То была первая тихая ночь проблемы.  ЕГЭ по русскому


В.Тендряков в предложенном для анализа тексте ставит проблему воспитания. Автор раскрывает это проблему через спор между учителем-словесником Аркадием Кирилловичем и отцом одной из учениц Василием Петровичем. Педагог видит в изучении русской литературы один из способов нравственного развития детей, хочет воспитать их хорошими людьми с правильными представлениями о добре и зле. Отец же уверен в том, что главное, чтобы его Сонька выросла "приспособленной", не "вислоухой", умела "ловчить" и не ждала добра и любви от окружающих в этом злом мире. Противопоставляя столь разные взгляды на воспитание, В.Тендряков убеждает нас в том, что позиция Василия Петровича обречена: если учить детей по его системе, мир станет еще более жестоким.

Таким образом, становится очевидна позиция автора: детей нужно учить добру, любви, честности, а не учить их ловкачеству и приспособленчеству, иначе мир никогда не станет лучше.

Я разделяю точку зрения В.Тендрякова и тоже считаю: без воспитания в детях гуманности общество обречено.

В произведении Р.Брэдбери "Вельд" показана семья, в которой все за людей делает волшебный дом.

В частности, техника берет на себя функцию воспитания: комната, в которой брат с сестрой проводят все свое время, заменяет им родителей. Финал рассказа ужасен, но предсказуем: дети, лишенные внимания папы и мамы, не умеющие любить, не способные разграничивать добро и зло, совершенно не имеющие нравственных ориентиров, убивают родителей и даже не испытывают мук совести.

Совсем иной результат воспитания мы видим в образе Петра Гринева в "Капитанской дочке" А.С.Пушкина: герой с младенчества уяснил, что нужно беречь честь смолоду. Его порядочность, верность слову, честность вызывают уважение и восхищение даже у врага - Емельяна Пугачева. Гринев обладает положительными качествами и способен хоть немного изменить мир к лучшему: например, он помогает незнакомому человеку, оказавшемуся впоследствии Пугачевым, в пургу, даря ему тулуп, или спасает Машу.

Таким образом, если мы хотим, чтобы мир стал чуточку лучше и мы не пострадали от жестокости потомков, мы должны заложить в детей основы нравственности.

Сочинение по тексту: “То была первая тихая ночь в разбитом Ста­линграде.” Тендряков В. Ф

Как «обуздать беспощадную историю» ? Об этой сложной нравственно-философской проблеме рассуждает писатель В. Тендряков.

Поводом для размышления становится случай, произошедший первой тихой ночью в разбитом Сталинграде. Горел четырехэтажный немецкий госпиталь. Мы наблюдаем происходящее глазами гвардии капитана, который от­мечает, что эта трагедия ни для кого не стала чужой, на русских и немецких лицах было «одинаковое выражение боли и покорной беспомощности». Аркадий Кирил­лович отдает свой полушубок стоящему рядом немцу, видит, как солдат-татарин бросился в огонь спасать немца и как обрушившиеся стены похоронили обоих…

Мне близка точка зрения писателя. Ход истории зависит от нравственных качеств людей, ее творящих. О сложнейших механизмах, законах исторического развития, роли личности много размышлял Л. Н. Толстой – ярый противник лю­бых военных действий. В романе-эпопее «Война и мир» два полководца Кутузов и Наполеон показаны как антиподы, воплощение идей мира, гуманности, патри­отизма и войны – с ее неразборчивостью в средствах, жестокостью, цинизмом. А ещё это оппозиция силы и слабости. Безусловно, победа всегда должна быть за добром…

Действительно, чтобы не допускать «вывихов истории», человек всегда должен оставаться человеком. Вспоминается эпизод из повести Кондратьева «Сашка». Главный герой отказывается расстрелять пленного без суда и следст­вия, и его твёрдая уверенность в своей правоте заставляет командира отменить поспешный приказ.

Таким образом, противостоять эпидемиям безумия должны «нерастраченные запасы человечности», которые никогда не иссякнут в каждом из нас.

(234 слова)

Здесь искали:

  • то была первая тихая ночь в разбитом сталинграде

Нередко мы слышим истории о том, как два заклятых врага вдруг объединяются и забывают о нанесённых друг другу обидах. Что же толкает людей сплотиться вместе, разрушить, казалось бы, неприступную стену между ними? Именно этот вопрос ставит перед нами советский писатель В.Ф.Тендряков.

Рассказчик повествует о том, как внезапный пожар в немецком госпитале поражает, устрашает, заставляет беспомощно страдать не только немецких солдат, смотрящих на трагедию, но также и русских: «Сейчас они [немецкие солдаты] затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.» Тяжелые переживания, беда становятся общими, объединяют врагов скорбью по погибшим, и стираются границы между национальностями, идеями, «правыми и неправыми».

Остаётся лишь совместная горечь: «У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.»

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, в тяжелые моменты люди забывают о той боли, которую друг другу причинили, и между ними возникает внутренняя глубокая связь, берущая своё начало из гуманности и способности к состраданию. Именно это произошло с героями романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Л.Н.Толстого Андреем Болконским и Анатолем Курагиным. Получив тяжелое ранение и оказавшись в госпитале, Андрей узнал в человеке, лежащем на соседней койке и изнывающем от боли (ему ампутировали ногу), своего заклятого врага Курагина. Однако почему-то в тот момент Болконский даже не вспомнил о подлом поступке Анатоля Курагина, отнявшего у него Наташу Ростову. Конечно, это произошло потому, что в душе Андрея проснулось искреннее сострадание к этому человеку, которое он стал испытывать вместо былой жгучей ненависти. Глаза Курагина, наполненные болью и отчаянием, искали поддержки Андрея. Именно так между этими людьми кончилась вражда, и человеческие начала победили. Человечность одерживает верх не только у взрослых. Так, в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» школьники, враждовавшие со своим одноклассником, сыном отставного штабс-капитана Илюшей, даже бросавшие в него камнями, вдруг резко изменили своё поведение. Илюша внезапно очень серьёзно заболел, у него началась тяжёлая лихорадка, и мальчики, забыв об обидах и гордости, вместе стали навещать больного, заботиться о нём, проявлять внимательность и сочувствие. Болезнь мальчишки пробудила в их сердцах человечность, способность к состраданию. Очень жаль, что порой ничто так хорошо не объединяет, как общее горе…

Таким образом, какой бы страшной ни была вражда между людьми, общая восприимчивость к страданию, внутренние душевные силы, силы добра и человечности смогут её преодолеть и сплотить людей, показать им, что на самом деле важно, а что – лишь миражи, мешающие воссоединению.

Текст. По В. Тендрякову
(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир - глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.
(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (б)Вчера никто бы не обратил на него внимания - бои идут, земля горит, - но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.
(7)Горел немецкий госпиталь, четырехэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (Ю)Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается - темные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный - то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.
(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.
(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.
(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться - кирпично раскаленные лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.
(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия - ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты - открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда... (24)Вывихи истории - народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные с лица земли города, растоптанные поля... (25)Но историю-то творит не господь бог - ее делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое - не значит ли обуздать беспощадную историю?
(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нес искры к холодной луне, окутывал ее. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.
(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал - какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.
(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.
(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил - каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лед недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.
(По В. Тендрякову)

Сочинение
Что делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях жизни? Такую проблему рассматривает замечательный писатель Владимир Тендряков в данном тексте.
Герой рассказа, Аркадий Кириллович, вспоминает эпизод из своего военного прошлого. После сражения под Сталинградом горел немецкий госпиталь. Горел вместе с ранеными. Эту страшную картину видели и советские солдаты, и пленные немцы. Все они одинаково переживали эту трагедию, она ни для кого не была чужой. Герой рассказа накинул свой полушубок на плечи стоящего рядом немца, дрожавшего от холода. А потом произошло то, чего Аркадий Кириллович не видел, но что произвело на него огромное впечатление: один из пленных немцев бросился к горящему зданию, а за ним, пытаясь его остановить, побежал советский солдат. Горящие стены обрушились на обоих, они погибли. Автор подчеркивает то общее чувство боли за погибающих людей, которое объединяло всех в тот момент, - эта трагедия ни для кого не была чужой.
Автор формулирует свою позицию так: «ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия - ничто не вытравит в людях человеческое».
Я полностью согласна с автором, тем более что в нашем современном мире эта проблема становится едва ли не главной. Революции, войны, голод, всевозможные бедствия, разруха - что только не пришлось выдержать нашему народу!
Но большинство не сломилось под невыносимой ношей, люди выдержали все, сохранили свои лучшие душевные качества: доброту, сострадание, милосердие - все то, что включает в себя понятие «человечность».
Литература о Великой Отечественной войне дает нам много примеров, когда в самых страшных условиях люди сохраняли в себе человечность. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» потрясает драматизмом жизни простого русского мужика, на которого свалилось все: и война, и ранение, и плен, и гибель семьи. После войны он остается совершенно одиноким, работает шофером, но чувствует бесцельность и пустоту, потому что нет рядом близкого человека. Но столько в нем нерастраченной любви, доброты, сострадания, что он усыновляет беспризорника, потерявшего родителей в этой страшной мясорубке, не щадившей никого. Он живет ради этого мальчика, Ванюшки, отдает ему все самое хорошее, что есть в душе.
Другим примером сохранения в себе и достоинства, и доброты, и человечности может стать герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Находясь в лагере, этот человек не только приспособился к нечеловеческим условиям лагерного быта, но остался добрым, уважающим себя и других человеком, с чувством собственного достоинства. Он с радостью работает, потому что вся его жизнь - это труд, когда он трудится, он забывает о плохом, он хочет как можно лучше выполнить свою работу. Он с сочувствием относится к тем, кому очень тяжело, помогает им, делится своим скудным запасом пищи. Он не озлобился на весь мир, на людей, он не ропщет, а живет. И не как животное, а как человек.
Размышляя над судьбами людей, попавших в страшные, нечеловеческие условия, поражаешься их духовной силе, помогающей им остаться людьми, несмотря ни на что. И я могу повторить за Владимиром Тендряковым: «Историю делают люди».
Проблема взаимоотношения поколений

