Фашистские режимы в мире. Основы внутренней и внешней политики фашизма Испания: революция, гражданская война, франкизм

Тема урока

Основы внутренней и внешней политики фашизма


А) образовательные:

Познакомить учащихся с основными принципами внутренней политики в фашистских государствах;

Рассмотреть основные направления внешней политики фашистских правительств Италии, Испании, Португалии и Германии.

А) развивающиеся:

Развивать умение самостоятельно находить схожее и различное в тех или иных исторических явлениях (внутренней и внешней политики фашистских государств).

В) воспитательные:

Способствовать развитию политической культуры.

Оборудование:

Всемирная история ХIX – XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.

Карта «Западная Европа после I мировой войны»

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.

2. Проверка д/з

1) Назовите и объясните причины возникновения фашизма в Европе?

2) Объясните значение понятий: фашизм, национализм, расизм, тоталитаризм, авторитаризм, вождизм.

3) Назовите фашистских диктаторов в европейских странах.

3. Изучение нового материала

В Италии, Португалии, Германии и Испании фашисты сконцентрировали в своих руках всю власть. В Германии они разгромили рабочие партии, а остальные заставили самораспуститься. Такая же участь постигла профсоюзы. НСДАП стала единственной политической партией. Она обладала монополией на власть. Ее члены заняли ведущие государственные посты. Фашисты покончили с самоуправлением земель, распустили ландтаги. Сама Германия из федерации превратилась в унитарное (от лат. unitas - единство) государство. Пост президента объединялся с постом рейхсканцлера. А. Гитлеру таким образом перешли полномочия президента. Он стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером. Одновременно создавался аппарат уничтожения противников фашизма: концлагеря, охранные отряды (СС), тайная полиция (гестапо), служба безопасности и др.

Фашисты взяли под контроль средства массовой информации, работу учебно-воспитательных, культурно-просветительных учреждений, организацию досуга населения. В Италии они ввели «фашистские субботы», когда во всех учреждениях люди независимо от пола, возраста и социального положения занимались военно-спортивной и политической подготовкой. Вошли в практику торжественные празднования «памятных» дат (день путча, прихода к власти, рождения вождя и т.д.), шествия «коричнево-» и «чернорубашечников», сожжение запрещенной литературы, массовые спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности.

Инакомыслящих жестоко преследовали. Только в Германии в начале 1939 г. в тюрьмах находилось свыше 300 тыс. таких людей. Многие известные деятели науки, литературы и искусства вынуждены были покинуть страну. Среди них - физик Альберт Эйнштейн, писатели - Лион Фейхтвангер, братья Томас и Генрих Манн, Бертольт Брехт, Анна Зегерс и др.

Государственное регулирование стало основой управления хозяйством, разрушения рыночной экономики. В Германии в 1933 - 1936 гг. выполнялся первый четырехлетний план развития экономики, а в 1937 - 1940 гг. - второй. Их цель - создание широкой базы для развертывания военного производства, накопления стратегического сырья. В Италии развернулась «битва за хлеб и мелиорацию», принявшая характер всеобщей мобилизации и ставившая целью обеспечить страну хлебом. Параллельно с ней развивалась «битва за высокую рождаемость» под лозунгом: «Больше населения - больше солдат - больше могущества».

Официальной хозяйственной доктриной фашистов стала политика автаркии – созданиие замкнутого комплекса экономики, независимого от внешнего рынка. Стержнем ее был милитаризм. Фашистские государства активно готовились к новой войне: строили и вводили в действие шоссейные и железные дороги, заводы по производству боевой техники и боеприпасов. Внешняя политика фашистов также была подчинена этой цели. В ее основе лежали крайне агрессивные устремления. Италия и Германия стали на путь подрыва Версальско-Вашингтонской системы, которая сковывала их действия на международной арене. Они вышли из Лиги Наций.

Германия сразу пошла по пути ликвидации военных ограничений, установленных Версальским договором, начала совершать один за другим агрессивные акты. Она стремилась к мировой гегемонии. На путь захвата чужих территорий встала и Италия.

Однако при всем сходстве сущности фашистских режимов и их целей существовало немало отличий между ними. Например, в Германии нацисты пришли к власти конституционным путем, а в Италии, Португалии и Испании в результате насильственных переворотов. Фашисты Италии ставили своей целью не мировое господство, а установление контроля над Средиземным морем и «возрождение величия Римской империи». В Португалии и Испании они вообще не выдвигали планов внешней экспансии, ограничиваясь консервативной программой. В Германии нацисты отвергли монархию, в Италии она продолжала существовать. В то время как гитлеровский режим в целом враждебно относился к христианской церкви, Б. Муссолини опирался на поддержку Ватикана и называл его «воплощением славы Италии». Кроме того, парламент и политические партии в Италии по-прежнему продолжали играть заметную роль. Судьба фашистских режимов была также различна.

