Земельные вопросы. Что такое земля сельхозназначения

Понятие земель сельскохозяйственного назначения

В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно - земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.

Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.

И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.

Определение сельскохозяйственных земель содержится в п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Ими признаются участки за чертой населенных пунктов, уже используемые для ведения сельского хозяйства или предназначенные для этой цели. Специфика правового режима земель сельского хозяйства обусловлена их целевым назначением, использованием для выращивания растений, разведения домашних животных, птицеводства.

Отличительным признаком земель рассматриваемой категории признается плодородие почв. Однако нельзя забывать, что часть земель сельскохозяйственного назначения используется для реализации второстепенных задач - размещения хозяйственных построек, защитных насаждений и пр.

Законодатель использует в нормативных актах такие категории как «земли сельхозназначения» и «земли сельхозиспользования». Их логический объем не одинаков. Можно утверждать, что:

  • земли сельхозназначения - это составная часть земельного фонда России, выделенная в самостоятельную категорию согласно специфическому целевому назначению;
  • земли сельхозиспользования - совокупность участков из состава земель промышленности, поселений и любых других категорий, по признаку основного хозяйственного назначения используемых в качестве сельхозугодий.

Попеременно, используя каждый из этих терминов, законодатель распространяет регуляторное влияние предписаний земельного законодательства на те или иные правоотношения.

Виды земель сельскохозяйственного назначения

Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:

  • пашни;
  • территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
  • залежи;
  • пастбища;
  • сенокосы.

Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.

Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:

  • внутрихозяйственными путями сообщения;
  • мелиоративными, инженерными системами;
  • замкнутыми водоемами;
  • коммуникациями;
  • древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
  • стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 9 и 36 Конституции РФ гарантируют право пользования землями самому широкому кругу частных лиц и субъектов хозяйствования, не допуская дискриминации.

Несмотря на это, п. 1 ст. 78 ЗК РФ перечисляет землепользователей применительно к землям сельскохозяйственного назначения, включая в них «нетрадиционные» образования. Общий список:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
  • физлица, практикующие садоводство, огородничество, животноводство;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие на основании профильного Федерального закона РФ № 74-ФЗ, могущие не обладать статусом юридического лица;
  • коммерческие структуры;
  • унитарные муниципальные и госпредприятия,
  • потребительские кооперативы;
  • религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытные и производственные отделения научных и образовательных учреждений;
  • общины коренных малочисленных народов.

Некоторым из названных субъектов государство гарантирует особые условия. Так, малочисленные народы могут заниматься традиционными промыслами без получения участков в собственность или пользование.

Фермерские хозяйства имеют приоритетное право на получение земель, могут участвовать в программах льготного кредитования. В некоторых регионах они также имеют льготы при уплате налогов.

Общие положения об использования земель сельскохозяйственного назначения

Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.

Данные земли могут использоваться для:

  • создания и развития личных подсобных хозяйств;
  • огородничества;
  • фермерства;
  • садоводства;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • животноводства;
  • рыбоводства (аквакультуры);
  • охотничьего хозяйства;
  • выпаса скота;
  • сенокошения;
  • научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
  • дачного строительства.

В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.

Участки земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от сел, не могут использоваться для целей, не связанных с хозяйствованием на земле.

Поскольку земли сельхозназначения обладают такой значимой характеристикой как плодородность, они не являются взаимозаменяемыми с землями других категорий (транспорта, связи, обороны). Очевидно, что общество заинтересовано в сохранении существующего объема сельскохозяйственных земель.

В пользу этого тезиса свидетельствуют сведения о приросте населения, а, соответственно, увеличении объема потребляемой в пищу сельхозпродукции. Кроме того, обеспечение насущных нужд населения в продовольствии собственного производства возведено в ранг проблемы национальной безопасности.

Вместе с тем, охрана земель сельхозназначения не должна тормозить рост городов, строительство линейных объектов и научно-технический прогресс в целом. Особенности правового регулирования использования и оборота земель сельхозназначения отражают сложность ситуации и поиск баланса между интересами общества и отдельных его членов.

Понятие рационального землепользования

Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:

  • земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
  • максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
  • необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
  • лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
  • следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.

В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.

Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.

Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.

Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.

Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:

  • Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.

Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.

Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

  • Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.

В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.

  • Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.

Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.

  • Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.

Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.

  • Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.

Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.

Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.

Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.

Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.

Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.

Разрешенное использования земель сельскохозяйственного назначения

Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения - с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).

Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.

Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.

Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.

Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.

Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения

Обычно государство не вмешивается в вопросы реализации собственникам принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению законно приобретенным имуществом. Ненужную вещь можно отложить на потом, сломать или выкинуть. Но земли - это народное достояние, ценное и охраняемое имущество.

По этой причине в рамках Гражданского кодекса России законодатель установил возможность принудительного прекращения права собственности в случаях:

  • неиспользования земель (ст. 284);
  • ненадлежащего или нецелевого использования (ст. 285).

Положения названных статей являются общими и могут применяться к землям разного целевого назначения. Однако для сельхозземель они особо актуальны. Дело в том, что неиспользование пахотных земель (прекращение их обработки, полива, мелиоративных работ) само по себе может нанести неисправимый вред.

Земли могут истощиться, высохнуть, заболотится, зарасти древесной растительностью, быть заселенными вредителями. Приведение таких земель в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению, может быть утруднено и связано со значительными расходами.

Изъятие неиспользуемых участков возможно, если их целевое назначение связано с сельским хозяйством или строительством. Основанием изъятия признается неиспользование в течение 3 лет.

Использование не по назначению может заключаться в самовольной застройке, складировании стройматериалов или мусора, устройстве автостоянки. Срока длительности правонарушения не оговорено. Это означает, что компетентному органу достаточно установить факт ненадлежащего использования участка.

Случается, что земля используется по назначению, однако с нарушением принципов рационального землепользования, что приводит к истощению слоя гумуса, эрозии, иссушению или заболачиванию. Кроме того, возможна излишняя интенсификация использования земель - внесение множества удобрений, пестицидов, химикатов для повышения урожайности. Это может послужить основанием для изъятия земель по мотивам причинения вреда окружающей среде.

Порядок изъятия оговорен ст. 286 ГК РФ.

Компетентный орган принимает административное решение об изъятии. Если собственник согласен, участок продается с торгов, если же нет, то компетентный орган обращается в суд.

Примечательно, что факт изъятия не исключает возложение на правонарушителя обязательств компенсировать вред, причиненный его неправомерными действиями. Кодексом об административных правонарушениях оговорена ответственность за нецелевое использование участков в форме внушительного штрафа.

Для граждан максимальная сумма составляет 1%, для организаций - 2% кадастровой стоимости участка. При этом сумма штрафа для граждан не может быть меньшей 10 тыс. руб., для организаций - 100 тыс. руб.

Особые правила и нормы действуют в отношении земель сельскохозяйственного назначения, потому как государство следит за сохранностью окружающей среды.

О том, какие виды земель c/х назначения бывают, какие нормативно-правовые акты их регулируют и как используется каждый из них, рассказано в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

Законодательство разделило все земли в нашей стране на 7 категорий (ст. 7 ЗК РФ).

Все они делятся в зависимости от разрешённого (целевого) использования , а значит – по действиям, которые разрешено проводить на данных каждом конкретном участке.

Закон относит к землям сельхоз назначения участки:

  • Что находятся за чертой населённых пунктов.
  • На которых ведётся c/х производство или деятельность – создаются продукты питания и сырьё растительного происхождения.

Сами участки сельхоз назначения делят на следующие категории :

По закону, следующие категории населения обладают правом пользоваться сельхоз наделами :

  • Казачьи объединения и союзы коренных Северных народов.
  • Коммерческие организации любой формы и общественные организации (религиозные, потребительские и партнёрские).
  • Центры, занимающиеся исследованием развития подходов ведения с/х.
  • Объединения КФХ и самостоятельные крестьянско-фермерские хозяйства.
  • Владельцы наделов, ведущие самостоятельное подсобное хозяйство.

Определение понятий

Каждый вид сельскохозяйственных участков имеет своё предназначение , от которого зависит:

  • Какие строительные работы и производственная деятельность могут проводиться на данном земельном участке (ЗУ).
  • Линии инженерных коммуникаций, которые можно или требуется проложить к участку.
  • Какие здания и сооружения (склады, подсобки, производственные комплексы) могут быть расположены на данном ЗУ.

