Выбор телеобъектива для Canon. Профессиональные модели

Тогда мы рассмотрели любительские модели, в этот раз остановимся на профессиональных. Границу между ними в реальной жизни провести довольно сложно - есть немало примеров, когда люди, фотографией не зарабатывающие, покупают дорогую оптику, а профессионалы снимают на дешевые «стекла». Однако в этом вопросе ясность нам помогла внести сама Canon. Компания весьма отчетливо намекает, какие объективы считает профессиональными. Их отличить легко. Во-первых, в маркировке присутствует буква L, во-вторых, эти объективы белого цвета (тогда как любительские сплошь черные), в-третьих, у них есть красный ободок, как символ принадлежности к высшей касте. Но это все внешние отличия, оптически эти объективы тоже выделяются. Ниже мы подробно расскажем чем.

Canon EF 70-200mm f/4 L USM

  • Конструкция (элементов/групп) 16/13.
  • Габариты 76x172 мм.
  • Вес 705 г.
  • Примерная цена 22 000 рублей.

Canon EF 70-200mm f/4 L IS USM

  • Конструкция (элементов/групп) 20/15.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,2 м.
  • Диаметр под светофильтр 67 мм.
  • Габариты 76x172 мм.
  • Вес 760 г.
  • Примерная цена 37 000 рублей.

Мы не случайно объединили два этих объектива, они отличаются только наличием стабилизатора. В остальном полная идентичность, даже габариты одинаковы. Сложно двух братьев отличить и внешне, стабилизированную версию выдает только наличие двух дополнительных переключателей (как раз за стабилизатор и отвечающих). Какой из двух 70-200mm f/4 брать - один из популярнейших споров на фотофорумах. И мы по этому поводу чуть ниже тоже выскажемся.

Вообще, 70-200mm f/4 без стабилизатора самый продаваемый телевик Canon. Его активно используют как профессионалы, так и любители. И это заслуженно. Объектив дает очень хорошую картинку, резкую даже на самой отрытой диафрагме (хотя на f/5,6-8 результаты еще лучше), в которой практически нет аберраций и искажений. У объектива приятное размытие фона, что позволяет говорить о «рисунке» и использовать объектив как портретик. По соотношению цены и возможности творчества 70-200mm f/4 один из лучших.

Немаловажным оказывается и тот факт, что этот объектив рассчитан для профессионального использования, а значит, имеет металлический байонет, крепкий корпус, кое-какую влагозащиту, стабильное качество сборки и предсказуемый результат в плане качества фотографий. Многих смущает конструкция - узкая, но длинная, однако это особенность всех телевиков с постоянной диафрагмой f/4.

70-200mm f/4 многие также любят за соотношение качества и габаритов. Понятно, что 70-200mm f/2,8 более интересные объективы, но они и намного тяжелее. Многие фотографы для тревел-целей специально выбирают версию с постоянной диафрагмой f/4, снимают они не хуже.

Подвох 70-200mm f/4 в том, что он очень любит свет. При съемке днем он великолепен, но стоит начаться сумеркам, объектив становится если не бесполезен, то очень ограничен в использовании. Максимальная диафрагма все-таки f/4, а стабилизатора нет, значит, выдержку придется ставить достаточно короткую, чтобы избежать смаза, а света и так не хватает. Приходится поднимать ISO, а это снижает качество снимка. Неуниверсально получается. Если любитель еще может с этим смириться, то для профи отказаться от съемки не вариант.

Немного исправить эту проблему призвана версия 70-200mm f/4 со стабилизатором. Оптически она чуть другая, но качество фотографий у двух объективов одинаково. Стабилизатор позволяет увереннее чувствовать себя при съемке с недостатком света, особенно когда снимать приходится статичные объекты на удалении, однако за эту возможность приходится заплатить дополнительные 15 тысяч рублей, что несколько разрушает хорошее соотношение цены и качества нестабилизированной версии. Стоит ли эта переплата? Если вы часто снимаете в условиях недостатка света, то да, но если есть возможность использовать вспышку или просто фотографировать, когда света достаточно, то выгоднее окажется покупка самого простого 70-200.

Кадр с Canon EF 70-200mm f/4 L USM

Кадр с Canon EF 70-200mm f/4 L IS USM

Canon EF 70-200mm f/2.8 L USM

  • Конструкция (элементов/групп) 18/15.
  • Габариты 84,6x193,6 мм.
  • Вес 1113 г.
  • Примерная цена 48 000 рублей.

Canon EF 70-200mm f/2.8 L IS II USM

  • Конструкция (элементов/групп) 23/19.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,2 м.
  • Диаметр под светофильтр 77 мм.
  • Габариты 89x199 мм.
  • Вес 1490 г.
  • Примерная цена 75 000 рублей.

Между двумя этими объективами ситуация, похожая на ту, что мы уже наблюдали для двух 70-200mm f/4, правда, разница в качестве снимков между двумя версиями с f/2,8 все-таки есть. Исторически так получилось, что 70-200mm f/2,8 без стабилизатора стал родоначальником серии, а 70-200mm f/2,8 со стабилизатором - одним из доработанных потомков. Хотя можно сказать, что качество объективов одинаково высоко и отличается едва заметно, а 27 тысяч рублей разницы в стоимости - это переплата за стабилизатор.

70-200mm f/2,8 в любой версии - это мечта многих фотографов. Лучшие зум-объективы, у которых почти нет недостатков. Изумительная резкость, начиная с f/2,8, отсутствие искажений, прекрасное размытие фона, микроконтраст, очень правильная цветопередача, шустрый автофокус, делающие объективы идеальными для съемок спорта. В плане качества фотографий это бескомпромиссное решение. А еще у них отличная пыле- и влагозащита, хорошая комплектация со штативной лапой и поистине неубиваемый конструктив. Кроме того, высокая светосила позволяет, в отличие от 70-200mm f/4, беспроблемно работать с экстендерами (телеконвертерами, которые увеличивают фокусное расстояние ценой светосилы), причем как 1,4x, так и 2x.

Отдельного абзаца заслуживает стабилизатор более дорогой версии. Он дает реальный выигрыш в 4 стопа выдержки и позволяет получать резкие снимки на значениях вплоть до 1/10 с, что для телевика очень приличный показатель. Кроме того, у стабилизатора есть несколько режимов работы, что позволяет его настраивать для съемки с проводкой и просто длинной выдержкой. В общем, не зря 70-200mm f/2,8 IS вершина модельного ряда Canon. Таким объективом компания может гордиться.

Расплата за все эти «плюшки» стандартная - цена и вес. С первой все понятно, хорошая вещь не может стоить дешево, но вес многих огорчает еще сильнее. Почти полтора килограмма металла и стекла делают 70-200mm f/2,8 объективами либо для профессионалов, либо для фанатов, которые ради хороших снимков готовы на все, даже таскать такую тяжесть.

В плане выбора между двумя версиями 70-200mm f/2,8 правила те же, что у 70-200mm f/4, с тем лишь отличием, что 70-200mm f/2,8 без стабилизатора благодаря светосиле не беспомощен при недостатке света как 70-200mm f/4 и не требует стаба во что бы то ни стало, но оптически немного хуже более дорогой версии, и это тоже стоит учитывать.

Кадр с Canon EF 70-200mm f/2,8 L USM

Кадр с Canon EF 70-200mm f/2,8 L IS USM

Canon EF 100-400mm f/4,5-5,6 L IS USM

  • Конструкция (элементов/групп) 17/14.
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,5 м.
  • Диаметр под светофильтр 77 мм.
  • Габариты 99x189 мм.
  • Вес 1360 г.
  • Примерная цена 54 000 рублей.

Всем хороши 70-200, однако их фокусное расстояние ограничено 200 миллиметрами. Для анималистов, ярых папарацци, спортивных фотожурналистов и просто любителей снимать на значительном удалении этого мало. Конечно, у Canon есть что предложить этой группе фотографов. 100-400 - самый популярный объектив из этой когорты. Во-первых, он стоит дорого, но не заоблачно (у многих вариантов шестизначные «ценники»), во-вторых, обеспечивает 400 миллиметров фокусного расстояния. Это минимум, с которым можно пытаться фотографировать животных.

На таких расстояниях требования к оптике уже совсем другие. Например, максимальная диафрагма f/5,6 на 400 миллиметрах никого не напрягает. Во-первых, глубина резкости на таком фокусном настолько мала, что более светосильной оптикой снимать было бы трудно. Во-вторых, профессионалы такими объективами снимают со штативов (посмотрите футбольные трансляции, например), а значит, для них очень высокая светосила не то чтобы совсем не нужна, но уже некритична.

100-400 - довольно старый объектив, поэтому не обладает некоторыми современными вещами. У него не самые эффективные стабилизатор изображения (выигрыш составляет примерно 2-3 стопа) и мотор фокусировки, из-за которого скорость автофокуса ниже, чем у того же 70-200. Но вот к оптике претензий быть не может: отличная резкость по всему полю, в том числе и на 400 миллиметрах, минимальное количество искажений, приятное размытие фона - в общем, картинка вполне профессионального качества. Размеры, вес и цена - просто расплата за умение снимать далеко. Да и, кстати, для своих возможностей 100-400 не так уж и дорого стоит. Скажем, 400 миллиметров со стабилизатором при диафрагме f/5,6 могли бы обеспечить и 70-200mm f/2,8 IS + экстендер 2x, но цена такого комплекта значительно выше.

