1755 - Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.
1758 , декабрь - Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.
1759 , декабрь - братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.
1760 (?)
1761 - издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».
1762 , июнь - братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.
Октябрь - Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.
Зима (1762/63) - поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».
1763 - переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».
1764 - Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».
1768 - окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».
1769 - производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».
1771 - создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».
1772 , август - первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.
1773 - Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.
1774 - женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.
1777 , август - путешествие во Францию (по октябрь 1778 года). Письма сестре Феодосии, Петру Панину и Якову Булгакову. Перевод «Слова похвального Марку Аврелию» А. Л. Тома.
1779 - назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».
1780 - постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.
1781 - занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.
1782 - производится в статские советники и выходит в отставку.
Сентябрь - премьера «Недоросля» в Петербурге.
1783 - публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».
1784 - путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.
1785 - продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар. Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.
1786 - создание повести «Каллисфен».
Июнь - путешествие в Австрию.
1787 - публикация басни «Лисица-казнодей».
Август - возвращение в Россию.
1788 - подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».
1789 , июнь - сентябрь - посещение Риги, Бальдона, Митавы.
1790 , ноябрь - декабрь - приезд из Санкт-Петербурга в Москву.
1791 - создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.
Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Но мало кто интересуется личной жизнью и становлением творчества поэта. В статье выделим основные факты из его биографии, обозначим творческий путь, представляя вашему вниманию краткую биографию Пушкина по датам.
Вконтакте
Ранние годы: происхождение и детство
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами , людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец - острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I.
Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове . Бабушка и наняла для мальчика няню - Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней.
Образование
В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым , Карамзиным.
Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас».
В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний.
Творчество Пушкина
В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Примерно в этот же период — 1829 год, поэт активно начал работать над написанием поэмы «Руслан и Людмила» .
В 1821 году появилась на свет поэма «Кавказский пленник». Поэма позволила Пушкину стать величайшим писателем среди современников. Известнейшая поэма «Евгений Онегин» писалась в период с 1823 по 1832 год. За два года ссылки в Михайловском (1824–1826) писатель написал около ста произведений. Среди них «Я помню чудное мгновенье…», «Цыганы» , «Борис Годунов».
В 1831 году поэт вынужден был уехать в имение Болдино
из-за объявленного карантина. Знаменитейший и самый плодотворный отрезок его писательства - болдинская осень находит отражение в произведениях поэта «Капитанская дочка» , «Дубровский» , «Повести Белкина» и многие другие. Здесь было написано множество произведений как в прозе, так и в стихах.
В 1832 году поэт начинает писательскую деятельность над романом «Дубровский». Так и не завершив написанное, писатель переключается на тему Пугачёвщины. Он изучает все доступные источники информации, добывает засекреченные сведения, разыскивает малоизвестные факты. И уже осенью 1833 года Пушкин приступает к написанию «Истории Пугачёва» и «Песням западных славян». В это же плодотворное время Александр Сергеевич пишет поэмы «Медный всадник», «Пиковая дама» , «Сказка о рыбаке и рыбке», «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В это время поэт черпал вдохновение у Байрона, по которому буквально сходил с ума.
В 1836 году начинает последний творческий цикл поэта, именуемый «каменоостровским». Сюда входят его произведения под названиями «Памятник», «Мирской власти», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Как с дерева сорвался…».
Ссылки
Политические произведения Пушкина 1817–1820
годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь
, и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820
поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин».
В одном из своих писем, адресованном другу Пушкина, он иронично отозвался о религии. Письмо было перехвачено и донесено Александру I. Пушкина уволили со службы и отправили в ссылку в село Михайловское, где поэт пробыл с 1824 по 1826 год. В Михайловском поэт продолжает свою работу над «Евгением Онегиным» и «Дубровским», пишет стихотворения. Там же, в Михайловском, писатель узнаёт о восстании своих друзей декабристов и об их ссылке в Сибирь.
