Какие бывают фонетические явления в русском языке. Фонетические процессы

Фонетический процесс, происходящий в слове, во многом объясняет его правописание и произношение. Это языковое явление следует учитывать и при выполнении звукового разбора на уроках русского языка. Особое внимание уделяется здесь положению того или иного звука. Так называемые позиционные фонетические процессы характерны для большинства языков. Интересно, что многие изменения в звуковом оформлении слова зависят от местности проживания носителей. Кто-то округляет гласные, кто-то смягчает согласные. Различия между московским було[ш]ная и петербургским було[чн]ая стали уже хрестоматийными.

Определение понятия

Что же такое фонетический процесс? Это особые изменения в звуковой выраженности букв под воздействием всевозможных факторов. От этих факторов и зависит тип данного процесса. Если они не продиктованы самой лексической составляющей языка, общим произношением слова (например, ударением) - такое явление будет называться позиционным. Сюда относятся всевозможные редуцированные согласные и гласные, а также оглушение в конце слова.

Редукция гласных

Для начала разберем явление редукции. Стоит сказать, что она характерна как для гласных, так и для согласных. Что касается первых, то этот фонетический процесс полностью подчиняется ударению в слове.

Для начала следует сказать, что все гласные в словах разделяются в зависимости от отношения к ударному слогу. Влево от него идут предударные, вправо - заударные. К примеру, слово "телевизор". Ударный слог -ви-. Соответственно, первый предударный -ле-, второй предударный -те-. А заударный -зор-.

Вообще редукция гласных подразделяется на два типа: количественную и качественную. Первая определяется не изменением звукового оформления, а лишь интенсивностью и длительностью. Этот фонетический процесс касается лишь одного гласного, [у]. Для примера достаточно четко произнести слово "будуар". Ударение здесь падает на последний слог, и если в первом предударном "у" слышится четко и более-менее громко, то во втором предударном она слышится гораздо слабее.

Соврем другое дело - качественная редукция. Она предполагает не только изменение по силе и слабости звучания, но и по различной тембровой окраске. Таким образом, меняется артикуляционное оформление звуков.

К примеру, [о] и [а] в сильной позиции (т. е. под ударением) всегда слышатся отчетливо, перепутать их невозможно. Разберем для примера слово "самовар". В первом предударном слоге (-мо-) буква "о" слышится достаточно отчетливо, но до конца не оформившись. Для нее в транскрипции есть свое обозначение [^]. Во втором предударном слоге -са- гласный оформлен еще более нечетко, сильно редуцирован. Для него также есть свое обозначение [ъ]. Таким образом, транскрипция будет выглядеть так: [съм^вар].

Гласные, перед которыми стоят мягкие согласные, также весьма интересны. Опять же, в сильной позиции они слышатся отчетливо. Что же происходит в безударных слогах? Разберем слово "веретено". Ударный слог - последний. В первом предударном гласный редуцирован слабо, его в транскрипции обозначают как [и э ] - и с призвуком э. Второй же и третий предударные полностью редуцировались. Такие звуки обозначают [ь]. Таким образом, транскрипция следующая: [в’ьрьти э но].

Хорошо известна схема лингвиста Потебни. Он вывел, что первый предударный слог - самый четкий из всех безударных. Все остальные по силе уступают ему. Если гласный в сильной позиции принимать за 3, а самую слабую редукцию за 2, получится следующая схема: 12311 (слово "грамматический").

Нередки явления (часто в разговорной речи), когда редукция нулевая, т. е. гласный вообще не произносится. Встречается подобный фонетический процесс как в середине, так и в конце слова. К примеру, в слове "проволока" мы редко произносим гласный во втором заударном слоге: [провълкъ], а в слове "чтобы" до нуля редуцирован гласный в заударном слоге [штоб]

Редукция согласных

Также в современном языке существует фонетический процесс, называемый редукцией согласных. Он заключается в том, что такой звук в конце слова практически исчезает (нередко встречается нулевая редукция).