Если в Италии и Германии они были ликвидированы в 1945 г., то в Португалии и Испании оказались способны к либеральной эволюции. Диктаторы А. Салазар и Ф. Франко до 70-х гг. XX в., заручившись поддержкой США, оставались действующими политиками.

4. Закрепление нового материала

Составление сравнительной таблицы:

«Сходство и отличие фашистских режимов в европейских странах».

5. Итог урока (д/з и выставление отметок)

Д/з - §30 (п. 3)

Учитель истории Кушаева С. Е. ________________

Методист по истории Вабищевич А. Н. ________________

Тема урока Основы внутренней и внешней политики фашизма Цели А) образовательные: - познакомить учащихся с основными принципами внутренней политики в фашистских государствах; - рассмотреть основные направления в

Тема урока

Основы внутренней и внешней политики фашизма

Цели

А) образовательные:

Познакомить учащихся с основными принципами внутренней политики в фашистских государствах;

Рассмотреть основные направления внешней политики фашистских правительств Италии, Испании, Португалии и Германии.

А) развивающиеся:

Развивать умение самостоятельно находить схожее и различное в тех или иных исторических явлениях (внутренней и внешней политики фашистских государств).

В) воспитательные:

Способствовать развитию политической культуры.

Оборудование:

Всемирная история Х IX XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.

Карта «Западная Европа после I мировой войны»

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.

2. Проверка д/з

1) Назовите и объясните причины возникновения фашизма в Европе?

2) Объясните значение понятий: фашизм, национализм, расизм, тоталитаризм, авторитаризм, вождизм.

3) Назовите фашистских диктаторов в европейских странах.

3. Изучение нового материала

В Италии, Португалии, Германии и Испании фашисты сконцентрировали в своих руках всю власть. В Германии они разгромили рабочие партии, а остальные заставили самораспуститься. Такая же участь постигла профсоюзы. НСДАП стала единственной политической партией. Она обладала монополией на власть. Ее члены заняли ведущие государственные посты. Фашисты покончили с самоуправлением земель, распустили ландтаги. Сама Германия из федерации превратилась в унитарное (от лат. unitas - единство) государство. Пост президента объединялся с постом рейхсканцлера. А. Гитлеру таким образом перешли полномочия президента. Он стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером. Одновременно создавался аппарат уничтожения противников фашизма: концлагеря, охранные отряды (СС), тайная полиция (гестапо), служба безопасности и др.

Фашисты взяли под контроль средства массовой информации, работу учебно-воспитательных, культурно-просветительных учреждений, организацию досуга населения. В Италии они ввели «фашистские субботы», когда во всех учреждениях люди независимо от пола, возраста и социального положения занимались военно-спортивной и политической подготовкой. Вошли в практику торжественные празднования «памятных» дат (день путча, прихода к власти, рождения вождя и т.д.), шествия «коричнево-» и «чернорубашечников», сожжение запрещенной литературы, массовые спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности.

Инакомыслящих жестоко преследовали. Только в Германии в начале 1939 г. в тюрьмах находилось свыше 300 тыс. таких людей. Многие известные деятели науки, литературы и искусства вынуждены были покинуть страну. Среди них - физик Альберт Эйнштейн, писатели - Лион Фейхтвангер, братья Томас и Генрих Манн, Бертольт Брехт, Анна Зегерс и др.

Государственное регулирование стало основой управления хозяйством, разрушения рыночной экономики. В Германии в 1933 - 1936 гг. выполнялся первый четырехлетний план развития экономики, а в 1937 - 1940 гг. - второй. Их цель - создание широкой базы для развертывания военного производства, накопления стратегического сырья. В Италии развернулась «битва за хлеб и мелиорацию», принявшая характер всеобщей мобилизации и ставившая целью обеспечить страну хлебом. Параллельно с ней развивалась «битва за высокую рождаемость» под лозунгом: «Больше населения - больше солдат - больше могущества».

Официальной хозяйственной доктриной фашистов стала политика автаркии – созданиие замкнутого комплекса экономики, независимого от внешнего рынка. Стержнем ее был милитаризм. Фашистские государства активно готовились к новой войне: строили и вводили в действие шоссейные и железные дороги, заводы по производству боевой техники и боеприпасов. Внешняя политика фашистов также была подчинена этой цели. В ее основе лежали крайне агрессивные устремления. Италия и Германия стали на путь подрыва Версальско-Вашингтонской системы, которая сковывала их действия на международной арене. Они вышли из Лиги Наций.