В статье 78 ЗК закреплены основные виды разрешённого использования сельхоз участков . По сути, это характеристика, которая уточняет и узаконивает вид и правила ведения деятельности на данной территории.

Само целевое назначение любого ЗУ указывают в документах, подтверждающих право пользования или владения, а также в базе данных кадастровых служб.

Итак, выделяют следующие виды :

Целевое назначение любого сельскохозяйственного участка указано в на него. Его категория записана в соответствующей графе.

Как можно использовать с/х наделы

Любой, кто желает приобрести земельный надел, должен узнать о том, какой вид деятельности разрешён на данной земле.

Большая часть земель c/х назначения используются для ведения хозяйственной и производственной деятельности, для чего необходимы большие сооружения и постройки.

На ЗУ, используемых для ведения фермерской и крестьянской деятельности, разрешено проводить строительные работы . Регистрация в фермерском доме не отличается какими-либо особенностями, проводится стандартным образом. Это связано с особенностями ведения фермерской деятельности: фермеру приходится большую часть дня обрабатывать участок, ему нужно где-то жить.

Поэтому разрешается возводить дом на территории участка. Сами крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) могут основывать как группы граждан, так и один человек (в первом случае права на участок и прочее имущество будет долевым). Сами участки можно использовать только для производства и переработки c/х продукции и сырья.

Итак, строительство на землях, отведённых для крестьянско-фермерского хозяйства , разрешается при определённых условиях:

  1. Если это позволяет обеспечить нужные условия для ведения хозяйства. Вам понадобится предоставить в администрацию документы, подтверждающие, что вы занимаетесь данным видом деятельности, у вас есть участок, предназначенный для КФХ, и вам требуется жилой дом (коттедж) на его территории, где будут проживать работники.
  2. Земля не разделена на несколько участков, а является большой территорией на несколько гектаров (как минимум – 3.5).

На землях, предназначенных для занятия животноводческой деятельностью, занимаются выпасом с/х животных и заготовкой корма для него.

Вести строительство на ЗУ, предназначенных для с/х производства, либо на котором проводят мероприятия по улучшению почвы или воды (т.н. мелиорация), запрещается.

На садоводческих угодьях жилые постройки возводить разрешено. В этом случае действует на объект – вам не требуется получать разрешение на строительство дома и введение в эксплуатацию. Дом должен лишь соответствовать правилам, перечисленным в СНиП.

Сложнее будет получить прописку, поскольку участок находится за чертой населённого пункта. Сам объект считается нежилым помещением, и признать постройку жилой можно, лишь получив несколько заключений от экспертов.

Земли, предназначенные для строительства дачи, используются для возведения жилых зданий, в которых люди будут проживать во время с/х работ либо как место летнего отдыха. На таких наделах допускается выращивание садовых и огородных культур. Однако зарегистрироваться в жилом помещении не получится.

Участки, используемые для занятия личным подсобным хозяйством (ЛПХ) , находятся за чертой города. Их целевое назначение – выращивание сельхоз продукции для личного потребления. Вести строительство жилья на таких землях запрещено законом. Надел, который расположен вдали от городских пунктов и используемый для ведения ЛПХ, называют полевым.

На землях, предназначенных для занятия садоводством и огородничеством , по закону разрешено возводить дачи.

Чаще всего они принадлежат некоммерческим организациям, действующей на общественных началах, зарегистрированной как:

  • Некоммерческое товарищество или партнёрство.
  • Потребительский кооператив.

На основании Постановления Конституционного суда 2008 года («дачная амнистия»), на такие объекты разрешено оформлять право собственности.

Порядок перевода земель

В определённых ситуациях необходимо . Это приводит к тому, что земля и расположенные на ней постройки изменяют свой статус. Подробно прояснить этот вопрос можно в муниципальных органах, отвечающих за земельные участки, либо же у юриста.

Процедура изменения вида разрешённого использования потребует больших сил и средств (прежде всего – материальных). К тому же не каждый участок c/х назначения можно перевести в другую категорию. Трудности появляются на этапе подготовки документации, необходимой для перевода земли в другую категорию, которая проводится в органах гос. власти.