Это связано с физиологией произношения слов: мы их произносим на выдохе, и воздушного потока порой недостаточно, чтобы хорошо проартикулировать последний звук. Зависит это и от субъективных факторов: темпа речи, а также особенностей произношения (например, диалектных).

Это явление можно встретить, например, в словах "болезнь", "жизнь" (некоторые диалекты не произносят последние согласные). Также иногда редуцируется j: слово "мои" мы произносим без него, хотя, по правилам, он быть должен, т. к. "и" стоит перед гласной.

Оглушение

Отдельным процессом редукции является оглушение, когда звонкие согласные меняются под воздействием глухих или в абсолютном конце слова.

Для примера возьмем слово "варежка". Здесь звонкий [ж] под воздействием глухого [к], стоящего позади, оглушается. В итоге слышится сочетание [шк].

Другой пример - абсолютный конец слова "дуб". Здесь звонкий [б] оглушается до [п].

Всегда звонкие согласные (или сонорные) также подвержены этому процессу, хоть и очень слабо. Если сравнить произношение слова "елка", где [л] стоит после гласного, и "вол", где этот же звук в конце, легко заметить разницу. Во втором случае сонорный звучит короче и слабее.

Озвончение

Совершенно обратный процесс - озвончение. Он относится уже к комбинаторным, т. е. зависящим от определенных звуков, стоящих рядом. Как правило, это касается глухих согласных, которые расположены перед звонкими.

К примеру, такие слова, как "сдвиг", "сделать" - здесь озвончение произошло на стыке приставки и корня. Наблюдается это явление и в середине слова: ко[з‘]ба, про[з‘]ба. Также процесс может проходить на границе слова и предлога: к бабушке, "с деревни".

Смягчение

Еще один закон фонетики заключается в том, что твердые звуки смягчаются, если после них идут мягкие согласные.

Существует несколько закономерностей:

  1. Звук [н] становится мягким, если стоит перед [ч] или [щ]: ба[н’]щик, карма[н’]чик, бараба[н’]щик.
  2. Звук [с] смягчается в позиции перед мягкими [т’], [н’], а [з], перед [д’] и [н’]: го[с’]ть, [с’]нег, [з’]десь, во[з’]ня.

Эти два правила касаются всех носителей академического языка, однако есть диалекты, где смягчение также происходит. К примеру, может произноситься [д‘]верь или [с’]ъем.

Ассимиляция

Определить фонетический процесс ассимиляции можно как уподобление. Другими словами, звуки, сложно произносимые, как бы уподобляются рядом стоящим. Это касается таких сочетаний, как "сч", "зч", также "шч", "здч" и "стч". Вместо них произносится [щ]. Счастье - [щ]астье; мужчина - му[щ]ина.

Также ассимилируются глагольные сочетания -тся и -ться, вместо них слышится [ц]: венча[ц]а, боя[ц]а, слыши[ц]а.

Сюда же относится и упрощение. Когда группа согласных теряет один из них: со[н]це, извес[н]як.

Фонетические процессы - это изменения звуков, происходящие во времени: один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время. Одни фонетические процессы связаны с взаимодействием соседних звуков (такие звуковые процессы назы­ваются комбинаторными), другие обусловлены позицией звука в слове и не связаны воздействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются позиционными).

К комбинаторным относятся ассимиляция, диссимиляция и упрощение групп согласных (диереза).

К позиционным относится оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова).

Ассимиляция - это уподобление звука соседнему звуку. Ас­симиляция характеризуется по следующим признакам: 1) по на­правлению; 2) по результату; 3) по положению.

По направлению ассимиляция бывает дв\х: типов: регрессивная и прогрессивная. При регрессивной ассимиляции последующий звук уподобляет себе предыдущий, например лавка - Глафкъ]. По­следующий глухой согласный [к] уподобляет себе предыдущий звонкий согласный [в] и делает его глухим - [ф]. При прогрессив­ной ассимиляции предыдущий звук уподобляет себе последую­щий. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, примеров прогрессивной ассимиля­ции в литературном языке нет. Прогрессивная ассимиляция мо­жет встречаться лишь в говорах и просторечии, например на мес­те литературного Baa произносят Ва[н"к"]я.

