История земли а мифах ктулху. Мифы ктулху

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ КАК ПИСАЛ ЛАВКРАФТ? 20 жутких английских слов [ПЭМ #37]

    ✪ Говард Филлипс Лавкрафт - Зов Ктулху

    ✪ Август Дерлет - "Мифы Ктулху" - За порогом (читает Freshman)

    ✪ Говард Филлипс Лавкрафт - Книга (Howard Phillips Lovecraft - Book)

    ✪ Говард Филлипс Лавкрафт - "Зов Ктулху" [Аудиокнига]

    Субтитры

Происхождение термина

Это литературное течение названо в честь Ктулху , фантастического существа, с которым публика впервые познакомилась в рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху » в 1928 г. Любопытно, что Ктулху не является ни одним из главных, ни одним из самых ужасных божеств из пантеона Мифов Ктулху.

Особенности

В Мифах возможно использование описанных Лавкрафтом богов и существ, героев и мест, древних книг и артефактов . Хотя по большому счёту это не столь обязательно - в бесконечной Вселенной достаточно места для других богов. Последователи Лавкрафта, в частности Август Дерлет , предпринимали попытки категоризировать вымышленную группу существ. Однако считается, что единой мифологической картины мира Лавкрафта не существует, и сам писатель не стремился создать пантеон . Напротив, вселенная Лавкрафта полна хаоса и неизвестности. Один из исследователей творчества писателя С. Т. Джоши отмечает, что космогония Лавкрафта никогда не была жёсткой системой и являет собой своего рода эстетическую конструкцию .

Важный элемент Мифов - это создание атмосферы сверхъестественного ужаса в столкновении человека с чем-то, что находится за пределами привычного ему мира, с тем, что он не может объяснить. Автор не указывает на что-то конкретное, а предлагает читателю самостоятельно домыслить сущность необъяснимого. В Мифах постоянно подчёркивается неуместность человечества перед лицом космического ужаса. Люди, обладающие ограниченными способностями, не могут понять Вселенную, и это, в конечном счёте, приводит их к безумию.

Несмотря на то, что Лавкрафт творил в XX веке (а пик его творчества приходится на 1920-е годы), его произведения по стилю ближе к готике XVIII-XIX вв. (принимая во внимание и языковые архаизмы), нежели к нынешним «мастерам ужаса», таким как Стивен Кинг и Клайв Баркер (с характерным для них натурализмом). Мифы Ктулху оказали влияние на современную литературу и культуру в целом. Особенно значим их вклад в развитие жанра «мистических ужасов», эксплуатирующего многие из созданных Лавкрафтом существ .

Некоторые элементы мифологии Лавкрафта

Места

  • Аркхем - город в Массачусетсе . Частое место действия мифов Ктулху.
  • Данвич - поселение в Массачусетсе, недалеко от Аркхема.
  • Иннсмаут (Иннсмут) - маленькое портовое поселение в Массачусетсе.
  • Юггот (Йуггот, Йюггот) - неизвестная науке планета Солнечной системы (Лавкрафт отождествляет его с Плутоном), колония цивилизации Ми-го .
  • Кингспорт - поселение в Массачусетсе.
  • Мискатоник - река, протекающая через Аркхем; по её имени назван Мискатоникский университет , постоянно появляющийся в мифах Ктулху.
  • Му - затонувший континент.
  • Рю д"Осейль - улица в неизвестном городе, место действия рассказа «Музыка Эриха Цанна ».
  • Р"льех (Р"лайх) - затонувший город Ктулху и его потомства.
  • Заброшенный город Старцев в Антарктиде.

Мифические существа

  • Азатот - бесплотный дух, повелевающий древними , которых Древние Боги скрыли от земли в хаосе, за 11 печатями.
  • Гатаноа (тж. Гхатанотхоа) - бессмертное существо, оставленное на Земле пришельцами с планеты Юггот .
  • Гидра (Мать Гидра) - вместе с Отцом Дагоном является покровителем Глубоководных. Младшее древнее существо.
  • Глубоководные - разумные гуманоидные амфибии. Проживают в глубинах океана, где имеют города, и добывают со дна золото и рыбу часто выманивают женщин, чтобы продолжить свой вид.
  • Дагон (также Отец Дагон) - подводное божество, похожее на гигантскую амфибию. Вместе с Матерью Гидрой является покровителем Глубоководных.
  • Древние - древние и ужасные божества, пришедшие на Землю со звёзд и других измерений
  • Йог-Сотот - божество, связывающее разные измерения и миры («Аз есмь врата. Аз есмь ключ»).
  • Ктулху (также Ктулу) - брат Древних и погонщик Их рабов.
  • Ми-Го (также «грибы с Юггота») - раса насекомопобных пришельцев (предположительно с Плутона), что владеют интересною другою психологией и моралью . Иногда Ми-го похищают людей, берут в космические путешествия.
  • Ньярлатотеп (также Ньярлатхотеп) - воплощение хаоса, посланник богов.
  • Старцы (Старейшины) - вымершие инопланетные существа, которые давно обладали Землей. Враждовали с Потомками Ктулху и Ми-Го, создали шогготов и людей как своих слуг.
  • Шуб-Ниггурат (также Чёрная Коза Лесов с Тысячей Младых) - божество плодородия.
  • Шогготы - масса, способная изменять форму и обладающая подобием разума.
  • Хастур - божество, живущее за пределами космоса, обычно приходит в виде вихря. Способно высасывать вызывающего, оставляя лишь оболочку. Также известен как Хастур Неизрекаемый. Упоминался в некоторых рассказах Г. Лавкрафта и А. Дерлета.
  • Потомки Ктулху - упоминается в романе «Хребты Безумия », как раса космических осьминогоподобных пришельцев, пришедших на Землю во главе с Ктулху, во времена царствования Старцев , с которыми вели ожесточенные войны за пространства Земли.

Персонажи

  • Абдул Альхазред - Безумный Араб, автор Некрономикона .
  • Рэндольф Картер - путешественник и сновидец, то есть человек, умеющий проникать в мир снов.
  • Куранес - сновидец, создавший город Селефаис в долине Ос-Наргай, после смерти навсегда стал королём этого города.
  • Эрих Цанн - немой музыкант.
  • Ричард Пикман - безумный художник, изображавший на своих картинах упырей и ставший впоследствии одним из них.
  • Кезия Мейсон - салемская ведьма, классический образ зловещего призрака ведьмы, насылающей морок во сне.

Книги

  • Некрономикон - он же аль-Азиф , запретная книга, написанная Абдулом Альхазредом .
  • Unaussprechlichen Kulten - оккультная книга Фридриха Вильгельма фон Юнцта .
  • Книга Эйбона - древняя книга, повествующая о культах Гипербореи .
  • Cultes des Goules - оккультная книга графа д"Эрлета, посвященная феномену гулей (оживших мертвецов).
  • De Vermis Mysteriis - демонологическая книга Людвига Прина.

«Мифами Ктулху» обычно называют мифологию, созданную американским писателем Говардом Филлипсом Лавкрафтом (1890–1937), а также произведения других авторов по мотивам его работ, выдержанные в особом «лавкрафтовском» стиле. В Мифах возможно использование описанных Лавкрафтом богов и существ, героев и мест, древних книг и артефактов; но в бесконечной Вселенной достаточно места и для других богов и чудовищ. Важный элемент Мифов - создание атмосферы сверхъестественного ужаса в столкновении человека с чем-то, что находится за пределами привычного ему мира, с тем, что он не может объяснить. Автор не указывает на что-то конкретное, а предлагает читателю самостоятельно домыслить сущность необъяснимого. Несмотря на то, что Лавкрафт творил в XX веке (а пик его творчества приходится на 1920-е годы), его произведения по стилю ближе к готике XVIII-XIX вв. (принимая во внимание и языковые архаизмы), нежели к нынешним «мастерам ужаса» с характерным для них натурализмом.

Это литературное течение названо в честь Ктулху, фантастического существа, с которым публика впервые познакомилась в рассказе Лавкрафта «Зов Ктулху» в 1928 году:

Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн.

В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа.

В иллюстрированном справочнике «Монстры Мифов Ктулху» (скачать) рассмотрены 27 ужасных существ из запредельных реальностей. Автор перевода - , при моем консультировании и редактировании.

Также нами переведен на русский язык опубликованный в 2015 году Справочник «Лавкрафтовские Ужасы» (скачать), который объединил сборники «Монстры Мифов Ктулху» и . Объединенный справочник содержит много интересных новинок и улучшений текста и графики.

По случаю 128-го Дня рождения великого мастера хоррора, Говарда Ф. Лавкрафта , вспоминаем его пантеон существ.

Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах…

изначально были Старшие боги (Elder Gods) - добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела - в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones , или, иначе - Ancient Ones ).

Систематизированные «мифы Лавкрафта» , более известные как «мифы Ктулху» , появились уже после смерти Лавкрафта . Его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы «отца ужасов», отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя - и опубликовал в своем собственном издательстве «Arkham House» .

Древние

Древние (Great Old Ones) - невероятно могущественные существа, предположительно - ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Очень вероятно, что многие из них бестелесны, вернее говоря - состоят не из материи.

Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи - культисты.


Древние и внешние боги в шуточном вебкомиксе The Unspeakable Vault (Of Doom)

Древние были, Древние есть, и Древние будут. Не в тех пространствах, о которых нам известно, но между ними. Они идут невозмутимые и изначальные, безразмерные и невидимые для нас. Йог-Сотот знает врата. Йог-Сотот и есть врата. Йог-Сотот - и ключ, и страж врат. Прошлое, настоящее, будущее, всё - в Йог-Сототе. Он знает, откуда Древние пришли в прошлом, и знает, откуда Они придут в будущем.

- «Ужас Данвича», Г. Ф. Лавкрафт

Дагон

В реальности Дагон был божеством зерна и земледелия (dagan, иуд. - зерно), почитаемым северо-западными семитскими племенами. Упоминания о нем встречаются даже в Библии - например, в пятой главе первой книги Царств.

Некоторые исследователи также считают, что Дагон был покровителем рыболовов и поэтому изображался как бородатый мужчина с рыбьим хвостом вместо ног. Последнее, видимо, и вдохновило Лавкрафта на создание пугающего образа подводного божества, впервые появившегося в романе «Тень над Иннсмутом» (1936).

Наряду с его супругой Гидрой , Дагон является непосредственным покровителем Глубоководных , которые почтительно именуют их Отец Дагон и Мать Гидра . Выглядит Дагон аналогично Глубоководным (гуманоид с чертами рыбы и амфибии), но отличается гигантскими размерами. Дагон упоминается в нескольких произведениях Г. Ф. Лавкрафта , в том числе, в качестве действующего лица в рассказе «Дагон» .

Громадный, напоминающий Полифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то неподдающиеся описанию ритмичные звуки.

Ктулху

Ктулху (Cthulhu) - самый известный из монстров Лавкрафта , созданный самим автором. Насчет произношения его имени существуют разные мнения. Сам писатель говорил, что имя этого божества уходит корнями в некий древний язык, совершенно чуждый для людей. Наиболее близким вариантом произношения, согласно Лавкрафту , является: «Кхлул’Хлуу» .

Ктулху - злой бог, который покоится в затонувшем городе Р’Льех и ждет своего часа, когда звезды примут нужное положение и он вернется к жизни, чтобы сеять хаос и разрушения. Он же – брат Древних и погонщик Их рабов.

Внешность Ктулху известна всем поклонникам творчества Лавкрафта - это гигант (он смог преследовать корабль в Атлантическом океане, стоя в воде) человекоподобной формы со скользкой чешуйчатой зеленой кожей и когтями на руках (предположительно - и ногах). Его голова напоминает осьминога - череп лишен волос, а вокруг рта растут многочисленные щупальца. В довершение этой милой картины, на спине у Ктулху имеются два крыла, как у летучей мыши.

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культа) Ктулху . Согласно Лавкрафту , почитатели культа присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Луизианы. Во время обрядов служители культа устраивают человеческие жертвоприношения, беснуются и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» , что приблизительно означает «В глубине вод под Р’льехом покоится Ктулху, дожидаясь своего часа» .

Ктулху способен воздействовать на разум людей, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху , ужасают видевших их и порой доводят до сумасшествия. Вся история человечества есть лишь миг для Ктулху . Почитатели Ктулху убеждены в великом могуществе своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху .

Ктхулла (Cthulla) - Тайная дочь Ктулху . Как ясно из ее второго имени, эта юная (по космическим меркам) дама - родная дочь самого Ктулху . Будучи полной копией своего папочки, она прячется в некоем потайном месте под названием Ютх (Yth). Ее предназначение - возродить Ктулху в том случае, если он погибнет. В связи с этим она представляет большую ценность для отца - Ктхуллу тщательно охраняют его слуги.

Азатот

Азатот - бесплотный дух, повелевающий Древними , которых Древние (Старшие) Боги скрыли от земли в хаосе, за 11 печатями.

Среди его эпитетов присутствуют такие как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос». Впервые Азатот упоминается в произведении «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата» .

…тот последний бесформенный кошмар в средоточии хаоса, который богомерзко клубится и бурлит в самом центре бесконечности - безграничный султан демонов Азатот, имя которого не осмелятся произнести ничьи губы, кто жадно жуёт в непостижимых, тёмных покоях вне времени под глухую, сводящую с ума жуткую дробь барабанов и тихие монотонные всхлипы проклятых флейт, под чей мерзкий грохот и протяжное дудение медленно, неуклюже и причудливо пляшут гигантские Абсолютные боги, безглазые, безгласные, мрачные, безумные Иные боги, чей дух и посланник - ползучий хаос Ньярлатотеп.

Этому богу почти может поклоняться только сумасшедший - фактически, так оно и есть, ведь те немногие смельчаки, отважившиеся избрать его своим покровителем, расплачивались за это разумом, телом и душой. Термин «ядерный» применялся Лавкрафтом для обозначения центральной роли Азатота в нашем мироздании, а не ради намека на его радиоактивность.

Ньярлатхотеп

Ньярлатхотеп (Nyarlathotep) - Ползучий хаос, Посланец Азатота , Черный человек. Это божество очень сильно отличается от своих собратьев. В отличие от Хастура , живущего на звездах, или Ктулху , спящего в морской глубине, Ньярлатхотеп полон жизни и активно вмешивается в судьбу мироздания.

Его излюбленная внешность - высокий человек с темными волосами и хорошим чувством юмора. Он говорит на обычном человеческом языке, не имеет своего культа и служит посланником Азатота , реализуя его волю на Земле.

Ньярлатхотепа часто ассоциируют с древнеегипетским богом Сетом , а также ацтекскими божествами: Тецкатлипокой («дымящееся зеркало») и Ксайп Тотеком («человеком без кожи»).

Хастур

Хастур (Hastur) - Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Лавкрафт позаимствовал его у Амброза Бирса (рассказ «Пастух Гаита» ), где Хастур был покровителем пастухов - сугубо доброй сущностью, в отличие от той злобной твари, которая появилась на страницах рассказа Лавкрафта «Шепоты во мраке» .

Говард Лавкрафт , прочитав «Жёлтый знак» Чемберса в 1927 году, высоко оценил рассказ и решил совместить использованную британским писателем символику со своими мифами Ктулху . В результате он создал «классический» образ Хастура как одного из Древних Богов , являющегося в обличье чёрного вихря и способного похищать душу и рассудок того, кто увидит его.

Вероятно, единственное произведение Лавкрафта , в котором Хастур действует непосредственно - это рассказ «Обитающий во мраке» , где, кроме того, упоминается о культе его последователей и неком их священном предмете - «сверкающем трапециоэдре», способном вызывать Хастура . Также имя этого божества встречается в рассказе «Шепчущий во тьме» , где вновь говорится о существовании культа его почитателей и вскользь упоминается Жёлтый Знак из одноимённого рассказа Чемберса . Лавкрафт не описывал роль Хастура в изобретённом им пантеоне сколько-нибудь подробно.

Согласно мифам Ктулху , любой желающий мог вызвать Хастура , произнеся его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном «ктулхианском» виде - нечто, напоминающее гигантского осьминога.

Йог-Сотот

Йог-Сотот (Yog-Sothoth) - Все в одном; Тот, кто извне; Тот, кто откроет Путь. Лучше всего об этом божестве сказал сам Лавкрафт :

Безграничное Бытие воплощало Все-в-одном и Одно-во-всем, о котором ему поведали волны. Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчеты математиков и астрономов. Возможно, в древности жрецы тайных культов называли его Йог-Сототом и шепотом передавали из уст в уста это имя, а похожим на раков инопланетянам с Юггота он был известен как Находящийся-за-краем. Его летучих вестников со спиралевидными мозгами узнавали по непереводимому знаку, но Картер понимал, сколь относительны и неточны все эти определения.

– Г. Ф. Лавкрафт, «Врата серебряного ключа» .

Роль Йог-Сотота в пантеоне - нейтральное (ложное) божество, хранитель Врат между мирами, физическое воплощение мироздания. В рассказе Лавкрафта «Врата Серебряного Ключа» герой называет его «Бытие». Йог-Сотот заперт вне нашей Вселенной, он существует одновременно во всех временах и во всём пространстве. Это всезнающий бог, силой своей едва ли не превосходящий Азатота , а мудростью - Йиб-Тстлла . По мнению писателя Кларка Эштона Смита , Йог-Сотот в одном из своих воплощений мог повелевать временем.

От Йог-Сотота у земной женщины из Данвича Лавинии Уэйтли рождаются близнецы. В своей нечеловеческой природе сын Йог-Сотота Уилбер имел чешуйчатую оболочку и исходящие из живота серо-зеленые щупальца (tentacles) с красными присосками. Его нечеловеческий близнец имел форму огромного многоглазого куриного яйца с дюжиной ног и состоял из желеобразной (jelly) субстанции. В описании монстр сравнивается с осьминогом (octopus) и сороконожкой (centipede).

У Йог-Сотота было несколько воплощений. Среди них:

Афоргомон

Афоргомон , по спорному утверждению некоторых, является воплощением Йог-Сотота . Бог Афоргомон был придуман писателем Кларком Эштоном Смитом как сверхсущество, почитаемое во многих народах. Афоргомон - бог времени, повелевающий временем и пространством. О внешности этого воплощения Йог-Сотота ничего не известно, потому что Афоргомон показывается только тем, кто разгневал его, а после его появления прогневавшие уже ничего не могут рассказать. Известно, однако, что его появление сопровождается слепящим светом. Афоргомон - смертельный враг Ксексанота , видимо, одного из Древних Богов или из Внешних Богов , тоже придуманного Кларком Эштоном Смитом .

Тавил ат-Умр

Тавил ат-Умр (Tawil at-U’mr), иначе называемый Умр ат-Тавил , Самый Древний и Старый из Живущих - воплощение Йог-Сотота . Властвует над огромными пространствами за Воротами Серебряного Ключа, в которых нет времени, и над почти всемогущими Древними , обитающими там. Описывается как человекоподобное существо под странной, пенистой вуалью. Если он решает снять вуаль, то тот, кто посмотрит на него, сойдёт с ума. Тавил ат-Умр считается благодушным богом, в отличие от злого Афоргомона .

Обитатель Порога

Исходя из названия, это основное воплощение Йог-Сотота .

Шуб-Ниггурат

Шуб-Ниггурат (англ.Shub-Niggurath), также Чёрная коза Лесов с Тысячным Потомством (иначе Чёрная коза Лесов с Тысячью Младых, “Iä! The Black Goat of the Woods with a Thousand Young!”) - персонаж мифического пантеона, классифицируется как “божество извращённой плодородности”, выдуманного Говардом Лавкрафтом .

Впервые упоминается в его рассказе «Последнее испытание» («The Last Test», 1928). У самого Лавкрафта ни разу не описывается, в отличие от его продолжателей, но неоднократно поминается в заклинаниях и воззваниях. Шуб-Ниггурат описывается как туманная, облакоподобная масса cо множеством длинных, чёрных щупалец, роняющими слизь ртами и короткими козлиными ногами. Её сопровождают множество порождённых ею мелких монстрообразных существ, которых она постоянно извергает из себя, а затем снова пожирает и переваривает.

Из всех существ мифического пантеона Мифов Ктулху , культ Шуб-Ниггурат описывается как наиболее распространённый. Возможно, потому, что изо всех Древних она единственная, кто проявляет некоторую благосклонность к своей пастве: например, именно она дала жрецу Т’юогу свиток с заклинанием, долженствующим повергнуть Гатаноа . Ей поклоняются даже внеземные Ми-го . Проведя должным образом обряд, можно вызвать Шуб-Ниггурат в любом лесу в новолуние, причём иногда она является в образе прекрасной женщины.

В произведении «Тварь на Пороге» главный герой пересказывает молитвы оккультистов, на которых он невольно побывал:

Мой мозг! Мой мозг! Боже, Дэн, как давит! Откуда-то извне стучится, царапается эта дьяволица! Даже сейчас Эфраим! Камог! Камог! Омут шогготов! Йа ! Шаб-Ниггурат! Козёл с легионом младых!.. Пламя, пламя по ту сторону тела, по ту сторону жизни… внутри земли, о боже!

В произведении «Ужас в музее» тоже используется подобный оборот:

Оно нуждалось в питании - и Оно больше не будет иметь в нём недостатка. Он - Бог, а я - Верховный Жрец в Его новой жреческой иерархии. Иа ! Шаб-Ниггурат! Всемогущий Козёл с Легионом Младых!

Также в произведении “Окно в мансарде” :

Никакой растительности, как на темной звезде. Круг поклоняющихся каменному столбу. Их крики: Иэ! Шаб-Ниггурат!

Гхатанотоа / Гатаноа

Гхатанотоа (Ghatanothoa) - Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху . Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.

Гатаноа - центральное мифическое божество произведения Говарда Лавкрафта «Вне времени» , оставленное на Земле пришельцами Ми-го с планеты Юггот задолго до начала существования человеческой цивилизации.

Гатаноа бессмертен и обитает в подземелье крепости, некогда располагавшейся на горе Йаддитх-Гхо , в царстве К’наа , на исчезнувшем континенте Му . Географически гора расположена вблизи Новой Зеландии. По легенде, любой, кто увидит древнее божество или даже его изображение, впадёт в состояние окаменения, при этом мозг и внутренние органы останутся целыми и продолжат жизненную активность до тех пор, пока некий внешний фактор не разрушит окаменевшую оболочку. Чтобы избежать пробуждения Гатаноа , люди царства К’наа ежегодно приносили в жертву двенадцать юных воинов и двенадцать девушек. Их тела сжигались на кострах в мраморном храме у подножия горы, поскольку ни один человек не осмеливался подняться к крепости на вершине горы.

Самое значительное выступление человека против Гатаноа было совершено служителем храма Шуб-Ниггурата по имени Т’юог , о чём рассказывается в «Безымянных культах» Фредерика фон Юнтца . Т’юог создал свиток, который должен был защитить его от разрушительного эффекта вида божества, но из-за подмены жрецами Гатаноа свитка на поддельный, он потерпел неудачу. Описываемые события относятся к Году Красной Луны, что по версии фон Юнтца соответствует 173148 году до н.э.

По серии рассказов Лина Картера “Xothic legend cycle” , Гатаноа является первенцем Ктулху .

Глааки

Глааки (Glaaki) - Обитатель озера, Властитель мертвых снов. Живет в долине реки Северн неподалеку от Бричестера в Англии. Впервые появился в рассказе Рамси Кэмбелла «Обитатели озера» . Глааки выглядит как огромный слизняк, сплошь покрытый металлическими шипами. Последние являются не просто стильным аксессуаром - они живые и растут из тела, подобно волосам. Глааки может выпускать из себя щупальца с глазами на концах, чтобы выглядывать из воды.


Неплохо персонаж засветился на обложке к муз. альбому бельгийского death/doom бэнда Tyrant’s Kall. Коллектив известен своим пристрастием к творчеству Лавкрафта. Арт – Paolo Girardi.

Культ Глааки достаточно силен - в основном за счет магических знаний, которыми это божество снабжает своих последователей. Последние, если верить авторам мифов Ктулху, систематизированы и записаны в 12 томов книги «Откровения Глааки ».

Люди приходят в этот культ ради вечной жизни, которую сулит им Глааки . Божество всегда сдерживает это обещание - оно втыкает в очередного новичка свой стальной шип, наполняет его тело ядом и превращает человека в особую разновидность зомби - «слуг Глааки » (еще одно малоизвестное существо из мифов Ктулху ).

Кроме уже перечисленных, мифы Ктулху изредка упоминают и других Внешних богов : Даолот (Daoloth), Грот (Groth), Гидра (Hydra), Мландот (Mlandoth), Тулзуча (Tulzuscha), Уббо-Сатхла (Ubo-Sathla), Вордавосс (Vordavoss) и Ксиурн (Xiurhn).

Апхум-Зхах (Aphoom-Zhah) - он же «Холодное пламя» - божество, придуманное другом Лавкрафта - Кларком Эштоном Смитом (1893-1961). Этот монстр - потомок Ктхугхи (Cthugha). Подобно другому чудовищу - Итхаква (Ithhaqua), - он спит подо льдом Арктики, ожидая своего «звездного часа». Во времена ледникового периода Аптум-Зхах частенько наведывался в Гиперборею (Лавкрафт считал таковую аналогом Атлантиды). Для людей он выглядит как огромный, холодный столб серого огня.

Чхаугнар Фаугн (Chaugnar Faugn) - «Бог слонов», «Ужас с холмов» - творение Фрэнка Белнапа Лонга (1903-1994).

Другие (чудовища - прим. МФ) вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности - таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания, знакомые избранным людям по запретным книгам наподобие «Некрономикона», «Книги Эйбона» или труда фон Юнцта «Сокровенные культы».

– Говард Лавкрафт, «Ужас в музее»

Ктхугха (Cthugha) - создан Августом Дерлетом и впервые появляется в рассказе «Дом на кривой улице» (1962). Это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги - раса огненных вампиров. В рассказе Дерлета «Обитающий во тьме» главный герой пытается призвать Ктхугху , чтобы тот изгнал воплощение Нъярлатотепа (Nyarlathotep) из леса в Канаде.

Старшие боги

Elder Gods - группа сверхъестественных существ, противостоящих Древним (Great Old Ones ), а также другим, менее крупным божественным «фракциям» - Внешним богам (Outer Gods ) и Великим (Great Ones ).

Литературоведы не связывают Старших богов с творчеством самого Лавкрафта , поскольку они были созданы его последователями и, по сути, являются компиляцией из целого ряда мифов древности.

Баст (Bast) , или Бастет - божество, заимствованное у египтян. Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения - женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Секхмет - львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Ее удалось усмирить лишь с помощью хитрости - по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Гипнос (Hypnos) - персонификация сна из греческой мифологии. Мать Гипноса - Никс (Ночь), брат - Танатос (Смерть). Его чертоги находятся в пещере, куда не проникает солнечный свет. У входа растут маки и другие сонные растения. Дети Гипноса - так называемые Онерои : Морфеус (сновидения), Фобетор , он же Иселус (ночные кошмары) и Фантасос (появляется во сне в виде неодушевленных объектов).

Эндимион - молодой пастух, влюбился в богиню луны Селену и получил от Гипноса редкий дар - способность спать с открытыми глазами, чтобы даже во сне он мог смотреть на свою любимую.

Н’Тси-Каамбл (N’tse-Kaambl) - малозначительное женское божество из разряда Старших , введенное в мифы Ктулху писателем Гари Майерсом (повесть «Дом Червя» ). Иногда оно отождествляется с Минервой (римская богиня ремесла и мудрости). Существуют предположения, что имя этого божества - омоним имени Нэнси Кэмбелл , правда, личность этой дамы неизвестна ни для кого, кроме самого Майерса .

Ноденс (Nodens) - Охотник, Повелитель Великой бездны. Как уже было сказано ранее, впервые он появился в рассказе Лавкрафта «Дом на туманном утесе» . Представляет из себя пожилого мужчину с длинной густой бородой и седыми волосами. Ноденс путешествует по миру в колеснице, сделанной из огромной морской ракушки. Его призвание - охота, причем в качестве жертв он чаще всего выбирает себе существ, принадлежащих к пантеону Древних . Это вовсе не говорит о том, что Ноденс - защитник добра. Просто злые чудовища представляют для него наиболее сложную, а, следовательно, - привлекательную добычу.

Ултар (Ulthar) - некое божество, упоминаемое Лавкрафтом в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» и рассказе «Коты Ултара» . Кроме того, в мифах Ктулху присутствует одноименный город. Как именно он связан с этим божеством, до сих пор неизвестно.

Небожественные существа

Подземные

Подземные (Chtonians) - милые зверюшки, напоминающие крупных кальмаров и отличающиеся от них удлиненными телами, покрытыми скользкой слизью (эта морфологическая особенность позволяет им легко перемещаться под землей). О Подземных известно, что они живут тысячи лет, ревностно охраняют свое потомство от людей и издают тягучие печальные звуки, по которым легко определить их приближение. Подробнее об этих тварях можно узнать из сборника рассказов Брайана Ламли “Из глубины” (1974).