Перевод проводится следующим образом :

  • В компетентный орган, отвечающий за перевод участка, подаётся обращение (заявление).
  • Обращающийся готовит требуемый комплект документов, среди которых:
    • Подтверждение разрешённого использования ЗУ.
    • Выписка из учётного органа, в которой подтверждается право на землю.
    • Заключение эксперта экологической комиссии, в котором даётся разрешение на смену вида использования.
  • Уполномоченный орган выдаёт подтверждение смены предназначения земли.

В заявлении обращающийся должен указать:

  • Правоустанавливающий документ на надел.
  • Какими характеристиками обладает ЗУ – вид разрешённого использования, личный в кадастровом органе.
  • В какой вид разрешённого использования вы желаете перевести участок.
  • Нормативно-правовые акты, подтверждающие ваше право осуществить процедуру перевода земельного надела в иное назначение.

Если госорган отправляет вам положительный ответ , в письменном документе указаны:

  • Основания, согласно которым возможен перевод земли в другую категорию.
  • Квадратура земельного надела и его границы, отделяющие его от соседних участков.
  • Личный номер участка, по которому его можно .
  • Новый статус, присвоенный ЗУ.

Официальная смена правового статуса земельного надела происходит с того момента, как в документы ЕГРН вносят соответствующие поправки.

Чем грозит нецелевое использование

За использование надела не по разрешённому назначению вы можете получить административное наказание (на основании статьи 8 КоАП) в виде штрафа до 1 % от его (минимальная сумма штрафа – 10 000 р.).

Если вы построили дом или торговое помещение, который по закону не должен находится на земле, предназначенной для крестьянско-фермерского хозяйства, его могут снести в если:

  • жилая постройка нанесла ущерб вашим соседям – собственникам участков. Это должно быть подтверждено документально.
  • дом расположен в природной зоне, охраняемой государством.
  • он возведён поблизости к газовым трубам, кабелям, проводящим электроэнергию или поблизости к автотрассе.

Причём вам не положена компенсация расходов на постройку дома. Суд вынесет решение и обяжет собственника снести незаконно возведённое строение.

О нецелевом использовании земельных участков и о мерах наказания за данные нарушения рассказано в следующем видеосюжете:

Вся территория, из которой состоит наша страна, делится на . Такое разделение закреплено на законодательном уровне и регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации.

Это делается для установления контроля над целевым использованием земель. Всего выделяют . Самая распространенная категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.

Сельхозземли находятся на втором месте по площади среди всех категорий, уступая лишь землям лесного фонда.

На территории Российской Федерации они занимают примерно 386 млн га. Для сравнения, площадь составляет примерно 20 млн га.

Сельскохозяйственные земли находятся под особым контролем государства.

Они являются ценным ресурсом и источником получения продуктов питания .

Поэтому важно использовать землю по назначению, не допускать ее захламления и загрязнения, ухудшения состояния почвы, воздействия на нее вредных факторов.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

Сельхозугодья

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья - это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на :

  • пашни,
  • сенокос,
  • пастбища и т.д.

К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.

Пашня - это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.

Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83 .

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов :

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Засаженные деревьями и кустарниками

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

C водными объектами

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель . При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Занятые сельхозпостройками

Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

Использование сельхозземель

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать .

Особенности сельхозугодий

Сельхозугодья имеют ряд особенностей , по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону .
  3. Сельхозугодья с высокой не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.

В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть в другую категорию земель.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

Фонд перераспределения

Фонд перераспределения земель - это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.

Его основная функция - это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.

Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях :

  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.

Право собственности на сельхозземли

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  • передавать участок по наследству,
  • сдавать в аренду,
  • продавать,
  • дарить,
  • передавать в залог.

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании , а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» № 101 .

Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Предоставление

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо :

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.

Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).

Изъятие

Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.

Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:

  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.

Полезное видео

Подробную информацию об использовании земель сельхозназначения можно получить в этом видео:

Заключение

Земли сельскохозяйственного назначения - это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению . Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.

Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке .

Вконтакте

Право Российской Федерации разграничивает земли по видам использования. Значительное количество людей из-за незнания норм права покупают участки и начинают строительство, даже не зная о виде использования. Земли сельскохозяйственного назначения привлекли к себе максимальное внимание государства.

