Как составить психологический портрет: полное руководство. Психологический портрет – что это такое, как составить психологический портрет человека

Данный тест разработан для определения психологического портрета. Тест состоит из опросника, учитывающего 17 личностных факторов. Ответив на вопросы, вы сможете определить свойства вашей личности, а также лучше понять самого себя. Это поможет вам узнать свои сильные стороны и подскажет где ещё надо «доработать». Поскольку тест полностью автоматизирован, гарантируется полная конфиденциальность информации (то есть, результат будет доступен только вам).

К каждому вопросу прилагается три варианта ответов. Из них выберите тот, который по вашему мнению наиболее соответствует вашим взглядам.

Не стоит проходить тест если вы:

  • Утомлены;
  • Находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения;
  • Ищете решение какой-либо проблемы.

Поскольку все эти факторы могут повлиять на правильность ответов.

Отвечая на вопросы помните:

  • Не стоит тщательно обдумывать ответы. Дайте тот, который первым придёт в голову.
  • Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.
  • Если вы будете отвечать на вопросы не по порядку, а в стиле – 1, 27, 93, 64, 2 и т.д. то реальная картина будет искажена. Поскольку порядок расположения вопросов не случаен.
  • Разумеется, не всегда вопросом можно описать конкретную ситуацию. В этом случае постарайтесь представить среднюю, наиболее часто возникающую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и исходя из этого выбирайте ответ.
  • Здесь нет правильных и неправильных ответов. Считайте, что вы просто высказываете своё мнение, а не проходите тест.
  • Отвечайте максимально честно, в этом случае вы получите наиболее реалистичную картину и сможете лучше узнать себя.
  • Если вы ответите не на все вопросы, то получите искажённую характеристику, которая не соответствует вашему психологическому портрету.

После получения результата вас может удивить, что в психологическом портрете могут присутствовать казалось бы взаимоисключающие черты, как то смелость и нерешительность. Общительность и замкнутость. Но, это только на первый взгляд. В зависимости от ситуации, могут доминировать различные стороны характера. Человек может быть смелым в принятии каких-либо серьёзных решений по работе и робким при знакомстве с женщинами. Если какая-то черта характера встречается в характеристике два раза и более, то она является доминирующей. И при остсутствии экстемальных ситуаций, управлять поведением человека будут именно доминирующие черты характера.

Ниже для примера представлена психологическая характеристика одного из наших сотрудников прошедшего тестирование.

Реалистичность, сила, независимость. Полагается только на себя. Не терпит бессмысленности. Интеллектуально развит. Абстрактное мышление. Высокая способность к обучению. Недовольство собой, излишняя самокритичность. Импульсивный, весёлый, полный энтузиазма. Склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворённости. Человек с развитым воображением. Погружённый во внутренние потребности, больше заботится о практических вопросах. Безмятежный, доверительно относится к людям, спокойный. Сознательный, настойчивый, на него можно положиться, обязательный. Предприимчивый, предлагающий собственное решение. Отдающий себе отчёт, социально точный, стремящийся поддерживать репутацию на хорошем уровне. Экстраверт, легок в общении. Общительный, смелый, спонтанный в эмоциональной сфере, жизнерадостный. Может легко переносить чужие жалобы и слёзы, а также трудности в общении с людьми в эмоционально напряжённых ситуациях. Возможно небрежное отношение к мелочам, и игнорирование сигналов об опасности. Открытый, благожелательный, слабо подвержен чувству ревности, весёлый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе. Прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный. Эмоциональная устойчивость, выдержанность. Человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный (но без нервного утомления), ориентирован на реальность.

Инструкция

Основными критериями, по которым можно составить психологический портрет , являются:

1. характер (закрепляет устойчивые особенности человека, которые определяют его поведение в разных ситуациях);

2. темперамент;

3. самооценка;

4. интеллект;

5. уровень эмоциональности.