В качестве особенностей объектива отметим зуммирование типа тромбон, а также оригинальный способ надевания/снимания бленды. Они удобны, но отличаются от общепринятых и требуют банального привыкания.

Canon EF 300mm f/4 L IS USM

  • Конструкция (элементов/групп) 15/11
  • Минимальная дистанция фокусировки 1,5 м
  • Диаметр под светофильтр 77 мм
  • Габариты 90x221 мм
  • Вес 1190 г.
  • Примерная цена 42 000 рублей.

У Canon довольно много профессиональных объективов с фиксированным фокусным расстоянием: 400mm f/5,6, 500mm f/4, 600mm f/4 и даже 800mm f/5,6, но это все очень редкая и очень дорогая техника. В наш обзор из «фиксов» мы решили включить только 300mm f/4. Он и стоит не очень дорого, и может пригодиться довольно широкому кругу фотографов, особенно тем, кто снимает на полноформатную камеру.

Большое преимущество этого объектива - сочетание диафрагмы f/4 и современного стабилизатора, которые позволяют снимать без использования штатива. Конечно, в бюджетном секторе довольно много моделей, которые обеспечивают фокусное в 300 миллиметров, но сравнивать с ними 300mm f/4 по качеству дело просто бесполезное. Объектив с фиксированным фокусным отличается бескомпромиссной картинкой и очень высоким разрешением. Даже при съемке на многопиксельные матрицы фотографии можно рассматривать при большом увеличении, и картинка все равно останется четкой. Про резкость говорить бессмысленно, она тут просто отличная. Кроме того, многие выделяют хорошую цветопередачу и контраст на снимках. По этим компонентам 300mm f/4 ничуть не хуже 70-200mm f/2,8.

Отдельно стоит отметить удачную работу 300mm f/4 с экстендером 1,4x. Фокусное вырастает до 420 миллиметров, диафрагма падает до f/5,6, но качество изображения остается на очень высоком уровне. Экстендеры, как известно, вещь капризная и с разными объективами работают по-своему, но 300mm f/4 и 1,4x это пример удачного сочетания.

По размерам и цене 300mm f/4 для своих возможностей более чем адекватен, но не стоит забывать, что это объектив с фиксированным фокусным расстоянием. А значит, он малоприменим в репортаже и подходит далеко не для всех съемочных ситуаций. Но если вы в таких как раз и работаете, то покупка 300mm f/4 будет более выгодна, чем какого-либо зума.

Для начала разберемся с фокусным расстоянием. Изначально каждый объектив имел фиксированное фокусное расстояние, которое в соотношении с диагональю кадра и обуславливало его применение.

Стандартным для малоформатных пленочных камер, а теперь и для fullframe-цифровиков считается фокусное расстояние 50 мм. Дело в том, что при таких размерах кадра угол зрения 50-миллиметрового объектива практически равен углу обзора человеческого глаза, то есть с таким объективом камера «видит» подобно человеческому глазу. Но на практике нужно гораздо больше вариантов - так, например, выделился класс портретных объективов , имеющих не только увеличенное (70-90 мм) фокусное расстояние, но и повышенную светосилу: такой объектив акцентирует композицию кадра на центре и фокусе, красиво размывая фон, дает отличную детализацию и малый уровень искажений.

А что делать, когда нужно снимать с удаления? Тут нужен уже телеобъектив - неотъемлемый атрибут фотокамеры репортеров и папарацци, подобные объективы иногда разрастаются до чудовищных размеров: например, редчайший Canon EF 1200mm f/5.6 L USM весит 16,5 килограммов, и при съемке должен сам стоять на прочном штативе. При съемке зданий, напротив, нужно малое фокусное расстояние (менее 35 мм), обеспечивающее поле зрения широкоугольных объективов. Однако такой угол обзора несет и характерные искажения - края кадра «заваливаются» внутрь.

Развитие широкоугольников - «рыбий глаз », где фокусное расстояние минимально (порой всего несколько миллиметров), из-за чего искажения, характерные для широкоугольной оптики, доходят до абсолюта. Минимальное расстояние съемки у «рыбьих глаз» часто меньше, чем у макрооптики, иначе при таком угле зрения в кадр попадет слишком много лишнего.

Для макросъемки используются объективы, схожие по фокусному расстоянию с портретными, но их ключевые отличия - возможность сфокусироваться на сверхмалых расстояниях и прецизионная обработка линз, обеспечивающая наименее возможные искажения.

Но что же делать, если хочется снимать разные кадры, но нет денег на набор оптики? Что ж, зум-объективы изобретены уже давно. В них оптическая система сложнее, зато позволяет менять фокусное расстояние зачастую в широких пределах. Расплата за универсальность - потери в светосиле, рост искажений, особенно в крайних положениях фокуса. Тем не менее, хороший зум-объектив всегда найдется и в кофре профессионального фотографа.

Есть еще один интересный момент. В начале статьи мы упоминали, что оптика Canon, рассчитанная на байонет полноформатных матриц, может работать и на технике с «кропнутыми» матрицами. И тут раскрывается смысл кроп-фактора, указываемого в характеристиках фотоаппаратов. Например, если мы снимем с полноформатника нормальный объектив, то на камере с APS-C (кроп-фактор 1,6) он превратится по полю зрения… в 80-миллиметровый (50*1,6)! Нормальным же для этого фотоаппарата будет уже 30-миллиметровый, который на «старшей» камере будет работать широкоугольником. Теперь Вы понимаете, почему на компактных фотоаппаратах с очень маленькими матрицами такие короткие объективы? На сменной же оптике чаще всего фокусное расстояние указывается именно для полного кадра, так что для меньших матриц его нужно обязательно пересчитывать при выборе по кроп-фактору своей камеры.

Если фокусное расстояние определяет большую часть применимости оптики, то ее светосила - качество и возможности съемки в малой освещенности. Особенно светосила критична для недорогих матриц, у которых приходится часто выставлять светочувствительность до таких величин, что становятся ясно видны шумы. Светосила прямо отражена в минимально возможном относительном отверстии диафрагмы, то есть оптика с f/2.0 светосильнее, чем с f/3.5. Причем характерно, что, чем меньше фокусное расстояние, тем больше светосила - из-за большего угла зрения объектив пропускает больше света в совокупности. Поэтому не стоит считать, что оптика в телеобъективе с f/5.0 хуже, чем в широкоугольнике с f/1.8 - это совсем разные объективы. А вот требования к качеству матрицы фотоаппарата при желании работать с телеоптикой, понятно, выше.


Первоначально на фотоаппаратах Canon использовались объективы Nikon, а между компаниями не было жёсткой конкуренции. Дух соперничества зародился в 80-х годах XX века. От конкурентной борьбы пострадали потребители: комплектующие к зеркальным фотоаппаратам перестали быть универсальными. Крепления объектива Canon теперь подходят только для одноимённых фотокамер.

При покупке фотоаппараты комплектуются простым китовым объективом. Он не отличается качественной оптикой или светосилой, но даёт возможность любителю поэкспериментировать с разными жанрами. Но по мере постижения фотоискусства новички входят во вкус и желают получать более резкие и сочные фотографии. Встаёт закономерный вопрос: какой объектив Canon выбрать? Однозначного ответа на него нет.

Прежде всего, необходимо определиться с жанровыми предпочтениями. Для портретов лучшей считается оптика с фиксированным фокусным расстоянием, для насекомых – макрообъективы, а для дикой природы или спортивных событий – длиннофокусные. Для каждого вида съёмки Canon выпускает десятки моделей: от бюджетных вариантов за 200–300 долларов, до дорогой профессиональной оптики стоимостью более 10 тысяч долларов.

Вне зависимости от цены существуют более и менее удачные модели. Линейки объективов постоянно обновляются. В нашем рейтинге представлены лучшие современные объективы Canon 2015–2016 года выпуска, получившие признание фотографов. Обзор составлен на основе эксплуатационных свойств и отзывов.

Лучшие стандартные объективы с постоянным ФР для фотокамер Canon

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием есть у любого профессионального фотографа. Светосильная оптика снимает без вспышки в помещениях с низкой освещённостью и даёт приятное размытие заднего фона. Стандартные объективы не искажают геометрию пространства и передают картинку так, как её привык видеть человеческий глаз. Единственный недостаток фиксов, который шокирует обывателей, - отсутствие зума. Чтобы приблизить/удалить предмет, нужно подойти к нему ближе или отойти дальше.