По результату ассимиляция может быть полной и неполной (частичной). При полной ассимиляции один звук уподобляется другому по всем признакам: 1) по месту образования преграды; 2) по способу образования преграды; 3) по соотношению голоса и шума; 4) по твёрдости и мягкости. Например отдать - о[дд]атъ - о[д]атъ. Глухой согласный [т] уподобляется последующему звон­кому согласному [д] и становится звонким [д], сливаясь в произ­ношении в один долгий звук [д]. Остальные характеристики звуков [т] и [д] (по месту образования, по способу образовании,
по твёрдости) одинаковые. При неполной ассимиляции один звук уподобляется другому не по всем признакам, а лишь по некото­рым, например всё - [фс"э]. Это неполная ассимиляция, так как пре­дыдущий звонкий согласный звук [в] уподобляется последующему глухому согласному звуку лишь по глухости. По способу образо­вания звуки |в] и оба щелевые, т е. нет необходимости в упо­доблении. Звук [ф] остается также щелевым. По остальным при­знакам нет уподобления: 1) по месту образования - [ф] губной, a переднеязычный; 2) по твёрдости и мягкости - [ф) твёрдый, a мягкий.

По положению ассимиляция может быть контактной и ди­стантной. При контактной ассимиляции уподобляемый и уподоб­ляющий звуки находятся рядом, между ними нет других звуков, например: низко - mιo. Литературному языку свойственна кон­тактная ассимиляция. При дистантной ассимиляции между упо­добляемым и уподобляющим звуками находятся другие звуки (или звук). Примеры дистантной ассимиляции встречаются в гово­рах и просторечии. Например, в слове шоссе между звуками [ш] и [с] находится звук [А].

Виды ассимиляции:

1. Ассимиляция по глухости. Парные звонкие шумные соглас­ные, находясь перед глухими шумными согласными, уподобляются им и становятся тоже глухими: будка - 6ya, всё - [фс"э]. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по глухости.

2. Ассимиляция по звонкости. Парные глухие шумные соглас­ные, находясь перед звонкими шумными согласными, уподобля­ются им и становятся звонкими: отбить - о[дб]йтъ, сдать [зд]атъ.

Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по звонкости.

Ассимиляция по звонкости и по глухости происходит в пределах фонетического слова, т.е. она наблюдается и на стыке служебного слова со знаменательным: с горы - [з г]оры (ассимиляция по звон­кости), из парка - и [с n]apκa (ассимиляция по глухости).

Согласные [в], [в 1 ] перед глухими шумными оглушаются: всех - [φc"]ex (регрессивная ассимиляция по глухости). Но глухие шумные согласные перед [в], [в 1 ] не становятся звонкими: свист - [ев]ист, а не [зв]ист.

3. Ассимиляция по мягкости. Парные твёрдые согласные, на­ходясь перед мягкими согласными, уподобляются им и становятся мягкими: мостик - мо[с"т"]ик. Раньше перед мягкими согласными твёрдый согласный должен был заменяться мягким, но в современ­ном произношении наметилась тенденция к отсутствию ассимиля­тивного смягчения, хотя в части согласных этот закон действует.

4. Ассимиляция по твёрдости. Парные мягкие согласные, на­ходясь перед твёрдыми согласными, уподобляются им и становятся твёрдыми: лаге[р"] - лаге[рн]ый, гря[з"]и - гря[зн]ый. Однако такая ассимиляция в русском языке непоследовательна и встречается в единичных случаях. Кроме того, она связана с определённой струк­турой слова: происходит только при словообразовании прилага­тельных и (реже) существительных на стыке производящей основы и суффикса: зве[р] - зве[рск"]ий, ко[н] - kouu, cme - cme[m]ou, рыца[р"] ръ"ца[рств]о и т.п.

5. Ассимиляция по месту образования (ассимиляция свистя­щих перед шипящими). Согласные [с], [з] перед шипящими ста­новятся сами шипящими и сливаются с ними в один долгий звук (полная ассимиляция).

Диссимиляция - расподобление звуков в потоке речи, находя­щихся в пределах одного слова. Диссимиляция свойственна ненор­мированной речи. В литературном языке она наблюдается только в двух словах - мягкий и легкий и в производных от них образовани­ях.

В общеславянском языке происходила диссимиляция тт - ст, дт - ст, так как по закону отрытого слога в общеславянском языке не должно быть рядом двух взрывных согласных, потому что в этом случае первый взрывной согласный делал слог закрытым. Фрика­тивные же не закрывали предыдущего слога, их можно было бы произнести со следующим слогом. Поэтому стечение двух взрыв­ных устранялось в общеславянском языке диссимиляция согласных. Это привело к возникновению чередований взрывных согласных с фрикативными: мету - мести, бреду - брести, плету - плести, в просторечных произношениях: бомба - бои ба, трамвай - трамвай.

Упрощение групп согласных. При стечении трех или более со­гласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных. Упрощению подвергаются сочетания: стн (местный), здн (праздник), стл (завистливый), стек (туристский), стц (истца), здц (уздцы), нтц (талантца), ндц (гол­
ландцы), нтск (гигантский), рдц или рдч (сердце), лнц (солнце). В словах и формах, образованных от основ чувств-, здравств-, не произносится согласный в. Почти во всех случаях упрощение при­водит к выпадению зубных согласных д или т.

Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего време­ни: веду, но вел; плету, но плел и утрату суффикса -л у глаголов прошедшего времени в мужском роде после основ на согласный - нес, но несла, мог, но могла.

Фонетические (Звуковые) процессы:

Позиционные. Звук оказывается в слабой позиции в слове. Например, оглушение согласного в конце слова. Редукция гласных - если гласный оказывается в слабой позиции, то он может быть редуцирован (качественно и количественно)

Комбинаторные - соседние звуки могут влиять друг на друга, создавая комбинацию. К ним относится: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, сингармонизм, диереза, эпентеза, метатеза, гаплология.

Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связанной речи, то звуки могут: влиять друг на друга и испытывать влияние общих условий произношения. Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах:

Аккомодация - чаще всего встречающийся в речи фонетический процесс, наименее ощутимый говорящими. В речевой цепи при аккомодации мы, не закончив артикуляцию первого звука, мы переходим к артикуляции второго звука. Отступ первого звука накладывается на приступ второго звука. При аккомодации взаимодействуют два соседних звука разных типов - гласные и согласные. Например, после мягкого согласного в русском языке, гласные становятся более язычными.

Ассимиляция (уподобление) - при ассимиляции взаимодействуют звуки одного типа. Гласные с гласными, согласные с согласными. Для русского языка самый характерный фонетический процесс - это ассимиляция по глухости звонкости.

Ассимиляция бывает нескольких видов:

  • · Полная - при ней, один звук уподобляется другому по всем параметрам.
  • · Частичная - при неполной ассимиляции один звук уподобляется только по одной характеристике. Например, окончания множественного числа в английском языке придерживаются этих правил (s)

Направление уподобления - прогрессивная и регрессивная. При регрессивной ассимиляции следующий звук уподобляет себе предыдущий. При прогрессивной - предыдущий уподобляет следующий.

Контактная и дистантная

Контактная - два звука - ближайшие соседи. Дистантная (несмежная) - взаимодействуют звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга. Дистантная ассимиляция также называется сингармонизм. Суть сингармонизма в том, что задние суффиксы уподобляются передним по ряду.

Узаконенная и не узаконенная (в орфографии). Например, «свадьба», раньше писалось с буквой «т», потом это стало звучать как «д», и вскоре орфография поменялась

В русском языке возможна только регрессивная ассимиляция

Диссимиляция (расподобление) - это процесс противоположной ассимиляции, при котором из звуковой оболочки слова устраняется повторение близкого по артикуляции звука. Она также может быть узаконена. Слова «верблюд», «февраль» произошли в результате диссимиляции.

Диереза - это выпадение звука из звуковой оболочки слова. Например, «лестница», «солнце» пишется по одному, а произносится по другому

Эпентеза - вставка звука в звуковую оболочку

Метатеза (перестановка) - звуки в звуковой оболочке меняются местами. Например, латинское слово “marmor” перешло в русское «мрамор»

Гаплология - выпадение одного из двух одинаковых слогов в слове. Например, «минералология» стала «минералогией»

Позиционные изменения вызывает влияние общих условий произношения (оглушение звонких согласных в конце слов, редукция безударных гласных и др.) В позиционных изменениях тесная связь с вопросом об ударении, т.е. выделением из группы слогов одного слога. Ударение может быть причиной редукции, т.е. ослабления или изменения звучания безударных слогов во(А)да)

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторны е и позиционные изменения.

Комбинаторными (от лат. combinare «сочетать», «соединять») называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений – позиционные изменения (от лат. positio «положение»). В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация .

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция (от лат. assimilatio «уподобление») – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами – эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere , tactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции ножк а [шк ], пример дистактной ба да .

2. Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, отд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Неполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

3. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (ванькя ) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, косьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia «связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda – комната, odalar – комнаты; ev – дом, evler – дома .

Диссимиляция (от лат. dissimilatio «расподобление») – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь ), регрессивная (секлетарь из секретарь ), контактная (хто, дохтор ), дистактная (февраль из феврарь ).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация (от лат. accomodatio «приспособление») – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк . В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию.

2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал – даль, год – голь, струн – струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги .

Кроме названных фонетических изменений, в словах могут происходить и другие процессы:

1. Диэреза (выкидка) (от греч. Diairesis «разрыв», «разделение»), например: солнце, окрестности. Разновидностью диэрезы являются также процессы: синкопа (сокращение), например: первяжи (перевяжи), передену (переодену), синицеза (слияние), например: вобще (вообще), вображать (воображать) и гаплология – выкидка слога, например: знаменосец (знаменоносец).

2. Эпентеза (вставка) (от греч. Epenthesis ) противоположное явление диэрезе: нд рав (нрав), радив о (радио), шпии он (шпион).

3. Метатеза (перестановка фонем) (от греч. metathesis ) – ведмедь из медведь, тарелка (из нем. Teller ), Фрол (из лат. flor ), ладонь из долонь, футляр (из нем. Futteral ).

4. Фузия – слияние согласных: моетс я – мое(ц )а, мытьс я – мы(ц )а.

5. Субституция (приспособление) (от греч. Substitutio ) – замена одной фонемы другой: Николай – Микола , Арина – Орина , Никифор – Микишка .

При определении фонетических изменений необходимо различать исходную (первичную) форму и производную (вторичную). От этого зависит правильное определение типа фонетического изменения. В силу того, что письмо, как правило, отражает более древнее состояние языка, исходной формой произнесенного слова следует считать его письменную форму, его написание; для просторечного слова – форму, которая представлена в литературном языке; для литературного слова – слово языка-источника.

Явление протезы (гр. prothesis – подстановка), или надставки начала слова, можно наблюдать в следующих словах: в осемь (из осемь), е роплан (аэроплан), в острый (острый).

Редукция - сокращение долготы фонемы (лат. reductio «отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция бывает качественной и количественной.

Редукция качественная – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, го лова [ъ]. Редукция количественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. су дно, су да, су довой).


1.1 Понятие о фонетических законах и фонетических процессах. Действие фонетических законов в синхронии

Фонетические законы (звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"иес"ти - в"иес"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"ием"ешку - фп"ьр"ием"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Λ т ор]) и перед частицей ([рос-л"и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"êс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка с"ь], [казн"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ъез"-н"иево), [б"иес"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"êр], [д"в"êр|, [т"в"êр], [с"п"êт"], [с"-н"им], [ис"-пêч"], [рΛз"д"êт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"êн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс"ит"] - [проз"бъ], [мъллт"ит"] - [мълΛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зΛпол"ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ ж ат"], [рΛ ж ат"] (сжать, разжать); [ ш ыт"], [рΛ ш ыт"] (сшить, расшить); [ ш"от], [рΛ ш"от] (счет, расчет); [рΛзно ш"ик], [изво ш"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [би э с-ж аръ], [би э с-ш аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по ж"] (позже), (езжу); [во ж"и], [дрож"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч"от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш"иесливы ], [г"иганск"и ], [ч"уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор"ит"] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).