Психологи выделяют разное количество характера. Например, К. Леонгард выделяет характеры демонстративный, застревающий, педантичный и возбудимый. Главные черты демонстративной личности - совершение поступков под влиянием эмоций, умение вживаться с придуманные (иногда самостоятельно) . Педантичные люди, не подвержены влиянию эмоций, скрупулезны, не умеют "играть", трудно принимают решения. "Застревающие" люди - это те, кому наиболее трудно дается обработка собственных эмоций и переживаний. Они трудно как успехи, так и , постоянно прокручивают их в своей памяти (включая даже надуманные успехи и обиды). Они в принципе живут переживаемыми внутри себя событиями больше, нежели реальными. Люди с возбудимым похожи с демонстративным, однако они более конфликтны, не умеют использовать обстоятельства в своих целях и играть роли. Это как бы просто очень невротичные люди, утомленные, раздражительные.

С темпераментом все достаточно просто, он характеризует подвижность человеческого поведения, скорость принятия решений. По темпераменту люди делятся на 4 типа: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Сангвиник и флегматик обладают сильной нервной системой, однако флегматик инертен и нерешителен, а сангвиник достаточно возбудим. Нервная система холерика крайне неуравновешенна, хотя ее нельзя назвать слабой. Холерик не умеет вовремя "нажать педаль тормоза", он должен быть всегда, постоянно чем-то занят. Меланхолик обладает слабой нервной системой, мнителен, чувствителен, склонен к глубоким внутренним переживаниям, которые истощают его нервную систему еще больше.

Самооценка может быть нормальной, заниженной или завышенной. Она очень подвержена изменениям, например, вследствие наступления определенного возраста. Большинство страдают от заниженной самооценки, но это в основном проходит, когда они становятся взрослыми, добиваются каких-то значимых успехов, что позволяет им смотреть на себя по-другому и меньше зависеть от чужого мнения.

Интеллект позволяет человеку оценивать ситуацию, выделять существенное и несущественное, принимать решения и корректировать свое поведение. Благодаря интеллекту человек может функционировать более или менее эффективно. Уровень интеллекта зависит от возраста, образования, круга общения человека и т.д.

Эмоции возникают помимо воли человека, задача любого - уметь управлять ими, что необходимо как для поведения в обществе, так и для физического здоровья. Замечено, что более здоровые люди отличаются умением контролировать свои эмоции. Однако необходимо помнить, что управлять эмоциями, контролировать их вовсе не означает скрывать их, загонять внутрь: часто они становятся еще более острыми от таких действий. Уровень эмоциональности человека зависит от умения правильно управлять эмоциями.

Даже если нам кажется, что мы составили четкий психологический портрет того или иного человека, это не , что мы можем стопроцентно полагаться на него. Во-первых, каждый человек все же уникален. Во-вторых, человек меняется с возрастом, под воздействием различных жизненных обстоятельств.

Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.

Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.

Также, чтобы составить психологический портрет личности можно использовать более упрощенные методики, например, тест типологии личности DISC или соционику. Данные тесты можно заполнить онлайн и получить сразу ответ — какому типу личности вы соответствуете. Это быстро, легко, но не всегда точно и критериев оценки не так много.

Преимущества высоковалидных методик — это конечно, достоверность данных. Главный же отрицательный момент — это сложность обработки ответов. (См. в конце статьи пример Пятифакторного опросника личности.)

Поэтому такие приемы оценки используют в клинических целях, либо для обоснования научных работ, либо для получения высокоточных результатов, при приеме на работу в некоторых подразделениях. Обработкой результатов занимается профессионал, как правило, hr или психолог.

Если вы хотите протестировать себя или своих знакомых самостоятельно, то лучше пользоваться более простыми методиками, о которых я уже сказала (DISC, соционика).

Пример оценки личности

Данный портрет личности реального человека, используемые методики — Кеттелл 16ф, Кеттелл опросник интеллекта, опросник Мехрабиана, опросник Айзенка, Пятифакторный опросник.

Психологически портрет личности: Сергиенко Альбина

Краткие сведения об испытуемом : ж пол, возраст, образование — студент

Черты характера : По результатам опросника черт характера взрослого человека у испытуемого выявлены такие черты, как: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам.