Так как многие предприниматели используют ее, нарушая законодательство. Президент в декабре 2015 ужесточил санкции за нарушение использования сельхоз земель не по назначению, и утвердил составления нового законопроекта об изъятии таких участков у недобросовестных хозяев и перепродаже их на аукционах.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Определение понятия

Чтоб разобраться в этой проблеме нужно выделить понятие этой категории земель. Термин земли сельхоз назначения определен в земельном праве. В соответствии с нормами ЗК РФ землями с/х назначения являются участки, предоставленные за чертой города (населенных пунктов) для ведения сельского хозяйства.

Они могут быть переданы субъекту права, в соответствии со ст.ст. 81, 82 ЗК РФ, для производства сырья на продажу или только для использования собственником, а также выращивания многолетних культур, скашивания сена, выпаса скота, земледелия и дачного строительства.

Субъектами таких отношений являются:

  • гражданин РФ;
  • юридическое лицо;
  • органы власти государства и местного муниципалитета.

В нормах закона нет четкой грани между личным подсобным и фермерским хозяйством. Существенное отличие между ними это то, что фермерское (крестьянское) хозяйство занимается изготовлением и обработкой сырья, которое направлено на продажу, а личное подсобное хозяйство ориентировано исключительно на хозяина участка.

Из вышеизложенного, можно сказать, что к таким землям относятся:

  • пашня;
  • сенокос;
  • участки для пастбища и залежи;
  • участки, предоставленные для выращивания многолетних насаждений;
  • дороги и прогоны;
  • лесополосы;
  • для ведения фермерского (крестьянского хозяйства);
  • для подсобного хозяйства;
  • для постройки дач;
  • с целью выращивания скота и разведения пчеловодства;
  • для земледелия;
  • угодья, на которых построены сельскохозяйственные постройки и дворы;
  • иные предусмотренные законодательством.

Если садоводством либо огородничеством занимают на территории черты населенного пункта, то такие участки не относятся к этой категории.

Правовые основы

Использование земель, которые относятся к этой категории регулируется следующими законодательными актами:

  • Основной Закон РФ - Конституция.
  • Гражданский кодекс.
  • Земельный кодекс.
  • Градостроительный кодекс.
  • Федеральным Законом №101 от 24.07.2002 г.
  • Федеральным Законом №74 от 11.06.2003 г.
  • Федеральным Законом №66 от 15.04.1998 г.
  • Федеральным Законом №193 от 08.12.1995 г.
  • Федеральным Законом №172 от 21.12.2004 г.
  • Постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 г.
  • Актами и решениями местного самоуправления.
  • Другими нпа.

Земли, которые относятся к этой категории определяются нормами права как единый объект, что означает:

Во-первых, они используются только для этой цели.

Во-вторых, для предоставления в подходит только определенная категория земель. Например, земли в заповедниках нельзя использовать для этой категории земель.

Особенности и виды

Можно выделить следующие виды этой категории земель:

  • Которые используются под пастбища, угодья для сенокошения, участки занятые дорогами, каналами, многолетними насаждениями, а также для ведения подсобного хозяйства. Законодательство Российской Федерации выделяет 11 видов ведения личного подсобного хозяйства.
  • Часть земельной площади, на которой земля непригодна для пахотного угодья. Здесь выращивают технические культуры. Такие как виноград, картофель, рис, подсолнечник, сахарная свекла, табак и др.
  • На которых находятся постройки, сооружения и строения для обслуживания сельскохозяйственных угодий. Например, коровники, амбары, ангары, свинарники - всего 17 .
  • Участки земли на которых находятся водные объекты для предпринимательской деятельности (водоемы для разведения рыбы и так далее).
  • Угодья на которых расположены лесные массивы.
  • Полевые земли на которых собственником ведется непредпринимательская деятельность.
  • Приусадебные участки на которых собственником ведется непредпринимательская деятельность.
  • Земельные участки для огородничества и садоводства.
  • Для строительства дачных построек, предоставленные в собственность для использования собственником в целях отдыха.
  • Угодья, предоставленные собственнику для ведения скотоводства, выпаса скота и кошения сена.
  • Угодья, приобретенные собственником для ведения производства.
  • Для ведения подсобного хозяйства.
  • Непригодные для сельхоз эксплуатации и предоставлены для коммуникаций, дорог, каналов и т.д.
  • Для создания искусственны лесополос.
  • Иные земли. К ним относятся болота, овраги, свалки - все земли, которые не предназначены для градостроения.