В сентябре 1826-го Николай I вызвал писателя в Москву , свобода была возвращена. Однако это продлилось недолго. Уже в 1828 вышел указ Государственного совета о том, чтобы установить надзор за Пушкиным. Вскоре поэт сам уехал на Кавказ, где служили его товарищи.
Личная жизнь
В 1828
-м Пушкин познакомился на балу с Натальей Гончаровой, а через год уже попросил её руки. Однако мать девушки посчитала, что шестнадцатилетняя дочь ещё слишком молода для замужества и предложение было отклонено. В 1830-м поэт повторно сватается Наталье
, и предложение на этот раз принимается. Помолвка состоялась в 1830-м, венчание - в 1831
-м. Примечательно то, что ожидание женитьбы на Наталье совпало с периодом Болдинской осени - самым плодотворным периодом его творчества.
Вскоре после венчания Александр Сергеевич писал своему другу Плетнёву в письме о том, как он счастлив и о чувстве, словно после перерождения.
Супруги изначально приняли решение поселиться в Царском Селе и какое-то время жили уединённо, встречаясь лишь с близкими друзьями. Александр и Наталья прожили вместе в браке вплоть до гибели поэта. В браке родилось 4 ребёнка: Александр, Наталья, Мария и Григорий.
Последние годы жизни поэта
После того как Пушкин покидает службу и подаёт в отставку, его финансовое положение резко ухудшается. Ситуация усугубляется тем, что многие произведения писателя не допускаются к публикации из-за цензурных ограничений (например, «Медный всадник»). Поэт дописывает «Пиковую даму» в 1834 году
и получает за неё большой гонорар, однако, решить финансовые проблемы не удаётся.
Для того чтобы как-то улучшить своё финансовое положение в 1836 году писатель решает издать собственный журнал под названием «Современник», который не пользуется популярностью у публики. В четвёртом издании «Современника» вышел роман «Капитанская дочка».
Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался. Узнав о гибели писателя, император Николай I обещал обеспечить его семью и выплатить все долги писателя, что впоследствии и было выполнено.
Самые известные произведения писателя
- Поэма «Руслан и Людмила» 1820;
- драма «Борис Годунов» 1825;
- роман в стихах «Евгений Онегин» 1831;
- роман «Дубровский» 1833;
- повесть «Пиковая дама» 1834;
- роман «Капитанская дочка» 1836.
Помимо романов и повестей для взрослых, Пушкин писал и для детей. В основном это сказки, известные любому ребёнку:
- сказка о рыбаке и рыбке;
- сказка о царе Салтане;
- сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
- Александр Пушкин помнил себя с возраста четырёх лет.
- Интересно произошла первая встреча поэта и императора Александра I. Будучи ребёнком, Пушкин решил прогуляться и чуть было не попал под колёса императора.
- В школьных классах поэт не блистал хорошими знаниями и оценками, находился среди отстающих учеников. Однако это не помешало ему стать полиглотом. Писатель знал несколько языков: французский, немецкий, испанский, греческий, латинский.
- Поэт рано начал писать стихи. В 8 лет он мог писать сложные большие эпиграммы на иностранном языке.
- Брат Александра Сергеевича отмечал некую особенность в его поведении: если собеседник поэту интересен, то он сам обретал азарт и интерес. Если же беседа была скучна, сам писатель становился невыносимо скучным.
- В жизни поэта было 90 дуэлей, причём большинство из них он затевал сам. Зачастую причинами конфликтов были несущественные мелочи.
- Пушкин слыл азартным человеком, его всегда окружали карточные долги. Если возникала длительная задолженность перед кредиторами, поэт присылал им карикатуры и злобные стишки. Такое поведение нередко становилось причиной публичных скандалов.
- Поэт не отличался внешней красотой, однако, имел талант быть любвеобильным. Он выглядел привлекательно в глазах женщин благодаря своему красноречию и обаянию.
1818 , 28 октября (9 ноября) – родился в Орле в дворянской семье. Детство прошло в родовом поместье матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии.
1822–1823 – заграничная поездка всей семьи Тургеневых по маршруту: с. Спасское, Москва, Петербург, Нарва, Рига, Мемель, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Карлсбад, Аугсбург, Констанц, ... Киев, Орел, Мценск. В Париже Тургеневы прожили полгода.
1827 – Тургеневы переезжают в Москву, где приобретают дом на Самотеке. Ивана Тургенева помещают в пансион Вейденгаммера, где он пробыл около двух лет.
1829
, август – Ивана и Николая Тургенева помещают в пансион Армянского Института.
ноябрь
– Иван Тургенев выходит из пансиона и продолжает учебную подготовку с домашними учителями - Погореловым, Дубенским, Клюшниковым.
1833–1837 – учеба в Московском (словесный факультет) и Петербургском (филологическое отделение философского факультета) университетах.
1834 , декабрь – заканчивает работу над поэмой «Стено».
1836
, 19 апреля (1 мая) – присутствует на первом представлении «Ревизора» в Петербурге.
Конец года
– представляет на рассмотрение П. А. Плетнева поэму «Стено». После снисходительного отзыва дает ему еще
несколько стихотворений.
1837 – посылает А. В. Никитенко свои литературные работы: «Стено», «Повесть старика», «Наш век». Сообщает, что у него имеются три законченные маленькие поэмы: «Штиль на море», «Фантасмагория в летнюю ночь», «Сон» и около ста мелких стихотворений.
1838
, начало апреля – выходит кн. I «Современника», в ней: стихотворение «Вечер» (подпись: «---в»).
15 (27) мая
– выехал за границу на пароходе «Николай». На том же пароходе выехала Э.Тютчева, первая жена поэта
Ф.И.Тютчева , П. А. Вяземский и Д. Розен.
Начало октября
– выходит кн. 4 «Современника», в ней: стихотворение «К Венере Медицейской» (подпись «---въ»).
1838–1841 – обучение в Берлинском университете.
1883 , 22 августа (3 сентября) – умер в Буживале под Парижем, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
Основные даты жизни и творчества И.С. Тургенева
1818, 28 октября (9 ноября нового стиля) - Рождение И. С. Тургенева, «в Орле, в своем доме в 12 часов утра».
1833, 20 сентября - Тургенев принят своекоштным студентом по словесному отделению философского факультета Московского университета.
1834, 18 июля - Тургенев переводится на философский факультет Петербургского университета.
1837, осень - Получает степень кандидата.
1838, начало апреля - Выход в свет № 1 «Современника» со стихотворением Тургенева «Вечер».
1840, февраль - начало мая - Путешествие по Италии, дружеские отношения со Станкевичем.
1841, весна - Тургенев заканчивает занятия в Берлинском университете и возвращается в Россию.
1841, лето - В Спасском-Лутовинове Тургенев сближается с А. Е. Ивановой.
1841, 10–16 октября - Тургенев посещает Премухино. Начало любовного романа с Т. А. Бакуниной.
1842, апрель - май - Сдает магистерские экзамены по философии и латинской словесности в Петербургском университете.
1843, конец февраля - Знакомство с Белинским.
1844, лето - Тесное сближение Тургенева с Белинским. Знакомство с Некрасовым.
1846 - Выход в свет «Петербургского сборника» с повестью Тургенева «Три портрета» и поэмой «Помещик».
1846, конец года - Переход журнала «Современник» в руки Некрасова и Панаева.
1847 - В первой книжке «Современника» опубликован очерк «Хорь и Калиныч» из «Записок охотника».
1852, 18 мая - После месячного заключения Тургенев сослан в Спасское-Лутовиново под полицейский надзор.
1853, март - Тайная десятидневная поездка Тургенева в Москву для свидания с П. Виардо.
1854, осень - Тургенев охотится вместе с Некрасовым в Спасском-Лутовинове.