Согласно опроснику Айзенка, относится к типу — сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания.

Интеллектуальная сфера : По результатам опросника интеллекта Кетела интеллектуальные способности значительно выше среднего. Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается; существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией

Согласно опроснику Мехрабиана выражена мотивация на достижение успеха.

В тоже время, открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый тип.

Почтенный, имеет установившиеся взгляды, идеи; терпим к традиционным трудностям; принимает только испытанное временем; подозрительность к новым людям. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям.

Эмоционально-волевая сфера:

Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным. довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый. Довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный. По данным опросника Кеттела, также присутствует подозрительность, ревнивость, “защита” и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

Коммуникативная сфера :

Довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен. Иногда неуступчив и подозрителен. На него не всегда можно положиться. Склонен к лидерству. Групповая независимость, самостоятельность, находчивость, самостоятельно принимает решения; может господствовать, не нуждается в поддержке других людей, независим. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум.

В результате, можно говорить о том, что у испытуемого в целом все показатели находятся в приемлемых границах. Необходимо лишь обратить внимание на противоречия, с одной стороны у испытуемого выявлены высокие коммуникативные навыки, с другой стороны, возможно они не могут проявится в полном объеме в связи с подозрительностью и неуступчивостью.

Пример Пятифакторного опросника личности:

Инструкция: Внимательно прочитайте инструкцию, прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое и обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете ответ в нужной клетке.

Обведите «ПНС» — если Вы не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите «НС» — если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите «Б» — если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите «С» — если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите «ПС» — если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

1 Я не тревожный человек. ПНС НС Б С ПС
2 Мне нравиться, когда вокруг меня много людей. ПНС НС Б С ПС
3 Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то. ПНС НС Б С ПС
4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю. ПНС НС Б С ПС
5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке. ПНС НС Б С ПС
6 Я часто чувствую, что я хуже других. ПНС НС Б С ПС
7 Мне легко рассмеяться. ПНС НС Б С ПС
8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то. ПНС НС Б С ПС
9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми. ПНС НС Б С ПС
10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе. ПНС НС Б С ПС
11 Я иногда чувствую, что «разваливаюсь» на части, когда бываю в сильном напряжении. ПНС НС Б С ПС
12 Я не считаю себя очень радостным человеком. ПНС НС Б С ПС
13 Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе. ПНС НС Б С ПС
14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым. ПНС НС Б С ПС
15 Я не являюсь дисциплинированным человеком. ПНС НС Б С ПС
16 Я редко чувствую себя несчастным. ПНС НС Б С ПС
17 Я действительно очень люблю разговаривать с людьми. ПНС НС Б С ПС
18 Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся. ПНС НС Б С ПС
19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними. ПНС НС Б С ПС
20 Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают. ПНС НС Б С ПС
21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным. ПНС НС Б С ПС
22 Мне нравится быть там, где что-то происходит. ПНС НС Б С ПС
23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления. ПНС НС Б С ПС
24 В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным. ПНС НС Б С ПС
25 Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения. ПНС НС Б С ПС
26 Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком. ПНС НС Б С ПС
27 Я обычно предпочитаю работать один. ПНС НС Б С ПС
28 Я очень люблю пробовать необычные блюда. ПНС НС Б С ПС
29 Я думаю, что большинство людей будут использовать человека, если им это выгодно. ПНС НС Б С ПС
30 Я теряю много времени перед трем, как приняться за работу. ПНС НС Б С ПС
31 Я редко испытываю страх или тревогу. ПНС НС Б С ПС
32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия. ПНС НС Б С ПС
33 Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает окружающая обстановка. ПНС НС Б С ПС
34 Большинство моих знакомых любит меня. ПНС НС Б С ПС
35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей. ПНС НС Б С ПС
36 Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. ПНС НС Б С ПС
37 Я веселый, живой человек. ПНС НС Б С ПС
38 Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам. ПНС НС Б С ПС
39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. ПНС НС Б С ПС
40 Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться. ПНС НС Б С ПС
41 Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело. ПНС НС Б С ПС
42 Я не являюсь жизнерадостным оптимистом. ПНС НС Б С ПС
43 Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение. ПНС НС Б С ПС
44 В своих взглядах я практичен и холоден. ПНС НС Б С ПС
45 Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть. ПНС НС Б С ПС
46 Я редко бываю грустным и подавленным. ПНС НС Б С ПС
47 У моей жизни быстрый темп. ПНС НС Б С ПС
48 У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. ПНС НС Б С ПС
49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. ПНС НС Б С ПС
50 Я работоспособный человек, который всегда справляется с работой. ПНС НС Б С ПС
51 Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. ПНС НС Б С ПС
52 Я очень активный человек. ПНС НС Б С ПС
53 Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком. ПНС НС Б С ПС
54 Если мне не нравятся люди, я даю им это понять. ПНС НС Б С ПС
55 Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком. ПНС НС Б С ПС
56 Мне часто бывало стыдно. ПНС НС Б С ПС
57 Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей. ПНС НС Б С ПС
58 Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями. ПНС НС Б С ПС
59 Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу. ПНС НС Б С ПС
60 Я стремлюсь к совершенству во всем, что делаю. ПНС НС Б С ПС