То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. Это не затишье, здесь наступил мир - глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

Сочинение

Очень часто человеку удается сохранять доброту сердца и чистое и искренне желание помочь ближнему даже в самых сложных ситуациях.

В данном тексте В. Д. Тендряков заставляет нас задуматься над тем, что же делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях?

Автор вспоминает эпизод из своего военного прошлого, когда в одну из редких тихих ночей загорелся немецкий госпиталь. Писатель обращает наше внимание на то, что в тот страшный момент, когда запылало деревянное здание, не было ни одного равнодушного человека: и русские и немецкие солдаты были объединены единым желанием помочь. Стерлись все границы, в этот момент не стало врагов: плечо к плечу стояли русские и немецкие солдаты и вместе «испускали единый вздох». И в глазах у каждого застыло «одинаковое выражение боли и покорной беспомощности». Один из героев рассказа, Аркадий Кириллович, заметив дрожащего от страха и холода, покалеченного немца, отдал ему свой полушубок. А позже он же делится тем, что сам не видел, но что произвело на него впечатление: в порыве человечности один из немцев с криком бросился в огонь, а за ним бросился татарин, оба были охвачены жаждой помочь и оба в тот же момент погибли.

Владимир Федорович Тендряков считает, что абсолютно в каждом человеке, кем бы он ни был, в какой бы ситуации не находился и что бы он ни пережил, есть неистраченные запасы человечности. И ничто не способно убить в человеке человека – «ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия».

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что невозможно уничтожить в человеке искру милосердия, доброты, сострадания – всего, что включает в себя понятие «человечность», её можно лишь на время притушить. И именно это искреннее чувство способно объединять людей и исправлять все «вывихи истории».

Главный герой романа М.А. Шолохова «Судьба человека» обладал огромным количеством нерастраченной любви, нежности, доброты и сострадания. Автор знакомит нас с огромным пластом жизни Андрея Соколова, и мы убеждаемся, что судьба подготовила ему много жестоких испытаний. Война, плен, голод, ранения, герой лишился всех близких ему людей и погрузился в полное одиночество, однако даже все это не смогло убить в Андрее Соколове человека. Свою нерастраченную любовь и нежность Соколов дарит беспризорнику, маленькому Ване, чья судьба была схожа с судьбой главного героя: жизнь также не была к нему великодушна. Андрей Соколов смог откопать в своем обугленном сердце зерно человечности и подарить его мальчику. Ваня стал для него смыслом жизни, герой стал заботиться о Ване и отдавать ему всю самое доброе и чистое, что осталось в душе главного героя.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» человечность объединила все сословия. Каким бы ни был каждый герой, в каком бы положении он не находился – он всегда находит в своей душе место доброму и светлому чувству. Петр Гринев не мстит Швабрину ни за одно его злодеяние. И это несмотря на то что вокруг царила атмосфера безнаказанности и жестокости, а Швабрин причинил герою достаточно вреда. Также и Пугачев, несмотря на огромное количество убийств для достижения своей цели, не стал убивать Петра, и не только за то, что тот когда-то не дал ему умереть, но и из чувства человечности по отношению к Савельичу. И Мария также во всех своих действиях руководствовалась лишь добром и желанием помочь – в том числе и когда просила у императрицы помилования любимого. Хотя девушка совсем недавно потеряла родителей и находила в сложных обстоятельствах. Все герои, несмотря на тяжелую ситуацию, сложившуюся вокруг их жизни, смогли сохранить в своей душе те чувства, благодаря которым они продолжали оставаться людьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что человека делает таковым желание совершать добро, быть милосердным и отзывчивым к несчастью других. И даже если это чувство спрятано глубоко за страхом и неопределенными нравственными ориентирами, оно все равно есть и по-прежнему способно взрывать «вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия».