Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Толкование евангелия о женах-мироносицах

14.05.2016

Наступает один из череды дивных пасхальных праздников – неделя жен-мироносиц. День учениц Христа Спасителя. Нередко приходится слышать, что женщина в Церкви унижена, что ее место незаслуженно мало́. На самом деле это не так: именно в Церкви, в Богочеловеческом Теле Христа Бога, женщина не унижена, как и никакой мужчина – в общине Христовой просто нельзя быть униженным, ибо Сам Бог – Глава этой общины, и Он совершенен.

Умаление роли женщины и недооценивание ее человеческого достоинства можно встретить в различных культурах, в каких-то сообществах, в личных взглядах разных людей, нередко даже христиан, и даже самих женщин (чаще всего от недостатка образования и духовной опытности) – но только не благодаря, а вопреки божественному Учению Спасителя, Учению Его Святой Церкви.

А в Церкви у каждой женщины (как и у каждого мужчины) есть свое неотъемлемое и удивительное место: начиная от Преблагословенной Девы Марии, Царицы Небесной, продолжая ученицами и сопутницами земной жизни Богочеловека – и, в конечном счете, каждой из нас...

Кто же они, эти удивительные женщины, о которых упоминает Евангелие? Постараемся дать краткое описание характера и жизни некоторых из них.

Мать пророка

Одна из первых женщин, упоминаемых в Евангелии, – праведная Елисавета (ивр. אלישבע – букв. «почитающая Бога», «заклинающая Богом», греч. Ελισβετ ).

Праведная Елизавета – мать пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, жена священника Захарии. Согласно апостолу Луке, она двоюродная сестра девы Марии и происходила из рода Ааронова. Это женщина удивительной судьбы: до преклонных лет бесплодная, она не отчаивалась, вместе с мужем просила Бога о ребенке, и была услышана. Причем из Евангелия следует, что она проявила более доверия Богу, чем ее супруг, который усомнился в Божественном даре и был поражен немотой до самого рождения сына.


В Евангелии мы читаем о встрече Пресвятой Девы Марии и праведной Елисаветы: Мария приходит навестить свою беременную кузину, и Елисавета, первая из людей, приветствует Ее как Мать Господа (Лк. 1. 39-56). Торжественное и полное радости взаимное приветствие Пресвятой Девы и праведной жены навечно стало одной из основ церковной гимнографии – об этом поется за богослужениями в храме.

Но это еще не конец истории жизненных испытаний Елисаветы. Вскоре после рождения Христа безумный царь Ирод повелел истребить всех младенцев в Вифлееме, надеясь уничтожить «будущего конкурента» – Царя Христа, о приходе в мир Которого узнал от волхвов. По преданию, во время избиения младенцев Елисавета укрывалась в пустыне, где скала чудесным образом укрыла их от преследования царских воинов. Священник Захария отказался отвечать, где спрятались его жена с маленьким сыном, и был убит прямо в храме.


Праведная Елисавета с сыном оставалась в пустыне, там и умерла. Греческие синаксари сообщают, что она скончалась через 40 дней после бегства, а Иоанна питал ангел до времени его выхода на проповедь; в коптских синаксарях сообщается, что Елисавета бежала в Синайскую пустыню и умерла там через семь лет. Ее сына Сам Христос назвал «величайшим из рожденных женщинами».

Пророчица

Анна Пророчица (ивр. חַנָּה, греч. λδβλθυοτε Ἄννα ) – еще одна из женщин Нового Завета, упоминается в рассказе о принесении Младенца Иисуса в Иерусалимский храм.

Согласно Евангелию от Луки, Анна была благочестивой вдовой из Иерусалима: «Дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет» (Лк. 2. 36).


В тот день, когда Младенца Иисуса его родители принесли в Иерусалимский храм, чтобы совершить жертву за родившегося первенца мужского пола, как это предписывает иудейский закон, там была Анна, достигшая к тому времени 84 лет. Она «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2. 37). После того, как Симеон Богоприимец произнес свои пророческие слова, Анна также «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2. 38).


Анна – единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей. Постоянное присутствие ее в храме объясняется существованием особого чина вдовиц, которые имели свое служение (в том числе, молитвенное) при иерусалимском храме. Проповедь и пророческое служение Анны прообразует одно из служений, которые по обетованию Господа получат уверовавшие женщины: в Пятидесятницу, когда Святой Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери уверовавших будут пророчествовать (см. Деян., гл. 2).

Честнейшая херувим

Дева Мария (арам., др.-евр. מרים – «Мирьям», обычно переводится как сильная, прекрасная, а также как Госпожа и надежда ). Пресвятая Госпожа Богородица, высшая всех Небесных Сил, Мать Господа Иисуса Христа.

О Ней сказано столько, что трудно прибавить еще что-то. Обратим внимание на удивительное сочетание черт ее характера: силы воли, мужества и удивительной скромности.


Будучи посвященной Богу с детства, Она жила при Иерусалимском храме с другими девицами. В этом ничего необычного, казалось бы, нет... Необычайное начинается с того, что Мария дала обет девства, посвятила Себя Богу, хотя до Нее никто из женщин такого не совершал.

Девство как образ жизни не было известно ветхозаветному сознанию. Оно было чуждо древнееврейскому народу, поскольку идея деторождения имела в нем глубокие корни: девство отождествлялось с бесплодием, считавшимся позором, поношением. Оставшаяся в девах скорбела своем девстве, так как она лишалась награды от Бога. Дочь Иеффая, которая по обету отца осталась навсегда девственницей, оплакивает свое девство. Отрицание девства доходило почти до органического отвращения. Так, Сарра, дочь Рагуила, обращается к Богу с молитвой взять ее от земли, чтобы не слышать больше укоризны, ибо для нее лучше умереть, чем остаться девой (см. Девство. Православная энциклопедия. Т. 14, С. 284-293).


Предание повествует о том, что Богородица прожила при храме до двенадцати лет. Наступило время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак, но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда, из уважения к Ее обету и чтобы юная Дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида.

Юная девушка приносит неслыханный ранее обет девства и твердо намеревается блюсти его – так, что даже священники храма признают это и вынуждены искать для Марии опекуна, обручника, который принял бы Ее в дом, когда Она по закону уже не могла жить при храме, и оберегал бы Ее девство. Какая сила воли требуется для этого, какое понимание – впервые в истории – самой сути девства, сколь глубокая, сильная любовь к Богу, желание принадлежать только Ему Одному!


Какое мужество показала Пречистая Дева, приняв Благую весть! Ведь прежде, чем обрести славу и почет, Ей придется перенести и подозрения самых близких, и одиночество с ребенком на руках (престарелый Иосиф Обручник, по преданию, скончался, когда Иисус достиг еще малых лет), и невыразимые муки при казни Спасителя – о чем Она не знала в подробностях, но, несомненно, предчувствовала Своим сердцем.

И, наконец, при Ее удивительной роли в истории всего мира, в истории спасения, при том, что Она источник многих записанных Евангелистами рассказов о жизни Христа, особенно о Его рождении и детстве – при этом всем как мало упоминаний о Ней, как Она скромна и не ищет никакого прославления! Первохристианская община превознесла бы Ее, если бы только Она дала такую возможность.


Вот что пишет святой Дионисий Ареопагит апостолу Павлу, своему учителю, после встречи с Пресвятой Девой: «...Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом» .

Ученицы Христа

Святые жены-мироносицы – это женщины, уверовавшие во Христа, последовавшие за Ним и служившие Ему своим имением. Согласно преданию, они разделяют проповедническое служение апостолов и потому именуются равноапостольными. Более того, они не покинули Христа во время Его страданий, эти женщины остались преданными Ему до конца, и потому они первыми узнали о Воскресении Христовом и были направлены с вестью о том к самим апостолам.


Вот как говорит об этом святитель Димитрий Ростовский:

«Здесь светлейшая черта всего дивного служения Марии Магдалины Церкви Христовой. В утро Воскресения Христова она удостоена была видеть Господа воскресшего первая из всех учеников и учениц Его (Мк. 16. 9; Ин. 20. 14–17) и первая же по непосредственному повелению Господа сделана вестницею, проповедницею для них Воскресения Его. Апостолы проповедовали Воскресение Христово всему миру: Мария Магдалина проповедовала Воскресение Христово самим апостолам – она была апостолом для апостолов!.. Святые отцы Церкви провидят в этом обстоятельстве особенную тайну и премудрость провидения Божия. ...Малая горсть искренно преданных Христу Спасителю учеников и учениц, из коих самою ревностнейшею была святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина, восторжествовали над надменным суемудрием язычества, владели целыми царствами с их царями и Божественное учение Христово пронесли из края в край – во всю вселенную земли (Деян. 1. 8), повторяя торжественные слова первого благовестия святой Марии Магдалины: "Христос Воскрес! Воистину воскрес!"».

Равноапостольная мироносица (ивр. מרים המגדלית, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena, т.е. уроженка города Мигдал-Эль, ср. евр. migdal, арам. Magdala, «башня» ). Согласно евангельскому повествованию, была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8. 2). После этого она следовала за Христом, служила Ему, присутствовала на Голгофе при Его кончине (Мф. 27. 56 и др.) и была свидетельницей Его погребения. По всем упоминаниям о ней видно, что она была решительной и отважной женщиной, бесконечно преданной Спасителю. Ее не терзают сомнения, как Луку и Клеопу, она распятого и погребенного Христа называет Господом («взяли Господа моего и не знаю, где положили Его»), вопреки всем внешним обстоятельствам веруя в Него.


По преданию, Мария Магдалина помогала в проповеди апостолам Иоанну Богослову (стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырех евангелистов сообщает именно он) и Павлу (который благодарит ее в своем послании к Римлянам). Традиция отождествлять равноапостольную Магдалину с раскаявшейся блудницей неизвестна Древней Церкви и возникла довольно поздно в католицизме. Это отождествление прямо отрицается святыми отцами, например, святителем Димитрием Ростовским.

Мария Клеопова мироносица (греч. Μαρία ἡ τοῦ Κλωπᾶ ) – одна из жен-мироносиц, которая упоминается у Евангелиста Иоанна (Ин. 19. 25). Жена Клеопы или Алфея, младшего брата Иосифа Обручника. Она вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при Кресте во время Его страданий, стала свидетельницей погребения Христа, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от ангелов о Воскресении Господа. О многих мироносицах нам, к сожалению, не известно ничего, кроме имени и того, что они были преданными ученицами и служительницами Господа (а это, конечно, самое главное): Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от семидесяти), Саломия (мать сынов Зеведевых – апостолов Иакова и Иоанна), Сусанна ...


Иоанна мироносица, жена Хузы . Об Иоанне дважды сообщает Евангелие от Луки. Первый раз она упоминается в числе учениц Господа Иисуса Христа, которые следовали за Ним в Галилее: «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8. 3). Второй раз она названа в числе женщин, пришедших ко Гробу Господню помазать тело Иисуса благовониями: «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними» (Лк. 24. 10). Иоанна стала свидетельницей явления ангела, возвестившего о Воскресении Иисуса Христа, и рассказала об этом апостолам.

Обращает на себя внимание общая для всей группы учениц Христовых черта: решительность и преданность Господу. Будучи женой Хузы, домоправителя царя Ирода, она оставляет все и начинает служить Сыну Человеческому, Который «не имеет, где приклонить голову». Придворная, вельможная дама служит странствующему нищему проповеднику, в Котором узнала Спасителя мира!

Некоторые толкователи Писания предполагают, что Христос исцелил сына Иоанны (чудо исцеления сына царедворца в Кане – Ин. 4. 46-54), и поэтому, уверовав, Иоанна стала следовать за Христом.


Предание также связывает Иоанну с судьбой мощей Предтечи Господня. После казни тело Иоанна Крестителя было тайно погребено его учениками, а отрубленную голову Иродиада спрятала в своем дворце в тайном месте. Лишь только жена царского придворного Хузы по имени Иоанна знала то место. Она, скорбя сердцем об убиении великого святого пророка и о поругании над его честной главой, взяла эту главу тайно ночью, положила ее в глиняный сосуд и погребла на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода, где эту главу впоследствии и обрели.

Марфа и Мария, сестры Лазаря Четверодневного . Эта удивительная семья – две сестры и брат – была, как видно из Евангелий, особенно близка Спасителю. Две сестры имели очень разные характеры: Марфа была деятельной по хозяйственной части, заботилась и пеклась о многом, по оценке Самого Христа. А Мария, не менее решительная и самостоятельная, направляла все внимание на то, чтобы вникнуть в Божественное учение Христово, сидела у Его ног.


Несмотря на единодушие и взаимную любовь, у сестер иногда случались недопонимания. Из Евангелия мы знаем о трогательном и таком близком каждому эпизоде их жизни: когда обиженная неучастием в хлопотах Марфа обратилась ко Господу (понимая, что только Его послушается сестра, ибо никто иной не способен оторвать ее от слушания проповеди Спасителя), прося, чтобы Иисус Христос повелел Марии заняться, наконец, делами по дому и помочь сестре, Он, к удивлению обиженной Марфы, похвалил Марию за ее выбор и ласково упрекнул саму Марфу за суету – навечно поставив Марию в пример того, что именно есть первостепенное и единое на потребу. Господь подчеркнул, что важнейшее для женщины – не суета по хозяйству, а вникновение в Его учение.

Святые сестры Марфа и Мария были бесконечно преданы Христу и хорошо усваивали Его учение. Когда их брат Лазарь умер от болезни, Марфа (а потом и Мария!) сказала пришедшему позднее Господу: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И далее говорит: «я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Это одно из немногих, до смерти и воскресения Спасителя, таких прямых исповеданий веры в Него!

После убиения святого архидиакона Стефана, начала гонений на Церковь Иерусалимскую и изгнания праведного Лазаря из Иерусалима сестры помогали своему святому брату в проповеди Евангелия по разным странам. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Светлана (Фотина) самарянка , «женщина у колодца» – та, с которой Христос разговаривал, пока Его ученики ходили за пищей. В этом рассказе поразительно все, от первого до последнего слова!

Начать с того, что иудеи (а к их числу принадлежал по плоти Иисус) не общались с самарянами, и уж тем более с женщинами – это почти ритуальный запрет. Однако Христос разговаривает с нею, обращается к ней Сам, первым. Ей, чужеродной и неправоверной, женщине, Спаситель впервые прямо говорит, кто Он такой. Никак не упрекая ее при этом за не вполне, прямо скажем, благочестивый образ жизни – пять мужей поменяла, и еще кого-то нашла!


Но какая удивительная это женщина, вдумайтесь! Жара... пыль... тяжеленные кувшины-водоносы, да еще с водой. Тащить их далеко, и не по одному разу. Женщина устала, и по хозяйству столько забот... Она не прочь избавиться от этой тяжелой необходимости, как повествует Евангелие. И вот мы видим, что вырывается из ее души, о чем она спрашивает, едва понимает, что перед нею пророк: как правильно молиться? когда придет Христос?! И получив ответ на свой самый заветный вопрос, она бросает все, бежит обратно в город, проповедуя: я нашла Христа! Мессию! Спасителя! Женщина удивительной чистоты сердца, искренности и веры, пример цельной личности, не сгибаемой никакими обстоятельствами.


Фотина стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида.

Ее воспоминанию посвящена пятая неделя после Пасхи.

Клавдия Прокула . Еще одна удивительная женщина из Евангельской истории – это... жена Понтия Пилата!

В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Господом Иисусом супруга Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «Не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27. 19).


По древнейшему церковному преданию, жена Пилата впоследствии стала христианкой и приняла мученическую кончину за Христа. Об этом упоминают уже ранние отцы Церкви. Слова из второго послания к Тимофею (4. 21) «приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братья» связываются с женой Понтия Пилата. Согласно историку Церкви епископу Евсевию, мать Клавдии Прокулы (жены Понтия Пилата) была супругой императора Тиберия, а бабушка – императора Августа.


Любопытно, что в древневосточной Коптской Церкви искони считается, что впоследствии ко Господу Христу обратился и претерпел мученическую кончину за Него и сам Понтий Пилат. У коптов он почитается как святой вместе со своей супругой Прокулой.

В Православной Церкви Клавдия Прокула почитается как святая мученица греками, день ее памяти – 9 ноября.

В Евангельской истории можно увидеть упоминания еще о многих женщинах: о грешнице, взятой в прелюбодеянии, которую Господь простил и избавил от смерти, обратившись к толпе со словами: «Кто без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8. 7); о женщине-язычнице, которая просила за свою больную дочь и чья вера, по слову Господа Сердцеведца, была больше веры любого израильтянина; о женщине-блуднице, помазавшей ноги Христа миром и омывшей слезами, которую Спаситель очистил и простил, и оценил ее любовь к Нему как великую: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7. 47).

Завершить рассказать хочется словами святых. Во-первых, великого отца Церкви святителя Иоанна Златоуста из его толкования на послание к Римлянам:

«Что это? Опять венчается и восхваляется женщина, а мы, мужчины, опять пристыжены, или лучше сказать, не только пристыжены, но и почтены, – почтены тем, что у нас есть такие женщины, а пристыжены тем, что мы, мужчины, далеко отстаем от них. Но если постараемся узнать, чем украшаются эти женщины, то и мы вскоре уподобимся им. Чем же они украшаются? Пусть слышат это мужчины и женщины: не перстнями, не ожерельями, не евнухами, не служанками, не златоткаными одеждами, но трудами за истину.

От галилейских жен, от Магдалины
Весть дивную мы знаем. Их глазам
Под старым кедром в тишине долины,
В рассвета бледный час предстал Он Сам.

К. Р. «Царь Иудейский»

Многие слышали о женах-мироносицах и на вопрос о них без труда ответят, что так именуются в Евангелии женщины, последовательницы Иисуса Христа, которые первыми пришли к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа. По иудейскому обычаю, они собирались помазать Христа благовонными маслами и оплакать Его. Но почему Церковь так высоко чтит этих женщин? Неужели за то, что они принесли миро и намеревались совершить все то, что полагалось сделать?

Конечно же, нет! Церковь так почитает их за то, что Сам Спаситель избрал их апостолами для апостолов, как разъясняет это блаженный Григорий, патриарх Антиохийский в своем «Слове о женах мироносицах».

Вспомнить о том, кто были эти женщины и поразмыслить, почему они удостоились величайшей чести первыми видеть Воскресшего Господа, мы и предлагаем читателям и читательницам.

Среди жен-мироносиц первой принято называть Марию Магдалину, которой согласно евангелисту Иоанну Богослову, первой явился воскресший Спаситель. Но возникает закономерный и непраздный вопрос: где была в это время сама Матерь Божия и почему Евангелисты, повествуя о воскресении Господа, не упоминают о ней? В Синаксаре «Во Святую и Великую неделю Пасхи» говорится, что евангелисты, по всей видимости, не хотели упоминать Богородицу, как свидетельницу истинности Воскресения Христова, потому что многие не поверили бы таким словам подавленной горем Матери.

«И первее убо Воскресение Божии Матери познаваемо бывает прямо седящей гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей. Но да не сомнило бы ся Воскресение, заеже к Матери присвоения, евангелисти глаголют: первее является Магдалини Марии».

«И прежде всех узнает о воскресении Матерь Божия, сидевшая с Магдалиной против гроба, как говорит евангелист Матфей (Мф.27,61). Но чтобы не подвергалось оно сомнению из-за Иисусова родства с Матерью Его, то и сказано у евангелистов: Явился сперва Марии Магдалине (Мк.16,9)».

Выдающийся проповедник русского зарубежья архиепископ Аверкий (Таушев) считает этот аргумент действительно веским: «Ведь если евангелистам рассказы жен-мироносиц о виденном и слышанном ими у гроба и о явлении им Самого воскресшего Господа показались пустыми, они им не поверили (Лк. 24:11), то могли ли поверить посторонние люди свидетельству Матери?» .

Вероятно, поэтому в Евангельских повествованиях о Воскресении Христа нет прямого указания на Божию Матерь, но святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «другая Мария», о которой упоминает евангелист Матфей, как о спутнице Марии Магдалины, а также «Мария Иаковлева» в повествовании евангелиста Марка и есть Богородица. Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки указывает: «Под "Мариею, матерью Иакова", разумей Богородицу, ибо ее так называли, как мнимую мать Иакова, сына Иосифа, которого называли малым; я разумею брата Божия».

Святая Церковь издревле хранит предание о том, что прежде Марии Магдалины воскресший Господь явился Своей Пречистой Матери. Место этого явления принято указывать недалеко от кувуклии в Иерусалимском храме Воскресения. Об этом явлении Господа говорится и в церковных песнопениях:

«Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога, Пречистая, возвеличай».

«Увидев Бога, Которого по плоти носила Ты во чреве, Чистая, из мертвых восставшим, как сказал Он, ликуй, и как Бога, Непорочная, Его величай».

Изложенное в Синаксаре толкование евангельского повествования о явлении Спасителя женам мироносицам запечатлено в иконографии Воскресения Христова. На иконах нередко можно встретить изображение воскресшего Господа и коленопреклоненных Богородицу и Марию Магдалину.

Предание о том, что Христос в первую очередь явился своей Матери, чтобы утешить ее, нашло отражение в поэзии. Великий князь Константин Константинович, автор драмы «Царь Иудейский», повествование о явлении воскресшего Господа Его Пречистой Матери влагает в уста мироносицы Иоанны:

От Матери Его иду я к вам.
Вчера, как солнце за горы зашло,
От милого Ей гроба воротилась
К Себе Мария, в Иоаннов дом,
И в горнице Своей в ночи безгласной,
Одна о Сыне плакала Она.
Внезапно дивным светом озарилась
Вся горница; и видит пред Собой
Мария Сына Своего. Ей мнилось,
Что это сон иль чудное виденье,
Но перед Нею Сам Он во плоти,
Лишь просветленней смертных, светозарней,
И ароматом веет от Него
Смешенья мирры и алоя. Руки
К Нему в порыве счастья протянув,
Еще боясь увериться, Мария
И волосы, и плечи, и ланиты
Возлюбленного Сына осязает;
И дорогой, знакомый слышит голос:
— «Не плачь, не плачь, о, Матерь, надо Мною.
Из гроба Я восстал; прославлен Я,
И вознесу, прославлю и Тебя,
И всякого, кто с верой и любовью
Тебя отныне сердцем возвеличит».

Сказав о Первой среди мироносиц — Богородице, назовем и других, упоминаемых евангелистами.

О присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины повествуют все четыре евангелиста. Имя ее, пожалуй, самое известное из имен женщин, упоминаемых в Евангелии. Евангелист Иоанн, указывает на то, что Магдалина приходила ко гробу дважды (Ин 20:1-2,11-18), свидетельствуя тем самым, что эта женщина была ревностнейшей среди мироносиц. Откуда же эта ревность, в чем причина?

Она родилась в местечке Магдалы, расположенном на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума, и с юного возраста жестоко страдала беснованием. Получив от Христа чудесное исцеление, Мария незамедлительно последовала за ним. Поскольку она происходила из состоятельного рода, то, как и многие другие жены, стала поддерживать Господа и его учеников материально, а также служить им в быту.

По воскресении Христа святая проповедовала Евангелие в Риме. Согласно исследованиям епископа Михаила (Грибановского), события ночи Воскресения Спасителя в своем Евангелии Иоанн Богослов описал с ее слов. Принято считать, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6). В последние годы земной жизни святая вместе с апостолом Иоанном Богословом проповедовала Евангелие в Эфесе, где и скончалась. Память ее празднуется 22 июля/4 августа и в неделю жен-мироносиц.

В житии Марии Магдалины отмечается не только ее ревностное служение Христу, но и ее роль в распространении христианства. Она, добившись аудиенции у императора Тиберия, своим пламенным свидетельством о земной жизни, страданиях, смерти и воскресении Спасителя снискала благосклонность Римского правителя к христианам, что позволило окрепнуть первым христианским общинам. Ей мы обязаны появлением традиции пасхального приветствия «Христос Воскресе!» и трогательному обычаю дарить друг другу на Пасху крашеные яйца — символ гроба и Воскресения.

Мария Магдалина единственная в Евангелии женщина, упоминаемая не относительно кого-либо из мужчин как чья-то мать, жена или сестра, а именуемая по месту рождения. Подобное было совершенно немыслимо для того времени, не укладывалось в рамки ветхозаветного отношения к женщине. Возможно это, а также предвзятое толкование причины одержимости Марии Магдалины, сыграло роль в появлении искаженной трактовки образа этой мироносицы в католической традиции. Западные богословы связывали беснование Марии с ее прежней греховной жизнью , отождествляя ее с женщиной-блудницей, упоминаемой в Евангелии от Луки (Лк. 7:36-50). Из-за этого смешения евангельских героинь самым распространенным образом Марии Магдалины в западной культуре стала кающаяся блудница, какой она изображена на полотнах Эль Греко, Караваджо, Тициана и многих других. Этот образ прочно вошел в сознание европейского человека и привел к непозволительным искажениям трактовки Евангельских текстов в творениях как западно-европейских (P.M. Рильке «Пиета»), так и русских поэтов (М. Цветаева «Магдалина», Б. Пастернак «Магдалина»), Своего апогея эта кощунственная версия достигла в произведениях современной культуры, таких как рок-опера «Иисус Христос — супер звезда» и печально известный роман «Код да Винчи».