Интерпретация шкал пятифакторного личностного опросника.

(три градации от низкой выраженности свойств к высокой)

Нейротизм

  1. Эмоциональная стабильность - выше среднего: довольно спокойный, сосредоточенный, уравновешенный и невозмутимый.
  2. Средняя степень эмоциональной стабильности: не всегда спокоен и уравновешен, может быть несколько тревожным, легко возбудимым и излишне эмоциональным.
  3. Эмоциональная нестабильность: весьма тревожный, подавленный, раздражительный, плохой контроль над эмоциональными реакциями, беспокойный и легко возбудимый.

Экстраверсия

  1. В большей степени интроверт, чем экстраверт: довольно замкнут, склонен к уединению, чаще всего рассудителен и осторожен.
  2. Тенденции экстраверсии и интроверсии уравновешенны: умеренная общительность, иногда склонен к уединению, может быть несколько замкнут, активность и словоохотливость сочетается с рассудительностью и осторожностью.
  3. В большей степени экстраверт, чем интроверт: довольно коммуникабелен, общителен, словоохотлив, напорист и активен.

Открытость

  1. Открытость по отношению к опыту - ниже среднего: довольно приземленный, невосприимчивый, ограниченный и незрелый.
  2. Средняя выраженность открытости по отношению к опыту: наряду с тенденциями к высокой восприимчивости и интеллектуальности может проявлять некоторую приземленность, ограниченность и незрелость.
  3. Открытость по отношению к опыту - выше среднего: довольно хорошее воображение, достаточно высокая восприимчивость, интеллектуальность.

Дружелюбие

  1. Выраженность дружелюбия - ниже среднего: довольно раздражительный, безжалостный, подозрительный, не склонный к сотрудничеству, неуступчивый.
  2. Средняя выраженность дружелюбия: иногда добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный, но может быть раздражительным, несколько безжалостным, подозрительным и неуступчивым.
  3. Выраженность дружелюбия - выше среднего: довольно добродушный, мягкий, склонный к сотрудничеству, снисходительный по отношению к людям, оптимистичный.

Добросовестность

  1. Скорее недобросовестный, чем добросовестный: довольно безответственный, неорганизованный и недисциплинированный.
  2. Средняя выраженность добросовестности: не всегда достаточно старательный, основательный и организованный, может быть недисциплинированным и несколько безалаберным.
  3. Выражена добросовестность: довольно старательный, основательный, ответственный, организованный, дисциплинированный, тщательный.

Ключи к NEO FFI (60 вопр.)