Германия сразу пошла по пути ликвидации военных ограничений, установленных Версальским договором, начала совершать один за другим агрессивные акты. Она стремилась к мировой гегемонии. На путь захвата чужих территорий встала и Италия.

Однако при всем сходстве сущности фашистских режимов и их целей существовало немало отличий между ними. Например, в Германии нацисты пришли к власти конституционным путем, а в Италии, Португалии и Испании в результате насильственных переворотов. Фашисты Италии ставили своей целью не мировое господство, а установление контроля над Средиземным морем и «возрождение величия Римской империи». В Португалии и Испании они вообще не выдвигали планов внешней экспансии, ограничиваясь консервативной программой. В Германии нацисты отвергли монархию, в Италии она продолжала существовать. В то время как гитлеровский режим в целом враждебно относился к христианской церкви, Б. Муссолини опирался на поддержку Ватикана и называл его «воплощением славы Италии». Кроме того, парламент и политические партии в Италии по-прежнему продолжали играть заметную роль. Судьба фашистских режимов была также различна.

Если в Италии и Германии они были ликвидированы в 1945 г., то в Португалии и Испании оказались способны к либеральной эволюции. Диктаторы А. Салазар и Ф. Франко до 70-х гг. XX в., заручившись поддержкой США, оставались действующими политиками.

4. Закрепление нового материала

Составление сравнительной таблицы:

«Сходство и отличие фашистских режимов в европейских странах».

5. Итог урока (д/з и выставление отметок)

Д/з - §30 (п. 3)

Учитель истории Кушаева С. Е. ________________

Методист по истории Вабищевич А. Н. ________________

Внутренняя политика Фашистского режима. Придя к власти, А. Гитлер не стал враждовать с традиционными элитами и перестраивал государственное управление осторожно и не всегда удачно. Так, в январе 1930 г. был

принят закон «О возрождении Рейха», который провозглашал отмену федеральных основ государства и ликвидировал суверенитет земель. Их полномочия перешли к общегерманского правительства, а на места был назначен гауляйтеров (наместников), которые предназначались А. Гитлером и ему же подчинялись. В отличие от Сталина, которого «создал» аппарат, А. Гитлер собственноручно создал свой аппарат и все важнейшие вопросы решал единолично. Кроме СА и СС, карательные функции режима осуществляли полиция, СД (служба безопасности), гестапо (тайная политическая полиция). Со временем полиция и СС были объединены, это означало, что полиция выводилась из-под влияния государства и подчинялась СС - организации, которая была своеобразной преторианской гвардией фюрера.

В отличие от Сталина, А. Гитлер не вмешивался в междоусобицы в своем ближайшем окружении; не участвовал в управлении текущими делами государства, а передовиряв это окружению. Потребность в парламентских дискуссиях отпала, поскольку все зависело от мнения А. Гитлера, который подписывал законы и декреты. Высшим органом, который осуществлял непосредственно властные функции, стала рейхсканцелярию. Впоследствии процедура принятия законов была заменена актами. А. Гитлер презирал правовые нормы и процедуру, а потому ввел принцип фюрер-ства, по которому вся власть в стране и в партии принадлежала только ему. Поэтому Рейхстаг созывался лишь для принятия 7 законов.

Власти А. Гитлера базировалась не на его должности или результатах выборов, а признании его исключительности. Воля А. Гитлера приравнивалась к провидению. Партийные и государственные органы переплелись и составили неразрывное целое. Правда, в государственном и партийном управлении не было схематической ясности и фюрер оставлял за собой право назначать на должности и снимать с них кого-либо и когда-либо без объяснений. Ближайшие соратники Гитлера так и не смогли сплотиться в партийную бюрократию. А. Гитлер, человек, для одного человека не была личным другом, не просто возглавлял всех, он был над всеми.

Необходимость преодоления экономического кризиса и подготовка к войне требовали централизации экономики. Как и в США, СССР и Италии, в Германии вводилось государственное регулирование экономикой. Предприятия объединялись в монополистические группы, подчинялись Генеральному совету немецкого хозяйства. Рада подчинялась Министерству экономики; союза предпринимателей были объединены в корпорацию «Имперский состоянии немецкой промышленности». Хозяйство Германии делилось на 7 отраслей, принудительно объединенных в корпорации: промышленность, энергетика, ремесла, торговля, транспорт, банковское дело, страхование. Государство устанавливало: планы производства (в 1936 г. было принято так называемый 4-летний план Г. Геринга), цены, рынки сбыта; существовала карточная система распределения товаров, стандартизировались металлические изделия и детали машин, строились автодороги, каналы, оборонительные сооружения и т.п..

Окончания мирового кризиса, милитаризация экономики, увольнения граждан «неарийского» происхождение и замена их «чистокровными» немцами позволили значительно сократить безработицу в стране. Нацисты приняли меры по огосударствление сельского хозяйства. Был создан Государственный продовольственный фронт, который контролировал производство, рынки сбыта и цены на сельскохозяйственную продукцию. Каждому крестьянину государство указывала, сколько и чего он должен выработать, которому покупателю и по какой цене продать.

Для поощрения немецких сельских хозяев было приказано мыловаренный завод и маргариновым фабрикам использовать в качестве сырья только сало скота, выращенного немецкими хозяевами. Для поощрения потребления масла были повышены на него цену почти в 3 раза и ограниченно производство маргарина и сельскохозяйственных продуктов. Было установлено высокие пошлины на ввоз в Германию сильгосппродук-тов, а немецким хозяевам, которые импортировали хлеб, выдавались премии. Также был принят закон «О наследственное крестьянское хозяйство», который предусматривал создание семейных ферм, причем крестьяне не могли покидать землю, продавать ее или распределять между наследниками; вводилось почетное звание «бюргер».

К.Типпельскирх, немецкий генерал: «Доверие к нему (Гитлера) бесконечно росла, потому что не только без всякого кровопролития устранил последствия Версальского договора.., а подавлял национальное сознание немецкого народа, но и постоянно укреплял мощь и величие Германской империи. Лишь немногие сомневались в честности этой политики, и еще меньше было количество тех, кто не дал себя ослепить внешними успехами и социальным подъемом и разгадал демоническую сущность Гитлера ».
(Типпельскирх К. История второй мировой войны. - Т.1. - 1939-1943.-Санкт-Петербург, 1994. - С. 5)

Правом владеть землей нацисты наделяли только немцев «арийского происхождения», которые смогут доказать документально чистоту своей «арийской» крови раннее от 1800 г. Такой хозяин мог получить звание «бауэра» с большими льготами к нему. В целом эти меры пользовались популярностью среди крестьян.

Политика в отношении семьи определялась как и в Италии, необходимостью поощрения рождаемости, ведь А. Гитлер планировал не только захватнические войны, но и массовое заселение оккупированных территорий. Местные власти вводили скидки в оплате за воду и электроэнергию; было установлено официальную государственную награду «Крест Матери» трех степеней: золотой - за рождение 8 детей, серебряный - 6, бронзовый - 4. Молодыми супругами предоставлялись беспроцентные кредиты и 1 000 рейхсмарок, но лишь при условии, что женщина не будет. Эти и другие льготы распространялись только на «арийские» семьи и не касались смешанных браков, женщин с коммунистическими, социалистическими и пацифистскими убеждениями, евреек, рома и других категорий.

Однако, начиная с 1937 p., Когда нацисты начали активные военные приготовления и рабочей силы не хватало, нужно было поощрить женщин к возвращению на работу. Но невысокая плата и тяжелые условия труда не привлекали их. По 1939-1944 pp. количество женщин на производстве выросла незначительно: с 14,6 до 14,9 млн. Поэтому агитация правительства за «естественную» роль немецкой женщины ударила по нему же бумерангом.

А. Гитлер значительное внимание уделял пропаганде среди населения. Молодежь проходила нацистский обучение в организации «Гитлер-югенд» и многочисленных «военно-спортивных» лагерях. Газеты, радио, кино, театр, литература и музыка должны были восхвалять А. Гитлера и его режим. Было установлено жестокую цензуру над всеми немецкими изданиями, из библиотек изымались и публично сжигались неугодные нацистам книги. И. Геб-бельс уделял значительное внимание пропаганде средствами радио и поэтому количество радиоприемников в стране выросла с 4,5 до 16 млн. Нацистская киноиндустрия ежегодно выпускала на экраны около 100 лент, которые восхваляли диктатуру.

Для пропаганды режима были использованы и Олимпийские игры, состоявшиеся в августе 1936 г. в Берлине. Многие спортсмены и целые страны бойкотировали эти соревнования, которые, по замыслу А. Гитлера, должны были доказать превосходство «арийской» расы. Эту нацистскую выдумку прекрасно опровергли многие «неарийских» спортсменов, особенно чернокожий легкоатлет Джесси Оуэн, который завоевал сразу четыре золотые медали.

Неотъемлемой чертой нацистской диктатуры стали массовые репрессии, возведены в ранг государственной политики.

На основании закона об аресте подозреваемых в «подрывной деятельности» более 200 тыс. противников режима были убиты или замучены, 450 тыс. по политическим, религиозным и расовым мотивам были осуждены в сумме на 1500 лет тюрьмы или концентрационные лагеря.

В целом было подвергнуто репрессиям свыше 3 млн человек. Если коммунистов, социал-демократов и представителей других Антиной-цистських организаций уничтожали за их политические убеждения, то другие люди страдали из-за своей национальности и цвета кожи.

Евреи составляли менее 1% населения Германии, были провозглашены ли не главными врагами диктатуры. Нацисты поставили цель изъять «неарийцам» (евреев) из общественной жизни (нацистское толкование «неарийцам» предусматривало лиц, имевших родителей или дедушек евреев). Евреям было запрещено заниматься общественными делами, преподавать в школах и университетах, практиковать врачами, стоматологами и юристами, в их паспортах ставили специальные пометки и всем женщинам дописывали имени Сара, а мужчинам - Израиль.

В апреле 1933 г. НСДАП призвала к бойкоту еврейских магазинов и фирм, однако тогда акция имела лишь частичный успех, поскольку население оказалось еще неподготовленным к такого неприкрытого антисемитизма.

В целом в 30-х pp. было принято более 400 законов и постановлений против евреев. В Германии процесс вытеснения евреев из экономической, политической и культурной жизни длился пять лет. Детей выгоняли из школ, а студентов вузов, тех, кто хотел эмигрировать, выпускали без их имущества. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. нацисты устроили резню, вошедшую в историю как «хрустальная ночь». По всей Германии грабились и разрушались еврейские магазины, синагоги, кладбища. Сотни евреев погибли, а около 30 тыс. нацисты отправили в концлагеря. Ответственность за это преступление нацисты возложили на... евреев и заставили их выплатить 1 млрд марок «компенсации».


Тема урока

Основы внутренней и внешней политики фашизма

А) образовательные:

Познакомить учащихся с основными принципами внутренней политики в фашистских государствах;

Рассмотреть основные направления внешней политики фашистских правительств Италии, Испании, Португалии и Германии.

А) развивающиеся:

Развивать умение самостоятельно находить схожее и различное в тех или иных исторических явлениях (внутренней и внешней политики фашистских государств).

В) воспитательные:

Способствовать развитию политической культуры.

Оборудование:

Всемирная история ХIX - XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. - Мн.: Нар. асвета, 2002.

Карта «Западная Европа после I мировой войны»

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.

2. Проверка д/з

1) Назовите и объясните причины возникновения фашизма в Европе?

2) Объясните значение понятий: фашизм, национализм, расизм, тоталитаризм, авторитаризм, вождизм.

3) Назовите фашистских диктаторов в европейских странах.

3. Изучение нового материала

В Италии, Португалии, Германии и Испании фашисты сконцентрировали в своих руках всю власть. В Германии они разгромили рабочие партии, а остальные заставили самораспуститься. Такая же участь постигла профсоюзы. НСДАП стала единственной политической партией. Она обладала монополией на власть. Ее члены заняли ведущие государственные посты. Фашисты покончили с самоуправлением земель, распустили ландтаги. Сама Германия из федерации превратилась в унитарное (от лат. unitas -- единство) государство. Пост президента объединялся с постом рейхсканцлера. А. Гитлеру таким образом перешли полномочия президента. Он стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером. Одновременно создавался аппарат уничтожения противников фашизма: концлагеря, охранные отряды (СС), тайная полиция (гестапо), служба безопасности и др.

Фашисты взяли под контроль средства массовой информации, работу учебно-воспитательных, культурно-просветительных учреждений, организацию досуга населения. В Италии они ввели «фашистские субботы», когда во всех учреждениях люди независимо от пола, возраста и социального положения занимались военно-спортивной и политической подготовкой. Вошли в практику торжественные празднования «памятных» дат (день путча, прихода к власти, рождения вождя и т.д.), шествия «коричнево-» и «чернорубашечников», сожжение запрещенной литературы, массовые спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности.

Инакомыслящих жестоко преследовали. Только в Германии в начале 1939 г. в тюрьмах находилось свыше 300 тыс. таких людей. Многие известные деятели науки, литературы и искусства вынуждены были покинуть страну. Среди них -- физик Альберт Эйнштейн, писатели -- Лион Фейхтвангер, братья Томас и Генрих Манн, Бертольт Брехт, Анна Зегерс и др.

Государственное регулирование стало основой управления хозяйством, разрушения рыночной экономики. В Германии в 1933 - 1936 гг. выполнялся первый четырехлетний план развития экономики, а в 1937 - 1940 гг. -- второй. Их цель -- создание широкой базы для развертывания военного производства, накопления стратегического сырья. В Италии развернулась «битва за хлеб и мелиорацию», принявшая характер всеобщей мобилизации и ставившая целью обеспечить страну хлебом. Параллельно с ней развивалась «битва за высокую рождаемость» под лозунгом: «Больше населения -- больше солдат -- больше могущества».

Официальной хозяйственной доктриной фашистов стала политика автаркии - созданиие замкнутого комплекса экономики, независимого от внешнего рынка. Стержнем ее был милитаризм. Фашистские государства активно готовились к новой войне: строили и вводили в действие шоссейные и железные дороги, заводы по производству боевой техники и боеприпасов. Внешняя политика фашистов также была подчинена этой цели. В ее основе лежали крайне агрессивные устремления. Италия и Германия стали на путь подрыва Версальско-Вашингтонской системы, которая сковывала их действия на международной арене. Они вышли из Лиги Наций.

Германия сразу пошла по пути ликвидации военных ограничений, установленных Версальским договором, начала совершать один за другим агрессивные акты. Она стремилась к мировой гегемонии. На путь захвата чужих территорий встала и Италия.

Однако при всем сходстве сущности фашистских режимов и их целей существовало немало отличий между ними. Например, в Германии нацисты пришли к власти конституционным путем, а в Италии, Португалии и Испании в результате насильственных переворотов. Фашисты Италии ставили своей целью не мировое господство, а установление контроля над Средиземным морем и «возрождение величия Римской империи». В Португалии и Испании они вообще не выдвигали планов внешней экспансии, ограничиваясь консервативной программой. В Германии нацисты отвергли монархию, в Италии она продолжала существовать. В то время как гитлеровский режим в целом враждебно относился к христианской церкви, Б. Муссолини опирался на поддержку Ватикана и называл его «воплощением славы Италии». Кроме того, парламент и политические партии в Италии по-прежнему продолжали играть заметную роль. Судьба фашистских режимов была также различна.

Если в Италии и Германии они были ликвидированы в 1945 г., то в Португалии и Испании оказались способны к либеральной эволюции. Диктаторы А. Салазар и Ф. Франко до 70-х гг. XX в., заручившись поддержкой США, оставались действующими политиками.

4. Закрепление нового материала

Составление сравнительной таблицы:

«Сходство и отличие фашистских режимов в европейских странах».

5. Итог урока (д/з и выставление отметок)

Д/з - §30 (п. 3)

Учитель истории Кушаева С. Е. ________________

Методист по истории Вабищевич А. Н. ________________

Подобные документы

    Причины возникновения фашизма и условия захвата им государственной власти. Характерные черты фашизма: национализм и расизм. Идея создания тоталитарного государства. Преклонение перед насилием. Возникновение фашизма в Германии. Приход Гитлера к власти.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2013

    Италия после первой мировой войны. Италия в годы фашизма. Послевоенный кризис в Германии. Пивной путч. Германия в годы второй мировой войны. Зарожнение и развитие фашистских и национал-социалистических идей. Причины поражения фашизма в мировой войне.

    реферат , добавлен 30.11.2008

    Социально-политическая обстановка в Италии начала ХХ в. Предпосылки зарождения фашизма и создание первых фашистских организаций. Особенности государственного устройства фашистской Италии. Политический режим и репрессивный аппарат гитлеровской Германии.

    контрольная работа , добавлен 29.08.2012

    Различия между нацизмом и фашизмом. Идея объединения в основе радикальных политических групп, которые ставили перед собой цель борьбы с преступностью и коммунистами. Возведение расизма в ранг государственной политики Италии. Идеология и практика фашизма.

    доклад , добавлен 14.04.2013

    Основные моменты истории Италии. Мир и социальные потрясения. Особенности процесса возникновения фашизма. Характеристика фашистского режима. Конституционные изменения, их последствия и историческое значение. Внешняя политика и латеранские соглашения.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Становление и развитие фашизма в Италии (1918-1929 гг.), основные предпосылки и причины его возникновения. Особенности установления фашистской диктатуры. Социально-экономическая политика Италии, европейский вектор внешнеполитического курса государства.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Определение портрета личности, склонной к авторитарному синдрому. Исследование основных признаков фашизма. Особенности его распространения в XX веке. Идеология, рассчитанная на самые примитивные умы. Кровавые последствия фашизма. Национализм и этатизм.

    презентация , добавлен 09.12.2016

    Анализ социально-экономических, политических предпосылок фашизма. Приход фашистской партии к власти в Италии и Германии. Этапы карьеры А. Гитлера. Противостояние Гитлера с основателями НСДАП. Установление абсолютной власти фюрера во всех слоях общества.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2012

    Основные направления внешней политики Павла I. Основные черты внутренней политики Александра I в начале XIX века. Характеристика реформы. Основные направления внешней политики России в начале XIX века. Тайные общества.

