Язык: Фонетика и фонология. Что такое звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи

Из всех звуков окружающего мира наибольшее значение для человека имеют звуки речи. С акустической точки зрения речь представляет собой поток различных звуков, прерывающийся паузами разной длительности. Особенности звуков речи определяются различием их акустических свойств: высоты, силы, тембра и длительности. Разнообразное сочетание этих свойств звуков речи является той материальной основой, которая служит для выражения мысли.

Звуки речи делятся на две основные группы - гласные и согласные. Гласные являются тоновыми звуками, согласные - преимущественно шумовыми.

Гласные звуки. Различие между отдельными гласными определяется характерными для каждого гласного формантами. Форманты представляют собой отдельные усиленные области частот, составляющих сложный спектр звуков речи. Так, например, гласный звук а независимо от своего основного тона, т. е. независимо от того, на какой высоте голоса он произнесен, имеет характерную для этого звука форманту, охватывающую область от 1000 до 1400 Гц.

Таблица 2.

Из приведенной таблицы 2 видно, что гласные у, ы, о характеризуются низкими формантами (от 200 до 800), а гласные э, и - высокими (от 1500 до 4200), для гласного же а характерны форманты средней частоты (от 1000 до 1400), так что звуки у, ы, о можно условно считать «низкими», в то время как и, э являются «высокими» звуками.

Из этой же таблицы видно, что гласные ы, э имеют, кроме основных формант, добавочные формантные области, отличающиеся от основных меньшей интенсивностью.

Согласные звуки также обладают определенными акустическими характеристиками, но значительно более сложными. Звуковой анализ звонких согласных, например б, в, з, ж и др., показывает наряду с периодическими колебаниями, соответствующими тону голосовых связок, наличие в составе этих звуков непериодических колебаний высокой частоты, не гармоничных по отношению к основному тону. Что касается глухих согласных, например п, ш, ц и др., то в их состав входят только непериодические колебания разной частоты. Согласные л, м, н обладают почти правильной периодичностью. Для р характерны биения звука с частотой около 20 колебаний в секунду (соответственно частоте вибраций языка) и форманта в области от 200 то 1500 Гц. Согласный ш имеет высокую форманту в области от 1200 до 6300 Гц, а согласный с - еще более высокую характеристическую область - от 4200 до 8600 Гц. Нужно отметить, что звуковой спектр согласных настолько сложен, что вопрос о физической природе этих звуков не может считаться окончательно разрешенным.

Если в силу каких-либо причин устраняются или ослабляются форманты, характеризующие речевые звуки, то речь становится неразборчивой, даже если она обладает достаточной громкостью. Такое устранение и ослабление формант служит причиной неразборчивости речи при несовершенной радиопередаче и при пользовании низкокачественной звукоусиливающей аппаратурой.

Снижение разборчивости речи за счет устранения высоких формант отмечается также при некоторых формах тугоухости, когда нарушается восприятие высоких тонов.

Акустика звуков речи

Звуки речи – это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки). Тон – это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум – это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука – это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Сила звука измеряется в ДБ. Шепот определяется в 20 – 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 – 90 дБ.

Длительность звука , т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов). Основной тон – это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Обертон – частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Он вызывается резонансом , т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменением частоты обертонов .

Тембр – это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Форманта – это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте.

В качестве значимой минимальной единицы звукового строя языка рассматривается фонема (др.-греч. φώνημα - «звук»). Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка. Фонема:

· с учетом физического аспекта – класс фонетически сходных звуков или звукотипов;

· с учетом функционального аспекта – т.н. сегментная единица – смыслоразличитель, обладающая дифференциальными признаками (артикуляционными и акустическими).

По характеристике Н.И. Жинкина, фонема не обладает никаким значением, но помогает человеку различать, опознавать слова . Фонемы представлены в языке в виде противопоставлений акустических и артикуляторных признаков, которые служат для опознавания и различения значимых единиц языка – морфем, а через них – опознавания и различения слов. Таким образом, фонема со смыслоразличением связана косвенно.

Сильная позиция фонемы – это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства. Слабая позиция это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций.

Фонетика – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

- Акустика речи изучает физические признаки речи.

- Антропофоника или физиология речи изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

- Фонология изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) – акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии. Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными ) и суперсегментными . Сегментные единицы – это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Структурная организация сегментных единиц (фонем) осуществляется супрасигментными единицами (или просодической системой языка). С.Н. Цейтлин под просодической системой понимает совокупность интонации и ударения.

Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой):

Компонент интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – это совокупность звуковых средств языка, которые.


Как физическое явление звук речи представляет собой результат колебательных движений голосовых связок. Источник колебательных движений образует непрерывные упругие волны, которые воздействуют на человеческое ухо, в результате чего мы и воспринимаем звук. Свойства звуков изучаются акустикой. При описании звуков речи рассматриваются объективные свойства колебательных движений - их частота, сила, и те звуковые ощущения, которые возникают при восприятии звука - громкость, тембр. Часто слуховая оценка свойств звука не совпадает с его объективными характеристиками.
Высота звука зависит от частоты колебаний в единицу времени: чем больше число колебаний, тем выше звук; чем меньше колебаний, тем звук ниже. Высота звука определяется в герцах. Для восприятия звука важна не абсолютная, а относительная частота. При сравнении звука с частотой колебаний в 10 000 ГЦ со звуком в 1 000Гц первый будет оценивать как более высокий, но не в десять раз, а всего лишь в 3 раза. Высота звука зависит также от массивности голосовых связок - их длины и толщины. У женщин связки тоньше и короче, поэтому женские голоса обычно выше, чем мужские.
Сила звука определяется амплитудой (размахом) колебательных движений голосовых связок. Чем больше отклонение колеблющегося тела от исходной точки, тем интенсивнее звук. В зависимости от амплитуды меняется давление звуковой волны на барабанные перепонки. Силу звука в акустике принято измерять в децибелах (дБ). Сила звука зависит и от объема резонирующей полости.
С точки зрения слушающего сила воспринимается как громкость: увеличение звукового давления приводит к увеличению громкости. Между силой и громкостью нет прямой зависимости. Звуки равные по силе, но с разной высотой воспринимаются по-разному. Так, звуки с частотой до 3000Гц воспринимаются как более громкие.
Звуки русского языка различаются по времени своего звучания. Длительность звучания измеряют в тысячных долях секунды - мс. По долготе звучания различают ударные и безударные гласные звуки. Безударные гласные первого и второго предударного слога также различны по времени. Длительность смычных взрывных согласных практически равна нулю.
Фонетическим паспортом человека называют тембр звука. Тембр звука создается путем наложения на основной тон, возникающий в результате ритмических колебаний голосовых связок, обертонов, являющихся результатом колебаний отдельных частей звучащего тела. Частота колебаний обертонов всегда в кратное число выше частоты колебаний основного тона, а сила слабее, чем выше высота. Резонаторы могут изменять соотношение тонов и обертонов, что отражается на тембровом рисунке звука.
С развитием электроакустической (в 1920-1930 гг.), а затем (в середине 60-х гг.) - компьютерной (электронной) техники стало возможным более детальное изучение акустических характеристик звука речи.

Лингвистика имеет ряд разнообразных разделов. Каждый из них посвящен изучению определенного языкового уровня. Одним из базовых, которые проходят и в школе, и в университете на филологическом факультете, является фонетика, которая изучает звуки речи.

Фонетика

Фонетика - базовый раздел филологической науки, изучающий звуковой строй языка. В данном разделе рассматривают:

  1. Звуки, их классификацию и функционирование.
  2. Слоги и их классификацию.
  3. Ударение.
  4. Интонационное оформление слов.
  5. Звуки речи - это наименьшие неделимые языковые единицы. Звуки образуют слоги, из которых состоят слова.

Разделы фонетики

В классической фонетике выделяют следующие разделы:

  1. Акустика речи. Она уделяет внимание физическим признакам речи.
  2. Физиология речи, изучает работу артикуляционного аппарата во время произнесения звуков.
  3. Фонология - раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство общения, их функционирование.

Выделяются также и смежные разделы языкознания:

  1. произношения.
  2. Орфография, благодаря которой учащиеся знакомятся с правописанием слов.
  3. Графика - раздел, рассматривающий состав русского алфавита. В нем детально рассматривается соотношение между звуками и их фиксацией на письме, история возникновения алфавита.

Классификация

Выделяют звуки речи гласные и согласные.

При произнесении струя выдыхаемого воздуха свободно проходит сквозь органы речи, не встречая преград. В результате произнесения согласных, наоборот, выдыхаемый воздух встречает преграду, которая образуется в результате полного или частичного смыкания органов речи.

В нашем языке на сегодняшний день выделяют 6 гласных звуков и 21 согласный. Отметим также, что гласные звуки бывают ударными или безударными, а согласные делятся на мягкие и твердые.

Акустические характеристики звуков

Все звуки речи обладают акустическими характеристиками. К ним относится:

  • Высота. Выражается в герц/сек. Чем больше значение, тем выше звук.
  • Сила или интенсивность, которая зависит от амплитуды колебания голосовых связок. Измеряется в децибелах.
  • Тембр зависит от основного тона и обертонов.
  • Длительность измеряется количеством времени, необходимого для произнесения звука. Данная характеристика напрямую связана с темпом речи.

Артикуляционные признаки

Для согласных выделяют четыре основных артикуляционных признака:

  1. Соотношение шума и голоса (сонанты, шумные звонкие, шумные глухие).
  2. По способу артикуляции: смычные (взрывные, аффрикаты, смычные), щелевые и смычно-щелевые (боковые, дрожащие).
  3. По активному органу, участвующему в образовании звука: губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные).
  4. По пассивному органу, участвующему в артикуляции: зубные, альвеолярные, палатальные, велярные.

Артикуляционные признаки

У гласных выделяют следующие признаки:

  • Ряд - зависит от того, какая часть языка во время произношения звука приподнимается. Выделяют передний, средний и задний ряд.
  • Подъем - зависит от того, насколько сильно приподнята спинка языка при произношении. Бывает высокий, средний или низкий подъем.
  • Лабиализация характеризуется участием губ в произношении звука. Выделяют лабиализованные и нелабиализованные гласные.

Слог

Изучает фонетика звуки речи и слоги.

Слог - минимальная смысловая единица. В речи слово делится именно на слоги с помощью пауз. Каждый слог состоит из словообразующего звука, зачастую гласного. Кроме того, в него может входить один или несколько неслогообразующих звуков, обычно согласных.

Выделяют следующие виды слогов:

  1. Открытый, который окачивается гласным.
  2. Закрытый, оканчивается согласным.
  3. Прикрытый - начинается с согласного.
  4. Неприкрытый - начинается с гласного.

Ударение

Ударение - это выделение в слове одного из компонентов - слога. Оформляется интонационно. Звук или слог, который находится в ударной позиции, произносится с большей силой и четкостью.

Проверить правильность ударения в слове можно с помощью орфоэпического словаря.

Фонетический разбор

Изучая звуки речи, школьники и студенты закрепляют свои знания с помощью слов. Выполняется он следующим образом:

  1. Записывается слово согласно правилам орфографии.
  2. Слово делится на слоги.
  3. Далее в строку записывается транскрипция слова в квадратных скобках.
  4. Ставится ударение в слове.
  5. Все звуки, записанные в транскрипции, записываются в столбик. Напротив каждого из них записываются его артикуляционные характеристики.
  6. Считается количество букв и звуков в слове и записываются полученные значения.
  7. Считается количество слогов, дается их краткая характеристика.

Изучение в школе

Знакомство с фонетикой начинается еще в первом классе. Тогда детей учат различать гласные и ударные и безударные гласные, считать слоги. В пятом классе начинается более углубленное знакомство со звуками речи. Детям дается краткая артикуляционная характеристика звуков, они знакомятся с твердыми и мягкими согласными, учатся правильно выполнять фонетический разбор слова.

В десятом классе полученные ранее знания систематизируются и повторяются. В случае если имеется профильный уклон на изучение родного языка, знания о фонетике углубляются согласно разработанной ранее учителем программе.

Изучение в университете

Знакомство студентов-филологов с фонетикой начинается на первом курсе университета и длится в течении одного-двух семестров. При этом один семестр посвящается изучению фонетики, то есть акустики и физиологии речи, второй - фонологии. На протяжении курса студенты знакомятся с различными подходами в и фонем, учатся давать характеристику звукам, делать фонетический анализ. По окончании курса сдается экзамен.

В будущем полученные знания пригодятся при изучении диалектологии, графики и орфографии, орфоэпии.

Выводы

Звуки речи - это минимальные изучаемые в лингвистике. Их изучением занимается наука фонетика. Знакомство со звуками начинается еще в первом классе с изучения основ. Знание фонетики - основа орфографической культуры человека.

Звуки речи, как и всякий другой звук, есть результат колебательного движения упругой среды. Струя воздуха, нагнетаемая из легких, приводит в колебательное движениеголосовые связки, они передают движение частицам окружающей воздушной среды. Каждая из частиц делает сначала движение вперед от колеблющегося тела, затем возвращается назад. В результате получается периодическое изменение воздушного давления, то есть последовательные сгущения воздуха (при движении вперед) и разряжения (при движении назад). Это создает звуковую волну (акусму).

Можно говорить о следующих акустических составляющих звука речи:

Высота звука зависит от количества колебаний в единицу времени. От увеличения количества колебаний высота звука повышается, от уменьшения – понижается. Высоту звуков измеряют герцами – одно колебание в секунду (Герц – нем. физик). Человеческое ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц. Изменения высоты звуков в речи создает интонацию, мелодику речи.

Сила звука определяется амплитудой колебаний звуковой волны: чем больше амплитуда, тем сильнее звук (лат. amplitudo пространность, обширность). В речи сила звука связывается с понятием о силовом ударении. Сила звука воспринимается слушающим как громкость. Ученые выделяют два порога: порог слышимости (когда звук слабо различим) и порог болевого ощущения.

Длительность, или долгота звука, связана с продолжительностью данного звука во времени с его количеством колебаний: в русском языке, например, гласные под ударением длительнее безударных.

Большую роль в акустической окраске звуков играет характер колебательного движения: если оно совершается ритмически, то есть через определенные интервалы повторяются такие же периоды, то такая звуковая волна создает музыкальный тон ; это наблюдается при произношении гласных звуков, когда воздух из легких, проходя через голосовые связки, нигде больше не встречает преград. Если же колебательное движение прерывается, то ухо воспринимает такой звук как шум . Шумными являются согласные звуки: воздух, проходя через речевой аппарат, встречает на пути преграды (с участием неба, языка, зубов и губ).

Тоны и шумы взаимодействуют в ротовом и носовом резонаторах, создавая индивидуальные тембры звуков, по которым мы и узнаем звуковую речь наших знакомых и родных.

Фонема и система фонем

Звуки языка можно охарактеризовать с трех сторон: биологической, физической и собственно лингвистической (или, как говорят иначе, – социальной, функциональной).

Биологическизвуки языка характеризуются в связи с тем, что они создаются органами речи человека и имеют, следовательно, физиологическую обусловленность. Биологическую единицу звука русский ученый И.А. Бодуэн де Куртенэ назвал кинемой (гр. kinema «движение»).

О физической стороне звуков речи можно говорить, имея в виду то, что звуки речи, как и любые другие звуки в природе, можно рассмотреть с точки зрения акустической (гр. akustikos «слуховой»; акустика – в физике – учение о звуках). Акустическую единицу Бодуэн де Куртенэ назвал акусмой (гр. akustikos «слуховой»).Биологическую и акустическую стороны звуков изучает фонетика.

Но не эти качества языковых звуков являются главными для людей, люди даже не думают о них.

Главной стороной звуков речи является их роль в создании и различении морфем и слов, т.е. смысловыразительных единиц языка. Звуки сами по себе не выражают значений, но они, как говорят, направлены на значение, т.е. помогают опознать слова и различить их смысл. Эта сторона звуков речи делает их из единиц биологических и акустических единицами собственно лингвистическими. Звуки-смыслоразличители называют фонемами. Такое понимание пришло от теории фонем, или фонологии (греч. phone «звук», «голос» и logos «учение»). Фонему открыл русский ученый Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Сначала его идею о фонеме разрабатывали его ученики: в Казани – Николай Вячеславович Крушевский, в Петербурге – Лев Владимирович Щерба; затем – члены Пражского лингвистического кружка, особенно – Николай Сергеевич Трубецкой и Роман Осипович Якобсон, тоже ученики Бодуэна по Петербургу. Вопрос о фонеме разрабатывался и швейцарским ученым Ф. Де Соссюром.

Фонема – это минимальная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем.

И фонетика, и фонология неразрывно связаны друг с другом общим объектом – звуком – и взаимно обогащаются своими достижениями в изучении его. В фонеме принято говорить о разных признаках: дифференциальных и интегральных. Дифференциальные признаки – это смыслоразличительные признаки фонем. Интегральные признаки (лат. integral «целый») – это неразличительные признаки фонем (кинемы, акусмы), они только наполняют фонему.

Разные языки имеют разное количество фонем: в русск. – 39 (или 41), в анл. – 40, франц. – 35, финск. – 30, корейск. – 39, абхазск. – 71. Бывает, естественно, и разное количество гласных и согласных фонем: в русск., например, 6 гласных, а в немецк. – 13.

Для выполнения этой роли – складывания и различения значимых единиц языка – фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Отсюда рождается термин оппозиция – противопоставления фонем (от лат. oppositio «противоположение»). Фонемные противопоставления в разных языках носят специфический характер. Например, в русском долгота и краткость не являются дифференциальными признаками, а в немецком языке они различают слова и смыслы: bieten – предлагать, bitten – просить; Staat – государство, Stadt – город.

Понятие «фонема » и «звук речи » не совпадают , так как:

1. Фонема может состоять из двух звуков (английские дифтонги , fly «летать», boy «мальчик»).

2. Две фонемы могут быть представлены одним звуком, например, слово сшить [шыть], где звук [ш] объединяет фонему префикса [с] и начальную фонему корня [ш]; мыться [мыцъ], где звук [ц] объединяет конечную фонему корня [т] и начальную фонему постфикса [с].

3. Фонема может быть равной нулю звука, например, фонема [т] в слове честный [чэсныи].

Фонема как сложное явление состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в ее единстве. Так, в фонеме [д] в русском языке мы можем выделить следующие признаки:

звонкости (ср. [т] дом – том );

твердости (ср. [д] дома – Дёма );

взрывности (ср. фрикативное [з] дал – зал );

отсутствие назальности (ср. [н] дам – нам );

наличие переднеязычности (ср. заднеязычный [г] дам – гам );

отсутствие лабиальности (ср. [б] док – бок ).

Аллофоны , или варианты фонемы, – ее фонетически сходные разновидности, отличающиеся друг от друга частичным изменением отдельных различительных признаков и находящиеся в отношении дополнительной дистрибуции (окружении).

Гиперфонема – функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.

Нейтрализация – неразличение нескольких фонем в определенной (слабой) позиции.

Литература

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2000. С. 161-227.

Головин Б.Н . Введение в языкознание. - М., 1977. - С. 31-69.

Введение в языкознание. Хрестоматия / Под ред. А.Е. Супруна. - М., 1977 (И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский).

СЛОВО КАК ПРЕДМЕТ ЛЕКСИКОЛОГИИ

Признаки слова

Знакомые нам языковые единицы – фонемы и морфемы – употребляются не отдельно, не изолированно, а только во взаимном сочетании друг с другом. Сочетание фонем обусловливает материальную сторону морфем. Сочетание морфем производится во имя образования структуры более крупной и сложной языковой единицы – слова.

Слово является стержневой единицей языка, в связи с этим назовем несколько важных моментов :

· человек в речевом общении различает только слово и реагирует только на его смысл;

· в слове совершаются все фонемные и морфемные процессы;

· слово является самостоятельной языковой единицей – лексемой;

· слово составляет основу и более крупных языковых единиц – словосочетания и предложения;

· слово является частью речи и членом предложения.

Вот поэтому закономерно говорить о фонемном слове, о морфемном слове, о лексическом слове, о слове – части речи, о слове – компоненте словосочетания, о слове – члене предложения и даже о слове – предложении.

В слове концентрируются особенности языковых единиц низших и высших уровней, и поэтому их удобно рассмотреть вокруг слова.

В науке было много попыток дать определение слову, но ввиду его многомерности ни одно из определений не получило признания. Лучшим способом определения является последовательное и всестороннее описание свойств объекта. Мы так и сделаем, но для начала все-таки условимся считать словом текст от пробела до пробела в письменной форме языка. Применительно к буквенному типу письма, например, индоевропейских языков этот способ определения слова является самым удобным.

Для начала заметим, что среди слов принято выделять слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова – те, которым в объективном мире соответствуют предметы, явления и их признаки. Знаменательным словам есть что сообщить, в них как раз и закрепляются все знания, добытые людьми в процессе их общественной практики. Знаменательные слова – лексемы соотносятся с предметами, явлениями и их свойствами как названия. В этом их отличие от морфем: морфемы выражают значения, не называя, лексемы выражают значение, называя. Эту способность лексем называют их номинативной функцией (лат. nomina – названия, имена).

Служебные слова – те, которые не имеют предметных соответствий в неязыковом мире, а употребляются только со словами знаменательными, внося в них дополнительные оттенки смысла. Служебные слова названиями не являются, они выражают значения наподобие морфем, поэтому и имеют, как мы видели, тенденцию превращения в служебные аффиксы. Но совсем лишать служебные слова соотнесенности с объективной действительностью нельзя: через них человек выражает свое понимание отношений между предметами и их признаками. Но, тем не менее, будем считать единственное значение служебных слов чисто грамматическим. В связи с эти надо заметить, что в науке о лексеме – лексикологии – подразумеваются всегда слова знаменательные, слова – названия. Служебные слова уместны тогда, когда идет речь о слове – части речи.

Теперь перечислим предельный минимум признаков , которые характерны для слова :

Фонети ческая офо рмленность. От фонем слово отличается двухмерностью, поскольку в своей исходной форме оно всегда выступает как органическое единство звучания и значения.Слово всегда характеризуется как определенное фонетическое целое – комплекс фонем.

Семанти ческая вале нтность – всякое слово имеет то или иное значение.

Недвууда рность. От словосочетаний слово обязательно дифференцируется акцентологически, оно или безударно, или имеет одно основное ударение.

Ле ксико-граммати ческая отнесённость . От морфем слова отграничиваются прежде всего возможностью отнесения их к определенному грамматическому классу (существительное, глагол и т.п.).

Непроница емость . От предложно-падежных сочетаний слова в первую очередь отличаются своей непроницаемостью, т.е. в слово как комплекс фонем невозможно вставить тот или иной звуковой элемент.

Итак, слово – это лингвистическая единица, имеющая в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью (Н.М. Шанский. Лексикология русского языка. – М., 1972. С. 32).

Слово на языковом уровне представляет собой очень сложный агрегат значений, форм и функций. Слово, например, является морфемным объединением, а это значит, что оно выражает все значения составляющих его морфем: вещественные (лексические), деривационные (экспрессивно-эмоциональные) и реляционные (грамматические). Например, в слове под-снеж-нич-к-и префикс под – выражает лексическое значение размещения одного ниже другого; корень -снеж - выражает идею атмосферных осадков в виде белых звездообразных кристалликов; суффикс -нич - с чередующимися к//ч выражает грамматическое значение предмета муж. р. (сравн. -ниц -) ; суффикс -к - является выразителем деривационного значения ласкательности; флексия -и выражает лексическое значение множественности.

Морфемные значения создают мотивировку значения слова-лексемы и составляют, как говорят, внутреннюю форму слова.

Внутренняя форма слова

Это такой морфонологический состав основы, который указывает на мотивированную связь ее звучания с данным значением. Корневые слова, как правило, скрывают мотивировку значения: снег , луна , поле . Их внутренняя форма совпадает с лексическим значением.

Слово как отдельная языковая единица – лексема имеет еще и свое собственное значение, синтезирующее значение морфем лишь в какой-то степени. Слово «подснежник» имеет, к примеру, значение: «луковичное растение из семейства амариллисовых с белыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега». Это значение является лексическим.

Кроме этого, слово, являясь частью речи, выражает общее значение целого класса слов: слово «подснежник» как существительное выражает, например, значение предметности: слово «белый» как прилагательное выражает значение пассивного признака и т.д. Это значение общеграмматическое, его можно было бы назвать семантическим (греч. semantikos – обозначающий). Семантика слова показывала бы, что означает слово: предмет, пассивный признак, действие и т.д.

И, наконец, когда слово станет членом предложения, к его смысловому объему прибавляется синтаксическое значение субъекта – подлежащего, сказуемого, определения и т.д. Синтаксическое значение можно назвать значением коммуникативным (лат. communicatio - сообщение, связь).

Как видно, в слове много типов значений: лексическое, семантическое, грамматическое, экспрессивно-эмоциональное и коммуникативное. Слово уже по многообразию типов значений является многозначным, полисемичным (греч. poly – много, sema - знак). Но когда говорят о многозначности, то обычно имеют в виду множество его лексических значений, хотя это однобоко и узко. Слово многозначно и грамматическими значениями: в глаголе «иду » 7 грамматических значений: выражается действие, оно не переходит на объект, производит действие 1-е лицо в единственном числе настоящего времени, действие еще не достигло предела, о нем сообщается изъявительно и т.д. Таким образом, когда речь идет о многозначности слова, надо всегда конкретизировать, какой тип значений имеется в виду.