Кому из героев относится название главы фаталист. Урок-размышление "Можно ли назвать Печорина фаталистом?" (по роману М.Ю

Фаталист – это человек, верящий в судьбу. В то, что будущее предопределено свыше, и повлиять на него невозможно. Слово это происходит от латинского fátalis (определенный судьбой), fatum (судьба, рок). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.


С точки зрения фаталиста человек, как поезд, двигается по определенному судьбой маршруту от станции к станции, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с маршрута. А расписание заранее составлено высшими силами и соблюдается неукоснительно. А люди – лишь своего рода винтики в огромном механизме, каждый из них имеет свою функцию, и выйти за пределы очерченного судьбой предназначения невозможно.

Признаки фаталиста

Фаталистическое мировоззрение, естественно, накладывает свой отпечаток и на характер человека:


  • Фаталист убежден в том, что «чего быть, того не миновать», и это накладывает на его мировоззрение определенный отпечаток:

  • Такие люди не ждут от будущего ничего хорошего. Поэтому слово «фаталист» иногда используется как к «пессимисту», убежденному в том, что дальше будет только хуже;

  • Отрицая свободу воли, фаталист не верит в человека и его возможности;

  • Зато и об ответственности за поступки с человека снимается – ведь, если все его действия предопределены свыше, то человек лишь инструмент в руках судьбы и не может отвечать за свои действия;

  • Вера в гороскопы, хиромантию, предсказания и пророчества, попытки тем или иным способом «заглянуть в будущее» – также черта фаталистического мировоззрения.

Фатализм в античности и современности

В мировоззрении древних греков понятие судьбы и неотвратимого рока играли основополагающую роль. Сюжет множества античных трагедий строится вокруг того, что герой пытается «обмануть судьбу» – и терпит неудачу.


Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» родители героя после пророчества о том, что их ребенок собственноручно лишит жизни отца и женится на собственной матери, решают убить младенца. Но исполнитель приказа, пожалев малыша, тайно передает его на воспитание в другую семью. Повзрослев, Эдип узнает о предсказании. Считая своих приемных родителей родными, он уходит из дома, чтобы не стать орудием злого рока. Однако в пути он случайно встречает и убивает родного отца – а спустя некоторое время женится на его вдове. Таким образом, совершая действия, нацеленные на то, чтобы избежать предначертанной им судьбы, герои, сами того не зная, приближают себя к трагическому финалу. Вывод – не пытайся обмануть судьбу, рок не обманешь, а чему суждено случиться – то случится помимо твоей воли.



Однако со временем фатализм перестал иметь настолько тотальные формы. В современной культуре (несмотря на то, что понятие «судьбы» играет серьезную роль в ряде мировых религий) свободе воли человека отводится гораздо большая роль. Поэтому мотив «спора с судьбой» становится довольно популярным. Например, в популярном романе Сергея Лукьяненко «Дневной дозор» фигурирует Мел судьбы, при помощи которого герои могут переписать (и переписывают) свои или чужие судьбы.

Кто фаталист – Печорин или Вулич?

Самым известным описанием фаталистического мировоззрения можно считать главу «Фаталист» из романа Лермонтова «Герой нашего времени». В центре сюжета – спор двух героев, Печорина и Вулича, о том, властен ли человек над своей судьбой. В рамках спора Вулич приставляет к собственному лбу заряженный пистолет и нажимает на курок – и пистолет дает осечку. Вулич использует это как сильный аргумент в споре о том, что человек не может распоряжаться своей жизнью даже в стремлении к смерти. Однако в тот же вечер его случайно убивают на улице.


Фаталистами в этой ситуации можно считать каждого из героев – и Вулича, который без страха стреляет в себя, руководствуясь идеей о том, что никакие его действия не могут изменить его судьбы. И его смерть в тот же вечер по совсем другой причине – подтверждение поговорки о том, что «кому суждено быть повешенным – тот не утонет». Однако и Печорин, увидевший в тот день на лице своего оппонента «печать смерти» и убежденный в том, что Вулич должен умереть именно сегодня, демонстрирует недюжинную веру в судьбу.

Говоря о творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, нельзя обойти стороной его знаменитый философский роман «Герой нашего времени». В своем произведении писатель старался исследовать психологический образ Григория Печорина, однако обойтись одним Печориным не удалось, так как главный герой захватывает множество судеб, после прикосновения которого все они либо гибнут, либо теряют смысл, интерес и любовь к жизни.
Лермонтов рисует жизненные ступени главного героя в своем романе, начиная его с главы под названием «Бэлла», заканчивая абсолютно - философской и глубокомысленной главой, заключающей в своем названии главный смысл всего содержания. «Фаталист» последний раздел дневника Печорина. По-мнению одного из критиков, отсутствие последней главы романа сделало бы образ Печорина нецелостным. Почему же без этой главы внутренний портрет главного героя был бы незавершенным?
Читая роман Михаила Лермонтова, мы наблюдаем жизненный цикл Григория Печорина. В течение своей жизни Печорин оставил в памяти людей одни только страдания, однако, сам он был ужасно несчастным человеком. Противоречия и одиночество, рождавшиеся в его душе, поглотили его, не дав жизни искренним эмоциям и чувствам. Именно так, глава за главой, мы узнавали главного героя, раскрывая в его душе новые порции человеческих пороков. Но главной точкой всего романа является глава «Фаталист». В ней показано отношение Печорина к судьбе, именно в ней ставится под сомнение явление предопределенности. Тем самым, автор не снимает ответственности с героя за все, совершенные им поступки. Писатель, варьируя жизненные ситуации, лишь проводит по ним Печорина, исследуя новые грани его души. Именно это глава утверждает истинность высказываний Печорина и мыслей автора в том, что значимость активности человека в собственной судьбе, весьма и весьма важна. Так, идя наперекор року событий и фатуму, Печорин входит в избу, где бушует убийца-казак, которого он довольно быстро и умело обезоружил. В этот момент проявились лучшие качества натуры героя.
Финальная глава романа «Герой нашего времени» «Фаталист» доводит до логического завершения и полного раскрытия главного героя основную мысль романа. Собирательный образ, вместивший в себя как хорошие качества, так и совершенно непростительные, утверждает свои позиции в последней части произведения. Писатель оставляет открытым вопрос о фатализме, завершив жизнь Печорина на пути в Персию. Именно в этой главе образ Григория Печорина исчерпан до самого конца, без остатка поглощен философскими размышлениями о судьбе, о смысле жизни и о том, что борьба человека за собственную жизнь возможна и необходима.
Безусловно, завершающая глава романа является самым главным разделом дневника Печорина. Только в ней мы раскрываем последние закоулки души главного героя, находя в нем размышления о предопределенности, которые непременно находят свое пристанище в душе самого писателя.

Глава Фаталист из книги Герой нашего времени. Вопрос: кого можно назвать фаталистом? и получил лучший ответ

Ответ от Бей Меня[гуру]

Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Именно его Лермонтов называет "героем нашего времени". Сам автор замечает следующее: "Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени.

Ответ от Максим Коряковский [гуру]
Роль главы "Фаталист" - раскрытие образа Печорина.
Печорин умен, хорошо образован. Он чувствует в своей душе большие силы, которые потратил попусту. "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; "я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги". Внутренние качества героя автор выражает через его внешность. Аристократичность Печорина показывается Через худобу его бледных пальцев. При ходьбе он не размахивает руками - так выражается скрытность его натуры. Глаза Печорина не смеялись, когда смеялся он. Это можно назвать признаком постоянной душевной драмы. Внутренние метания героя особенно ярко отразились в его отношении к женщинам. Он выкрадывает молодую черкешенку Бэлу из родительского дома, какое-то время наслаждается ее любовью, но после она надоедает ему. Бэла гибнет. Он долго и методично привлекает к себе внимание княжны Мери. Им движет лишь желание всецело обладать чужой душой. Когда герой добивается ее любви, говорит, что не собирается на ней женится. На Минеральных водах Печорин встречает Веру, женщину, которая любила его в течение многих лет. Мы узнаем, что он издергал всю ее душу. Печорин искренне увлекается, но чрезвычайно быстро ему становится скучно, и он бросает людей, как сорванный по дороге цветок. В этом состоит глубокий трагизм героя. Окончательно осознав, что уже никто и ничто не сможет составить смысл его жизни, Печорин ждет смерти. Он нашел ее в дороге, по возвращении из Персии


Ответ от Максим Коряковский [гуру]
Роль главы "Фаталист" - раскрытие образа Печорина.
Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Именно его Лермонтов называет "героем нашего времени". Сам автор замечает следующее: "Герой Нашего Времени.. .точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени.
Печорин умен, хорошо образован. Он чувствует в своей душе большие силы, которые потратил попусту. "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; "я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги". Внутренние качества героя автор выражает через его внешность. Аристократичность Печорина показывается Через худобу его бледных пальцев. При ходьбе он не размахивает руками - так выражается скрытность его натуры. Глаза Печорина не смеялись, когда смеялся он. Это можно назвать признаком постоянной душевной драмы. Внутренние метания героя особенно ярко отразились в его отношении к женщинам. Он выкрадывает молодую черкешенку Бэлу из родительского дома, какое-то время наслаждается ее любовью, но после она надоедает ему. Бэла гибнет. Он долго и методично привлекает к себе внимание княжны Мери. Им движет лишь желание всецело обладать чужой душой. Когда герой добивается ее любви, говорит, что не собирается на ней женится. На Минеральных водах Печорин встречает Веру, женщину, которая любила его в течение многих лет. Мы узнаем, что он издергал всю ее душу. Печорин искренне увлекается, но чрезвычайно быстро ему становится скучно, и он бросает людей, как сорванный по дороге цветок. В этом состоит глубокий трагизм героя. Окончательно осознав, что уже никто и ничто не сможет составить смысл его жизни, Печорин ждет смерти. Он нашел ее в дороге, по возвращении из Персии

Вопросы и задания к главе

1. Зачем Лермонтов указывает, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича, видел в его лице «печать смерти»? Ищет ли Вулич смерти? А Печорин? Почему?
2. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Почему, убедившись, что предопределение существует, Печорин все же хочет испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
3. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
4. К кому из героев относится название главы? Какой смысл при этом выявляется?
5. Отличаются ли фатализм Вулича и фатализм Печорина?
6. Докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.
7. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он и начинается, и заканчивается в крепости N?

Дополнительные вопросы
1. Сопоставь Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»).
2. Сопоставь язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина.