Таланты бабушки из рассказа детство горького. Характеристика бабушки из рассказа детство горького

Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алеши , главного героя в автобиографическом произведении М. Горького «Детство». Это была крупная женщина с большой головой, рыхлым носом и длинными волосами. Она была доброй и отзывчивой по натуре, любила нюхать табак, всегда приходила на помощь детям и внукам, когда они в ней нуждались. Однако участь ее была непростой. Дети не ладили между собой, а сыновья, Яков и Михайло, и вовсе имели скверный, склочный характер. После того, как их сестра Варвара, мать Алеши, вышла замуж без благословления, они требовали отнять у нее приданое и отдать им. По этой причине у них дома всегда были ссоры и драки. Михайло даже пошел на отца с целью убить, а вместо этого ранил колом в руку Акулину Ивановну. Она часто плакала, умоляла Василия Васильича отдать им все, но старик не сдавался.

В жизни Алеши бабушка занимала особое место. Она к нему хорошо относилась, всегда защищала от деда и рассказывала интересные сказки, каких знала несметное количество. Соседи ее тоже любили, часто приходили за советом, так как она знала все лекарственные травы. В молодости Акулина Ивановна вышивала и плела кружева. Этому ремеслу ее научила мать, в прошлом искусная кружевница. Когда Василий Васильич отказался ее кормить и разделил хозяйство, она снова занялась плетением. Вскоре она ушла к одному купцу плести покров. Она не раз выручала свою дочь, мать Алеши . Когда у той умер муж, она первая приехала помочь и поддержать. Всякий раз, когда Алеша болел, его также выхаживала Акулина Ивановна.

Значительную роль в жизни ребенка часто играет бабушка. Так это было и с главным героем автобиографического произведения Максима Горького «Детство» Алешей Пешковым. После гибели отца бабушка Акулина находилась рядом с внуком в течение всего времени его взросления: помогала, наставляла, поддерживала. Персонаж этот нарисован Горьким красками яркими, выразительными, что придает образу бабушки глубины и живости. После прочтения повести кажется, будто познакомился со старушкой как с близким человеком.

Акулине уже перевалило за шестой десяток, в глазах маленького Алеши это возраст почтенный, почти дряхлость. Внешность бабушки нельзя назвать приятной, но прослеживается в ней удивительная мягкость, тепло. Описаний внешнего облика Акулины много, и все они оставляют неизменное впечатление домашнего уюта, доброты и цельного характера: «бабушка – круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная». И еще замечает Алеша: «Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Любуясь этой нескладной, потрепанной годами, но светлой и сильной женщиной, автор, через героя-мальчика, делает характеристику бабушки, сравнивая ее с кошкой, заостряя внимание на легкости и плавности ее движений, на том, сколько тепла и нежности исходит от нее. Будучи мастерицей на все руки, Акулина плетет изысканные кружева для жителей города, вкладывая в них частичку своей души, отчего изделия ее становятся более прекрасными. Массивная и полная, она не любит находиться в безделье, с удовольствием принимает участие в забавах и праздниках, поет и танцует, поражая способностью владеть таким неуклюжим, на первый взгляд, телом.

Многое в детстве воспринимается через беседы, бесконечные рассказы более старого, умудренного человека. Бабушка Акулина Ивановна — кладезь историй и сказок, которые Алеша слушает с жадностью. Располагает к тому и голос бабушки, ее волшебная манера изъясняться: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные». Рассказы мастерицы будят воображение, учат внука доброму, хорошему, правильному.

Ведь не напрасно старушка, много за свою жизнь перестрадавшая, испытавшая всякие невзгоды, осталась открытой, смиренной, полной любви и всепрощения. Всем и каждому она находит извинение, и не держит зла на мужа, всю их совместную жизнь бившего ее и притеснявшего. Утешение бабушка находит в религии. Верит в заповеди христианские свято, чем вызывает искреннее восхищение Алеши, наблюдающего за утренним ритуалом обращения к иконам: «Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием».

Простота, великодушие и кажущаяся непрозорливость Акулины вызывают у окружающих противоположные чувства к ней. Кто-то уважает бабушку Алеши за ее кротость, кто-то считает юродивой за неспособность дать отпор и желание извинять каждого. Она действительно не копит никаких благ для себя, не умеет наживать деньги или быть расчетливой в отношениях с людьми. Ее простотой порою пользуются, но для отданного на воспитание этой откровенной и простой женщине внука она становится главным мерилом морали, ориентиром праведности и чистоты.

Позднее Алеша Пешков признается, как сильно повлияли на него годы, пока рядом была бабушка Акулина. Что именно ее восприятие мира, ее отвага и смелость, ее взгляд на жизнь, людей, природу вещей — взгляд безграмотной, но богатой духом крестьянки — сформировал костяк характера будущего писателя и творца.

Автобиографическая повесть «Детство» М. Горького наполнена разнообразными впечатлениями детства маль-чика Алеши. Самые теплые и самые светлые воспомина-ния хранит Алеша о первом своем верном и надежном друге — бабушке. Алеша говорит, что бабушка, появив-шись после смерти отца, сразу стала «самым близким сер-дцу моему, самым понятным и дорогим человеком».

Бабушка не была похожа на других людей. Она гово-рила, «как-то особенно выпевая слова», а ее улыбка делала все лицо молодым и светлым. Бабушкины глаза вспыхи-вают «невыразимо приятным светом», да и вообще «вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом».

Любовь бабушки к миру, ее рассказы, неистощимое чув-ство юмора и трогательная нежность и забота о мальчике внутренне обогатили Алешу, дали ему силы для стойкого перенесения испытаний в дальнейшей жизни.

Слушать бабушку «невыразимо приятно». Алеша гово-рит, что свои диковинные истории и сказки бабушка ска-зывала тихо и таинственно — «говорит, точно поет», точно вливает в сердце мальчика силу, приподнимающую его.

Во время путешествия на пароходе Алешу удивило и привлекло умение бабушки видеть красоту природы и вос-хищаться ею до слез..

Внешность бабушки (сутулая, почти горбатая, очень полная) неожиданно контрастирует с ее умением легко и ловко двигаться. Во время танца Акулина Ивановна «плы-ла по полу бесшумно, как по воздуху», ведь не зря Алеша сравнивал ее с большой мягкой кошкой. Пляска бабушки — это не обычный танец, а рассказ, путешествие. Во время танца Акулина Ивановна становилась «буйно красива и мила», ведь эти чудесные минуты возвращали ей юность.

Попав в новое окружение, в семью деда, Алеша остается одиноким, поскольку образ жизни, наполненный «горячим туманом взаимной вражды всех со всеми», чужд мальчику, чье сердце требовало любви и тепла. И снова рядом ока-зывается бабушка. Она пытается оправдать невиновного мальчика перед дедом, заступается за него, жалеет, не дает бить. И хотя у нее, конечно, и не получилось бы оградить внука от всех неприятностей, своим присутствием она под-держивает его, подсказывает лучшие способы поведения и взаимодействия с жестокими родственниками. Ведь сам дух, атмосфера дома Кашириных были чужды ей так же, как и Алеше. Во время разговоров с мальчиком о жизни этой семьи, бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка».

Поведение бабушки во время пожара разительно отли-чается от реакции остальных домочадцев. Она, не задумы-ваясь, бросается в горящий дом, чтобы вынести взрыво-опасную «ведерную бутыль» купоросного масла. Не теряя самообладания, бабушка останавливает перепуганную ло-шадь, успокаивает ее ласковыми словами. Сердечно и рас-судительно просит помощи у соседей. Предельная собран-ность и решительность приходят на смену мягкости и ус-тупчивости с первых минут пожара. Везде успевает ба-бушка со своими дельными и точными распоряжениями. Даже после пожара Акулина Ивановна находит в себе силы поддержать других, не жалуясь на собственную боль. Материал с сайта

Эта трогательная любовь и забота о других людях про-является и в хорошем отношении бабушки к слепому — бывшему мастеру Григорию. Она жалела его, разговарива-ла с ним, кормила, взваливая на свои сильные женские плечи груз чужой вины перед этим человеком.

Даже разорение и нищета не смогли ожесточить ба-бушкино сердце. В самые тяжелые периоды жизни она все же сохраняет свойственные ей сострадание, щедрость, че-ловеколюбие.

Наблюдение за бабушкой, тесные отношения с ней, от-крытая восприимчивость к ее бескорыстной любви к лю-дям, умению видеть красоту, мягкость, но несгибаемость ее характера помогли Алеше лучше понять жизнь и вырасти настоящим Человеком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как во время путешествия на пароходе проявляется любовь бабушки к миру
  • светлые воспоминания алёши о детстве
  • впечатление горького на бабушку
  • максим горький детство описание бабушки открытый урок
  • изложение м.горький детство бабушка во время пожара

М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж – Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

Глубже раскрыть характер главного героя помогает образ бабушки, которую так любил Алеша.

Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Бабушка сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям – основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено… да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя». Став практически нищими, Алеша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука.

Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

(2 вариант)

Бабушку описывает малолетний внук, наблюдая за ней, разговаривая с ней, слушая ее, он познает людей и мир. Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Жизнь у нее действительно темная: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата». Сыновья – звери, а все на защиту бросается и учит внука: «Кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и нака

М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж – Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

Глубже раскрыть характер главного героя помогает образ бабушки, которую так любил Алеша.

Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Бабушка сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям – основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено… да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя». Став практически нищими, Алеша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука.

Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

(2 вариант)

Бабушку описывает малолетний внук, наблюдая за ней, разговаривая с ней, слушая ее, он познает людей и мир. Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Жизнь у нее действительно темная: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата». Сыновья – звери, а все на защиту бросается и учит внука: «Кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и наказывать». Что спасало ее, давало внутренний свет? «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым. Много в ней силы, внутреннего огня, неугомонности жизни: «Бабушка стряпала, шила, копалась в огороде и в саду, вертелась целый день, точно огромный кубарь, подгоняемый невидимой плеткой, нюхала табачок, чихала смачно и говорила, отирая потное лицо: «Здравствуй, мир честной, во веки веков!» Во время пожара всюду поспевала: успела приказать вынести из дома иконы и увести детей, вытащить купорос из мастерской, остановить лошадь, организовать и поблагодарить соседей; с обгоревшими руками после пожара принимала роды. Пятеро мещан бьют мужика – бабушка мчится на помощь, размахивая коромыслом. Вслушайтесь в отзывы об этой женщине деда («Ду-ура, блаженная ты дура…ничего тебе не жалко…»), внука («Ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!»).

Ни богатство, ни бедность, ни горе, ни радость не меняют ее. «И сама бабушка, точно из меди лита, – неизменна», как сама жизнь.