает собственное видение истории и учение о двух градах (царствах) -- граде земном и граде Божием.

Философск ая канва идей Августина; град земной и град Божий

Августин жил в эпоху, когда христианство становилось доминирующей религией. Именно христианская Церковь выступила в роли охранителя культурного наследия в греко- и латиноязычном мире, ведь кроме всего прочего это было время упадка Римской империи. Блаженный Августин оказался одним из первых теологов, которые связали античность и христианское время. Ему удалось органично соединить христианство и неоплатонизм. В трудах его можно найти различные христианские представления -- и все они выражены на языке античной философии.

У Августина все вращается вокруг человека, поскольку именно для человека Бог и создал мир. Бог же и указал человеку путь спасения после грехопадения. При этом, Августин утверждает, что наиболее достоверным знанием мы обладаем о внутреннем мире человека.

Для Августина внутренний мир является полем битвы различных чувств и побуждений воли больше, чем областью холодной деятельности рассудка. Внутреннее является сферой иррациональных импульсов, греха, вины и страстного желания к спасению. При этом, по Августину, человек не в состоянии сам управлять своей внутренней жизнью -- ему необходима милость и сверхчеловеческая, Божественная помощь. Августин полагает, что каждый человек обладает свободой воли, но одновременно подчеркивает, что мы все полностью являемся частью предопределенного Богом плана спасения.

Августин в основном разделяет неоплатонистское понимание взаимоотношения души и тела. Другими словами, душа -- это божественное в человеке. Тело же -- источник греха. Человек должен, по возможности, стать свободными от тела и сконцентрироваться на духе, на своем внутреннем мире, чтобы приблизиться к духовному источнику существования вселенной -- Богу. Но как христианин Августин к сказанному добавляет и идею первородного греха. Душа непосредственно подвержена влиянию греха.

Августин считает, что внутри каждого человека развертывается борьба Бога и дьявола. Он обнаруживает ее и на историческом уровне в виде противостояния Божьего града (civitasDei) и града земного (civitasterrena). Подобно тому, как каждая индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, так и история -- поле сражения благого и греховного царств.

Некоторые исследователи полагают, что учение Августина о Божьем граде и земном граде слабо развито для того, чтобы быть политической теорией, поскольку он рассуждает как теолог, а не как политик. Но все же представления философа о борьбе между двумя царствами были, по мнению этих исследователей, навеяны современной ему политической ситуацией. Христианство считалось причиной падения Римской империи, и Августин защищал свою веру от этих обвинений. Еще одна интерпретация состоит в том, что, вероятно, Августин думал, хотя и никогда не выражал явно, что Церковь в определенном смысле представляет собой Божье царство, тогда как империя -- царство земное.

При этом, Августин считал, что из-за испорченной грехопадением природы человека сильное земное царство необходимо для обуздания зла. Поэтому земное царство является необходимым злом, пока продолжается исторический конфликт добра и зла, то есть в промежуток времени между грехопадением и Вторым Пришествием Христа.

Политика, по воззрениям Августина, выполняет непосредственно моральную функцию --она является авторитарным средством контроля над моральным злом. Такова его точка зрения на государство и политику после грехопадения. До того как грех пришел на землю, люди были равными, но грех сделал необходимым организованную государственную систему, использующую для наказания и защиты принуждение и имеющую четкое распределение прав между правителями и подданными. Даже при отсутствии греха в обществе должен был царить определенный порядок и тем самым определенная форма правления, но без использования принуждения. В земном государстве, где существует зло, правители назначены Богом для поддержания порядка и, следовательно, не получают свою власть от народа. Правители такого государства являются богоизбранными, и народ обязан подчиняться им, поскольку он обязан подчиняться воле Бога.

Однако каким образом злое (мирское) царство может исправить зло в людях? Здесь ему помогает хорошее (церковное) царство. Церковь как организация необходима для спасения души путем ее морального, религиозного воспитания, а также с помощью надзора за мирским царством и его действиями по искоренению зла.

Человек в философии Августина

Философ и теолог считал человека величайшей из загадок. Он задавался вопросом, почему человек стремится познать окружающий мир, оставляя в небрежении себя самого?

Августин интересуется человеком как личностью, индивидом, этот вопрос для него не является абстрактным. Самого себя он называется ощутимой проблемой для себя же, так как человек осознает только малую часть из того, что он собой представляет. Августин одновременно выступает в двух ролях: наблюдателя и того, за кем наблюдают. Этот метод сегодня широко применяется в практической психологии.

"Исповедь" Августина - удивительно современное произведение, с первых страниц реалии поздней античности уходят на второй план. Думаю, что Августина и современных российских читателей, родившихся еще при советском строе, парадоксальным образом сближает контекст: Римская империя и поздний Советский Союз были пространством религиозной неразберихи. Христианство в обоих государствах было уже вроде не запрещено, период гонений и репрессий прошел, но и христианские ценности не были основным вектором общественной морали, не служили основой воспитания, казались чем-то неинтересным и неувлекательным, по сравнению с другими религиозными течениями. Множество наших современников прошли путь, подобный Августину, - от поиска истины в тяжелых запутанных интеллектуальных построениях и псевдомистических открытиях до встречи с Откровением.