Для отдельных угодий могут быть установлены отдельные разрешения:

  • Основные.
  • Разрешенные условно.
  • Вспомогательные. Такие разрешения предоставляются, как дополнительные к основным видам разрешения.

Земли, которые имеют особую ценность:

  • Стоимость угодья в результате кадастровой оценки более 10% от средней стоимости угодий на определенном территориальном районе.
  • Которые относятся к опытно-производственным учреждениям, научно-исследовательским образованиям, образовательным организациям.
  • Искусственно орошаемые участки и осушаемые угодья.

Как изменить разрешенное использование?

Земли используются собственником в зависимости от категории назначения. Но существует возможность изменения разрешенного пользования сельскохозяйственного угодья.

В зависимости от субъекта собственности перевод осуществляется разными органами государственной власти. Различают перевод такими органами:

  • земли находятся в федеральной собственности - то перевод осуществляет высший Федеральный орган исполнительной власти – Правительство Российской Федерации;
  • земли находятся в собственности гражданина РФ, в том числе и земли сельхоз назначения, собственниками которых является муниципальный орган - органы исполнительной власти;
  • земли, которые находятся в собственности муниципального органа, кроме земель с/х назначения - территориальные органы;
  • земли, собственниками которых являются граждане и юр. лица:
  • земли с/х назначения - органы исполнительной ветви власти;
  • земли с другим целевым назначением - органы муниципального образования.

Существует два способа перевода земель:

  • изменение категории;
  • изменение только вида, без перевода в другую категорию.

Способ №1

Согласно п.2 ст.7 Закона № 172 ФЗ от 21.12.2004 г. перевод земель из этой категории, которые имеют особую ценность не допускается.

Для того, чтоб осуществить перевод вам надо:

Первая стадия

Собственник должен подать прошение (ходатайство) в государственные органы, которые уполномочены рассматривать заявления об изменении категорий земли.

  • номер под которым зарегистрирован участок в кадастре;
  • категория земли к которой относится этот земельный участок, и в которую будет проводится перевод;
  • мотив, почему вам нужен перевод;
  • документ подтверждающий правомочность собственности земельным участком.

Кроме того, к поданному ходатайству нужно приложить следующие документы:

  • землеустроительный проект, который обосновывает внесение изменений;
  • выписка из государственного земельного реестра об этом угодье;
  • копии документов, подтверждающие личность: для гражданина - паспорт либо выписка о регистрации ИП или юр. лица.
  • выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок;
  • для земель, относящихся к категориям, где проведение экологической проверки - обязательный процесс, необходимо такое заключение;
  • письменное разрешение собственника на внесение изменений;
  • если прошение подает представитель, то необходим оригинал доверенности.

Вторая стадия

Органы гос. власти могут вынести два вида решения: отказ в прошении (ходатайстве) и решение об изменении категории.

Государственные органы могут отказать в прошении в таких случаях, если:

  • ходатайство подало ненадлежащее лицо;
  • документы, которые приложены к прошению, не соответствуют требованиям законодательства.

Акт с решением о переводе земель выносится на определенный срок, в течение которого собственник должен будет зарегистрировать изменения. Для вынесения такого решение у органов государственной власти есть срок - 2 месяца. В том случае если документы поданы на рассмотрение Правительству РФ - срок составляет 3 месяца.

Третья стадия

После получения акта с заключением о переводе земель из одной категории в другую, необходимо новые данные предоставить в Государственный земельный кадастр и Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. После того как изменения будут внесены в , сделка завершена.

Способ №2

Перевод земель в одной категории намного проще и быстрее. Для этой процедуры установлены правила в статьях 37, 38 Градостроительного кодекс РФ.

Для этого нужно подать заявление в территориальные органы. Они проводят открытое слушание, с присутствием граждан проживающих на смежной территории, а также в пределах территориальной зоны. Участники такого слушания могут предоставить свои примечания и рекомендации.

Минимальные и максимальные размеры земель этой категории

Минимальный размер земель этой категории должен не противоречить земельному законодательству Российской Федерации. Органы муниципального образования устанавливают минимальный размер самостоятельно и для каждого территориального округа он отличается.