  1. Нейротизм (Neuroticism) 1(-) 6 11 16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56
  2. Экстраверсия (Extraversion) 2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)
  3. Открытость опыту (Openness) 3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58
  4. Склонность к согласию (Agreeableness) 4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49(-) 54(-) 59(-)
  5. Добросовестность (Conscientiousness) 5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60

Вопросы, помеченные значком (-), являются инверстными. Обсчет идет согласно предложенной таблице:

ПНС НС Б С ПС
+ 0 1 2 3 4
4 3 2 1 0

УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

НЕЙРОТИЗМ 19+\-7

ЭКСТРАВЕРСИЯ 32+\-7

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ 30+\-6

СКЛОННОСТЬ К СОГЛАСИЮ 30+\-6

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ 32+\-8

Как вы видите, обработать результаты данного теста вручную непросто (и это один из самых простых тестов). Именно поэтому, чтобы составить высокодостоверный портрет личности, обращаются к профессионалу. А для самодиагностики обычно используют более простые и доступные методики.

Прикрепленные материалы


Знание о том, какой психологический портрет человека, его личности, играет важную роль в выборе профессии; партнера по бизнесу и, что немаловажно, в слаженной, совместимой супружеской жизни и воспитании детей .

Приветствую Всех, кто читает психологические статьи психоаналитика Матвеева Олега, желаю Вам психического здоровья.

Профессия и психологический портрет личности человека

При выборе профессии (тест для школьников) следует учитывать, что люди по-разному адаптируются к жизненным условиям.

В психологических портретах личностей выделяют три типа людей:

1. — с ориентацией на настоящий момент и легкой адаптацией к обстановке. Эти люди лучше работают при принятии решений.

2. – с ориентацией на прошлое, способными действовать в рамках разрешений и запретов, прав и обязанностей. Этот тип лучше реализует эти решения.

3. – с ориентацией на будущее, с неадекватным ситуативным поведением, плохо приспособленных к вертикали власти в коллективе. Люди этого типа лучше реализуются в качестве генератора идей.

Составляя психологический портрет личности человека , нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент , характер , направленность личности , отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.
(изменение характера)

Индивидуальность человека в психологическом портрете личности:

Каждый человек индивидуальность, в каждой индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства личности.

К базовым относятся : темперамент, характер, способности . Через них раскрываются эмоциональность, темп реакций, динамичность, чувствительность, активность.

К программирующим – направленность, интеллект, самосознание.

На основе свойств индивидуальности и составляется психологический портрет личности человека.

Из чего состоит психологический портрет личности человека

1. Темперамент
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.

Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Желаю всем психологического благополучия!

В Интернете иногда попадаются «тесты», которые дают обманчивое представление о личности человека («нажмите на 5 картинок и получите результат»). Разумеется, это псевдорезультат, который ни о чем вам не скажет, потому что составление психологического портрета — это работа, причем работа долгая, правда интересная и плодотворная. Психологический портрет сразу прояснет в личности очень многое (даже если вы составляете его про себя).

Поэтому если вы хотите составить свой психологический портрет, то я предлагаю вам такое руководство из серии вопросов ниже. Вы можете составить как свой психологический портрет, так и психологический портрет другого человека, который вам интересен. Всё что вам для этого понадобится, так это час или полтора времени, несколько листов бумаги и ручка. Если вы захотите, чтобы ваш психологический портрет впоследствии проанализировал психолог, то я рекомендую сразу записывать ответы в текстовый файл на компьютере, затем вы можете прислать их мне (учитывайте, что анализ психологического портрета уже будет стоить вам денег).

Я задаю вам вопросы в безличностной форме и в третьем лице («во что человек верит?»). Если пишете про себя, то просто адресуйте эти вопросы себе, например: «во что я верю?» Отвечайте на вопросы только честно и хорошо подумав.

Итак, приступим!

Психологический портрет:

1) Темперамент, в пропорциях (сангвинический, флегматичный, меланхолический, холерический)

2) Картина мира. Как человек видит мир, видит людей, видит себя и свою роль в мире. Во что человек верит? Какие есть убеждения и принципы? Какие есть предрассудки и сомнения?

3) Архетип личности. Идентификация. С кем себя ассоциирут человек, к кому себя причисляет, кем хотел бы быть (или казаться)? (Подсказка. Ключевые мужские архетипы: жертва, отверженный, авантюрист (солдат удачи), герой, победитель. Ключевые женские архетипы: девочка, хозяйка, любовница (соблазнительница), королева, мать, амазонка.)

4) Какие психологические роли человек играет? (ролей могут быть десятки. Подсказка: жертва, герой, простец, развлекатель, плакательная жилетка, девочка, учитель, гуру и т.д.)

5) Время. Отношения с прошлым, настоящим и будущим — какие они? (Положительные, отрицательные, нейтральные, великолепные, испорченные).

6) Положительные привычки. Отрицательные привычки (желательно в их хронологическом развитии)

7) Характер. Что в ядре личности, что на периферии? Пирамида (иерархия) ценностей человека, что когда-то было на первых местах, что сейчас на первых местах по значимости? Разбейте иерархию ценностей сверху вниз (в виде треугольника, т.е. «пирамиды ценностей») на 5-10 уровней по значимости, что для этого человека будет сейчас стоять на верхних позициях? Заодно можете составить список из 10 самых значимых людей в вашей жизни, но это параллельная задача.

8) Какой человек на самом деле и каким он хочет показаться в обществе? Насколько большой зазор?

9) Основные внутриличностные конфликты человека. Комплексы. Психологические болевые точки. Где, как, при каких обстоятельствах эти внутриличностные конфликты проявляются? Почему?

10) От чего человек зависит или может зависеть? От чего нельзя отказаться? Конфликты зависимости. Ассертивность — от 0 до 10 баллов (т.е. способность не зависеть от внешних оценок и влияний, самостоятельность). В чем может проявляться неуверенность?

11) Конфликт по самооценке. В какой степени он присутствует и как проявляется? Как человек компенсируется, чем?

12) Какие цели являются актуальными? Какие второстепенными? Отличаются ли истинные цели от заявленных? Каковы привычные способы достижения целей? Новизна и консервативность. Как человек воспринимает новую информацию, как быстро внедряет ее в свою деятельность, насколько он готов и открыт к любым изменениям?

13) Скорость (быстрота) психологического метаболизма. Как человек переживает эмоции (интенсивно, медленно, быстро, слабо и т.д.) Доминантный канал восприятия информации по психологическому метаболизму: кинестетический, аудиальный, визуальный, дигитальный? По шкале от 1 до 10.

14) Обидчивость (по шкале от 1 до 10). Часто ли появляется обида? Как быстро человек выходит из состоятния обиды? Как это обычно происходит? Как обычно человек переживает обиду? Критика. Как человек критикует? Критика поступка или критика личности?

15) Привычные способы принятия решений. Как это происходит?

16) Мотивация и самомотивация. Что мотивирует? Кем видит себя человек через 1, 3, 5, 10 лет?

17) Конфликтные ситуации. Как человек ведет себя в конфликтных ситуациях? Насколько они часты?

18) Эмоциональный профиль. Тип открытой эмоциональности или тип закрытой эмоциональности? Какие события (слова, эмоции) будут человека эмоционально задевать, цеплять, какие — нет? Какое «среднее» эмоциональное состояние? Какие эмоциональные переживания обычно характерны? Дополнительно опишите человека 10-20 прилагательными, первыми которые придут вам на ум, допустим: «веселый, спокойный, мнительный, тревожный, напряженный, обижающийся, закрытый, апатичный, заботливый, беспечный, злой, мягкий, раздраженный, улыбчивый, эмоционально нестабильный, скованный, задумчивый, чувствительный, принимающий и т.д.» (это просто примеры).

19) Ценности человека. Базовые личностные качества и ценности человека.

20) Индивидуальные особенности поведения и мышления. Какой может быть прогноз на поведение в особенных, значимых ситуациях?

21) Правда и ложь. Привычные стратегии лжи и сокрытия информации. Как человек может обманывать других или вас?

22) Стратегии поддержания личных и профессиональных отношений

23) Страхи. Чего человек боится? Поверхностно (декларируемо) и на глубоком уровне?

24) Психологические «кнопки» удовольствия. Что доставляет человеку удовольствие, как именно? Стратегии получения удовольствия, как формируются запросы? Чем человек гордится (поверхностно и глубоко)? Типы комплиментов, которые приемлимы и значимы для человека?

25) Отношения в коллективе (любом). Лояльность человека системе. Как факторы риска могут воздействовать на человека и на принятие решений?

26) Тактика избегания и уход из какой-либо системы (рабочего коллектива, семьи, дружеских отношений). Что может заставить человека выйти из какой-то системы? Как этого избежать?

27) Привычные способы решения проблем.

28) Перспективы человека (в т.ч. в его профессиональной деятельности). Есть ли в жизни человека сценарные моменты, то есть повторяющиеся, воспроизводимые (одинаковые конфликты на работе или одинаковые проблемы в разных отношениях)?

29) Здоровье. Сильные стороны, слабые стороны.

30) Финансы, карьера, образование. Отношения с коллективом (роль в коллективе, группе).

31) Эмпатия (способность к сопереживанию), юмор. Степень чувствительности человека. Как человек проявляет эмоции? Смех, слезы — что может вызывать?

32) Агрессия. Как человек ее проявляет? Как человек формирует претензии, к чему? Как их обычно выражает? Пассивная агрессия или активная агрессия? Как долго он может находитьсяв конфликтной зоне? Какие психологические выгоды он может извлекать из конфликтности?

33) Секс и эрос. Что человеку нравится? Какой тип эроса ближе человеку, какие существуют сексуальные ритуалы, т.е. ритуалы ухаживаний, соблазнения. Что человека цепляет? Тип сексуальности. Группы сексуальных фетишей (телесных (приятный запах и т.д.) и нетелесных (белье и т.д.). Сексуальный аппетит (гипер-, высокий, нормальный, пониженный, отсутствует, нет данных).

34) Дискурс. Описание речи. Тональность голоса. Письменный дискурс. Конфликт по общению — в чем он может выражаться? Умеет ли человек слушать и как он это делает? Психолингвистическая норма (как много говорит человек в среднем за день) и характеристика речи.

35) Поведенческие изменения за последние 5-10 лет. Как человек относится к своему возрасту и времени, телу, личным перспективам? Чем могут быть вызваны эти изменения?

36) Парадигма выбора. Как человек выбирает? Скорость, качество выбора. (Выбираю это, т.к. это красивее, престижнее, дешевле, надежнее и т.д.)

37) Отношения с окружающими. Насколько значимо мнение окружающих о человеке? Статус — что он значит для человека?

38) Ядро самоуважения, в чем оно выражается? Базовые ценности в самохарактеристике человека.

39) Типичные способы коммуникации с окружением. Как человек строит контакты, насколько быстро, интенсивно? Умеет ли человек дружить? Умеет ли любить и выражать свои чувства? Насколько сильно или слабо развиты эти навыки?

40) Внешность. Сильные стороны, слабые стороны. Восприятие тела. Что человеку нравится или что человек недолюбливает в отношении телесности или внешности?

Примечание. Если вы пишете свой психологический портрет, то, как я надеюсь, вы будете объективны. При написании психологического портрета другого человека также постарайтесь быть объективными, потому что многие оценки могут оказаться субъетивными. Например, по пункту 18, когда вы будете описывать личность человека через сининомический ряд, может возникать ситуативная путаница: вы можете определить человека как равнодушного (хотя он равнодушен сейчас м.б. лично к вам), а сам по себе очень страстная натура (или он увлечен кем-то или чем-то другим), если вы в ссоре, то можете субъективно неверно приписать этому человеку злость, эмоциональную тупость или какие-то негативные качества, которые ему несвойственны. Будьте не субъективны, будьте максимально объективны и честны в ваших оценках.

Составив психологический портрет (свой или другого человека), вы можете открыть множество интересных вещей и найти ответы на многие беспокоящие вас вопросы. Если вы желаете заказать развернутый анализ психологического портрета лично у меня, то эта услуга будет стоить вам 50 евро, я проанализирую составленный вами психологический портрет за одну психологическую сессию. Для заказа писать или на сайт или на мою почту, [email protected]

Илья Васильев