Кто такие ситников и кукушкина. Визит к Евдоксии Кукшиной

Обращаясь к проблеме "базарствующих" в "Отцах и детях", следует сосредоточить внимание на таких характерных особенностях поведения Кукшиной, Ситникова и им подобных, как неестественность, бутафорство, фальшь... Чужая, заемная жизнь «базарствующих» превращается в буффонаду.

Тургенев сразу хочет показать, что данному типу людей свойственно бессмысленное подражание нигилистическим верованиям, убеждениям, идеалам. В результате своими претензиями на исповедование нигилизма они скорее пародируют качества, которые присущи нигилизму базаровской пробы.

Можно найти множество примеров из текста, подтверждающих это. В их числе, с одной стороны, ситниковское кликушество по поводу своего духовного "перерождения", отрицания авторитетов, "бабенок", "Маколея", но зато утверждение собственного таланта по части откупоривания бутылок — с другой; страстные занятия химией Евдокии Кукшиной, которая даже изобрела "одну мастику", предназначенную для изготовления кукол, вернее, их "головок", "чтобы не ломались".

Портретное описание Кукшиной удивительно сближает саму героиню с куклой: "белокурая", "в шелковом платье" и "кружевною косынкой на голове", с "круглыми глазами" — настоящая кукла. Причем Тургенев не говорит, что она "ходила". Кукшина "двигалась", словно какой-то механизм, в котором ко всему прочему будто что-то сломалось, поскольку героиня "говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко". Вероятно, дело было в кукольной "головке" Кукшиной, которая, по ее же собственным словам, подвержена поломке?

А "головке" этой героини есть от чего повредиться! Она и "Либиха" осваивает, и Жорж Санд, и Эмерсона, и статью Кислякова о женском труде. Она напряженно размышляет о физиологии и эмбриологии, бредит Бунзеном и негодует на Прудона. И имением управляет, и занимается вопросами воспитания, жестоко страдает от провинциальной жизни и мечтает о Гейдельберге. Ну как тут "головке" кругом не пойти, не надорваться?!

Под стать Кукшиной Victor Ситников, обладатель такого же невыразительного кукольного — "прилизанного" — лица, с "небольшими, словно вдавленными глазами".

В высшей степени симптоматично поведение персонажа, напоминающее поведение будущего Брудастого Салтыкова-Щедрина, в голове у которого было нечто вроде шарманки, периодически воспроизводящей 2 окрика: "Разорю!" и "Не потерплю!". "Шарманка" Ситникова выводит единственное заветное слово, слетающее с губ этого яростного "нигилиста": "Долой!".

Что, по-вашему, ассоциируется с "куколъностью", "механистичностью"? И почему Тургенев акцентирует именно эти качества в "базарствующих"?

Синонимами названных состояний выступают "искусственность", "бутафорность", "нежизненность". Это и хочет подчеркнуть писатель в образах Кукшиной и Ситникова. Аналогичными качествами он наделяет среду обитания Кукшиной. Героиню окружает пространство, в котором полностью отсутствует все то, что напоминает дом, семью, уют: "Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов... <...>валялись по запыленным столам".

Картину тотального бесприюта, нежилья завершает очень знаменательная в контексте кукольной маркированности героини Тургенева деталь экстерьера: женское пространство, заваленное "разбросанными окурками папирос". Другими словами, в границах пространства Кукшиной автор снимает проблему пола и тем самым еще раз заставляет читателя согласиться с тем, что перед ним кукла, которая, как известно, не имеет половой принадлежности.

В 13-й главе начинает полновластно доминировать атмосфера буффонады: кукольного паясничанья, шутовства. За завтраком, когда эмансипированная Кукшина произносит: "Господа, будемте говорить о любви...". И возможно, именно на этом своеобразном кукшино-ситниковсжом "шабаше" приоткрылись подлинное лицо и подлинная, не заемная жизнь "базарствующих" в романе Тургенева?!

Кукшина является второстепенной героиней романа Тургенева «Отцы и дети». Это довольно молодая женщина, она придерживается современных взглядов, с мужем вместе она не живет и все свое свободное время посвящает тому, что занимается имением. Помимо этого, она борется за независимость женщин.

Внешне она не отличалась красотой – очень небрежно и неопрятно одевалась, при всем этом очень развязно и неприлично себя вела. Она любит выпить, покурить, у нее в доме везде разбросаны окурки, грязные вещи.

В ней нет тех признаков душевных качеств, которым должна обладать любая женщина. Она запросто может развязать конфликт на пустом месте.

При всем этом, она считает, что она добрая и великодушная женщина, которая совершает исключительно из добрых побуждений любые свои поступки. Она готова абсолютно на любое действие, чтобы достичь желаемого или для того, чтобы отомстить своему обидчику.

Ее выражение лица всегда одинаково, оно не выражает никаких эмоций, чувств.

В глазах окружающих она также не выглядит интересным собеседником. Она, защищая нигилистические идеи, толком даже не знает смысла этого учения. Люди чувствуют эту неискренность и понимают, насколько нелепа и несуразна эта женщина в своих мыслях.

Главные герои романа, при посещении Кукшиной, довольно терпеливо относятся к ней, к ее беспорядку и пламенным речам, но, через некоторое время, они, разочаровавшись, прекращают общение.

Ее заинтересованность в пропаганде нигилистических убеждений объясняется отсутствием любимого человека рядом. Чтобы спастись от переживаний и неустроенности в личной жизни, она уходит в обсуждении общественной жизни.

Она не интересует мужчин, большинство ее душевных движений кажутся неискренними и ненастоящими. Ее первый муж бросил ее, после чего она перестала быть привлекательной и для других представителей мужского пола.

Образ данной женщины появляется в романе не просто так. Несмотря на свою карикатурность, она является, своего рода, лакмусовой бумажкой для понимания других, более важных персонажей.

Сочинение про Кукшину

Авдотья Никитишна Кукшина является второстепенным героем произведения и одним из ярких женских образов романа.

Кукшина описывается автором как эмансипированная представительница сословия помещиков, подражающая радикальным взглядам и являющаяся приверженцем нигилизма. Будучи брошенной когда-то мужем и не вызывающая интерес у других мужчин, Авдотья увлекается точными науками, изучает положение и права женщин в других странах мира, так как считает себя феминисткой, не приемлет компромиссов и резко в бесцеремонной манере высказывает собственное мнение.

При этом в общении с собеседниками Кукшина проявляет себя как развязная, вульгарная, неопрятная женщина неприятной внешности, обожающая выпивку и табачные изделия. В ее доме, где она управляет единолично, постоянный беспорядок и бардак, повсюду разбросаны вещи, книги, сигаретные окурки, одежда.

Для Авдотьи характерно отсутствие человеческих, душевных чувств и проявление признаков глупости, хамства, грубости. Она способна легко развязать без повода ссору, в которой не будет задумываться о выражениях и высказываниях. Однако сама женщина позиционирует себя как великодушного, хорошего и порядочного человека, но никогда не забывает обиды, которые причинили лично ей. Поставив перед собой какую-либо цель, Кукшина стремится к ее достижению любыми доступными способами и средствами, готовая даже на совершение неблаговидного и неприглядного поступка, но при этом уверенная в собственной безгрешности.

Глядя на Кукшину, неряшливо и безвкусно одевающуюся с наигранным и безликим выражением лица, создается отталкивающее, неприятное впечатление, поскольку все эмоции и поступки женщины несут оттенок неестественности.

Участвуя в беседах и самоуверенно думая, что является активным нигилистом, Авдотья воспринимается в глазах окружающих людей как несуразная и неуклюжая женщина, не имеющая никаких элементов женственности, прелести, очаровательности.

Товарищи Кукшиной относятся к женщине с невероятным терпением и пытаются спокойно воспринимать все ее выходки и стервозный характер, но постепенно, и они отворачиваются от Авдотьи и прекращают общение.

Раскрывая образ Авдотьи Кукшиной, писатель подчеркивает, что все характерные особенности героини обусловлены ее женской неполноценностью, ущербностью и отсутствием полноценного личного счастья. Женщина внутренне убеждает себя, что занимается благородным и достойным делом, агитируя за нигилистические принципы, в котором находит выход спасения от переживаний о своей неудавшейся женской доле и черпая для себя внутреннее вдохновение.

С точки зрения автора романа, изобразившего Авдотью Кукшину с использованием метода сатиры и пародии как карикатуру на главного героя Евгения Базарова, подобные женщины способны лишить авторитета даже самых грамотных и дальновидных людей, но, к сожалению, данные представительницы женского рода весьма многочисленны в современном обществе.

Вариант 3

Роман Тургенева «Отцы и дети» написанный в 1860 году отобразил глобальную проблему в обществе и политике перед реформой 1861 года. Одним из второстепенных персонажей, но играющих не последнюю роль в романе является Авдотья (Евдокия) Никитишна Кукшина.

Это женщина молодого возраста, помещица. Ее взгляды на жизнь прогрессивны, она является активным борцом за права женщин, постоянно интересуется «женским вопросом». Кукшина была некоторое время замужем, но супруг ее бросил, и она продолжила вести свое хозяйство в одиночку. Внешне Евдокия непримечательна, большинство считают ее некрасивой. Любит много читать, изучать естественные науки, играет на фортепиано и курит папиросы. Кукшина ведет себя в обществе развязно, выглядит неряшливо и неопрятно.

Евдокия Кукшина является двойственной натурой. С одной стороны, при первом знакомстве, она кажется вполне обычной, местами даже интересной личностью. Но с другой стороны, при более тесном знакомстве ее образ открывается более ярко. На самом деле эта неестественная, невзрачная женщина, пытающаяся в своей страсти к нигилизму скрыть личную драму и женскую несостоятельность. Ее образ носит сатирический характер, в ней нет той женственности, которая должна присутствовать в каждой представительнице прекрасного пола.

Евдокия Кукшина откровенно глупа, не столько внешность, сколько манера поведения отталкивает от нее мужчин, даже собственный муж бросил ее. Особенно отталкивало ее странное выражение лица, и многим хотелось задать вопрос: «Ты голодна? Робеешь? Иль голодна?» Любые манеры, двигалась ли она, говорила, казались всем неестественными, наигранными. Хотя сама Евдокия, скорее всего, считала себя простой и добродушной дамой. Но, толи из-за своей робости или застенчивости, всем казалось, что она перед ними нечестна.

Образ Кукшиной показывает читателю, что женщина в те времена, так же как и сегодня стремиться быть независимой. Она на самом деле пыталась отстаивать свои права как личности, поддерживать разговоры на любые темы, много читала и интересовалась жизнью женщин за границей. Но из-за своей глупости, и неуверенности казалась другим неестественным и странным человеком.

Сочинение Образ и характеристика Кукшиной

В книге Ивана Тургенева хорошо раскрыт новый для той эпохи образ женщины-эмансипатора. Этот образ отображается слишком резко, наигранно и преувеличенно в лице Кукшиной Авдотьи Никитишны. Она является словно искривленным зеркалом образа Базарова и прямым антиподом Фенечки.

В романе четко прослеживается негативное отношение автора, Ивана Тургенева, к своему персонажу, видимо, его сильно раздражали начинавшиеся в те времена веяния в обществе, в частности, мода на эмансипацию и эмансипированных женщин. Может быть, именно поэтому даже при первой встрече с Евдоксией главный герой всего лишь морщится, хотя в описании внешности героини нет ничего отрицательного, а точнее «в её «фигурке...не было ничего безобразного». Тем не менее, она играет свою роль в романе, так как именно в разговоре с ней впервые звучит имя Одинцовой, сыгравшей впоследствии важную роль в развитии персонажей.

Авдотья Никитишна Кукшина – освобожденная госпожа, псевдонигилистка. Авдотья выражает радикализм, решительна и принципиальна в своих оценках и взглядах. Ей интересен «женский вопрос» в разнообразных государствах, у нее есть интерес к точным науками. Она самоуверенна, груба и определенно нелепа. Ко всему прочему, она некрасива и неаккуратна, у нее трудно найти что-либо человеческое, а тем более, прелестное. Можно полагать, что заинтересованность героини «нигилизмом», возможно, помогает ей забыть про чувство ущемлённости от собственной женской недостаточности. Она некрасива, ни разу не была центром внимания у мужского пола, а муж бросил Авдотью. «Нигилизм» вселяет в нее чувство занятости очень «важным делом», в котором она находит утеху, подзабыв о своей горькой судьбе. Однако, данный образ носит, больше насмешливый характер. Ведь даже в фамилии героини, соответствующей слову «кукиш», присутствует комическая направленность данного героя.

В облике Авдотьи Никитишны представлены ужасные стороны женского населения. Авдотья - незаметная женщина, у которой в голове неразбериха, все перемешано, и нет никакого собственного мировоззрения. Она невероятно резка в своих взглядах и бескомпромиссна в своих оценках. Она любит спорить и создавать людям проблемы, сама того не замечая. Может из любого пустяка сделать скандал. Если ей кто – то сделает любое зло, она будет очень долго это помнить, но если сделают зло ей, то она может обидеться. Всегда добьется поставленной цели, даже если ради этого придется сделать нехорошее дело. Чаще всего перебарщивает с эмоциями.

Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.

  • Герои произведения Бедная Лиза Карамзина
  • Анализ произведения Гоголя Нос

    Повесть «Нос» относится к жанру фантастического реализма. Обращение к фантастике наиболее полно выражает всю абсурдность забот чиновника, не уходящих далее своего носа

  • Образ и характеристика Левинсона в романе Разгром Фадеева

    Один из главных героев романа «Разгром» Фадеева - командир отряда партизан, бесстрашный Осип Абрамович Левинсон.

  • Ни одно произведение Тургенева не вызвало столько жарких споров, столько противоречивых толков, как роман «Отцы и дети». Революционно-демократическая критика журнала «Современник» увидела в Базарове «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение. Нигилист-отрицатель не отвечал представлению молодого поколения о революционере. Дворянская критика также не приняла главного героя Тургенева, поставленного автором на очень высокий пьедестал.

    «Отцы и дети» - роман, подводящий итог большому периоду творчества Тургенева. В нем писатель осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения».

    Центральным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров, олицетворяющий русскую «новь». Он нигилист, отрицающий все то, что было отжившим, устаревшим, ненужным в дворянском обществе и в самих аристократах. Одинок ли Базаров в своем нигилизме или у него есть друзья, единомышленники? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав образы Аркадия, Ситникова и Кукшиной.

    Ситников и Кукшина, конечно, не являются центральными фигурами произведения, но образы их по-своему интересны, так как они выступают в романе как псевдоученики Базарова.

    Ситников, например, говорит, что считает Базарова своим учителем: «Я ему обязан своим перерождением». Тургенев описывает «базаровского ученика» как человека невысокого роста, одетого в славянофильскую венгерку. У него вполне приятное лицо, но во всех чертах сказывается «тревожное и тупое выражение». Все это, как и «визгливый» и «деревянный» смех, показывает, что человек этот противоположен спокойному, увереному в себе и, безусловно, умному Базарову. Ситников многословен и суетлив, во всех его поступках видно желание услужить. Заявления этого героя оказываются пустым звуком. Ситников называет себя нигилистом, но при этом любит «комфорт жизни». «Молодой прогрессист», как насмешливо характеризует его Тургенев, подчеркивает, что он презирает женщин, но автор тут же замечает, что через несколько месяцев Ситников, женившись, будет пресмыкаться перед своей женой только потому, что она урожденная княжна Дурдолесова.

    Именно Ситников знакомит Базарова и Аркадия с одной «прогрессивной» дамой, И вот перед нами Евдокия Кукшина - еще одна «нигилистка». В ее доме мы встречаемся с признаками «эмансипированности» хозяйки: криво висящая на двери табличка, разбросанные повсюду окурки, запущенность и грязь.

    Внешний вид «эмансипэ» Кукшиной вызывающе неряшлив: это несколько растрепанная молодая дама в не совсем опрятном платье. Казалось бы, Базаров не придает значения одежде, но и он, увидев Кукшину, поморщился. Автор сообщает читателю, что выражение ее лица как-то неприятно действовало на всех, кто ее видел.

    Все ненатурально в Кукшиной. Она хочет быть независимой и даже развязной, но при этом получается у нее все неловко, неестественно. Она стремится показать себя образованной женщиной и пытается втянуть Базарова в псевдонаучный разговор о женском вопросе и отсталости Жорж Санд. По всему ясно, что такие же беседы она постоянно ведет с Ситниковым, удивляя своими «познаниями» провинциальных горожан. А вот Базарова, понимающего пустоту этих рассуждений, такие дискуссии не интересуют.

    Как бы ни кичилась Кукшина своей «эмансипированностью», она все же живет с оглядкой на общественное мнение. Так, например, на балу у губернатора, когда Аркадий и Базаров уехали, «независимая» дама «нервически» злобно, но робко засмеялась им вслед. Ее самолюбие было уязвлено тем, что на нее не обратили внимания.

    Так кто же такая Кукшина? Прогрессивная образованная женщина? Конечно, нет. Она даже и журналов не читает - они лежат у нее в комнате с неразрезанными страницами. Видимо, у нее не сложилась семейная жизнь. Детей, которым можно было бы уделять внимание, у нее нет. И чтобы как-то заявить о себе, с одной стороны, и оправдаться перед провинциальным обществом, с другой, она объявляет брак предрассудком и даже преступлением.

    Базаров говорит: «Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои». «Долой авторитеты!» - вторят ему Кукшина и Ситников. Но разве они имеют о чем-либо свое мнение? Нет. Их привлекает нигилизм как мода. Они видят в нем возможность заставить о себе говорить и вести себя с большой долей распущенности.

    На их примере Тургенев показывает, насколько велика разница между словами «быть» и «слыть». Ситников и Кукшина слывут прогрессивными людьми, но таковыми не являются. Окружив Базарова мнимыми учениками, жалкими и бездарными подражателями, автор возложил миссию представлять поколение «детей» целиком на главного героя.

    Ситников и Кукшина, подражая нигилистам, скрывают свое чувство неполноценности. У Кукшиной это проявляется в неспособности быть женой и матерью. Ситников же стыдится своего простого происхождения.

    И все же эти герои не случайно появляются в романе Тургенева. Они подчеркивают одиночество Базарова, усиливая его трагедию. Нет у Евгения союзников, единомышленников, последователей и продолжателей его дела. Даже Аркадий оказался временным попутчиком. Учителю не удалось перевоспитать лучшего и единственного своего ученика. А перевоспитывать Ситникова и Кукшину он и не собирался. Неужели его теория дала трещину? Где он ошибся? Почему он одинок? Может, Базарову надо поискать новую общественную теорию? Как неуступчивая и трагическая личность, он идет до конца, выбирая последовательный индивидуализм на почве старых взглядов.

    Характеристика литературного героя Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. “Нигилизм” С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А “нигилизм” позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к “великому” делу. С. свойственно “тревожное и тупое напряжение” и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: “Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!” Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире (“женским вопросом”), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В “нигилизме” она находит отдохновение, ощущение занятости “важным делом”. В романе этот образ дан в сатирических тонах.

    Сочинение по литературе на тему: Ситников, Кукшина (Отцы и дети Тургенев)

    Другие сочинения:

    1. Cюжет романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и Младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф. М. Достоевский в романе “Бесы”), так и в сатирическом, юмористическом. Read More ......
    2. Отцы и дети 20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет. Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера Read More ......
    3. Проблема поколений в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Приступая к работе над романом “Отцы и дети”, И. С. Тургенев ставил перед собой задачу показать переломный момент в общественном развитии России. Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и Read More ......
    4. Базаров Характеристика литературного героя Базаров Евгений Васильевич – разночинец, студент-медик, “нигилист”. Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом. Сначала Б. гостит у своего друга Аркадия Кирсанова. Здесь он доказывает свои Read More ......
    5. В романе такими примазавшимися к нигилизму людьми являются молодой купчик Ситников, называющий себя учеником Базарова, и помещица Кукшина, твердящая об эмансипации женщин. Эти неумные, развязные люди усваивают только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируют ее и доходят до абсурда, существо же Read More ......
    6. В чем сущность нигилизма Базарова? Роман “Отцы и дети” направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы “Записки охотника”), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь Read More ......
    7. “Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?” А. С. Грибоедов С середины XIX века начинается эпоха реализма в русской литературе. Все больше людей понимали, что политика устарела и страна остановилась в развитии, как и ее общество. Read More ......
    8. Одинцова Характеристика литературного героя Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это Read More ......
    Ситников, Кукшина (Отцы и дети Тургенев)

    Евдоксия Кукшина. Цитатная характеристика

    Краткая характеристика

    Госпожа Кукшина является одной из второстепенных героинь романа "Отцы и дети" Тургенева. Кукшина - знакомая Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Впервые она появляется в главе XII романа "Отцы и дети".

    Это молодая женщина с "прогрессивным взглядом" на жизнь. Она разъехалась с мужем, живет одна и сама занимается имением. Кукшина называет себя "эмансипированной женщиной" и борцом за права женщин.

    Кукшина далеко не красавица: у нее невзрачная внешность. Кроме того, она небрежно одевается и ведет себя развязно.

    Цитатная характеристика

    Полное имя - Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина: "...Eudoxie, Евдоксия Кукшина..." "...Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина..."

    Дворянка, помещица : "...Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю..."

    Внешность: "...дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor»..." "...уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила..." "...В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?».." "...Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами..." "...стуча плоскими ногтями..." "...даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах..."

    Неопрятная: "...не совсем опрятном платье..." "...дама...несколько растрепанная,.."

    Невзрачная: "...В маленькой и невзрачной фигурке;

    Некрасивая: "...– Хорошенькая она? – перебил Базаров. – Н… нет, этого нельзя сказать..."

    Эмансипированная, независимая женщина : "...Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина..." "...«эманципе» вроде Кукшиной.."

    Семейное положение. Живет отдельно от мужа (что было редкостью в то время): "...Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит..." "...Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсьё Кукшин..."


    Нет детей: "...Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу!.."

    С прогрессивными взглядами : "...явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки..."

    Хочет казаться хорошим человеком: "...она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо..." "...Кукшина – человек чудный..." "...ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление..." (мнение Ситникова)

    Курит папиросы и любит выпить: "...везде белели разбросанные окурки папирос..." "...Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила..." "...За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая..."

    Играет на фортепиано и поет : "...стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур Шиффа «Дремлет сонная Гранада»..."

    Не следит за чистотой и порядком в доме: "...Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос..."

    Вечно хандрит: "...И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе..."

    Развязная, неестественная: "...Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, – нарочно, то есть не просто, не естественно..."

    Ведет себя как ребенок: "...Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят с своими няньками..."

    Увлекается химией: "...А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику <...> Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово..."

    Читает книги и журналы: "...Нужно еще Либиха почитать. Кстати, читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях»?..." "...Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! <...> Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич!.." "...прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо!.."

    Считает себя борцом за права женщин: "...за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови..." "...Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин, – продолжала Евдоксия. – Это ужасно, ужасно..."

    В конце романа уезжает за границу и изучает архитектуру: "...Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы..."