Глубоководные

Глубоководные (Deep Ones) - рыбо-лягушкоподобные существа, обитающие глубоко в океане. Будучи амфибиями, они неплохо чувствуют себя на суше и иногда выходят к людям. В обмен на человеческие жертвы Глубоководные могут дарить золото, украшения и наполнять сети рыбой. Глубоководные также могут спариваться с людьми, порождая гибридов. В молодости такие дети выглядят совершенно обычно, однако с возрастом они постепенно превращаются в Глубоководных . Их глаза становятся выпученными, веки атрофируются, голова сужается, волосы выпадают, а кожа покрывается чешуей.

Глубоководные поклоняются Дагону и Ктулху . Лавкрафт подробно описал их в романе “Тень над Иннсмаутом” .

Старцы

Старейшие (Elder Things) / Старцы - инопланетяне, населявшие Землю до людей. Представляли собой помесь растения и животного. Старцы строили гигантские города на земле и под водой, воевали с богами (без особого успеха) и, вероятно, произвели на свет тех существ, которые населяют планету и по сей день. Цивилизация Старейших погибла в ледниковый период, их замерзший город в Антарктиде был обнаружен лишь в 1931 году. Подробно описаны в “Хребтах Безумия” .

Старцы первыми пришли из далеких глубин космоса на молодую Землю. В то время они были высокоразвитой в технологическом отношении расой, но использовали свои знания только в случае крайней необходимости. Старцы ушли со своей планеты по причине техногенного кризиса. Считали свою прошлую механистическую цивилизацию пагубной для эмоциональной сферы. Первоначально Старцы населяли только подводные пространства Земли, но впоследствии расселились и на суше.

Ранние поселенцы - Старцы создали первые «местные» живые организмы на Земле, которые затем эволюционировали до современного состояния, а также искусственно отбирали интересные виды и ограничивали развитие вредных, с точки зрения Старцев , видов. Так, прообраз человека и обезьяны - результат селекции, с целью выведения вкусного мяса и в качестве декоративной игрушки. Одним из уникальных видов организмов, созданных Старцами , были шогготы, существа из протоплазмы, способные принимать любую форму по телепатическому приказу, и используемые Старцами для выполнения различных физических работ.

В ходе развития своей цивилизации Старцы были вынуждены сражаться с потомками Ктулху , с Ми-го , с вышедшими из-под контроля создателей Шогготами .

Размножение Старцев происходило спорами, но поощрялось только при заселении новых пространств. Воспитание и образование Старцев было на высочайшем уровне. Как предполагает главный герой романа «Хребты Безумия» , строй государства Старцев был социалистическим.

На протяжении длительного времени пребывания на Земле технические и физиологические возможности Старцев угасали. Так, они утратили изначально доступную способность к космическим перелетам и не смогли покинуть Землю, а также потеряли контроль над шогготами .

Одно из наиболее значимых и последних известных наземных поселений Старцев располагалось в Антарктиде. Окруженный горами город процветал на протяжении целых геологических эпох, но со временем изменение климата (сильное похолодание) вынудило Старцев переселиться в согретые геотермальными водами пещеры под ним. Руины города были обнаружены в 1931ом году экспедицией Мискатонского университета. Судя по обнаруженным исследователями трупам Старцев и некоторым другим признакам, вышедшие из-под контроля шогготы всё-таки победили Старцев и заняли даже подводный антарктический город.

Гули

Гули (Ghouls) - существа, некогда бывшие людьми, но превратившиеся в человекоподобных чудовищ, прячущихся от солнца под землю. Причиной такой метаморфозы является людоедство. Вполне логично, что гули сохраняют свои прежние кулинарные пристрастия и питаются человеческими трупами. Подробнее о них можно узнать из романа “Сомнамбулический поиск неведомого Кадата” .

Многообразие существ мифов Ктулху данным списком не ограничивается. В других статьях мы еще поговорим о низших расах, о многочисленных монстрах, локациях и персонажах произведений Лавкрафта .

Американский писатель Говард Лавкрафт известен не только как родоначальник и непревзойдённый мастер жанра «хоррор», он является ещё и создателем одной из самых необычных мифологий в современной литературе, известной как «Мифы Ктулху». Сам Лавкрафт и его последователи создали великое множество загадочных существ, богов и прочего отродья, которые населяют бескрайние миры их произведений. В этой подборке самые знаменитые и необычные твари из мифов Ктулху.

Старцы

Старцы - раса высокоразвитых инопланетных существ. Когда-то, очень давно, именно они первыми пришли из далёких глубин космоса на ещё молодую Землю. Свою родную планету Старцам пришлось покинуть из-за техногенного кризиса. Поэтому на Земле они не применяли свои знания без крайней необходимости, считая свою собственную прошлую цивилизацию пагубной для эмоциональной сферы. Именно Старцы в мифологии Лавкрафта создали всё живое на земле, в том числе прообразы человека и обезьяны, которых вывели ради вкусного мяса и в качестве декоративной игрушки. Размножение Старцев происходило спорами, но поощрялось только при заселении новых пространств. Первоначально Старцы обладали способностью перелетать через межзвёздные пространства с помощью своих крыльев. Но впоследствии утратили эти навыки и не смогли покинуть Землю.

Шоггот

Это бесформенные угреподобные пузыри протоплазмы. Шогготы способны перемещаться и формировать временные органы для выполнения необходимых действий. О их размере говорит тот факт, что если Шоггот примет сферическую форму, то его диаметр будет равняться пяти метрам. Шогготов создали Старцы для выполнения подсобных и требующих больших физических усилий работ. Шогготы не обладали собственным сознанием и под действием гипнотического внушений могли принимать любую форму и выполнять любые действия. Однако впоследствии Шогготы обрели волю и интеллект, научились запоминать гипнотические команды и на их основе самостоятельно управлять своей формой. Закономерным результатом этого была ожесточенная война между Старцами и шогготами, которую шогготы проиграли, покорившись Старцам. Однако в ходе следующей или одной из следующих войн Старцы были повержены и шогготы обрели свободу.

Гатаноа

Центральное мифическое божество в произведении «Вне времени». Известно, что Гатаноа оставили на Земле пришельцы Ми-го с планеты Юггот задолго до начала существования человечества. Гатаноа по природе своей бессмертен и обитает в подземелье крепости, некогда располагавшейся на горе Йаддитх-Гхо, в царстве К’наа, на исчезнувшем континенте Му. Географически эта гора расположена неподалёку от Новой Зеландии. Легенда гласит, что любой, кто увидит древнее божество или даже его изображение, впадёт в состояние окаменения, при этом мозг и внутренние органы останутся целыми и будут продолжать физическую активность до тех пор, пока некий внешний фактор не разрушит окаменевшую оболочку. Чтобы избежать пробуждения Гатаноа, люди царства К’наа ежегодно приносили в жертву двенадцать юных воинов и двенадцать девушек. Их тела сжигались на кострах в мраморном храме у подножия горы, поскольку ни один человек не осмеливался подняться к крепости на вершине горы. Однажды служитель храма Шуб-Ниггурата по имени Т"юог создал свиток, который должен был защитить его от разрушительного эффекта вида божества и вознамерился войти в крепость. Но жрецы Гатаноа подменили свиток на поддельный и он потерпел неудачу.

Дагон

Одно из меньших божеств пантеона мифов Ктулху. Дагон и его супруга Гидра являются непосредственными покровителями рассы Глубоководных, которые почтительно именуют их Отец Дагон и Мать Гидра. Подобно самим Глубоководным, Дагон выглядит как гуманойд с чертами рыб и амфибий, однако отличается гигантскими размерами.

Гуги

Гуги - огромные великаны, обитающие в подземном мире страны снов. Отличительной особенностью являются огромная, вертикально открывающаяся пасть и передние лапы, раздваивающиеся в локте. Проклятье богов ограничивает их диету ужасными гастами и не даёт покидать подземный мир. Тем не менее встреча с гугом смертельно опасна для человека. Но известно, что гуги сторонятся вурдалаков, хоть и превосходят их по силе многократно.

Гончие псы Тиндала

Их создал Тиндал - один из Древних богов. Но после того, как Тиндала утопил Дагон, Псов усыновила Шуб-Ниггура. Она научила их охотничьим навыкам: хитрости, ловкости, силе и, естественно, коварству. Но через несколько тысяч лет Псов похитил Ктулху и перенес их в Р"лайх. С тех пор Он стал использовать Псов, чтобы находить своих жертв. Из-за их связи с пространственно-временными пересечениями, Псы могут проникнуть в материальный мир сквозь угол между двумя любыми плоскостями, если он составляет 120º или менее. Когда Гончая проникает в наш мир, сначала из угла начинает куриться дымок, постепенно сплетающийся в голову, за которой следует и тело. Говорят, что если человек каким-то образом даст учуять себя этим созданиям, Гончие Псы Тиндала будут следовать за своей жертвой сквозь пространство и время неограниченно долго, пока, наконец, не достигнут. Путешественники во времени рискуют привлечь к себе внимание этих тварей.

Цатоггуа

Легенда гласит, что в черной бездне Н`кай обитает отвратительный и могучий Цатоггуа. Про Него известно немногое, несмотря на частое упоминание в трудах о Древних. Внешне Цатоггуа походит на огромную черную жабу, сидящую на троне в темноте огромных пещер, окруженный свитой. По другим источникам он не правит в бездне, а скован и ждет своего часа. Известно также, что Ему поклонялись в Гиперборее, где Он являлся одним из верховных божеств. Находились у него и поклонники среди других рас: существовал культ в Атлантиде, а также у цивилизации Йота, известных как дети Йига.

Ктулху

Пожалуй, самый известный из всех тварей, созданных Лавкрафтом. Ктулху - божество, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’лайх посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’лайх появляется над водой, и Ктулху освобождается. Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху - инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна.

Азатот

Азатот - верховное божество пантеона мифов Ктулху. По преданию, Азатот живёт в самом центре Вселенной, а вокруг него под звуки богомерзких флейт пляшут младшие боги. Среди его эпитетов присутствуют такие как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос». Считается, что он сам не понимает даже того, что сам создаёт. Определенно, Азатот - самая чудовищная сущность во всей вселенной. Он не покидает свой трон, но приходит ко многим героям во снах или безумных видениях, и один только звук его имени заставляет их содрогаться от ужаса. Как полагается, о нем писал и безумный араб Абдул Альхазред в своем Некрономиконе.

Йог-Сотот

Йог-Сотот - всесодержащий бог пантеона Древних богов. Не смотря на то, что самым могущественным из верховных богов является Азатот, Йог-Сотот находится как бы над всеми. Он назван Хранителем Врат между мирами и являет собой физическое воплощение самого мироздания. Йог-Сотот заперт вне нашей Вселенной, он существует одновременно во всех временах и во всём пространстве. Это всезнающий бог, силой своей едва ли не превосходящий Азатота, а мудростью - Йига. В одном из своих воплощений Йог-Сотот мог даже повелевать временем.

Мифология Говарда Лавкрафта: Мифы Ктулху

Приветствую вас, уважаемые читатели моего блога!

После затянувшегося перерыва я продолжаю серию публикаций о творчестве Говарда Филипса Лавкрафта . В этом выпуске я постараюсь обобщить информацию по созданной автором мифологии и составить краткий путеводитель по его творчеству. Для начала давайте вспомним, о чём писал автор и как можно определить жанр его творчества.

изображение: veryscary.ru


Современные литературоведы для определения творчества Лавкрафта выделяют отдельный поджанр литературы ужасов - так называемые "лавкравтовские ужасы ". В отличие от писателей-фантастов начала XX века, писавших о превосходстве человека, технического прогресса и покорении других миров, Лавкрафт показывает ничтожность человека перед лицом могущественных и чуждых существ из иных миров. Произведения Лавкрафта полны страха перед неизведанным, сумасшествием и гнетущей обреченностью апокалипсиса. Ядром творчества автора стали "Мифы Ктулху ", произведения, объединённые общей мифологией. Важным элементом мифов Ктулху являются Древние Боги - могущественные существа, возникшие задолго до появления человека и обитающие в иных галактиках и измерениях. Сам автор характеризует Древних Богов следующим образом:
" Во тьме, возможно, таятся разумные сущности и, возможно, таятся сущности вне пределов всякого разумения. Это не ведьмы или колдуны, не призраки или гоблины, когда-то пугавшие примитивную цивилизацию, но сущности бесконечно более могущественные ".
К Древним Богам можно отнести следующих существ: Азатот, Йог-Сотот, Ктулху, Дагон, Ньярлатхотеп, Шуб-Ниггурат и Хастур. Остановимся более подробно на каждом из них и я расскажу об основных произведениях, где они фигурируют.
Ктулху (Cthulhu)

Самый узнаваемый образ, созданный Лавкрафтом, ставший интернет-мемом. Впервые Ктулху упоминается в рассказе "Зов Ктулху ", написанном в 1928 году. Ктулху также относится к Древним Богам и выглядит, как страдающий от ожирения гуманоид с недоразвитыми перепончатыми крыльями за спиной и осьминогом, вместо головы.

" Через какие-то мгновения этот мрак вырывался наружу, как дым после многовекового заточения, а по мере того как он вплывал в сморщенное горбатое небо на хлопающих перепончатых крыльях, на глазах у них стало меркнуть солнце. Из открывшихся глубин поднимался совершенно невыносимый смрад, а отличавшийся острым слухом Хоукинс уловил отвратительный хлюпающий звук, доносившийся снизу. И вот тогда, неуклюже громыхая и источая слизь, перед ними появилось Оно и на ощупь стало выдавливать Свою зеленую, желеобразную безмерность через черный дверной проем в испорченную, ядовитую атмосферу безумного города. "

Г.Ф. Лавкрафт, "Зов Ктулху"

изображение: blogger.com


В рассказе повествуется о спящем на дне океана Ктулху, воздействующим на мозг спящих людей и сводящим их с ума. Группа сектантов с помощью жертвоприношений пытается разбудить Древнего Бога. В итоге им это удаётся, но разбуженный Ктулху сталкивается с пароходом и снова погружается в сон. Ктулху ещё упоминается в романе " Хребты Безумия ", но там больше о заселении Древними Богами Земли и инопланетной цивилизации Старцев.

Меньшее божество в пантеоне Мифов Ктулху, наряду с супругой Гидрой является покровителем расы Глубоководных. Впервые Дагон упоминается в одноимённом рассказе , созданном в 1917 году. Дагон описывается, как гигантских размеров гибрид человека рыбы и лягушки.

"Громадный, напоминающий Полифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то недоддающиеся описанию ритмичные звуки ".

Г.Ф. Лавкрафт, "Дагон".

изображение: algizsoul.ru


Кроме этого, Дагон упоминается в рассказе "Тень над Иннсмутом ". В рассказе главный герой попадает в город, населённый Глубоководными - существами, совмещающими в себе черты человека, рыбы и лягушки. Глубоководные стали широко использоваться в разнообразных фэнтези, например, с них списаны Мурлоки во вселенной Warcraft .


Ньярлатхотеп (Nyarlathotep)

Воплощение хаоса, посланник Древних Богов в мире людей. Ньярлатхотеп появляется в одноимённом рассказе и описывается, как высокий смуглый человек, напоминающий древнеегипетского фараона.

"И тогда Ньярлатхотеп вышел из Египта. Кто он, никто не знал, только был он древних туземных кровей и походил на фараона. Феллахи падали ниц, завидев его, хотя никто не мог сказать, почему. Ньярлатхотеп говорил, что восстал сквозь тьму двадцати семи веков, и что голоса не с этой планеты доступны его слуху. В земли цивилизации пришёл Ньярлатхотеп, смуглый, стройный и зловещий" .

Г.Ф. Лавкрафт, "Ньярлатхотеп".

изображение: wikipedia.org

В рассказе, являющимся "поэмой в прозе", описывается, что наступил конец света и на Землю явился Ньярлатхотеп, ведущий выживших людей за собой в "незримую пучину невообразимого". Со слов самого Ньярлатхотепа, он имеет тысячи обличий, а его истинная форма выглядит, как постоянно бурлящая и меняющая форму чернота. В мир людей он приходит, неся предзнаменование конца света, наподобие одного из всадников Апокалипсиса. Ньярлатхотеп упоминается в рассказах " Сомнабулический поиск Неведомого Кадата ", "Странствия Альхазреда ", а наиболее полно раскрывается в произведении "Обитающий во тьме ". В городке Провиденс (родной город Лавкрафта) ходят недобрые слухи о поселившейся старой церкви нечистой силе. Молодой писатель Роберт Блейк, заинтересовавшейся этими слухами, решает исследовать церковь и находит в ней записи о сатанинском культе. По случайности, Роберт призывает в наш мир аватар Ньярлатхотепа, который обитает во тьме и не выносит солнечного света. Ньярлатхотеп преследует Роберта и после отключения в городе электричества убивает его.

Иначе называемый "Чёрный Козёл Лесов с Тысячью Младых" (Ya! The Black Goat of the Woods with a Thousand Young!). Шуб-Ниггурат является божеством извращённого плодородия и выглядит, как некая масса с козлиными ногами и со множеством щупалец и ртов. Он порождает множество чудовищ, которых пожирает и рождает вновь. Впервые Шуб-Ниггурат упоминается в рассказе "Последний опыт " (в некоторых переводах используется название "Последний тест"). В Сан-Франциско вспыхивает таинственная эпидемия, известная, как "Чёрная лихорадка". Местный врач и его помощник ищут лекарство от новой смертоносной болезни. Оказывается, что помощник врача - существо из другого мира, затуманившее разум доктора и принесшее с собой новую болезнь. Также, Шуб-Ниггурат упоминается в рассказах "Тварь на пороге ", "Ужас в музее" и "Окно в мансарде". В компьютерной игре "Quake " один из боссов называется Шуб-Ниггурат, правда, выглядит как некое дерево, порождающее монстров.

изображение: wikipedia.org


Хастур (Hustur)
Лавкрафт позаимствовал образ Хастура у других писателей и в Мифах Ктулху ему уделено мало внимания. Также известный, как "Король в жёлтом", Хастур впервые упоминается в рассказе Амброза Бирса "Пастух Гаита". Первоначальный образ, созданный Бирсом, не нёс негативной окраски, а упоминался, как загадочный и доброжелательный персонаж. Позже другой писатель, Роберт Чемберс, позаимствовал имя "Хастур" для своего рассказа "Жёлтый знак", в котором Хастур именуется "Король в жёлтом" и имеет зловещую окраску. Лавкрафт, впечатлившись после прочтения рассказа Чемберса, создал "классический" образ Хастура, включив его в пантеон богов Мифов Ктулху. К сожалению, разработкой образа всё и закончилось, написать про него отдельное произведение Лавкрафт не успел. Хастур выглядит, как чёрный вихрь, похищающий рассудок и душу любого, кто его видит. Обычно он упоминается вместе с древним проклятым городом Каркоза. Образ Каркозы был создан Амброзом Бирсом в рассказе "Житель Каркозы", а затем доработан Чемберсом и Лавкрафтом. У Лавкрафта Хастур упоминается в рассказе "Шепчущий во тьме ". Также, его образ использован в телесериале "Настоящий детектив " в качестве бога тёмного культа.

изображение: tumblr.com


Кроме Древних Богов, у Лавкрафта есть и другие персонажи, заслуживающие внимания. В первую очередь, это инопланетная раса разумных грибов Ми-Го и подводные жители, именуемые Глубоководные . Кроме них, я расскажу о менее известных представителях вселенной Лавкрафта: Летающих полипах, Великой расе Йит и Старцах.

Ми-го инопланетная раса разумных грибов, прилетевших в нашу Солнечную систему из далёкого космоса и обосновавшихся на планете Юггот , отождествляемое с Плутоном. Впервые Ми-го упоминаются в сонете Лавкрафта "Грибы с Юггота ", написанном в 11929 году. Более полно их образ раскрывается в повести "Шепчущий во тьме ". Хотя Ми-го являются грибами, выглядят они, как смесь насекомого и ракообразного.

изображение: wikipedia.org

" Это были розоватые существа примерно полтора метра длиной; с телами ракообразных и парами крупных спинных плавников или перепончатых крыльев и несколькими членистыми конечностями; на месте головы у них имелся свёрнутый улиткой эллипсоид со множеством коротких усиков ".

Г.Ф. Лавкрафт "Шепчущий во тьме".

Ми-го высокотехнологическая раса, добывающая на Земле редкие минералы. Они перемещаются в космосе без летательных аппаратов, с помощью собственных крыльев. Ведут скрытный образ жизни и обладают большими познаниями в биотехнологиях. Например, Ми-го способны поместить человеческую голову в специальный контейнер и забрать с собой на Юггот. При этом, человеческий мозг и сознание будут продолжать функционировать отдельно от тела. Ми-го также упоминаются в романе "Хребты Безумия ", как одни из первых жителей Земли.

Раса разумных амфибий, выглядящих, как гибрид человек, рыбы и лягушки. Впервые описываются в повести "Тень над Иннсмутом " и, затем, в рассказе "Комната с заколоченными ставнями ".

"Мне показалось, что в своей массе они были серовато-зеленого цвета, но с белыми животами. Большинство из них блестели и казались осклизлыми, а края их спин были покрыты чем-то вроде чешуи. Очертаниями своими они лишь отдаленно напоминали антропоидов, тогда как головы были определенно рыбьи, с выпуклыми, даже выпученными глазами, которые никогда не закрывались. Сбоку на их шеях виднелись трепещущие жабры, а между отростками длинных лап поблескивали натянутые перепонки, Они вразнобой подпрыгивали, отталкиваясь то двумя, а то всеми четырьмя конечностями, и я как-то даже обрадовался, что у них их было всего четыре. Их хриплые, лающие голоса, явно созданные для некоего подобия речи, несли в себе массу жутких и мрачных оттенков, с лихвой компенсировавших малую выразительность их морд. "

Г.Ф. Лавкрафт, "Тень над Иннсмутом".

Глубоководные поклоняются Отцу Дагону и Матери Гидре, считая их своими прародителями. Как следует из их названия, Глубоководные обитают на дне океана в подводных городах. Об их культуре и обычаях известно мало, очевидно, это малочисленный народ, имеющий проблемы с размножением. Как иначе объяснить их желание спариваться с людьми и пополнять свои ряды за счёт рождённых гибридов, которые со временем превращаются в амфибий. Известно, что глубоководные добывают под водой золото, изготавливают из него причудливые ювелирные изделия и отдают их людям в обмен на жертвоприношения.


Летающие полипы (Flying polyps)

Одна из древнейших рас во Вселенной, упоминается в рассказе "За гранью времён ". Полипы являются полуматериальными существами, обладающими отличными от всех известных человеку органами чувств. Миллиарды лет назад они прибыли на Землю из далёких галактик и стали воевать со Старцами и Йит. Летающие полипы оказались разгромлены и заточены под землю.

изображение: wikipedia.org


"Их нельзя было назвать полностью материальными – в нашем понимании материи; по типу своего сознания и способам восприятия они разительно отличались от любого из земных организмов. Например, у них не было такой категории, как зрение, – существующий в их сознании мир являл собой странную невизуальную систему образов. Они, однако, были материальны в достаточной степени для того, чтобы пускать в ход вполне вещественные средства в тех областях космоса, где эти средства имелись в наличии; кроме того, они нуждались в постоянном жилище, пусть даже и несколько своеобразного характера. Хотя чувства их могли проникать сквозь любые физические преграды, материальные элементы их существа были на это не способны; уничтожить их можно было только воздействием некоторых видов электрической энергии. Несмотря на отсутствие крыльев и иных специальных приспособлений, они могли свободно перемещаться по воздуху ".

Г.Ф. Лавкрафт, "За гранью времён".

Великая Раса Йит (Great Race Yith)

Древняя и высокоразвитая раса космических пришельцев, способных путешествовать во времени. При путешествии во времени йитианцы перемещали своё сознание в тела существ, живущих в другом времени. За свою способность путешествовать во времени они названы Великой Расой. Впервые, вместе с Летающими полипами упоминаются в рассказе "За гранью времён". В рассказе говорится о неком профессоре, чей разум атаковали пришельцы, что привели к полной потери памяти. Сумев в конце-концов вернуть себе память, профессор понимает, что в его тело вселялись пришельцы Йит, оставив свои воспоминания о Земле за миллиарды лет до появления на ней человека.

изображение: wikipedia.org

Прибыв на Землю, Йит начали войну с Летающими полипами, в чьи тела не могли вселяться, а потому боялись их. Йитианцы выглядят, как трёхметровые конусы с щупальцами наверху.

"Сами эти существа внешне представляли собой огромные складчатые конусы высотой до десяти футов, голова и некоторые другие органы которых помещались на концах толстых эластичных отростков, выходивших из вершины конуса. Мысли свои они выражали посредством щелкающих и скребущих звуков, издаваемых огромными лапами или клешнями венчавшими два из четырёх упомянутых отростков, а передвигались путём расширения и сжатия нижней части конуса, покрытой каким-то особым клейким ферментом ".

Г.Ф. Лавкрафт, "За гранью времён".

Двухметровые перепончатые «крылья» того же цвета, найденные сложенными, идут из борозд между складками. Они более светлого цвета, остов трубчатый, на концах имеются небольшие отверстия. В раскрытом состоянии — по краям зубчатые. В центре тела, на каждой из пяти вертикальных, похожих на клепки, складок — светло-серые гибкие лапы-щупальца. Обвернутые в настоящий момент вокруг тела, они способны в деятельном состоянии дотягиваться до предметов на расстоянии метра — как примитивная морская лилия с ветвящимися лучами. Отдельные щупальца у основания — восемь сантиметров в диаметре, через пятнадцать сантиметров они членятся на пять щупалец, каждое из которых еще через двадцать сантиметров разветвляется на столько же тонких, сужающихся к концу щупалец-усиков — так что на каждой «грозди» их оказывается по двадцать пять. Венчает торс светло-серая, раздутая, как от жабр, «шея», на которой сидит желтая пятиконечная, похожая на морскую звезду «головка», поросшая жесткими разноцветными волосиками длиной в восемь сантиметров. Гибкие желтоватые трубочки длиной восемь сантиметров свисают с каждого из пяти концов массивной (около полуметра в окружности) головки. В самом центре её — узкая щель, возможно, начальная часть дыхательных путей. На конце каждой трубочки сферическое утолщение, затянутое желтой пленкой, под которой скрывается стекловидный шарик с радужной оболочкой красного цвета — очевидно, глаз ".

Г.Ф. Лавкрафт, "Хребты Безумия".

Старцы знамениты созданием шогготов - разумной массы протоплазмы, способной принимать любой образ. Шогготы были созданы, чтобы служить Старцам, но, как это часто бывает, взбунтовались и уничтожили своих создателей. Кроме шогготов, Старцы создали человека, они проводили много экспериментов с генетикой, пытаясь искусственно вывести полезные организмы. Человек стал для них чем-то вроде забавной игрушки, а по другой версии - вкусным деликатесом.

По мимо фантастических существ, Лавкрафт создал ещё две знаковые вещи - город Аркхем и книгу Некрономикон . Поговорим о них более подробно ниже.

Вымышленный город в штате Массачусетс, расположенный к северу от Бостона. Через Аркхем протекает река Мискатоник, послужившей названием для знаменитого Мискатоникского университета. Очевидно, что Мискатоникский университет является отсылкой к реально существующему (MIT). В отличие от реального учебного заведения, в библиотеке Мискатоникского университета хранятся различные оккультные книги, рассказывающие, как призывать демонов. Например, в нём хранится знаменитый Некрономикон . В американской культуре Мискатоникский университет является мемом и источником множества шуток. Например, в США можно купить "настоящий" диплом об окончании Мискатоникского университета, а также значки и другую символику с ним. Уместным аналогом для России будет какой-нибудь институт Борщеварения, что намекает о плохом образовании человека.

изображение: lanzaroteholidays.info Книге мёртвых . Египетская книга представляла собой руководство для путешествия в загробном мире и помещалась в гробницу, в расчете, что умерший смоет ей воспользоваться после смерти. Никаких ритуалов по призыванию демонов, понятное дело, в ней не описывалось. Некрономикон объединяет различные произведения автора, упоминаясь везде, где только можно. Это, своего рода, Deus ex machina - инструмент для искусственного продвижения сюжета. Интересно, что многие читатели верили в истинность Некрономикона, и, видимо, настолько достали автора, что ему пришлось писать несколько официальных опровержений его существования.

изображение: craft4me.com

В современной культуре Некрономикон является синонимом древней оккультной книги и широко растиражирован в кино. Например, в трилогии "Зловещие мертвецы ".

Думаю, для одной записи этого более, чем достаточно и пора заканчивать. В заключение, хочу привести список литературы, рекомендованной для желающих ознакомиться с творчеством Лавкрафта. Библиография у него большая и читать все произведения смысла нет, поэтому я укажу лишь самые, на мой взгляд, значимые и интересные вещи. Зов Ктулху (культ Ктулху), Тень над Иннсмутом (Глубоководные), Хребты Безумия (Старцы и история мира по Лавкрафту), Шепчущий во тьме (Ми-го), Тварь на пороге (Шуб-Ниггурат), Обитающий во тьме (Ньярлатхотеп), За гранью времён (Великая Раса Йит и Летающие полипы) .

Следующий выпуск будет посвящён художественным фильмам, снятым по произведения Лавкрафта, а на сегодня у меня всё. Благодарю за внимание!