2 Canon EF 40 mm f/2.8 STM

Выгодная цена. Лучший полупрофессиональный объектив
Страна: Япония
Средняя цена: 14 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Бесспорное достоинство объектива – универсальность. Глядя на технические характеристики, профессионалы могут сморщить нос – «ни то, ни сё», но среди любителей объектив Canon EF 40 mm f/2.8 STM претендует на статус лучшего. Он не подпадает под привычные классификации: это ещё не портретник, но в полной мере и не широкоугольник. Незначительное искажение пространства с такими характеристики обзора неизбежно, но оно не бросается в глаза. При этом меньшее, чем у полтинника фокусное расстояние позволяет фотографу развернуться в небольших помещениях, а также снимать пейзажи и портреты на улице.

Эксперты и потребители отмечают высокое качество сборки, нехарактерное для недорогих моделей фиксов. Металлическое кольцо байонета, качественный пластик с резиновыми вставками. Лёгкость и компактность объектива выручает в поездках. Картинки оставляет приятное впечатление. Плавные цветовые переходы, немного уходит в пастельные тона. Цепкий автофокус.

При максимальном открытии диафрагмы 2,8 не стоит рассчитывать на эффектное боке, но размытие заднего фона приятно глазу. Владельцы зеркальных фотоаппаратов отмечают, что по выраженности боке объектив не уступает бюджетному полтиннику со светосилой 1,8. Но в слабоосвещённых помещениях фотографировать им не так комфортно. Без вспышки вряд ли получится добиться приличного результата при использовании света от окна в глубине комнаты. Громкий шум мотора портит звук.

Производитель обещает плавную фокусировку STM, объектив адаптирован к видеосъемке. Но здесь потребителей ждёт разочарование: громкий шум мотора портит звук. Это далеко не лучшая оптика для съёмки сюжетов.

1 Canon EF 50 mm f/1.4 USM

Оптимальное соотношение цены и качества. Самый популярный стандартный объектив
Страна: Япония
Средняя цена: 27 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Объектив Canon редко задерживается на витринах магазинов. Самым популярным стандартным объективом он стал по двум причинам:

  • О «полтиннике» мечтает каждый фотолюбитель
  • Эта модель воплощает лучшее соотношение цены и качества

Цена остаётся доступной для любителей, но качества оптики хватает для съёмки портретов профессиональной фотокамерой. По сравнению с дешёвыми «полтинниками» от Canon объектив EF 50 mm f/1.4 USM выглядит солидно. Увесистая конструкция – 290 грамм – создаёт приятное первое впечатление. И оно не обманчиво.

Классический портретник даёт резкую картинку и эффектное размытие фона. Красивое боке появляется благодаря восьмилепестковой диафрагме. Объектив относится к самым светосильным, с ним приятно работать без вспышки даже в слабоосвещённых помещениях. Но пользователи отмечают, что открытие диафрагмы 1,4 фактически является нерабочим. Вылезают хроматические аберрации, качество изображения падает. Объектив подойдёт как для кропов, так и полнокадровых фотоаппаратов. Но на бюджетных зеркалках возможности оптики в полной мере не раскроются, оптимальный вариант съёмки – поясной портрет. Портреты в полный рост, пейзажи будут смотреться не так выигрышно, но добиться хорошего результата реально.

Ультразвуковой мотор автофокуса работает быстро и бесшумно, но автоматика нередко промахивается. К недостаткам объектива относится ненадёжность конструкции: пластиковое кольцо ручной настройки фокусировки требует деликатного обращения.

Лучшие стандартные объективы с переменным ФР для фотокамер Canon

Начинающему фотолюбителю объективы с переменным фокусным расстоянием покажутся самыми комфортными. Подкручивая кольцо зума, можно удалять и приближать объекты, стоя на месте. Подобная функция есть в цифровых мыльницах, поэтому кажется привычной. Однако универсальность отражается на качестве снимков. При одинаковых настройках жанровая оптика даст лучшую картинку. Важно понимать, что приближение/удаление объектов меняет не только заполнение кадра, но и угол обзора. Китовый объектив с фокусным расстоянием 18–55 на минимальных значениях фокусировки превращается в широкоугольник, а на максимальных – в портретник. Но возможности kit-комплекта ограничены, любителям путешествий и репортажной съёмки имеет смысл обратить внимание на объективы с широким диапазоном фокусных расстояний и просветлённой оптикой.

3 Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM

Лучшая замена китовому объективу для неполнокадровых фотоаппаратов
Страна: Япония
Средняя цена: 38 100 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Среди оптики для неполнокадровых фотоаппаратов объектив считается дорогим. Внушительная стоимость неизбежно диктует высокие требования к качеству оптики. Судя по отзывам, стекло оправдывает ожидания фотолюбителей.

Узкий диапазон позволил достичь высокой эффективности работы оптики: резкие кадры получаются на всех фокусных расстояниях. В отличие от бюджетных моделей на Canon EF-S 17–55 mm f/2.8 IS US установлен рабочий 3-ступенчатый стабилизатор. С ним комфортно снимать на коротких выдержках без штатива.Объектив светлый, подойдёт для съёмки в помещении без вспышки вблизи окна.

Некоторые фотолюбители отмечают эффект виньетирования и дисторсию, но «бочки» и «подушки» нельзя назвать выраженными. Единственный существенный недостаток для столь дорогого стекла – ненадёжный корпус. При длительном использовании увесистый «хобот» расшатывается и начинает выпадать под собственной тяжестью. Но несмотря на недостатки, эта оптика станет лучшей заменой китовому объективу для неполнокадровых фотокамер.

2 Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM

Оптимальное соотношение цены и качества. Широкие возможности за низкую цену
Страна: Япония
Средняя цена: 24 999 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Несмотря на доступную стоимость, объектив имеет солидный вид и внушительный вес (480 грамм). По характеристикам похож на китовый, который приобретается в комплекте с фотоаппаратом, но выигрывает за счёт увеличенного диапазона фокусных расстояний – от широкоугольника до длиннофокусного объектива. Из достоинств обладатели неполнокадровых фотоаппаратов отмечают цепкую автофукусировку. От стабилизатора в низких ценовых категориях не приходится ожидать многого, но он рабочий.

Ещё более универсальным делает его тихий мотор STM, адаптированный к съёмке видео. Шаговый двигатель плавно и быстро наводится на резкость, без скрипящего звука и временной потери чёткости.

Главный недостаток – низкая светосила, но для бюджетного объектива это предсказуемо. EF-S 18–135 mm f/3.5–5.6 IS STM – прекрасный вариант для начинающего фотолюбителя, представляющий лучшее соотношение цены и качества.

1 Canon EF 24-105mm f/4L IS USM

Лучший репортажный объектив для полнокадровых фотокамер
Страна: Япония
Средняя цена: 39 890 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Среди профессионалов объектив считается лучшим репортажным объективом. Широкий диапазон фокусных расстояний позволяет снимать вблизи и делать крупные планы объектов, находящихся вдалеке. Это идеальный объектив для репортажной съёмки, который пригодится в путешествиях и на мероприятиях. Шустрый мотор, хваткая автофокусировка помогают оперативно подстроиться под различные условия съёмки.

Но из-за низкой светосилы (диафрагма открывается на 4) с ним комфортнее работать на улице, а не в помещении. При съёмке удаленных объектов оптика даёт неплохое размытие фона, но резкость картинки вызывает нарекания поклонников «звенящих кадров».

Из недостатков покупатели отмечают работу стабилизатора, который откровенно слабоват для объективов L-серии. Низкая светосила частично компенсируются качеством фотокамеры, поэтому приобретать EF 24–105 mm f/4L IS USM рекомендуется обладателям полнокадровых Canon. Этот союз помогает достичь резкой картинки на высоких значениях ISO без использования вспышки.

Лучшие телеобъективы для фотокамер Canon

Габариты телеобъективов привлекают повышенное внимание окружающих. В корпусе скрывается несколько оптических линз и моторчиков, позволяющих фокусироваться на далёких объектах. Некоторые профессиональные модели достигают метровой длины.

Телевики сложны в изготовлении, недешево стоят, но имеют ограниченную сферу применения. Они незаменимы при съёмке дикой природы или спортивных мероприятий, но не используются в качестве штатной оптики.

Более популярны объективы с переменным фокусным расстоянием, фиксы используются профессионалами для строго определённых целей. Например, 135-миллиметровое стекло имеет спрос у фотографов, специализирующихся на свадебной съёмке и Love Story на природе. Оптика ценится за резкую картинку, эффектное размытие заднего фона и возможность работать на расстоянии, не нарушая личного пространства влюблённых.

3 Canon EF-S 55-250mm f/4.0-5.6 IS II

Лучший объектив для неполнокадровых фотоаппаратов
Страна: Япония
Средняя цена: 9 390 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Супербюджетная модель даёт достойное качество картинки. Для неполнокадровых фотоаппаратов объектив лучший в своём классе и в комплекте с китом покроет весь диапазон фокусных расстояний, необходимых фотолюбителю.

Механика работает плавно, при первом знакомстве конструкция кажется надёжной. На низкую стоимость модели указывает лишь пластиковое кольцо байонета. При таком весе оптика потребует бережного отношения, иначе крепление рискует не выдержать нагрузку.

Стабилизатор нельзя назвать шустрым, но эффект от его включения заметен. Профессионалы разглядят хроматические аберрации, пожалуются на медленный мотор автофокуса, недостаточную резкость и низкую светосилу. Упрёки справедливы, но предсказуемы: за такую стоимость рассчитывать на большее не приходится. Объектив добротный, однозначно стоит своих денег и заслуживает звание лучшего бюджетного телевика.

2 Canon EF 135mm f/2L USM

Лучший телеобъектив с постоянным ФР
Страна: Япония
Средняя цена: 54 980 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Среди профессионалов данный объектив L-серии получил славу одного из самых резких. Определение «звенящая резкость» - как раз про него. Среди прочих достоинств: внушающая доверие сборка, скорость фокусировки, насыщенная картинка, мягкое и ровное боке. Объектив не даёт искажений и станет находкой для портретистов, предпочитающих вести съёмку на природе или безлюдных улицах. Отходить придётся далеко, поэтому в кадр не должны попасть лишние люди и предметы.

Высокая светосила в союзе с полнокадровым фотоаппаратом «вытащат» картинку в сумерках или в затемнённом помещении. С EF 135 mm f/2L USM комфортно работать даже на концертной съёмке.

При отличных характеристиках профессиональная оптика имеет адекватную стоимость, это лучшее соотношение цены/качества в линейке телеобъективов Canon. По отзывам фотографов, стекло практически не имеет недостатков. Самые требовательные сетуют на отсутствие стабилизатора, пыле- и влагозащиты. Опции, безусловно, удобные, но при выборе оптики не являются определяющими

1 Canon EF 70-200mm f/4L USM

Лучший телеобъектив с переменным ФР
Страна: Япония
Средняя цена: 26 940 руб.
Рейтинг (2018): 4.9

Телеобъектив L-серии обладает надёжной конструкцией. Зум и фокусировка скрыты под монолитным корпусом, который защищает оптику от попадания влаги и пыли. С таким стеклом профессиональному фотографу не страшны никакие капризы погоды.

Несмотря на скромную светосилу, кадры получаются резкими по всему диапазону фокусных расстояний. Canon EF 70–200 mm f/4L USM подходит для съёмки деталей, репортажей, портретов на улице и в просторных студиях. В условиях квартиры с ним не развернуться, но это следует из технических характеристик. Ультразвуковой мотор работает цепко и почти безошибочно. Переключатель фокуса станет незаменимым помощником для спортивных фотокорреспондентов.

При всех достоинствах эта модель имеет небольшой вес, что делает возможным съёмку с рук. Расстраивает только полное отсутствие стабилизатора, который так необходим телеобъективам, чтобы компенсировать дрожание рук при фокусировке на дальние расстояния.

Лучшие широкоугольные объективы для фотокамер Canon

Как следует из названия, широкоугольные объективы имеют значительный угол обзора, вмещают в кадр много пространства и передают его объем. С ними комфортно снимать помещения типовых квартир и архитектуру узких улиц. Но нестандартный угол обзора неизбежно выдаёт дисперсию и искажение пространства. Особенно заметно закругление по углам кадра у сверхширокоугольных объективов (так называемый «рыбий глаз»). Поэтому широкоугольники не подходят для портретной съемки. У людей меняются пропорции лица: визуально увеличивается нос, лоб и скулы. Однако при фотографировании животных особенность широкоугольников может быть использована для творческих решений.

3 Canon EF-S 10–22 mm f/3.5–4.5 USM

Лучший сверхширокоугольный объектив для неполнокадровых фотоаппаратов
Страна: Япония
Средняя цена: 27 000 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Объектив подходит для съёмки масштабных пейзажей и тесных помещений, поскольку в кадр вмещается практически все окружающее пространство. При этом искажения неизбежны: зная эту особенность широкоугольников, профессиональные фотографы используют её как творческий приём. Приятно, что хроматические аберрации и дисперсия не столь значительны для широкоугольника. Объектив неплохо справляется с контровым светом. Искажения присутствуют, но при умелом выстраивании композиции они не бросаются в глаза. Резкость нельзя назвать звенящей, но она сохраняется даже по краям кадра.

Canon EF-S 10–22 mm f/3.5–4.5 USM имеет отличное расстояние фокусировки – 24 сантиметра, которое даёт возможность расставить акценты на деталях переднего плана. Благодаря ультразвуковому мотору, автофокус быстрый и бесшумный. Оптику отличает надёжное качество сборки, сравнимое с профессиональными объективами.

К стеклу люкс-серии близка и цена, но при этом светосила не внушает оптимизма. Для неполнокадровых фотокамер оптика темновата, но лучшего сверхширокоугольного объектива Canon в этом сегменте не найти.

2 Canon EF 28 mm f/1.8 USM

Лучший широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием
Страна: Япония
Средняя цена: 27 600 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Главное достоинство широкоугольного фикс-объектива – высокая светосила. Это один из лучших объективов для работы в слабоосвещённых тесных помещениях. Цепкий автофокус, бесшумность и лёгкостью делают его комфортным для работы. Добавив к этому плавное размытие заднего фона, получаем отличный штатный объектив для кроп-камер. В то же время стекло не имеет ограничения в использовании для полнокадровых фотоаппаратов.

Canon EF 28 mm f/1.8 USM подойдёт для съёмки пейзажей, архитектуры, предметов и даже ростовых портретов. Крупных планов лучше избегать, чтобы не допустить искажений пропорций лица.

При всех достоинствах на максимально открытой диафрагме оптика выдаёт замыленные кадры, но дальше картинка достаточно резкая. В целом качество изображения владельцы зеркалок оценивают как высокое. Ещё один неприятный минус - хроматические аберрации: на фиолетовую окантовку контрастных линий обращают внимание даже любители. Чтобы довести снимки до идеала, потребуется знание фоторедакторов для исправления дефекта.

1 Canon EF 17–40 mm f/4L USM

Оптимальное соотношение цены и качества
Страна: Япония
Средняя цена: 33 200 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Один из самых многозадачных широкоугольных объективов Canon. При съёмке на полнокадровой фотоаппарат на малых фокусных расстояниях становится сверхширокоугольным. В то же время сохраняется возможность сузить угол обзора до 40 миллиметров и получить картинку близкую к тому, как видит её человеческий глаз. На кропах EF 17–40 mm f/4L USM станет отличной заменой штатному объективу.

Профессионалы отмечают выносливость оптики: с такой прочной конструкцией, защитой от влаги и пыли не страшно повредить технику при съёмке в сложных условиях. К достоинствам оптики относятся быстрый, бесшумный автофокус, цветопередача и резкость для шикороугольника.

Единственный существенный недостаток – объектив темноват, но на полнокадровом фотоаппарате это компенсируется ISO. Зато низкая светосила делает цену низкой: широкоугольник считается одним из самых доступных и лучших в L-серии. Пользователи отмечают, что при малых фокусных расстояниях на контрастных изображениях вылезают хроматические аберрации и дисторсии, которые без труда правятся в фоторедакторе.

Объективы.
В этой статье речь пойдет об объективах. Необходимо сразу оговориться, что рассчитана она в основном на тех, кто не очень разбирается в технических особенностях и терминах. По этой причине часть информации будет опущена, а основная часть будет подана максимально просто.

Зачем нужны объективы.

Вероятно, каждый, кто только что приобрел или собирается приобрести зеркальную камеру, задавался вопросом: для чего, собственно, нужно такое разнообразие объективов, если в комплекте с камерой уже поставляется объектив (так называемый «китовый»). Для обычных повседневных задач такого объектива, скорее всего, будет достаточно. Однако есть мнение, что чем дороже и качественнее объектив, тем лучше он снимает, и это верно, но надо учитывать, что фотографирует в первую очередь не техника, а человек. Объектив лишь инструмент, дающий большие возможности, и при правильном его подборе позволит получить недостающие лично вам характеристики.
Таким образом, в первую очередь нужно решить, для каких целей требуется объектив, так как бывают не только универсальные, подходящие под многие задачи, но и очень специфичные объективы, например, телеобъективы или tilt-shift объективы.

Итак, что же такое объектив? Википедия гласит: объекти́в - оптическое устройство, предназначенное для создания действительного оптического изображения. В оптике рассматривается как равнозначное собирающей линзе, хотя может иметь иной вид, например «Камера-обскура». Обычно объектив состоит из набора линз (в некоторых объективах - из зеркал), рассчитанных для взаимной компенсации аберраций и собранных в единую систему внутри оправы. Проще говоря, это система линз в оправе, фокусирующая изображение на чувствительном элементе фотоаппарата (пленке либо матрице).
На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество различных объективов в широком ценовом диапазоне, производятся они разными фирмами и имеют различные характеристики. Каждый производитель фотоаппаратов (например Canon, Nikon и т.д.) выпускает «линзы» для своих устройств, которые имеют свой собственный разъем для объектива – так называемый «байонет». Кроме того, существуют сторонние предприятия, выпускающие объективы для разных марок фотокамер. Самые известные из них – Sigma и Tamron, менее распространены объективы Tokina, Samyang и др. При выборе стоит уточнять, стабильно ли работает объектив с вашей камерой и желательно проверить объектив перед покупкой. Впрочем, при выборе объектива фирма-производитель далеко не главное, на что стоит обращать внимание. Гораздо важнее характеристики, о которых речь пойдет дальше.

Характеристики объективов

Основные характеристики объективов таковы:
Фокусное расстояние (и возможность его изменения);
Угол поля зрения объектива;
Светосила;
Максимальное относительное отверстие (иногда неправильно называемое светосилой);
Тип байонета или диаметр резьбы для крепления к камере - для сменных фотографических или киносъемочных объективов.
Помимо них есть еще некоторые дополнительные характеристики (различного вида аберрации, разрешающая способность и т.д.), касаться которых мы не будем.

Фокусное расстояние объектива
Работа объектива заключается в том, чтобы сформировать изображение на чувствительном элементе (пленке либо матрице) камеры. Как известно из школьного курса физики, фокусным расстоянием называется расстояние от центра линзы до фокуса (точки пересечения лучей или их продолжения, преломленных собирающей/рассеивающей системой).

Объектив представляет собой подобного рода собирающую систему, которая фокусирует попадающий в нее свет на матрице. Фокусным расстоянием объектива считается расстояние от оптического центра системы до чувствительного элемента.

Если забыть о теории и выразиться проще, то фокусное расстояние объектива характеризует способность объектива приближать объекты. Чтобы не путаться, можно запомнить простую формулу: чем больше фокусное расстояние, тем ближе будет объект съемки. Далее представлены фотографии, сделанные из одной и той же позиции, но с помощью объективов с разным фокусным расстоянием:

Наглядное представление принципа работы простейшего объектива:

Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Как правило, его значение указано на самом объективе.


Объектив Nikon AF-S DX Nikkor 55-300 mm
Код: 130335


Объектив Sony SAL-50 mm F/1.4
Код: 105758

По диапазону значений фокусного расстояния объективы делятся на фиксы и вариобъективы. Фикс - любой объектив с фиксированным фокусным расстоянием, жаргонное слово, сокращение, используемое для противопоставления вариообъективам.

Вариообъектив - объектив с переменным фокусным расстоянием (трансфокатор, «зум»).

У каждого типа объективов есть как плюсы, так и минусы, которые, впрочем, довольно субъективны. Фиксы, к примеру, гораздо легче и компактнее, но зумы гораздо более универсальны в плане фокусных расстояний. В некоторых ситуациях (свадебный репортаж, например) зум позволит получить необходимую композицию с минимальной затратой усилий на замену объективов и постоянные перемещения. Если же сравнивать фиксы и зумы, близкие по светосиле и фокусным расстояниям, то можно получить порой двукратное превосходство зума в весе, что вы непременно ощутите, да и стоимость будет выше.
Помимо фокусного расстояния существует еще одна немаловажная деталь, о которой стоит знать фотолюбителям – кроп-фактор матрицы.
Дело все в том, что существуют так называемые «нормальные» объективы – восприятие перспективы на фотографиях, полученных с помощью такого объектива, максимально приближено к восприятию перспективы человеческим глазом. Параметры таких объективов были рассчитаны во времена пленочных фотоаппаратов, в которых использовалась 35 мм пленка. Фокусное расстояние такого объектива получилось 50 мм.
Однако, матрицы большинства современных зеркальных камер по размеру меньше, чем кадр на 35 мм пленке (кроп-матрица). Из-за этого часть изображения по краям, захватываемая объективом, попросту не попадает на матрицу, то есть угол обзора уменьшается. Поэтому к фотоаппаратам с кроп-матрицей для удобства применяется термин «эквивалентное фокусное расстояние» - такое фокусное расстояние, при котором угол зрения будет такой же, что и на пленке при реальном фокусном расстоянии.
Проще говоря, современные зеркальные камеры с кроп-матрицей так устроены, что фотографии получаются немного приближенными по сравнению с кадрами, полученными на пленочный фотоаппарат или полноформатные (full frame) матрицы. Надо заметить, что объективы на всех форматах дают одно и то же изображение, изменение размера которого зависит только от размера матрицы. Для понимания приведена картинка ниже. Красная рамка показывает границы обычного кадра 36×24 мм, синяя - границы кадра цифровой камеры 22,5×15 мм.

Обычно в описаниях фотоаппаратов указывается так называемый «кроп-фактор» - коэффициент, показывающий во сколько раз линейные размеры матрицы меньше размеров пленочного кадра. Как правило, у современных зеркальных камер это значение в пределах 1,3-2,0. Среди них наиболее распространены кроп-факторы 1,5 и 1,6 (стандарт APS-C) и 2 (стандарт 4:3(4/3 и Микро 4/3)). Для расчета эквивалентного фокусного расстояния надо фокусное расстояние, указанное на объективе, умножить на кроп-фактор фотоаппарата. Например, нужно сравнить два объектива, предназначенные для разных камер:
1. Объектив SMC Pentax-DA имеет маркировку «18-55 mm». Кроп-фактор фотоаппарата, на котором установлен данный объектив, - 1,53. Умножив фокусные расстояния на кроп-фактор, получаем эквивалентные фокусные расстояния (ЭФР): 28-84 мм.
2. Объектив фотоаппарата Olympus C-900Z имеет маркировку «5,4-16,2 mm». Кроп-фактор данного аппарата равен 6,56. Умножив, получаем ЭФР объектива: 35-106 мм.
Теперь, мы можем их сравнить. Первый обладает более широким углом зрения при широкоугольном положении, второй - более длиннофокусным телеположением.

Классификация объективов по углу поля зрения (фокусному расстоянию).

Широко применяется классификация фотографических объективов по углу поля зрения или по фокусному расстоянию, отнесённому к размерам кадра. Эта характеристика во многом определяет сферу применения объектива.

Схематическое обозначение фокусного расстояния и их угол поля зрения: 1.Сверхширокоугольный объектив. 2. Широкоугольный объектив. 3. Нормальный объектив. 4. Телеобъектив. 5. Супер-телеобъектив

Нормальный объектив - объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Для 35-мм плёнки нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм, хотя диагональ такого кадра равна 43 мм. Угол поля зрения нормального объектива от 40° до 51° включительно (часто около 45°). Угол обзора такого объектива примерно равен углу обзора человеческого глаза. Такие объективы не вносят искажения в перспективу кадра.

Широкоугольный (короткофокусный) объектив - объектив, с углом поля зрения от 52° до 82° включительно, фокусное расстояние которого меньше широкой стороны кадра (20-28 мм). Объекты на заднем плане при съемке этим объективом меньше, чем мы видим. Часто используется для съёмки в ограниченном пространстве, например интерьеров, но может давать искажения. Также используется для съемки пейзажей и архитектуры.


Объектив TAMRON SP AF10-24mm F/3.5-4.5 Di II LD Canon
Код: 153710

Сверхширокоугольный объектив - объектив, у которого угол поля зрения 83° и более, а фокусное расстояние меньше малой стороны кадра (менее 20 мм). Сверхширокоугольные объективы обладают преувеличенной передачей перспективы и часто используются для придания изображению дополнительной выразительности. Объективы fish-eye (рыбий глаз) имеют угол обзора около 180° и дают еще больше искажений.


Объектив TOKINA 11-16 f/2.8 DX AF for Canon
Код: 163907


Объектив TOKINA 10-17mm f/3.5-4.5 AF DX Fish-Eye for Nikon
Код: 163906

Портретный объектив - если данный термин применяется к диапазону фокусных расстояний, то обычно подразумевается диапазон от диагонали кадра до трёхкратного её значения. Для 35-мм плёнки портретным считается объектив с фокусным расстоянием 50-130 мм и углом поля зрения 18-45°. Понятие портретного объектива условно и относится кроме фокусного расстояния к светосиле и характеру оптического рисунка в целом. Объективы достаточно универсальны. На фотографиях, полученных с помощью этого объектива, объекты на заднем плане меньше, чем мы видим. Другой вопрос в том, что при съемке портретов обычно задний фон стараются размыть.


Объектив Canon EF 28-135 f/3.5-5.6 IS USM
Код: 112705

Длиннофокусный объектив (часто именуемый телеобъективом) - объектив, у которого фокусное расстояние значительно превышает диагональ кадра (150 мм). Имеет угол поля зрения от 10° до 39° включительно, и предназначен для съёмки удаленных предметов.


Объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 75-300mm 1:4.8-6.7
Код: 159180

Светосила объектива.

Светосила – второй по важности параметр объектива. Чаще всего под светосилой объектива неправильно понимают значение знаменателя относительного отверстия (диафрагменное число). Диафрагменное число, значение которого нанесено на объектив, лишь численно характеризует светосилу.
Вообще говоря, светосила объектива – величина, которая характеризует степень ослабления света объективом. Светосила, точнее, геометрическая светосила, пропорциональна площади действующего отверстия объектива, деленной на квадрат фокусного расстояния (квадрату так называемого относительного отверстия оптической системы). То есть, она зависит от геометрических параметров - диаметра отверстия и длины. Действующее отверстие объектива – отверстие, определяющее диаметр пучка входящего света, попадающего на пленку или матрицу. Если рассматривать объектив как простую трубку, то при одном и том же ее диаметре больше света пройдет через менее короткую. Соответственно, чтобы улучшить светосилу более длинной трубки, нам придется увеличить ее диаметр. При прохождении через объектив, свет поглощается стеклом, рассеивается поверхностью линз, испытывать различные отражения внутри объектива и т.д. Светосила, учитывающая все эти потери, называется эффективной светосилой.
Как уже говорилось выше, объектив – это система линз в оправе, через которую проходит свет и регистрируется светочувствительным элементом. В этой оправе находится регулируемый «ограничитель» светового потока, называемый диафрагмой.



Чем шире открыта диафрагма, тем больше света попадет на матрицу, тем светлее получится снимок. Ниже проиллюстрирована зависимость размера отверстия от диафрагменного числа.

Перевод диафрагмы на одно деление изменяет относительное отверстие в ≈1,41 раза, освещенность при этом изменяется в два раза. Шкала диафрагмы стандартна и выглядит следующим образом: 1:0,7; 1:1; 1:1,4; 1:2; 1:2,8; 1:4; 1:5,6; 1:8; 1:11; 1:16; 1:22; 1:32; 1:45; 1:64. Впрочем, первые диафрагменные числа на объективах могут и не совпадать со стандартными (1:2,5; 1:1,7). Обычно диафрагменные числа указываются на объективах и указывают на максимально открытую диафрагму на заданных фокусных расстояниях.

С помощью диафрагмы можно не только регулировать количество света, но и устанавливать необходимую глубину резкости (ГРИП). Другими словами, регулировка диафрагмы влияет на размытие фона. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше будет глубина резкости (более размытый фон). Этот прием обычно используется для портретов, то есть там, где нужен сильный акцент на объект переднего плана. Открытая диафрагма формирует круг, частично закрытая – многоугольник. От вида этого многоугольника зависит «боке» - художественное размытие точечных источников света, объектов, не попавших в фокус. Чем больше граней (лепестков диафрагмы), тем красивее «боке».




На объективах может быть указано одно или два (для зумов) значения диафрагменного числа. То есть, встречается постоянная и переменная светосила объектива.


Объектив Nikon Nikkor AF-S 50 mm f/1.4 G
Код: 300145


Объектив Sony SAL-1118 DT 11-18 mm F4.5-5.6
Код: 102042

Постоянная светосила характерна для фиксов. У зумов же изменение фокусного расстояния влечет за собой изменение светосилы (как мы помним, она обратно пропорциональна квадрату фокусного расстояния). Однако и у зумов может быть постоянная светосила. Это довольно удобно, например, при съемке со вспышкой, так как нет нужды учитывать изменение диафрагмы. Стоят такие объективы всегда несколько дороже ввиду усложнения конструкции.

Типичные значения знаменателя максимального относительного отверстия объективов разных классов:
Мелкосерийный уникальный объектив для космической программы НАСА Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7: 0,7.
Leica Noctilux для дальномерной фотокамеры: 0,95.
Юпитер-3 для дальномерной фотокамеры (оптическая схема «зоннар»): 1,5.
Объективы с постоянным фокусным расстоянием для зеркальной фотокамеры: 1,2 - 4.
Цифровая автофокусная компактная камера: 1,4 - 5,6.
Вариообъектив среднего ценового диапазона для зеркальной фотокамеры: 2,8 - 4.
Недорогой вариообъектив для зеркальной фотокамеры: 3,5 - 5,6.
Автофокусная компактная фотокамера: 5,6.
Плёночная компактная фотокамера: 8 - 11.

Для понимания всего вышесказанного: более светосильный объектив – тот, у которого значение диафрагменного числа меньше. Для любительской съемки среднего значения f/4 обычно вполне достаточно. Поэтому новичкам можно рекомендовать недорогие зумы f/3,5 - f/5,6, которых хватит для решения большинства повседневных задач.

Стабилизаторы и ультразвуковые моторчики.

При съемке в условиях плохой освещенности или с большой выдержкой нередко кадры получаются смазанными. Из-за дрожания рук или иных причин кадр может быть безнадежно испорчен. Тут на помощь приходят технологии, помогающие стабилизировать изображение.
В фотоаппарат встроены специальные сенсоры, работающие по принципу гироскопов или акселерометров. Эти сенсоры постоянно определяют углы поворота и скорости перемещения фотоаппарата в пространстве и выдают команды электрическим приводам, которые отклоняют стабилизирующий элемент объектива или матрицу. При электронной (цифровой) стабилизации изображения углы и скорости перемещения фотоаппарата пересчитываются процессором, который устраняет сдвиг.
Стабилизаторы бывают трех видов: оптический, с подвижной матрицей и цифровой.

Оптический стабилизатор изображения.
В 1994 году фирмой Canon была представлена технология, получившая название OIS (англ. Optical Image Stabilizer - оптический стабилизатор изображения). Стабилизирующий элемент объектива, подвижный по вертикальной и горизонтальной осям, по команде с сенсоров отклоняется электрическим приводом системы стабилизации так, чтобы проекция изображения на плёнке (или матрице) полностью компенсировала колебания фотоаппарата за время экспозиции. В результате при малых амплитудах колебаний фотоаппарата проекция всегда остаётся неподвижной относительно матрицы, что и обеспечивает картинке необходимую чёткость. Однако наличие дополнительного оптического элемента немного снижает светосилу объектива.
Технология оптической стабилизации была подхвачена другими производителями и хорошо зарекомендовала себя в целом ряде телеобъективов и камер (Canon, Nikon, Panasonic). Разные производители называют свою реализацию оптической стабилизации по-разному:

Canon - Image Stabilization (IS)
Nikon - Vibration Reduction (VR)
Panasonic - MEGA O.I.S.(Optical Image Stabilizer)
Sony - Optical Steady Shot
Tamron - Vibration Compensation (VC)
Sigma - Optical Stabilization (OS)

Для плёночных фотоаппаратов оптическая стабилизация - единственная технология борьбы с «шевелёнкой», поскольку саму пленку двигать, как матрицу цифрового фотоаппарата, не получится.

Стабилизатор изображения с подвижной матрицей.
Специально для цифровых фотоаппаратов компания Konica Minolta разработала технологию стабилизации (англ. Anti-Shake - антитряска), впервые применённую в 2003 году в фотокамере Dimage A1. В этой системе движение фотоаппарата компенсирует не оптический элемент внутри объектива, а его матрица, закреплённая на подвижной платформе.
Объективы за счет этого становятся дешевле, проще и надёжнее, стабилизация изображения работает с любой оптикой. Это важно для зеркальных фотоаппаратов, имеющих сменную оптику. Стабилизация со сдвигом матрицы, в отличие от оптической, не вносит искажений в картинку (быть может кроме вызванных неравномерной резкостью объектива) и не влияет на светосилу объектива. В то же время считается, что стабилизация сдвигом матрицы менее эффективна, нежели оптическая стабилизация.
С увеличением фокусного расстояния объектива эффективность Anti-Shake снижается: на длинных фокусах матрице приходится совершать слишком быстрые перемещения со слишком большой амплитудой, и она просто перестаёт успевать за «ускользающей» проекцией.
Кроме того, для высокой точности работы система должна знать точное значение фокусного расстояния объектива, что ограничивает применение старых трансфокаторов, и расстояния фокусировки при малой дистанции, что ограничивает её работу при макросъёмке.
Системы стабилизации с подвижной матрицей:

Konica Minolta - Anti-Shake (AS);
Sony - Super Steady Shot (SSS) - является заимствованием и развитием Anti-Shake от Minolta;
Pentax - Shake Reduction (SR) - разработка Pentax, нашла применение в зеркальных камерах Pentax K100D,K10D и последующих;
Olympus - Image Stabilizer (IS) - применяется в некоторых моделях зеркальных фотокамер и «ультразумах» Olympus.

Электронный (цифровой) стабилизатор изображения.
Существует и EIS (англ. Electronic (Digital) Image Stabilizer - электронная (цифровая) стабилизация изображения). При этом виде стабилизации примерно 40 % пикселей на матрице отводится на стабилизацию изображения и не участвует в формировании картинки. При дрожании видеокамеры картинка «плавает» по матрице, а процессор фиксирует эти колебания и вносит коррекцию, используя резервные пиксели для компенсации дрожания картинки. Эта система стабилизации широко применяется в цифровых видеокамерах, где матрицы маленькие (0,8Мп, 1,3Мп и др.). Имеет более низкое качество, чем прочие типы стабилизации, зато принципиально дешевле, так как не содержит дополнительных механических элементов.