Восточно-христианская традиция при ответе на вопрос о причине ревностного служения Господу Марии Магдалины всегда придерживалась евангельских текстов, которые не дают оснований к отождествлению ее с кающейся грешницей, помазавшей миром ноги Спасителя в доме фарисея Симона. Отдельных объяснений причин болезни святой мироносицы православная традиция не дает. Некоторые мнения по этому поводу все же высказываются, однако они находятся строго в русле евангельского повествования. Так митрополит Владимир (Иким) считает, что в годы земной жизни Спасителя повсюду было много бесноватых, поскольку «диавол чувствовал, что приходит конец его безраздельного владычества и впал в особую ярость... Промысл Божий попустил вселение бесов в душу Марии Магдалины... чтобы на ней явились дела Божии». В Православии тот факт, что эта мироносица упоминается как одинокая женщина, понимается не как подтверждение ее некогда беспорядочной личной жизни, а как указание на то, что в христианстве женщина не вторична по отношению к мужчине, она лишь другая, но личность ее самоценна. Ведь именно в христианстве религиозное служение женщин — женское монашество — получило распространение не сравнимое по своим масштабам ни с одной другой религией мира. И образ святой равноапостольной Марии Магдалины является ярким тому подтверждением.

Другая мироносица, упоминаемая в Евангельском тексте, — святая Иоанна , супруга Хузы, домоправителя царя Ирода. Эта женщина занимала привилегированное положение, но духовными очами своего чуткого сердца она искала не временных земных благ, а истинного смысла жизни. Не допустив в свое сердце всю грязь дворцовых интриг, человеческой хитрости, алчности и борьбы за власть, она обрела Истину и не побоялась следовать за гонимым Христом до самой Голгофы. Церковь чтит ее память еще и за то, что она, узнав где Иродиада прячет усеченную главу святого Иоанна Предтечи, спасла великую святыню от поругания, тайно захоронив ее на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. Святая Иоанна стала одной из жен, последовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди и служивших Ему «своими имениями». В утро воскресения она с другими мироносицами пришла ко гробу Иисуса (Лк 24:10), чтобы помазать миром Святое Тело, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном воскресении.

Среди поименованных евангелистами жен-мироносиц — две дочери святого праведного Иосифа Обручника. Первая — святая Саломия — супруга Зеведея, мать святых апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Она также была в числе святых жен, служивших Иисусу Христу. О ней упоминает евангелист Марк в своем повествовании о страдании и воскресении Спасителя (Мк. 15:40,16:1).

Другая — святая Мария Клеопова — младшая дочь праведного Иосифа Обручника, выданная им замуж за своего младшего брата Клеопу. Муж ее был призван Христом на апостольское служение в числе 70-ти учеников, сын Симеон также стал апостолом от 70-ти и вторым епископом Иерусалимской Церкви. По свидетельству евангелиста Иоанна Богослова Мария Клеопова вместе с Богородицей и Марией Магдалиной стояла при кресте Господа (Ин. 19:25) и была среди тех женщин, которым первым явился Спаситель. Евангелисты указывают на то, что апостолы приняли с недоверием слова жен-мироносиц о том, что они видели воскресшего Господа: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24:11). Не поверил и апостол Клеопа свидетельству своей жены, но позже, вспоминая явление Господа ему и его спутнику, апостолу Луке, на пути в Эммаус (Лк. 24:13-35), он, вероятно, вспомнил ее слова о воскресшем Христе!

Остальные жены-мироносицы не называются в Евангелии по именам, но апостол Лука ясно говорит, что были «и прочие с ними» (Лк. 24:10). В их числе церковное предание указывает Марфу и Марию, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, святую Сусанну, а также и многих других, «яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями».

Почему же Спаситель первым явился, не своим ученикам, а скромным женщинам, имена многих из которых так и остались неизвестными?

Самый очевидный и, на первый взгляд, самый справедливый ответ лежит на поверхности. Потому, что эти женщины остались верны Спасителю до конца, когда даже самые близкие ученики, сильные мужчины покинули Его или отреклись от Него. Эти женщины служили Господу тогда, когда Он в окружении восторженной толпы творил чудеса, они не покинули Его и тогда, когда Он, как казалось участникам тех событий, потерпел полное поражение и даже был убит! Опасность, угрожавшая всем последователям распятого Христа от ненависти первосвященников и от ярости озлобленной толпы, не победила их любви к Учителю и не заставила уйти от креста. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает: «Не нуждалось Тело Господа в благовонном мире мироносиц. Помазание миром оно предварило воскресением. Но святые жены благовременною покупкою мира, ранним шествием при первых лучах солнца к Живоносному Гробу, пренебрежением страха, который внушался злобою Синедриона и воинственною стражею, сторожившею гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу». Сторицей Спаситель вознаградил их преданные и верные души, сделав их из мироносиц благовестницами Его Воскресения и Славы.