1855, январь - Тургенев на юбилее Московского университета, посещает Грановского, А. Н. Островского, Аксаковых.
1855, 19 ноября - Л. Н. Толстой возвращается из Севастополя и останавливается на квартире у Тургенева в Петербурге.
1856, лето - Поездки Тургенева в Покровское к М. Н. Толстой. Работа над повестью «Фауст».
1856, середина октября - Тургенев уезжает во Францию.
1857 - Размолвка с Полиной Виардо.
1859 - В первом номере «Современника» опубликован роман «Дворянское гнездо».
1859, в середине сентября - Тургенев возвращается в Петербург, затем - в Спасское-Лутовиново. Работает над романом «Накануне».
1860 - В первом и втором номерах «Русского вестника» М. Н. Каткова выходит роман «Накануне». Размолвка Тургенева с Некрасовым и уход из редакции журнала «Современник».
1860, август - Формулярный список действующих лиц романа «Отцы и дети», составленный Тургеневым во время морских купаний в г. Вентноре на острове Уайт.
1862 - В февральской книжке «Русского вестника» выходит роман Тургенева «Отцы и дети».
1867, середина апреля - Выходит третья книжка «Русского вестника» с романом Тургенева «Дым».
1870, 3 июля - С началом франко-прусской войны Тургенев вместе с семейством Виардо покидает Баден-Баден и переезжает в Англию.
1871, 13 февраля - Тургенев приезжает в Петербург. Знакомится со Стасовым, читает в клубе художников рассказ «Бурмистр».
1873, июль - Тургенев совместно с семьей Виардо нанимает в Буживале загородную виллу «Ясени».
1877 - В январской и февральской книжках «Вестника Европы» выходит роман Тургенева «Новь».
1879 - март - Чествование Тургенева в Москве и Петербурге. Решение писателя вернуться в Россию.
1879, с 3 по 10 июня - Тургенев в Англии на присуждении ему степени доктора обычного нрава Оксфордского университета.
1881, лето - Последний приезд Тургенева в Спасское. Посещение Спасского Л. Н. Толстым, Д. В. Григоровичем, М. Г. Савиной.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тургенев автора Лебедев Юрий ВладимировичОсновные даты жизни и творчества И.С. Тургенева 1818, 28 октября (9 ноября нового стиля) - Рождение И. С. Тургенева, «в Орле, в своем доме в 12 часов утра».1833, 20 сентября - Тургенев принят своекоштным студентом по словесному отделению философского факультета Московского
Из книги Гашек автора Пытлик РадкоОсновные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»
Из книги Некрасов автора Скатов Николай НиколаевичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. НЕКРАСОВА 1821 - 28 ноября (10 декабря по новому стилю) в местечке Немирове Подольской губернии в семье Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых родился сын Николай.1824 - Переезд Некрасовых в родовое Грешнево Ярославской
Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир ИвановичОсновные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью
Из книги Анна Ахматова автора Коваленко Светлана АлексеевнаОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. АХМАТОВОЙ 1889, 11 июня (23 июня по новому стилю) – в дачной местности Большой Фонтан под Одессой в семье капитана 2–го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны Горенко родилась дочь Анна.1890, май – семья Горенко переехала из Одессы
Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий ПетровичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход
Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко ЕленаОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -
Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей КарповичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год
Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил МихайловичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого
Из книги Максимилиан Волошин, или себя забывший бог автора Пинаев Сергей МихайловичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. А. ВОЛОШИНА 1877, 16 мая - В Киеве, в семье коллежского советника, члена Киевской палаты уголовного и гражданского права Александра Максимовича Кириенко-Волошина и его жены Елены Оттобальдовны, в девичестве Глазер, родился сын
Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр МихайловичОсновные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые
Из книги Модильяни автора Паризо КристианОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в
Из книги Шаламов автора Есипов Валерий ВасильевичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В.Т. ШАЛАМОВА 1907, 18 июня (5 июня по старому стилю) - в городе Вологде в семье священника Софийского собора Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны родился сын Варлаам (Варлам).1914 - Варлаам принят в подготовительный
Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий ИвановичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья
Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей АркадьевичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,
Из книги Франко автора Хинкулов Леонид ФедоровичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер
Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты.