    методичка , добавлен 02.07.2007

    Начало фашизации Германии. Отличие немецкого фашизма от других фашистских режимов. Социально-экономическая и политическая обстановка 20-х гг. в Германии. Установление нацистской диктатуры и расовая политика нацистов. Правовая система Третьего Рейха.

Фашистские режимы в 20 веке принесли много бед и страданий человечеству. Именно они развязали самую крупномасштабную войну в истории человечества - Вторую мировую. Данное понятие применимо только для одной страны - Италии. Фашистский режим в Германии носит название «нацизм». Однако сути это не меняет. В истории эти понятия сделались равнозначными, они стали синонимами бесчеловечности, жестокости, войны и террора. Далее мы разберем эти два режима в статье. Также мы ответим на вопрос о том, чем установленный в Италии фашистский режим отличался от немецкого.

Понятие

Термин «фашизм» итальянского происхождения. В переводе означает «пучок», «связка», «объединение». Это политическое течение, возникшее в в эпоху общего кризиса системы. Массовая безработица, нищета, голод - все это заставило по-другому взглянуть на действующую политическую систему.

Признаки

Фашистские режимы характеризуются следующими признаками:

  • Крайние формы насилия для борьбы с несогласными.
  • Тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни: культурой, искусством, СМИ, образованием, воспитанием и т.д.
  • Милитаристский характер. Внешняя политика фашистского режима направлена на порабощение новых земель с целью их бесчеловечной эксплуатации.

Идеология

Фашистские режимы отличаются ярко выраженной идеологией, основанной на:

  • Орущей демагогии. Фашистские ораторы выступают, как правило, громко, без сложных терминов и понятий. Их выступления понятны даже малообразованным гражданам, которые начинают «понимать» источники всех проблем государства, верить лидеру, идти за ним в светлое будущее.
  • Вождизм. Вся система сплочена вокруг одного лидера, без которого она не функционирует.

Фашистский режим Муссолини

Развитие в Италии связано с именем Б. Муссолини. Впервые фашистские организации в этой стране стали появляться с марта 1919 года. Они назывались «Боевые союзы» («Фаши ди комбаттименто»). Большинство из их членов - участники мировой войны. Это были люди с крайне националистическими шовинистскими взглядами. Эту организацию и возглавил умелый оратор Б. Муссолини.

Тоталитаризм с демократическими лозунгами

Примечателен факт, что многие партии и политические силы, которые, придя к власти, создают авторитарные и тоталитарные режимы, используют самые либеральные, демократические лозунги. Так было и с партией Б. Муссолини. Чтобы заручиться поддержкой широких масс, оратор обещал настоящий рай на Земле:

  • Упразднение Сената, полиции, привилегий и титулов.
  • Всеобщее избирательное право.
  • Гражданские права и свободы.
  • Прогрессивная шкала налогов, отмена их для малоимущих.
  • Восьмичасовой рабочий день.
  • Наделение крестьян землей с правом собственности.
  • Всеобщее разоружение, отказ от гонки вооружения, войны.
  • Независимость СМИ, судебной системы и т.д.

Муссолини обещал гражданам все, о чем они могли только мечтать. Так и хочется вспомнить лозунг коммунистов «Заводы - рабочим, земля - крестьянам».

Приход к власти фашистов в Италии

Фашистский режим в Италии начал формироваться с 1921 года. Именно тогда движение «Союза» начала открытую борьбу за власть. К этому времени поддержка среди населения была ошеломляющей. Пропаганда с явно лживыми плакатами, открытая демагогия обещаний, которых никто не собирался выполнять, сделали свое дело.

Муссолини не скрывал, что власть он получит любой ценой. Как утверждал он в одном из заявлений: «Сейчас вопрос о власти становится вопросом силы».

28 октября 1922 года вооруженные колонны в черных рубашках совершили «поход на Рим». Король Виктор-Эммануил согласился сделать Муссолини премьер-министром. Правительство не решилось на вооруженную борьбу с фашизмом. Уже 30 октября состоялось триумфальное шествие по кварталам рабочих Рима. Новый режим показывал, что терять время никто не собирается. Это шествие сопровождалось погромами и стычками с недовольными социалистами.