Режимы работы системы стабилизации изображения.
Существует три типичных режима работы системы стабилизации изображения: однократный или кадровый (англ. Shoot only - только при съёмке), непрерывный (англ. Continuous - непрерывно) и режим панорамирования (англ. Panning - панорамирование).
В однократном режиме система стабилизации активируется только на время экспозиции, что, теоретически, наиболее эффективно, так как требует наименьших корректирующих перемещений.
В непрерывном режиме система стабилизации работает постоянно, что облегчает фокусировку в сложных условиях. Однако эффективность работы системы стабилизации при этом может оказаться несколько ниже, поскольку в момент экспозиции корректирующий элемент может оказаться уже смещённым, что снижает его диапазон корректировки. Кроме того, в непрерывном режиме система потребляет больше электроэнергии, что приводит к более быстрому разряду аккумулятора.
В режиме панорамирования система стабилизации компенсирует только вертикальные колебания.
Справедливо полагать, что наличие стабилизации в объективе влияет на стоимость. Поэтому при ограниченном бюджете стоит решить, насколько для вас критичен этот параметр. Стабилизация имеет больший смысл при съемке удаленных объектов, плохой освещенности или длинной выдержке. Соответственно, если вы ищете широкоугольный или портретный объектив для съемки преимущественно статичных объектов, то можете сэкономить на стабилизации.
В некоторых случаях для получения отличного кадра бывает важна быстрая фокусировка на объекте. Для этого производители оснащают некоторые свои объективы более дорогими ультразвуковыми (пьезоэлектрическими) двигателями.

Ультразвуковой двигатель объектива с автофокусом.

Вот список обозначений у различных производителей:
Canon - USM, UltraSonic Motor;
Minolta, Sony - SSM, SuperSonic Motor;
Nikon - SWM, Silent Wave Motor;
Olympus - SWD, Supersonic Wave Drive;
Panasonic - XSM, Extra Silent Motor;
Pentax - SDM, Supersonic Drive Motor;
Sigma - HSM, Hyper Sonic Motor;
Tamron - USD, Ultrasonic Silent Drive, PZD, Piezo Drive.

Назначение объективов.

Существенное значение имеет назначение объектива. Перед тем как приступить к съёмке, всегда возникает вопрос о том, что будем снимать. По назначению объективы разделяются следующим образом:
Портретный объектив - используется для съёмки портретов. Должен давать мягкое изображение без геометрических искажений. В качестве портретных часто используются телеобъективы или объективы с фиксированным фокусным расстоянием в диапазоне 80-200 мм (для 35 мм плёнки). Классическими являются 85 мм и 130 мм. Специализированный портретный объектив спроектирован так, что минимальные аберрации показывает при фокусировке с нескольких метров, то есть именно при съёмке портрета, в ущерб качеству изображения «на бесконечности». Практически обязательным для портретного объектива является большое (лучше, чем 2.8) относительное отверстие, и очень важен характер бокэ;
Макрообъектив - объектив, специально корригированный для съёмки с конечных коротких расстояний. Как правило, применяется для макросъёмки небольших объектов крупным планом, вплоть до масштаба 1:1. Позволяют производить съёмку с повышенным контрастом и резкостью. Обладают меньшей светосилой, чем аналогичные по фокусному расстоянию объективы другого типа. Типичное фокусное расстояние от 50 до 100 мм. Кроме того, обычно имеет специальную оправу;
Длиннофокусный объектив - как правило, используется для съёмки удалённых объектов. Длиннофокусный объектив, в котором расстояние от передней оптической поверхности до задней фокальной плоскости меньше фокусного расстояния, именуется телеобъектив;
Репродукционный объектив - используется при пересъёмке чертежей, технической документации и т. д. Должен обладать минимальными геометрическими искажениями, минимальным виньетированием и минимальной кривизной поля изображения;
Шифт-объектив (объектив со сдвигом, от англ. shift) - используется для архитектурной и иной технической съёмки и позволяет предотвратить искажение перспективы.
Тилт-объектив (объектив с наклоном, от англ. tilt) - используется для получения резкого изображения неперпендикулярных оптической оси объектива протяжённых объектов при макросъёмке, а также для получения художественных эффектов.
Тилт-шифт объектив - класс объективов, сочетающий в себе сдвиг и наклон оптической оси. Позволяет использовать возможности карданных камер в малоформатной фотографии. Крупнейшие производители фототехники имеют в линейке оптики хотя бы один такой объектив, например Canon TS-E 17 F4L.
Стеноп (пинхол) (объектив камеры-обскуры, маленькая дырочка, от англ. pinhole) - используется для съёмок пейзажей или иных объектов с очень большими выдержками и с получением в одном кадре одинаково резкого изображения от макро расстояний до бесконечности;
Софт-объектив (мягкорисующий объектив, от англ. soft) - объектив с недоисправленными аберрациями, обычно сферической, или с вносящими искажения элементами конструкции. Служит для получения эффекта размытости, дымки и т. п. при сохранении резкости. Применяются в портретной съёмке. Немногим близкий эффект дают так называемые «фильтры мягкого фокуса»;
Суперзум (тревел-зум) (англ. travel zoom) - универсальный вариообъектив относительно малого веса и максимального диапазона фокусных расстояний. Используется при пониженных требованиях к качеству снимка и повышенных - к оперативности использования и массе.
Ультразум - суперзум, который отличается повышенными кратностью диапазона фокусных расстояний, обычно начиная с пяти.
Гиперзум - суперзум, кратность диапазона фокусных расстояний которого обычно больше 15. Распространены в профессиональных видеокамерах и компактных фотоаппаратах, например, Fujinon A18x7.6BERM, Angenieux 60x9,5, Nikon Coolpix P500 (кратность 36), Sony Cyber-shot DSC-HX100V (кратность 30), Canon PowerShot SX30 IS (кратность 35), Nikon Coolpix P90 (кратность 24). Качество изображения объектива, необходимое в видеокамерах, особенно стандартной четкости, позволяет строить объективы с большой кратностью. Кроме того, при малой диагонали матриц видеокамер и компактных фотоаппаратов, габариты вариообъектива с большим диапазоном фокусных расстояний несравнимо меньше, чем были бы при таких же параметрах для формата APS-C. Студийные видеокамеры могут оснащаться вариообъективами с кратностью, равной 50 и даже 100.

Способы крепления объективов.

По способу крепления с корпусом прибора (фотоаппарата, кинокамеры, кинопроектора, диапроектора и т. д.) объективы делятся на резьбовые и байонетные - первые крепятся на фланце камеры заворачиванием по резьбе, вторые фиксируются в нём поворотом. В самых простых конструкциях объективы держатся только на трении или зажимаются держателем в виде хомута. Байонет объектива - (от фр. baïonnette - штык) - разновидность соединения, предназначенная для крепления объектива к фотографическому, киносъёмочному аппаратам, видеокамерам и цифровым кинокамерам. Основное преимущество по сравнению с резьбовым креплением - точная ориентация объектива относительно камеры, главным образом, относительно её механических и электрических соединений. Это особенно важно для механической передачи значения установленной диафрагмы в экспонометр и совмещения электрических контактов современных объективов с микропроцессорами. Кроме того, оправа некоторых объективов требует точной ориентации для правильной установки вспомогательного оборудования: устройств для макросъёмки, фоллоу-фокусов и компендиумов. Более технологичное и дешёвое резьбовое крепление в 1950-х годах было вытеснено байонетным, поскольку резьба не обеспечивает достаточной точности взаимной ориентации. Ещё одно преимущество байонета - более высокая оперативность замены объективов.

Сегодня существует много различных типов байонетов, поэтому при покупке объектива (особенно на вторичном рынке) надо убедиться в совместимости этого объектива с вашим фотоаппаратом. Один из двух типов крепления, оставшихся неизменными после появления автофокуса и цифровой фотографии – Nikon F (байонет F). Это стандарт байонетного присоединения объективов к малоформатным однообъективным зеркальным фотоаппаратам, впервые использованный корпорацией Nikon в камере Nikon F в 1959 году, и с некоторыми изменениями применяющийся до настоящего времени, в том числе в цифровых фотоаппаратах. Другой тип байонета К, доживший до наших дней, разработан компанией Asahi Pentax. Остальные крепления считаются устаревшими и заменены принципиально новыми, несовместимыми с ранее выпущенной фотоаппаратурой.
Однако иногда возникает желание использовать в своем творчестве какой-нибудь объектив с устаревшим или неподходящим байонетом (от старого «Зенита», например) со своей зеркальной камерой. Для любителей винтажной оптики и экспериментов существуют различные переходники и адаптеры, позволяющие устанавливать объективы с другим байонетом.


Переходник М42 – Nikon F с линзой и чипом.

Выбор объектива.

Для обычной съемки дома, портретов друзей, уличных сюжетов и многого другого новичку с лихвой хватит стандартного «китового» объектива, который идет в комплекте с камерой. Он обладают фокусными расстояниями 18 - 55 мм или 18 - 105 мм, подходящими для реализации большинства идей. Можно приобрести еще более универсальный объектив, покрывающий весь диапазон от широкоугольников до телевиков (фокусное расстоянием 18-200 мм), например TAMRON AF 18-200/3.5-6.3 XRLD DII, который остается самым легким и компактный в мире зум-объективом.