При всей философской ценности этого произведения, первое и главное, чем покоряет книга - искренность. В «Исповеди» Августин, очень подробно рассказывает о своей жизни, открывает тайны своей души, ее тонкие и интимные переживания. Можно назвать этот труд теологическим произведением, содержащим в себе метафизическую антропологию. Августин показывает пропасть, зияющую в душе человека, погрязшего в грехе, там, где должен быть Бог. В душе человека, ведущего благую жизнь, Бог всегда присутствует. Такой путь самопознания выводит человека за пределы его жизни, ведет к познанию божественного, которое выше любых вершин, глубже любых глубин.

Настоящая ценность «Исповеди» -- именно в таком подходе к познанию человеком самого себя, не зря она стала любимым чтением для верующих людей, желающих познать глубины духа.

Истинная реализация человека, по мысли Августина, происходит на его пути к Богу.Как найти Его и где, собственно, искать? За отсчет берется самое совершенное, возвышенное и близкое Богу в его творении -- душа человека в ее самом чистом проявлении. Это Божественная искра, отблеск Божиего присутствие. Всякая истина, согласно Августину, отражает Божественное великолепие.

Душа человека бессмертна, является образом Троичного Бога. Сам же человек - «рациональное животное», вершина мира чувственного. Таким образом, на одном уровне мы познаем себя через чувственные, телесные ощущения и узнаем о материальном мире. Это знание изменчиво, оно не является постоянным и стабильным. Но существует также и познание души, которая способна постигать неизменные объекты.

Теолога упрекали в слишком упрощенном представлении о Боге. Но Августина не удовлетворяла эмпирическая триада из воли, памяти и ума, которую он почерпнул из антропологического анализа. Он развивает идею о душе, которая помнит, любит и знает не только себя, но также и Бога, то есть, любит уже не только творение, но и Творца.

Развивая эти идеи, Августин говорит, что творение неадекватно Творцу, и то, что мы можем представить о Боге, ему не идентично. Августин отрицает понимание Бога, а само отрицание выводит за пределы языка, понятий и ведет к постижению недостижимого немыслительным путем.

Мышление, всецело у стремленное к Богу, формирует особую мораль, духовность и образ жизни. Это мышление - деятельная и созерцательная мудрость. Для него добродетель, совершенство заключаются в том, что нужно любить Бога ради Него самого, и все остальные блага должно любить в соответствии с любовью к Богу, согласно их способности служить этой любви.

Августин выделяет истинный критерий любви, разграничивая понятия «пользоваться» и «наслаждаться». Конечные блага по природе своей не могут быть объектами наслаждения, они утилизируются, используются в качестве средств. Бесконечные цели выступают объектами наслаждения. Августин переводит человеческую добродетель с модуса познания в модус любви.

Познание света, истины, озаряющие человеческий ум, философ передает в терминах любви. Свет знает тот, кто познал истину, кто познал Свет, может познать и вечность. Любовь - это то, что открыто человеку.

Августин рассматривает человека в перспективе любви. Дар любить наиболее ценен в человеке, его судьбу определяет любовь, дарованная ему и дарующая. Цена личности определяется даром любить. Августин полагал, что любя, можно творить, что хочешь - творение будет совершенным.

Августин подчеркивал самостоятельную спонтанную активность души. Мы постигаем объекты окружающего мира посредством наших чувств, получая стимул извне. Душа же познает мир по обратной схеме, формируя представление об объекте изнутри, что и является восприятием.

Душа по отношению к телу обладает определенной автономией. Хотя она оценивает объекты вместе с разумом, критерии ее оценки совершенны и неизменны. Особенно это проявляется в оценке чувственных объектов в свете эстетических и математических концепций, или когда мы составляем суждение о поступке с точки зрения этики.Это также относится к понятиям пропорции и единства, когда мы эстетически оцениваем объекты. Об этом Августин говорит в своей работе «Истинная религия» -- произведение искусства выглядит целостным, совершенным именно благодаря симметрии. Части целого стремятся к единству, и симметрия требует, чтобы они стремились к единству как в своей пропорциональной разности, так и в равенстве.

Но абсолютного равенства или неравенства наблюдаемых объектов еще никому не довелось обнаружить. Любое тело склонно меняться, по-разному соотноситься с другими телами, и результатом этого может быть гармоничное, удачное расположение частей. Тело занимает свое положение в пространстве, а каждая его часть - свое место в теле. Никто еще не пришел к заключению, что какое-либо обладает началом единства само по себе.

Поэтому и критерий пропорции и равенства нужно искать вне телесного, его можно ухватить и удержать с помощью ума. Совершенство телесной формы можно объяснить путем разумного понимания с его каноном совершенства несотворенного.

По мнению Августина все, что нам представляется прекрасным, является феноменом, привнесенным свыше и вписанным во время и пространство, так же, как вписаны в него тела и движения тел. А единство и равенство являются ментальными конструкциями, образующими осмысленные суждения о красоте, когда ум с использованием чувств, выделяет в телах то, чего не существует в пространственно-временном измерении.

Откуда душа почерпнула критерии для суждения о вещах, если в самих вещах их нет? Она создает их сама? Нет, так как, хотя она и выше объектов физического мира, но она также изменчива, а критерии неизменны.

Августин заключает, что существует некий закон по другую сторону нашего ума, закон этот - Истина, природа его не подвержена изменениям и превышает человеческую душу.

Так интеллект человека находит истину в объекте выше него самого. Он судит с ее помощью, с ее помощью можно оценить самого человека. Истина является мерой всех вещей.

Августин разделяет мнение Платона об идеях. Истина, состоящая из Идей, дается интеллекту. Истина является высшей умопостигаемой бестелесной реальностью. По мнению Августина, философом может считать себя только тот, кто имеет понятие об Идеях. Идеи - неизменная составляющая вещей, их фундаментальные формы. Для Августина идеи - это мысли Бога.

Чистое бытие, Бог, участвует через творение в бытии других вещей. Так и Истина, которая присутствует в умах, наделяет их способностями к познанию. Господь творит, освещает свое творение как Истина, умиротворяет и притягивает все как Любовь.

Августин говорит, что познать Идеи можно только разумом, который есть наиболее возвышенная часть нашей души. Для того, чтобы их увидеть, душа должна быть чистой и святой. Далеко не всякая человеческая душа способна познать Идеи. То есть, для того, чтобы увидеть божественное, нужно очиститься и уподобиться ему. Это же является сутью многих учений древности. К учению платоников Августин добавляет евангельские ценности - чистое сердце и благую волю.Только чистая, ясная душа способна познать Истину, насладиться ею и пребывать в ней.

Об истоках греха

У Августина много полемических работ, среди которых отдельное место занимает полемика с иеромонахом Пелагием. Почему она была так важна лично для Августина, и так высоко оценивается последователями? Речь в полемике шла о грехе, откуда он взялся в мире и откуда и как появляется он в человеке. Сам Августин в течение всей жизни размышлял над этим вопросом, и поменял свое мнение на менее оптимистичное.

Пелагий утверждал, что изначально сущность человека нейтральна - ни добро, ни зло ей не присущи. Зло, которое совершает человек, результат его выбора, точнее, злоупотребление свободной волей. Человек, приходя в этот мир, по своей природе является добрым, но потенциально все мы - носители греха. Взрослый человек понимает, что такое свободная воля и совершает грех сознательно, поэтому крещение с целью «оставления грехов» уместно, когда человек достигает взрослого возраста.

Августин полагал, что природа человека после падения уже содержит в себе грех, он - принадлежность падшей человеческой природы. Грех не является только результатом свободного выбора. Человек, если он не со Христом, грешен, значит и младенцы, не прошедшие обряд крещения, грешны. Адам всему человечеству оставил в наследие проклятие первородного греха.

Спор между этими двумя теологами есть противопоставление благодати и воли. По мнению Пелагия, грех - результат проявления свободной воли. Позиция Августина сходна с позицией апостола Павла - человек нередко делает то, чего не хочет, или хочет того, чего не может сделать, то есть человек грешит вопреки своей воле, и поступки его и воля не связаны между собой.

Августин ссылается на послание к Римлянам в латинском переводе, где говорится, что «в Адаме все согрешили». То есть Адам - это все человечество, все люди являются грешниками, «массой погибающих».

Многие язычники во времена поздней античности были убеждены в том, что тайной причиной многочисленных страданий и бед нашего мира является великий грех, который пагубным образом отражается на всех без исключения людях. Августин же углубляет это положение, придает ему психологическую, историческую и сексуальную окраску. Падение Адама сделало природу человека испорченной. Августин говорит о первородном грехе, переносящемся в каждого нового человека, на другие поколения, поэтому каждый человек изначально отягощен грехом. В грехе причина человеческого увядания и смерти, это наказание за душевную и телесную испорченность.

Августин само понятие первородного греха связывает с вожделением и плотскими желаниями. Для Августина стыд человека после грехопадения является психическим - это стыд, послуживший расплатой за совершение греха. Грех вошел в мир через одного человека и «смерть перешла во всех человеков», масса погибающих людей находится во власти губителя. Освободиться от этого можно только благодатью Искупителя. Так пишет Августин в работе «О христианской благодати».

Августин - один из первых писателей, мастерски описавших конфликты воли. Он считает свободу свойством воли, греки же считали ее свойством разума. Так разрешается парадокс Сократа о понимании человеком блага и сотворении зла. Разум принимает благо, а воля отвергает его, поскольку она отлична от разума, «автономна». Разум может познать, а выбор делает воля, и выбор может носить иррациональную природу, которая не имеет разумного основания, не согласуется с пониманием. Так человек обратился к вторичному, тварному, изменив Богу.

Первородный грех - грех уклоняющейся воли, высокомерия, это потеря вертикали, рабство.

Первых людей к дурным деяниям толкала порочная воля, высокомерие, надменность. Надменность - это вожделение неправедного превосходства. Душа, потерявшая свой исток, жаждет дутого величия, так как ее ничто больше не питает. Так возникает самоначалие. Душа начинает верить в то, что может, ищет начало, исток, в самой себе.

И это самоначалие вступает в силу, когда у человека преобладает единственная потребность - ублажать себя самого. Отпав от Блага, первый человек возлюбил себя, он нарушил долг, так как должно предпочесть самому себе Благо. И отлучение это все же было желанным, так как воля человека всегда имеет шанс остаться верной Высшему Благу, пребывать в вертикали, где можно подниматься к свету, быть освященной и видеть пламя той любви, которая не допустит отдаления, в котором человек любит только себя.

Свободная воля является таковой, когда не допускает злодеяний. Этот запрет был дан человеку изначально и если бы люди следовали ему, жизнь была бы абсолютно другой. Но первородный грех сделал уязвимой и волю, и человека, теперь воля стала нуждаться в Благодати. В моральной, этической жизни человек отныне стал нуждаться в помощи Бога.

Августин говорит о том, что если человек живет, опираясь только на свои силы, без поддержки Божественной благодати, он является добычей греха. Но если у него есть силы верить в Спасителя, он может достичь благодати и по своей воле отойти от грешной жизни.

Для создания блага, по Августину, необходимы два условия - свободная воля и благодать. При этом благодать призвана облагородить волю человека, ни в коем случае не принуждать его силой, благодать может уберечь, спасти волю от порока, во власть которого она попала.

От свободной воли неотделима возможность творить зло, а возможность воздержания от зла, недеяния - это истинная печать свободы. Высшей степенью свободы является сила утверждения в благодати, дающая возможность остановить злодеяния, не дать им распространяться. Самым свободным человеком является тот, в ком в полной мере преобладает благодать Христа. Он действует сознательно в рамках божественной воли, и деяния такого человека являются благими.

Откуда же берется зло, если от Бога исходит лишь благо? Здесь Августин разделяет философские взгляды Плотина. Зло - это лишенность бытия, а не само бытие, это отсутствие бытия, небытие. Но Августин смотрит на проблему более глубоко, он выделяет несколько уровней зла:

Метафизико-онтологический;

Моральный;

Физический.

Если смотреть на проблему метафизически - в космосе не существует зла, а есть различные уровни бытия по отношению к Богу, с различным уровнем ограниченности и самореализации. То, что кажется злом поверхностному взгляду, или выглядит злом с человеческой точки зрения, сглаживается в целостной универсальной оптике, в гармонии Единого, всего сущего.

Человек, объявляя что-либо злом или пороком, судит о нем с позиции собственной выгоды, собственного опыта и убеждений, такое суждение является ошибочным. Любое существо, пусть даже самое ничтожное, имеет свой смысл бытия, следовательно, и что-то позитивное с точки зрения целого.

Второй уровень - это моральное зло, являющееся грехом, результат порочной воли. По своей природе воля должна тяготеть к Богу, высшему Благу. У дурной воли нет действующей причины, это воля человека, утратившего связь с источником. Есть множество конечных благ, и заблудшая душа предпочитает высшему благу низшее, Господу - его создания, и легко нарушает порядок небесной иерархии.

Зло состоит в ошибочном выборе между многими благами, который видит для себя падшая душа, не видя истинного Блага.Августин в «Граде Божием» говорит, что человек удалился от того, что сияет на вершине бытия, и прислонился к тому, что значительно ниже, это и есть порча воли.Воля становится порочной не потому, что обращается к порочным вещам. Обращение к таким вещам происходит вопреки нормальному состоянию вещей, это болезненное обращение в пользу низшего, вопреки Высшему Бытию.

Грех - это непоправимая беда, когда безмерное благо оказывается в предательстве, в небрежении, и ему предпочитаются блага низшие, а это есть нарушение ниспосланной Творцом вселенской гармонии.

Физический уровень зла - это страдания, душевные муки, болезни, и, в конце концов, смерть. Зло физическое - прямое следствие первородного греха, морального зла. Душу греховной делает не тело, это увязшая в грехах, порочная душа делает порочным и тяжелым тело. Отяжеляющая душу порча тела - это кара за первородный грех.

Но этот процесс не является необратимым, если человек решит повернуться к истинному благу, к спасению, все может обрести совершенно другую, позитивную направленность.

Еще раз об идеях Августина

Некоторые идеи философа и теолога внесли заблуждения в развитие западного христианского учения. Речь идет о его учении о чистилище, как месте для очищения душ грешников между адом и раем, идее предопределенности человеческой жизни, рассуждениях о победе церкви над миром в период тысячелетнего Царства, приведших к войне католиков за утверждение главенствующего положения их церкви.

Августин полагал, что будущее устраивает Бог и устроение это неизменно. Его предопределение отличается от веры язычников в фатум, слепой рок - Бог наказывает грешников, проявляя свою силу и гнев. Арена его деяний - всемирная история. Кто-то удостоен вечного проклятия, другой - вечной жизни.

Некоторые положения, сформулированные Августином, породили множество богословских споров. Христианский универсализм, согласно которому Бог всем людям на земле желает спасения, был скомпрометирован учением Августина о предопределении. Августин в течение долгого времени выступал против почитания церковью мучеников. Он не особенно верил в совершаемые святыми чудеса, был против торговли мощами. Но изменил свое мнение после того, как в 425 году в Гиппон были перенесены мощи святого Стефана, за чем последовало немало чудесных исцелений. И в своих проповедях, которые Августин произносит в 425-430 годах, он говорит о почитании святых мощей и чудес, которые от них совершились.

В своих работах Августин осмысливает догматы веры, откуда возникает система христианской философии. Для Августина Бог - основа изучения жизни, так как любое изучение - часть познания Бога. С познанием Бога приходит любовь к Нему. Всякое знание ведет к Богу. У Августина были широкие мировоззренческие взгляды на историю, его вклад в христианское толкование истории имеет большую ценность. Для него Бог - творец истории во времени, он видел единство всех людей, возвышение духовного над мирским, преходящим.

Хотя Августин трактовал разнообразные понятия, его по-настоящему волновали два события: историю человечества определили, привели в действие первородный грех Адама и искупительная жертва Иисуса Христа. По мнению Августина, история линейна, он отвергает теорию вечного возвращения, вечности мира, все, что существует - результат Божьей воли. Сейчас идея линейности истории кажется нам само собой разумеющейся, но для античного интеллектуального окружения Августина, она переворачивала мир.

По Августину, Бог имел план до сотворения мира, и план этот частично реализуется во времени - это существование всего земного, и полностью осуществится при участии силы Божьей за пределами исторического развития. Конец истории для Августина - вне ее пределов, в Божьей власти.

Воскресение - второе значимое событие после первородного греха. Спасительную истину возвещает Библия. По мнению Августина, судьба еврейского народа иллюстрирует, что ход истории обладает смыслом и конечной целью, коей является спасение человечества. История представляет собой борьбу между духовными потомками Каина и Авеля.

Преступление Каина положило начало возникновению града земного, и все периоды истории относятся к земному граду, противоположностью которого является Град Небесный. В граде Небесном происходит духовное обновление, град же земной, смертный, временный, основывается на воспроизведении потомства. Истинной целью каждого христианина является спасение, а его единственным упованием - триумф Града Небесного.

Список литературы:

1. Аврелий Августин // Антология средневековой мысли в 2 тт. СПб.: Изд-во РХГИ, 2008. с.19-112.

3. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1983.

4. Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский. О блаженном Августине/ Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский// Свет памяти: Cлова, беседы и статьи. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009., цит. по http://www.golos-sovesti.ru/29286.htm, http://www.golos-sovesti.ru/29306.htm, http://www.golos-sovesti.ru/29332.htm

5. Селиверстов В.Л. Августин в русской интеллектуальной традиции// Августин: pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей СПб.: РХГИ, 2002.

6. Скворцов К.И. Августин Иппонийский как психолог// Августин: pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей СПб.: РХГИ, 2002.

7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2011.

8. Соколов В. В. Средневековая философия: Уч. пособие. 2-ое изд., испр. и дополн. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

9. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание блаженного Августина// Августин блаженный. Творения. Т.2. Спб., Киев, 1998, с.681-750.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль и влияние Августина Блаженного на философию Средневековья. Жизнь и творчество Августина Блаженного, его философские взгляды. Религиозно-философская система Августина. Соотношение веры и разума. Главные пути преодоления скептицизма и априоризм.

    реферат , добавлен 12.11.2015

    Блаженный Августин как родоначальник христианской философии. Путь от манихейства и неоплатонизма к ортодоксальному христианству. Общая канва произведения "О количестве души" - одного из основных сочинений Августина. Полемика с платонизмом и Плотинусом.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления Августина Аврелия, этапы обучения. Предпосылки увлечения библейскими учениями, знакомство с платонической философией. Влияние идей Августина на формирование христианского богословского канона.

    презентация , добавлен 04.11.2010

    Св. Августін як родоначальник напряму неоплатонізму у християнстві. Історія життя Аврелія Августина, аналіз досліджень його чистої філософії, твір "Про град Божий". Полеміка св. Августина з Пелагієм. Філософський шлях через маніхейство, до християнства.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2008

    Философия периода патристики: общая характеристика. Философские воззрения Аврелия Августина. "Исповедь" Августина Блаженного. Здесь идеал нашего мыслителя получает самое законченное, совершенное выражение, формулируется как единство всемирного боговластия

    реферат , добавлен 22.09.2003

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Августина Аврелия - христианского теолога и философа, проповедника и одного из отцов христианской церкви. Этапы творчества и основные черты философии. Влияние трудов Августина Аврелия на христианство.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2016

    Августин Блаженный - выдающийся представитель латинской патристики. Исторический переход от античного мировоззрения к средневековому. Духовная эволюция Аврелия Августина. Осмысление феномена человеческой личности. Истина, проблема Бога и проблема зла.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2012

    Томизм как один из важнейших духовных факторов современности. Биография, основные положения и историческое значение философии Фомы Аквинского. Краткая биография Августина Блаженного. Творения Августина, основные положения и значение его философии.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2015

    Августин Аврелий как крупнейший представитель западной патристики, важнейшая фигура для западной теологической и философской мысли. Вопрос о месте веры в мировоззрении Августина. Проблема чувственного познания. Учение о мире и учение о человеке.