К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.

Редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] - [д^ма] - [дъь^вои].

Оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п].

Озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать -[з"]делать; отбор - о[д]бор.

Смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.

Уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий (например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук [ш"], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]): объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш"]ина, [т"]астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце - [с"э"рцъ], солнце - [сонцъ].

8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [би э да] (беда) и т.п.

Гласные в слабой позиции второй степени: [пърʌвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и э на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.

Синхрония - (от греч. sýnchronós - одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».

Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) - более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).

Изучение фонетических явлений в плане синхронии - это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Позиционной меной звуков называется закономерное изменение их в слове в зависимости от различия фонетических условий. Так, например, звук [о] всегда чередуется со звуком [Λ], если оказывается в первом предударном слоге после твердых согласных (ср. [кот - кΛта]).

В современном русском литературном языке различаются два принципиально разных типа позиционной мены звуков.

Первый тип представляет позиционные мены, при которых образуются параллельные ряды звуков. В словах пат, спать, спят, пять ударный звук [а] находится в различных фонетических условиях и потому различается по своему качеству: между твердыми согласными звук [а] выступает как гласный среднего ряда [а], перед мягким согласным оказывается более передним в конце своей длительности [а ], после мягкого согласного перед твердым согласным становится более передним в начале своей длительности [ а], между мягкими согласными продвигается вперед и несколько вверх на всем протяжении своей длительности [а]. Позиционные мены звука [а] в данных фонетических позициях представлены рядом звуков: [а], [а ], [ а], [ а ].

В фонетических положениях, тождественных указанным выше позициям звука [а], точно так же параллельно изменяются и звуки [о], [у]: плот - плоть - плётка - переплёте (плот - пло т" - пл"о ткъ - п"ьр"и е плöт"ь], суда - судя - сюда - сюсюкать [суда - су д"ъ - с" уда - с"ÿс"укът"].

Второй тип представляют позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков, пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по отношению к ударению. Они называются вариантами гласных фонем.

Наличие в фонетической системе двух типов позиционной мены звуков - параллельной и непараллельной - является основой для разграничения понятий сильной и слабой фонемы, сильных и слабых позиций.

1.3 Комбинаторные изменения звуков

Комбинаторные изменения звуков, результат влияния окружающих звуков в речевом потоке.

1. В данных словах определите позиции гласных. Укажите характер и степень их редукции.

Аксиома - [ʌкс`иомъ]

а [ʌ] – гл. редуц., в нач. слова, безуд., слаб. позиц.

и [и] – гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

о [о] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

а [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

бабочка - [бабъчкъ]

воспитание - [въсп`итан`иь]

о [ъ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

и [и] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

и [и] - гл, нередуц., зауд., слаб. позиц.

грамота - [грамътъ]

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

о [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

а [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

доверху - [дов`и э рхъ]

е [и э ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

у [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

кремоватый - [кр`ьмʌватъj]

е [ь] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

ы [ъ] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

накануне - [нъкʌнун`ь]

а [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

у [у] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

е [ь] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

остановились - [ʌстънʌв`ил`ьс`]

о [ʌ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [ъ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

о [ʌ] – гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

и [и] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

и [ь] - гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

плясовая - [пл`исʌваь]

я [и] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

о [ʌ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

я [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

тяжелый - [т`ьжолъj]

о [о] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

ы [ъ] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

улетают - [ул`и э таьт]

у [у] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

ю [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

швейцар - [шв`ицар]

е [и] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

а [а] – гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

времяисчесление - [в`р`и э м`ьиш`эсл`эн`иь]

е [и э ] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

я [ь] - гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

е [э] - гл, нередуц., безуд., предуд., слаб. позиц.

е [э] - гл, нередуц., уд., сильн. позиц.

и [и] - гл, нередуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

е [ь] – гл. редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.

2. Сравните слова. Какие фонетические процессы отражаются в каждой паре? Объясните их.

Резьба – косьба – происходит озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: ре[з"]ба - ко[з"]ба

пророк – порог – происходит оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как глухие; поро[к].

жмут – сжать – жженый – изжарить – происходит уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий: [ж]мут, [ж]ать, [ж]еный, и[ж]арить.

с чучелом – щуриться - происходит уподобление [ш]чучелом, [ш`]уриться.

второе – фтор - происходит оглушение [ф]торое.

шоколад – топот – происходит редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: ш[ъ] колад - топ[ъ]т.

мороз – морозный - происходит оглушение моро[с].

горести – горестный – происходит упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: горестный - [гор`ьснъj].

лист – листья – происходит смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: ли[с’]тья.

оторвать – отдежурить - происходит озвончение: о[д]дежурить.

мука – муку - происходит редукция: мук[ъ] - мук[ъ].

3. Затранскрибируйте предложения. Какие фонетические процессы наблюдаются? Подчеркните одной чертой позиционные изменения, двумя чертами – комбинаторные изменения звуков. Охарактеризуйте все процессы в выделенных словах. Охарактеризуйте звуки в слове скрипевший.

1. Ночь была лунная, морозная . Снег лежал сухой, легкий , коротко скрипевший под ногами.

[ноч бъ ла лунъь мʌ рознъь //сн`эк л`и э жал сухоj/л`охк`ь j коръ ткъ скр`ип`эфшъj пъ т нʌ гамь //]

морозная - происходит озвончение: моро[з]ная

легкий - происходит смягчение: ле[х’]кий.

скрипевший - происходит оглушение скрипе[ф]ший.

2. И отчее племя, и близкие души, и лучшее время все дальше, все глуше (Рубц).

[и от`чь пл`эм`ь и бл`иск`иь душъ /и лутшыъ в`р`эм`ь фс`о дал`шэ/фс`о глушъ //]

отчее - происходит уподобление о[ч]ее.

3. День с самого утра хмурился . Здесь на этом неприветливом северном море, на его пустынных островах и прибрежьях, круглый год ненастье (Бунин)

[д`эн` самъ въ утра хмур`илс`ь //с`д`эс` на этъ м н`эпр`ив`этл`ивъ м с`эв`ирнъ м мор`ь /на иво пустынъ х ʌ стрʌ вах и пр`ибр`эж`ах/круглъ j гот н`и э нас`т`ь ]

хмурился - происходит редукция: хмурилс[ь]

здесь - происходит оглушение [с]десь

северном - происходит редукция: сев[ь]рн[ъ]м

скрипевший [скр`ип`эфшъj]

с [с] - согл., шумн., фрик., зубн., глух., парн. [з],тв., парн. [с`].

к [к] - согл., шумн., взрывн., заднее-небн., глух. парн. [г], тв. парн. [к`]

р [р`] - согл., сон., плавн., зубн., зв., непарн., мяг., парн. [р].

и [и] - гл., верхн. подъем, перед. ряд, нелаб., безуд, предуд.

п [п`] - согл., шумн., взрывн., губн., глух., парн. [б], мяг., парн. [п].

е [э] - гл., ударн., сред. подъем, перед. ряд, нелаб.

в [ф] - согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [в], тв., парн. [ф`].

ш [ш] - согл., шумн., фрик., зубн.-губн., глух., парн. [ж], тв., парн. [ш`].

и [ъ] - гл., редуц., послеуд.

й [j] - согл., шумн., фрикат., средне-небный, зв., непарн., мяг., непарн.

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: Слово, 2005. – 328 с.

2. Виноградов В. В. Избранные труды. - М.: Наука, 2004. – 512 с.

3. Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 2004. – 165 с.

4. История русского языка / Под ред. С.А. Хорошилова. М.:Т ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 652 с.

5. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2006 – 236 с.

6. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Наука, 2006 – 987 с.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Слово, 2006. – 529 с.

8. Современный русский язык. / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Педагогика, 2007. – 472 с.