Олицетворения в романе обломов примеры. Художественные особенности

И.А. ГОНЧАРОВ

В литературном процессе 2-й половины ХIХ века И. А. Гончаров и его творчество занимают особое место. Вошедший в литературу в бурную эпоху 60-х годов, он был абсолютно нетипичен. Писатель с подозрением и недоверием относится к переменам, начавшимся в это время. Его глубоко волновали нравственные потери в стране, связанные с ломкой вековых устоев патриархальной России. Старая Россия привлекала И. А. Гончарова духовностью человеческих отношений, уважением к памяти предков, к национальным традициям. Видя недостатки патриархальной России, главными из которых были бездействие и страх перед переменами, художник приходит к выводу, что главное в жизни - это ее устойчивость перед всеми общественными потрясениями. И основная задача писателя заключается в фиксаций устойчивых форм жизни, в создании устойчивых типов.
За свою долгую жизнь И. А. Гончаров написал всего три романа, работа над каждым заняла не менее десяти лет («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), исследуя один и тот же конфликт - конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.
Самый известный роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в «Отечественных записках» за 1859 год, т. е. накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа - Обломова. Источником для написания романа послужили наблюдения писателя над жизнью собственной семьи и нравами родного Симбирска.
Роман И. А. Гончарова ввел в русскую литературу новое понятие - «обломовщина», связанное с именем главного героя, которого называют последним в галерее «лишних» людей. В своих воспоминаниях И. А. Гончаров говорил: «Мне кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежания, и зародилось неясное представление об „обломовщине“.
При анализе романа «Обломов» следует обратить внимание учащихся на понятие «обломовщина», на неоднозначность отношения автора и к своему главному герою, и к деятельному Штольцу, и на споры критиков по поводу романа и его главного героя (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; Д. И. Писарев. «Обломов»; А. В. Дружинин. «Обломов»).
На уроках литературы нет возможности достаточно полно познакомиться с жизненным и творческим путем И. А. Гончарова, поэтому касаемся лишь самых важных вопросов, вынося менее важный круг проблем для самостоятельной работы учащихся.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. ГОНЧАРОВА

Тема первая
Основные этапы жизни и творчества

Родился 6 (18) июня 1812 г. в купеческой семье в Симбирске.
1831 г. - поступил на словесное отделение Московского университета.
1834 г. - окончил Московский университет.
1835 г. - начало службы в Петербурге.
1846 г. - знакомство с Белинским.
1847 г. - роман «Обыкновенная история».
1852-1854 гг. - кругосветное плавание на парусном военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции.
1858 г. - путевые очерки «Фрегат „Паллада“».
1859 г. - роман «Обломов».
1869 г. - роман «Обрыв».
1872 г. - статья «Мильон терзаний» («Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Умер 15 (27) сентября 1891 г. в Петербурге.
Вопросы :
1. Каковы основные черты характера И. А. Гончарова?
2. Как впечатления детства повлияли на творчество И. А. Гончарова?
3. Какие романы принадлежат перу И. А. Гончарова? В чем их основной конфликт?
4. В чем особенности Гончарова-писателя?
5. Какие впечатления вынес И. А. Гончаров из кругосветного путешествия? Как они отразились на его дальнейшем творчестве?
6. Какая знаменитая критическая статья принадлежит И. А. Гончарову? О чем она?
Задания :
1. Составьте развернутый план ответа: «Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова».
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе И. А. Гончарова?».
3. Составьте конспект статей учебника: «О своеобразии художественного таланта И. А. Гончарова», «Цикл очерков „Фрегат „Паллада“».

Тема вторая
Роман «Обломов». Образ главного героя. Понятие «обломовщина»

Основные вопросы:

I. Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе и истории, но не сумевшего найти правильный путь.
II. Жизненные основы романа.
III. Влияние гоголевской традиции в романе.
IV. Проблематика романа. Основной конфликт.
V. Образ главного героя:
1. Основные черты характера.
2. Формирование характера. Детство Обломова.
3. День Обломова.
4. Роль деталей в обрисовке образа главного героя.
5. Жизненные идеалы Обломова.
VI. Отношение автора к своему герою.
VII. Что такое «обломовщина»?
VIII. Художественное своеобразие романа.
Вопросы :
1. Какова главная тема романа?
2. Какие проблемы поднимает И. А. Гончаров в романе?
3. Почему Н. А. Добролюбов называет Обломова последним в ряду «лишних людей»? Что такое «обломовщина» ?
4. Как гоголевская традиция сказалась в романе «Обломов»?
5. В чем основной конфликт романа?
6. Какими художественными средствами пользуется И. А. Гончаров при обрисовке характера своего героя?
7. Каковы отличительные особенности Обломова? Как сформировался характер героя?
8. Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в авторском освещении героя - сочувствие или ирония?
9. В чем состоит художественное своеобразие романа?
10. Какое значение в композиции романа имеет «Сон Обломова»?
11. Кого из героев предшествующей литературы можно сопоставить с Обломовым?
Задания :
1. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».
2. Составьте развернутый план ответа: «День Обломова».
3. Найдите в тексте романа персонажей, которые обладают обломовскими чертами. О чем это говорит?

Тема третья
Роль второстепенных персонажей в романе.
Роман «Обломов» в русской критике

Основные вопросы:

I. Кто такой Штольц?
1. Деятельность Штольца, его идейная позиция.
2. Отношение автора к Штольцу.
3. Штольц - антипод Обломова или его двойник?
II. Захар и Обломов. Обломовские черты в Захаре.
III. Ольга Ильинская:
1. Характер и идеалы Ольги.
2. Почему Ольга полюбила Обломова?
3. Можно ли Ольгу Ильинскую считать положительной героиней романа?
IV. Роман «Обломов» в русской критике:
1. Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»?
2. А. В. Дружинин. «„Обломов“, роман И. А. Гончарова».
3. Д. И. Писарев. «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова».
4. А. А. Григорьев. «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина».
Вопросы :
1. Почему И. А. Гончаров считал, что образ Андрея Штольца ему не удался?
2. Почему в романе не показана деятельность Штольца?
3. Можно ли Штольца считать положительным героем романа?
4. Какие черты сближают Штольца с Обломовым?
5. Что общего между Захаром и Обломовым?
6. Как образы Штольца и Захара выявляют характер Обломова?
7. За что Ольга Ильинская полюбила Обломова?
8. Почему Ольга не удовлетворена жизнью со Штольцем?
9. Кого, по вашему мнению, можно считать положительным персонажем романа?
10. В чем суть разногласий Добролюбова, Писарева и Дружинина в оценке романа «Обломов»?
Задания :
1. Составьте таблицу сравнительной характеристики:

2. Составьте цитатный план статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».
3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Портрет Ольги Ильинской».

Итоговые работы:

В качестве итоговой работы по творчеству И. А. Гончарова можно предложить домашние сочинения по темам: «Это „ядовитое“ слово „обломовщина“», «Есть ли сатира в романе „Обломов“»?», «В чем состоит трагедия жизни Обломова?», «Обломов - общечеловеческий тип», «Обломов и Манилов», «Ольга Ильинская и Татьяна Ларина», «„Старое“ и „новое“ в русской жизни», «Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
Изучение творчества И. А. Гончарова можно завершить анализом (в классе) различных отрывков из романа. Отрывки могут быть выбраны учащимися самостоятельно или получены по билетам.
Какие отрывки для анализа могут быть предложены учащимся: «Утро Обломова», «Последнее свидание Обломова и Ольги Ильинской», «Прощание Андрея Штольца с отцом», «Письмо Обломова к Ольге», «Поездки к Пшеницыной (I ч., III ч.)»?
Для того чтобы оценить знание учащимися текста романа и критических статей, посвященных ему, можно предложить такие вопросы для тестирования:
I. Кому из персонажей романа принадлежат следующие высказывания?
1. «Чем же я виноват, что клопы на свете есть?»
2. «Чтоб я писать стал! Я и в должности третий день не пишу: как сяду, так слеза из левого глаза и начинает бить...»
3. «...Я думаю все крепкую думу, чтоб крестьяне не потерпели ни в чем нужды, чтоб не позавидовали чужим, чтоб не плакались на меня Господу Богу на Страшном суде, а молились бы да помнили меня добром».
4. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое».
5. «Ваше люблю есть не настоящая любовь, а будущая».
6. «...Нормальное назначение человека - прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков...»
7. «...Жизнь - обязанность, долг, следовательно, любовь - тоже долг».
8. «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»
9. «Я хочу, чтоб вам не было скучно, чтоб вы были здесь как дома, чтоб вам было ловко, свободно, легко!»
10. «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни...»
II. Кому из критиков принадлежат следующие высказывания?
1. «Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий».
2. «Все обломовцы любят унижать себя; но это они делают с той целью, чтобы иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, перед кем они себя ругают...»
3. «...Он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».
4. «Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной, - и мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем, потому что невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко».
5. «На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».
6. «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни...»
7. «Высшие стремления его ума и сердца, пробужденные образованием, не замерли, человеческие чувства, вложенные природою в его мягкую душу, не очерствели: они как будто заплыли жиром, но сохранились во всей своей первобытной чистоте».
8. «Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц - человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться и пр. Но что он делает и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, - это для нас остается тайной».

Содержание романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» мне было знакомо с детства, и, когда возникла необходимость самой прочесть его, я взяла книгу без большого желания, так как считала, что будет скучно, потому что это произведение небогато внешними событиями, в нем нет неожиданных происшествий, эффектных приключений. Но очень скоро я поняла, что мои опасения были напрасны. С первых же страниц я попала под обаяние неспешного, плавного и в то же время выразительного гончаровского слога, как живые вставали передо мной герои произведения. Позднее, изучая роман на уроках литературы, я пыталась разобраться, как удается писателю добиться такой достоверности в изображении своих персонажей, так что даже нам, живущим через полтора столетия, они кажутся близкими и понятными.

Действие романа и впрямь не насыщено событиями, но, мне кажется, это связано с тем, что все внимание писателя сосредоточено на внутреннем мире человека, его психологии, своеобразии его характера. Главным приемом раскрытия характера у Гончарова является портрет. Портрет в романе, чрезвычайно подробный и обстоятельный, иногда занимает несколько страниц, но зато дает представление не только о внешности, но и об образе жизни, характере, жизненной позиции героя. За каждой деталью портрета Обломова, с которого начинается роман, стоит какая-либо психологическая черта. Такие детали, как «отсутствие всякой определенной идеи», «безразличный» цвет лица, халат, похожий на послушного раба, длинные, мягкие, широкие туфли и замечание о том, что Илья Ильич «обрюзг не по летам», рисуют человека ленивого и апатичного. Именно эти штрихи портрета и бросаются в глаза при первом прочтении. Но когда внимательно перечитываешь первые страницы романа, замечаешь и «приятную наружность», и «ровный свет», и «мягкость» и начинаешь понимать, что характер этот не так однозначен. Внимание к деталям - обязательное условие для чтения романа Гончарова. Подчас та или иная портретная деталь многократно повторяется в тексте, подчеркивая наиболее значимую черту характера. Помимо уже названного халата Обломова, это подвижные, говорящие брови и маленькая складка над одной из них в портрете Ольги Ильинской, голый локоть с ямочкой у Агафьи Матвеевны, нос Анисьи, как будто отставший от лица, у Мухоярова - характерное движение пальца ногтем вниз.

Дополнением к портрету служит у Гончарова интерьер. Особенно выразительно описание кабинета Обломова: в нем та же двойственность, что и в портрете. Здесь и красивая мебель, и ковры, «несколько картин, бронза, фарфор», и вообще комната «с первого взгляда казалась прекрасно убранною». Однако «вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». Картины покрыты паутиной, на зеркалах - пыль, ковры в пятнах. Особое значение, на мой взгляд, имеют следующие детали: покрывшиеся пылью страницы развернутых книг, прошлогодний номер газеты и чернильница, в которую «если обмакнуть перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха». Все это свидетельствует о том, что в доме Обломова замерла не только физическая, но и духовная жизнь: он давно ничего не читает, ничего не пишет (а между тем мы застаем его как раз в тот момент, когда он должен написать письмо старосте и составить план переустройства имения).

Интересно, что все изменения в душевном состоянии героя будут отражаться в портрете и интерьере. В те месяцы, когда жизнь Обломова будет наполнена любовью к Ольге, преобразится и его комната, и его внешность: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Исчезновение халата, символа обломовской апатии, очень примечательно, как примечательно и то, что на этих страницах романа появляется новая значимая деталь - ветка сирени - символ надежд, любви, воскрешения души.