Что касается максимального размера, то законодательство регламентирует этот вопрос Федеральным Законом №101 от 24.07.2002 г. Согласно ст.4 этого Закона максимальный размер участка должен составлять не менее 10% от всех земель данной категории назначения. Верхний предел не установлен. То есть теоретически вполне вероятна возможность владения 100% земель в территориальном округе. Естественно, что на практике такого не встретишь.

Земли сельхоз назначения имеют особую ценность для государства. Поэтому для них существует жесткий контроль со стороны государства. Перевод из одной в другую категорию земель сельхоз назначения, возможно, только в исключительных случаях, предписанных законодательство Российской Федерации.

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения


1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения


1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;казачьими обществами;опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий


1. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.2 -
3. Утратили силу. - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Статья 80. Фонд перераспределения земель


1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства


1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Комментарии посетителей:

30.05.2017 - Елена
Здравствуйте. Есть участок земли с/х назначения.Можно на нём построить жилой дом?


24.04.2017 - Станислав
Здравствуйте. Есть участок земли с/х назначения. Можно ли перевести землю в ИЖС? Или только через суд? Кадастрового номера на участок нет: только доля в квартале прописана
(Это Московская область)


02.02.2017 - Алексей
Статьи 81 - 82. Утратили силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.


10.01.2017 - Елена
Можно ли продавать физическому лицу землю сельхоз назначения другому физическому в Республике Крым?


10.01.2017 - Михайлов Степан Валерьевич
Что надо сделать чтобы закрепить сенокосные угодия на которых заготавливаешь сено???


10.07.2016 - Мария
Здравствуйте! Имею подсобное хозяйство 8 голов КРС,а сенокосные угодия малы.Что нужно сделать для того чтоб получить сенокосные угодия для личного подсобного хозяйства?


02.09.2015 - Рамиль
Я построил дом и получил паспорт на дом из БТИ можно ли прописаться на землях сел.хоз. назначения под дачное строительство


23.07.2015 - Алексей
интересует вопрос перевода сельскохозяйственных земель арендуемых в собственность. с последующим переводом разрешенного использования.


04.06.2015 - Сергей
Добрый день! Имею в собственности 5 паевых долей сельхоз назначения, всего 30 га.С 2008 года. Свидетельство на право собственности с ограничением, земля не выделена, кадастровый номер условный. Юридическое лицо обратилось с просьбой о приобретении этих долей, могу ли я продать по договору купли продажи свою собственность в данном виде и какие налоги с данной сделки обязан оплатить? С уважением!


09.09.2014 - Вера
Можно ли строить дом и прописаться на землях сел.хоз. назначения под дачное строительство, садоводство.


26.08.2014 - николай
после ликвидации колхоза после банкротства кто распоряжается землями постоянного бесрочного пользования


14.04.2014 - Марго
Живу в Крыму. Имею пай земельный 4га и пай по наследству 5га. По законодательству РФ сколько я могу иметь земли (есть ли ограничения) с.хоз значения в собственности. И как ведется расчет налога. Спасибо.


09.11.2012 - Жакипов А
Могу ли я купить КФХ в РФ. Я гражданин Республики Казахстан. У моего продавца КФХ находиться в Алтайском крае. Часть его земель с\х назначения -паевые 2000 га и часть 3000га относиться аренда администраций. Как мне быть. Могу я оформить от продавца выше указанные земли на свое имя. Жду ответа. Заранее благодарю. Жакипов.


14.05.2012 - Максим
компенсируется ли рыночная стоимость построек на землях сельхоз назначения при выкупе государством?


14.04.2011 - Александр
Могут ли принудить к продаже землю сельхоз. назначения, полученную по наследству, от матери, если я гражданин Украины.


02.01.2011 - максим
пожалуйста подскажите как правильно оформить договор купли продажи на земельный участок сельхоз назначения для физического лица по наличному расчёту!и если можно то прикрепмте сам бланк!огромное спасибо!


08.09.2010 - Максим
Добрый день.
Статья 82.
Можно ли оформить землю сельхоз назначения с физического лица на юр. лицо ООО (если учредитель гражданин Украины) если нет то какие есть варианты.