Компоненты гитары. Устройство гитары


Названия составных частей классической гитары :
Головка грифа — элемент, расположенный на конце грифа, который используется для закрепления и натягивания струн и их настройки.
Колки (их всего шесть: по одному для каждой струны) — уникальный механический компонент гитары, который способен вращаться, с целью наматывания струн, а также увеличение или уменьшения их натяжения.
Верхний порожек — место опоры для струн. Находится между головкой грифа и самого грифа. В этом месте начинается вибрация пустого пространства — звук гитары (без давления на порожки ладов), каждой ее струны.

Лад — пространство между порожками ладов, в котором исполнитель осуществляет давление (зажимает струны) пальцами левой руки.

Порожек лада — металлический элемент, который отделяет лады друг от друга.

Гриф — важная часть гитары, на которой расположены лады (всего 19) и порожки ладов.

Барабан (корпус) — вторая важная часть гитары, связана с грифом при помощи болта расположенного на . По бокам барабана применяется обводка .

Отверстие резонатора — отверстие в передней части корпуса гитары , необходимое для глубины звучания.

Струны (всего шесть) — подразделяются на две группы: три по квинтам из синтетических волокн и три струны из волокна с обмоткой по спирали металлической проволокой.

Гриф гитары

Фактически это головка, шейка, накладка, пятка, а также лады и механика, поэтому обсудим по порядку составные части грифа.

Заготовки

Чтобы собрать материал на весь гриф классической гитары надо купить заготовки для:

  • Накладки на головку грифа;
  • Головки и шейки. Обычно продаётся целиком доска с размерами 650х85х22мм;
  • Пятки;
  • Накладки.

Головка гитары - Head

Это всё что выше верхнего порожка (распределителя струн на грифе). Головка гитары - состоит из двух частей: тела головки и накладки на головку гитары.

Форма торца головки грифа фактически является визитной карточкой гитарного мастера, которую видно намного дальше, чем лэйбл внутри корпуса. Также часто мастера делают окантовку по контуру. С обратной стороны головки может быть приклеена вторая накладка.

Заготовка

Обычно продаётся единная заготовка на головку и шейку гитары, 650х85х22мм, которая распиливается под углом. На фото видно, как распиливается единная заготовка, часть будущей головки переворачивается и приклеивается. Шов, который образуется, будет закрыт накладкой для головки.

Фактически для изготовления головки грифа нужна плитка дерева с размерами 190-210х80-85х17-23мм. Головка может быть склеена из двух половинок шов будет проходить по центру и может быть закрыт накладками.


Накладка на головку гитары - Headplate

Это тонкая пластина плотной древесины, которую мы видим на лицевой стороне головки. Обычно это древесина корпуса гитары. Накладка придаёт красивый внешний вид, а также укрепляет головку. При классической приклейке головки гитары к шейке шов проходит как раз по лицевой стороне, что накладка прекрасно скрывает.

Заготовка

Это деревянная пластина с размерами 200х85х5мм. В чистом размере толщина накладки где-то 3мм. Накладка может быть куплена отдельно, но также накладку можно сделать из обрезков остающихся от дна. В талии как раз остаются необходимые два кусочка. Половинки склеиваются просто симметрично встык или через орнамент.

Колковая механика, колки - Tuners, Machine heads, Tuning machines

Бывают колки для нейлоновых струн и металлических. Для нейлоновых струн на вал колковой механики напресована пластиковая втулка.

Можно различать колки на единой планке, т.е. с каждой стороны головки привинчивается планка для трех струн; и колки для каждой струны, т.е. механизм для каждой струны привинчивается отдельно на своей основе. Раздельный вариант удобен для изготовления семиструнных гитар.

Верхний порожек - Nut

Опора струн на грифе гитары. Изготавливается, как правило, из кости. Есть варианты с использованием специальных синтетических материалов и плотного дерева.

Заготовка

Достаточно просто приготовить кость самому для изготовления порожков, но можно и купить уже подготовленную заготовку из желаемого материала. Заготовка это прямоугольный брусочек с размерами соответсвующими вашему грифу, т.е.:

Накладка - Fingerboard, Fretboard

Деревянная деталь, в которую вбиваются лады гитары. Важным требованием к поверхности является стойкость к протиранию. Все видели ямки между ладами на накладках из мягкого дерева. Также накладка учавствует в укреплении грифа. Соответвенно, материал накладки должен быть максимально прочным. Лучшим выбором является черное дерево, которое массово применяется на классических гитарах.

Заготовка

Максимальная ширина заготовки определяется конечной шириной накладки у звукового отверстия. Обычная заготовка для классической гитары для накладки это доска с размерами 520х75-80х9-10мм. Если вы будете выпиливать заготовку из большего куска дерева, то можно отталкиваться от чистых размеров накладки и учесть, что ширина у верхнего порожка в чистом виде около 51-53 мм - заготовка может быть клинообразной, а длина накладки определяется мензурой гитары. Толщина готовой накладки от 6-8 мм и может изменятся по длине.

Шейка грифа - Neck

Изготавливается обычно из красного дерева или специального кедра, также применяется клен и другие породы. Шейка грифа - это и есть его тело. Часто шейка делается из двух половинок с вклейкой плотного дерева посредине. Это делается для укрепления шейки грифа, а также эта техника позволяет использовать две узкие заготовки.

Заготовка

Продаётся доска с размерами 650х85-90х20мм Примерно 200мм для головки и остальное на шейку. Сама шейка может быть одним куском дерева, а также - несколькими. Как правило это две большие части и узкая вставка посредине.

Какова должна быть ширина шейки в заготовке . У классической гитары склейка шейки и головки заходит на середину длины головки, а это примерно 75мм. Соответственно, после склейки половинок минимальные размеры пакета:

  • ширина у 12 лада может быть 65мм,
  • ширина у верхнего порожка - 75мм,
  • толщина 20мм.

Длина шейки грифа :

  • это та часть, что будет в корпусе, например, шип ласточкин хвост;
  • основная часть шейки;
  • и часть, которая является телом головки.

Каблук, Пятка - Heel

Изготавливается из такого же материала как и шейка грифа. Может быть сделан из единого куска, а может быть набран из кусочков. Испанская технология изготовления гитары предполагает, что клец гитары и пятка - это одно целое. Если клец и пятка грифа - это разные детали, то между собой их соединяют с помощью шипового соединения. Также есть крепление с помощью четырех чепиков.

Заготовка

Понятно, что габариты заготовки должны соответствовать конечной форме пятки. Рекомендовать какие-то размеры не имеет смысла, так как получить их самому очень просто.

Лады или ладовые порожки - Fret

Лады* или ладовые порожки - это металлический профиль. Материал нейзильбер, нержавеющая сталь, латунь. Существуют разные размеры самой головки лада по высоте и ширине. Важной характеристикой лад является правильная форма места касания со струной и высота лада.

Заготовка

Лады продаются нарезанными на отрезки кусочками или в бухтах.

* - Лады это промежутки между порожками, но на обывательском уровне и при поиске в интернете используется именно слово лады. Эта ошибка часто будет повторяться и на страницах нашего ресурса. Так что фразу "аккуратно ударьте по ладу молотком", воспринимайте с этой поправкой.

Дека гитары -Top, Soundboard

Самая акустически важная часть гитары. Материал верхней деки, как правило ель или кедр. К изготовлению деки надо относится наиболее тщательно. Повышенная аккуратность требуется также по причине того, что дека это лицо гитары - все дефекты будут хорошо видны. Состоит дека из двух частей, шов проходит ровно посредине гитары.

Материал для изготовления дек гитары должен быть хорошо выдержанным и радиальным, т.е. во всех трех плоскостях слои дерева должны идти вдоль габаритов заготовки. Подготовка такого материала - это отдельная профессия со своими таинствами.

Заготовка

Состоит из двух частей - это две тонкие пластины дерева. Эти половинки так и росли рядом друг с другом. Обычные размеры для заготовок на классическую гитару (530х210х5мм)х2штуки

Пружины гитары - Brace (top)

Важнейшая характеристика - это радиальность дерева (). Пружина веерной системы классической гитары достаточно маленькая, тем не менее из-за того, что слои пружины должны как бы стоять на деке, сама заготовка деки не подходит для пружин. Хотя, если вы захотите поставить низкие пружины, не более 4.5мм, то толщины деки может хватить.

Заготовка

Это планки мелкослойной и супер радиальной древесины ели или кедра. Если вы будете выпиливать пружины из большой заготовки, то используйте способ определения направления слоёв путем раскалывания хотя бы один раз. Вдоль плоскости этого скола уже можно ровно отпиливать материал.

Рипы

Рипы деки и дна - это радиальная ель, как правило, а также разного рода варианты для других типов гитар. Может быть применнено махогони. Заготовка это планка с сечением 20х10мм. Длина определяется местом приклейки и вашим корпусом.

Футер деки

На деке направление слоёв футера идут вдоль его длины. Применяется для укрепления разных областей деки, как правило, под подставкой и рядом со звуковым отверстием.

Хорошо подходят обрезки заготовок для дек. На фото прямоугольниками указаны схематично области деки откуда можно вырезать необходимый вам футер.

Футер дна

Этот футер укрепляет склейку двух частей дна. Его особенность - это поперечное направление слоёв относительно укрепляемого шва. Т.е. футером могут быть также обрезки деки, но только надо срезать полоску с её торца. Когда для деки футер это обрезки с боков. (Картинке чуть выше.)

Также специальные футеры для ремонта трещин деки также скорее являются кусочками футора для дна, так как их слои идут перпендикулярно слоям деки.

Подставка - Bridge

Материал подставки должен быть прочным, чтобы не изгибаться легко под напряжением струн. Основной материал палисандр. Применяется и черное дерево.

Заготовка

Брусочек с размерами 210х35х12мм Сама подставка может иметь меньшие размеры, поэтому, если вы будете выпиливать из большого куска, то учитывайте это - стандартная заготовка с приличным запасом.

Нижний порожек - Saddle

Отличным материалом для изготовления нижнего порожка гитары является кость. Нижний порожек сильно влияет на звук. Поэтому он должен быть плотно подгнан к пазу подставки. Материал для порожков можно купить, а можно самому сделать из кости.

Обечайки - Sides

Могут быть изготовлены из различнейших плотных материалов. Как правило материал обечаек совпадает с материалом дна. Изгибаются обечайки способом нагрева и смачивания дерева. Дерево тогда преобретает свойство гнуться и сохранять эту форму после остывания.

Заготовка

Две тонкие длинные доски. Размеры 2шт х(750-800х100-120х4-5.5мм)

Верхний клёц - Neck block, Head block

В испанском варианте верхний клец - это продолжение грифа. Также традиционым является клец - отдельная деталь, в которую вклеивается гриф.


Заготовка

В испанском варианте это и есть продолжение шейки и пятки. В случае отдельно клец и пятка - это две разные части, то заготовка 100х80-60х25-40мм Разбег большой, так как мастера делают по разному. Разные применяют и материалы.

Нижний клёц - tailblock

Этот клец соединяет между собой обечайки и придаёт дополнительную жесткость корпусу в нижней части. Конструкции бывают разными, как большие клецы, так и фактически выродившиеся до футера. Заготовка определяется внешним видом и размерами корпуса.

Контробечайки (обручики) - Linings

Контробечайки учавствуют в придании жесткости корпусу гитары, а также укрепляют склейку между деками и обечайками. Существуют несколько видов контробечаек:

Заготовка

Всё зависит от вашего варианта конструкции. Можно также приобрести уже готовое изделие. Материал также различается, могут быть как кедровые чепики, так и цельная полоса из плотных пород.

Дно (Нижняя дека) - Back

Дно гитары очень сильно влияет на тембральность интрумента. Когда говорится о материале гитары, тогда имеется в виду именно дно и обечайки гитары. Материалов применяемых очень много. Сколько плотных пород столько и вариантов. Традиционными материалами для изготовления гитар являются кипарис для фламенко и палисандр для классической гитары.

Заготовки

Фактически такие же заготовки, как и для деки гитары - 2шт х(530х210х4-6мм). только из плотного материала. Также комплект на дно это две части. Также они росли рядом и максимально симметричны относительно будущей склейки.

Розетка - Rosette

Розетка гитары это набранный из кусочков разноцветной древесины орнамент. Изготовление розетки целое дело. Можно купить готовую розетку. Обычно это кольцо с разрывом. который попадет под накладку гитары. Толщина будет около 1мм. Можно найти потолще.

Можно набрать свою уникальную розетку самому используя разноцветное дерево и перламутр.

Канты - Bindings

Сам по себе кант помимо визуального эффекта имеет также вполне определенные функции. Он закрывает торец дек от разного рода воздействий, как механических, так и попадания влаги. Участвует в общей прочности корпуса гитары. Рядом с кантом может врезаться также орнамент или какое-то другое украшение (purfling)

Статьи о гитаре Просмотров: 36455

Из чего состоит акустическая гитара? Вообще, её можно разделить на два основных элемента: корпус и гриф. Этот ликбез подробнее расскажет вам об устройстве акустической гитары.

В этой статье мы не будем говорить о различных видах акустической гитары, об этом можно . А подробнее о разнице между "классикой" и "акустикой" читайте в этой статье .

Грубо и не вдаваясь в подробности, разложим на следующие компоненты:

  • Корпус (кузов)
    -Верхняя дека
    -Нижняя дека
    -Обечайка
  • Гриф
  • Внутреннее устройство

Устройство корпуса акустической гитары.

Корпус состоит их верхней, нижней деки и обечайки. Верхней декой является та часть гитары, где крепятся ее струны, противоположная же пластина является нижней декой. Обечайка соединяет деки.

Верхняя дека.

Звучание гитары зависит преимущественно от верхней деки. Наибольшее влияние оказывают порода дерева и прожилки годовых колец. Ель и кедр является наилучшим материалом для этой части гитары, и чем тоньше прожилки годовых колец дерева, тем лучше будет звук. Часто можно встретить верхнюю деку, состоящую из нескольких продольных частей, реже встречается дека из двух половинок. Наилучшим же вариантом будет являться дека, собранная из четырех частей, так как в этом случае мастер сможет подобрать более мелкослойные участки дерева, которые идеально смогут вписаться друг под друга.
Устройство гитары с бюджетным исполнением верхней деки несколько иное. Как правило, она делается из шпона. Иногда этот материал называют музыкальной фанерой или ламинатом, хотя у этих определений есть своя специфика.
В верхней деке есть отверстие, которое называется голосник или резонаторное отверстие. Оптимальный размер для него является 8,5 см. в диаметре. Именно такой размер голосника будет давать наилучшее звучание. Любые эксперименты с формой и размером чаще всего приводят к ухудшению звука. Голосник, как правило, украшают орнаментом. Напротив него, на внутренней стороне нижней деки, приклеивается ярлычок с информацией о мастере, который изготовил гитару.
Рядом с резонаторным отверстием, со стороны самой широкой части верхней деки находится деревянная пластина, она называется подставкой или бриджем.

На этом рисунке показана подставка или бридж (от англ. "bridge" - мост) классической гитары. Подставка имеет небольшое возвышение с отверстиями для крепления струн и нижний порожек, на которые опираются струны.
Устройство подставки гитары неклассического типа (вестерн, дредноут) несколько иное: струны вставляются в круглые пазы, продырявливающие подставку насквозь. Для фиксирования струн эти пазы закрываются пластиковыми штырьками.

Нижняя дека.

Теперь рассмотрим устройство нижней деки. Она тоже имеет влияние на звучание, но, скажем так, она скорее придает оттенок звуку, не имея настолько прямого влияния как верхняя дека. Материалы для ее изготовления используют самые разнообразные. Чаще всего встречаются акустическе гитары из следующих пород дерева: груша, кипарис, клен, орех, красное дерево, ламинат. Но самым лучшим материалом для этой части будет палисандр. Нижняя дека состоит из двух частей, и стыковочный шов соединяется кантом. Кант обычно используют на более дорогих гитарах. Он придает прочность деке, так как она достаточно массивна.

Обечайка.

Устройство гитары акустического типа включает в себя также ещё один элемент: нижняя и верхняя деки соединены между собой обечайкой. Как правило она изготавливается из того же материала что и нижняя дека.
В нижней части кузова, на обечайке, есть кнопка, которая служит креплением для ремня, который дает возможность играть на гитаре стоя. Иногда ее называют пуговицей.

Устройство грифа акустической гитары.

Теперь можно перейти к строению грифа. Он состоит из нескольких элементов (рис.2). «Пятка грифа» - именно этой частью гриф крепится к обечайке. Само «тело гифа», его основная часть называется «шейка грифа». Лучше купить гитару из прочных пород дерева. На «шейку грифа» уже наклеивают накладку. И то и другое изготавливают чаще всего из палисандра, черного дерева, бука, граба.
По всей длине грифа расположены перекладины - это лады. Их изготавливают из разных материалов. На бюджетной гитаре можно увидеть исполнение из пластика. Чаще всего лады выполнены из стали, латуни, мельхиора. Очень важно, чтобы расстояние между ладами было правильным (расстояние рассчитывается математически, а дальше все в руках мастера), так как от этого будет зависть строй гитары. Если устройство акустической гитары сбалансировано, то инструмент не будет фальшивить. Но если строй нарушен, то, сколько бы вы не настраивали гитару, плохой звук вам обеспечен. Всё дело в том, что будет наблюдаться рассогласование звучания в разных позициях грифа. Так что лучше изначально сильно не экономить и купить хорошую акустическую гитару, которая не только несколько раз окупится, но и приносить вам будет удовольствие, а не мучение.

На самом верху «шейки грифа», на стороне накладке расположен верхний порожек с прорезями для струн. На дорогих гитарах он выполнен из натуральной кости. Расстояние между нижним и верхним порожком называется мензурой, как правило около 650 мм.

В самой верхней части грифа находится головка грифа. Здесь живут колки, на которых крепятся струны. За счет колков можно натягивать или ослаблять струну, тем самым настраивать звучание. Колки соответствуют количеству струн, на шестиструнной гитаре их будет шесть, на семиструнной, соответственно, семь.

Внутреннее устройство акустической гитары.

Мы ознакомились со всеми внешними составными частями акустической гитары, теперь можно заглянуть внутрь. На обратной стороне верхней и нижней дек находятся пружины и перегородки - их используют для улучшения звучания и для прочности корпуса.

Как уже говорилось ранее, нижнюю деку, в силу ее массивности, иногда укрепляют кантом. Есть другой способ – это сухарики. Их можно рассмотреть на последнем рисунке - это маленькие тоненькие брусочки вдоль мест соединения обечайки с деками:

Вот такие дела:) Краткое теоретическое знакомство с устройством акустической гитары можно считать законченным.

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф

— вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

– деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

В предыдущей статье мы наглядно рассмотрели устройство гитары. Не вижу смысла повторяться в данной статье, ибо во многом конструкции акустических, классических и электрогитар схожи, однако электрогитара все же намного сложнее.

Здесь же я расскажу об особенностях конструкции именно электрогитары и о всех нюансах, на которые стоит обратить внимание при выборе инструмента.

Мы снова двинемся от головы грифа гитары в сторону корпуса по порядку опустив все то, о чем мы говорили в предыдущей статье.

1. Крышка отверстия анкера. На данном рисунке она представлена треугольной пластиковой крышечкой с буквами "SG". На электрогитарах доступ к анкерному стержню чаще всего обеспечен со стороны головки грифа, в редких случаях доступ сделан со стороны корпуса, для того, чтобы изменить прогиб Вам придется снять гриф, как Вы понимаете это не очень удобно, хоть процедура эта и нечастая, все-таки гораздо комфортнее иметь доступ со стороны головы.

2. Звукосниматели. Далее мы подходим к одной из самых интересных деталей электрогитары. Звукосниматели вносят большой вклад в звучание гитары. Они преобразуют колебания струн в сигнал и передают его в усилитель. Есть масса типов звукоснимателей, но это тема для отдельной статьи, здесь мы возьмем два самых часто встречаемых варианта: хамбакеры и синглы . Устройство звукоснимателя мы так же оставим на потом, сейчас нам нужно знать, что у хамбакера две катушки, а у сингла одна. В звуке это выражается примерно так:

Хамбакер дает объемный, жирный и более глубокий звук. Любители поиграть хард-рок и более тяжелые жанры предпочитают данный вид звукоснимателей, однако качественные хамбакеры отлично ведут себя на чистом звуке или с легким перегрузом, поэтому они так же отлично подходят для блюза, джаза и других не тяжелых жанров.

Сингл дает звонкое, яркое и брызгающее звучание. Музыканты подобрали для его звучания такие эпитеты как "стекло" или "тванг" из-за очень чистого, резкого и читаемого звука. Чаще всего данный тип звукоснимателей используется для не тяжелой музыки, такой как рок, поп или фанк. Считается, что на данных звукоснимателях не получить того жира и напора как на хамбакерах, что так ценится в тяжелой музыке, однако есть ряд модификаций, таких как рельсовые синглы, или хамбакеры в форме сингла, где катушки расположены не рядом, а одна под другой. Тем не менее сторонники более тяжелых жанров в большинстве своем, все-таки, отдают предпочтения хамбакерам.

Звукосниматель расположенный ближе к грифу гитары называют нэковым (от слова Neck, в переводе шея), он как правило отличается более глубоким и объемным звучанием, с преобладанием низких частот. На нем чаще всего исполняют сольные партии. Расположенный ближе к струнодержателю называют бриджевым (струнодержатель в английском языке называется bridge). Он звучит более резко и ярко, чаще всего на нем исполняют риффы и ритм-партии. Зачастую между ними бывает третий звукосниматель, его называют мидл (от англ. слова middle, в переводе средний, середина). Он как правило является чем-то средним между звучаниями нэка и бриджа. Возможны разные комбинации звучаний звукоснимателей, о чем говорится далее.

3. Электроника и управление. Если уж мы заговорили про электронную часть электрогитары, то немного отойдем от порядка справа --> налево, и поговорим об электронике. Не будем вторгаться на территорию паяльщиков, а поговорим именно об органах управления, с которыми Вам, как пользователю, придется столкнуться.

Переключатель, или как правильнее было бы сказать селектор звукоснимателей. От его положения зависит какой именно звукосниматель в данный момент работает. Есть трех-, пяти- и т.д. позиционные переключатели. Это зависит от того, сколько звукоснимателей находится на борту Вашей гитары. Например при наличии двух хамбакеров скорее всего в стоке будет стоять трехпозиционный переключатель, по позициям: 1 - нэк, 2 - нэк+бридж, 3 - бридж. При наличии трех звукоснимателей комбинаций больше, соответственно тремя позициями ограничиться не получится. Иногда на гитарах бывают сложные модификации, например при двух хамбакерах стоит пятипозиционный переключатель, который во второй и четвертой позиции отключает по одной катушке каждого датчика, тем самым превращая их в синглы. При покупке убедитесь, что переключатель исправно работает и что он не расшатан.

Потенциометры. Если взглянуть на картинку, то мы увидим в левом нижнем углу корпуса четыре крутилки. Это и есть потенциометры. В зависимости от схемы распайки их может быть любое множество, а может и не быть совсем. Однако чаще всего на гитаре в обязательном порядке существует ручка громкости и тона. Громкость отвечает за выхлоп звукоснимателя, при выкручивании этой ручки падает уровень громкости и перегруженности сигнала. Таким образом многие гитаристы при использовании перегрузом как бы "очищают" сигнал с перегруженного до чистого слегка выкручивая ручку громкости, а не выключая эффект. Ручка тона работает как однополосный эквалайзер, стандартное положение которого находится при повороте до упора, а выкручивая эту ручку назад Вы начинаете срезать верхние частоты делая звук более басовым. При выборе гитары обязательно покрутите каждую ручку и убедитесь, что при вращении потенциометры не шуршат и не издают сильный хруст.

Гнездо (разъем). Тут все просто, в гнездо вставляется кабель, обратный конец которого вставляется в усилитель. Здесь нет никаких подводных камней, главное, чтобы разъем держался прочно в корпусе и на шатался.

4. Бридж (струнодержатель). А вот об этой детали надо поговорить подробнее, ибо от неё напрямую зависит строй Вашего инструмента. Преимущество и одновременно недостаток электрогитар перед акустическими и классическими в том, что как правило на электро бридж является сложной конструкцией. Плюсы заключаются в том, что бридж на электрогитаре позволит Вам отстроить мензуру. В результате чего ноты будут держать строй не только на открытых струнах, по коим обычно производится настройка, но и на протяжении всего грифа. По крайней мере настолько, насколько это возможно для равнотемперированного инструмента. Соответственно чем лучше бридж, тем точнее Ваша гитара может быть настроена и тем дольше она этот строй будет сохранять. Струнодержатели тоже делятся на несколько категорий, возьмем 3 основные.

Фиксированный бридж. Данная конструкция лишена возможности изменять высоту строя при игре, однако это же гарантирует Вам стабильность строя. Данный вид бриджа как раз представлен на картинке в начале статьи.

Стандартное тремоло. Этот тип бриджа чаще всего встречается на моделях типа Стратокастер и ему подобных. Эта машинка может изменять строй, для этого в неё вкручивается специальный рычаг (см. картинку в конце статьи). Однако этот бридж работает в основном только на понижение строя, ибо его обратная сторона прктически упирается в корпус.

Бриджи Floyd Rose и им подобные. Этот бридж может работать как на повышение, так и на понижение. На гитарах с данным бриджем корпус под ним специально фрезируется, чтобы туда можно было утопить машинку и тем самым увеличить натяжение струн. Дабы избежать частых нестроев из-за активной работы машинки на гитарах с данным бриджем вместо верхнего порожка устанавливаются Топ-Локи "Top-Lock", которые намертво фиксируют струны (см. картинку в конце статьи), это лишает возможность оперативно подстроить гитару во время игры, для этого в сам Floyd Rose устанавливаются микроподстроечники. К сожалению этот бридж крайне сложно отстроить новичкам самостоятельно.

В целом у всех типов струнодержателей есть свои достоинства и недостатки. Однако чем сложнее конструкция бриджа, тем дороже он стоит, поэтому взяв дешевую гитару со сложной конструкцией бриджа Вы обрекаете себя на вечную возню с машинкой, нестрой и часто рвущиеся струны. Поэтому при выборе инструмента обязательно проверьте бридж. Он должен плотно сидеть в корпусе, а все винтики в его конструкции должны исправно вращаться. Если у Вас маленький бюджет, а Вы хотите гитару с Floyd Rose или чем-то подобным, лучше подкопите на более качественный экземпляр или возьмите гитару с фиксированным бриджем, это избавит Вас от многих проблем.

Вывод.

Каждая гитара уникальна по-своему, но электрогитары имеют столько вариантов конструкций, что можно легко запутаться в том, что же Вам в итоге нужно. Однако все это только кажется сложным, на деле все тонкости постигаются за пару недель, а то и дней, а каждая гитара в наше время довольно универсальна. При выборе первого инструмента можно не бояться ошибиться, после нескольких месяцев владения Вы поймете что Вас устраивает, а что нет, и сможете двинуться дальше по пути к инструменту, идеально подходящему именно Вам, а команда M-Guitars сделает все возможное, чтобы этот путь оказался как можно короче). Не стесняйтесь консультироваться у наших специалистов, поверьте, нам есть что Вам рассказать.

Ниже привожу иллюстрации вышеописанных бриджей.

Тремоло.


Floyd Rose.