Душевное состояние героев находит свое отражение и в пейзаже, изменения которого также сопутствуют изменениям в их жизни. Когда Ольга и Обломов влюблены, «лето в самом разгаре; июль проходит; погода отличная». Но вот любовь остается в прошлом, и уже «снег валил хлопьями и густо устилал землю».

Роман написан удивительным языком, простым, легким и выразительным. В нем немало остроумных сравнений, дающих чрезвычайно точную и яркую характеристику герою. Вспомним, например, что жизнь обломовцев сравнивается с течением «покойной реки», а жизнь самого Обломова в доме Пшеницыной - с «простым и широким гробом». Зато, как таблица на каменной скрижали, была начертана, открыто всем и каждому жизнь старого Штольца». Столь же глубоки и содержательны гончаровские эпитеты. Возьмем для примера хотя бы те, что относятся к Ольге и Обломову. Брови у Ольги «говорящие», ум «беспокойный», сердце «встревоженное», воображение «раздраженное», движение мысли «вечное». Сердце Ильи Ильича «честное», «верное», душа «хрустальная», «прозрачная», «чистая». Нередко писатель использует для характеристики героев и «меткое народное русское слово», о котором так вдохновенно рассуждал Гоголь в «Мертвых душах». Вот как характеризует Захар Алексеева; «А у этого ни кожи, ни рожи, ни ведения!» И кажется, что эта фраза точнее и выразительнее, чем предшествующие ей две страницы характеристики этого героя. Еще один прием раскрытия характера у Гончарова - это речь самого персонажа. Даже у второстепенных героев она подчеркнуто индивидуальна: речь угрюмого Захара грубовата и отрывиста, у словоохотливой Анисьи она, наоборот, льется непрерывным потоком, словарь Агафьи Матвеевны небогат, речь Тарантьева наполнена грубыми выражениями и выкриками, хитрый Мухояров в разговоре с Обломовым почти к каждому слову добавляет подобострастное «-с», зато в деловом разговоре с Тарантьевым выражает свои мысли кратко и определенно. Метко характеризует героев дружески-фамильярный язык Волкова, заботливо-участливая интонация Судьбинского, ласково-заискивающая манера Пенкина.

При всей индивидуальной неповторимости гончаровских героев все они характеры типические. Это подчеркивается подробным изображением той социальной и духовной атмосферы, в которой эти характеры формировались. Именно для того, чтобы объяснить, как возник тот или иной тип, Гончаров нередко обращается к предыстории своих персонажей. Таков *Сон Обломова», в котором в поэтической форме даны истоки обломовского характера. Именно он дает нам ответ на вопрос, откуда в герое его двойственность, почему, обладая хрустально-чистой душой, он абсолютно не способен на какой-либо решительный поступок. Картины детства героя, наполненные авторской иронией и лиризмом, рисуют мир 0бломовки, поэтический в своей неподвижности. Биография Штольца менее поэтична, зато она однозначно свидетельствует о том, что именно отцовское воспитание и русская почва создали характер деятельный, кипучий, но расчетливый и рациональный.

Таким образом, можно сказать, что Гончаров предстает перед нами в романе и как блистательный художник, и как тончайший психолог. Целый комплекс изобразительно-выразительных средств использует он для того, чтобы создать характер героя, яркий, объемный и глубоко типический. Умение нарисовать психологический портрет человека, заглянуть в тайники его души, не упустив ни одной мелочи, ни одной подробности, и, как писал Добролюбов, «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» кажется, мне наиболее ценным в творчестве этого писателя и вполне искупает отсутствие в романе сюжетной динамики.


Роман И.А.Гончарова «Обломов»

1 вариант

Выявите в предложенном отрывке тропы и фигуры.

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!
Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Рёв и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они всё твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и всё слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осуждённые, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
Бессилен рёв зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины!... В колебании водяной массы человек всё видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.

Составитель Панфилова С.В.

Средства речевой выразительности
Роман И.А.Гончарова «Обломов»
«Сон Обломова» (часть 1, глава 9)
2 вариант

1. Выявите в предложенном отрывке тропы и фигуры.
Каковы функции средств речевой выразительности?

Солнце уж спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины одна монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже
Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя в ней вдруг кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижна.
Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

Составитель Панфилова С.В.