    реферат , добавлен 10.05.2015

    Патристика и схоластика как направления средневековой философии теоцентризма. Учение Августина Аврелия Блаженного о "светском государстве" и "царстве Божьем". Философские взгляды Фомы Аквинского. Теории о предвечном существовании душ и их переселении.

Августин Блаженный и развитие христианской философии

Развитие христианской философии во II веке нашей эры происходило как в борьбе с античными школами мысли, так и в процессе ассимиляции многих их положений. Соперниками и одновременно вдохновителями новой богословской рефлексии были и такие синкретические течения, как гностицизм с манихейством. Однако после Никейского собора в 325 году и принятия христианских догматов развитие этой философии приобрело более жесткий характер «борьбы с уклонизмом».

В то же время труды некоторых богословов оказывались более влиятельными, чем другие. Это были произведения Отцов Церкви, а их творчество принято называть патристикой. К ним, как правило, относятся Григорий Нисский, Амвросий, Иероним и Августин Блаженный.

Аврелий Августин. Жизнь и творчество

Жизнь этого великого христианского философа была достаточно сумбурной. Он увлекался различными концепциями: манихейством, скептицизмом, стоицизмом, платонизмом, неоплатонизмом. Наконец он оказался в рядах христиан. Но некоторые его биографы язвят, что он никогда не избавился от манихейства, которое наложило глубокий отпечаток на все его работы. Главными трудами, которыми прославился Августин Блаженный, являются произведения «О Троице», «Исповедь» (где он сам рассказывает о своей жизни) и «О граде Божием». С точки зрения этого богослова, Бог является высшей сущностью, благом и формой. Он причина всякого бытия. Он создал мир и продолжает творить его (в историческом процессе). Бог также является окончательным предметом всякого познания и действия. Создавая мир, Он, с одной стороны, установил иерархию существования, а с другой - вечные идеи, поддерживающие в нем порядок (в чем очень заметно влияние Платона).

Августин Блаженный. Философия веры, познания и благодати

Дискутируя со скептиками, философ отмечает, что познание возможно. Однако ни чувства, ни рассудок, ни даже разум не могут привести к истине. На это способна только вера. Она ведет к Богу, а он - счастье для человека. Августин согласен с Тертуллианом: человеческая душа по природе своей является христианкой. Следовательно, она близка Богу, а высшее познание направлено на самого человека и его внутренние глубины. То есть оно равнозначно вере. Сам же человек представляет собой микрокосм. Августин Блаженный также согласен с Аристотелем в том, что у людей есть вегетативная душа, а есть и ее высшая часть. Последняя обладает свободой воли, которая является двоякой (направленной на зло и на добро). Это сущность человеческого духа. Зло носит чисто человеческий характер, и люди сами несут за него ответственность. Августину принадлежит разработка учения о благодати. Сам по себе человек не способен сделать ничего хорошего - он только думает, что может это. На самом деле в нем действует благодать, и добро творит Бог. Последний допускает зло для существования гармонии и заранее предопределяет, попадет человек в рай или в ад (учение о предестинации).

По этому поводу Августин Блаженный долго дискутировал с философом Пелагием, полагавшим, что люди сами могут достичь благодати.

Учение о времени и двух царствах

До сотворения мира, как полагал Отец Церкви, времени не существовало. И вообще, с его точки зрения, это чисто психологическое понятие. Мы познаем его, связывая прошлое с памятью, а будущее - с надеждой. Богу подвластно все, поэтому Ему время не нужно. Из этого вытекает философия Августина Блаженного о двух царствах или «градах» - земном и Божьем. Во времени они сосуществуют и борются. Град земной появился потому, что Адам выбрал земные вещи, а не вечное блаженство. В этом мире лучшим воплощением града Божьего является Церковь, но если она отступит от своего пути к Богу, то человек может спастись и без нее, если он к этому предназначен. Теология Августина определяла развитие всей христианской философии Западной Европы вплоть до Фомы Аквинского.

(354–430)

Детские и юношеские годы. Молодость

Аврелий Августин появился на свет в 354 году, в нумидийском городе Тагасте (на севере Африки).

Отец Августина, язычник, входил в состав членов городского управления, имел во владении небольшое поместье. Мать Августина, Моника, благочестивая женщина, в отличие от мужа, исповедовала веру во Христа (впоследствии она была причислена Церковью к лику святых). Несмотря на традиционно второстепенное положение женщин того времени в обществе, влияние Моники на супруга и сына всё же имело успех (в конце концов муж, Патриций, крестился, пусть даже и незадолго до смерти).

Семья Августина хотя и не нищенствовала, но имела скромный достаток. Между тем, ограниченность средств не помешала родителям обеспечить сыну хорошее образование. Первоначально он проходил обучение в родном городе, затем, с 363 по 366 год, продолжил образование в Мадауре. Следующим местом учебы, куда он направился пятнадцатилетним юношей, стал Карфаген.

Здесь Августин обзавёлся знакомством со множеством сверстников. Причём, далеко не все из них вели целомудренную жизнь. Имея перед глазами негативные примеры, но не имея вполне сформировавшегося внутреннего нравственного стержня, Августин и сам приобщился к распутству.

В Карфагене он познакомился с одной женщиной, от которой впоследствии, в 372 году, у него родился ребенок. Сына назвали Адиодатом (в греческом варианте — Феодор). Впоследствии Августин не раз вспоминал о нём с отеческой любовью и нежностью.

Духовные искания

Некоторый перелом в мировоззрении и миросозерцании Августина произошёл, когда ему было девятнадцать лет. Тогда, на средства, присланные матерью, он приобрёл себе рукопись произведения Цицерона «Гортензий», в котором тот со свойственной ему убедительностью раскрывал значимость любомудрия как высочайшего блага. Это произведение оказало на Августина сильное психологическое воздействие, побудило всерьёз задуматься над смыслом жизни, в том числе собственной, сопоставить привычные ему мирские ценности с вечными.

В какой-то период Августин проникся симпатией к лжеучению манихеев, признававших два противоположных начала: доброе и злое. Чтение Священного Писания не вызывало в нём надлежащего благоговейного чувства. Да и уровень доверия Августина христианству был недостаточно высок (возможно, это было связано с языческими представлениями отца). Зато сочувствию манихейству способствовал тот внутренний разлад, который был свойственен ему в виду нравственной распущенности и который он внутренне ощущал: с одной стороны — душевное стремление к чему-то светлому и возвышенному, а с другой стороны — низменные плотские порывы. Чем не борьба двух начал, доброго и злого? Период увлечения Августина манихейством длился почти 10 лет, приблизительно с 373-го по 382 год.

Получив в Карфагене желаемое образование, Августин возвратился на малую родину, в Тагасту, и устроился там преподавателем грамматики. Однако некоторое время спустя он вновь перебрался в Карфаген. Здесь, помимо преподавательской деятельности, он всерьёз нагрузил себя теоретическими исследованиями в области естественных наук. Между тем, постигая основы астрономии, он изучал, например, и астрологию. Мать, искренне переживавшая за него, и переселившаяся в Карфаген, поближе к сыну, всё же надеялась, что однажды, с помощью Божьей, он обратится, отступит от вредных, греховных привычек и ложных идей.

Со временем у Августина стало возникать всё больше и больше вопросов, на которые манихейство не могло дать ему ясный утвердительный ответ. Однажды, когда в Карфаген прибыл епископ Фавст, пользовавшийся у манихеев уважением и авторитетом, Августин приступил к нему и засыпал неудобными вопросами. Выслушав, Фавст признался, что не в силах удовлетворить его любопытству. Тогда Августин испытал определенное разочарование в манихействе, хотя и оценил искренность манихействующего епископа.

В 383 году Августин отправился в Рим, а спустя некоторое время перебрался оттуда в Милан (Медиолан), где получил должность ритора. И как любознательному человеку, и как ритору, ему было интересно услышать проповеди знаменитого епископа Амвросия (Медиоланского). И он слушал. И это слушание не осталось бесплодным.

Обращение ко Христу

По мере того как Августин посещал воскресные богослужения, в чине оглашенного, он всё больше и больше увлекался красотой Православия. Из проповедей епископа Амвросия он вынес для себя, что христианское вероучение представляет куда более богатое и возвышенное знание, чем он мог предположить. И хотя прежняя развращённость давала о себе знать в виде греховных движений в душе, по Промыслу Божию он, шаг за шагом, приближался ко Христу.

Большое впечатление оказал на него таинственный случай. Однажды, размышляя о собственной греховности, пребывая в сокрушении духа, он, вдруг, услышал чей-то загадочный голос, словно бы детский, взывавший к нему нараспев: «Возьми и читай». Осмотревшись и не найдя, кто бы это мог произнести, Августин интерпретировал это воззвание как обращение свыше. Он понял, что объектом чтения должно было стать Священное Писание. В свою очередь это обращение напомнило ему о призвании , чьё житие, в своё время, произвело на него сильное впечатление. Августин тут же вернулся на место, где оставил Писание, и начал читать. Его внимание сосредоточилось на фразе, предостерегавшей от различных опасностей (пиршеств, пьянства, сладострастия, распутства, зависти, ссор, похоти вообще) и призывавшей облечься во Христа .

В 388 или 389 году Августин, наконец, принял Крещение. Это событие не могло не обрадовать его мать, ревностную христианку. Вскоре она почила о Господе.