Личности и творчеству Федора Михайловича Достоевского посвящено бесконечное множество всевозможных исследований, которое с каждым годом пополняется все новыми работами. Им несть числа, ибо бесконечен Достоевский, беспределен и его художественный мир. «Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чуждой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, - и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным». (Стефан Цвейг).
И все же есть несколько строк, которые смогут объяснить судьбу Достоевского гораздо полнее даже самой обстоятельной его биографии. Строки эти принадлежат другому большому художнику и посвящены еще одному Поэту: «… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; и мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказания мира Нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Книга Пророка Исайи. Гл. 53: 2-5).
Достоевский не производил никакого внешнего впечатления. Он был незаметен, невзрачен и угрюм. Н. Н. Страхов отмечал, что Достоевский, «несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза, имел вид совершенно солдатский, то есть простонародные черты лица». По свидетельству В. В. Тимофеевой, «это был очень бледный - землистой, болезненной бледностью - немолодой, очень усталый или больной человек, с мрачным, изнуренным лицом, покрытым, как сеткой, какими-то необыкновенно выразительными тенями от напряженно сдержанного движения мускулов».
Подобным образом описывали Достоевского и другие современники: «Он вспоминается мне невысоким, тщедушным, с лицом бледным, напряженно-сосредоточенным и неприветливым, с живыми, проницательными, чернеющими, как угольки, глазами; все обличье его являло что-то нервное и болезненное.
Рядом с красивым, величавым старцем Тургеневым Достоевский казался маленьким и невзрачным». (Граф Д. Олсуфьев). «На эстраду вышел небольшой сухонький мужичок, мужичок захудалый, из захудалой белорусской деревушки. Мужичок зачем-то был наряжен в длинный черный сюртук. Сильно поредевшие, но не поседевшие волосы аккуратно причесаны над высоким выпуклым лбом. Жиденькая бородка, жиденькие усы, сухое угловатое лицо». (В. А. Поссе).
Незначительная и даже отталкивающая внешность Достоевского усугублялась его не всегда понятным современникам болезненным поведением. Внутренние мотивы его «эксцентрических» поступков никому не были интересны; все отмечали лишь их внешний «взрывной» эффект, который очень скоро принес ему сомнительную славу безумца и юродивого.
Как только не называли его современники: «больной», «сумасшедший», «злобный», «одичавшая собака», «юродивый мистик». Характерно, что некоторые из подобных характеристик относятся и ко времени общественного признания Достоевского. Когда одни называли его пророком, другие восклицали с недоумением: «Достоевский - совсем сумасшедший. Бог знает какой мистицизм несет».
На всем протяжении своего творческого пути Достоевскому приходилось слышать критические отзывы, напрочь отрицавшие его талант. С его восприимчивостью больно было прочесть, что его произведения - это «бред юродивого мистика». Но еще больней было знать, что подобные оценки его творчества принадлежат и его бывшим друзьям, некогда признавшим его талант, его судьбу. Простоватый И. И. Панаев никогда не был разборчив в формулировках и разил наверняка: «…Кумирчик наш стал совсем заговариваться и вскоре был низвергнут нами с пьедестала и совсем забыт. Бедный!.. мы погубили его, мы сделали его смешным». Н. А. Некрасов искренне был уверен: «Достоевский вышел весь. Ему не написать больше ничего значительного».
Достоевского не сломали подобные отзывы, насмешки и оскорбления заклятых «друзей» и оппонентов. Как не сломали его каторга, многочисленные лишения и болезни. Более того, он неоднократно признавался в том, что его творчество неотделимо от его страданий, что именно им он обязан своими прозрениями. Характерно, что его morbus sacer никогда не подвергалась лечению; он не скрывал, а культивировал ее.