Однако если мы обратимся к историческим реалиям времен крестной смерти Христа, то поймем, насколько невероятным было то, что именно женщины стали провозвестницами Воскресения. Ветхозаветный мир был сугубо патриархальным, например, согласно еврейским законам женщина не имела права давать показания в суде. Положение женщины в античном обществе на деле мало отличалось от рабского. Избрание Спасителем женщин вестницами Его Воскресения, казалось парадоксальным потому, что в те времена и в том обществе их свидетельство не могло быть воспринято всерьез. Но в действительности так миру была явлена Божественная истина, заключающаяся в том, что Христос страдал за всех, что пред Богом не значимо различие мужского и женского пола (Гал. 3: 28), но значима любовь, верность и горячность человеческого сердца!

Есть и другое объяснение того, почему именно женщины были избраны Господом, чтобы возвестить человечеству, что ему вновь открыты врата Рая. Свершился великий замысел Божественного домостроительства. Святитель Григорий Богослов учит об этом так: «Жена из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшего Господа первая услышала радостную истину, дабы чья рука растворила смертное питье, та же самая подала и чашу жизни...».

Однако не стоит использовать этот факт для превозношения, как это делают феминистки. Предостерегая всех женщин от столь опасного заблуждения, приведем слова святителя Феофана Затворника: «...мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее... Мироносицы и апостолы — образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения — жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце».

Женское естество, обновленное Божественным учением Христа, дало столь обильный плод любви и верности, который принесли жены-мироносицы. Священномученик Серафим (Чичагов) так говорит об этом: «Они [жены-мироносицы] не отличались добродетелями, пока не знали Христа; Мария Магдалина была жилищем злого духа, Марфа была образцом житейских влечений и мирской суеты, но Божественное учение Спасителя, чудеса Сына Божия и благодать Христова совершенно их возродили». Это воз рождение, отложение «ветхого человека» под действием спасительной благодати Божией подвигает нас вместе со святителем Николаем Сербским восклицать: «Какая разница между этими женами и Евою! Они из любви спешат быть послушными и мертвому Господу, в то время как Ева не хотела быть послушной и живому. Они послушны на Голгофе, на месте преступления, крови и злобы, а Ева — непослушна в Раю!» Столь же значительна и разница между праздником святых жен-мироносиц и широко отмечаемым в наше время 8 марта!

Современное общественное сознание, проникнутое тендерными идеями, чествует женщину за ее принадлежность к женскому полу, в то время как Церковь всегда учит своих чад о том, что в человеке есть высшая заданность: и мужчина, и женщина призваны стать Божиим подобием, развивая в себе ростки благодати, заложенные Создателем.

Евангельское повествование о женах-мироносицах указывает на качества, которые были им присущи: любовь, ничего не требующая взамен, преданность до самопожертвования и пламенная вера. Ростки этих добродетелей есть в каждой из женщин, они созвучны женскому естеству, проистекают из замысла Создателя о женщине. И праздник жен-мироносиц — это напоминание о тех, кто смог правильно распорядиться этими дарами, призыв последовать их примеру.

А еще в эти дни Церковь напоминает своим дочерям о том праве, которое даровал нам воскресший Христос — о праве на достижение самого высокого человеческого достоинства, которое не может сравниться ни с какими, подчас столь вожделенными для женщин, политическими или гражданскими правами: «право на святость, на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом!» .

Примечания

Блаженного Григория, Патриарха Антиохийского, Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гробе Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.//Проповеди святителя Софрония, Патриарха Иерусалимскаго./ Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). — Джорданвилъ: Типография преп. Иова Почаевскаго, Свято-Троицкий монастырь, 1988. — С. 160-170

Синаксарий во Святую и Великую неделю Пасхи./Яриодь цветная. М„ 1975. Л. Д об.

Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2010. С. 346.

О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа.//Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста в 12 томах.т. VIII, кн. 2. М.,2002. C.810

Благовестник или толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Святое Евангелие в 4-х кн. Кн.З. Евангелие от Луки. — М.: Лепта-Пресс, 2005. С. 430. }