Профессия гример постижер. Гример кто это

Раздел «Должностные инструкции» содержит необходимую информацию о том, как составляется должностная инструкция. Здесь вы можете найти типовые должностные инструкции по разным специальностям. Наш банк должностных инструкций включает в себя более чем 2500 разных документов. Данные должностные инструкции 2015 года составления и редактирования, а значит, являются актуальными на сегодняшний день.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие обязанности, полномочия и права отражает должностная инструкция гримера-пастижера;
  • какие положения содержит типовая должностная инструкция гримера-пастижера;
  • за какие участки работы по этой должностной инструкции несет ответственность данный специалист в вашей организации.

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
_________ А.В. Львов
10.01.2015

Должностная инструкция № 47
гримера-пастижера

г. Москва 01.10.2015

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность гримера-пастижера.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается генеральным директором по представлению непосредственного руководителя.

1.3. На должность гримера-пастижера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Гример-пастижер в своей деятельности руководствуется:

– действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

– уставом организации, локальными нормативными актами организации;

– настоящей должностной инструкцией.

1.5. Гример-пастижер должен знать:

– основы гримерного и пастижерского дела;

– правила пользования инструментом, применяемым для выполнения пастижерских работ;

– свойства материалов и красок, применяемых для гримирования и изготовления пастижерских изделий;

– основы цветоведения;

– технологию производства грима и технику гримирования;

– принципы художественного освещения;

– строение лицевого черепа;

– законы мимики;

– виды, модели причесок различных стилей и эпох;

– способы изготовления специальных париков;

– нормы расхода материалов на изготовление грима и париков;

– правила составления схемы построения внешнего образа персонажей;

– принцип действия различных красителей на кожу;

– фотогеничность красок на разных сортах пленки;

– свойства волоса и шерсти, а также правила подбора красителей для их окраски;

– виды, правила выполнения пластической и нательной декоративной косметики;

– технологию изготовления маски;

– правила и приемы подготовки материалов для снятия маски с лица;

– способы изготовления и применения пластических деталей, а также свойства материалов, применяемых при их изготовлении;

– Правила трудового распорядка;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.6. Гример-пастижер подчиняется непосредственному руководителю.

1.7. На время отсутствия гримера-пастижера (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Гример-пастижер обязан:

2.1. Обслуживать участников массовых и групповых сцен разнообразного плана с любой сложностью грима на разнообразную тематику.

2.2. Подготавливать искусственные и натуральные волосы для изготовления пастижерских изделий (мыть, расчесывать, сортировать, перетягивать, завивать, разделять на пряди, накручивать на коклюшки).

2.3. Изготавливать для участников массовых и групповых сцен разнообразного плана накладки всех видов (усы, брови, ресницы, мушки, разнообразные вклейки, бороды, бакенбарды, контраньюры), разнообразные парики (косы, шиньоны, локоны, тресы, крепы).

2.4. Выполнять:

– художественные прически;

– стрижку волос и париков;

– лепку гуммозных наклеек.

2.5. Участвовать в изготовлении и снятии маски с головы актера.

3. ПРАВА

Гример-пастижер вправе:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Гример-пастижер несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией , в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все работники организации, на которых распространяется действие этой инструкции.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от 16 ноября 2015 г. № 67.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель отдела кадров Е.Э. Громова

С настоящей инструкцией ознакомлен. Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Гример-пастижер П.А. Беспалов

В этой рубрике мы знакомим вас с редкими и необычными специальностями, профессиями и занятиями, а главное - рассказываем о том, где и как их освоить (в учебных заведениях или своими силами). Гости рубрики - люди, которые воплощают в жизнь свои мечты, занимаясь любимым делом. Их истории, советы и рекомендации будут полезны тем, кто строит планы и размышляет о профориентации, а также всем, кто хочет найти источник вдохновения.

О выборе жизненного пути и о том, где учат гриму, нам рассказала Александра, гримёр-постижёр БДТ им. Г.А. Товстоногова и киностудии «Панорама», преподаватель по гриму в школе красоты «Ecole de beauté».

Постиж – искусство изготовления декоративных изделий из волос (парики, шиньоны, локоны, бороды, усы).

Как я двигалась к профессии

Изначально я недопедагог ИЗО и черчения, недодизайнер игрушки - моё обучение было завязано на основах рисунка, живописи и прикладных искусств, но продержаться в каждом учебном заведении мне не удавалось больше года-двух. В 16-17 лет чаще всего не очень ценишь возможность получать знания. Мне в том возрасте больше нравилось работать.

В 18 лет у меня появился первый фотоаппарат, и на восемь лет фотография поработила меня. В какой-то момент я поняла, что уметь только фотографировать недостаточно, пора учиться самой красить и причёсывать своих моделей. Простые курсы визажа не подходили, так как меня тянуло к фантазийным образам со сложными причёсками, и я решила податься в гримёры.

По рекомендациям знакомых записалась в киношколу «Кадр» при Ленфильме , начала посещать занятия, совмещая обучение с работой в фотоателье. В «Кадре» обучают четырём предметам - гриму для театра и кино, исторической причёске, постижу и истории костюма. Грим у меня шёл неплохо, постиж тоже увлёк, а вот причёски долго не давались. В «Кадре» на каждый предмет - свой преподаватель, хотя все они - универсалы, гримёр должен уметь всё.

Не пугайтесь, это художественный грим.

Позже я училась на краткосрочных парикмахерских курсах, так как нужно было стричь мужчин для работы в кино. Макияж постигался с помощью роликов в интернете и походов в различные школы в качестве модели. Следующая, самая сложная для большинства гримёров ступень, пластический грим, тоже изучалась самостоятельно, по необходимости.

Могу сказать, что очень страшно впервые заливать стоматологическим альгинатом и заматывать гипсовым бинтом голову живого человека.

На Всероссийском конкурсе грима и спецэффектов «Россия FX» мне необходимо было сделать латексную накладку на лоб - помогли видеоуроки по снятию гипсовых слепков и пластике.

За что я люблю профессию

Моя работа - огромная любовь. В первую очередь я ценю возможность обитать среди киношников и сотрудников театра, быть одной из них. В моём огромном БДТ, имеющем три сцены и огромный штат сотрудников, все здороваются со всеми, и неважно, знаешь ли ты, как зовут человека перед тобой, или ты видишь его впервые.

В кино и театре не бывает случайных людей, работать в такие места приходят, как правило, навсегда - затягивает страшно.

Огромная любовь - когда сидишь на полу в коридоре московского центра Мейерхольда и укладываешь волосы адски уставшему артисту. Артист приволок что-то мягкое под голову и упал прямо на пол, до начала спектакля пятнадцать минут, впереди номинация на «Золотую Маску» и сложнейший полуторачасовой моноспектакль. Третий звонок, артист встаёт, идёт как на войну и блестяще отыгрывает.

Подготовка к спектаклю.

Огромная любовь - встреча съёмочной группы на читке сценария после долгого расставания. Стаканчики с чаем, сценарные книжицы, решение архиважных вопросов («Тут написано - "кормит уток в пруду", чем будем кормить?»), дружный смех во время обсуждения, период предвкушения актёрских проб. Работа в кино - всегда больше тусовка, чем работа.

Огромная любовь - когда стоишь такой маленький на балконе посреди парадного зала БДТ, идёт репетиция, оглядываешь с верхотуры пустые кресла и понимаешь, что вот сейчас Алиса Фрейндлих или Светлана Крючкова, например, играют кроме режиссёра и сотрудников технической части - только для тебя!

Конечно, случаются киносмены по 15-17 часов. Случаются дни, когда нужно быть и на площадке, и в театре, тогда рабочий день начинается в 5-6 утра, а заканчивается заполночь. Натурные съёмки в холодное время года и ночные съёмки - это страшный холод! Бывает, видишь свой киноляп, а серия уже в телевизоре - но это такие мелочи по сравнению с количеством полученного от работы удовольствия.

На съемках сериала.

Что нужно уметь гримёру

Работа гримёром - это ежедневное, еженедельное обучение чему-то новому уже в процессе работы, и каждый раз это выход из зоны комфорта. Никогда нельзя говорить, что чего-то не можешь, ты обязан проштудировать все материалы по запрошенному и потренироваться «на кошках», чтобы прийти и делать что-то новое для тебя с таким видом, будто занимался этим всю жизнь.

Это постоянное развитие, как сугубо профессиональное, так и расширяющее кругозор. Например, я всегда читаю первоисточники - пьесы, по которым ставят наши спектакли, стараюсь смотреть хорошие фильмы, хожу на спектакли в другие театры, интересуюсь живописью.

Появилась привычка, свойственная нашей профессии - постоянно разглядываю людей, подмечая характерные черты лица, форму и окрас бороды, морщины и тысячи других мелочей, на которые обычный человек обращает мало внимания.

Профессионал своего дела должен знать, хотя бы в общем, историю, судмедэкспертизу, основы медицины (конечно, на съёмках есть консультанты, в театре - художники, но лучше подстраховаться и контролировать всё самому), и уметь стричь, делать причёски, визаж, грим, пластический грим и спецэффекты. Как правило, на курсах и в школах грима дают только основы, доучиваться и совершенствоваться после можно бесконечно.

Где искать работу

Фриланс. Гримёрно-визажный фриланс позволяет набраться разнообразного опыта и собрать портфолио. Это справедливо для любых специалистов - для работодателей важно, с какими проектами вы уже справились.

Киностудия. В какой-то момент я начала рассылать резюме по театрам и киностудиям. Почти сразу мне ответили на киностудии «Панорама». Я пришла на собеседование, пообщалась с продюсером и осталась работать. Отсняли сериал и телефильм, на котором я была художником по гриму, над одним проектом работа еще идёт.

Театр. После завершения съёмок одного из сериалов полагался перерыв в три месяца перед прикреплением на следующий проект, и я стала искать промежуточный проект или театр. Сарафанное радио вывело меня к свободной ставке в БДТ.

Преподавание . Поиск работы на специализированных сайтах может помочь найти место по душе. Своё третье место, должность преподавателя по гриму, я нашла на HeadHunter, совершенно случайно. Совпали навыки и умения, требуемый опыт, свободный график - нельзя было не попробовать.

Помимо трёх моих основных работ всегда находятся какие-то фриланс-заказы, краткосрочные съёмки, преподавание спецэффектов школьникам и студентам на базе киностудии RWS, аквагрим на мероприятиях, сборы невест, изготовление деталей пластического грима, стрижки и причёски - и я не останавливаюсь на достигнутом, стремясь практиковать как можно больше и расширять круг своих навыков.

Туториал: как сделать рану из ваты

Устрашающий грим легко можно сделать из вещей, изначально имеющих другую функцию. Например, чтобы изготовить шрам, который дополнит школьную поставновку (меру натурализма лучше согласовать с возрастом детей) или сделает вас звездой Хэллоуина, можно обойтись содержимым обычной косметички и подручными средствами.

Что понадобится :

  • ватные диски
  • кисть от акварельных красок
  • медицинский клей БФ-6 (используйте именно его, никаких ПВА и «Моментов»!)
  • палетка помад (заменяются гуашью или акварелью, но помады хороши тем, что блестят)
  • искуственная кровь (её можно сделать, замешав глицерин и гуашь красного и синего цветов: красного больше, синего совсем немного)

Наносим на кисточку клей БФ-6 3 и проводим полосу в том месте, где хотим расположить наше будущее увечье. Берём ватный диск или просто кусок ваты, растягиваем её практически до прозрачности и накладываем на полосу клея (вата даёт фактуру и объём шрама).

Снова обмакиваем кисть в БФ-6, покрываем вату клеем, оставляем сохнуть и переходим к окрашиванию.

Берём помаду светло-розового цвета и наносим на кожу вокруг «шрама», имитируя её покраснение от травмы. Важно хорошо растушевать края. К этому времени клей немного подсыхает. Дожидаться его полного высыхания необязательно, берём помаду потемнее – она должна быть коричнево-бордовой - и покрываем цветом наш ватно-клеевый шрам. Переходим к главному - искусственная кровь!

Набираем кровь на кисть, точечно покрываем поверхность «раны» по всей длине и наслаждаемся производимым эффектом!

Гримёр (от староитал. grimo — морщинистый) — мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений. Профессия подходит тем, кого интересует рисование, мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Гримёр работает с лицом актёра, а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парик, усы и т.п. Специалист по изготовлению париков, накладных бород и усов называется постижёром (фр. postiche искусственный, фальшивый). Поэтому гримёра также называют гримёром-постижёром. Хотя чаще всего постижёрные изделия готовят в специальных мастерских. Гримёр, разрабатывая грим для будущего спектакля, заказывает там необходимые парики и пр.

Ещё до запуска спектакля или съёмочного процесса он продумывает все необходимые детали грима, чтобы результат соответствовал замыслу режиссёра. Приходится учитывать силуэт лица, характерные черты, особенности костюма, освещения, которое планируется применить на сцене или съёмочной площадке. В день спектакля или съёмки гримёр работает над лицом актёра, стараясь успеть к началу спектакля.

Грим бывает живописным и пластическим (объёмным). Живописный грим может серьёзно изменить внешность, подчеркнуть какие-то черты, добавив новые. В сочетании с наклеенными бровями или усами это даёт великолепный эффект. Но вершина гримёрного искусства - пластический грим. Он способен сделать человека совершенно неузнаваемым, превратив его в кого-то другого.

Когда вышел фильм о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой», съёмочная группа и продюсеры какое-то время держали в тайне имя исполнителя главной роли. Интрига удалась, потому что без подсказки узнать в главном

герое Сергея Безрукова было почти невозможно.

Не зависимо от того, живописный накладывается грим или пластический, он должен делать лицо ярким, чтобы его детали были видны с галёрки. Однако грим - это не маска. Изменяя внешность, он сохраняет актёру возможность выражать чувства мимикой. Без этого актёрская игра невозможна.

Когда спектакль или съёмки окончены, грим нужно снять, отклеить бороды (они крепятся специальным клеем или мастикой), уложить их в специальные коробки, парики натянуть на специальные болванки. Гримёр следит за их состоянием, а когда они изнашиваются, заказывает новые.

На телевидении гримёра правильнее было бы назвать гримёром-визажистом или просто визажистом. Визажист колдует над внешностью телеведущих и гостей студии, но его задача - не преобразить человека, а подчеркнуть достоинства его внешности и затушевать недостатки.

Рабочее место

Гримёр может работать в театре, в цирке, на кино- и телестудиях.

Оплата труда

Зарплата на 19.02.2020

Москва 130000—150000 ₽

Важные качества

Профессия гримёр предполагает творческое отношение к делу, художественные способности, хорошую зрительную память, тонкое цветовосприятие, хорошую мелкую моторику. А также контактность, доброжелательность, аккуратность.

Знания и навыки

Гримёр или гримёр-постижёр должен владеть приёмами наложения разных типов грима, создания причёсок, хранения париков, накладных усов и пр.

Как уже неоднократно говорилось на занятиях, чтобы уметь хорошо гримировать, недостаточно знать теорию по анатомии лица и общим схемам накладывания грима.

Прежде всего, нужно прекрасно понимать, что схемы, как и идеал, на практике бесполезны) Они могут только дать толчок к тому, чтобы вы поняли алгоритм гримирования. Дело в том, что нет ни одного одинакового лица. Соответствено, не может быть ни одного одинакового грима. Гримирование лица — задача всегда творческая, всегда нужен индивидуальный подход. В этом отношении спасёт, конечно же, практика. Но прежде чем эта практика в более-менее значительном объёме вам станет доступна, развивайте художественное зрение. Ориентированное на лица, конечно. Рассматривайте лица людей, изучайте их. Всегда. Когда едете в транспорте, общаетесь с друзьями, сидите на лекциях… Уясняйте для себя, как располагаются на разных лицах перепады света и тени. Научитесь «видеть формы». Понимайте, как будет искажаться засчёт формы ровная линия, если её провести на лице. Изучайте, за счёт чего отдельные черты лица выглядят такими или иными. Например, какие перепады света и тени определяют курносость, высокие скулы, крутой лоб… Рассматривайте, что отличает лица людей разного возраста. Представляйте себе, как бы выглядело данное лицо в старости, в детстве, в юности… как бы оно могло исхудать или располнеть. Рассматривая лица незнакомых, попытайтесь представить себе, кем является обладатель такого лица; какой жизнью он живёт, какая у него сложилась судьба, какой у него характер и отношение к жизни. Подумайте, что именно в этом лице указало на какие-то особенности характера. Пытайтесь понять, почему с возрастом у людей складываются именно определённые морщины. Что выдают в характере ещё молодого человека мимические морщины. В общем, рассматривайте, подмечайте, изучайте, думайте, запоминайте…

Далее, конечно, необходимо умение «работать с цветом». Мы этому учимся на занятиях, когда раскладывает карточки разных оттенков цветов, когда тренируемся создавать плавные световые переходы из гримировальной краски. Эти навыки можно отрабатывать дополнительно и самостоятельно, например, также раздобыв для себя карточки цветов и раскладывая их. От светлого к тёмному, от яркого к тусклому… Но уверяю, если вы станете внимательнее рассматривать окружающий мир, хотя бы вглядываться в лица, вы научитесь и точнее замечать и определять цвета.

Ну а потом уже дело касается техники. У гримёра должна быть хорошо «поставлена рука». Это обозначает умение рисовать быстро, чётко, проводить линии равномерные, ровные и аккуратные, точно воспроизводить симметрию. Кроме того, рука сама по себе должна быть оттренированая, «жёсткая»: рисуя на лице артиста гримёр держит руку на весу. Поэтому отвыкайте рисовать, «возя» руку по бумаге. Конечно, пока вы не являетесь профессиональным гримёром, ваши непрофессиональные артисты могут простить вам, если вы положите руку на лицо в поисках опоры, но знайте, что если не научитесь держать руку на весу, развиваться в направлении грима не сможете. И творить что-то действительно хорошее на чужих лицах тоже не сможете.

Я даю несколько упражнений на дом на отработку техники. Необходимо, чтобы к каждому занятию (если я напоминаю об этом и не даю другого задания) вы приносили два заполненных отработкой листа А4 (ну или любого другого формата, но работа должна иметь примерно такой же объём). Так как грима у вас, к сожалению нет, используйте любую краску - и тонкую кисть.

На одной странице можете ставить «пятна, кляксы» любой краской. Задача: тонкой кистью обвести пятно строго по его контуру, непрерывной ровной и равномерной линией. Чем тоньше и точнее будет линия, тем лучше.

На другой странице нарисуйте произвольные линии. Опять же, важно, чтобы они были равномерны на всей протяжённости. Можете комбинировать эту работку с отработкой симетрии, о коей ниже.

Чтобы развить навык рисования симметрично, можете рисовать какие-либо схематичные симметричные объекты (два глаза, губы, крылья бабочки и т.п.). Кроме того, прочертив произвольную линию или нарисовав произвольный объект, очеркните линию сбоку от него и за пределами линии нарисуйте точно такую же фигуру, но будто в зеркальном отражении — симметричную.

Помните, что я советовала приучаться держать руку при рисовании на весу. И ещё помните, что то, с каким материалом вы работаете, имеет большое значение. Рисовать, скажем, гуашью или акварелью по бумаге куда проще, чем гримом по коже… Если вы купите себе грим и будете выполнять эти упражнения дома, к примеру, на своей руке, фотографируя результат, я буду очень и очень за вас рада)

Надежда БОНДАРЕВА работает в театре гримером-постижером (постижер – мастер по изготовлению театральных уборов. – авт.).

– Надя, много у гримера хлопот перед премьерой?

– Конечно, в этот день очень волнуемся и приходим на работу намного раньше обычного. Надо тщательно проверить все уборы, подготовить и разложить грим, еще раз отработать с костюмером схему «смены декораций». Так у нас в балете называют переодевания и перегримировывание артистов по ходу спектакля. Приходится и психотерапевтом поработать: многие наши балетные в этот день особенно нервничают – пока их гримируешь, надо успокоить, поддержать. Но, сказать по правде, основная работа для гримера начинается задолго до премьеры: за 2–3 месяца до нее начинаем подготавливать уборы к новому спектаклю.

– В чем состоит подготовка к спектаклю? Делаете парики?

– У нас всего два человека в гримерном цехе, поэтому большинство уборов мы заказываем в мастерских. Это очень трудоемкая работа: на изготовление одного парика уходит два-три дня. Ведь чтобы сшить парик, сквозь ткань-основу одним стежком прошивают лишь несколько волосков! В основном эта работа делается один раз: созданные однажды парики могут использоваться в течение многих лет, пока спектакль идет на сцене. Но и нам работы хватает. Несмотря на то что мы холим и лелеем наши уборы, парики со временем теряют форму, распускаются локоны и букли, поэтому мы восстанавливаем изделие, укрепляем и заново завиваем его щипцами-плойкой и, если надо, подкрашиваем. Но чаще всего парики приходится аккуратно стирать и начесывать – это входит в обязанности гримера.

– С какими еще изделиями приходится работать гримеру-постижеру, кроме париков, бород и усов?

– Существует большое разнообразие деталей, которые «украшают» голову артиста балета и используются для создания индивидуального образа персонажа. Это мушки, вклейки, шляпы, маски, банты, ленты, перья – все, что соответствует замыслу постановщика спектакля.

– Участвует ли гример в процессе создания образа?

– Образ создается совместными усилиями режиссера, артиста, художника по костюму и гримера. Прежде всего, мне как гримеру необходимо понять, как режиссер задумал поставить спектакль: насколько можно проявить фантазию. Многое в гриме зависит от костюмов и освещения сцены. А сольный грим – от индивидуальной внешности самого артиста. У нас, как и в других театрах, существует форма работы гримера по эскизам или по описаниям. Их, как правило, выполняет художник-оформитель спектакля, но в отдельных случаях это может быть доверено и гримеру высокой квалификации.

– Насколько родственны друг другу искусство визажиста и театрального гримера? Мог бы, скажем, визажист после окончания курсов работать в вашем театре?

– На курсах визажистов учат корректировке, украшению лица: правильно наложить тон, подвести глаза, покрасить губы. Перед гримером стоит иная задача: совершенно преобразить внешность человека. Поэтому обычные визажисты в театре, особенно в балете, не котируются, им просто не хватает навыков.

– В чем секрет волшебства? Как накладывается театральный грим?

– Незаметный макияж ценится только в повседневной жизни, но не на сцене театра. Артиста балета должен хорошо видеть даже зритель с галерки. Сочетая светлые и тёмные тона, добиваюсь того, чтобы лицо на сцене выглядело естественно, но в то же время объёмно и ярко. Подбором разных тонов можно корректировать черты лица: нос становится тоньше, лицо – уже, скулы – шире. Тот же подбородок или нос можно вылепить скульптурно с помощью специальной пасты. Гримеру под силу пожилого человека превратить в молодого, а молодого сделать стариком.

– Какими средствами вы пользуетесь в своей работе?

– Прежде всего, театральным гримом. Жидкий грим, или, по-нашему, морилка, позволяет нанести сплошной тон, например, превратить артиста в негра. Для ювелирного «рисования» на лице используется грим на масляной основе и сухой театральный грим. В моем профессиональном наборе всегда есть различные лаки, муссы, пудры, тональные кремы и средства для снятия грима, вазелин, специальная ватная пуховка, губки-спонжи для растушевки и наложения тона. Все эти вещи вместе с уборами к спектаклю мы бережно храним в большом железном кофре. После каждого спектакля все позиции в нем собираются, проверяются по описи, и подписанный баул везде путешествует вместе с труппой.

– Что гримеру необходимо иметь под рукой во время спектакля?

– За кулисами я ношу в фартуке марлю и шпильки, лак для волос, зеркало и расческу, а также специальный клей для быстрого приклеивания усов, бород и бровей. Надо успеть за считанные секунды заменить убор. Или за антракт полностью «разобрать голову» артисту и сделать новую прическу: ликвидировать в ней неровности и петлевые пряди, зачесать и залачить.

– Каким образом держится во время стремительных балетных па на голове балерины высокий парик или корона?

– Убор, как правило, крепится с помощью заколок-невидимок на волосы, собранные в пучок, а парик прочно фиксируется шпильками на скрученную в трубочку марлю, повязанную как бандана вокруг головы.

– Гример – профессия редкая. Как случилось, что вы выбрали именно ее?

– Танец, театр влекли меня с детства. Несколько лет успешно танцевала современный балет в «Нике», юношеском филиале «Тодеса», объездила с коллективом полмира. Другая моя страсть – рисунок, творчество. Окончила художественную школу, некоторое время работала помощником гримера на «Мосфильме». Потом мне несказанно повезло: я попала в гримерный цех этого удивительного театра, где семимильными шагами пошло мое развитие как гримера-постижера.

– А как стать дипломированным гримером?
– Осенью планирую продолжить обучение в единственном в Москве Театральном художественно-техническом училище, которое оканчивали практически все гримеры, работающие в московских театрах, включая Большой.

– Что изучают в этом учебном заведении?

– Не только специальные дисциплины: грим, историю прически, постиж, парикмахерское дело, основы театрально-декорационной композиции, но и пластическую анатомию, рисунок, живопись, скульптуру, историю театра и изобразительного искусства.

– Что нужно, чтобы стать в этой сфере хорошим специалистом?

– Требуется развитое творческое воображение, образное мышление, тактильное восприятие (другими словами, чуткие и умелые руки), хорошее зрение, аккуратность и терпение. Обычно гримёрами становятся люди, беззаветно преданные искусству. Ведь наши имена всегда остаются «за кадром», зарплата небольшая, а работа, хоть и творческая, но нелёгкая и кропотливая.

– Надя, какое реальное место, на ваш взгляд, занимает гример в театре?

– Из всей художественно-постановочной части труппы, куда входят осветители, костюмеры, работники сцены, – наш гримерный цех ближе всего к артистам балета. Я не только занимаюсь лицом и прической танцовщика, но привожу в порядок его душу. У наших балетных очень высокие нагрузки, поэтому мы относимся с пониманием к их проблемам и эмоциональным всплескам. Нас артисты не просто уважают – мы для них как мамы. Должны и выслушать, и помочь в трудную минуту. И поэтому наша миссия в театре – добрые волшебники.

Валерий МИРГОРОДСКИЙ
вакансия.ру