Что же помогло ему выстоять там, где ломались его более здоровые и менее восприимчивые современники (как, например, С. Ф. Дуров, вышедший из «мертвого дома» вместе с ним, но не возрожденным, а конченым человеком)?
Чувство пророческой судьбы. Это чувство зародилось в его душе довольно рано. В черновых набросках к «Житию великого грешника» он признавался: «Опасная и чрезвычайная мысль, что он будущий человек необыкновенный, охватила его еще в детстве». Подтачиваемое неизбежными сомнениями это чувство окончательно укоренилось в нем во время его блистательного литературного дебюта и более не покидало его никогда. Оно помогло выжить в каторге, безропотно сносить многочисленные страдания и, главное, постоянно стремиться к высшим достижениям, к выражению своих идеалов.
Он дорожил своим чувством пророческой судьбы. Достоевский боялся признаться в нем окружающим - давали о себе знать глубокие душевные раны, нанесенные ему «друзьями» времен его дебюта, - но выражать его скрыто посредством чтения чужих текстов он мог себе позволить. Он часто декламировал вдохновенного пушкинского «Пророка» и любил читать волнующие строки Огарева:
Порой среди ночного бденья,
Глухого полный вдохновенья,
Я в старой Библии гадал
И только жаждал и мечтал,
Чтоб вышли мне по воле рока -
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка.
Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты. «Тургенев … бросился меня обнимать со слезами, Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. «Вы гений, вы более чем гений!» - говорили они мне оба». Очарование пушкинской речи, впрочем, очень скоро рассеялось и уступило место потоку новых критических уколов в адрес Достоевского.
И только похороны писателя стали подлинным общенациональным признанием его пророческой стези. Они удивили многих: и соратников, и противников. «Похороны талантливого писателя как-то неожиданно превратились в похороны пророка», - недоумевал их очевидец В. К. Петерсен.
Посмертная мировая слава Достоевского лишь утвердила за ним право называться пророком, выразителем общечеловеческой боли, призванного не «судить Божью тварь», а свидетельствовать о человеке перед Богом, способного за человеческими страстями видеть страстотерпие. Знаменательно, что позднее, размышляя над судьбой Достоевского, Томас Манн выразил значение этой судьбы словами, смысл которых удивительно напоминал известное высказывание Исайи о пророческой стезе.
Он отмечал, что гений Достоевского теснейшим образом связан с его болезнью: «… его психологическое ясновидение, его знание душевного мира преступника, того, что Апокалипсис называет «сатанинскими глубинами», и прежде всего его способность создать ощущение некой таинственной вины, которая как бы является фоном существования его порою чудовищных персонажей, - все это непосредственным образом связано с его недугом… Болезнь!..
Целая орда, целое поколение восприимчивых и несокрушимо здоровых юнцов набрасывается на создание больного гения, того, чья болезнь переросла в гениальность, восхищается им, восхваляет его, уносит с собой, делает достоянием культуры, которая жива не единым домашним хлебом здоровья.
И все они будут клясться именем великого безумца, они, которые теперь благодаря его безумию уже избавлены от необходимости быть безумными. Они, цветущие здоровьем, будут питаться его безумием, и в них он будет здоровым. Другими словами: иные взлеты души и познания невозможны без болезни, безумия, духовного «преступления», и великие безумцы суть жертвы человечества, распятые во имя его возвышения, роста его чувств и познаний, короче говоря - во имя высшего его здоровья».
Но еще более характерно свидетельство о Достоевском как о Христовом пророке, принадлежащее такому отчаянному богоборцу, каким был Фридрих Ницше. Последний сравнивал художественный мир Достоевского с миром Евангелий, и отмечал, что в новое время Христос возможен только в мире Достоевского. В черновом отрывке к своему эссе «Der Antichrist», озаглавленном «Иисус: Достоевский» он высказался не без потаенной боли: «Я знаю только одного психолога, который жил в мире, где возможно христианство, где Христос может возникать ежемгновенно… Это Достоевский».