«Выполнение обещаний»

Политика фашистских режимов всегда основана на демагогии и обещаниях. Мы перечислили выше лозунги, которые превозгласил итальянский оратор до того, как вступил на должность премьера. После назначение дуче (вождь) стал «выполнять» свою программу, и начались реформы фашистского режима:

  • Установление жесткого контроля государства во всех сферах общества, в том числе и в экономике. Создавалась система корпораций, в которую входили только свои, проверенные фашистской партией, люди.
  • Установление культа вождя (дуче). Вся идеология и политическая система была преобразована под управлением Муссолини.
  • Диктатор забыл, что когда-либо был безбожником. Он заключил договор с Ватиканом, поддерживал его финансово. За это Папа Пий XI признал Муссолини "ниспосланным небесами".
  • Государство начало активно милитаризироваться. Обещание обезоружить армию не только не выполнялось, а наоборот, нарушалось.

Общим между Италией и Германией было то, что оба режима опирались на могущество некогда Римской империи.

Муссолини считал себе преемником цезарей. Свою миссию на земле он видел в восстановлении границ огромной Римской империи. Однако захватить европейские земли он не имел возможности. Поэтому в качестве первой страны выбрал «Карфаген» - беднейшую Ливию с примитивным феодальным вооружением. Совпадало все:

  • Африканская страна была в составе Римской империи в античные времена.
  • Ливия не имела мощного вооружения. Здесь можно было потренироваться в наступательных действиях.
  • Маленькая победа давала политические привилегии.

К счастью, итальянские геологи не нашли в этой стране нефти, поэтому Гитлеру пришлось изрядно постараться, чтобы ее найти и добывать в Европе. До богатых Бакинских месторождений в России он так и не добрался. Его остановили под Сталинградом. Неизвестно, как бы повернулась история, если бы геологи в Африке не просчитались, так как Ливия - богатейшая страна по запасам «черного золота».

Нацистский (фашистский) режим в Германии: причины зарождения

В Германии происходило в то же время, что и в Италии. Их появление, наряду с советскими республиками, имело следующие предпосылки:

  • Немцы не чувствовали себя побежденными в Первой мировой войне. Их боевые части стояли в нескольких километрах от Парижа. Если бы не отречение немецкого императора, то Германия, скорее всего, была бы победителем в этой войне.
  • После поражения союзники обложили немцев такими репарациями, что впервые в этой стране появились голод, безработица, нищета, экономический кризис с гиперинфляцией. Это создавало ощущение несправедливости, озлобленности. Немцы считали, что их обманули. Они подписали мир, а получили статус колонии Англии и Франции.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП)

Этими причинами воспользовался бывший ефрейтор Адольф Гитлер, имевший боевой железный крест в боях, высшую награду солдата. Он стал основателем национал-социалистической рабочей партии. Ее программа 1920 года предусматривала борьбу с «неправильным капитализмом»:

  • Изъятие нетрудовых доходов, т.е. отказ от ростовщичества. Этой сферой занимались исключительно евреи.
  • Национализацию крупных стратегических предприятий.
  • Передачу универмагов мелким немецким торговцам.
  • Проведение земельной реформы, запрет спекуляции.

Причины успеха НСДАП

Партия Гитлера шла к власти медленно, путем политической борьбы на выборах. С каждыми новыми голосами национал-социалисты получали все больше прав, пока наконец Адольфа Гитлера не признали канцлером. Причин успеха было несколько:

  • Активная политическая пропаганда. Идеи фюрера, как и дуче, отличались примитивностью, популизмом, верой в светлое будущее.
  • Силовые методы. Специально созданные военизированные подразделения «штурмовых отрядов» (СА) в коричневой форме совершали налет на политических оппонентов, громили типографии, газетные ларьки. Один раз была даже попытка военного государственного переворота, так называемый пивной путч. Однако власти Германии, в отличие от Италии, отважились на применение оружия для подавления.
  • Финансовая поддержка. Гитлера поддерживали широкие банковские круги из США. Историки отмечают, что сотрудники НСДАП получали заработную плату в долларах, так как немецкие марки сильно обесценивались. Работать на Гитлера было очень престижно, попасть к нему хотело практически все работающее население.

Неофашизм - проблема современности

К сожалению, фашистские режимы ничему не научили человечество. Постоянно очаги неофашизма вспыхивают в той или иной стране. В той же Германии, уже после Второй мировой войны, появляются новые неофашистские организации. В некоторых странах подобные силы даже захватывали власть. Например, это произошло в Греции в 1967 году, а также в Чили в 1973.

Сегодня проблемы фашизма и национализма наиболее актуальны. Массовый приток мигрантов в Европе, их негостеприимное поведение, отказ принимать законы и уставы хозяев порождают недовольство. Этим пользуются праворадикальные политические силы. Одна из таких - партия «Альтернатива для Германии», которая набирает голоса на выборах в местные ландтаги.