Объектив TAMRON AF 18-200/3.5-6.3 XRLD DII Nikon
Код: 136362

Если вы тяготеете к фото ремеслу и хотите максимально окунуться в мир фото без особых затрат, то имеет смысл докупить к стандартному объективу фикс-объектив. Например, всеми любимый «полтинник» - объектив с фокусным расстоянием 50 мм или даже 35 мм. С таким объективом вы сможете получить приличное боке, оцените его светосилу и ощутите себя настоящим фотографом, перемещаясь в поисках композиции. Плюс ко всему, он легкий и компактный, так что работать с ним одно удовольствие.


Объектив Nikkor AF-S DX 35 мм f/1,8 G
Код: 126699

Для съемок удаленных объектов подойдет объектив с фокусным расстоянием 70-300 мм, например, Tamron SP AF 70-300mm F/4-5.6 Di USD:


Объектив Tamron SP AF 70-300mm F/4-5.6 Di USD для Sony
Код: 160453

Для желающих делать макрофотографии существуют недорогие решения в виде объективов вроде:


Объектив Canon EF 50 mm F2.5 compact-macro
Код: 103480

Существует еще более бюджетный вариант – различные насадки и макрокольца.
Макронасадки – это специальные линзы накручивающиеся на объектив. Дают довольно много искажений.
Реверсивные кольца – это приспособления для закрепления объектива на тушке задом наперед. Увеличение отличное, но отсутствует возможность управления светосилой.
Макрокольца – наиболее подходящий вариант для пробы сил в макрофотографии. Позволяют достичь неплохого увеличения, однако, как и любое дополнительное стекло в системе, дают некоторые искажения и приводят к падению светосилы.

Вот уже 34 год кряду Ассоциация европейских журналов по аудио- и видеотехнике EISA (European Imaging and Sound Association ) определяет лучшие продукты в сфере фото. В этом году в номинацию попали 10 фотокамер и 7 объективов к ним. Какие именно? Давайте смотреть под катом.

В состав EISA входят около 50 специализированных изданий по аудио- и фототехнике из 22 стран Европы. Независимые эксперты каждый год выбирают лучших представителей и вручают им престижную премию EISA Awards . Десятка фотокамер, получивших эту премию в 2015 г., представлена ниже:

Профессиональная зеркалка –

Парочка представленных в начале текущего года зеркалок имеет разрешение 50,6 мегапикселей – самое высокое в своём классе. Камеры отличаются между собой только наличием в модели 5DS оптического фильтра нижних частот, который эффективно борется с муаром. В первую очередь парочка предназначена для профессионалов, которым нужна высочайшая детализация кадра. Цена фотоаппаратов: $3700 – за 5DS и $3900 – за 5DS R.

Полупрофессиональная зеркалка –

На сегодняшний день вторая версия по праву считается лучшей среди кропнутых фотоакамер. И не зря – репортажные способности кропнутого флагмана действительно на высоте: и спортивные события, и съёмка в дождь не являются для него проблемой. Примерная стоимость – $1500.

Потребительская зеркалка –

Не так давно мы делали подробный обзор предшественника данной фотокамеры – фотоаппарата . D5500 мало чем отличается от него. По сути, он является лишь немножко усовершенствованной версией зеркалки начального класса, которую можно прикупить за $750.

Профессиональная беззеркалка –

Не совсем понятно, почему пальму первенства отдали фотокамере . Наверное, потому, что ещё более продвинутая фотокамера из полнокадровой линейки беззеркалок вышла совсем недавно и её толком ещё никто не держал в руках. Тем не менее, – тоже очень крутая камера, она и вовсе первая среди полнокадровых, заполучивших на борт систему 5-осевой матричной стабилизации изображения. Цена лучшей полнокадровой беззеркалки по версии EISA – примерно $1700.

Полупрофессиональная беззеркалка –

Как и добрая половина номинантов, увидел свет в начале текущего года. Он умеет очень многое – и стрелять до 10 к/с, и снимать в 40-мегапиксельном режиме, и эффективно стабилизировать изображение. Единственное, что многих всё-таки отталкивает, – кроп-фактор х2.0. Прикупить флагман компании Olympus можно за $1050.

Потребительская беззеркалка –

Упрощённая версия флагманской фотокамеры унаследовала от старшего собрата основные функции. При этом стоит она на $300-400 дешевле – примерно $800.

Фото- и видеокамера (2 в 1) –

Не секрет, что компания Panasonic сделала серьёзную ставку на продвижение технологии . В этом разрешении умеет снимать и один из последних представителей линейки беззеркалок G – . Для съёмки видео на профессиональном уровне тут есть всё – и разъёмы для подключения внешнего микрофона и наушников, и фокус-пикинг, и другие не менее интересные штуки. А так как это всё-таки фотоаппарат, то съёмка фото для него в приоритете. Цена камеры – $800.

Компакт премиум-класса –

Немецкая компания Leica умеет удивлять своим неординарным подходом. Ну, кто бы ещё додумался выпустить компакт с несменной оптикой, да ещё и полнокадровым сенсором? Но ладно бы просто несменная оптика, а ведь комплектный объектив – ещё и фикс, его фокусное расстояние 28-мм, а светосила f/1.7. Цена компакта позволит прикупить его лишь истинным ценителям – $4250 где попало не валяются.

Тревел-компакт –

“Самый компактный ультразум в мире!” – так называет своё детище сама компания Sony. И действительно, диапазон фокусных расстояний 24-720 мм уместить в такую компактную конструкцию было, наверное, нелегко. Несмотря на миниатюрные размеры, фотокамера оснащена и электронным видоискателем, и поворотным экраном, и модулями Wi-Fi, NFC и GPS. Да и цена её весьма доступна – $430.

Инновация в фото –

“ в массы!”. Под таким лозунгом нужно продавать недавно анонсированное устройство в виде миниатюрной коробочки, в которую умудрились запихнуть 1″ BSI CMOS-сенсор с разрешением 20,2 МП. С ней ваш Айфончик сможет снимать настоящие шедевры, а количество фолловеров в Инстаграмчике вырастет в разы. Цена вопроса – $600.

В список лучших попали также 7 объективов:

Профессиональный объектив для зеркалок –

Новый широкоугольный зум от Canon все только нахваливают: он рисует очень резкую картинку, практически не подвержен хроматическим аберрациям и виньетированию, а искажения не будут мешать глазу даже на самом широком угле. Правда, и стоит объектив соответственно – $3000.

Фикс для зеркалок –

Представитель линейки Art от компании Sigma по праву занял своё место среди лучших. Инженеры Sigma умудрились разработать линзу, которая может похвастаться чрезвычайной резкостью картинки и замечательной цветопередачей. Плюс она ещё и доступна под основные байонеты (Nikon F, Canon EF, Sigma и ). Радует и цена – за фикс такого качества не жалко отдать $850.

Зум для зеркалок –

Высокая постоянная светосила f/2.8 на широких углах в паре со стабом на борту объектива вывели его в лидеры в своём классе. Естественно, он рисует замечательную картинку, а автофокус и стабилизатор работают тихо и чётко. Вот только размерчик объектива чересчур большой. Купить его можно за $1200.

Телезум для зеркалок – Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM | Sport

Помните наш недавний обзор объектива ? В переводе на классический 35-мм эквивалент герой обзора мог снимать в диапазоне 200-600 мм. Но и он курит в сторонке по сравнению со “стеклом” от Sigma, заточенным специально под съёмку спортивных мероприятий и различных зверушек. Да, объектив огромный и тяжёлый, но стоит он весьма недорого – $1100, что в сравнении с профессиональными телеобъективами от Nikon и Canon – сущие копейки.

Профессиональный объектив для беззеркалок –

Аналог зеркальных объективов 70-200 мм со светосилой f/2.8 на всём диапазоне зуммирования может похвастаться более компактными габаритами и отличной резкостью картинки даже на самом длинном конце и при съёмке с рук. Репортёры, снимающие на фотокамеры формата будут в восторге. Цена объектива – $1300.

Фикс для беззеркалок –

В ходе тестов объектива экспертами EISA он умудрился получить наивысшую оценку. 90 мм фикс от Sony рисует очень резкую картинку даже на самых открытых значениях диафрагмы, он абсолютно не подвержен дисторсии и хроматическим аберрациям, а качество сборки, оптические характеристики, быстрый автофокус и эффективный стаб ещё более подтвердили его превосходство над ближайшими конкурентами. Купить эту линзу можно за $1100.

Зум для беззеркалок –

Пыле- и влагозащищённый зум от Fujifilm эффективно дополняет флагманскую фотокамеру . Как и положено лучшим, он рисует очень резкую картинку и имеет крутые оптические характеристики. Не хватает только стабилизатора на его борту. Примерная стоимость объектива – $1050.

Как считаете, все фотокамеры и объективы заняли положенные места или кого-то выделили незаслуженно? Кого бы вы хотели видеть среди лучших? Отвечайте в комментариях – и читателям, и нам будет интересно ваше мнение.