Священнослужение

По смерти матери Августин, пробыв какое-то время в Италии, отправился в родной город Тагасту. От отца ему досталось наследство, но он, уже твердо определив для себя направление будущего пути, продал всё и пожертвовал вырученные деньги на нужды Церкви.

Вскоре Августин переселился в Иппон. К тому времени он успел стяжать некоторую известность как защитник христианства и богослов. В 391 году, епископ Валерий, по настоянию местной общины, рукоположил его во священника. С тех пор отец Августин стал его верным помощником в деле распространения веры, много проповедовал, занимался толкованием Священного Писания и борьбой с еретическими заблуждениями.

В 395 году, отец Августин был возведен в епископское достоинство, а после преставления епископа Валерия возглавил Иппонскую епархию и руководил ею вплоть до своей смерти.

За несколько лет до кончины блаженный Августин избрал себе в преемника Ираклия. 28 августа 430 года сердце архиерея, измождённого лихорадкой, остановилось, и он предстал пред Лицом Высшего Судьи.

Творческое наследие

За годы пастырской деятельности из-под пера блаженного Августина вышли десятки сочинений различного характера. В качестве церковного писателя он хорошо известен и как проповедник, и как догматист, и как полемист.

К сожалению не всё, связанное с творчеством этого автора, можно принимать без оговорок. Одним из наиболее оспариваемых направлений его авторской мысли служит представленное им в полемике с пелагианами учение о роли Божественной благодати в деле спасения. Возражая учению еретиков о возможности избавления человека от скверны греха практически собственными силами, блаженный отец справедливо отметил, что без содействия благодати это в принципе не выполнимо, однако, увлекшись жаром полемики, он настолько минимизировал роль самого человека, что в дальнейшем это дало почву и повод для формирования нового учения, представляющего крайность, противоположную пелагианству: учение о предопределении Божьем (согласно этому учению, спасается лишь тот, кого предопределил ко спасению Бог).

Другое спорное место в трудах Августина Иппонского связано с его воззрением о Святом Духе как о Духе Любви. В дальнейшей интерпретации эта точка зрения легла в основу учения Западной Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (суть этого учения такова: Отец любит Сына и, значит, изводит Любовь, но и Сын любит Отца и, следовательно, тоже изводит Любовь; поскольку Любовь — это Святой Дух, постольку и получается, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына).

Аврелий Августин, один из самых выдающихся отцов западной церкви, родился 12 ноября 353 г. в Тагасте, в Нумидии, умер 28 августа 430 г. в Гиппоне.

17-летним юношей, изучая риторику в Карфагене, Августин предавался разгульной жизни. С 383 г. он состоял учителем красноречия в Риме, с 384 – в Милане, где влияние святого Амвросия побудило его принять христианство (387 г.). В следующем году Августин, через Рим, возвратился в свой родной город и стал здесь во главе одной аскетической общины, проводя жизнь в полном уединении. В 395 г., епископ гиппонский Валерий посвятил Августина в епископы (викарием у себя). С этого времени африканская церковь руководилась силою его ума и слова. Аврелий Августин с большой настойчивостью опровергал все бывшие или только возникавшие ереси: донатистов , манихеев , ариан , пелагиан и полупелагиан, победа над которыми доставила африканской церкви на некоторое время выдающееся положение. Имя Августина сделалось известным во всей западной церкви. Он умер во время осады Гиппона вандалами . Останки Августина в октябре 1842 г., с разрешения папы, были перенесены в Алжир и погребены здесь у памятника, воздвигнутого ему на развалинах прежнего Гиппона. Католическая церковь причислила его к лику святых.

Аврелий Августин Блаженный. Фреска VI века в капелле Санкта-Санкторум, Латеран (Рим)

Аврелий Августин, в ряду других отцов , имел самое сильное влияние в западной церкви, как вследствие настойчивости, с какою он отстаивал её учение и интересы и в богословии, и в церковной практике, так и вследствие своего выдающегося ума, своеобразно сочетавшего в себе созерцательный и мистический элементы. Поэтому, недостаточно видеть в нем лишь родоначальника средневековой схоластики ; на нем, до известной степени, воспитался Лютер . В борьбе с крайностями манихейства, пелагианства и донатизма, Августин стремился обосновать среднюю точку зрения, развивая две основные идеи, идею всемогущества божественной благодати и идею церкви, как связующего небо и землю царства Божия. Взгляд Августина на государство, как на греховную силу и требование подчинить светскую власть власти церковной, легли в основу учения папства об отношении обеих властей.

Строгое и беспристрастное описание собственной жизни Аврелий Августин дал в своей «Исповеди » («Confessionum») из 12 книг, к которым примыкают «Retractationum», содержащие критику его собственных сочинений. Он сам насчитывает 93 своих произведения в 232 книгах. Важнейшими из них можно считать: «Об истинной религии », «О Троице» и «О граде Божием ». Нельзя не упомянуть также, что сочинения Августина содержат весьма ценные указания и на характер музыки в древней христианской церкви, особенно относительно так называемого амвросианского церковного пения, которое он ввел в своей африканской епархии. Августин оставил и специальное сочинение о музыке («О музыке»), посвященное метрике.